ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПРОМИСС ВОЗМОЖЕН
Не характеризуйте заранее важность высказываемой мысли. Правило
Росса
По телевидению нас усиленно убеждают, что главный конфликт
современного российского общества - это конфликт между сторонниками
рынка и сторонниками плана. Пока у так называемых "рыночников" пе-
ревес - много энергичной молодежи вполне адаптировалось к жизни,
которую они считают рынком, да другого образа жизни они и не видели
и не представляют. Несмотря на очевидное ухудшение жизни, "рыночни-
ки" не видят в идеях КПРФ ничего для себя привлекательного, и по-
этому болтаются на выборах от одной партии к другой, лишь бы она
провозглашала свободу рынка. Причем голосуют они одинаково - и
"челнок", и президент нефтяной компании. Они сами считают себя еди-
ным "средним классом" или иногда "новыми русскими".
А ведь все на самом деле не так.
Значительная часть тех, кто считает себя "новыми русскими",
таковыми не являются, и в постреформаторском обществе они не только
найдут себе место, но их социальные функции даже не слишком и изме-
нятся, хотя благосостояние, несомненно, упадет.
"Новыми русскими" считают себя все, у кого есть иномарки. Но
настоящие "новые русские" - это на самом деле только экспортеры (от
Артема Тарасова до бомжа, ворующего медный кабель ради бутылки).
Именно они ради куша в 50 млрд. долларов ежегодно и пытаются закон-
сервировать нынешнее состояние страны. Они составляют особую груп-
пу, можно сказать, "первый класс" нашего общества - наиболее вли-
ятельный.
А вот чиновники ("второй класс"), банкиры (уполномоченные и
простые), оптовые и розничные торговцы, в том числе импортеры, бан-
диты, поп-звезды и журналисты, представители инофирм (все - "третий
класс") - как бы богаты они ни были, они не "новые русские". На них
тратится совсем небольшая доля долларов, получаемых "настоящими но-
выми русскими", или "первым классом".
Сразу можно с уверенностью сказать, что у уходящего класса
"новых русских" нет ни малейшего шанса вернуть ситуацию 1991-1997
годов. Причин этому много, дело даже не в том, что их интересы пе-
ресеклись с интересами многих социальных групп в нашей стране и за
рубежом. Дело в том, что "новые русские" просто сами не знают, чего
бы они хотели, потому что сохранить их недавнее положение нельзя по
объективным, естественным причинам. Хотя бы просто потому, что дос-
тупные для разработки нефть, золото и лес кончаются. Более умные из
них это давно поняли, а некоторые знали, чем кончится, с самого на-
чала.
Уровень их прибыли определяется объемом доступных для продажи
за рубеж ресурсов, мировыми ценами - это все факторы объективные -
и тем, сколько приходится отдавать государству. Вот это уже фактор
субъективный, и экспортерам чрезвычайно выгодно не отдавать ничего.
Их главный интерес - как можно меньше выручки возвращать в страну.
Это не фантазия - многие частные экспортеры уже производят расчеты
и держат счета в иностранных банках, недоступных нашему правитель-
ству, и изображают отсутствие валютной выручки. Некоторые из них
уже давно вывезли за границу свои семьи.
Если "экспортеры" добьются абсолютной политической власти в
обществе, то они почти полностью сократят перечисление валюты в
страну, оплачивая только поддержание в рабочем состоянии сырьевых
производств и их оборону. Так, после сокращения населения в запо-
лярном Норильске он вполне может работать несколько десятков лет в
"автономном режиме". В военном отношении он будет почти недосягаем
для слабого правительства центральной России.
Как ни удивительно, "новые русские" прорабатывают и разные ва-
рианты сохранения доступа к сибирским нефти и газу даже в случае
полного развала страны. Так, чувствуется какая-то возня по консоли-
дации "синего пояса" из северных областей и республик, голосующих
традиционно за реформаторов, и, что самое главное, составляющих
непрерывный регион, протянувшийся от Тюмени до Балтики.
По сути дела, объективно они заинтересованы в существовании
только их самих и персонала, обслуживающего экспортные отрасли - те
самые 15 миллионов человек. Но смогут ли они и дальше эксплуатиро-
вать природные ресурсы? Нет. Углубляющийся кризис в стране неизбеж-
но приведет к развалу инфраструктуры - транспорта, электроснабже-
ния, без чего экспорт из такой страны, как наша, невозможен.
Тем более что и сам класс подвергается сейчас чрезвычайно быс-
трому разложению. "Лукойл" себе на 48 лет месторождений оттяпал - а
у остальных-то поменьше! Довольны ли обделенные?
Даже нефте-газоэкспортеры - это не единая группа, что объясня-
ется спецификой отраслей. Газоэкспорт возможен только на базе круп-
ных комплексов, объединяющих добывающие, обрабатывающие и транспор-
тные предприятия. Структура его - та же, что в советские времена.
Спрос на газ в мире несколько падает, падают и цены. Падает добыча,
и привлекать к освоению новых месторождений иностранные инвестиции
не удается, да и не удастся. Газпром даже на Ямале все делает сам.
В общем, все как раньше. Лучше ли организовано это дело сейчас, чем
в СССР? Да ничуть. Не лучше и не хуже. Но и состояние отрасли не
слишком ухудшилось, и запасы остались, поэтому газовики будут жить
и работать как раньше. Надо сказать, что и политики, базирующиеся
на газе. производят на многих впечатление солидности и профессиона-
лизма.
А вот вывозить нефть и нефтепродукты можно хоть трехлитровыми
банками, поэтому нефтеэкспортеров, мелких и крупных, расплодилось
много (абсолютно идентичны с нефтеэкспортерами и экспортеры цветных
металлов). Общеизвестно, что зачастую это буквально бандиты, что и
объясняет своеобразный стиль политиков "Правого дела" - мелкий эк-
спортер - их социальная база, а крупный - финансовая.
Несмотря на падение мировых цен на нефть, вывоз нефтепродуктов
вполне может быть выгоден из-за падения рубля. Для иностранцев наши
низкие внутренние цены, да еще и дотируемые из госбюджета - это
тьфу. При наличии частной торговли бензин будет выгодно вывозить
прямо с автозаправочных станций, и внутренние потребители останутся
без нефтепродуктов. Ведь если способны что-то продавать лишь произ-
водители нефтепродуктов, то чем будут платить потребители? Они-то в
условиях мирового рынка ничего заработать не могут! Но нефтеэкспор-
теры уже практически исчерпали возможности страны. Инфраструктура
добывающих отраслей сильно изношена. С 90-го года уже произошло па-
дение нефтедобычи вдвое, с 512 до 260-300 млн. тонн к 1998 году, и
падение продолжается.
Ведь посмотрите, что получается с выручкой за нефть. Средняя
себестоимость барреля нефти в мире - 4-5 доллара, а в нашей стране
- 13-15 долларов. Конечно, наша себестоимость колеблется в зависи-
мости от курса доллара, так как траты внутри страны производятся в
рублях, но и валютная составляющая в затратах имеется. Поэтому при
мировой цене в 18 долларов за баррель (как в 1997 году) наша нефть
давала 4 доллара прибыли за баррель, а при мировой цене 8 долларов
(как весной 1998 года) - 6 долларов убытка. И даже при цене 11 дол-
ларов (как весной 1999 года) добыча нефти была скорее убыточна. А
продавать приходится даже при низкой цене: ведь объемы продаваемой
нефти определяются, как правило, заранее, но цена используется -
мировая на момент продажи. При ежегодных объемах экспорта примерно
130 миллионов тонн (1 тонна нашей нефти соответствует 7,3 барреля)
мы экспортируем примерно 950 баррелей. Значит, в 1998 году мы полу-
чили от продажи нефти... что-то между 4 миллиардами прибыли и 4
миллиардами убытков. Грубо говоря, ноль. Ситуация бредовая, но еще
бредовей она выглядит, если попытаться выяснить, кто же такие "мы",
которые ничего не получили. Какие-никакие, но миллиарды долларов за
нефть выплачиваются, но получают их без всяких задержек экспортеры.
А вот затраты на добычу и транспортировку нефти часто не оплачива-
ются вовремя. И нефтяники не вовремя получают зарплату, и обслуга
нефтепроводов, и за электроэнергию выплаты производятся не всегда
своевременно. И в госбюджет выплаты не идут. Это понятно - что они,
дураки - за просто так выручку отдавать.
Причем ситуация с электроэнергией особенно вопиюща: как уже
говорилось, производство электроэнергии у нас государственное, и
его отпускная цена ниже мировой в несколько раз. То есть государ-
ство - все мы - дотирует добычу и перекачку нефти, и дотация эта в
конце концов оборачивается долларами в чемоданах нефтеэкспортеров,
а не рублями в кармане рабочих и инженеров.
Кроме нефти и газа крупные статьи экспорта - металлы, аммиак и
мороженая рыба. Экспорту черных металлов настает конец. Сталепро-
мышленники США потребовали от Конгресса ввести преграды на пути
российских рельсов и стального листа, и объем экспорта упал или
вот-вот упадет раза в четыре. Да и в мире кризис - спрос на металл,
как и на нефть, падает. Спрос на продукцию экологически вредных
производств (аммиака), видимо, пока падать не будет. А наш когда-то
океанский рыболовный флот, растащенный по кораблику, доживает пос-
ледние дни, без баз и ремонта.
Вот вам и эпилог. Но это еще не эпилог книги! Александр Зи-
новьев уверен, что нынешний строй установился надолго. А так ли?
Несмотря на его 77 лет, и он еще, возможно, увидит конец этого
строя. А эпилог книги немного дальше.
|