ЗАВЕЩАНИЕ СУВОРОВА
КАДЕТСКИЙ КЛУБ
Зарегистрировано:
2761
вход
регистрация
ТАК КАДЕТ ИЛИ КАДЕТОВ?Правильно говорите и пишите слово КАДЕТ
Пресса о кадетах
Учительская газета, приложение Военное образование № 38 (90) 20-26 сентября 2003 года.

Кадетскому быть элитным

С каждым годом в стране прибавляется кадетских учреждений, которые принимают ребятишек, желающих подготовиться к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Легкое ли это дело для педагогов и воспитателей? Конечно, нет, потому что оно требует не только хорошего знания тех предметов, которые преподают наставники, но и особой готовности к воспитательной работе, отличающейся в этих учебных заведениях своей спецификой.

Прошло время эйфории, вызванной появлением кадетских учебных заведений на образовательной карте России. Сегодня речь идет уже о том, как сделать их по-настоящему элитными. Потому что наша страна больше всего нуждается в отлично подготовленных, должным образом воспитанных кадрах, таких, о которых говорил в одном из своих выступлений президент Владимир Путин, отметив, что стране нужны современные управленцы, специалисты для того, чтобы вывести ее на более высокий уровень развития и благосостояния.

Наибольшее число кадетских учебно-воспитательных учреждений открыто и работает в Москве. Столичное правительство и Департамент образования предпринимают значительные усилия, чтобы сеть кадетских школ и интернатов росла год от года. Если раньше стояла задача создать кадетские учреждения в каждом из десяти административных округов первопрестольной, то сегодня обсуждается идея создания разнопрофильных корпусов и школ-интернатов.

По мере развития кадетских учреждений московские педагоги накапливают ценный опыт, который, несомненно, может быть очень полезен их коллегам в других регионах нашей страны, а также сталкиваются с очень непростыми проблемами и настойчиво ищут пути их решения. Об этом нашим читателям рассказывают энтузиасты-практики кадетского образования.



Московская сеть

Московская кадетская образовательная сеть включает 11 учреждений. Их учредитель — Департамент образования, у некоторых учредителем также выступили организации силовых структур. Все кадетские образовательные учреждения реализуют учебные программы среднего, общего полного образования и дополнительные — военной подготовки.


Северный округ. Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус». В нем трудятся академик, 7 кандидатов наук, профессор, 6 доцентов, 5 педагогов высшей квалификационной категории. Работают спортивные кружки и секции, 6 различных кружков эстетического направления, по окончании учебного года — оборонно-спортивный лагерь на базе дивизии ВДВ (Тула). Режим дня: круглосуточное пребывание по 6- дневной учебной неделе.

Кадетская школа № 1702 «Петровский кадетский корпус». В ней 350 воспитанников с 1 по 8 классы. В первый класс принимают мальчиков и девочек. В школе — духовой оркестр, спортивные кружки, этика и этикет, хоровое пение.


Юго-Западный учебный округ. Кадетская школа-интернат № 69 «Второй Московский кадетский корпус МЧС». Учредители: Департамент образования и Главное управление по делам ГОиЧС Москвы. В коллективе 88 кадет 6-9 классов. Среди педагогов — 3 кандидата наук, 2 педагога высшей квалификационной категории. Наряду с военной подготовкой ведется начальное профильное обучение специалистов МЧС. Работают кружки и секции по военному, спортивному, эстетическому и гуманитарному направлениям. По окончании учебного года — выезд в оборонно-спортивный лагерь.


Центральный округ. Кадетская школа-интернат «Третий Московский кадетский корпус налоговой полиции». Учредители: Департамент образования и Академия налоговой полиции. Программы военной подготовки сочетаются с начальным профильным обучением. В коллективе 385 кадет с 5 по 11 классы, из них 47 девочек, 5 педагогов с учеными степенями, 4 — с высшей квалификационной категорией. По окончании учебного года — оборонно-спортивный лагерь на базе воинских частей.


Восточный округ. Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус». В коллективе 160 воспитанников с 5 по 8 классы, 6 педагогов высшей квалификационной категории. Начальная военная подготовка — обязательная дисциплина. Воспитанники занимаются также основами военной психологии, пулевой стрельбой, туризмом и поисковой работой.


Северо-Восточный округ. Кадетская школа-интернат № 6. В коллективе 160 воспитанников с 5 по 9 классы (мальчики и девочки), 6 педагогов высшей квалификационной категории. Наряду с обязательной начальной военной подготовкой — туризм и краеведение, основы военной психологии, спортивные кружки, актерское мастерство, пулевая стрельба.


Юго-Восточный округ. Кадетская школа-интернат № 7 «Московский казачий кадетский корпус». В коллективе122 кадета с 5 по 7 классы. Среди педагогов — 2 кандидата наук. Обязательная военная подготовка, углубленное изучение иностранных языков, история русской армии и кадетских корпусов, история казачьего движения, спортивные кружки, этика и этикет.


Северо-Западный округ. Кадетская школа-интернат №8 «Московский кадетский корпус юстиции». Учредители — Департамент образования и Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Прием в 5 класс. В коллективе 350 воспитанников с 5 по 11 классы. 3 педагога — кандидаты наук, 5 — высшей квалификационной категории. Начальная военная подготовка, углубленное изучение двух иностранных языков (французский, английский), история русской армии и кадетских корпусов, духовой оркестр, спортивные кружки, этика и этикет, хоровое пение. Вузы-партнеры: Владимирский государственный юридический университет, Вологодский и Самарский государственные юридические университеты.

Кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя». Шеф — Главный штаб ВМФ. В коллективе 490 кадет с 5 по 11 классы (из них 81 девочка). Дополнительные программы военной подготовки морской направленности. По окончании учебного года — выезд в оборонно-спортивные лагеря на базе воинских частей (кораблей) ВМФ, для 10 классов — плавательная практика на морских учебных парусных судах.


Западный округ. Кадетская школа-интернат «Навигацкая школа». Шефы — Главный штаб ВМФ. В коллективе 270 кадет с 5 по 11 классы. Дополнительные образовательные программы военной подготовки морской направленности. После окончания учебного года — пребывание в оборонно-спортивных лагерях на базе воинских частей, кораблей ВМФ, для 10 классов — практика на морских учебных парусных судах.


Московская область. Кадетский оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот» (поселок Тучково Рузского района). Образовательная программа: практические занятия по основам военной службы, военно-спортивные и оздоровительные мероприятия.


В нашем полку прибыло!

1 сентября в Южном округе столицы открыто новое учебное заведение — кадетская школа № 1770 «Московский музыкальный кадетский корпус». В нем 350 воспитанников 1-8 классов. Специфика предполагает обучение мальчиков и девочек. В корпусе начальная военная подготовка сочетается с занятиями в духовом оркестре, хоровым пением, сольфеджио, игрой на музыкальных инструментах и многим другим.


Программа и проблемы


Сергей ЛУГАЧЕВ, начальник отдела кадетского образования Департамента образования Москвы:

— В соответствии с распоряжением Президента РФ о создании государственных общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов) столичный Департамент образования разработал, а Правительство Москвы утвердило «Городскую программу развития кадетского образования в столице на 2001-2005 годы». Главная ее задача — создание в столице сети кадетских образовательных учреждений. И Москва успешно с ней справляется.

Наиболее полно, целенаправленно эту программу реализуют в Юго-Восточном, Западном и Южном окружных управлениях образования. Там совместно с префектурами административных округов соучредители и шефы создали в кадетских учреждениях благоприятные условия для учебной и воспитательной работы. Отремонтированы здания, благоустроены пришкольные территории, заменены учебное оборудование и мебель, оборудованы кабинеты военной подготовки. Классы оснащаются новейшими техническими средствами обучения, компьютерным оборудованием. Воспитанники полностью обеспечены форменным обмундированием и обувью.

Комиссия по московской городской символике утвердила единый нарукавный знак воспитанников кадетских школ. Департамент образования разработал нормативные акты, регламентирующие распределение времени и организацию внутреннего распорядка в кадетских школах, ритуал принятия «Торжественной клятвы кадета», положение об учебно-материальной базе кадетских школ и школ-интернатов. В соответствии с региональным Базисным учебным планом для них разработаны дополнительные программы курсов «Основы военной службы» и «Основы общей культуры», которые проходят апробирование в «Первом Московском кадетском корпусе» и «Навигацкой школе».

Важной составляющей подготовки кадетов стали полевые занятия и оборонно-спортивные лагеря на базе воинских частей.

В Москве приступили к реализации программы «Столичное образование-3», в которую органично вошел раздел, посвященный работе кадетских учреждений.

Вместе с тем множество проблем требуют решения.

Мы принимаем в кадетские учреждения сирот и детей, попавших в сложные жизненные ситуации. Но все ли они готовы к обучению в них? С одной стороны, кадетские учреждения должны давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой — протягивать руку помощи детям, которые в ней нуждаются. Как совместить решение этих двух задач? Какие программы в кадетских школах и интернатах должны стать главными? На эти вопросы пока не найдены ответы.

Мы уделяем все больше внимания работе воспитателей кадетских школ. Более 50 из них прошли обучение и повышение квалификации в Московском институте открытого образования (МИОО). Однако пока нет института воспитателей для кадетских учреждений. Мы не готовим их специально и не подбираем наиболее подходящих людей, которые могли бы посвятить себя этому непростому делу. А делать это надо обязательно. Специфика кадетских учреждений такова, что случайные люди там трудиться не должны.

У нас 224 должности воспитателя и только 47 работающих на штатной основе — мужчины. Поэтому очень важно привлечь к этой работе знающих людей, отслуживших в армии, имеющих опыт работы с молодыми людьми, Как решить эту проблему?

По инициативе Департамента образования в соответствии с поручением мэра Москвы подразделения городской исполнительной власти разрабатывают механизмы предоставления служебного жилья тем, кто хочет работать воспитателем в кадетских образовательных учреждениях. Кроме того, Московская городская Дума рассмотрела проект закона о введении пятидесятипроцентной надбавки к зарплате воспитателей за работу по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ.

Департамент образования Москвы предлагает определить вузы и открыть в них подготовку специалистов для кадетских учреждений, организовать на базе вузов Минобороны или гражданского вуза курсы повышения квалификации воспитателей этих учреждений, разработать государственную федеральную программу привлечения мужчин, прошедших службу в Вооруженных Силах, для работы воспитателями кадетских учреждений. Без этого мы не сможем сделать так, чтобы воспитание в кадетских школах и интернатах перестало быть женским.

Еще одна проблема в том, что штатное расписание кадетских учреждений составлено на основе расписания обычных школ-интернатов, утвержденных Минобразованием РФ. Оно не учитывает специфику обучения и воспитания кадетов, тех задач, которые возложены на воспитателей в рамках дополнительных программ военной подготовки. Количество штатных единиц преподавателей и воспитателей зависит от числа групп обучающихся. По этой причине в кадетских учреждениях 60% преподавателей-предметников — совместители. Ведь все кадетские школы, интернаты малокомплектные, в них от 100 до 400 учеников. Количество воспитателей определяется так: 2 должности в 5-7 классах и одна — в 8-11, а число помощников воспитателей для ночного дежурства — 2 на 150 воспитанников в спальном корпусе. А у нас на каждом этаже от 60 до 80 человек. Вот и думай: сколько помощников воспитателей ночью должны дежурить на каждом этаже? В кадетских школах вообще не предусмотрены должности воспитателей. Есть воспитатели групп продленного дня.

Мы должны обратиться в Министерство образования РФ с просьбой внести изменения в штатное расписание для кадетских учреждений с учетом их специфики. Необходимы дополнительно одна должность старшего воспитателя на параллель классов, две — на каждый класс для школ-интернатов и по одному воспитателю на каждый класс в кадетской школе.

Грядущая модернизация образования предполагает введение профильных старших классов, но в их списке пока нет кадетских. Вопрос: что будет с ними, посчитают ли их профильными, смогут ли они набирать тех, кто хочет посвятить себя служению Родине?

Курс «Основы военной службы» для воспитанников 5-11 классов позволяет подготовить ребят на уровне солдата, прошедшего курс молодого бойца в Вооруженных Силах. Курс «Основы государственной службы» для 10-11 классов — дать знания основных требований законодательства Москвы и России к государственной и муниципальной службе, навыки организации служебного делопроизводства. Но данные программы не обеспечивают профессиональную ориентацию кадет для подготовки к служению на военном и гражданском поприще.

По профильному обучению мы должны обратиться в соответствующие министерства и ведомства (Минобороны, МЧС и другие) с просьбой оказать содействие в разработке программ для кадетов 10-11 классов, в организации учебного процесса в интересах дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников в подразделениях этих силовых структур.

Несовершенство нормативной правовой базы кадетского образования мешает найти ответы на многие острые вопросы. Это значит, что мы должны активно привлекать к сотрудничеству властные структуры всех уровней.

Владимир ГОДЫНА, директор «Преображенского кадетского корпуса»:

— Наш корпус, наверное, не отличается от других по социальному составу. У нас 50% воспитанников из неполных семей, 7% — дети, находящиеся под опекой, 7% — из многодетных семей. У них разнообразные образовательные потребности, познавательные возможности, психологическое состояние. Это диктует необходимость поиска технологий, методов, форм и средств обучения и воспитания. В нем очень помогает анализ, который мы ведем постоянно.

В прошлом году сравнили успеваемость в разных четвертях и выяснили, что в одних классах показатели стабильно улучшаются, в других — не меняются, в третьих — становятся все хуже и хуже, хотя изначально по составу учащихся эти классы были лучшими. Что повлияло на результаты?

Учителя-предметники во всех классах одни и те же, но в них по-разному работали воспитатели. Там, где учащихся из неполных семей меньше и где у классного воспитателя сложилась система работы, там результат был положительным. В классах, где в течение года воспитатель менялся и система воспитательной работы не сложилась, результаты учебы ухудшались.

Стоило назначить в класс, отстававший по учебе, творческого воспитателя, который сумел найти подход к детям, заинтересовать их, и ребята стали учиться намного лучше. А вот в один из сильных классов мы поставили воспитателем человека с большим педагогическим опытом. Но он, к сожалению, не смог найти подход к ребятам. И сильный класс стал заметно деградировать в учебе. Мы сделали вывод: все зависит от воспитателя, его подготовленности, профессионализма, желания найти подход к воспитанникам.

Подбор воспитателей — работа очень важная. Думаю, кто-то должен порекомендовать военкоматам направлять на работу в кадетские корпуса офицеров, которых сокращают, увольняют из Вооруженных Сил. Мы сами развозим объявления по военкоматам, но этого недостаточно. Понятно, что будущих воспитателей нужно заинтересовывать, решая важные для них проблемы. Например, предоставляя жилплощадь. Эту проблему удачно решил Южный округ. Там воспитателям дали ведомственное жилье. В результате удалось привлечь к работе даже военных психологов.

Мы воспитываем настоящих мужчин, поэтому воспитание в самом деле не должно быть женским.

Евгений ВВЕДЕНСКИЙ, директор «Московского объединенного морского корпуса имени Героев Севастополя», доктор исторических наук, профессор, председатель Московской ассоциации кадетских учреждений:

— Городская программа развития кадетского образования дает нам импульс для развития. Но что будет, когда она закончится? Как мы сможем существовать? У нас ведь вся система народного образования борется за существование. Если это случится и с нами, элитного кадетского образования, о котором все мы мечтаем, не будет. Поэтому надо искать решение проблем. А они у нас одни и те же.

Директорам новых кадетских учреждений теперь нет нужды повторять наши ошибки. Они могут и должны учитывать пройденное нами и не набивать шишки там, где мы уже нашли выход.

Главная проблема — материально-техническая база кадетских школ. Практически требования к кадетам у нас одинаковы. И к тем, кто тратит на дорогу 2-3 часа, и к тем, кто живет в интернате всю неделю. У обычных школ появляются школьные автобусы. Еще больше они нужны кадетским школам. Это законодательный момент, который должен быть решен на федеральном уровне. Нужно пересмотреть положение о кадетской школе, интернате, внести изменения в подзаконные акты, касающиеся их материально-технической базы.

Есть много проблем, которые нам не решить самостоятельно, но их можно решить на уровне соучредителей. Опыт Кронштадтского кадетского корпуса показывает, что содружество разных организаций (Минобороны, ВМФ и мэрия Санкт-Петербурга в лице комитета образования) может привести к положительному результату. Не у всех, к сожалению, так получается.

Мы поступили иначе. У флота сейчас денег нет, но как вариант может быть использована система договорных отношений. Думаю, наши силовые ведомства должны помогать нам по договорам. Хотя узкая специализация — МЧС, Минюст или какое-то еще ведомство — дело весьма спорное. Если мы будем говорить об узкой специализации, ненароком можем перечеркнуть главное, ради чего создавали кадетские школы — готовить питомцев в целом к служению Отечеству, а не для конкретного ведомства или вуза.

Договор в первую очередь должен способствовать насыщению кадетского образования военной, технической составляющей, использованию специалистов, которых, может быть, надо не переучивать, а доучивать. Мы должны использовать базу, которой располагают армия, флот, МЧС, другие ведомства. Но нельзя и создавать ведомственную сеть кадетских учреждений по каждому направлению. Это утопичное дело. При этом кадеты не получат качественного базового общего образования.

Мне кажется, надо научиться использовать материальную базу, которую создает каждый из кадетских корпусов. Идея проведения военных сборов в период учебного года представляется не совсем удачной. Но если у нас будет общая база, думаю, в итоге это принесет пользу.

У нас должна быть проведена унификация документов. Особенно важно это, когда создаются новые кадетские школы, интернаты. Это не значит, что все они должны быть одинаковыми. Но должен быть пакет документов. Скажем, военная составляющая в обучении кадетов должна быть регламентирована по одному знаменателю. Тогда можно подводить итоги, в одном ключе говорить об эффективности образовательного процесса. Не будет этого, каждый станет изобретать свой «велосипед».

Чтобы создать новый кадетский корпус, нужно сначала думать о материальной базе. Сегодня же все наоборот: кадетским учреждениям дают плохую базу, рассчитывая, что потом, неизвестно кто, эту базу улучшит. Рассчитывать на шефов не всегда приходится, а самостоятельно мы вряд ли в состоянии справиться с этой тяжелой проблемой.

Мы много говорим о том, что нужно учить воспитателей. Весь вопрос: чему и кому учить? Случается, на курсах воспитателям читают лекции люди с уровнем работы в группах продленного дня. То, что они говорят, слушатели и без них знают. Нужно разрабатывать специальные курсы и привлекать к преподавательской работе опытных специалистов.

Еще одна проблема в том, что начальники органов управления образованием считают: самых «тяжелых» детей надо отдавать на перевоспитание в кадетские корпуса, форма, мол, свое дело сделает, а дисциплина, которая должна быть, будет. Никого не хочу обидеть, но дисциплину в кадетских корпусах нынче поддерживают все те же «тетки», которые не всегда могут обеспечить кадетскую составляющую. Педагоги, которые не справляются с трудными детьми в обычных школах, не справляются с ними и в кадетских учреждениях.

Думаю, должны быть приняты решения по кадетским корпусам, как по малокомплектным образовательным учреждениям, причем их нужно закрепить отдельным постановлением правительства. Без этого многие проблемы останутся нерешенными. Например, все мы знаем, что нынче нормы питания кадетов недостаточны по объему, по качеству. Нужно вводить в рацион пищевые добавки, продукты, содержащие кальций, способствующие увеличению мышечной массы, потому что без этого воспитанникам не осилить большие физические нагрузки, которые предусматривает программа.



Взялись за гуж — сдюжим


Александр ПЛАТОВ, заместитель начальника Главного управления МЧС по Москве:

— Создавая «Второй кадетский корпус МЧС» на базе кадетской школы № 69, мы понимали, какую ответственность берем на себя. Сегодня в корпусе обучаются 84 воспитанника, из них 2 кадета из Грозного, сын офицера Героя России, погибшего в Чечне. Нет сомнений, что изучение общеобразовательных дисциплин — важная составляющая обучения и воспитания кадетов, но не нужно умалять значение их профессиональной ориентации.

Опыт свидетельствует: иной в военном вузе слывет хорошим курсантом, а попадая в войска, к сожалению, не становится таким же хорошим офицером, не справляется с возложенными на него обязанностями. Поэтому сориентировать детей во время обучения в корпусе, определить их возможности и целесообразность продолжения учебы в том или ином вузе мы, наверное, вправе.

Как и педагоги, мы принимаем участие в патриотическом воспитании кадетов. Стало традицией проводить посвящение в кадеты в музее МЧС России. Отличившимся в учебе вручают памятные знаки, подарки, символику Главного управления МЧС по г. Москве. В прошлом году в рамках IV городских московских соревнований «Школа безопасности» министр МЧС РФ Сергей Шойгу вручил кадетскому корпусу знамя. Все это воодушевляет, кадеты этим гордятся. Они участвуют во всех праздничных мероприятиях министерства.

Очень важное для нас направление — подготовка по программе «Юный спасатель». В связи с увеличением чрезвычайных ситуаций все больше востребованы подготовленные специалисты для работы в структурных подразделениях МЧС. Мы не ставим цель всех воспитанников корпуса привлечь к работе в МЧС. В первую очередь надеемся, что кадеты будут физически выносливыми, научатся быстро и правильно ориентироваться в сложных ситуациях, принимать правильные, обоснованные решения, получат навыки выживания в экстремальных ситуациях и смогут спасти не только себя, но и тех, кто оказался в беде. Все это пригодится любому человеку.

Мы используем такие формы работы, как активное участие в движении «Школа безопасности», «Юный спасатель», привлечение кадетов к участию в соревнованиях разного уровня. Так, в прошлом году команда заняла третье место в городских соревнованиях «Юный спасатель». На весенних соревнованиях из восьми команд учащихся наши кадеты заняли второе место. Это очень хороший показатель.

Для дальнейшего развития мы закупили альпинистское снаряжение, специальные принадлежности и оборудование. В этом году совместно с Департаментом образования на базе 179-го испытательного центра МЧС России организовали полевой лагерь, где проводили занятия преподаватели международного центра подготовки спасателей, опытные наставники.

Для совершенствования физической подготовки на территории корпуса обустроили стадион, плац, сделали полосу препятствий. Для развития навыков прогнозирования и мониторинга кадетский корпус оснащен антенной «Космос». Это позволяет оперативно определять температуру воздуха и воды в любом регионе, получать другие показатели. В перспективе мы намерены модернизировать и оборудовать кабинеты ОБЖ и «Юный спасатель», привлекать студентов-спасателей для работы с кадетами, обеспечивать им возможности для поступления в вузы МЧС на льготной основе и привлекать на работу в подразделения МЧС.



Модели для всей России


Владимир КИРСАНОВ,

директор «Первого московского кадетского корпуса»:

— В 1993 г. совет Союза выпускников суворовских училищ принял решение о возрождении кадетского движения в Москве и создании первого кадетского корпуса. Он был создан, и в этом году отмечает 10-летие. Можно подвести некоторые итоги.

Когда детей набирают в музыкальный корпус, их способности проверяют. Без этого успешной работы не будет. Мы готовим детей к государственной службе, и оказывается, что проверять их способности к этой службе нельзя...

Продолжают возникать учебные заведения, которые по многим признакам можно отнести к новому типу. Это дело трудное. Создание кадетских корпусов требует нового — от документации до выстраивания модели образования и воспитания. Сегодня все, что отрабатывают кадетские корпуса, — уникально. Опираясь на традиции российской военной школы и находясь в системе Минобразования, мы способны подготовить новое поколение россиян. Наши выпуски впечатляют. Наши воспитанники так хорошо подготовлены, что без помощи репетиторов, курсов и прочих «костылей» поступают в самые престижные вузы страны. Кадетские корпуса находятся на стыке двух сфер — гражданской и военной, на стыке интересов многих структур — социальных, образовательных и других. Мы решаем острейшие социальные проблемы. И решаем их качественно.

В кадетском корпусе нет наркотиков, наркоманов. Почему? Да потому что воспитательная система построена так, что детям нет нужды приобретать эту пагубную привычку.

Нами заинтересовалась большая наука. Нашу систему изучает Институт педагогических инноваций Российской академии образования. Нас признала и высшая школа, причем серьезные вузы: МГУ, МГСУ, Финансовая академия, академии МВД, ФСБ, Петра Великого и так далее. Нам говорят: «Мы будем брать ваших ребят сразу и «оптом». Это свидетельствует о результатах нашей работы. Но хватает и проблем, без решения которых невозможно развитие кадетского движения.

Нужно законодательно установить новый статус кадетских корпусов. Не можем мы быть такими же, как интернаты для детей-сколиозников, инвалидов и т.д., потому что у нас другие задачи, формы работы. Многие наши проблемы могли бы быть решены при введении новой редакции Типового положения о кадетском корпусе. Ничего не надо ломать, надо вписаться в уже существующую систему. Проект положения уже прошел обсуждение в двух комитетах Госдумы — по обороне и образования. Но на этом все и застопорилось. Нужно вновь проявить инициативу.

Каждый корпус проходит свой путь становления и развития. Может быть, рационально создание инновационных кадетских корпусов в федеральных округах, которые отрабатывали бы модели таких образовательных учреждений для всей России.

Геннадий АНДРИЯНОВ, директор

«Навигацкой школы»:

— Мы много говорим о целях кадетского образования. Безусловно, главная цель — воспитание личности, адекватной условиям современного общества, готовой к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Одной из основных задач «Навигацкой школы» стало создание условий для многоуровневой, многопрофильной, вариативной подготовки, для осознанного выбора профессии и траектории дальнейшего обучения.

На второй ступени обучения в «Навигацкой школе» основное внимание уделяется развитию интереса к профессиональной деятельности, формированию представления о собственных интересах и возможностях. Учащийся активно включается в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Шлюпочное дело, судовождение, тактико-специальная подготовка, техника, спорт, эстетика, курсы ОБЖ, начальная морская подготовка, разнообразные факультативы, интегрированные курсы, секции, кружки, смотры, конкурсы и так далее — все это позволяет соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью. Ожидаемым результатом на второй ступени «Навигацкой школы» становится готовность воспитанников к самостоятельному выбору профиля обучения.

На третьей ступени в нашей школе основное внимание уделяется пониманию профессиональных составляющих обучения, углубленному изучению дисциплин, являющихся базой для данного спектра профессий, а также развитию структуры личности, адекватной задачам будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, на второй и третьей ступенях в кадетской школе важно создавать условия и возможности для свободного выбора вида деятельности, который становится базой подготовки к профессиональному служению на любом поприще.


Александр ВОЛОБУЕВ,

директор «Московского казачьего кадетского корпуса»:

— Наш корпус создан в конце августа 2002 г., открылся 2 сентября. К сожалению, все происходило в большой спешке. Например, я как директор был назначен 7 августа, две трети педагогического состава набрано только к первому сентября. Не в полной мере отработали документацию, не была готова материальная база, комплектация кабинетов была нулевой. В таких условиях под грохот барабанов, с обилием цветов и транспарантов пришлось начинать работу.

Хорошо, что постановление Правительства Москвы было выполнено, корпус открыт по-военному быстро. Плохо, что сразу обнажились проблемы, мешающие нормальной работе. Прежде всего материальные.

Не знаю, все ли сталкиваются с такими кадровыми проблемами, с какими столкнулись мы, на уровне заместителей директора, воспитателей, педагогов. У людей не было представления о том, куда они идут работать, способны ли они. Мне кажется, все специалисты должны были прежде всего повысить квалификацию на трехмесячных курсах в МИОО, пройти стажировку в отделе кадетского образования, поучиться в наших передовых кадетских корпусах, чтобы получить маломальское представление о том, с какими людьми, в каком учебном заведении им предстоит трудиться. Ведь переставлять человека с должности на должность, находить новых работников в ходе учебного года весьма проблематично. Это очень сильно вредит учебному процессу.

В спешке мы набирали и далеко не лучших воспитанников. Потом приходили замечательные ребята, но для них уже не было мест. В этом году мы набрали порядка 30 воспитанников, которые пришли с подложными медицинскими документами. По реальным показателям здоровья эти ребята не могут обучаться в кадетском учреждении, но медики дали им «липовые» справки, карты. «Липовыми» оказались и оценки. «Четверки» и «пятерки» были выставлены тем, у кого на самом деле знания на «два» и даже на «кол». Их выставили ребятам только для того, чтобы они ушли. Таким образом мы получили воспитанников, которые не годились для обучения ни по состоянию здоровья, ни по знаниям.

Теперь будем привлекать для отбора нейтральных людей. В каждом округе есть медико-психологический центр, с которым мы будем активно сотрудничать. Для проверки физической подготовки, знаний по русскому языку, математике привлечем не только своих педагогов, но и специалистов из других учреждений.

Почему к нам попадают дети, не нужные школам, ослабленные и даже больные? Потому что кадетские школы и интернаты считают не профессиональными, элитными учебными заведениями, а подобием учреждений социальной защиты. К нам даже проверяющие приезжают, которые ни дня не служили в армии, не имеют представления о военном образовании, военной дисциплине, но учат нас организовать дело так, как в обычных школах-интернатах. А такая практика нам не подходит. У нас должно быть все свое. Для этого нам нужны методический кабинет, сборник документов, база на электронных носителях, чтобы можно было получать нужную информацию.


Стране нужен гражданин


Анатолий ДРУКАРЕВ, управляющий директор Фонда содействия кадетским корпусам: — Я семь лет проучился в суворовском училище, меня научили ходить строевым шагом, стрелять из винтовки. И все! Меня воспитали, сделали человеком. А профессиональным военным сделали в военном училище, в военной академии нарастили знания. Кадетское образование — это чисто воспитательный процесс, в результате которого страна получает гражданина для служения Отечеству.

В последнее время некоторые «общественные организации» взяли на себя «заботу» о военной реформе и демократизации армии. В том числе Комитет солдатских матерей, который к кадетскому образованию не имеет никакого отношения (в кадетских корпусах нет солдат), но, тем не менее, считает себя в праве осуществлять некий контроль и делать публичные заявления в прессе.

В результате СМИ начали организованную кампанию по дискредитации не только суворовских, Нахимовского училищ, но и кадетских школ, интернатов. Когда наш Фонд просит газеты опубликовать ту или иную информацию нерекламного характера, с нас все равно берут деньги. Возникает вопрос: а кто оплачивает шумиху, поднятую недобросовестными журналистами и общественными деятелями?

Считаю, что кто-то очень не заинтересован в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Помню, как радовались многие, начиная с академиков и кончая депутатами Верховного Совета СССР, когда отменили начальную военную подготовку. Дело, которое сегодня восстанавливается с немалым трудом.

Выпускник суворовского училища — суворовец. Нахимовского — нахимовец. Кто такой — выпускник кадетского учебного заведения, как его называть? Надо придумать хорошее название, но воспитывать и обучать мальчиков и в суворовском, и в нахимовском училищах, и в кадетских корпусах нужно одинаково.









Виктория МОЛОДЦОВА

АРХИВ ГЛ.СТРАНИЦЫ

ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
СБОР СРЕДСТВ НА ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ СВО
См. фотографии сайта
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИЛЬМА АЛЕКСАНДРЫ РУСАКОВОЙ "С МОЛИТВОЙ И ЛЮБОВЬЮ

Сайт РОО Московские суворовцы

Сайт ветеранов войны в Афганистане 101 мсп 5 гв.мсд

Пошив формы для кадет
Сайт Василия Левченко "Кадетская энциклопедия" Сайт Cоюза Кадет Урала





Сайт выпускников Киевского СВУ


СЛАВЯНКА
Сайт выпускников Питерской КАДЕТКИ

Сайт телеканала ЗВЕЗДА
Сайт выпускников Уссурийского СВУ

Сайт «Они защищали Отечество»

Фонд содействия кадетским корпусам

Сайт Минского СВУ

Информационный  портал журнала Русский Дом Журнал для тех, кто любит Россию





Военный шансон
ПРИГЛАШАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сайт кавказского кадета из Ростова на Дону - очень интересный сайт
Заслуженный артист России Ян Осин

Отличный патриотический ресурс


Яндекс цитирования

Поиск по сайту
● "Кадетский вестник России" №6.
● "Кадетский вестник России" №5.
● "Кадетский вестник России" №4.
● "Кадетский вестник России" №3.
● "Кадетский вестник России" №2.
● "Кадетский вестник России" №1.
● Кадетское письмо №1
Сайт Московского содружества суворовцев, нахимовцев, кадет. kadetrossii@mail.ru