"КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ",
|
О парадоксе элитЭлита общества есть его часть, непосредственно участвующая в принятии важных для него решений, в формировании его сознания или являющаяся примером подражания. "Важнейшими показателями величия нации является численность и преемственность национальных элит, как их способность воспроизводить выдающихся людей (военных, художников, ученых, музыкантов, философов, государственных деятелей и так далее), что (в конечном счете) определяет как высокий уровень национального самоуважения, так и высокий международный статус (и значение) нации, а так же способности национальных элит к предвосхищению истории, то есть их способность прозревать ткань времен с тем чтобы ее ткать самим, и организовывать на это дело народные массы собственной (и других) нации. Мы уверены, что наш уважаемый читатель знаком с "главным элитарным" национальным парадоксом, суть которого заключается в том, что по нашему общему убеждению: американцы, индивидуально (все как один) - "необразованные идиоты", а все вместе - умные, и их государство успешно; мы (русские), индивидуально (все как один) - "образованы и гениальны", а все вместе - просто стадо, а наше государство таково, что о нем даже стыдно говорить. Последнее время об этом парадоксе говорят все больше и чаще, и все более разные люди (видимо этот парадокс уже воспринимается обществом мучительно), но, почему - то, задав вопрос "Почему?", дальше уже не дают (наверное, не находят) ответа. Нам представляется, что ответ на этот парадокс заключается в том, что: американская элита (собранная из, безусловно, образованных и уже зарекомендовавших себя людей, то есть уже проявившими свои таланты в конкретном деле) сначала выстраивает национальную государственную стратегию (политику), и только потом, и в ее рамках, ищет себе "богатства и славы"; в то время как российская элита (проявляющаяся у власти неизвестно каким образом, неизвестно откуда и неизвестно за что, и процесс формирования которой назван одним российским политологом "процессом самовоспроизводства власти шантрапы") сначала определяет комбинации собственного "обогащения и славы", и только потом, и в соответствии с собственными планами - выстраивает всю национальную стратегию и политику государства. Мне кажется, что примеры приводить не надо, так как они у нас перед глазами уже не первый десяток лет. Таким образом, мы можем сформулировать некий "новый" закон успешности государства (и цивилизации)". Этот закон звучит так: "При прочих равных условиях - общая успешность государства (цивилизации) будет зависеть от способности национальных элит выстраивать национальную стратегию и потом, в ее рамках, искать себе славы, чести и личного обогащения, или их (национальных элит) предрасположенности (склонности) выстраивать национальную стратегию, направленную на достижение личного обогащения и собственной славы"4 |
"То, в чем Россия будет нуждаться прежде всего и больше всего - будет новый ведущий слой.
… история учит нас многому.
1. Прежде всего, ведущий слой не есть ни замкнутая "каста", ни наследственное, или потомственное, "сословие". По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных. Это есть старое и здоровое русское воззрение.
.. Мы все - от правителя до простого обывателя - должны научиться узнавать людей качественно-духовного заряда и всячески выдвигать их, "раздвигаясь" для них; только так мы сможем верно пополнять нашу национальную элиту во всех областях жизни.
Это требование есть не "демократическое", как принято думать, а нравственно-патриотическое и национально-государственное. Только так мы воссоздадим Россию; дорогу честности, уму и таланту!..
2. Принадлежность к ведущему слою - начиная от министра и кончая мировым судьею, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности.
…Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только особых природных качеств, подготовки и образования, но и особого рода жизни в смысле досуга, жилища, питания и одежды. Это люди иной душевной и нервной организации, люди духовной сосредоточенности, люди иных потребностей и вкусов, иного жизненного напряжения и ритма.
…Чиновник должен быть обеспечен и независим от управляемых обывателей и т. д. Если это - "привилегия", то привилегия, вознаграждающая за высший труд и обязывающая к качественному служению. Этой "привилегии" нечего стыдиться; ее надо принимать с достоинством и ответственностью, не позволяя предрассудку и зависти вливать в душу свою отраву.
Ранг в жизни необходим и неизбежен. Он обосновывается качеством и покрывается трудом и ответственностью. Рангу должна соответствовать строгость к себе у того, кто выше, и беззавистная почтительность у того, кто ниже. …
3. Вместе с тем в России должна быть искоренена дурная традиция "кормления", т. е. частного наживания на публичной должности. Государственный чиновник, так же как и служащий земского или городского самоуправления, должен довольствоваться получаемым им окладом ("жалованьем") и не пополнять его никакими "прибытками" или "поборами" с обслуживаемого им населения.
Публичные должности, от самой малой до самой большой, должны давать человеку удовлетворяющее его вознаграждение и должны переживаться им не как "кормление", а как служение. Человек, не удовлетворяющийся законным жалованьем, не имеет права брать соответствующую должность.
Человек, взявший публичную должность, не имеет права пользоваться ею для частной наживы. Конец взятке, растрате и всякой продажности!.. Всякая власть, всякое водительство обязывают к самоограничению!.. Только этим возродим Россию.
4. Далее, одна из основных опасностей ведущего слоя состоит в слишком высокой оценке государственной власти, ее значения и призвания. Государственная власть имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку, предписывающая и воспрещающая ему независимо от его согласия или несогласия и угрожающая ему наказанием.
…Ведущий слой призван вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей. Он призван чтить и поощрять свободное творчество ведомого народа. Он не командует (за исключением армии), а организует, и притом лишь в пределах общего и публичного интереса... Лучший способ вести есть живой пример. Авантюристы, карьеристы и хищники не могут вести свой народ; а если поведут, то приведут только в яму.
Государственное водительство имеет свои пределы, которые определяются, во-первых, достоинством и свободой личного духа, во-вторых, самодеятельностью творческого инстинкта человека.
5. К этому необходимо добавить, что новый русский отбор должен строить Россию не произволом, а правом.
Закон связывает всех: и Государя, и министра, и полицейского, и судью, и рядового гражданина. От закона есть только одно "отступление": по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей ответственности.
6. Далее, новая русская элита в деле правления должна блюсти и крепить авторитет, государственной власти. Невозможно строить правопорядок без этого авторитета. Необходимо помнить, что авторитет государства есть всенародное, исторически накапливающееся достояние. Он слагается из поколения в поколение; он живет в душах незримо, но определяюще; он призван служить орудием национального спасения.
… борьба за грядущую Россию окажется борьбой за новый авторитет новой национально-русской власти, ибо безавторитетная власть не оборонит и не возродит Россию.
7. Все эти требования и условия будут, однако, несовершенны и неопределяющи, если не будет соблюдено последнее. Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей.
Безыдейная интеллигенция не нужна народу и государству и не может вести его... Да и куда она приведет его, сама блуждая в темноте и в неопределенности? Но прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революций и войн. Ни идея "народничества, ни идея "демократии", ни идея "социализма", ни идея "империализма", ни идея "тоталитарности" - ни одна из них не вдохновит новую русскую интеллигенцию и не поведет Россию к добру.
Нужна новая идея - религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию". (Все выделения мои, А. В.)
Основной закон управления гласит, что все стратегические решения принимаются и осуществляются людьми, и именно от них зависит судьба национальной стратегии и самой нации.
Поэтому исполнение стратегических решений должно обеспечиваться проведением целенаправленной государственной кадровой политики, основанной на принципе позитивного отбора, то есть
- управлять державой должны лучшие, доказавшие свой профессионализм и нравственную пригодность к этой работе, своими конкретными личными достижениями в ходе предыдущей государственной службы.
Примеров государственных кадровых политик и механизмов отбора лучших людей, наверное, можно привести достаточно много, но мы остановимся только на примерах доказавших свою достаточную эффективность.
Государственная кадровая политика как система работы специальных государственных органов (пример КПСС).
Кадровая политика гражданского общества как система отбора и предложения к выдвижению своих лучших представителей (пример конкурсов).
Наблюдения непрерывных реорганизаций Администрации Президента приводят к убеждению, что в основе государственной кадровой политики лежит назначение: сначала - "лояльных безответственных говорунов"; затем - "лояльных энергичных дураков"; затем - "лояльных профессиональных дилетантов"; и только потом - настоящих профессионалов, которым просто не дают возможность творческой работы.
Есть такой анекдот, когда на могильной плите написано, что "не все йогурты одинаково полезны". Нам представляется, что на могильной плите российской государственности может быть написано, что "не каждая кухарка может руководить государством".
Примером тому может служить бесконечная череда "киндер-сюрпризов" нашей экономики и политики, которые, кроме лояльности, еще могут "продуцировать" только бесконечные либеральные реформы, и "пилить" бюджетные деньги.
Во-первых. Мы считаем, что одним из главных направлений национальной стратегии России является формирование Стратегии общественно-политического развития страны.
Ее основная цель - формирование политической системы и системы государственной власти, гарантированно обеспечивающих устойчивость, стабильность и эффективность функционирования России, и гарантированную реализацию всех национальных стратегических целей, то есть сделать нацию исторически успешной и вечной.
Другими словами, мы должны сформировать Государство как основную форму организации общества, которое имело бы в качестве главных задач, то есть по определению обязанное и способное - лечить, учить и защищать свой народ, обеспечивать безопасную, полнокровную и достойную жизнь своих граждан, их счастливое детство, спокойную и обеспеченную старость. Притом, что Правительство обязано всегда и целеустремленно улучшать жизнь нации, а не затруднять ее.
Во-вторых. Реализация этой стратегии целиком зависит от кадровой политики государства, которая является важнейшей составной частью национальной стратегии развития России.
Кадровая политика государства (России), есть -
Во - первых, целенаправленная работа всех органов (всех ветвей) государственной власти и структур гражданского общества России по подготовке, назначению, и продвижению по службе самых лучших своих представителей, а также организация их подготовки (и переподготовки) к несению государственной службы на разных уровнях управления государством.
Во-вторых - удаление их органов и структур государственной власти сотрудников не доказавших делом свою способность к эффективной работе в занимаемой должности, а также лиц дискредитировавших честь своей государственной службы.
Основной Целью государственной кадровой политики является:
- формирование руководящего слоя (национальной элиты), способной эффективно управлять страной во имя достижения целей национального развития.
В-третьих. Кадровая политика России должна строиться на следующих базовых принципах.
1. В основе кадровой политики России должны лежать ее исторические национальные ценности, святыни и идеалы, и ее национальная стратегия.
2. Страной должны управлять лучшие.
3. Управлять страной должны люди национально и государственно-ориентированные и нравственные.
4. Управлять страной должны люди профессиональные.
5. Управлению страной нужно специально учить.
6. Управляющую элиту надо отбирать поштучно, специальной системой и всем российским обществом.
7. Кадровая политика государства должна осуществляться непрерывно, только в интересах национального развития и вне зависимости от колебаний политической конъюнктуры.
Чтобы выработать национальную кадровую политику, необходимо определить и сформулировать:
1. Состояние, особенности и критерии кадровой политики России;
2. Организационные и правовые основы государственной кадровой политики;
3. Нравственные и корпоративные основы кадровой политики;
4. Основы кадровой политики России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
5. Механизмы отбора и продвижения лучших;
и только тогда, и постепенно рассматривать, и строить всю систему государственной службы как прототип и основу формирования нового служилого слоя России, который своим самоотверженным и ответственным служением Отечеству - реализует его национальную стратегию и снимет сегодня столь жгучую проблему качества национальных элит.
Таким образом, формирование национальной кадровой политики есть дело выживания России как государства, суперэтноса и особой цивилизации, и это есть дело не только государства, особенно в его сегодняшнем состоянии, а дело всей нации.
И. Ильин"Разразившаяся коммунистическая революция не только разрушала прежнее государство, прежнее хозяйство и прежнюю культуру в России, но стремилась, прежде всего, смести прежний ведущий слой и поставить на его место новый. Первая, отрицательная задача не представляла особых затруднений: сместить, уволить, лишить имущества и жилища, обречь на голод и холод, арестовать, сослать, расстрелять - все это разрушительное дело требовало только решительности и жестокости. Но разрешение положительной задачи - создание нового ведущего слоя-не могло удастся революционерам. Здесь мы наталкиваемся на одно из основных внутренних противоречий революции. Революция с самого начала обращалась не к лучшим, государственно-зиждительным силам народа, а к разрушительным и разнузданным элементам его. Она привлекала к себе не честных, верных, патриотически настроенных людей, привыкших к дисциплине и ответственности, а безответственных, деморализованных, беспринципных, карьеристов, интернационалистов, грабителей, дезертиров, авантюристов. Это есть просто неоспоримый исторический факт. Ей нужны были люди дурные и жестокие, способные разлагать армию, захватывать чужое имущество, доносить и убивать. Наряду с этим она обращалась к людям невежественным и наивным, которые готовы были верить в немедленное революционно-социалистическое переустройство России. И вот, никакой государственный режим, тем более "творчески-обновляющий" режим, не может быть построен такими людьми и на таких порочных основаниях, Привычный нарушитель, сделавший себе из правонарушения политическую профессию, останется правонарушителем и после того, как ему прикажут строить новую жизнь. Революция дала народу "право на бесчестие" (Достоевский), и, соблазнив его этим "правом", она начала свой отбор, делая ставку на "бесчестие". Этим она расшатала народное правосознание, смешала "позволенное" и "запретное", перепутала "мое" и "твое", отменила все правовые межи и подорвала все социальные и культурные сдержки, Какой же "ведущий слой" мог отобраться по этим признакам и в этой атмосфере? Пришли новые люди - презирающие законность, отрицающие права личности, жаждущие захватного обогащения, лишенные знания, опыта и умений; полуграмотные выдвиженцы, государственно неумелые "нелегалыцики" (выражение Ленина), приспособившиеся к коммунистам преступники. Революция узаконила уголовщину и тем самым обрекла себя на неудачу. Революция превратила разбойника в чиновника и заставила свое чиновничество править разбойными приемами. Вследствие этого политика пропиталась преступностью, а преступность огосударствилась".5 |
Пример исторической оценки и подходов к кадровой политике в Армии,который был предложен генералом Русской Армии В. Е. Флугом, в 1936 году, в эмиграции, в докладе "Высший командный состав", в котором, в качестве исторического (и горестного) анализа, изложена его "Характеристика русского высшего командного состава": "Командному составу нашей старой Армии, как производной русского народа, прежде всего должны были быть свойственны те черты, которые присущи вообще русскому национальному характеру. Из этих черт нас, ввиду цели нашего исследования, интересуют, главным образом, черты отрицательного свойства. В моем труде я подвергаю особенности русского национального характера довольно подробному разбору, опираясь на данные литературы (в том числе на мнения таких авторитетов, как Пушкин, Ключевский, М.И.Драгомиров и др.), а также на свой многолетний опыт, но здесь я ограничусь только их перечислением. 1. Пассивность и умственная апатия - наше пресловутое "ничаво". 2. Неспособность к продолжительному напряжению воли - физическая и умственная лень. 3. Беспечность и небрежность - русское "авось". 4. Отсутствие солидарности и взаимное недоверие. 5. Отсутствие гражданской дисциплины. 6. Нервность, которая на войне выражалась в частых паниках, "отскоках", крайней чувствительности флангов и т.д. Кроме перечисленных недостатков, свойственных массе русского народа, наш интеллигентный класс, обладает, в частности, еще некоторыми специальными чертами характера отрицательного свойства. Перечисляю важные из них. 1. Слабое развитие чувства долга. 2. Способность быстро падать духом. 3. Боязнь риска и ответственности как результат недостатка мужества. Эти дефекты характера влекли за собой отсутствие решительности, самоуверенности и предприимчивости. Дух почина, а тем более дерзания, чужд современному русскому интеллигенту. 4. Болтливость. 5. Сильно развитая способность к анализу, к критике. Это предпочтение аналитической формы мышления - синтетической умаляет способность образованного русского человека к созидательной работе и к "смотрению на дело в целом". При таком "органическом" характере перечисленных недостатков не удивительно, как говорит один из наших зарубежных военный писателей, что в русском командном составе их "нельзя было ничем искоренить"… "ни обучением, ни опытом войны, ни маневрами, ни военной игрой". Правда, что в большом числе субъектов, принадлежащих к одному виду, имеются всегда и значительные отклонения от среднего типа этого вида, так что, говоря теоретически, должно бы представится возможным на старшие командные должности избирать лиц, которые именно являются отклонениями от среднего типа в лучшую сторону. Но на практике такой подбор нелегок и та система его, которая действовала у нас, цели "отбора лучших" не достигла. Не было также принято и надлежащих мер, чтобы путем воспитания смягчить в командном составе отрицательные черты русского национального характера, не говоря уже о мерах по перевоспитанию всего народа. К такому перевоспитанию государственной власти следовало приступить немедленно после первого же тревожного симптома Крымской войны, предупреждавшего о понижении национального типа. Меры подобного рода и были приняты, но в неверном направлении - не в духе усиления энергии русского народа…". "Не упущено ли теперь уже время для возрождения русского народа? Я лично этого не думаю, о чем еще буду иметь случай говорить впоследствии. Во всяком случае, новое государственное строительство после свержения коммунистической власти должно будет поставить себе цель этого возрождения в качестве главной и неотложной задачи"6 Конечно можно, определив некий "идеальный облик вождя", пытаться искать соответствующие ему кандидатуры, и хотя этот путь может быть вполне корректным, но, очевидно, что он будет и не самым простым. Это значит, что наряду с задачей поиска кандидатов, приближающихся, по своим качествам, к модели-облику "идеального вождя", будет не лишним сформулировать сумму некоторых качеств руководителя, которыми он обладать по определению не должен, и уже "от противного" (другими словами, использовать критерий "наоборот", от того чем командующий не должен быть никогда, то есть, по отклонению от "антигероя" и от "отрицательного национального типа" - в лучшую сторону), то есть из тех, которые "не только имеют качества, но и не обладают пороками" и искать кандидатов. В этом плане, нам представляется крайне интересным, и по сути плодотворным, сам подход к этой проблеме, "от противного", |
Александр Владимиров
Генерал - майор, Вице - президент Коллегии военных экспертов
15. 04. 2005.
1(назад)Здесь и далее И. А. Ильин. О воспитании национальной элиты / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М.: Жизнь и мысль, 2001.(Библиотека МГПУ) стр. 16.
2(назад)Начало системы негативного кадрового отбора было положено пришедшими в девяностых годах к власти и руководству силовыми структурами России "демократическими выдвиженцами", которые наполнили органы и структуры управления государством и силовой сферой государства своими ставленниками.
3(назад)Возьмем пример состояния кадровой обстановки в Армии. Мы считаем, что институциональные патологии сегодняшней Армии уже сказываются общим низким уровнем профессиональной корпоративной морали, что привело к изменению господствующих корпоративных ценностей.
Обозначим только некоторые из эти изменений: самопожертвование - сменили собственные интересы; служение Отечеству и интересам Армии как профессиональной военной корпорации - сменилось службой "у" и, "на сильных"; честь - сменилась беспринципностью и полным безразличием к службе; принципиальность и честность - сменились гибкостью и лояльностью; обязанность, долг и ответственность - сменились карьеризмом и личной безопасностью; стремление к служебному росту - сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений; решительность и воля, сменились - равнодушием, ленью и личной трусостью высшего командного состава; стремление к знаниям и гордость уровнем образованности, сменились - специально подчеркиваемым бескультурьем и так далее.
4(назад)Владимиров А. И. Тезисы к стратегии России. - М.: "Издательство ЮКЭА", 2004.
5(назад)И. А. Ильин. О воспитании национальной элиты / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М.: Жизнь и мысль, 2001.(Библиотека МГПУ) стр. 16.
6(назад)Флуг. В. Высший командный состав // Вестник Общества Русских Ветеранов Великой Войны в Сан- Франциско. - 1936. №121-123. Приводится по тексту: Российский военный сборник. Выпуск 16. 1999. С.204-307.