Тезисы доклада
генерал-майора Александра Владимирова
на пленарном заседании
Конференции по безопасности Администрации президента РФ

"Государство, война и национальная безопасность"

28 сентября 2010 г. Москва, Президент Отель

Уважаемые коллеги!

       Я генерал-майор Александр Владимиров, вице-президент Коллегии военных экспертов РФ, один из руководителей всего кадетского движения России, то есть более 100 000 выпускников суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ и кадетских корпусов страны.

       Я потомственный русский офицер, ношу погоны с 11 лет, окончил Московского суворовского военного училища, Московское высшее военное училище имени Верховного Совета, Военную Академию им. Фрунзе, Академию Генерального штаба, прошел по всем ступеням армейской лестницы - от кадета до генерала и от взвода до армии.

       Я профессиональный военный, всю жизнь служил Родине в пехоте, в развернутых частях и по окраинам нашей Империи, воевал, ранен, награжден, в общем, все, как и положено быть в армии.

       Так сложилось, что я несколько лет руководил Департаментом проблем вооруженных сил и военно-промышленного комплекса Администрации президента Бориса Николаевича Ельцина и в этом качестве был одним из авторов всех военных доктрин, концепций безопасности, посланий по безопасности и массы законов до 2000 года, сегодня консультирую Совет Безопасности РФ и являюсь одним из ведущих экспертов страны по этим вопросам.

       Я рассказал все это только затем, чтобы подчеркнуть свое право и компетенцию профессионально говорить по данной теме.

***

       Тема моего доклада "Государство, война и национальная безопасность".

       Эта тема выбрана не случайно, так как, на наш взгляд, от понимания и осознания нацией и ее политическим руководством ее основ, прямо и непосредственно зависит безопасности и историческое будущее России.

       Как профессиональный стратег, я обязан, опираясь на анализ ситуации и основы общей теории войны, констатировать самые тревожные выводы относительно национальной безопасности России.

       На наш взгляд они таковы:

  • у России сейчас нет системных основ к развитию - они отсутствуют;
  • у России нет системных основ своей национальной безопасности - они не создаются.

       К системным основам развития и безопасности России, мы относим:

  • наличие утвержденных, декларированных и принятых нацией системных базовых национальных исторических ценностей;
  • построенную на их основе государственную национальную идеологию:
  • построенную на этой базе национальную государственную идею и систему национальных приоритетов и интересов;
  • которые, в сою очередь, образуют фундамент Национальной стратегии развития и безопасности как таковой;
  • наличие политической системы и системы государственной власти, способных реализовывать Национальную стратегию России в ее интересах и вести нацию к победе.

       Национальная стратегия должна определять развитие страны на десятилетия и века, замысливаться эпохами, континентами и цивилизациями, она не может размениваться на пятилетки или годы исполнения президентских полномочий и зависеть от политических пристрастий и политической конъюнктуры.

       Но у нас такой стратегии нет, и вряд ли в обозримом будущем можно ждать ее появления.

       По мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, политическая система России не отвечает задачам, стоящим перед нацией и не способна их решать.

       Это значит, что Россия не развивается, а ее историческое время истекает.

       Перечислять все причины этого не буду, остановлюсь только на нескольких важнейших вопросах стратегического уровня, без понимания которых нас просто исторически скоро не будет, притом, что мы не погибнем в героической борьбе с врагами, а просто и бесславно сгинем.

***

       Позвольте, в плане темы, представить несколько крайне важных констатаций.

       Анализ хода и эффективности развития России показывает, что существующая парадигма (базовая схема) деятельности всех институтов и структур государственной власти и национальной безопасности основывается на старых и уже не отвечающих реалиям жизни и, тем более, новым угрозам существования государств, теоретических и идеологических, а, значит и организационных, основах.

       Именно поэтому вся структура национальной безопасности государства испытывает всенарастающие трудности и только успевает реагировать на уже свершающиеся события, притом, что фундаментальная их профилактика и недопущение, а также ликвидация их причин становится все более ограниченной.

       В чем здесь дело?

       Мы считаем, что дело в том, что:

  • наша система национальной безопасности не опирается на тщательно и стратегически верно разработанную национальную стратегию безопасности и развития;
  • у нас нет адекватной времени современной теории войны, а значит, нет теории управления государством;
  • этот теоретический и идеологический вакуум не дает возможности разработки и введения в жизнь современных, мобилизационных, упреждающих государственных практик, поэтому столь велики потери в нашем народном хозяйстве, снижается дееспособность и авторитет государственной власти;
  • у нас нет системы выращивания и подготовки национальных элит, поэтому многие руководители муниципального, регионального и национального уровня, а также почти абсолютное большинство чиновников сферы государственной власти берутся практически ниоткуда и делают свое дело непрофессионально, отчего страдает вся сфера управления государством, а, главное наши граждане;
  • именно этим пользуются всякие наши внешние и внутренние недруги, стремящиеся подорвать единство и развитие России;
  • у нас не хватает серьезного анализа негативных тенденций развития мира и своего государства, серьезная аналитическая работа и подготовка контингента стратегических аналитиков не ведется или ведется по критериям и показателям лояльности;
  • не существует независимых национальных экспертных институтов, которые бы имели возможности и компетенцию анализировать стратегическую обстановку, создавать проекты независимых стратегических документов национального и союзного масштабов, давать профессиональные ответы на сложные вопросы национального строительства;
  • существует порочная практика не слушать то, что не нравится нашим руководителям и обижаться даже на дружескую критику, что загоняет наши недостатки внутрь и уже становится опасным самому государству.

       В целом, нам представляется, что при существующих и официально принятых взглядах и подходах к проблемам войны, мира, национальной безопасности и национального развития - эффективное решение проблем безопасности России - не возможно.

***

       Теперь позвольте перейти к рассмотрению общего стратегического фона бытия наших государств, так как только понимание общих планетарных условий обстановки позволит принимать верные решения и правильно выстраивать нашу текущую политику и практическую деятельность.

       Даже поверхностный анализ бытия человечества относительно основных вопросов выживания нашей земной цивилизации, а именно вопросов войны и мира, ставит современную политологическую и военную мысль в тупик, так как эти проблемы не находят сегодня своего системного объяснения, и, тем более не имеют видимого внятного решения.

       Эти проблемы все более затуманиваются обилием новых тенденций развития человечества, притом, что позитивных и ясных тенденций развития практически нет (или они в качестве таковых не выявлены), но практически каждая из них несет в себе прямой Вызов существованию человечества или зерна конца его современной истории.

       Сегодня политологическая и военная мысль с тревогой и активностью мечется в поисках объяснимых (или хотя бы приемлемых) прогнозов и картин будущего, и пытается прозреть ткань времен, но все эти поиски не сводятся пока в хоть как-то понятную модель.

       Мы объясняем этот факт не столько сложностью проблемы, сколько отсутствием системной основы поисков.

       Главным здесь, на наш взгляд, является:

  • необходимость других подходов к фундаментальному понятию человеческой цивилизации, к проблеме, тематике, теории и практике цивилизационных отношений;
  • необходимость новых трактовок понятий "война" и "мир", а также понимания новых взаимоотношений между войной (и вооруженной борьбой, что не одно и то же) и быстро меняющимся человеческим обществом, а также принятие теории войны в качестве базовой основы управления государством;
  • также необходимость новых подходов к понятию и сфере бытия - "национальная безопасность".

***

I. Новые факторы развития Человечества

       Мы считаем, главное содержание современной эпохи состоит в том, что:

       дальнейшее будущее человечества и основной механизм планетарного развития будет определяться борьбой цивилизаций как главных субъектов геополитики, в процессе смены Человечеством технологического уклада своего бытия.

       Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь - порождают новую диалектику его развития.

  1. Основным субъектом геополитики становятся цивилизации. Цивилизационный фактор становится все более нарастающей силой, оказывающей влияние на все мировые, региональные и даже локальные дела, он так же определяет основные правила игры сегодняшней мировой политики (геополитики), внося в нее свои собственные, всенарастающие коррективы. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса, и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.
    Особенностью современного состояния отношений ведущих цивилизаций мира является их растущая взаимная некомплиментарность, связанная с общей несовместимостью их ценностных основ, и которая рельефно проявляется в росте цивилизационных напряжений практически во всех точках их соприкосновений.
    Взаимная некомплиментарность основных цивилизаций - Русской Православной, Исламской, Китайской, и Западной имеет тенденцию к обострению их отношений от конкуренции вплоть до прямой конфронтации. Причиной нарастания цивилизационного антагонизма является беспрецедентная, агрессивная и силовая экспансия в мир ценностей Западной цивилизации руководимой США.
  2. Все ожесточающаяся борьба трех основных планетарных геополитических проектов: Американского фундаментально-либерального; Китайского фундаментально-шовинистического; "Исламского" фундаментально-радикального.
    Притом, что России пока еще не удалось стать основой собственного геополитического проекта, поэтому она до сих пор является лишь "территорией освоения" другими геополитическими проектами.
  3. Настойчивое стремление США и их ближайших союзников выстроить силой однополярную модель человеческой цивилизации, и обеспечить свое вечное благополучие за счет ресурсов остального человечества.
  4. Явно обозначившееся неприятие миром цивилизационного западного силового диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и новых форм борьбы цивилизационного плана (например, международный терроризм), а так же нарастание борьбы незападных цивилизаций за сохранение планетарного цивилизационного разнообразия ("цветущей цивилизационной сложности").
  5. Появление первых признаков формирования нового собственного российского геополитического проекта, основанного на собственно российской (советской) и славянской (православной) идентификации ее основного населения (ее сегодняшнего ареала), на традиционных российских (православных) ценностях коллективного существования.
  6. Основные Вызовы национальной безопасности России внешнего характера так же связаны с двумя глобальными тенденциями: всеобщей глобализацией всех сфер планетарного бытия, а так же "диффузией этносов и рас".
    Первая - "глобализация" смертельно опасна возможностью окончательной утраты Россией собственной идентичности и национального суверенитета, и автоматического перевода России в разряд "сопутствующих и обеспечивающих" государств.
    Вторая - "диффузия этносов и рас" неизбежно приведет к образованию современного человечества в "первичный этно-расовый бульон", как источника формирования новых этносов и наций, и страшна возможностью окончательной утраты российским суперэтносом своего исторического месторазвития (что мы уже наблюдаем в Западной Европе), а значит и его "исторического свертывания" уже в обозримом будущем.
    В этом "первичном этно-расовом бульоне" могут исчезнуть современные этносы, титульные нации и культуры, определявшие историю человечества в его обозримой истории, например, белая раса и Христианство.
    В этом глобальном процессе явственно проглядывается одновременно "ирония Истории" (по Гегелю) и ее месть, так как, очевидно, что например, "стирание" коренной цивилизации континента Америки, гонимым жадностью пришлым этносом "нежелающих платить налоги" европейских пассионариев и строительство "царства Свободы и Демократии" на пространствах уничтоженных народов целого материка, сегодня сказывается уничтожением Европы как "колыбели цивилизации, прогресса и свободы" пришлыми этносами другой цивилизации - Исламом.
    Нам представляется, что Европа уже смирилась с этой перспективой и сегодня, за щитом демагогии "политкорректности, демократии, толерантности и глобализма", скрывает собственную неспособность к выживанию в прямой борьбе за свое цивилизационное христианское будущее
    Более того, она системно расчищает поле собственной гибели, уничтожая у себя все и всякие (правовые, идеологические и силовые) основы для такой борьбы.
    Нельзя не признать, что при этом Запад склоняет Россию, следовать тем же, ведущим к гибели, "политкорректным и толерантным демократическим" путем, чем, собственно говоря, наша власть с упоением и занимается.
  7. Эти глобальные негативные тенденции планетарного развития сопровождаются исчерпанием природных ресурсов и катастрофически ухудшающейся экологией обитания человека, а так же все ускоряющимся процессом "порчи" цивилизации и ростом цивилизационных напряжений во всех регионах и на всех континентах планеты. Очевидно дальнейшее нарастание взаимных территориальных претензий и дальнейшее разрушение существующей системы международно-признанных национальных границ.
  8. Явное нарастание таких условий и особенностей планетарного бытия, которое можно квалифицировать не иначе, как состояние войны всех против всех.
    Сегодня все крупнейшие геополитические игроки находятся в состоянии перманентной войны друг с другом за "прорыв" в постиндустриальную эпоху и "информационное общество", за контроль над источниками ресурсов и недопущения к ним альтернативных центров силы, и за свое цивилизационное выживание.
    При этом главным аргументом в этой войне является только совокупная мощь государства, олицетворенная в ее экономике и вооруженных силах.
  9. Проблемы глобальной экологии, международной преступности и терроризма, истощение источников минеральных ресурсов, плодородных почв и питьевой воды, проблемы вопиющего неравенства уровней жизни людей различных регионов мира, и рост цивилизационных, расовых и этнических напряжений на всех континентах - ужесточают условия выживания Человечества и выдвигают категорический императив взаимосодействия всех государств и народов Земли ради сохранения цивилизации людей, в качестве его основной повестки дня.
    Тем не менее, несмотря на то, что сегодня выявилась общность глобальных интересов выживания Человеческой цивилизации, а также появляется понимание того, что в условиях усиления глобальных угроз выживанию всех, безопасность так же должна быть всеобщей - современный мир таков, что совсем неизвестно может ли он быть опять объединен общим делом спасения человечества.
    Похоже, что сегодня все цивилизации готовы и борются за свое выживание в одиночку.
  10. Мы сегодня можем констатировать и ряд новых тенденций в развитии человеческого социума, носящих, безусловно, негативный и опасный для нашего будущего характер.

Добавим к перечню глобальных угроз такие тенденции, как:

  • "Разбегание" цивилизаций и их ужесточающаяся борьба.
  • Утрата пассионарности основных титульных наций Христианского Запада и России.
  • Общая бесцельность существования наций и всего человечества.
  • Надвигающаяся планетарная победа ценностей "рынка, демократии и успеха любой ценой".
  • Формирование мирового "гражданского общества" и "упадок" государства.
  • Наращивание вооруженной силы одновременно с ростом числа субъектов и потенциала нестабильности.
  • Надвигающийся новый технологический рывок человечества и смена его технологического уклада без адекватного осмысления этого процесса в категориях нравственности и так далее.

Противоречия в области цивилизационных отношений, как базис войн

       Основоположник современного цивилизационного подхода к истории А. Дж. Тойнби, еще в 1947 году писал, что: "Цивилизация, осознавшая свое превосходство над соседями, не преминет прибегнуть к силе, пока эта сила есть 1" .

       Основным противоречием истории является - борьба основных Цивилизаций за самосохранение, лидирующее место и роль в современном и будущем мире.

       Это противоречие образовано в результате исторического и насильственного разделения Человечества и его основных цивилизаций, на:

  • Цивилизации лидеров, то есть успешных, богатых и сильных наций, провозгласивших вечность своего доминирующего положения и право управления основным миром - Запад;
  • Цивилизации (нации) обреченных на роль обеспечивающего персонала - мировых фабрик - Китай, Индия, Бразилия или держателя ресурсов - Россия, Монголия;
  • Цивилизации (нации) изгои, как специально создаваемый субъект "устрашения наказанием" - Ислам.

       Эта констатация позволяет нам предположить, что эти противоречия будет разрешаться путем преодоления такого (и сегодня насильно навязываемого миру) разделения человечества, так как все основные человеческие цивилизации, кроме собственно Запада, с такой исторической предопределенностью не согласны.

       При этом нам представляются интересными и важными следующие факты:

  • сегодня Запад уже не однороден и "золотой миллиард" сузился до "золотого миллиона", то есть дифференциация богатства и собственности населения там достигают нового предела конфликтности;
  • Только Китай и Россия имеют в своей этнической основе большие (при всей их количественной несопоставимости) монолитные великие этносы - Хань и Русские, что является уникальным ресурсом развития и стабильности;
  • Ислам не способен объединиться по своей природе.

       В целом, субъектом и объектом противоречий и развития являются цивилизации.

       Стимулом их развития, есть их инстинктивное и организованное стремление к выживанию.

       Надо признаться, что другого способа преодоления этих противоречий, кроме войны мы пока не видим.

***

       В этом плане, можно определить существо стратегических отношений России и ее главных геополитических партнеров-соперников (памятуя, что "соперник" - это лишь соблюдающий сегодня правила "противник").

       Анализ этих отношений позволяет констатировать следующее.

       Отношения России с США - односторонние, то есть - они делают, а мы - реагируем.

       Отношения с Западной Европой - односторонние, они нас учат, судят и "расширяются", а мы уже даже не огрызаемся, и все пытаемся быть, в ущерб себе, политкорректными.

       Отношения с Китаем, тоже односторонние - мы им "вливаем" наши технологии, оружие, энергоносители и сырье, а они нам говорят "спасибо" и … заполняют наши дальневосточные просторы своим населением;

       Отношения с исламским миром - односторонние - мы "обороняемся, страдаем и терпим", а они наполняют наш европейскую часть и наши города, перерождают наш российский правоверный ислам, выдавливают наш российский суперэтнос из его экологической ниши и его месторазвития, а так же запугивают наше население и власти террором.

       Это значит, что все наши Ответы на их Вызовы (в логике А. Тойнби) имели и до сих пор имеют только "ответный "характер, то есть носят характер реакции, а значит, всегда опаздывают и управляются не нами, а теми, кто формирует сами Вызовы.

       История России говорит о том, что только тогда, когда она могла сформировать свой Ответ, носящий для Запада характер Вызова, ее стратегия была успешной, и "враг нас боялся, а значит уважал". Так было при Петре I, Екатерине II, Николае I, и от Сталина до Брежнева, и тогда наша национальная стратегия была победительной, отвечала нашим национальным и цивилизационным интересам.

       Конечно, диалектика позволяет выявить корректность и обратного логического ряда: когда национальная стратегия России отвечала ее коренным интересам, то она всегда была победительной, носила характер Вызова, то есть экспансии наших цивилизационных начал, тогда нас боялся и уважал запад, и только тогда Россия занимала в мире, достоянное ее величия, место и роль.

***

       Но все ли так плохо для России как цивилизации?

       Нам представляется, что сегодня общая ситуация заключается в следующем.

       1. Цивилизация Запада, то есть Европа и США - находятся в философском, историческом и идеологическом тупике, так как мир и они сами все острее осознают конечную порочность своих базовых основ - всеобщую продажность, которая обессмыслила их бытие, и это уже ни у кого в мире не вызывает ни понимания, ни сочувствия.

       Пришедший к нам из США мировой экономический кризис, на самом деле есть кризис существующей модели управления миром через "идею прибыли", что оказалось ошибочной, порочной и бесчеловечной идей.

       Менять ее на другую они уже не способны, так как основу их философских и этических построений составляет "торжество порочных меньшинств" (с точки зрения генетики и медицины, геи и лесбиянки есть всего лишь врожденные или приобретенные отклонения от человеческой нормы, а обиходе просто "уроды"), успешно добивающихся своего политического реванша за счет нации и подавляющего большинства просто нормальных людей. Сегодня они особенно сильны в Европе и, наверное, поэтому она так "толерантна", "политкорректна", что уже становится мусульманской.

       Поэтому Европа и США практически обречены историей, и поэтому у них нет никакой другой альтернативы выживания - только безудержное наращивание своей экспансии во вне, Европа - экспансии "порочных основ государственности", США - экспансии силы.

       Все этот имеет свои конечные пределы, которые уже почти достигнуты

       2. Китай - все еще "сосредотачивается" и его мировая экспансия уже идет, правда, пока еще мирно и тихо.

       3. Ислам - разобщен и еще не превратился в сплоченный суперэтнос, но быстро двигается в этом направлении, и еще быстрее поглощает ареал Христианства в Европе и России, полномасштабно используя сетевую структуру своей веры и терроризм политического ислама.

       Интересно, что все эти цивилизации уже определились со своим "особым" Путем в истории, но только Россия пока еще "в метаниях" относительно ответа на вопрос "куда и с кем идти?".

       Нам представляется, что любые варианты движения России на Запад в Европу и определение себя в качестве его части, или ее движения на Восток к Китаю, или заигрывание с миром Ислама (так как у нас 20 миллионов мусульман и мы одна из самых больших мусульманских стран) - все это движения в неправильных направлениях, каждое из которых неизбежно ведет Россию только в к исторической гибели.

       При варианте "части Запада" - Россия будет его обеспечивающим тылом, местом его отхожих промыслов.

       При варианте "к Китаю" - Россия неизбежно станет его федеративной частью.

       При варианте "исламизации" - ее не будет вообще.

       Мы убеждены, что у России не может быть исторического выбора типа "с кем быть", исторический путь России быть "не с кем-то", а быть самою собой, и только тогда мы будем интересны остальному миру, только тогда мы будем его уважаемой частью, только тогда мы обретем свою национальную идентификацию и геостратегическую субъектность.

       Россия имеет все основания думать о себе как о великой и достойной цивилизации, как о великой державе и гордиться собою даже сейчас, но при этом главной своей задачей она должна видеть только одну - делать себя сильной, и у нее все для этого есть.

       России есть что предложить миру.

       Только мы можем предложить миру целостный и нравственный взгляд на его бытие и его будущее, дать миру новую модель управления и взаимосодействия, и предложить ему новую геополитическую этику взаимоотношений держав.

***

       В целом

       Мы считаем, что "общего будущего" у Человечества не будет, а окончательное торжество этих негативных тенденций развития мира может дать только следующие итоги.

       Во-первых, могут исчезнуть основные формы организации общества - социально ответственные национальные государства, которые и определили современное состояние человеческой цивилизации.

       Во-вторых, катастрофическое ухудшение условий обитания человечества приведет к неуправляемой борьбе за физическое выживание всех против всех, на практике - наиболее продвинутых его частей против остальных и за счет всех других.

       В-третьих, неизбежный новый технологический рывок человечества, который, в отсутствии совести и разума людей, сначала только ускорит сворачивание всеобщей нравственности, ускорит и ожесточит борьбу за его новые блага, а потом и приблизит гибель самого человечества.

       В-четвертых, мы уже можем наблюдать опаснейшие признаки обратимости социального и культурного прогресса, притом, что они проявляются не только в "черной Африке", а в "главном двигателе мировой демократии и прогресса" - США.

       В-пятых, наступающая "эра перемен" будет не только эрой планетарной нестабильности, но неизбежно станет эрой войны как прямой вооруженной борьбы.

       Именно поэтому проблематика войны и мира в национальной стратегии как науке, практике и искусстве управления государством - является сегодня главной.

II. Взгляды и подходы к пониманию категории и явления "война"

       Современная теория войн подтверждает правильность парадоксального вывода Оруэлла о том, что: "Мир есть война".

       Считается, что "война", это тогда, когда "бомбят самолеты, стреляют танки, гремят взрывы, солдаты убивают друг друга, войска сторон, сея смерть и разрушение "двигают линию фронта" и так далее, но сегодня это все уже совсем не так.

       Современная война - как радиация: о ней все знают, и все боятся ее; но ее никто не чувствует, она не видна и не осязаема, и ее как бы практически нет; но война идет, так как - люди гибнут, государства рушатся и народы исчезают.

       Из истории человечества в первую очередь исчезают именно те государства и народы, которые, даже погибая в ней, упорно не замечают или не хотят замечать ведущейся против них войны. Именно так погиб СССР, и все еще может погибнуть Россия.

       Считаю своим долгом напомнить стратегическую аксиому, согласно которой - "При прочих равных условиях, государство, ведущее войну всегда победит своего противника, который войны не ведет".

***

       Приведем только несколько базовых положений теории войны.

       "Война есть процесс вечный, объективный и перманентный.

       Война - это социальный процесс, характеризующийся целенаправленной борьбой субъектов геополитики за утверждение их победившей части в новой роли и статусе (за подтверждение старых), и за возможность формирования ими новой картины мира и последующее управление им.

       Собственно вооруженная борьба - только крайняя, предельно насильственная форма войны.

       Цель мировой войны - не уничтожение противника, а силовое перераспределение ролевых функций государств.

       Все цели войны носят исключительно политический характер.

       Масштабы войны (война тотальная или ограниченная) и ее ожесточенность зависят исключительно от решительности политических целей сторон.

       Война всегда заканчивается не миром, а победой одной из сторон, в то время как любой конфликт может быть урегулирован, то есть "снят", так как победа в нем необязательна 2".

       В современной войне ее объектом становится не столько собственно вооруженная или экономическая составляющие государства, сколько его национальные ценности, так как только они и делают нацию и государство тем, чем они есть в истории человечества, их изменение и есть главная задача войны.

       Главным "призом" войны является расширение не столько геополитического и экономического "ресурсного поля", сколько расширение комплиментарного (дружественного) ценностного ареала победителя, так как только взаимная комплиментарность наций (то есть дружественная совместимость ценностных основ их бытия) дает тот благожелательный (благоприятный) внутренний и внешний климат их международного (взаимного) сосуществования, и является лучшей гарантией от взаимных агрессий, что, в свою очередь, улучшает шансы нации на историческое выживание, а в обратном случае - ухудшает их.

       Другими словами, главный "приз" войны, это - насильственно измененный войною национальный менталитет побежденной стороны

       В результате войны:

  • победители - будут единолично управлять всем миром (регионом), то есть всеми его связями, пользоваться всеми его ресурсами, и выстраивать по своему произволу нужную им мировую архитектуру, закрепляя на века свою победу (себя, в этом статусе и возможностях), созданием соответствующей системы международного права;
  • побежденные - будут управляться победителями, станут частью обеспечивающей подсистемы нового глобального управления и будут расплачиваться своими национальными интересами, ресурсами, территорией, историческим прошлым, культурой и будущим.

***

       Согласно теории войны - война есть вечная форма существования и состояния социума, которая всегда разрешается победой более сильного и началом формирования проигравшим условий своей победы в новой войне, что и есть мотив и предпосылка к развитию.

       При том, что, согласно теории войны, война цивилизаций - это есть война смыслов, в которой побеждает не та сторона, которая выигрывает пространство, ресурсы или даже временно приходит к управлению страной противника, а та, которая захватывает будущее.

       Война смыслов и нервов это и есть собственно война, и основа геополитических взаимодействий, война сил и средств вооруженной борьбы - только их часть.

       Таким образом, сегодня война ведется не за пространство и не за ресурсы, сегодня война ведется за будущее нации.

       Война за будущее - это война за:

  • само право нации существовать в истории;
  • за ее мест и роль в мире, полученное в результате победы в войне;
  • за формирование послевоенной картины мира и участия нации в новой системе управления человеческим социумом;
  • за право пользоваться стратегическими эффектами своей победы в войне, ведущее к улучшению условий национального бытия и росту мощи нации.

       Кем ведется война?

       Война ведется всеми основными цивилизациями против всех остальных.

       Непосредственно войну ведут государства представляющие или составляющие основу той или иной цивилизации.

       Основная борьба ведется на всех уровнях и сферах, но наиболее жестко на уровне и в сферах национального сознания и базовых национальных ценностей.

       Именно победа в этих сферах наиболее коротким и экономически эффективным путем приводит победителя и к ресурсам побежденного, и к его национальному достоянию, и к его пространствам.

       Захват будущего происходит постоянно и проводится методами силового недружественного поглощения одних цивилизаций другими, а конкретно - слабых или слабеющий более сильными и жизнеспособными.

       Захват будущего, в парадигмах общей теории войны, осуществляется в формах:

  • операций по изменению национального сознания и экспансии своих ценностных основ и культурных начал, с одновременным силовым захватом плацдармов контроля Евразии - Афганистан, Европы - Косово, Среднего Востока - Ирак, это стратегия США;
  • неспешным наполнением чужого национального пространства своим физически присутствием, при общекультурной толерантности - Китай;
  • наполнением чужого национального пространства своим физическим присутствием с одновременным вытеснением коренных этносов и их культур из их исторического местаразвития, в том числе методами политического ислама и террора, это стратегия Ислама.

       Все же, очевидно, что одни государства и нации имеют силу, волю и возможности ведения войны, другие такими возможностями, по разного рода объективным, историческим и другим причинам, не обладают.

       Как правило, ведут войну те государства, которым есть что терять в этом мире, и которые не хотят ухудшения своего уже имеющегося места и роли в мире, или желающие его радикально улучшить.

       При этом мы считаем, что у России есть только два прямых идеологических врага:

       Первый - радикальный либерализм;

       Второй - радикальный политический ислам.

       Необходимо констатировать, что на вопрос "кто и за что ведет сегодня войну?", ответ практически известен, так как, объективно, единственным агрессором, инициатором и исполнителем всех вооруженных конфликтов современности, инициаторами всех видов международной напряженности, которые и являются этапами и эпизодами мировой войны, являются Соединенные Штаты Америки.

       Они делают это всеми доступными способами и применяют в этой войне, как средства вооруженной борьбы, так и новые операционные средства войны.

       Для того чтобы американоцентричный глобализм стал "вечным", а так же, в целях подготовки мировой "инфраструктуры" к захвату, к миру и к России целенаправленно применяются геополитические стратегии и (политические, экономические, культурологические и так далее) технологии.

       Геополитические технологии - есть: системные средства глобального управления; совокупность согласованных прямых и не прямых действий различного масштаба, применяемых геополитическим агрессором к своему геополитическому противнику с целью его ликвидации в качестве соперника и равнопорядкового субъекта планетарных геополитических взаимодействий3, вплоть до полной дезинтеграции его государственности.

       Геополитические технологии применяются во всех сферах существования и функционирования противника как государства (цивилизации, суперэтноса, нации и так далее) в качестве новых (избирательных и "гуманных") операционных средств современной мировой войны.

       Последним изобретением военной мысли США является - сетецентричная война"

       Сетецентричная война имеет свои специальные родовые черты:

  • во-первых, война тотальный характер, то есть ведется непрерывно и во всех сферах функционирования государства (части социума);
  • во-вторых, сетецентричная война как вид войны, есть лишь специально организованная совокупность войн и военных действий на (и в) различных театрах и нишах войны, осуществляемая для достижения целей национальной стратегии стороны войны;
  • в-третьих, война ведется главным образом средствами информационной борьбы, применение технологий которой имеет вид самостоятельных военных действий в сферах коммуникаций, экономики, культуры, национального сознания, а также сферах государственного и военного управления всех уровней;
  • в-четвертых, этот новый вид тотальной войны предполагает организацию такого же тотального управления ею, в котором, например, вся нация стороны агрессора будет "обеспечивающим войну компонентом", а все государство и население противника станет "объектом войны".

       По сути, ведение сетецентричной войны против России, это выстраивание системы глобального доминирования США надо всем миром, то есть современный аналог колонизации и подчинения, только осуществленные в новых условиях, в новых формах и с помощью новых средств.

       Здесь необязательно прямая оккупация, массовый ввод войск или захват территорий, излишни широкие действия вооруженных сил и огромные военные затраты на армию.

       Сетецентричная война гораздо более сильная, гибкая и смертельная военная стратегия, она манипулирует насилием и военной силой только в крайних случаях, и основные результаты достигаются в контекстуальном влиянии на широкую совокупность факторов - информационных, социальных, когнитивных и так далее.

       Главным принципом осуществления геополитических технологий и сетецентричной войны, является прямая и открытая эшелонированная экспансия всех компонент цивилизационной мощи США, осуществлением которой они сеют в мире хаос и неверие в возможность альтернативы их вечному лидерству 4.

       Это особенно важно осознавать в связи с нашим печальным национальным опытом последних тридцати лет, который подтверждает, что государство, не догадывающееся об этих стратегиях и технологиях, и не распознающее признаки их применения относительно себя - обречено на поражение.

III. О некоторых новых тенденциях развития мира

       Мы остановимся на рассмотрении только двух новых тенденций, это:

  • Формирование мирового "гражданского общества" и "упадок" государства;
  • Наращивание вооруженной силы одновременно с ростом числа ее субъектов и потенциала нестабильности.

Формирование мирового "гражданского общества" и "упадок" государства

       Нам представляется, что формирование мирового "гражданского общества" будет идти и выявляться в виде совокупности Транснациональных корпораций, международных неправительственных структур и неправительственных общественных организаций.

       Уже сегодня эти организации обладают некоторыми выраженными чертами:

  • во-первых, они обладают почти монопольным владением мировыми финансами и планетарной информационной сферой;
  • во-вторых, они обладают способностью и возможностями формировать мировое общественное мнение;
  • в-третьих, они уже обладают возможностями формировать политическую повестку дня основных мировых держав и их международных структур и союзов;
  • в-четвертых, они, почти по определению, не обладают гражданской и социальной ответственностью;
  • в-пятых, они представляют только свои социальные ниши и поэтому разнонаправлены и "разноинтересны";
  • в-шестых, они подчиняются законам дикого рынка и ничему другому;
  • в-седьмых, они размывают национально-государственную идентификацию (самоидентификацию) людей, формируя среду и социальную общность "граждан мира", "свобода" которых определяется исключительно их собственными предпочтениями.

       Эта тенденция опасна тем, что в совокупности с остальными тенденциями и факторами, глобализирующими национальное бытие - грозит размыванием, дискредитацией, снижением легитимности и уничтожением самой эффективной формы организации человеческого общества - государства.

       Мартин ван Кревельд, в своей работе "Расцвет и упадок государства" прямо указывает на уже состоявшийся кризис государства как основного сегодня социального института, причина - "потеря государством легитимности ввиду его неспособности исполнять взятые на себя обязательства по поддержанию правопорядка, защите от внешних угроз и обеспечение населения социальными благами5".

       Очевидно, что упадок государства может уже в обозримом будущем привести к трансформации всего современного мира, указывает он.

       Мы не можем не подтвердить эти его выводы, опасения и тревоги, так как, к сожалению, это есть та правда жизни, с которой сталкивается практически каждый человек в своем государстве.

       (пример "пылающего Парижа", молодежного бунта в Греции, организационной нищеты и недееспособности государств "демократического плана")

       Тем не менее, недостатки современного государства не исправляются, более того, сегодня вся "экономическая теория", социальная практика и направления "передовой" политологической мысли направлены на подготовку общественного мнения и его готовности к упадку и уничтожению государства.

       Зачем это делается понять не трудно, так как современное национальное государство, в силу своего предназначения и принципиальной социальной ответственности - мешает свободно зарабатывать тем, кто хочет зарабатывать на всем, любым путем и любой ценой, не дает развернуться преступности и людям, эксплуатирующим в собственных интересах людские "похоти".

       Конечно, современное государство - ужасно. Его базовые социальные функции, ради которых оно и было образовано обществом (безопасность, социальные услуги, образование, здравоохранение и так далее) с каждым годом и повсеместно снижают свое качество, доступность большинству населения и престижность, при абсолютном увеличении их доли в ВНП любой нации.

       Сегодня государство требует от своих граждан все больше и больше, давая им взамен все меньше и хуже, его бюрократия повсеместно превратилась в самообеспечивающий и самодостаточный полупаразитический слой.

       Государство все больше и больше "мелочится", то есть все глубже влезает в частную жизнь своих граждан, так как заниматься "мелочами" легче, чем решать сложные задачи национального, или, тем более, глобального масштаба.

       К сожалению именно такая тенденция вызывает к жизни все большее число "мелких" госслужащих, что прямо усиливает негативный кадровый отбор власти, которая, в силу текущей мелкой политической конъюнктурности, все более уводит государство от ответственности за судьбу собственных народов.

       В результате, нации, этносы, их части и другие части социума остаются наедине со своими проблемами, комплексами и фобиями, и пытаются их решить самостоятельно, что неизбежно наращивает хаос, нестабильность и ведет к ужесточению условий их выживания, и отчаянным поискам найти выход из этого положения.

       Как правило, решение этих проблем разными, и все увеличивающимися численно субъектами человеческого социума, видится ими в достижении возможности создания и владения самостоятельной и достаточной собственной военной силой.

       Представляется очевидным, что с усилением (наращиванием) тенденций глобализации и истощением планетарных ресурсов население планеты будет все четче осознавать, что реальные интересы граждан и государств состоят в "хлебе", которого будет все меньше и дороже, а не в "зрелищах", которых будет все больше и дешевле.

       Именно поэтому, мы убеждены, что, со временем, в мире все более доминирующей станет идеология национализма, и, "оды рынку и демократии" современных демократов-глобалистов, сменятся "национальными гимнами", уставшего от демократии, политкорректности и вседозволенности меньшинств и пришлых этносов, коренного населения держав.

       Эта идеология национализма, со временем может выродиться и ужесточиться до идеологии выживания отдельных социальных ниш, что будет только подстегивать фрагментацию монополии государства на насилие.

***

       Одним из самых ужасных последствий упадка государства может стать утрата им монополии на насилие.

       Исторически государство образовывалось там и тогда, когда перед нацией вставала необходимость вести войну, поскольку только организационная мощь государства была способна организовать сам процесс ее подготовки, мобилизации всех ресурсов нации для победы, а также осуществлять непрерывный процесс контроля военного бытия нации и управления войной.

       Сегодня государство испытывает угрозу не столько от таких же национальных государств как оно само, сколько от других корпораций разных организационных структур и идеологий, разных масштабов, объемов собственности, подконтрольных территорий, суверенитетов, богатств и влияний.

       Важнейшим фактором современности является рост числа, масштабов, вооруженности и профессионализма вооруженных формирований именно этих субъектов человеческого общества. Сегодня, по оценке ведущих военных экспертов, численность этих вооруженных формирований и финансовые затраты на их содержание уже в разы превосходит аналогичные совокупные показатели официальных вооруженных сил всех государств мира.

       Сегодня уже существует реальная опасность формирования (превращения) новых субъектов социума в субъекты геополитики и создания планетарной системы "свободных агентов войны" имеющих право и предлагающих себя в качестве независимой и готовой вооруженной силы, способной решать военные задачи на коммерческой или идеологической основе.

       Нам представляется очевидным, что именно так все может и сложиться, и именно этого допускать категорически нельзя.

       Сегодня просто невозможно представить себе тот вооруженный хаос, который может воцариться на планете, при утрате национальными государствами своего легитимного права на организованное насилие в интересах выживания своих наций.

       Мы считаем одной из важных задач современной военной и политической мысли найти варианты разумного и бесконфликтного сосуществования государственных вооруженных сил и других корпоративных вооруженных формирований (сил безопасности), при однозначной монополии государства на насилие, в том числе и относительно этих вооруженных формирований.

       В этом плане, мы не будем рассматривать в этой работе бескрайнюю тему функций и задач Армии, мы только позволим себе крайне важную констатацию.

       Армия необходима государству только для того что бы:

  • обеспечить внешний и внутренний суверенитет государства;
  • обеспечить безопасность нации как единственное условие и залог ее позитивного развития;
  • обеспечить монополию государства на насилие.

       Именно в этом плане мы, в тезисной форме, коснемся тенденции наращивания вооруженной силы одновременно с ростом потенциала нестабильности.

Наращивание вооруженной силы одновременно с ростом числа ее субъектов и потенциала нестабильности

       Эта тенденция имеет сложный характер, так как развивается одновременно с "девоенизацией" государств и усилением иллюзорности их вооруженных сил.

       Нарастающая иллюзорность эффективности военной силы государств, определяется нами как их неспособность решить значимые политические вопросы вооруженным путем.

       "Девоенизация" государств особенно наглядна на примере вооруженных сил Германии, Франции и других европейских государств, которые не могут определить своим армиям подходящие их статусу задачи, а иногда просто не знаю, что им с их армиями делать.

       Таким образом, армии даже ведущих государств мира все более и более играют роль только исторического атрибута государства, наряду с такими их официальными признаками как гимн, флаг, собственная валюта, пригнанные границы, собственные правительства, парламенты и суды.

       Чтобы хоть как-то объяснить себе и своему населению, зачем им Армия, государства-члены НАТО, с подачи США, придумывают себе "расширение на восток" и "новую глобальную ответственность", что, в позитивном ключе, не решает ни одного принципиального вопроса войны и мира, не увеличивает ни чью безопасность, но только ухудшает общую ситуацию и приближает человечество к войне "всех против всех".

       В то же время эта "девоенизация" протекает одновременно с новой гонкой вооружений, стремлением государств к обладанию собственным ядерным оружием и к членству в оборонительных союзах как иллюзии гарантии собственного суверенитета и сохранения правящего режима.

       Общепризнанным является факт, что растет вооруженность в социальных организациях низшего порядка, которая приводит к необходимости формирования новых подходов и взглядов на войну и диалектику войны.

       В итоге все большее и большее значение приобретает "иллюзия силы", понимаемая как вооруженная возможность субъектов социума выжить или умереть в одиночку, именно в этих целях формируется новая идеология целых стран, групп, социальных ниш и поколений, в том числе и в этих целях формируется система так называемых "национальных интересов".

VI. "Национальные интересы" и "национальная безопасность"

       Мы считаем, что "национальные интересы", есть - существующая (исторически сложившееся) система постоянных состояний, обстоятельств и условий, определяющих бытие нации, гарантирующих ее выживание и относительную безопасность, формирующих место и роль нации в мире, ее суверенность и национальное достояние, а также способствующих ее позитивному развитию и исторической вечности.

       Основой формирования "национальных интересов" является Стратегическая матрица нации6, основой которой служит сама нация, ее историческая ментальность, а так же ее "жизненное пространство" как историческое месторазвития (по Льву Гумилеву) и ареал расселения, а также пространства контролируемые нацией.

       В целом, основными константами стратегической матрицы нации являются:

  • качество и мощь коренного этноса;
  • исторически сложившаяся система национальных ценностей, мощь национальной культуры и образ жизни нации;
  • наличие и освоенность достигнутого исторического пространства;
  • идеологическая, пространственная, ресурсная, научная и технологическая самодостаточность;
  • военная (вооруженная) самодостаточность нации;
  • дееспособное и качественное национальное управление, имеющее национальную идеологию и "идею" управления, то есть - национальную стратегию развития и безопасности.

       Таким образом, стратегическая матрица нации - есть все то, что и делает нацию нацией в качестве объекта и субъекта собственной культуры и истории, дает ей свою собственную и однозначную идентификацию, делает ее частью культуры и истории человечества, определяет ее место и роль в мире.

       С утратой, "размыванием" или катастрофическим сокращением (развалом, обвалом) "стратегической матрицы" или даже одной из ее составляющих, вопрос о какой-либо национальной стратегии развития и, даже, о выживании самой нации, можно считать снятым.

       Именно поэтому, сбережение (безопасность) и развитие стратегической матрицы нации (как совокупности всех ее составляющих) является главной задачей национальной стратегии и текущей политики России, и именно она является основой ее национальных интересов основанных на высших внутренних определенностях нации.

       Нация кровно и жизненно заинтересована в безопасности и развитии собственной матрицы как собственных основ, и потому она наделяет свое государство правом и ответственностью официально формулировать эти национальные интересы в виде приоритетов своей национальной стратегии развития и безопасности, и задач текущей политики.

       В целом мы считаем, что применительно к нашей теме, в проблеме национальных интересов важно выделить три аксиоматических тезиса:

       Первый - национальных интересов - много, они разнообразны и практически все они подразумевают ведение войны как перманентной борьбы за качество национального бытия.

       Второй - национальных интересов, ради которых нации однозначно стоит вести вооруженную борьбу и нести серьезные жертвы - не существует.

       Третий - единственным исключением и единственным основным жизненно важным национальным интересом нации является ее выживание в качестве суверенного субъекта геополитики, что предполагает и даже обязывает нацию вести войну и прямую вооруженную борьбу за свое выживание и за защиту своего Отечества, и любым путем добиваться своей победы.

О новом прочтении понятия "национальная безопасность"

       Очевидно, что жизнеспособность и развитие России, реализация ее своего цивилизационного потенциала и предназначения, прямо зависит от ее способности обеспечить свою национальную безопасность.

       Глобализация принесла в мир не только новые возможности, но и глобальную уязвимость, поэтому задача обеспечения национальной безопасности России, есть - основная задача государства, его Президента и правительства, а так же предмет заботы всего российского общества.

       Нам представляется, что национальная безопасность, понимаемая сегодня, в целом, как реакция государства на сегодняшние и даже будущие угрозы национальным интересам, ведет страну в тупик, в "окоп" и к изоляции.

       Мы считаем, что только мощное развитие всех сфер национального бытия ведет к реализации базовых целей национальной стратегии России, а значит и к обеспечению ее национальной безопасности.

       Именно поэтому, наш девиз "БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ".

       Базовые вечные цели национальной стратегии России диктуют необходимость ее перехода от существования в парадигме "поисков безопасности и национальных интересов", к функционированию государства и общества в парадигме "развития".

       Основной принцип согласования парадигм "развития" и "безопасности" заключается в диалектике принципа "безопасность через развитие, и - развитие через безопасность", что должно стать базовым принципом и подходом к управлению державой.

       При этом цели развития национальной стратегии являются целями государственной политики обретения Россией нового высшего качества, а цели преследующие недопущение ее выхода за пределы угрожающие самому бытию нации, являются целями политики ее национальной безопасности.

       В этом плане важным является новое прочтение понятия "национальная безопасность".

       Национальная безопасность России есть - формируемая государством, система внутренних и внешних условий бытия ее социума (народов) как состояние существования нации, гарантированно обеспечивающее реализацию ее базовых стратегических целей, то есть - ее самосохранение, позитивное развитие и историческую вечность, несмотря на все объективно существующие и возможные угрозы существованию России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

       Главным объектом и субъектом национальной безопасности России является: она сама как нация-государство (с его системой ее конституционных институтов), суперэтнос и особая цивилизация; само российское общество; а также личность каждого из ее граждан с присущими им укладом жизни и территорией.

       Только сохранение уклада жизни, национально-культурной идентичности и территории России гарантирует удовлетворение физиологических потребностей населения, необходимых для его сохранения и воспроизводства, а также социально-духовных потребностей, без которых немыслимо самовыражение, всестороннее развитие и идентификация личности, общества и государства.

       Таким образом, главными объектами национальной безопасности России является ее население, территория и уклад жизни, а ее главными базовыми критериями и целями - обеспечение гарантированного самовоспроизводства, самообеспечения и самосовершенствования нации, сохранение ее территории, идентичности и образа жизни как основ ее исторической вечности, и ее способность гарантировать свой национальный суверенитет собственной вооруженной силой.

       Формирование таких собственных возможностей страны, а так же благожелательной внешней и внутренней обстановки для обеспечения гарантированного соответствия России этим критериям и целям - является сутью и целями политики государства во всех сферах функционирования нации и сутью ежедневной предметной практической деятельности власти.

       Практическими критериями Национальной безопасности также выступают - определяемые национальной наукой, объективные показатели уровней состояния сфер жизнедеятельности нации, сфер функционирования государства и отдельных отраслей (в том числе, государственных стандартов качества жизни населения и всех видов производств), обеспечивающие устойчивость общественного строя России, и комфортные условия бытия ее народов, а также гарантирующие возможность реализации стратегических национальных целей.

       Эти показатели и критерии состояния, при достижении ими определенных величин играют роль индикатора (и меры) опасности национальному развитию или суверенному существованию страны.

       В этом случае государство обязано выявить причины и принять экстренные меры по ликвидации выявленной негативной тенденции развития страны (сферы, отрасли), в том числе путем принятия жестких мер, а также информировать об этом российскую общественность.

       В свою очередь, российское общество, ощутившее признаки формирования негативной тенденции развития, обязано поставить эти проблемы своему государству и требовать немедленного исправления кризисной (предкризисной, потенциально опасной) ситуации и ответственности должностных лиц, виновных в ее наступлении.

       Эти показатели и уровни должны быть оформлены в национальном праве, которое должно установить грани, переход которых социально опасен и автоматически влечет переход к чрезвычайным и военно-мобилизационным государственным практикам.

Россия в условиях войны

       Анализ основных сфер бытия нации позволяет сделать следующие выводы.

       1. Политическая цель наших противников - дезинтеграция России как великой державы и особой цивилизации стала явной и неприкрытой.

       Попытки политической власти искать понимания и помощи Запада, Китая и Ислама оказались неуспешными и успешными не будут никогда, так как у России, как цивилизации, друзей быть не может по определению.

       Целями действий наших оппонентов являются:

       Геостратегическая цель - уничтожение России как равновеликого Западу субъекта мировых взаимодействий и глобального конкурента;

       Экономическая цель - интернационализация природных ресурсов России;

       Идеологическая цель - срыв России с исторического пути русской цивилизации "Справедливости, Совести, Солидарности и Общего Блага".

       Цели могут достигаться (в том числе) путем распада России, то есть переводом Федерации в Конфедерацию восьми - десяти недружественных друг другу субгосударств, подчиненных влиянию разных субъектов цивилизационных взаимодействий, а также созданием в России состояния национальной смуты.

       Основным субъектом движения к этой национальной катастрофе является действующая государственная власть и политическая система страны, ежедневно продуцирующие отторжение от себя нации и ухудшение общей обстановки в стране

       В настоящее время ресурсы страны практически находятся в собственности Запада, и он уже удовлетворяет свои ресурсные и интеллектуальные потребности за счет России и нашего народа, так им уже созданы условия контроля России без захода на ее национальную территорию.

       Поэтому существующая власть ему удобна, он будет всячески поддерживать ее у руля страны, а Россию в состоянии усугубляющейся деградации, а также будет жестко противодействовать любым попыткам российского народа изменить существующее положение дел в свою пользу.

       2. Сегодня отмечаются тенденции к утрате Россией в определенной степени своей суверенности (во имя "движения в Европу и развитый мир") и ее существования в качестве подконтрольной (управляемой) территории.

       Нам представляется, что, поскольку этот процесс в России стал уже наблюдаемым, проблема "размывания суверенитета" государства, сейчас является для нас наиболее актуальной.

       Суверенитет, как состояние государства имеющего возможности независимого позитивного развития в рамках международного права, "размывается", то есть теряется, тоже в рамках этого права, проходя на этом пути несколько стадий падения.

       В первую очередь - это утрата национального контроля над национальным информационным полем и собственными государственными финансами, затем - над ресурсами, а в последующем - над собственной экономикой и управлением своим государством.

       Финалом падения является утрата контроля над собственной суверенной государственностью, которая может быть утрачена даже и без потери формального контроля над собственной территорией.

       Одновременно с этим, это утрата роли и влияния государства на положение дел в мире, в собственном регионе, в прежних зонах интересов и ответственности, то есть снижение или утрата бывшего статуса государства, который обеспечивал его цивилизационное выживание.

       А это и есть война, это и есть ее результаты.

       Утрата суверенитета государства начинается с отсутствия стратегической позиции по отношению к собственному суверенитету и национальным интересам, а также, с утраты воли национальных политических элит к легитимному изменению сложившейся ситуации, в связи с их субъективной (личной) не заинтересованностью в национальном развитии.

       Для нас такая постановка вопроса важна, прежде всего, для определения того предела (стадии) национального падения, на котором должна сказать свое слово Армия, как гарант суверенности государства.

       Конечно, это вопрос больше к нашей политической философии и государственным деятелям, чем к генералам, но, насколько нам известно, такие вопросы к отечественной политической элите и экспертному сообществу еще никто не сформулировал.

       Но, если мы твердо не заявляем, что "это мое" и "за этим столбом я начинаю стрелять", мы неизбежно превращаемся в "проходной двор, где ходят и гадят все кому не лень". Сейчас это наше реальное состояние.

       3. А что же Россия в условиях войны?

       Оказывается, что ее политическое руководство:

  • живет мирной и спокойной "либеральной" жизнью;
  • принципиально против государственной идеологии;
  • продолжает активно идти либеральным путем в "никуда";
  • не понимает значения и существа Национальной стратегии как теории, практики и искусства управления государством;
  • пытается руководить огромной страной без всякого плана ее строительства;
  • игнорирует стратегическое планирование;
  • не определилось с критериями и показателями развития и безопасности;
  • ведет ущербную кадровую, внутреннюю и внешнюю политику;
  • не ведет активную реиндустриализацию страны, без которой Россию просто не поднять;
  • не защищает национальное информационное, культурное, научное, образовательное и социальное пространство, не развивает их, а наоборот, делает все национальное гуманитарное пространство полем игры чуждых ценностей;
  • все государственные программы, и национальные проекты не исполняются, а в конечном счете, являются деградирующими;
  • до сих пор не делает Совет Безопасности России органом стратегического планирования, и так далее;

       Таким образом,

       наше существование практически бесцельно, то есть никуда не ведет, а даже основная парадигма внутреннего жизнеустроения Российской империи, на чьих знаменах была начертано - "Православие, Самодержавие, Народность", давшая России ее историческое величие, теперь может звучать как - "Православие, Демократия, Доходность", и это почти не шутка.

***

       Русский стратег полковник Генерального Штаба Русской Императорской Армии Эдуард Месснер говорил, что "нападают только на слабых, на утративших силу, на способных показать, что они сильные - нападают редко, на сильных не нападают никогда".

       Представляется очевидным, что достижение стратегических целей России с наименьшими издержками возможно только в условиях стратегической стабильности.

       При этом, под "стратегической стабильностью" мы понимаем - состояние глобальной (региональной) относительной (в том числе и военно-политической) безопасности, как условие и необходимый общий благоприятный фон, и благожелательный (неконфронтационный) "климат" международных и внутренних отношений, способствующий достижению целей стратегии государства.

       В этой связи можно утверждать, что основы "стратегической стабильности" России лежат в достижении ею собственной "внутренней стратегической устойчивости", то есть - дееспособности, самодостаточности и эффективности власти, национального хозяйства и Армии, а так же уверенности населения в безусловном превосходстве национальной (Российской) культуры и консолидированности Общества, убежденного в верности выбранного пути и величии своей исторической судьбы.

       Это значит, что главное дело России сегодня - это ковать свою собственную Силу, не отвлекаясь ни на что другое, и делая во имя этого все, что возможно.

       Мы убеждены, что любым технологиям разрушения России как цивилизации и великой державы, может эффективно противостоять только национально ориентированное самодостаточное (имеющее собственные основы существования) государство, государство, преследующее собственные национальные цели развития, государство, руководимое собственной национальной стратегией, и опирающееся на собственную национальную культуру и ресурсы.

       В том случае, если Россия сумеет сохранить свой национальный суверенитет, то есть свою самобытную культуру, то рано или поздно ее победа в войне за свое выживание, вечное и успешное существование будет ей посильна.

***

       Очевидно, что под влиянием новых технологий мир будет неудержимо и быстро меняться во всех ипостасях жизнедеятельности социума, притом, что сегодня никто не знает - что, во имя чего, в обмен на что и какой ценой мир будет и уже приобретает эти новации, а также - в чем замысел (тайный или истинный смысл) и конечная цель этих изменений. Изменения будут наступать незаметно "как тать в ночи", а измененное национальное сознание не будет способно их улавливать и реагировать адекватно опасности.

       Ключевым фактором выживания (конкурентоспособности) нации становится ее национальная культура. Так как - там, где размывается (специально изменяется) историческая "логика жизни" через изменения критериев ее "правды" - там все большее значение приобретает способность нации к инстинктивному, то есть на генетическом уровне, различению Добра и Зла.

       А этой способностью (потенцией) обладает (с учетом того, что идеология всегда "привносима" и "конструируема", в то время как национальная культура, в этом плане, выявляется как "генетически заложенная и имманентно присущая индивиду внутренняя родовая психомоторная среда, его изначальная склонность к нравственной жизни и способность к принятию этических решений") только и исключительно национальная культура.

       В этом плане, русская культура, как совокупность систем ценностей, стереотипов поведения, особенностей мышления и восприятия действительности, становится естественным и основным фактором устойчивости нации и инстинктивным (психомоторным) механизмом обеспечения ее здравого смысла и адекватности вызовам времени.

       Таким образом, национальная культура обеспечивает вменяемость, здравый смысл и разум нации от его повреждения современными геополитическими технологиями, и тем самым обеспечивает (поддерживает) ее национальную безопасность и даже конкурентоспособность.

       Нам представляется, что панацей от вредоносного влияния геополитических технологий как новых операционных средств войны - средством противодействия яду, является - собственная иммунная система России, как государства-нации и цивилизации, основой которой всегда была, есть и будет их собственная система святынь, идеалов и ценностей, самобытность их культуры и образа жизни, уверенно и мощно прикрытая их силовой компонентой.

VI. О государственной власти

       В плане раскрытия темы мы считаем важным коснуться темы государственной власти как инстанции принимающей основные решения, обеспечивающие выживание, безопасность и развитие нации, то есть, принимающей военные решения.

       Сегодня очевидно, что бытие человечества усложняется, ритм жизни убыстряется, время для принятия решений сокращается, а "ценой ошибки" может стать национальная или даже планетарная катастрофа.

       Все это предопределяет жизненную важность компетентности, профессионализма, нравственности и ответственности управления нацией.

       Анализ деятельности практически любого правительства позволяет вывести общую методологию управления им нацией.

       Ускоряющееся и усложняющееся национальное бытие вынуждает правительство все больше и быстрее принимать решения в областях и вопросах, где оно знает все меньше и меньше.

       Тогда оно переходит к заимствованиям и внедрению чужого опыта, который, как показывает наша собственная история, ничего хорошего для России не несет, так как формировался под чужие цели чужих наций, или правительство, опасаясь справедливых упреков в некомпетентности, просто "замалчивает" проблему, в надежде на очередной "русский авось".

       В итоге - национальное бытие ухудшается, шансы на исторический успех нации сокращаются.

       Это прямо и в первую очередь относится к области войны, так как войну ведет нация, а управляет войной - государство.

       Сегодня важнейшей проблемой становится возможности системы государственного, а значит, эквивалентного ему, военного управления по получению необходимой и точной информации, и своевременная (лучше - заблаговременная) доставка этой информации до инстанции, принимающей решение.

       Это предполагает не только высочайший профессионализм управляющих инстанций и их членов, но разработанную систему критериев и признаков войны, что требует абсолютно новых подходов к теории и практике войны, к системе выработки и распространения знаний.

       Аксиомой сегодняшнего дня является утверждение - если война всегда была слишком серьезным делом, чтобы доверить ее генералам, то сегодня она слишком серьезна, чтобы доверять ее невеждам - в мундире или без.

       Уже наша современная история доказывает необходимость военных знаний и военного профессионализма у людей и в структурах государственного управления, ответственных за безопасность нации и решение вопросов войны и мира, а также наличия инфраструктуры самих знаний, возможностей и национальных систем их реализации.

       Более того, сегодня очевидно, что знание является самостоятельным ресурсом выживания и развития нации.

       Знание, рождающее технологии, информацию и компетентность уже определяет военную мощь нации, а значит, определяет выживание и ее военный успех.

       Поэтому нам представляется важным и необходимым сам интерес к военным (и вообще) знаниям у нации и ее политического истеблишмента.

       Важнейшим принципом расширения и улучшения качества национальной сферы знания, является понимание власти, что бояться знания нельзя, а независимость и несогласие экспертов с принятыми ныне взглядами на существо проблем войны и мира, государственного и военного строительства является нормой, раздвигающей рамки знания, а не свидетельством их нелояльности.

Выводы о самочувствии самого народа и состоянии власти

       Пожары, конечно, являются бедствием, но бедствием, обнаружившим тот факт, что в стране нечем тушить пожары, некому тушить пожары, в том числе и потому, что Россия, особенное ее лесная и сельскохозяйственная части фактически обезлюдели, все брошено и отдано на распыл частнику и чиновнику которых государство и вообще никто за их дела спрашивать и не собирается.

       В целом

  • народ осознал конечную порочность насильственно внедряемой торговой модели национальной экономики и бытия, осуждает процесс деиндустриализации страны и переход на западные стандарты в образовании, здравоохранении и социальной сфере, лишающие его рабочих мест и будущего;
  • политическая система оказалась неспособной к изменениям, а существующая система партийного представительства народа себя дискредитировала;
  • терпение народа истекает, а у власти нет ресурсов убедить его в необходимости "верить ей и потерпеть еще немного, и уж тогда… богатства польются полным потоком";
  • народ верит только в собственную самоорганизацию, а власть не дает ему даже такой возможности;
  • народ, измученный всеобщим идиотизмом власти отвернется от власти Центра, как и в случае распада СССР и заложенные мины дестабилизации обстановки взорвутся;
  • растущая радикализация населения даст первые серьезные вспышки насилия по причинам безработицы, голода и межнациональной розни в мегаполисах, районах и территориях уже являющихся проблемными по этим темам, что может перерасти в погромы и даже "бунт".

       При этом

       Все элементы власти в России остаются на местах, но уже лишены инициативы, маневра и даже возможности изменить ход дел.

       Органы власти - погрязли в непрофессионализме и коррупции, а воровство, бытовая трусость и связь с криминалом стали их главными свойствами.

       Представительная власть оказалось бессмысленной, так как обслуживает только себя самое, все прихоти исполнителей власти и местных групп влияния.

       Суды оказались "точкой ненависти" населения, так как почти всегда несправедливы, жестоки к населению, выносятся в интересах местных групп влияния, особенно криминала, кавказских и исламских диаспор, а все высшее руководство национальной "монетократии" практически неподсудно.

       Органы правопорядка сами являются частью системы "эксплуатации населения" и объектом его ненависти.

       Органы и силы ФСБ, перешедшие к "сбору местного налога", и более не способные к трезвому анализу, адекватной реакции и серьезному воздействию на ситуацию самоустранятся, будут способствовать неизбежной "очередной либерально-оранжевой революции".

       Уже окончательно деградировавшая Армия будет неспособна обеспечить даже собственную безопасность, а ее вооружение станет добычей "местных групп влияния", что чревато "новой Чечней" в Татарстане, регионах Кавказа, Башкирии, Мордовии, Калмыкии и так далее, и даже Приморье.

       В конечном счете, и в течение нескольких ближайших лет:

  • отсутствие контроля Центра пробудит активность военно-экономических группировок на местах (типа сложившейся в Чечне), которые начнут силой делить источники богатства и сферы влияния;
  • власть на местах окончательно перейдет к криминалу, который будет только способствовать дальнейшей радикализации настроений;
  • местная бюрократия объединится с местной вооруженной силой и встанет против так называемого Федерального Центра, который не имеет доступа к народу иначе как через региональные группы;
  • возникнут вооруженные дружины местной самообороны, начнется война всех против всех, что и есть начало гражданской войны.

       Таким образом - управление и власть Центра будут окончательно утрачены.

       В случае непринятия мер возможна фрагментация национального пространства, создание условий для "внешнего управления страной" и взятие основных ресурсных зон, объектов ядерной промышленности, национальной информационной, транспортной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры под охрану НАТО и наших восточных соседей, в том числе и в соответствии с решениями ООН.

       Нельзя не признать, что в настоящее время Россия беззащитна как перед лицом внешней агрессии, так и перед угрозой распада и гражданской войны.

Выводы из оценки обстановки

       Таким образом

  1. Сохранение существующего режима, типа власти и стиля государственного управления может привести Россию либо к бунту, либо к распаду и фрагментации, и установлению международного контроля над страной.
  2. Это значит, что все идет к национальному краху, которого мы допустить не имеем права.
  3. Необходимо переходить к новой политике в области внутреннего жизнеустроения нации.

       Представляется:

  • все основные решения во всех отраслях и сферах жизнедеятельности нации, парирующие развитие ситуации в этой негативной парадигме должны быть приняты уже в 2010 году;
  • кадровые и институциональные решения должны быть реализованы к исходу года;
  • переход к мобилизационным государственным практикам должен быть разработан к исходу 2010 года и начать осуществляться с начала 2011 года;
  • возможно введение режимов чрезвычайных обстоятельств в некоторых регионах, территориях, отраслях и службах страны;
  • возможен и может оказаться безальтернативным, вариант перехода к другому типу политической системы и государственного управления;
  • в любом случае это должен быть выбор и решения действующей государственной власти;
  • при реализации новой политики основной упор должен быть сделан на объединения гражданского общества России патриотической направленности и формирование новой политической системы с опорой на институты прямого народовластия.

Заключение

       Несмотря на все негативные моменты состояния современного государства и все негативные тенденции развития человеческого социума, выявляется категорический императив не отмирания, а развития национальной современной государственности.

       Процесс сбережения государственности возможен с развитием ее до уровня континентальных государственных образований, и созданием региональных (континентальных) систем военно-политической безопасности как подсистем ООН, с одновременным созданием международных технологических военных систем разведки, ПРО, связи и глобального реагирования.

       Из всех форм общественной жизни государство остается единственным легитимным общественным институтом, обладающим этическим содержанием, содержанием последней надежды наций и гарантом их выживания.

       Так образуется одна из главных задач человечества - спасти национальное государство и национально-государственную идентификацию людей.

Уважаемые коллеги!

       Позволю себе перейти к формулированию ответов на вопрос "Что делать?"

       Скажу сразу, что решить все вопросы и дать все ответы в рамках одной Конференции не предоставляется возможным.

       Тем не менее, некоторые важные вещи уже можно и необходимо сформулировать.

       Во-первых. Необходимо осознать, что Россия находится в состоянии войны за свое место и роль в современном и будущем мире, в котором мы не имеем и не можем иметь союзников.

       Поэтому необходимо начать учиться новому пониманию мировых реалий и оценивать их с точки зрения теории войны, которая даже еще не разработана.

       Во-вторых. Надо точно понимать: что такое - союзник; что такое - стратегия; что такое - война; что такое - национальная безопасность и каковы ее показатели и критерии, и в соответствии с этим новым знанием строить свою национальную и союзную стратегию, которых еще нет, разрабатывать новые документы доктринального характера и новое правовое поле действий.

       В-третьих. России необходимо прекратить государственную политику "либерализации любой ценой по пути в Европу" и бороться с новыми негативными тенденциями развития мира, хорошо понимая, что нас окружают враги, которым от нас нужна только наша территория и ресурсы.

       Надо прекратить заниматься строительством иллюзий "о свободной конкуренции и свободном рынке", "о счастливом союзе с НАТО" или тем, что все обойдется, так как "мы нужны миру".

       Все не так, мы никому не нужны и для сильных цивилизаций (США и Китай) являемся лишь "временным караулом для охраны последних планетарных ресурсов", караулом который "уже устал" и может быть распущен по желанию лидеров

       В-четвертых. Основная задача нации - удержание и укрепление позиций государства, иначе неизбежен распад социальной ткани нации и вооруженная борьба бандообразных структур любых конфигураций за право владения ресурсами и территориями страны.

       В-пятых.

       Необходимо:

  • переоценить и создать новую и современную национальную стратегию и текущую политику, в том числе политику в сфере национальной безопасности;
  • вместе - выходить с инициативами формирования новой системы региональной безопасности в Европе и на вопросы необходимости формирования новой геополитической этики в отношениях держав;
  • вместе - разрабатывать совместные механизмы борьбы с новыми операционными средствами войны - геополитическими технологиями, которые уже и успешно применяются нашими геополитическими противниками;
  • вместе - искать способы парирования угроз размывания нашей славянской и исторической национальной идентичности;
  • вместе - не давать чуждым идеологиям и их носителям создавать на наших землях их цивилизационные плацдармы и так далее.

       В-шестых. Надо прекратить думать, что ничего плохого не случится и все обойдется талантами наших национальных лидеров.

       Представляется, что их талантов будет недостаточно, так как необходимо в корне менять не только устоявшиеся взгляды и подходы к проблемам безопасности, но переориентировать и заново формировать сами системы национальной безопасности наших государств и подготовку национальных управленческих кадров.

       Если ничего не начать делать уже сейчас, то ничего не обойдется, и нам придется отвечать перед грядущими поколениями за свою близорукость, корысть, невежество и нерешительность.

       В-седьмых. Надо осознать, что если Россия находится в состоянии войны, то необходимо отходить от либеральных, то есть "предлагающих" государственных практик и переходить к мобилизационным, то есть "обязывающим" решениям и государственному планированию развития при жесткой личной ответственности всех должностных лиц государства за качество и последствия принимаемых решений и действий.

       В-восьмых. Надо создать государственный (межгосударственный) Центр стратегического анализа, который бы имел возможности и компетенцию анализировать стратегическую обстановку, создавать проекты независимых стратегических документов национального (союзного) масштаба, делать стратегические обобщения и давать стратегические оценки по новым критериям и показателям, давать профессиональные ответы на сложные вопросы национального и военного строительства, мог бы заставить заработать нашу стратегическую мысль.

       Этот Центр может быть независимым, или быть подчинен непосредственно Президенту, чтобы говорить правду, или войти в качестве самостоятельной структуры в состав Совета Безопасности.

       В-девятых. Надо прекратить думать, что все можно получить "на халяву" и кто-то, что-то даст, напишет (откуда-то спишет) или научит, или, например, что все можно получить, только заказав необходимые исследования каким-то государственным институтам.

       В России эта практика не принесла никаких результатов и мы только потеряли время, так как оказалось, что наша официальная национальная стратегическая мысль мертва.

       Нам представляется, что никто ничего не даст, так как за все нужно платить, и эту работу могут выполнить только считанное число специалистов, которых еще надо, в буквальном смысле, поштучно, найти и заинтересовать этим проектом.

       Мы считаем, что этим делом необходимо заниматься на самом высоком государственном уровне, с большими полномочиями и тратить на это большие деньги, так как нет ничего более полезного и выгодного, чем хорошая теория и подготовленные кадры, например США тратят на эти цели порядка 2-х миллиардов долларов в год.

В Заключении, позволю себе сформулировать три важные констатации.

       Первое. Как же, на наш взгляд, должна работать успешная цивилизация и представляющая ее нация, создавшая свою собственную государственность и являющаяся международно-признанным субъектом геополитических взаимодействий.

       1. Исторические национальные ценности определяют существо предназначения Нации на Земле.

       2. Национальные Пророки и Мудрецы, способные прозревать ткань времен - формулируют сверхзадачу России, указывают нации ее Путь и идеологию ее бытия.

       3. Национальные Стратеги - формируют цели Национальной стратегии и алгоритмы развития нации во всех сферах ее бытия.

       4. Национальные Эксперты и Ученые - разрабатывают критерии (показатели) развития и безопасности нации, и контролируют их динамику.

       5. Организованная в Гражданское общество Нация сама, соборно и самодержавно, как, согласно Конституции, "единственный и легитимный источник власти", определяет свои предпочтения, систему высших внутренних определенностей, формирует необходимую политическую систему, тип государственности и само государство, как аппарат управления национальным бытием, дает избранным ею Правителям высшую форму их легитимности и личной ответственности.

       6. Избранные Нацией Национальные Правители организуют исполнение Национальной стратегии в интересах Нации, переводят эту работу в режим текущей политики и плановой, проектной ежедневной государственной практики и бюджетного процесса, осуществляют ее независимо от своих личных политических предпочтений или пристрастий.

       7. Национальное Гражданское общество контролирует деятельность своего государства и, по необходимости, вносит коррективы в темпы своего развития, его приоритеты и кадровый состав государственного руководства.

       И так из года в год, из века в век.

       Мы убеждены, что только тогда власть будет необходима своим народам, будет увеличивать свою полезную мощь, питаясь энергией самой нации, как возрастает из земли могучий дуб, а не будет (пример России) "свисать" сверху своей беспомощной и не касающейся земли, вертикалью, будучи не интересной никому кроме "самой себе любимой", и уже ненавистной населению своей страны.

       Второе. Позволю себе еще раз констатировать, что позитивное решение проблем безопасности России в рамках существующих подходов к проблеме безопасности невозможно.

       Все это приводит нас к той мысли, что, если гражданское общество не скажет своего слова и не заставит власть или меняться, или делать так, как нужно Родине, как нужно нации, тогда мы просто обречены и наше историческое время практически истекло.

       Мы пытались много раз на разных уровнях доходить до этой власти, лично до президента, лично до премьер-министра, до других министров - но при всеобщем, казалось бы, понимании никто ничего не делает.

       Мы опаздываем со своим национальным выживанием и можем просто не успеть выжить, поэтому от гражданского общества и его передового эшелона, экспертного сообщества, должны идти эти импульсы изменения и развития.

       Сегодня насущно необходимо формирование новой политической системы страны, которая будет отвечать национальным интересам, и это дело всей нации.

       Необходимо этот факт осознать и принять быстрые и исчерпывающие меры к исправлению существующего положения вещей и реальному улучшению нашей безопасности, от которой прямо зависит будущее всех народов нашей России.

       Третье. Позволю себе прямо обратиться к Президенту России.

       Мы знаем, как это нужно делать, обращайтесь к нам, а не к советникам из США, НАТО или Евросоюза, и помните, что говорил Император России Александр III: "у России есть только два верных союзника, это ее Армия и Флот".

       Благодарю за внимание.


       1(назад) Тойнби А. Дж. Постижение истории пер. с англ. / Сост. Огурцов А. П..4 вступ. Ст. Уколовой В. И.; Закл. ст. Рашковского Е. Б. - М.: Прогресс. 1996.

       2(назад) Владимиров А.. Монография "Концептуальные основы национальной стратегии России. Политологический аспект", М.: "НАУКА" РАН, 2007г., с. 28

       3(назад) Иллюстрацией правоты тезиса может служить Доктрина национальной безопасности США 1992 г. В которой утверждалось: "… нашей стратегией должно быть предотвращение возникновение любого потенциального будущего глобального соперника". "Нью-Йорк таймс", 8 марта 1992г.

       4(назад) Владимиров А.. Монография "Концептуальные основы национальной стратегии России. Политологический аспект", М.: "НАУКА" РАН, 2007г., с. 38

       5(назад) Кревельд Мартин ван. Расцвет и упадок государства / Мартин ван Кревельд; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. - М.: ИРИСЭН, 2006. (Серия "Политическая наука")

       6(назад) Владимиров А. И. "Концептуальные основы национальной стратегии России: политологический аспект". / А. И. Владимиров; Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2007, с.122-123