© Русский Университет, 1998. email: ri@russ.ruВладимир Махнач
Лекции
Историко-культурное введение в политологию
Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических и историко-культурных дисциплин.
С середины 1970-ых гг. автор начал читать курсы русской истории в высшей и средней школе. Позднее сложились факультативные курсы русского средневекового искусства и русской архитектуры, а на их базе и курс истории отечественной культуры (1985 г.). В 1988-90 гг. значительные изменения учебных планов потребовали создания академического курса истории мировых культур, который в настоящее время в рамках авторской концепции и программы читается в Государственной академии - Московском архитектурном институте, в Литературном институте им. А.М.Горького, в Православном университете св.Иоанна Богослова и в Государственном университете - Высшей школе экономики.
В процессе общения с весьма разными - как в области профессиональных интересов, так и интеллектуально - студентами становилась все очевиднее острая необходимость объяснения целого ряда базовых понятий, утративших четкость или вообще лишившихся семантики частью в советское время, а частью просто за последние 100-150 лет.
Так, например, понятие "нация" используется без учета РАЗЛИЧНОГО его звучания в разных цивилизационных системах. Термин "империя" практически десемантизирован. Категории "федерация" и "конфедерация" употребляются вне контекста проблемы делимости суверенитета. Тем более лишены дефиниций основополагающие понятия "культура", "цивилизация", "этнос", "общество". Современные молодые политики, политологи, государственные служащие воспринимают понятийный аппарат не из многовековой философской и исторической традиции, а в виде плодов яркой журналистской фантазии. Сохранившиеся в учебном процессе юридических факультетов курсы Теории государства и права сохраняют в неприкосновенности марксистско-ленинский взгляд на государство, что приводит к особенно прискорбной мешанине понятий именно в условиях отказа от марксистской идеологии. Самые сильные молодые специалисты в настоящих условиях вынуждены вообще отказываться от философской и теоретической базы, оперируя в парадигме чистой эмпирики.
Вместе с тем сложившаяся окончательно во второй половине нашего столетия история культур позволяет восстановить многие термины в их семантике, практически не менявшейся веками. Цивилизационный метод дает возможность учесть различия звучания фундаментальных категорий в разных исторических системах. Современное религиеведение предоставляет четкое видение этической базы политики. Наконец, этнологическая теория составляет прочную базу разрешения проблем внутренней энергии и солидарности каждого конкретного общества.
В ответ на необходимость восстановления в первоначальном виде многих понятий автором в 1983-97 гг. был опубликован ряд статей, в большинстве своем вошедших в сборник "Свет во откровение языков". Очерки православной традиции. - М., "Рарог", 1998, а затем на основе курса лекций "Историко-культурное введение в политологию" подготовлено данное Пособие.
Первые четыре главы Пособия представляют развернутое введение. В них четко представлена авторская позиция, что делает необходимым уведомление учащихся о ее философской субъективности. Учитель и ученик вправе заменить это введение другим материалом, более близким их взглядам. Однако автор считает своим долгом напомнить, что наибольшее внимание уделил в этих главах историко-философским, историко-культурным, этнологическим и политическим концепциям, которые до недавнего времени замалчивались или были недоступны к изучению.
Последние две главы служат повторению основной части курса лекций (главы 5-12) на материале русской истории. Они введены в курс лекций во избежание перегрузки основных глав отечественным материалом, не содержат нового понятийного ряда и без ущерба могут быть опущены. Тем не менее их наличие представляется целесообразным, так как позволяет использовать данный курс лекций в курсах русской истории и истории русской культуры.
(отв.ред. Н.М.Халатянц)
- Лекция 1
Культура и цивилизация.- Границы культуры.
- Культуры национальные и великие.
- Генезиз представлений о великих культурах.
- Лекция 2
Основы этнологии.- Категория "Этнос".
- Пассионарность.
- Возрасты этноса.
- 1. Фаза пассионарного подъема.
- 2. Акматическая фаза.
- 3. Фаза надлома.
- 4. Фаза инерции.
- 5. Фаза обскурации.
- Гомеостаз
- Лекция 3
Химера и антисистема.- Химера.
- Антисистема.
- Негативное миросозерцание.
- Способность сокращать жизнь этноса
- Разрешенность лжи
- Способность капсулироваться
- Способность к изменению знака
- Лекция 4
Общество и государство.- Типы обществ.
- 1. Традиционные общества.
- 2. Социалистические (протосоциалистические) общеста.
- 3. Военизированные или деспотические общества
- 4. Сословные общества
- "Массовое общество"
- Лекция 5
Формы государственной власти- Монархия и тирания
Формы государственной власти- Монархия
- Принципы наследования власти
- Достоинства монархии
- Недостатки монархии
- Исторические разновидности монархий
- 1. Монархии патриархальные или традиционные
- 2. Сакральные монархии
- 3. Деспотические монархии
- 4. Сословные и сословно-представительные монархии
- 5. Абсолютные монархии
- 6. Конституционные монархии
- 7. Самодержавные или автократические монархии
- Тирания
- Диктатура
- Лекция 6.
Аристократия и Олигархия- Аристократия
- Достоинства аристократии
- Недостатки аристократии
- Олигархия
- Бюрократия и олигархия
- Олигархия тайных обществ
- Пресса нашего времени как олигархия
- Полицейские режимы
- Лекция 7.
Демократия и охлократия- Демократия
- Система цензов
- 1. Возрастной ценз
- 2. Образовательный ценз
- 3. Имущественный ценз
- 4. Ценз оседлости
- Охлократия
- Лекция 8.
Составные политии. Полибиева схема.- Полибиева схема как национальная традиция
- Лекция 9.
Типы государств- 1. Суверенитет
- 2. Примат законодательства
- 3. Законодательная власть
- 4. Глава государства и правительство
- Лекция 10.
Империи в мировой истории- Определенная структура взаимоотношений с провинциями
- Стережневой (имперский) этнос
- Имперская элита
- Система взаимоотношений между входящими в империю этносами
- Был ли империей Советский Союз?
- Лекция 11.
Конституция- Два значения термина "конституция"
- Страна и государство
- Государства без конституций
- Конституция как неизменяемая часть закона
- Конституция в отечественной истории
- Содержание конституций
- Лекция 12.
Нация и национализм- Нация
- Национализм
- Лекция 13.
Социальные традиции в русской культуре. Часть 1- Корни традиции
- Общество домонгольской Руси
- Предпосылки демократических традиций
- Восстановление демократической составляющей верховной власти
- Лекция 14.
Социальные традиции в русской культуре. Часть 2- Петровский бюрократический переворот и его последствия
- Дальнейшие тенденции XVIII века
- XIX век и его социальные тенденции
- Эпоха великих реформ
- Начало ХХ века
- Рекомендованная литература