Владимир Махнач

Лекции

Историко-культурное введение в политологию

Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических и историко-культурных дисциплин.

С середины 1970-ых гг. автор начал читать курсы русской истории в высшей и средней школе. Позднее сложились факультативные курсы русского средневекового искусства и русской архитектуры, а на их базе и курс истории отечественной культуры (1985 г.). В 1988-90 гг. значительные изменения учебных планов потребовали создания академического курса истории мировых культур, который в настоящее время в рамках авторской концепции и программы читается в Государственной академии - Московском архитектурном институте, в Литературном институте им. А.М.Горького, в Православном университете св.Иоанна Богослова и в Государственном университете - Высшей школе экономики.

В процессе общения с весьма разными - как в области профессиональных интересов, так и интеллектуально - студентами становилась все очевиднее острая необходимость объяснения целого ряда базовых понятий, утративших четкость или вообще лишившихся семантики частью в советское время, а частью просто за последние 100-150 лет.

Так, например, понятие "нация" используется без учета РАЗЛИЧНОГО его звучания в разных цивилизационных системах. Термин "империя" практически десемантизирован. Категории "федерация" и "конфедерация" употребляются вне контекста проблемы делимости суверенитета. Тем более лишены дефиниций основополагающие понятия "культура", "цивилизация", "этнос", "общество". Современные молодые политики, политологи, государственные служащие воспринимают понятийный аппарат не из многовековой философской и исторической традиции, а в виде плодов яркой журналистской фантазии. Сохранившиеся в учебном процессе юридических факультетов курсы Теории государства и права сохраняют в неприкосновенности марксистско-ленинский взгляд на государство, что приводит к особенно прискорбной мешанине понятий именно в условиях отказа от марксистской идеологии. Самые сильные молодые специалисты в настоящих условиях вынуждены вообще отказываться от философской и теоретической базы, оперируя в парадигме чистой эмпирики.

Вместе с тем сложившаяся окончательно во второй половине нашего столетия история культур позволяет восстановить многие термины в их семантике, практически не менявшейся веками. Цивилизационный метод дает возможность учесть различия звучания фундаментальных категорий в разных исторических системах. Современное религиеведение предоставляет четкое видение этической базы политики. Наконец, этнологическая теория составляет прочную базу разрешения проблем внутренней энергии и солидарности каждого конкретного общества.

В ответ на необходимость восстановления в первоначальном виде многих понятий автором в 1983-97 гг. был опубликован ряд статей, в большинстве своем вошедших в сборник "Свет во откровение языков". Очерки православной традиции. - М., "Рарог", 1998, а затем на основе курса лекций "Историко-культурное введение в политологию" подготовлено данное Пособие.

Первые четыре главы Пособия представляют развернутое введение. В них четко представлена авторская позиция, что делает необходимым уведомление учащихся о ее философской субъективности. Учитель и ученик вправе заменить это введение другим материалом, более близким их взглядам. Однако автор считает своим долгом напомнить, что наибольшее внимание уделил в этих главах историко-философским, историко-культурным, этнологическим и политическим концепциям, которые до недавнего времени замалчивались или были недоступны к изучению.

Последние две главы служат повторению основной части курса лекций (главы 5-12) на материале русской истории. Они введены в курс лекций во избежание перегрузки основных глав отечественным материалом, не содержат нового понятийного ряда и без ущерба могут быть опущены. Тем не менее их наличие представляется целесообразным, так как позволяет использовать данный курс лекций в курсах русской истории и истории русской культуры.

(отв.ред. Н.М.Халатянц)

Лекция 1
Культура и цивилизация.
Границы культуры.
Культуры национальные и великие.
Генезиз представлений о великих культурах.
Лекция 2
Основы этнологии.
Категория "Этнос".
Пассионарность.
Возрасты этноса.
1. Фаза пассионарного подъема.
2. Акматическая фаза.
3. Фаза надлома.
4. Фаза инерции.
5. Фаза обскурации.
Гомеостаз
Лекция 3
Химера и антисистема.
Химера.
Антисистема.
Негативное миросозерцание.
Способность сокращать жизнь этноса
Разрешенность лжи
Способность капсулироваться
Способность к изменению знака
Лекция 4
Общество и государство.
Типы обществ.
1. Традиционные общества.
2. Социалистические (протосоциалистические) общеста.
3. Военизированные или деспотические общества
4. Сословные общества
"Массовое общество"
Лекция 5
Формы государственной власти
Монархия и тирания
Формы государственной власти
Монархия
Принципы наследования власти
Достоинства монархии
Недостатки монархии
Исторические разновидности монархий
1. Монархии патриархальные или традиционные
2. Сакральные монархии
3. Деспотические монархии
4. Сословные и сословно-представительные монархии
5. Абсолютные монархии
6. Конституционные монархии
7. Самодержавные или автократические монархии
Тирания
Диктатура
Лекция 6.
Аристократия и Олигархия
Аристократия
Достоинства аристократии
Недостатки аристократии
Олигархия
Бюрократия и олигархия
Олигархия тайных обществ
Пресса нашего времени как олигархия
Полицейские режимы
Лекция 7.
Демократия и охлократия
Демократия
Система цензов
1. Возрастной ценз
2. Образовательный ценз
3. Имущественный ценз
4. Ценз оседлости
Охлократия
Лекция 8.
Составные политии. Полибиева схема.
Полибиева схема как национальная традиция
Лекция 9.
Типы государств
1. Суверенитет
2. Примат законодательства
3. Законодательная власть
4. Глава государства и правительство
Лекция 10.
Империи в мировой истории
Определенная структура взаимоотношений с провинциями
Стережневой (имперский) этнос
Имперская элита
Система взаимоотношений между входящими в империю этносами
Был ли империей Советский Союз?
Лекция 11.
Конституция
Два значения термина "конституция"
Страна и государство
Государства без конституций
Конституция как неизменяемая часть закона
Конституция в отечественной истории
Содержание конституций
Лекция 12.
Нация и национализм
Нация
Национализм
Лекция 13.
Социальные традиции в русской культуре. Часть 1
Корни традиции
Общество домонгольской Руси
Предпосылки демократических традиций
Восстановление демократической составляющей верховной власти
Лекция 14.
Социальные традиции в русской культуре. Часть 2
Петровский бюрократический переворот и его последствия
Дальнейшие тенденции XVIII века
XIX век и его социальные тенденции
Эпоха великих реформ
Начало ХХ века
Рекомендованная литература
© Русский Университет, 1998. email: ri@russ.ru
© В.Л.Глазычев, 1998. email: glaz@russ.ru