Александр Владимиров

вице-президент Коллегии военных экспертов,

кандидат политических наук,

генерал-майор

ЛЕВ ГУМИЛЕВ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ 3

IV. Логика этногенеза (эволюция пассионарности) Ислама и императивы национальной стратегии России

Согласно теории этногенеза, Ислам сегодня находится в фазе "надлома".

При этом надо отметить, что когда Лев Гумилев исследовал этногенез Ислама, он рассматривал (почти исключительно) его собственно тюркскую, вернее даже турецкую - османскую часть.

Поскольку теорию вопроса мы будем достаточно подробно рассматривать при анализе состояния Российского суперэтноса, находящегося, по мнению ученого, в той же фазе этногенеза, то сейчас мы позволим себе остановиться только на тезисной констатации новых исламских суперэтнических факторов.

Нам представляется, что сегодня говорить о том, что исламский суперэтнос проявляет себя полномасштабно и монолитно, можно только с большой натяжкой.

Современный исламский мир многосубъектен, полиэтничен, расколот и разнопланов. Он имеет несколько центров, главным образом, религиозной консолидации (назовем, к примеру, только Турцию, Иран, Пакистан, Саудовскую Аравию, Египет, Ливию и так далее), каждый из которых считает, что "истинный Ислам" только тот, который исповедует он сам.

Тем не менее, ислам изначально был "сильной идеологической системой", число последователей которой сегодня только увеличивается. Такой выдающийся знаток ислама как Густав Эдмунд фон Грюнебаум, следующим образом оценивал его сильные стороны:

  • 1) "универсальный" характер ислама, отсутствие национальной замкнутости этой религии или жесткой привязанности к ограниченному периоду времени;
  • 2)способность ислама к адаптации: несмотря на преобладающее чувство духовного единства и "чувство коллективного превосходства", мусульмане сохранили и интегрировали необычайно много разнообразных национальных и региональных элементов;
  • 3) хотя на первый взгляд мусульманская цивилизация кажется всеядной, она очень избирательна: она признает и принимает то, что поддерживает ее базисные религиозные добродетели, и отвергает то, что противоречит ее индивидуальности;
  • 4) мусульманская цивилизация представляет собой культурное единство, которому чужды наши изначальные побуждения. Она не испытывает жизненной заинтересованности в аналитическом осознании самой себя и, пожалуй, еще меньше заинтересована в структурном исследовании других культур, выявляющем приметы заката этих культур или способствующем лучшему пониманию собственного характера и истории;
  • 5) этот тезис может быть связан "с основополагающим антигуманизмом мусульманской цивилизации, то есть подчеркнутым отказом признать человека хоть в малой степени арбитром или мерилом вещей, и тенденцией удовлетворяться истиной…" 5

Характеризуя ислам, фон Грюнебаум, дословно, говорит следующее: "Эта структура обрела жизнестойкость и силу в своей способности трансформироваться из религиозной общины, имевшей чисто национальную природу, в культурное сообщество, которое было и религиозным, и наднациональным, сохраняя в то же время свое право на существование и на статус государства. Политическая история ислама содержит парадокс: это - история превращения некоей арабской секты в контролируемую общиной империю и, более того, в универсальное религиозное сообщество, которое первоначально не носило политического характера, хотя и играло определяющую роль в политических событиях и навязывало свои собственные ценности другим культурам. Иными словами, не физическое господство, а культурная мощь нового учения, не возникновение его в определенном географическом и интеллектуальном регионе, но имманентный ему универсализм были решающими факторами его развития". Далее он формулирует несколько чрезвычайно важных, для понимания сути мусульманского мира, черт. Так например: говоря об "арабской системе управления" он пишет "… арабо- мусульманский правящий класс, представители которого были на содержании у государства, будучи военными и часто землевладельцами, жил за счет немусульман"; "единственной возможностью сохранить pax islamica ("мусульманский мир"), удержаться от войны между мусульманами является непрерывная экспансия"; "… вневременная эффективность ислама в основном проистекает как раз из того, что она в очень малой степени связана с уровнем образованности … и с достижениями мусульманской религии…"; характеризуя культуру ислама, автор указывает, что: "Умственный кругозор ислама почти не выходил за пределы, внутри которых он обладал властью", при этом, одни "… предания полны грез о всемирной империи", другие " … более реалистичны и свободны от коллективной мании величия. В них отражается замкнутый мир изысканного полуварварства, который пытается компенсировать собственную изолированность, преувеличивая важность мельчайших событий".

Цикл исламской государственности фон Грюнебаум описывает так: "Повсюду правительство находилось в руках армии, которая в большей или меньшей степени ощущала себя хозяином страны; но источником мощи была не территория, а властитель, который правил то тут, то там, опираясь на поддержку вооруженных приверженцев, и династия которого воплощала однородность политической структуры. Повторялся прежний, ставший уже типичным процесс: империя, поддержанная немногочисленными энергичными и сведущими в военном искусстве людьми, быстро достигало вершины могущества и затем так же быстро распадалась на множество мелких государств, подчинявшихся принцам правящего дома или командирам наемников; в свою очередь, эти государства погибали под натиском новых империй".

 

Более того, сегодня все более ясно проявляются (вроде бы забытые) Пан исламские идеи, и даже Ново Османские (Пан тюркские) имперские поползновения, имеющие вполне конкретные примеры действий.

Кроме того, сегодня особенно явным, важным и опасным фактором развития исламского мира, является появление мощного фундаментального и радикального движения, который прямо связан с претензиями Исламского ваххабитского религиозного течения, на исключительную роль в восстановлении Ислама и распространение его на весь остальной мир.

Практически весь "исламский терроризм" связан с этим течением религиозной исламской мысли, и с деньгами Саудовской Аравии, чьей государственной религией является ваххабизм.

По нашему мнению, ваххабизм, по своей сути - есть современная жизнеотрицающая идеологическая и этнологическая антисистема, поставившая своей задачей и миссией - завоевание власти на планете.

Сегодня уже нельзя не замечать, что эта антисистема предпринимает свою экспансию по всему миру, как в неисламских мирах, так и в нем самом, и пока везде имеет успех.

Правоту этой констатации легко подтвердить примерами Чечни, Афганистана, Пакистана и так далее, и даже нашего Татарстана.

Тем не менее, нельзя не признать, что ислам является, не только самой активной, но и самой социально ориентированной из всех мировых религий (например, там не может быть беспризорных и бездомных детей, и абсолютно бездомных нищих мусульман).

Поэтому число его сторонников в мире непрерывно возрастает, как возрастает и уровень притязаний мусульман в государствах мира, как и самого мира мусульман.

Сила Ислама как религии в том, что она (в отличие от Христианства) составляет существо образа жизни всех мусульман, и базовую основу политик государств исламского мира.

В настоящее время, только Ислам обладает способностью простой, надежной и однозначной самоидентификации своих сторонников, путем простого противопоставления себя - всем остальным, по формуле "мы (наши) - они (не наши)".

Эта самоидентификация носит совершенно объективный характер и не зависит ни от уровня образованности, ни от уровня экономической состоятельности, ни от гражданства самих мусульман и даже цвета их кожи.

Эта самоидентификация всех мусульман мира может быть организована или спровоцирована на всей планете практически мгновенно. Эта способность к почти мгновенной мобилизации и превращению в суперэтнос, дает Исламскому миру превосходство над остальными суперэтносами (может быть кроме китайского) в борьбе за выживание и в возможностях позитивного изменения цикла своего этногенеза.

Важные выводы.

1.Исламского суперэтноса еще нет, но его инкубационный период уже очевиден.

2. Пока есть только еще формирующийся "Исламский" радикальный геополитический проект, носящий вид строительства ваххабитской антисистемы.

3. Исламский (неизбежно) радикальный суперэтнос будет формироваться по мере развертывания и "победного шествия" американоцентрического либерально - фундаментального геополитического проекта, по мере ослабления России, и вырождения Христианского (Европа) мира.

4. Основной целью геополитического Исламского радикального проекта будет - господство в мире Исламского суперэтноса, а основным методом его реализации, будет - идеологическое (религиозное) перерождение покоряемых этносов.

Чего же нам ждать от "Ислама"? Нам представляется, что Россию ждет следующее.

1. Дальнейшее "тихое проникновение" радикального ислама.

2. Радикализация исторического и толерантного Российского Ислама, путем "омоложения" состава действующих мулл, выпускниками Саудовских медресе, преступными деньгами и террором.

3. Попытки "откола" от России всего Кавказа и бесконечная "Кавказская война".

4. Создание зоны "абсолютного радикального ислама" во всем Прикаспийском регионе, Средней Азии, Казахстане и Туве. Другими словами - создание вокруг России "исламского радикального пояса".

5. Образование подконтрольного радикальному исламу второго мирового центра добычи углеводородного сырья, с включением в него бассейна Каспия, Казахстана, Среднеазиатских республик бывшего СССР, Афганистана, Ирана и Пакистана.

6. Радикализация и исламизация Башкирии, Калмыкии, Татарстана, Якутии и так далее, то есть всех ресурсных регионов России.

7. Формирование самостоятельного Среднеазиатско - Кавказского Исламского Центра (Новой Исламской Конфедерации), то есть - ресурсно, экономически и финансово самодостаточного геополитического центра силы.

8. Формирование нового исламского суперэтноса с радикальной ваххабитской генетикой.

Каковы же, в этом плане, императивы "Южной стратегии" России

В - первую очередь, мы должны отдавать себе полный отчет о возможных перспективах "исламского вопроса" в России и для России, и принимать наступательные, активные меры (в том числе и в парадигме стратегии непрямых действий) по недопущению развития указанных выше негативных тенденций.

Во - вторых, мы должны понять, что Россия одно из самых больших мусульманских государств мира (более двадцати миллионов мусульман). Ислам для России является такой же нормальной и традиционной цивилизационной (религиозной) платформой как и Православие, исторически доказавших свою взаимную толерантность.

В - третьих, необходимо самым решительным образом разделить наши государственные военные усилия по уничтожению гнезд терроризма в Чечне и на Кавказе, и наши государственные усилия по выводу народов Кавказа из состояния войны.

В - четвертых, при решении этих задач, надо исходить из того, что: с преступниками и преступными кланами договариваться не нужно, их надо уничтожать; мирное население Чечни можно перевести в режим мирной жизни, только дав ему работу, новых пророссийских мулл, воспитав молодежь и будущих чиновников в российских учебных заведениях и так далее.

В - пятых, то значит, что без наших серьезных и постоянных государственных усилий по институализации исторического российского Ислама, то есть, без помощи государства по его очищению от радикальных элементов, по его (в том числе и физической) защите и без государственного признания - мы будем всегда опаздывать от действий радикалов, а значит, рано или поздно, проиграем им наш Ислам, а значит и Россию.

В - шестых, понимая, что одним из приемов религиозной экспансии является радикализация ислама через его замещение ваххабизмом, одна из главных стратегических задач России - не допустить радикализации собственного Российского Ислама.

В - седьмых, важнейшими направлениями стратегии России должны стать: разработка и реализация масштабных инфраструктурных проектов (например, Каспийского энергетического и транспортного проекта), совместное владение и эксплуатация которых составит новую базу взаимной заинтересованности и доверия мусульманских и славянских государств региона; "связывание" азиатских прикаспийских мусульманских государств общей ответственностью за военно-политическую стабильность и безопасность, рамками и задачами системы коллективной безопасности этого региона (возможно в виде нового военно-политического альянса), при доминирующей роли России в ней.

V. Логика этногенеза (эволюция пассионарности) России и императивы ее национальной стратегии

Согласно теории этногенеза, Россия сегодня находится в фазе "надлома".

а) Теория вопроса

Фаза надлома характеризуется - резким снижением пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающимся расколом этнического поля.

Лев Гумилев пишет об этой фазе так: " Надлом - фаза выразительная, и ее заметить не трудно. Пассионарное напряжение этнической системы вдруг начинает стихийно снижаться. Происходит это самым простым способом: убийством наиболее выдающихся деятелей. Сначала гибнут политики, затем идеологи, поэты и ученые, потом - толковые администраторы и, наконец, трудящиеся - приверженцы уже погибших вождей. Остаются только предатели, постоянно переходящие на сторону очередного победителя, чтобы изменить и ему, как только он попадет в беду, и люди столь ничтожные, что их не трогают, если они не попадают под горячую руку. Начавшийся надлом замечают, прежде всего, современники, не все, разумеется, но наиболее патриотично настроенные и дальновидные".

Механизм перехода этноса к этой фазе, ученый видел следующим.

В фазе надлома (которая наступает сразу после акматической фазы, или фазы пассионарного перегрева) характер этногенеза резко меняется. Снижение общего уровня пассионарности системы (связанное главным образом с тем, что в результате гибели большого количества пассионариев и их выбросов в другие страны, в предыдущей фазе цикла), приводит к тому, что ведущие блоки главных социальных систем (политика, Армия, государственная служба, идеологические институты и так далее) наполняются выжившими шкурниками, то есть "гармоничными особями" (особями, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения), либо субпассионариями (особями, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения), проникающими на высокие должности благодаря родственным или клановым связям (непотизм).

Эгоистическая этика этих "новых людей" диктует новый стереотип поведения, что в результате приводит к упрощению системы. При этом вся новая система власти упорно вытесняет оставшихся пассионариев на обочину общественной жизни, то есть на окраины ее социального ареала.

Энергии для поддержания работоспособности системы остается все меньше, и она начинает давать сбои, так как управлять по настоящему - некому. Упрощение системы ведет к выбросу свободной энергии, и поэтому таланты и бойцы уходят за рубеж, в преступность или в творчество.

Индикатором надлома являются - всякого рода реформации, которые есть индикаторы смены знака системы, то есть начала ее упрощения.

В надломе обычно бывает короткий период депрессии, это период "разгула" субпассионариев, возглавляемых или явным "шкурником", или оставшимся "стихийным" пассионарием, "поющим свою последнюю, лебединую песню". Эту фазу надо уметь пережить, чтобы перейти к следующей.

Лев Гумилев утверждает, что фаза надлома - это возрастная болезнь этноса, которую необходимо преодолеть, чтобы обрести иммунитет.

Нам представляется, что одной из самых важных задач суперэтноса переживающего фазу надлома, является - не допустить его окончательного раскола и, в любом случае, не допустить утраты влияния в суперэтносе, титульной государствообразующей нации, и формирование власти, способной подняться до уровня проблем выживания народа.

Такова теория вопроса, которая на наш взгляд, с потрясающей точностью воспроизводит нашу действительность и наше недавнее прошлое.

Рассмотрим теперь нашу действительность.

Нам представляется, что при рассмотрении логики этногенеза России, надо исходить как из анализа естественного хода этногенеза, данного Львом Гумилевым, так и из нашего вывода о том, что "напряженность жизни - старит этнос преждевременно". Эти разные посылки должны по идее, привести нас (согласно теории науки логики) к разным выводам, что является, на наш взгляд, фактором важным и должным привести (с неизбежностью) к разработке других национальных стратегий, стратегий основанных на другой логике. Так ли это?

Рассмотрим эти посылки последовательно.

Напомним уважаемому читателю, что, согласно Л. Гумилеву, Российский суперэтнос (Россия) сегодня находится в фазе "надлома", внутренним содержанием которой, является - "утрата ощущения единства внутри суперэтноса".

Попытаемся определить так ли это относительно России.

а) Этногенез России в логике "преждевременного старения"

Мы берем на себя смелость предположить, что революция 1917 года была историческим фактом, которым заявил о своем появлении новый российский суперэтнос, который мы сегодня можем обозначить как "советский". Вспомним, что еще совсем недавно "советский народ" был официально объявлен Советской властью СССР - "новой исторической общностью". Надо сказать, что тогда это утверждение не казалось ошибочным и, наоборот, представлялось исторически оправданным, и конечно, совсем не выглядело как химера. Поэтому сегодня многих мучает вопрос о том, почему же мы (СССР) распались так быстро, бездарно и болезненно. Мучает этот вопрос и нас. Поэтому (кроме массы уже известных вариантов ответов) попробуем найти ответ в логике этого варианта этногенеза.

В целом, логика варианта "преждевременного старения" этногенеза выглядит следующим образом.

Весь двадцатый век был для России (СССР) и русского (российского, советского) народа - суперэтноса, веком сплошного непрекращающегося титанического напряжения, которое определило весь цикл его этногенеза протяженностью (вместо 1200-1500 лет) в сто лет. Другими словами, наш народ трудился и жил с десятикратной интенсивностью, а значит и такой же перегрузкой и перенапряжением.

В этом варианте, фазы его этногенеза выглядят следующим образом.

Реформы Александра II - начало пассионарного толчка.

Этап пассионарного подъема - реформы Столыпина, Первая мировая война, со взрывом революций в 1917 году, Гражданской войной и статуированием нового суперэтноса декларацией образования СССР.

Акматическая фаза (фаза пассионарного перегрева) включила в себя: коллективизацию; индустриализацию"; репрессии и Великую Отечественную войну.

Фаза надлома - пришлась на послевоенные годы, восстановление разрушенного народного хозяйства и "оттепель" Никиты Хрущева.

Инерционная фаза, то есть фаза "золотой осени" - цивилизации, совпала с "эпохой застоя" Леонида Брежнева.

Фаза обскурации или этнического распада - началась со смерти Ю. Андропова и затем стремительно нарастала действиями М. Горбачева и Б. Ельцина. Как результат - СССР распался на независимые государства, и к концу века, единый суперэтнос - "советский народ" распался на субэтносы. Здесь надо оговориться: процесс распада носил, в целом, насильственный характер, так как народы "разводили" их правящие элиты, обуянные жаждой власти, собственности и личного обогащения.

Тем не менее, как видим, практически все фазы этногенеза российского суперэтноса вполне умещаются в логику варианта "преждевременного старения".

Согласно этой логике мы (Россия и наш суперэтнос) находимся в фазе обскурации, то есть в фазе этнического распада, который наиболее заметен в (негативных и сложных) отношениях "национальных республик" Российской Федерации к Федеральному центру, и к титульной нации государства, тот есть к этническим русским, а так же в нескрываемом росте местного национализма и в сепаратизме устремлений некоторых субъектов Федерации.

Лев Гумилев называл эту фазу "Сумерки этноса" и так описывал ее признаки: "… наличие людей и нетворческих, и нетрудолюбивых, эмоционально и умственно неполноценных. Они плохие солдаты, никакие рабочие. "Жизнелюбы" начинают размножаться без ограничений и, поскольку они являются особями нового склада, создают свой императив: "Будь таким, как мы", то есть не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. Порядок, устанавливающийся в этой фазе, никак нельзя считать демократическим…. Здесь господствует негативный принцип отбора".

Нам представляется, что сказанное выше нашим великим соотечественником, с ужасающей точностью воспроизводит не только сегодняшнюю российскую действительность, но и общую тенденцию национального развития. Правда, мы еще не дожили до "солдатских мятежей", но … у нас еще все впереди, так как главное человеческое качество, востребуемое сегодня властью - это беспринципность и способность "из ничего делать деньги".

Далее, согласно теории, идут фазы "гомеостаза" (нулевого уровня пассионарности), затем переход к "мемориальной фазе" и к "вырождению". Что это такое, мы можем сегодня увидеть на примере жизни современных эвенков или эскимосов.

Как бы забегая вперед, скажем: мы эти фазы еще не прошли, поэтому у нас есть только два варианта судьбы: или "естественное вырождение"; или "организация нового пассионарного толчка".

Пока что наш суперэтнос явно "засыпает" и "разбудить" его (нацию) может только новый пассионарный толчок.

Этим толчком могут явиться: серьезная война, которая сделает это (разбудит народ) автоматически (правда, если это будет война с Китаем, возможная уже через 20-30 лет, то может статься так, что будить уже будет некого); или новая национальная государственная идея (проект), провозглашенная пассионарным лидером нации и имеющим профессиональную (и пассионарную) команду.

б) Этногенез России в логике "естественного развития"

Рассмотрим только основной признак фазы надлома - "утрату пассионарного напряжения и ощущения единства внутри суперэтноса".

Проследим эволюцию пассионарного импульса в России после Великой Отечественной войны.

После Великой отечественной войны, пассионарный импульс, данный ею, несмотря на гибель десятков миллионов россиян, был удержан Россией за счет эйфории победы, необходимости новой внутренней мобилизации и возможности устроить свою послевоенную жизнь.

Успех этого дела был обеспечен не только плановой экономикой и жестокостью государственного управления, но и тем, что много пассионариев "определенного толка" и ушедших в преступность (которая захлестнула послевоенную Россию) была "убрана" в резервации ГУЛАГа.

Затем, творческие пассионарии были вытеснены системой из управления страной (и даже из Армии), как угроза строю и личной власти Генсеков. К власти в стране пришли даже не "гармоничные люди", а развращенная благостями "капиталистического быта" и возжелавшая красивой жизни "серость", которая не нашла другого пути к собственной реализации, как только под знаменами "демократии". Надо сказать, что у них это получилось, так как первоначально их поддержала большая часть российских пассионариев, которые тоже увидели в "демократизации" свой "последний исторический шанс".

Прямым следствием этого процесса, явилась утрата ощущения единства субэтносов в едином советском суперэтносе, что привело к его расколу на российский и "все остальные".

Затем последовал парад суверенитетов - "советская смута", кончившаяся распадом СССР.

"Демократическая смута" конца ХХ века, закончившаяся самоуничтожением СССР, чуть было не закончилась распадом и Российской Федерации.

Но Россия удержалась (и пока что удерживается) на этой грани, главным образом - здравым смыслом нации и только потом - решительностью В. Путина и офицерским корпусом Армии, а так же выстраиванием четкой вертикали государственной власти, которая самим своим устройством (конструкцией) парирует (пока) столь опасную для России самостийность регионов.

Тем не менее, все еще зыбко, так как главная задача нации - восстановление своей государственной мощи и нового органического облика (империи в пределах уже исторически достигнутой ойкумены) еще не решена.

Далее.

Хорошо представляя себе и зная нашу новейшую историю, и анализируя наше современное этногенное состояние, мы пришли к следующим выводам.

История наших пассионарных импульсов и обнаруженная тенденция затухания национального пассионарного напряжения, и даже мой собственный опыт более чем тридцатилетней военной и государственной службы, привели нас к следующим выводам.

Каждый пассионарный импульс в России заканчивался не развившись потому, что рожденная им и развивающая его управляющая система (система высшей государственной власти), при первых признаках собственной стабилизации - изгоняла и уничтожала лучших своих пассионариев, как в политической элите, так и во всех остальных сферах функционирования государства и даже в Армии, как людей ответственных, требовательных, а значит и неудобных. Расплата за эту безответственность следовала практически всегда, правда проявлялась не всегда сразу.

Система умирала (как КПСС и СССР), в тот числе и от собственной беспросветной серости и торжества желающих уклониться от всяких обязанностей, так как когда (а это всегда случалось довольно скоро) приходило время перемен или опасности, то уже во власти не было людей способных этим заниматься и добиваться положительных результатов. Эту ситуацию мы сегодня испытываем на себе.

Конечно, сегодня в России все признаки надлома ее суперэтноса налицо.

Лев Гумилев считал, что полная гибель суперэтноса наступает (в том числе) и тогда, когда столица и провинции перестают думать, чувствовать, а значит и действовать согласно. К сожалению, мы видим, как эта гибельная тенденция продолжает "править" в России, а попытки ее нивелирования нашей высшей государственной властью, мягко сказать - не внятны.

Кроме того, утрата пассионарности российским суперэтносом зашла так далеко, что он перестал поставлять в Армию добровольных защитников Родины, что есть точный признак "начала конца".

Тем не менее, нам кажется, что уже в самом конце ХХ века в России появились первые признаки выздоровления - национальной (суперэтнической) регенерации (то есть вторичной интеграции), что, как нам представляется, можно считать признаком новой доминанты нашего национального развития сегодня.

Появлению этого нового фактора национального развития, способствовал сам факт развала СССР, который не только отделил от метрополии западные и азиатские провинции, но и образовал мощную двадцати пяти миллионную русскую диаспору в ближнем зарубежье. Все это сделало необходимой не только нашу национальную регенерацию, то есть процесс вторичной кристаллизации российского суперэтноса, но и создало объективные предпосылки к ней, так как огромная и, по неволе, наиболее пассионарная часть россиян (диаспора) получила огромный стимул к возрождению своей угасшей пассионарности. Мы имеем в виду - стремление всех россиян к воссоединению, что рано или поздно, но неизбежно должно привести нас к активным действиям в этом направлении.

А как мы уже знаем, для того чтобы действовать, надо иметь пассионарность, а значит, она будет вновь востребована нацией, а значит и возродится вновь, и опять возродит собою этнос.

Не затрудняя уважаемого читателя дальнейшими деталями анализа, скажем главное сразу.

Самым удивительным (и неожиданным) при анализе выбранных вариантов, является наш вывод о том, что - рассмотрение этногенеза Российского суперэтноса в разных логиках, приводят нас к одним и тем же выводам, так как его конечные фазы (в обоих логиках) совпали в главном - в необходимости спасения нашего суперэтноса.

В этом плане, нам представляется, что важными являются поиски ответов на вопросы: можно ли нацию пассионарностью "заразить"(?), и можно ли угасшую пассионарность "возродить"(?).

Мы можем на оба вопроса ответить утвердительным "ДА!".

Здесь мы хотим поставить некий знак препинания и высказать очень важный тезис.

Дело в том, что - российский суперэтнос, даже после утраты своей "советской" составляющей, остался великим народом и самостоятельным суперэтносом.

Дело в том, что наш суперэтнос во время нашего последнего "демократического" национального катаклизма не распался. Он очистился, стал мене мозаичным, а значит и более монолитным.

Он сохранил здоровое русское (русскоязычное) ядро, а значит и шанс к развитию более удачному и конструктивному, чем во время предыдущих фаз своего этногенеза.

Другими словами, мы считаем, что "освободившись" от своих "окраин", российский народ - суперэтнос теперь имеет возможность заявить о себе как о новом-старом суперэтносе, и начать новый цикл своего этногенеза, тратя свою пассионарность на строительство себя самого.

Для этого нам необходимо найти (обнаружить) запасы пассионарности и или создать ее заново, так как только пассионарность нации способна регенерировать (восстановить) суперэтнос и сделать цикл его этногенеза более или менее естественным, а его дальнейший исторических путь успешным и победительным.

Логика здесь такова. Чтобы выжить - нужно организоваться. Значит - нужна пассионарность, позволяющая ставить идеал выше ближних непосредственных интересов.

Другими словами, нам нужен идеал - далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно и даже инстинктивно как Правое Дело всего Народа. Только такой идеал позволит уже нынешним поколениям "подняться над суетой дня" и, несмотря на всю тяжесть существующего положения, не жить только сегодняшним днем, а формировать дела (проекты) и совершать поступки способные спасти и ныне живущих, и наших потомков.

Это значит, что нам нужна национальная государственная идея как инструмент воссоздания нации, и как проект способный возродить ее цивилизационный потенциал.

Здесь существует такая связь: новый идеал - даст новую пассионарность; новая пассионарность - даст новую организованность; новая организованность - даст другие (высшие) системы сохранения и развития этноса.

В качестве примера спасения как суперэтнической регенерации, Лев Гумилев приводит исторический факт восстановления России после Смутного времени. Хотя этот пример относится к другой (акматической) фазе нашего этногенеза, мы считаем его корректным и для настоящего времени, так как наша нынешняя ситуация иначе чем "Смутным временем"" сегодня и не обозначаема.

Нам представляется, тезис о неизбежности гибели суперэтноса при рассогласовании (разнонаправленности) дум, чувств и действий столицы и провинции - верен.

Тем не менее, мы считаем, что в России возможна этническая регенерация за счет неиспользованной (нерастраченной) пассионарности окраин, так как по нашему мнению, пассионарность "сгорела" в центре, но не в провинциях.

Очевидно, что для того чтобы ее возродить, необходимы не только новая национальная идея, но и сверхнапряжение нации (этноса), выполняющей новый национальный (цивилизационный) проект (который при любой экономической наполненности обязан быть идеологическим), а так же мобилизация пассионарных резервов нации.

Нам представляется, что в России эти резервы почти целиком сосредоточены (вернее, еще существуют): в ее провинции; в ее силовой сфере - в Армии; в ее культуре; а так же - в той части государственной и негосударственной сфер, которые представлены врачами, спортсменами, изыскателями и так далее, и той частью государственных служащих, которые непосредственно обеспечивают безопасность граждан.

Таким образом, мы считаем, что спасение Российского суперэтноса, то есть этническая регенерация, придет из провинции, сохранившей запасы неизрасходованной пассионарности и пока еще сохраняющей российскую суперэтническую культурную традицию.

Правда, здесь представляется важным, чтобы эта пассионарность была бы востребована Центром, или была навязана ему обществом.

В этот период, то есть в период пассионарного спада, нам может быть, как никогда важно задуматься над тем, кто и как будет передавать нашу культурную традицию.

Этот вопрос сейчас нам представляется почти определяющим, так как для того чтобы что- то передавать, необходимы, как минимум: "что" передавать (то есть сама культурная традиция); "кому" передавать (то есть сам народ, воспринимающий эту культурную традицию как свою собственную); "через что" передавать (то есть источники культурной традиции, ее письменные, электронные и любые другие носители); и, конечно, главный субъект культурной традиции нации - ее корпус учителей, деятелей науки, искусства, национального экспертного сообщества и так далее.

Если мы решим эту задачу сейчас, мы обеспечим уже не только регенерацию Российского суперэтноса, но и возможность его нового возрождения после очередного пассионарного толчка, который мы должны организовать сами, и прежде чем иссякнет энергия прежнего.

Если к этим, вышеперечисленным сферам, мы прибавим и Армию (как оплот и заповедник пассионарности, а так же как единственную государственную корпорацию вырабатывающую "безопасность", без чего никакое развитие просто невозможно), то, очевидно, что все перечисленное выше и есть те сферы, в которые государство должно вкладывать деньги.

Далее.

Попробуем определить как Афганская и Чеченские войны повлияли на уровень общей пассионарности России. Нам представляется, что общий вектор их влияния направлен в сторону ее роста. Это предположение мы обосновываем следующими наблюдениями: эти войны были относительно не длительными и относительно малокровными (общие потери относительно небольшие); через эти войны прошло достаточно много людей (около миллиона человек); это были главным образом, молодые мужчины, способные дать пассионарное потомство; эти потомки воинов (а значит, по определению, пассионариев), в свою очередь, способны возродить общую пассионарность России и наполнить ею ее суперэтнос.

Такой всплеск общей пассионарности России может быть предположен:

как следствие Афганской войны - к 2010-2015 году (конец войны + 25 лет жизни);

как следствие Чеченских войн - к 2020 - 2030 годам (2002г. + 25 лет жизни).

Далее.

Пассионарность может иметь и "импортный"" характер.

Это значит, что этнос может ее получить извне, как в результате столкновения с пришлым этносом в своей экологической нише, либо как результат ее (так же идущей извне) "прививки".

В этом плане, можно ли считать прививку демократии нам (России) равнозначной - инъекции пассионарности (обновления крови)? Наверное, можно.

Правда, эффект этой инъекции закончился быстро. Мы сами свидетели того, как пассионарии ринулись в политику и истребили себя в ней (а власть, со "сладострастным стоном" утаптывала и заливала бетоном все политическое поле, выискивая и затаптывая лучших, и оставляя на поверхности явных подручных "шкурников"), в то время как "система" была уже давно не пассионарна.

Система власти государства вырождалась и отторгала любую пассионарность, включая Армию, которая, "сдав" советскую власть в 1992 году, не выполнила даже свой конституционный долг.

История говорит, что этнос беззащитен, когда он теряет себя, то есть "меняет душу" (то есть стереотипы поведения и общественный императив существования) и утрачивает национальные ценности.

Попытки соединить несоединимое - своими последствиями всегда имеет плачевность состояния.

Мы наблюдаем правоту этого тезиса ежедневно, но еще мало делаем для того, чтобы не поступать так, и не умножать тем наши раны. Поэтому так непонятны и отвратительны нашему народу все продолжающиеся попытки его, с верху идущей, вестернизации.

Тем не менее, нам представляется, что наш Российский суперэтнос (который исторически и практически всегда находился в полном государственном рабстве), который только всего десять лет назад был приобщен к основам демократического государственного устройства, удивительно быстро усвоил все его преимущества для личной жизни. Этот факт дает нам уверенность в том, что уже через одно поколение Россия сможет найти и черпать свою пассионарность, в Свободе, в личной инициативе освобожденного народа.

В целом, все это значит, что пассионарность России может быть серьезно возрождена:

  • как следствие прихода к активной политической жизни детей героев последних войн России;
  • как реакция "очухавшегося" после "прививки демократии" населения страны;
  • как реакция народа на явное национальное унижение и бездарность власти;
  • и как его естественное стремление к собственному выживанию в рамках (надежной, проверенной временем и сегодня безальтернативной формы) коллективного существования, в условиях относительной собственной свободы.

Все это в сумме может дать суперэтносу России два - три пассионарных поколения начиная уже с 2010 года и практически до конца ХХI века.

Поскольку процессы этногенеза идут сегодня более интенсивно, поэтому инкубационный период (появления) нового российского этноса может уложиться в эти два - три поколения, то есть около 50 - 75 ближайших лет.

Этот важный вывод так же означает и то, что срок собственного созревания наш новый Российский суперэтнос должен (желательно) прожить без серьезных суперэтнических и катастрофических контактов.

Петр I как-то сказал, что "Нам Европа нужна на сто лет, а потом мы повернемся к ней задницей".

Надо отметить, что Екатерина II сделала это уже через тридцать лет, то есть через одно поколение, правда это было поколение боевых успехов Русской армии, ведомой гениальными Потемкиным, Румянцевым и Суворовым.

Другими словами и в целом, мы не должны 50 - 70 лет серьезно воевать с Китаем, "Исламом", США или с Объединенной Европой, и наша национальная стратегия и политика, обязаны обеспечивать (выдерживать) этот императив.

Этот вывод означает так же и то, что у России есть (может и должно) быть столько времени на формирование своего нового пассионарного потенциала, на строительство своей новой мощи и национального (цивилизационного) облика, на разработку и реализацию своего собственного цивилизационного Евразийского проекта.

Таким образом, мы можем констатировать, что у России появились некоторые временные определенности ее будущей стратегии, а у ее внешней политики и некоторые конкретные, и базовые задачи, которые наше государство обязано реализовывать практически любой ценой. Здесь речь, безусловно, не идет о прямой агрессии против нас или других экстраординарных сценариях нашего ближайшего будущего.

***

ОКОНЧАНИЕ


5(назад) Густав Эдмунд фон Грюнебаум. Классичевский ислам. Очерк истории (600 - 1258). - М.: Изд.."Наука". - 1986. с.-216