Александр Владимиров вице-президент Коллегии военных экспертов, кандидат политических наук, генерал-майор ЛЕВ ГУМИЛЕВ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИПРОДОЛЖЕНИЕ 2 II. Логика этногенеза (эволюция пассионарности) Запада - Европы и императивы национальной стратегии Россииа) Теория вопросаЛев Гумилев определял состояние этногенеза Европейского (Западная и Центральная Европа). суперэтноса как фазу "инерционную" или стадию "цивилизации". "Фаза инерции - плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после надлома. Эту фазу трудно назвать "рассветом", так как ее существо заключается в растранжиривании богатств и славы, накопленных предками. Отличительной чертой инерции, является сокращение активного социального элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого обывателя". Давая характеристику инерционной фазе, Лев Гумилев отмечал: "После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Однако избежать ее можно, если сменить общественный стереотип. Достаточно лишь измыслить или вообразить идеального носителя наилучшего стереотипа поведения, пусть даже он не существовавшего, и потребовать от всех, чтобы они ему подражали". При этом любое уклонение от общепринятого императива рассматривается как нечто одиозное, неприятное и обществом не одобряемое. Этический императив фазы: "Будь таким, как я!" Далее. В фазе инерции способность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействия на ландшафты собственной страны. Растет техносфера, то есть количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари - разумеется, за счет природных ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, то есть с жизнью, и наступает неизбежный упадок. "Облик этого упадка обманчив. На него надета маска благополучия и процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости природных богатств или технической мощи прогресса. Но это - утешительный обман, рассеивающийся после того, как наступают роковые события последнего фазового перехода этноса к обскурации, то есть к этническому распаду". Так говорит теория. б) Теперь рассмотрим реальное положение и состояние дел с этногенезом европейского суперэтноса.Начнем с проблемы "стереотипа поведения". Нам представляется, что идеальным носителем наилучшего современного стереотипа поведения в Европе (да и на всем Западе), является "золотая посредственность", которая трудолюбива и экономически благополучна, всегда законопослушна, свою страну любит и свою власть уважает, сотрудничает с местной полицией (стучит на соседей), вовремя платит налоги, любит туризм, готова говорить на тему "прав человека", демократична, толерантна к другим национальностям и культурам, регулярно ходит в церковь и верит почти всему, что видит по телевизору. В общем, как мы видим, вполне симпатичный и почти идеальный образ. Это идеал "общества потребления" и идеал народа, который "создан для того, чтобы им успешно управляли". Опасность таится не столько в самом облике обывателя, а в том, что при его полном довольстве и благословлении, происходит сокращение активного элемента этноса - пассионариев. Это начало негативного отбора, так как начинают все более цениться не способности, а их отсутствие, не образованность, а невежество, не стойкость во мнении, а гибкая беспринципность. В обществе все более начинают воцаряться "жизнелюбы", способные только паразитировать на теле сытого этноса, но не способные ни создать, ни сохранить. Этот образ "плейбоев"-транжир усиленно культивируется и даже насаждается в обществе, так как помогает торговать аксессуарами, то есть приносит прямую экономическую выгоду, а именно она и есть мерило обывательского успеха. Кроме того, сегодня мы уже можем не только наблюдать, но и оценить такое трагическое проявление упадка пассионарности европейского - христианского суперэтноса, как общее падение нравственных устоев общества и перерождение его базовых ценностей. Механизм этого падения прост. Главным требованием обывателя к своей политической системе (кроме, очевидных "хлеба и зрелищ"), есть - "гарантия личной безопасности и общественного порядка", что, конечно, совершенно справедливо. Но сегодня, эта "гарантия безопасности" все чаще достигается путем снижения нравственных национальных стандартов (а значит и стандартов социальной и нравственной ответственности) и достижением компромиссов (на все более низком уровне и во все более "рискованных" сферах) с представителями субпассионарного "дна". Так разрешаются и легализируются "легкие" наркотики, так разрешается официальным семьям сексуальных меньшинств усыновлять приемных детей, что является не только делом безнравственным, но и противоестественным, и так далее. Это делается не потому, что общество не понимает всего возможного ужаса последствий такой "либерализации нравов". Дело в том, что у закатывающегося этноса уже нет ни сил, ни желания бороться за себя. Это делается потому, что так легче, так как разрешить проще, чем запретить (не требует таких усилий), и, главное, это экономически прибыльно, так как открывает "новые горизонты бизнеса", что в эпоху и в атмосфере патологической алчности - играет ключевую роль. Можно без большой натяжки сказать, что Европу (и Запад) погубит жадность. Далее. Титульный этнос теряет свои позиции в сферах непосредственного жизнеобеспечения, он выдавливается из них пришлыми гастарбайтерами (которые сами начинают играть роль самостоятельного субэтноса) и сам переходит к паразитированию на чужом труде, правда пока еще на своей национальной территории. Итог этого процесса понятен. Все предпосылки конца уже созданы и гибель титульного этноса - только дело времени. Возвращаясь к вопросу: "- Есть ли что делить субэтносам в Общеевропейском доме?", отметим неоднозначность ответа. Эту неоднозначность ответа мы обнаруживаем в следующем. Дело в том, что: с одной стороны - можно подумать, что субэтносы Западной и Центральной Европы объединены стремлением пользоваться накопленным достоянием "настоящим образом" в рамках Общего дома; с другой - очевидно, что уже стали появляться признаки этнического вырождения и распада этого суперэтноса (признаки его перехода в фазу "обскурации"), что и вызвало необходимость создания Общего дома; а с третьей стороны - наличие, укорененных в государственных европейских телах и чуждых западному христианству, иных (исламских) активных цивилизационных плацдармов, не может не привести к возникновению серьезных (вплоть до катастрофических) коллизий внутри этого старого суперэтноса, и появления на его месте (в этой экологической нише) нового суперэтноса стремительно вытесняющего старый "Христианский мир". Далее. Лев Гумилев отмечал, что "… самое плохое в фазе цивилизации - это стимуляция противоестественных миграций, а точнее - переселение целых популяций из натуральных ландшафтов в антропогенные, то есть в города." В связи с тем, что ситуация с миграцией представляется нам более сложной, остановимся на этом тезисе чуть подробнее. Сначала о теории вопроса. Лев Гумилев считал, что "миграция сама по себе не антисистемна и не всегда повод для возникновения антисистемы", что "этнические миграции - процессы стихийные, увлекающие людей, которым только кажется, что они едут в чужую страну по доброй воле". Наверное, это так. Но мы можем констатировать, что сегодня миграция носит неуправляемый и массовый характер, и понимается нами как особый и осознанный вид действий обреченных этносов (или их части) по обеспечению своего выживания. Мы считаем, что параллельной (долготной) миграции этносов одной генетической линии по вмещающим ландшафтам этносов той же генетической линии сегодня уже не происходит (за исключением, например, предполагаемого исхода белого населения из Европы или Америки, которое имеет шансы на выживание при его размещении на территории Канады и Российской Сибири). Особенностями современного глобального миграционного процесса являются: его однонаправленность его потоков из бедных стран - в богатые (и с Юга - на Север, и с Востока - на Запад); его односторонность (только туда, а не оттуда); а также, тот факт, что решаются на миграцию в основном беднейшие и отчаявшиеся представители этносов, имеющие низкие личные потребности и стандарты жизни (а поэтому и лучшие шансы на выживание), и готовые в буквальном смысле - на все. По нашему мнению эти "противоестественные миграции" спровоцированы Западом и приобрели сегодня планетарные масштабы, характер нового цивилизационного фактора, явления и особенности современного этногенеза. Мы считаем, что сегодня современная миграция как диффузия этносов, является видом суперэтнического контакта, который всегда будет порождать антисистемы, так как пришлый и массовый этнос (всегда имеющий чуждую ментальность) всегда будет подрывать основы существования коренного суперэтноса и вытеснять его сначала из сфер непосредственного жизнеобеспечения, а потом, и из вмещающего ландшафта. Примером такой этногенной катастрофы для титульного российского суперэтноса может явиться массовая китайская миграция (массовый исход населения Китая) в пустые пространства Российской Сибири и Дальнего Востока. Поэтому, наш главный в этом плане вывод для практики звучит так. Чтобы не стать жертвой "противоестественной миграции", надо (кроме защищающих миграционной политики и законов) иметь: заполненными собственным этносом свои вмещающие ландшафты, защищать и охранять их; а также, проводить такую внутреннюю политику, которая обеспечивала бы престижность и экономическую выгодность освоения неосвоенного национального пространства, расширяя вмещающий (кормящий) ландшафт собственного суперэтноса. Далее. Лев Гумилев говорил, что "Инерционная фаза, это фаза торжества здорового обывательского цинизма". Правда здесь не может не возникнуть вопрос о том, что является цинизмом "здоровым", а что "нездоровым". Нам думается, что в попытках определиться по этому вопросу мы можем найти верное понимание того, чем и как живет сегодня Европа, и что ее ждет. Нам представляется, что "здоровый цинизм", это, прежде всего широкий прагматизм, в котором личное (и даже национальное) эго сплавляется в эго Объединенной Европы, это психология гармоничных особей, которых в Европе всегда было много. В то же время, "нездоровый цинизм", это, прежде всего логика и психология субпассионариев "хоть день, да мой", то есть особей, которых, в современной Европе, становится все больше. Можно констатировать, что в современной Европе практически не осталось не только ресурсов, но и пассионариев. Надо отметить, что этот фактор наиболее заметен в Германии, которая сделала даже из армии еще одну федеральную военную социальную структуру. Понимание наступающего вырождения Европейской цивилизации и всей грозности, идущих в Европе этногенных процессов, заставляет ее политическую элиту искать варианты продления "нормальной жизни" или варианты "избежания трагического финала". К сожалению, эти поиски идут по линиям: во - первых, старых подходов "все, что не Европа, то есть - обезьяны и недочеловеки"; во - вторых, новых подходов - " мы все знаем и умеем лучше, и, поэтому, все вы для нас всего лишь братья наши меньшие, и должны всегда быть у ноги - рядом, а если это не так, то можете считать, что вас уже нет"; в - третьих, взбадриванием себя оголтелым национализмом, то есть практическим обращением к фашизму; и все это - под флагом "общечеловеческих ценностей". Очевидно, что все эти пути тупиковые и гибельные. Сегодняшнее состояние Европы, которое можно назвать состоянием "поиска новой консолидации", характерно, в том числе и тем, что она стремиться (хотя бы обозначить) свою "новую экономическую мощь, самодостаточность, неуязвимость и агрессивность", под лозунгами "политкорректности и прав человека". Конечно, Европейский Общий дом, проект перспективный во всех отношениях, в том числе (и потенциально) и в возможности обретения некой новой идеи способной приостановить распад суперэтноса. Но здесь существует, по крайней мере, два крайне трудно преодолимых препятствия. Во - первых, наличие в теле Европе цивилизационных (суперэтнических) плацдармов, все более консолидирующегося Мусульманского субэтноса, то есть этноса, имеющего в своей генетике другую шкалу базовых ценностей. Ислам как основная религия (и идеологическая основа) этого субэтноса, составляет существо его образа жизни, что делает субэтнос монолитным и управляемым. Этот субэтнос практически несмешиваем с коренным (белым и христианским населением) и скоро будет способен к самостоятельным проявлениям своей новой и консолидированной самоидентификации. Во - вторых, основу генетики самого европейского суперэтноса составляет ген "стремления к богатству и материальному личному успеху любой ценой". Это уже превратило Европу из "рыцарской" в "торгашескую", а, по мнению Льва Гумилева, торгаши - бактерии, пожирающие внутренности этноса. Христианство как религия Европейского суперэтноса, является уже более культурной традицией чем Верой, и не составляет существа его идеологии и образа жизни. Это обстоятельство делает суперэтнос Европы рыхлым, не способным к консолидации и длительным напряжениям, и плохо управляемым. Нельзя не сказать и о том, что католицизм как одна из основных ветвей Христианства, волею своего исторического экспансионизма, оказалась, относительно Православия, негативно комплиментарной. Другими словами, католицизм и как Вера, и как идеология исторически всегда был агрессивно негативен к Православию и России, и это так же исторически всегда хорошо понималось Россией и ее суперэтносом. Более того, в ментальности Россиян сложился негативный стереотип оценки действий Католической церкви, как церкви антироссийской и антирусской. Эта негативная оценка католицизма, надо сказать прямо, только усиливается, так как нам (да и миру) становится все более ясно, что католицизм вырождается в совершенно безнравственное религиозное учреждение. Этот так же значит, что ясно ощущаемая сегодня, попытка новой (и надо сказать, беспрецедентно наглой) экспансии католицизма в мир Православия (на Украине, в Белоруссии и в самой России), не может позитивно оцениваться нами. Нам представляется, что эти, абсолютно характерные для Запада действия, направленные не на искоренение пороков собственной этногенетики, а на "увод" внимания своего суперэтноса от этих проблем, в том числе и путем усиленной внешней активности, не будет способствовать ни процессу взаимопонимания Европейского и Российского суперэтносов, ни процессу выздоровления самого Запада. В целом, мы считаем, что все сказанное выше позволяет нам сделать важные выводы. 1. В существующей ситуации сам Европейский суперэтнос, с задачами собственного самосохранения не справится. 2. Трагедия Христианского суперэтноса (Европы) заключается так же и в том, что он: во - первых, начал развертывание собственного геополитического проекта ("Объединенная Европа") с опозданием; во - вторых, сам план этого геополитического проекта имел в своем существе стратегическую и гибельную ошибку, связанную с попыткой игнорирования России как основного (одного из) европейского государства; в - третьих, сам проект построен на генетически порочных основах, предполагающих возможности позитивного этногенеза, построенного на абстрагировании от всего национального, самобытного и исторически сложившегося в угоду "политкорректности оторванных от народов и граждан наднациональных правящих элит". 3. Спасение Христианского суперэтноса прямо зависит от того, насколько быстро его субэтносы поймут грозящие им опасности, а их элиты найдут в себе мужество внести поправки в политику своих государств и тем спасут себя, свои народы, Европейское Христианство, и изменят "сумеречный" ход европейской истории. Кто же может помочь Европе? На первый взгляд ответ очевиден, конечно - Америка, так как мы - Россия - всегда были для Запада "не своими, но чужими". Но, похоже, что сегодня Европа становится "чужой" и Америке. Понимая всю серьезность положения США, можно предположить, что проблемы Европы американцы решать не будут, и, в лучшем случае от них можно ожидать помощи типа "Косово". Это значит, что Европа очень скоро может остаться со своими проблемами один - на - один. В этом плане, надо отметить, что Западная Европа и США имеют единый культурно-исторический код, но уже разные интересы. 4 В то же время, Западная Европа и Россия имеют разные культурно-исторические коды, но единые интересы, которые все (почти без исключения) находятся (и могут быть удовлетворены) на континенте Евразия. Нам представляется, что (в принципе) существует один совершенно уникальный вариант возрождения Европейского (христианского) суперэтноса. Он заключается в том, что может быть впервые в истории взаимодействий суперэтносов, возможен их позитивный и взаимоспасительный контакт. Я имею в виду позитивный контакт Европейского и Русского суперэтносов - мы должны друг другу помочь. И хотя, понимание этого начинает в Европе проявляться, тем не менее, мы сегодня наблюдаем провоцирующие действия (агрессию), традиционно антагонистически ориентированного, католицизма против России и Православия, которые мы понимаем как геополитические ходы Запада (США) по недопущению нарождающегося партнерства и дружбы Европы и России. Тем самым Европа (и Запад в целом) - роет себе могилу сама. Так что же нам ждать от "старушки - Европы"? Отвечая себе - "ничего хорошего", попробуем представить себе худший вариант развития событий. 1. Нам представляется, что она ("старушка") будет еще долго "бодриться", выдавая миру все новые и новые идеи - политтехнологии, и поучать его правилам хорошего тона. Одновременно будет расти интеграция и взаимная зависимость государств Европейского Дома, правда, одновременно будут нарастать и все указанные нами выше негативные тенденции суперэтнического бытия. Особенно опасными для стабильности Европы, мы считаем: все усиливающуюся демагогическую составляющую применяемых политических технологий и их оторванность от реальной жизни; все усиливающуюся агрессивную экспансию католицизма в мир Православия, а значит, все усиливающееся расхождение "христианских миров"; все усиливающуюся радикализацию коренного белого населения европейских государств, не верящего в способность государственных и общеевропейских институтов, уберечь европейский (христианский) суперэтнос, от постепенного "замещения" его, в исторических ареалах и кормящих ландшафтах, пришлыми "цветными" мигрантами; растущую численность и все большую радикализацию субэтноса "гастарбайтеров". 2. По этому, мы считаем, что в Европе неизбежен рост "нового национализма", все более принимающий вид расового противостояния. Этот процесс будет заметен не только в государствах Западной Европы, но он коснется Центральной и Восточной ее частей, а так же и России. Будет усиливаться популярность политиков и политических движений, исповедующих расовую и этническую чистоту своих государств. Это будет прямым следствием инстинктивного осознания коренными этносами Европы, возможности своего полного конечного уничтожения, в том числе, и по вине политики "либерально демократического" типа, а так же в связи с навязываемой миру американоцентричной моделью глобализации. Разочарование коренных европейцев в возможностях своих государств решать вопросы такого уровня (практически, это есть базовые вопросы выживания народов и их бытия) в принципе, а так же осознание ими определенной порочности их ценностей и образа жизни, с неизбежностью рождающих национальные и расовые проблемы, может привести к тому, что большинство коренного населения и граждан европейских государств, вообще откажет в доверии своим политическим партиям, традиционно исповедующим либерально демократические идеалы. Нам представляется, что, в этой связи, в Европе, довольно скоро, возможен приход к власти тоталитарных режимов, как единственных, способных начать решать эти вопросы радикально. 3. Мы считаем, что довольно скоро, "утомленное" собственной политкорректностью и общечеловеческими ценностями "сытое" общество, может потребовать от своих правительств "очищения Европы от пришельцев", что практически мгновенно взорвет всю ситуацию в ней и заставит разрозненные мусульманские общины всех европейских государств ощутить себя единым этносом. 4. В случае разрозненных выступлений этих общин, государства Европы постараются обойтись своими собственными национальными силами. В случае массовых выступлений - будет задействован потенциал, как национальных вооруженных сил, так и боевая мощь НАТО. 5. Этого испытания НАТО выдержать не сможет и дезинтегрируется. Каждый начнет искать собственных компромиссов (а как мы знаем, это - бессмысленно) и будет "умирать в одиночку", поначалу ведя собственную антитеррористическую, а потом и гражданскую войну на собственной территории. Очевидно, что все сегодняшние Европейские институты будут свернуты, а процесс ее интеграции будет отложен на неопределенно долгое время. 6. Тем не менее, и в целом, "внутренний взрыв" Европы уже до конца этого века почти неизбежен. Остановить процесс образования нового евро-мусульманского суперэтноса будет крайне тяжело, и, наверное, и не возможно. Это значит, что этот процесс должен быть регулируем. 7. Регуляция этого процесса возможна в принципе, только путем создания Европейской системы континентальной безопасности, как подсистемы ООН, со своим собственным Советом безопасности, и со своими собственными континентальными вооруженными силами, созданными на базе ВС НАТО и ВС РФ. Только такая система будет способна воспрепятствовать притоку в Европу радикальных исламских элементов, и противодействовать консолидации их действий. 8. В целом. Уже к середине нынешнего века Европа может представлять собою картину "угасающей великой цивилизации", в которой:
Как же должны себя вести мы, и в чем может состоять наша национальная Стратегия, ее "Европейская компонента"?Во-первых, мы обязаны хорошо осознать состояние этногенеза Европейского суперэтноса и те угрозы России, которые могут скоро обозначиться в ней. Во-вторых, Россия и все ее народы, элиты и политические силы должны понять, что Россия не Европа и в Европе быть не должна, что "путь в Европу" - это путь в вырождение, в хаос, в нищету и гражданскую войну. В-третьих, Россия обязана довести до Европы свое видение возможного развития событий и предложить ей свою прямую помощь. В-четвертых, наша помощь Европе может состоять как в поставке ей энергоносителей (например, путем совместного строительства Российского Транс-Балтийского газопровода), так и в организации совместных антитеррористических действий совместных боевых контингентов, а так же в формировании Европейской системы региональной безопасности, которую необходимо начать строить уже сегодня. В-пятых, только пример и исторический опыт мирного сосуществования разных религий, имеющийся почти исключительно в России, поможет сформировать аналогичную европейскую модель. В-шестых, Россия может принять и разместить на своих просторах часть белого христианского европейского населения, одновременно решая как задачи освоения неосвоенных пространств, так и задачи возрождения своей пассионарности, а также использовать в целях собственного выживания и развития его колоссальный технологический, творческий и организационный потенциал. В-седьмых, к моменту возможных (в течение 30-50 лет) "сумерек" Европы, Россия должна представлять из себя - уже сформированную, окрепшую и обеспеченную экономической и боевой мощью государственную (суперэтническую) целостность, способную быть не только притягательным примером обретенной стабильности и расцвета титульной нации, но и силой, способной сказать в Европе свое окончательное и главное слово. III. Логика этногенеза (эволюция пассионарности) Китая и императивы национальной стратегии России.Если следовать теории этногенеза, то современный Китай переживает сегодня фазу "обскурации". Фаза обскурации - снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт. Теория вопросаПо Л. Гумилеву, "обскурация", есть последняя активная фаза этногенеза, то есть стадии распада этнической системы. Ее особенностью, согласно теории, является возможность новой кристаллизации и возрождения суперэтноса, на базе оставшихся дееспособными и сохранившими свою пассионарность субэтносов. Правда, здесь необходимо оговориться, что Лев Гумилев, анализируя процессы этногенеза Китая, вывел его современную этногенную формулу, считая, что она есть отражение состояния китайского суперэтноса как его исторической династии Цин. Так как считать? Китай - это старый этнос или уже нет? Можно ли считать, что современный Китай, это уже новый суперэтнос, сложившийся в течение двух послевоенных поколений? Если следовать нашей логике, то реальное состояние этногенеза китайского суперэтноса нуждается в пояснении и даже в новом осмыслении. Нам представляется, что к анализу этногенеза современного Китая надо подходить исходя из нашей концепции "преждевременного старения этносов". Это наше предположение основывается на следующих логических посылах и наблюдениях. Мы считаем, что китайский суперэтнос в формуле династии Цин, был практически уничтожен и дезинтегрирован беспрерывными опиумными войнами, гражданскими войнами и оккупацией уже к концу Второй мировой войны, и тогда же закончил цикл своего этногенеза. Он не закончился превращением этноса в реликт только по причине его численной огромности и отсутствия других, больших и дееспособных этносов, пожелавших занять его экологическую нишу и его кормящий ландшафт. Помощь Советского Союза и победа коммунизма в Китае вызвали новую вспышку пассионарности, которая создала предпосылки к формированию нового китайского суперэтноса, инкубационный период которого завершается в наши дни. По нашему мнению, принятие нового курса либерализации экономики и политических концепций позволяющим сосуществовать "двум экономикам в одном Китае", а так же общая управляемая либерализация общественной жизни народа, позволило Китаю не только стать сегодня самой динамично развивающейся страной мира, но и высвободила огромную, веками зажатую, созидательную энергию народа. Все это привело к рождению нового китайского суперэтноса, который только сейчас начинает новый цикл своего этногенеза. Это значит, что сегодня Китай находится в стадии пассионарного подъема, который будет продолжаться еще одно - два поколения (25 - 50 лет). Дальнейшая объективная логика (и законы) этногенеза подсказывают нам, что именно через столько же лет, Китайский суперэтнос вступит в фазу пассионарного перегрева (акматическую фазу), что сулит нам да и всему миру, мощную волну китайской внешней экспансии. Китаю, окруженному морями, горами, пустынями и демографически соизмеримыми соседями, объективно больше некуда расширяться - кроме как на север. Это значит, что (по объективным причинам) первой "жертвой" китайской внешней экспансии будет назначена Россия. Очевидно, что нам, практически безальтернативно предстоит прямой суперэтнический контакт, который и в варианте прямой военной агрессии, или в варианте "тихой экспансии", будет иметь однозначно негативные и даже катастрофические последствия для России. Интересный нюанс. Почти все аналитики и китаеведы считают Китай этносом древним и поэтому - этносом с угасшей пассионарностью(?), но нам, видевшим армию Китая в действии, так не кажется. Численность (размер) этноса всегда играла самостоятельную стратегическую роль, что особенно явно на примере нашего Великого восточного соседа. Китайская армия - это армия большая, даже огромная, ее мобилизационные возможности просто необъятны. Она настолько большая, что ей не нужны ни особенная подготовка бойцов, ни их пассионарность, так как жертвенность ее солдат всегда будет обеспечена государственной идеологией воинской службы и их количеством - их всегда будет больше чем нас. Оценивая ее в целом, можно констатировать, что армия Китая хорошо технически оснащена и хорошо подготовлена к войнам ХХ века, то есть к войнам по захвату и удержанию территории. Может быть эти войны (войны такого типа) и есть сегодняшний "вчерашний американский день", но Армии КНР будут противостоять не ВС США, а армия России, причем на своей собственной территории, поэтому этот вывод является для нас крайне важным. Важные выводы.
Это значит, что сам проект изначально будет формироваться как тоталитарный, самодостаточный (с опорой на собственные силы всех китайцев мира) и моноцентрический, то есть однозначно антагонистический всем остальным геополитическим проектам, план исторически неспешного овладения миром. Основной метод реализации проекта - неспешное физическое замещение коренных этносов. Так что нам ждать от нашего Великого восточного соседа?1. Мы считаем, что на "востоке" нас ждет еще около двух - трех десятков относительно мирных лет, то есть лет, когда открытая экспансия Китая или его прямая военная агрессия - маловероятны. 2. Правда все это время Китай будет "ненавязчиво" наполнять Российские восточные территории тысячами своих граждан и стараться их там, любыми средствами, "укоренить". Этот процесс, который активно идет уже сейчас, является не столько естественным, сколько организованным, так как он есть часть долговременной стратегии Китая. 3. Официальный Китай всегда будет отрицать свою причастность к "незаконной миграции", одновременно создавая условия ее нарастания, с одновременным освоением (и юридическим оформлением) ее мельчайших продвижений. 4. Эта "тихая экспансия" будет особенно отчетлива в районах Транссибирской магистрали, БАМа, пограничных дорожных переходов, ресурсных регионов и всех основных населенных пунктов, а так же объектов военной инфраструктуры. 5. Нам представляется, что уже через 10 - 15 лет, начнется "плановое" ухудшение отношений с Россией. К этому времени разница достигнутых уровней развития может достичь порядковых величин в пользу Китая, и его политическое руководство перестанет "стесняться своей провинциальности". 6. Через 20 лет, в экономическом и военном отношениях, Китай будет готов к войне с Россией. Политический климат начнет стремительно ухудшаться и к середине века может стать невыносимым, а война - неизбежной. Каковы же императивы нашей национальной "Восточной стратегии"?Нам представляется, что эти императивы должны заключаться в следующем. 1. Вся наша "восточная" национальная стратегия должна быть направлена на решение двух главных стратегических задач. Первая стратегическая задача - Освоить нашу собственную Сибирь и Дальний Восток самим и до того как это начнут делать за нас китайцы. Эта стратегическая задача выполняется в парадигме прямой стратегии, то есть прямо, безапелляционно, не обращая внимания ни на что, точно выполняя поставленные задачи и реализуя проекты. Вторая стратегическая задача - не допустить прямого военного столкновения с Китаем в течение 25-50 лет. Эта задача должна решаться, в основном, в парадигме стратегии непрямых действий. 2. Это время необходимо России, для того чтобы ковать собственную мощь. 3. За это время необходимо создать структуры Дальневосточной (Тихоокеанской) региональной безопасности (или Системы безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона) с участием России, Китая, США, Японии, Индии и так далее). В случае отказа Китая принимать участие в таких структурах, их надо формировать и без Китая. 4. Поскольку, официальный Китай всегда будет отрицать свою причастность к "незаконной миграции", поэтому наша задача должна состоять в том, чтобы создать условия, при которых она была бы практически невозможна или хотя бы максимально затруднена. 5. Это значит, что мы должны: реализовать государственную программу заселения и освоения нашей Сибири и Дальнего Востока; создать соответствующую группировку войск; и воссоздать систему исторического Сибирского и Дальневосточного казачества, которая смогла бы стать таким мощным и естественным фильтром, и, одновременно являлась бы Иррегулярной компонентой (резервом) Вооруженных Сил России. 6. Необходимо привлечь капитал США, Европы, Японии и Китая (конечно, помимо своего) к освоению ресурсов и пространств Сибири и Дальнего Востока России, создав сеть серьезных инфраструктурных проектов, реализация или участие в реализации которых, сделает невозможным завоевание этой (нашей) территории. 4(назад) Согласно теории этногенеза, европейское преобладание в мире - не путь прогресса, а эпизод истории человечества. Америка и Австралия, как заокеанские продолжения Европы (Западной), непосредственно связаны с той же линией закономерности.
|