ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Принципов этих два. Во-первых, мы (то есть наш рынок) можем
торговать с западным - но при этом не должно происходить утечки ка-
питала. Это непросто: и нашим капиталистам, и нечестным чиновникам
выгодно производить торговые операции таким образом, чтобы капитал
из страны уходил на Запад. Торговля - очень для этого удобное прик-
рытие, ведь можно по договоренности с западным партнером покупать
по более высокой цене на Западе, а на наш товар отпускную цену за-
нижать. Таким образом, кроме нормальной торговой прибыли возникает
еще сверхприбыль (за счет достояния нашей страны). Эта сверхприбыль
остается на Западе и делится в какой-то пропорции между участниками
сделки. Именно таков самый обычный механизм перетока капитала на
Запад - при обычной торговле выявить его в принципе нельзя: "ком-
мерческая тайна", кому какое дело, по какой цене я покупаю и про-
даю? Действовал этот механизм и в советские времена, и я уверен,
что истоки первоначального накопления капитала многих известных ны-
не богачей - там, в системе советской внешней торговли зерном и
нефтью, которой занимались их папы и дяди.
Вот эту систему торговли с Западом на основе тайных сделок на-
до ломать. Как - идеи есть, была бы воля и общее понимание пробле-
мы, см. выше.
Тут недавно пан Кучма жаловался, что украинские предприятия
неконкурентоспособны, потому что Россия продает газ по цене, близ-
кой к мировой, а не по внутренней, впятеро более дешевой (Украина,
правда, ни по какой цене не платит, ни по мировой, ни по внутрен-
ней, но это детали). Так при разумной политике и полноценной грани-
це газ, как вид капитала, не будет поставляться "в Украину" вообще,
ввиду Первой Поправки. Черноморский флот утопите? На здоровье. А
потом что?
Или переходите на эти самые принципы, присоединяйтесь к рос-
сийскому рынку капитала, изолированному от мирового. Тогда - без
проблем. В виде компенсации за "ущемленное национальное" забирайте
из Москвы патриарший престол вместе с Патриархом, а мы обязуемся
говорить "в Украине" и анекдоты рассказывать только по-украински,
да так они и смешнее получаются.
Второй принцип базируется на идее, что все купленное на запад-
ном рынке должно продаваться на нашем рынке по таким ценам, которые
не будут подрывать позиции нашего производителя. Дело в том, что
цена товара на рынке соответствует издержкам на его производство.
Но если такой товар производится у нас, то в этом случае издер-
жки-то выше! Мы же платим своеобразный дополнительный "налог на
климат и расстояния". Чтобы уравнять шансы нашего и иностранного
производителя, надо на импортный товар накладывать такой же "налог"
- хотя бы в форме точно рассчитанной пошлины. После этого можно
торговать на внутреннем рынке импортными товарами по рыночным це-
нам, образующимся по законам спроса и предложения, или, независимо
от валютной цены, назначать такие цены по расчету - в тридцатые го-
ды так умели делать.
Конкретно можно, например, полученное по импорту передавать в
оптовые базы, находящиеся под контролем Торговой палаты, а с этой
базы партии товара будут на аукционе закупать оптовые торговцы. Что
закупать на Западе - тоже будет определять Торговая палата, исходя
из того объема валюты, который будет выделен на импорт централизо-
ванно. Очевидно, главную скрипку при решении этого вопроса должны
играть те же оптовые торговцы - они лучше знают, что надо покупать
для нашего рынка, им лучше в Торговой палате и заседать. Тут вам и
свобода рынка, и чиновников можно контролировать... Но это будущее.
В любом случае второй принцип гласит: импортная продукция про-
дается у нас в стране по ценам, которые не должны быть ниже средних
издержек на производство этой же продукции в нашей стране. При этом
в расчет издержек должны включаться не только издержки производ-
ства, но и подготовки к нему.
Конечно, это звучит устрашающе, но другого выхода нет - если
продавать у нас высокотехнологичную продукцию задешево, у нашего
производителя не будет ни единого шанса догнать иностранцев. Конеч-
но, оценить издержки производства процессоров Пентиум-3 нелегко,
если у нас и 286-е не выпускаются! Но это на первый взгляд, оценить
можно, и помогают как раз принципы рыночного ценообразования, при-
нятые на Западе.
Возникает и такая проблема: при расчете цен надо бы учесть
затраты не только на производство, но и на его развертывание, и на
разработку изделия, то есть инвестиции! Ведь уже отлаженное произ-
водство порой недорого, дороги первоначальные затраты. Какой-нибудь
2-х скоростной лазерный проигрыватель стоит-то сейчас какие-нибудь
жалкие 20 долларов, а попробуй у нас его сейчас сделай, без импор-
тных комплектующих!
Ну, тут подход возможен двоякий - если данный товар заслужива-
ет того, чтобы наш производитель научился его делать, то его цену
на внутреннем рынке можно и задрать - сверхприбыль от его продажи
должна изыматься в инвестиционный фонд на разработку отечественного
аналога. Если же заведомо делать его не будем - то достаточно учи-
тывать условные издержки на производство. Тут уже должно решать го-
сударство, как какой товар облагать.
Вот на такие принципы наши соседи должны будут согласиться,
чтобы включиться в наш рынок. В противном случае - прошу пане, на
общих основаниях. В принципе, мы могли бы вести торговлю с соседями
и за доллары, не включая их в свой рынок, но какой в этом для нас
смысл? Восточноевропейские товары на мировом рынке неконкурентоспо-
собны, и, уж если мы наторговали тем или иным способом долларов,
выгоднее купить на них картошку у немца - дешевле обойдется. Сосе-
ди-то просят покупать у них не по мировой цене, а чтобы им затраты
окупить! Единственной причиной нашего выбора для торговли именно
ближнего соседа может быть только его доброе к нам расположение.
Если же сосед вместо этого норовит нам в глаз свиснуть, то извините
- зачем нам такая благотворительность? Конкурируй себе, где хочешь,
"тундра большая", а мы не обязаны финансировать твои проблемы.
Легко это сказать, трудно сделать! Я исхожу в рассуждениях из
того, что у нас в стране будет довольно децентрализована торговля
(она не должна быть государственной, это коррупция, хватит нам
"завмаг-товаровед" - таково мое убеждение), а у торговца будут
очень серьезные стимулы для получения сверхприбыли, то есть для
ввоза контрабанды и продажи ее по демпинговой цене. Именно нашей
стране необходимо, гораздо серьезнее, чем другим странам, поддержи-
вать пограничные и таможенные порядки.
Кстати, знаете, что такое пограничные войска? Всего-навсего
"войсковое прикрытие границы между таможенными пунктами", и почти
ничего больше. Их задача - исключить перемещение товаров помимо та-
можен, все остальные задачи в значительной мере экзотика. Тот же
Никита Карацупа, задержавший, по-моему, 400 нарушителей - он, дума-
ете, диверсантов ловил? Они попадались, но - единицы. В основном-то
эти 400 - контрабандисты и спиртоноши. Я, кстати, давно подозревал,
и, прочитав его мемуары, Удостоверился - "на гражданке" Карацупа
был продавцом сельпо, а, значит, понимал, кто, что и зачем через
границу понесет. Результативность его уникальная не только от храб-
рости - на вооруженную группу не только он в одиночку ходил. Знаешь
личность нарушителя - знаешь и его тактику.
Из функций государства в наших условиях первейшей является
поддержание вышеупомянутых принципов общения с внешним миром, защи-
та внутреннего рынка от разрушения. Даже более важной, чем функции
сбора налогов или обороны, которые вообще, сами понимаете, тоже
важны. Дело в том, что для точного и разумного соблюдения этих
принципов нужно не одномоментное напряжение всех сил государства, а
постоянное и безостановочное. При каждом ослаблении усилий государ-
ства через дыру в экономической границе вытекают невосполнимые ре-
сурсы, плоды труда десятков поколений наших пращуров. Это очень
трудно - но посмотрите: разве мало сил прилагал Запад для распрос-
транения в мире и соблюдения принципа "свободы внешней торговли",
принципа "свободного рынка товаров и капиталов"? Невообразимо мно-
го, эти усилия и составляли суть их политики последние столетия.
Потому что "свободный рынок" им выгоден. А мы должны бороться - для
нас он убийственен. Это трудно делать даже на своей территории - но
убедить в необходимости этого соседей - трудно в кубе.
Кстати - в проведении такой политики особенных юридических
проблем, как ни странно, нет. Не мы, а Запад придумал понятие "дем-
пинга" - это когда другая страна продает товар по цене ниже себес-
тоимости специально для подрыва нашего национального производства.
Ведь по законам истинно свободного рынка никому не возбраняется
продать золотой слиток за валенки - хозяин барин! Когда американцы
запрещают нашим металлургам продажу стали в США - это чистейшее на-
рушение законов рынка. Пусть они называют это "демпингом". И запрет
"демпинга" - явное нарушение основополагающих законов свободного
рынка!
А для нас все мировое - демпинг Все дешевле себестоимости -
нашей себестоимости! Мы имеем право и на пошлины, и на кооператив-
ный Внешторг !
Так что порядок воссоздания восточноевропейского рынка будет,
в благоприятном случае, таков. Сначала мы (под "мы" пока понимаем,
например, Россию и Беларусь) образуем экономический барьер против
внешнего мира. Воссоздаем свою экономику. К тому времени соседи
созреют. Тогда им можно предложить подключиться к нам, но в этом
случае они должны будут изменить свои отношения с мировым рынком и
действовать заодно с нами. При этом, если в нашем объединении будет
происходить стихийный переток капитала, то, по известным причинам,
капитал из российских предприятий будет стремиться на Запад и Юг
объединения. Ведь у нас условия много хуже, чем даже в зарубежной
Восточной Европе. Этого тоже допускать нельзя. Возможно, с соседями
будет несколько менее прозрачная граница, чем между российскими об-
ластями.
Если же они этого не хотят, мы можем с ними торговать на об-
щепринятых в мире принципах, но нам это будет невыгодно, и мы можем
пойти на это только при политических выгодах.
Вот ведь парадокс! Производить и продавать они могут, только
если для них не будут действовать законы мирового (западного) рын-
ка. А психологически они чувствуют себя частью западного мира! Ну
что тут поделаешь, диалектическое противоречие. Экономически, как
производители, они объективно заинтересованы находиться с нами в
одном экономическом пространстве. А психологически, как потребите-
ли, тянут на Запад. Нет никакой гарантии, что будущее экономическое
межгосударственное образование не будет опять взорвано через нес-
колько десятков лет из-за психологического дискомфорта, когда ны-
нешние беды в экономике будут забыты и сменятся поколения.
Впрочем, до этого еще надо дожить. Вообще-то я пессимист - за-
падные славяне, на мой взгляд, не имеют иммунитета против Запада, и
рано или поздно будут онемечены, как когда-то их еще более западные
соседи, хотя и более мирно.
Но расширившаяся за их счет германская держава унаследует их
экономгеографические проблемы! И их все равно придется решать, при-
чем путем некоторой изоляции от Западной Европы. Неспроста Австро-
Венгрия славилась жесткостью своего пограничного режима, дело было
не в идеологии. По отношению к более благодатным приморским странам
Западной Европы горная Австро-Венгрия была своего рода "маленькой
Россией", хотя суровость ее природных условий для нас - курорт.
Все вышеизложенное - не прогноз, не программа Это тенденции, а
как и когда они проявятся - точно не знает никто.
|