Александр Владимиров

вице-президент Коллегии военных экспертов,
кандидат политических наук,
генерал-майор


"Вызовы", "Риски", "Опасности", "Угрозы", "Кризисы", "Катастрофы" и "Крах" как важные категории политологии и теории войны

Одними из самых общих, востребованных и малопонятных категорий современной политологии и политического обихода являются понятия "вызовы", "риски", "опасности", "угрозы", "кризисы", "катастрофы" и "крах".

Понятия "вызовы и ответы" введены историком и философом А. Тойнби в политические науки в середине ХХ века. Сегодня этот термин становится востребованным в связи с неопределенностью последствий основных тенденций развития человечества.

Понятия "риски", "опасности" и "угрозы" исторически существовали всегда, но в основном применялись относительно различных состояний и условий существования личности.

Применительно к политологии и относительно к существованию человеческих социумов разного уровня, появились в конце этого века как следствия попыток политиков максимально политкорректно выразить свою озабоченность развитием своих наций, не называя прямо своих врагов и истинные причины такой озабоченности.

Все эти понятия имеют разное значение и разное наполнение, и, как правило, применяются для характеристики состояния планеты, человеческой цивилизации и отношений между субъектами геополитики, а также для определения качества и уровня напряженности отношений между ними в различных сферах их существования.

Понятие "кризис" был известен еще с древних времен, но стал наиболее понимаем и очевиден в связи с мировым экономическим кризисом (Великой депрессией) 1929 года.

Сегодня этот термин является наиболее употребляемым в политическом обиходе и в области экономики, в связи с текущим в настоящее время первым в XXI веке мировым экономическим кризисом, затронувшем практически все государства мира

Понятия "катастрофа" и "крах" являются все более употребляемыми в политологическом обиходе понятиями, применяются относительно крайне негативных последствий развития существующих негативных тенденций развития во всех сферах бытия социума.

Поскольку раскрытию сущности этих категорий посвящено множество научных трудов разного уровня и направленности, в этом разделе мы будем рассматривать их трактовки исключительно с позиций Общей теории войны.

1. "Вызовы"

Нам представляется, что "вызовы" - есть выявленные (прогнозируемые) состояния планеты и человеческого социума, произвольное развитие которых с неизбежностью приведет к ухудшению общего состояния человечества и угрожает самому его существованию как биологического вида и организованного социума.

"Вызовы" носят всеобщий природно-социальный характер (например, изменение климата, катастрофическая экология и демография, дефицит питьевой воды и пищи, исчерпание природных ресурсов, космические катастрофы и так далее).

На практике, определение (идентификация, распознавание) "вызовов" является основанием для усиления всеобщей борьбы за ресурсы выживания, а значит причиной цивилизационных и геополитических напряжений, общей дестабилизации бытия человеческого социума, и его субъектов.

"Ответы" на эти "вызовы" должны искаться, находиться и реализовываться объединенными усилиями всего Человечества.

2. "Риски"

"Риски", это - выявившаяся (обозначающаяся) негативная тенденция развития социума, снижающая (осложняющая) возможности существования и позитивного развития нации.

Риски развития могут проявляться в различных сферах бытия нации и затрагивать разные его области.

Совпадение или слияние рисков проявляющихся в разных сферах национального бытия, произвольное или целенаправленной развитие рисков без принятия мер государства по их парированию может сложиться в опасность существования нации или даже поставить под угрозу само ее существование.

Общая классификация рисков

Классификация рисков достаточно подробно и корректно разработана в работе "Стратегические риски России: оценки и прогноз" под редакцией Ю. Л. Воробьева, выполненной по заказу МинЧС РФ, и при непосредственном участии коллектива ученых ИЭ РАН, поэтому приведем ее в качестве базового примера . 1

Стратегические риски

По масштабам реализации угроз:

  • Планетарные
  • Международные
  • Национальные

По локализации источника угроз:

  • Внешние по отношению к социально экономической системе
  • Внутренние, развивающиеся в рамках данной социально экономической системы

По сферам возникновения угроз:

  • Внешне и внутриполитические
  • Социальные
  • Демографические
  • Духовные
  • Экономические
  • Научно-технические
  • Природно-техногенные
  • Биолого-социальные

По сферам реализации угроз:

  • Политические
  • Военные
  • Социальные
  • Духовные
  • Экономические
  • Технологические
  • Экологические

В этой работе приводится полная "Характеристика стратегических угроз", сопровождаемая уникальными "индикаторами кризисного развития", и их "последствия" 2 , и мы, не имея возможности рассмотреть все эти виды рисков, остановимся на собственной трактовке некоторых базовых понятий темы раздела.

"Геополитические риски"

Геополитические риски - это негативные тенденции развития человечества (социума), оказывающие негативное воздействие на условия существования России и снижающие темпы и качество ее развития.

Геополитические риски для России могут проистекать из внутренних условий ее национального развития и бытия, а так же из внешней сферы бытия нации.

В целом, геополитика есть борьба основных субъектов мировых взаимодействия, за лучшие условия существования и развития, и, в конечном счете, за место и роль в современном мире и свое историческое будущее.

Правда жизни такова, что основными субъектами мировых взаимодействия являются великие державы, например, такие как США, Китай, Россия, Индия, державы "старой Европы" (Германия. Франция, Англия…) которые в свою очередь, относятся к разным, но основным особым цивилизациям человечества.

Особым субъектом мировых взаимодействий является Исламский мир, который еще не приобрел своего явного лидера и международную субъектность, но уже явно ощущает собственную идентификацию, которая, к сожалению, имеет пока что лицо радикального политического ислама.

Таким образом, геополитика сегодня, это система взаимодействия ведущих мировых цивилизаций.

Это значит, что основные геополитические риски для России происходят и будут происходить из существа отношений ведущих цивилизаций мира.

В целом, геополитические риски существования России не являются чистой абстракцией, а являются следствием исторического взаимодействия держав и цивилизаций (Запад - Христианство, Православие, Китай, Ислам) во внешней сфере.

Они проявляются в реальной борьбе, конкуренции и войне, основных геополитических проектов продвигаемых этими цивилизациями.

Геополитические (как и экологические) риски являются наиболее осознаваемыми обществом видами рисков.

"Риски" как феномен и метод войны 3

Нам представляется, что в системе рассматриваемых в разделе категорий определяющих и соотносящихся с разными уровнями состояния и бытия нации, именно "риски" могут быть определены в качестве самостоятельного явления и претендовать на собственную феноменологию.

Этот вывод связан со многими факторами, но, главным образом с широтой понимания этой категории, а также с широким и массовым применением политических и коммерческих технологий, основанных и прямо спекулирующих на "рисках", как прогнозируемых негативных и произвольно трактуемых тенденциях развития человечества, приводящих к неоднозначности, как их прогнозов, так и их результатов для человеческого социума.

Эти технологии играют сегодня уже глобальную роль и могут оцениваться общей теорией войны в качестве ее самостоятельного фактора.

Управление рисками

Сам термин "управление рисками" может трактоваться в двух основных смыслах.

Во-первых, в парадигме управления социумом (социальными системами) в период кризисных (осознанных предкризисных) состояний и часто ассоциируется с понятием "кризисное управление", то есть управление социумом (системами) согласно специальному, особому напряженному алгоритму деятельности и мобилизационным (специальным) технологиям, и осуществляемое с целью минимизации ущерба, наносимого нации самим кризисным состоянием социума (социальным системами).

Этой теме посвящено множество специальных трудов 4.

Во-вторых, в парадигме управления социумом через формулирование существа рисков, констатации их наступления и масштаба их возможными негативных последствиями.

Эта парадигма только сегодня стала осознаваться политическими науками как вполне корректная, притом, что она уже достаточно давно введена в практику деятельности и даже бытие наций транснациональными корпорациями и обслуживающими их политиками Запада. Вспомним связку: вице-президент США А. Гор - потепление климата - борьба за экологию - деньги на сокращение выбросов - торговля квотами на загрязнение - экологически чистый транспорт, и так далее, и все это завязано просто на огромные деньги, тратящиеся в буквальном смысле "на воздух".

Осознанные риски выживанию человечества или нации могут идентифицироваться ими в качестве "Вызова", что требует внимания и усилий всего человечества, для того, чтобы дать им соответствующий "Ответ".

Именно такая психологическая основа является главной для действий тех же транснациональных корпораций, для извлечения прибыли из самого процесса парирования человечеством нового, и грозящего ему катастрофой, "Вызова", на поиск и организацию "Ответа" которому оно не будет скупиться, в этом плане "риски" выступают в качестве их маркетингового" хода, эксплуатирующего главные пороки человечества - жадность и его страх перед будущим.

***

Это направление представляется настолько важным, что мы постараемся раскрыть его более полно, основываясь на трудах выдающегося современного немецкого ученого Ульриха Бека.

Он назвал свою известную работу "Инсценировка глобальных рисков 5" , в самом названии которой уже была правильно определена новая роль рисков в формировании сегодняшнего и возможного будущего человеческого социума, которое определяется им как "глобальное общество рисков".

В этих тезисах мы коснемся только самых общих идей этой работы.

Ульрих Бек рассматривает "риски" как новый системный фактор человеческого бытия, как одновременную возможность и опасность катастрофического будущего, в котором надежда на возможность счастья людей в будущем, перевешивает, или не перевешивает их страх перед катастрофой.

Притом, что само формирование этого будущего представляет собою борьбу глобальных политико-коммерческих проектов, эксплуатирующих этот "ужас двойственности".

Все здесь было бы ничего, но кроме того, что эти проекты действительно способные определять судьбы национальных экономик и целых народов, на самом деле, они предназначены практически только для того, чтобы определять судьбу огромных денег и власти.

"Риски" прямо и активно используется бизнесом и властью, так как бизнес и его политические лоббисты извлекают прибыль из страха людей, за счет потери общей уверенности в завтрашнем дне.

Приведу последовательность основных тезисов проблемы "рисков":

  • инсценировка глобальных рисков;
  • манипулирование опасностью;
  • ожидание катастрофы меняет мир;
  • риск как возможность и опасность;
  • стирание грани между риском и его восприятием;
  • мир зависит от решений;
  • риск - это "общая проблема, которая предполагает радикальный пересмотр разделения сфер ответственности между наукой, политикой и экономикой";
  • "Риски" таяться повсюду, притом, что "допустимые риски", это риски которые мы согласны допустить, а их объективность - не более чем продукт его восприятия и инсценировки (в том числе и специалистами), и так далее.

В целом, в интересах общей теории войны, выводы, которые делает Ульрих Бек в этой работе можно свести к следующим тезисам.

  1. "Риск" всегда есть угроза происшествия в будущем, которое может случиться, при этом по убеждению У. Бека, мир более не в состоянии контролировать опасности, идущие от его собственных научных достижений.
  2. "Риск" не тождественен "катастрофе", он есть ожидание катастрофы, в котором мир меняется согласно политическим ожиданиям и реакциям социума на саму постановку вопроса об очередном "риске", так как в обиходе, грань между действительным риском и его восприятием социумом стирается.
  3. "Риск не приводит к хаосу, не более чем катастрофа или угроза…"
  4. "Риск" обладает разрушительной мощью войны. При возникновении опасности на нее обращает внимание все общество - язык опасностей устраняет социальное неравенство. Социальные потребности подчинены иерархии, однако новая угроза, напротив, является "демократичной", и касается всех, даже богатых и власть имущих. Последствия распространяются на все социальные группы. Рынки обваливаются, системы законодательства не справляются с количеством правонарушений, правительство обвиняется в бездействии, но, с другой стороны - получает дополнительную свободу действий.
  5. "Глобальные риски" становятся реальными, если начинают представлять опасность с позиций той или иной культуры, или угрожать новой всемирной интеграции и взаимодействию 6".

Как видим, в каждом тезисе этого перечисления уже заложен огромный потенциал проблем, требующих своего исследования и учета.

Фактор риска в стратегии

Согласно теории, война есть процесс не только перманентный, но и многосторонний, и в ней всегда участвует некоторое число субъектов с разнонаправленными целями.

Разнонаправленные цели разных субъектов войны достигаются применением разных способов и методов ведения военных действий, согласно их собственных решений, предпочтений и расчетов, так как практически каждый из них обладает (по крайней мере, первоначально) суверенитетом и свободой воли.

При этом само (обоюдное) "сдерживание" этой свободы и является одной из целей войны.

Кроме того, войне имманентно присуща неопределенность, которую К. Клаузевиц называл "туман войны", который является абсолютно объективным фактором, так как неопределенность есть объективная форма существования окружающего нас мира.

Другими словами, война практически всегда начинается в условиях неопределенности, протекает в условиях неопределенности, а ее финал не однозначен.

Стратегические решения и планы всегда принимаются и разрабатываются из расчета некоторых фиксированных условий стратегической обстановки и учета их предсказуемого развития.

В то же время, они реализуются в условиях неоднозначности протекания реальных цивилизационных, политических и социально-экономических процессов.

В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания как об отдаленной по времени среде реализации их целей, так и обо всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах войны.

То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или количественную оценку, может вызвать нежелательное развитие событий как предвидимое, так и неожиданное.

В результате намеченные цели и стратегические эффекты войны, ради достижения которых принимаются стратегические решения, могут стать недостижимыми, и возникает риск того, что они так и не будут достигнуты.

Это значит, что принятие всех решений, и, особенно, стратегических, всегда связано с риском, то есть опасностью их нереализации.

Риск является объективной и неизбежной составной частью любой деятельности личности, организации или любого рода социума, особенно возрастает в условиях войны, и является ее постоянным фактором и характерным признаком.

Более того, отсутствие риска, как опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта стратегии событий или последствий его действий, является следствием недостатка информации или некомпетентности управления, и, в конечном счете, наносит ущерб развитию нации в целом.

Это значит, что риски достижения целей войны должны заранее учитываться в стратегических решениях, а при планировании войны должны учитываться как распределенные повремени и месту опасности реализации стратегических решений.

В целом, объективное существование рисков и неизбежные изменения их распределения по задачам, целям и этапам войны выступают постоянным и сильнодействующим фактором любой деятельности нации, в любых сферах ее бытия, и особенно в условиях войны.

В этом плане, "стратегический риск", есть - несовпадение фактически полученных (достигаемых) результатов войны с ее целями, намеченными в момент принятия стратегических решений.

Это значит, что стратегические риски должны рассчитываться и учитываться на всех этапах войны, от оценки обстановки и принятия решения, до возможной победы войне.

Рисками национальной стратегии и рисками стратегических решений являются возможности нежелательного хода и развития войны, приводящие к негативным последствиям и ущербу существованию нации.

Возможные отрицательные последствия стратегических решений, принятых и реализуемых без учета рисков, могут оказаться весьма болезненными или даже гибельными для нации, так как авантюризм в стратегии всегда кончается крахом, вспомним историю Третьего рейха.

Факторами риска реализации стратегического решения являются, содержащиеся в объективных условиях существования нации и в самом процессе управления ее бытием, факторов и предпосылок, увеличивающих вероятность или реальность наступления событий, которые (даже не входя в круг планируемых) потенциально могут состояться, и в этом случае, будут оказать отклоняющее воздействие на ход реализации стратегического замысла.

Результатами проявления факторов риска будет развитие даже спланированных событий в нежелательном направлении, последствия чего приведет к отклонению от поставленной стратегической цели и к ущербу.

Причины риска, как причины реализации или наступления рисковых событий - это объективные или субъективные действия или решения, влекущие за собой нежелательное развитие дальнейших событий, неблагоприятных для реализации целей стратегии.

В то же время, "риски", есть - управляемые факторы войны, а значит, подлежащие управляющему воздействию.

Для того, что бы управлять рисками, необходимо знать, что с ними можно и нужно делать.

Поскольку по тематике "рисков" существует много интересных научных работ 7 , то этом разделе мы остановимся только на тезисном изложении некоторых основных положений теории рисков.

Нам представляется, что, согласно Общей теории войны -

1. Главный закон теории рисков - риски необходимо распознавать, идентифицировать, оценить, предвидеть и рассчитывать.

2. Риски будут приемлемыми только тогда, когда цели войны адекватны стратегической обстановке и возможностям нации.

3. Риски, практически для каждой сферы войны, могут быть:

  • явными, потенциальными и неявными;
  • приемлемыми и неприемлемыми;
  • стартовыми (начальными) рисками замысла, промежуточными (рисками динамики, хода войны) и финальными (рисками результатов войны);
  • внутренними и внешними;
  • риски могут возрастать и снижаться.

4. Рисками можно управлять, для чего можно использовать:

  • методы упреждения появления рисков;
  • методы уклонения от рисков;
  • методы локализации рисков;
  • методы распределения рисков;
  • методы компенсации рисков;
  • методы резервирования потенциалов.

5. При принятии решений и в процессе управления войной необходимо организовывать его таким образом, чтобы любой фактор риска, даже проявившийся внезапно, не стал бы неожиданностью для руководства государства, и не приводил бы к принятию поспешных и необоснованных изменений в уже принятое решение, или приводил бы к приятию нового и неадекватного (ущербного, авантюрного) нового стратегического решения.

6. Для определения уровня, масштабов и длительности рисков (или их факторов), а также для определения возможных масштабов ущерба их последствий, а также для определения номенклатуры и достаточности принимаемых по их парированию мер, должны быть разработаны, приняты и введены в государственную практику показатели, отражающие существо рисков в данной (в каждой) сфере бытия социума, выраженные в понятных и сопоставимых количественных и качественных определениях.

В целом

Возвращаясь к творчеству Ульриха Бека, констатируем несколько постулатов в парадигме общей теории войны:

  1. "Риск" есть метод войны, и он обладает разрушительной мощью войны.
  2. "Риск" формирует новую культурную, экономическую и политическую среду и реальность, которые для каждой культуры (цивилизации) имеют их собственные очертания.
  3. Изменяется смысл понятия "безопасность". Поле "свобод" неизбежно суживается, безопасность становится приоритетом, вытесняя свободу и равенство с первых мест в системе приоритетов.
  4. В обществе глобальных рисков безопасность становится товаром широкого потребления, прибыльной отраслью государства и частного бизнеса (такой же, как вода или электроэнергия), так как сами риски дают им возможность предлагать своим гражданам в качестве безопасности, свои собственные страховые случаи вариантов негативного развития событий в будущем.
  5. Важнейшей задачей науки, экспертного сообщества и государства является - не только прогнозировать и анализировать неожиданное, но и преобразовывать его в ожидаемое. При этом главное затруднение связано не с принятием решения, а сего последствиями.

Решения по ключевым "рискам" предусматривает выбор не между безопасным и рискованным, а между несколькими рискованными вариантами, притом риски, как правило, качественно различаются между собой и почти несопоставимы.

Для политического руководства нации, вырабатывающего стратегию, игнорирование рисков или их "поспешное и масштабное парирование" может сказаться в виде конкретного проявления различных нежелательных стратегических результатов, которые можно идентифицировать в качестве "стратегических потерь", и привести нацию к поражению в войне.

Именно поэтому необходимо внимательно относиться к оценке стратегической обстановки и учету роли рисков при принятии стратегических решений.

По мере своего развития и осознания их реальности социумом, риски трансформируются в "опасности" и "угрозы", как близкие к практической реализации непарированные "риски".

3. "Опасности" и "угрозы"

"Опасностью" мы считаем намечающуюся "угрозу", как состояние какой-либо сферы (или совокупности сфер) бытия нации, приобретающей негативные (или враждебные) качества относительно национальных планов или интересов России в данной сфере.

Мы считаем, что "Угроза" 8 , это - явное и продуманное намерение; запугивание, скрытая или явная демонстрация силы; приготовление к агрессивным действиям, силовой шантаж; предтеча открытой войны; элемент войны и способ ее ведения.

Нам представляется, что "риски", "опасности" и "угрозы", как степени напряженности состояний социальных (социально-природных) негативных возмущений имеют вполне конкретную основу, не могут быть чистой абстракцией.

Они имеют свой достаточно точный адресат, направленность, сферу бытия социума или его объект, свое количественно-качественное наполнение.

Они могут характеризоваться степенью реального ухудшения состояния дел в своих сферах, утратой темпов и качества развития этих сфер и могут измеряться в реальных потерях экономики, ощущаться в снижении качества жизни населения и отражаться снижениями долей национального ВВП.

"Риски", "опасности" и "угрозы" существованию России как отдельной цивилизации, суперэтноса и великой державы, идут (проистекают) из разных сфер (риски политического плана, риски экономического плана, угрозы военного плана и так далее) внутренних и внешних условий ее национального бытия.

Все эти понятия и состояния связаны с условиями развития России в сферах геополитики, геоэкономики и геоэтики, что находит свое прямое выражение в существе ее взаимоотношений с остальными субъектами планетарных взаимодействий в этих сферах, а также в ее национальной стратегии и текущей политике.

Эти состояния могут быть рукотворными, то есть специально спланированными акциями как частью плана сетецентричной войны и эскалации напряженности в различных сферах двухсторонних или многосторонних отношений и взаимодействий цивилизаций и держав.

При игнорировании "рисков", они неизбежно перерастают в "опасности", потом в "угрозы" существованию России, что чревато их трансформацией в войну и открытое силовое противоборство.

Точное определение, идентификация и своевременное распознавание "рисков", "опасностей" и "угроз", а также их количественно-качественное измерение, составляют важную часть искусства управления государством и основу национальной стратегии развития и безопасности России, цели которой должны реализовываться ее текущей политикой.

Для выживания нации, важнейшим условием ее готовности к успешной борьбе за собственное выживание и развитие, является своевременное (упреждающее) распознавание формирующихся "рисков", на основе всестороннего глубокого стратегического анализа, прогнозов развития существующих тенденций, а так же их мониторинга на основе принятых в государстве критериев и показателей состояния различных областей существования страны.

4. О кризисах

Интересным является факт, что общепризнанной дефиниции кризиса в научной литературе до сих пор не сложилось.

Трактовок понятия "кризис" много, практически каждая из политических наук, имеет свое понимание этой категории, поэтому мы приведем только некоторые из них, обращая внимание читателей к фундаментальной работе "Стратегические риски России: оценка и прогноз " 9 изданной в 2005 году, в которой это понятие разбирается практически исчерпывающе.

В греческой транскрипции этот термин означает "решение или поворотный пункт", в латинской - "разделение, перелом"; в китайской - одновременно "опасность и возможность".

Определение в энциклопедиях и толковых словарях европейских языков практически универсально.

В частности, толковые словари русского и английского языков сходным образом определяют кризис как:

  • резкий, крутой перелом в развитии событий;
  • тяжелое переходное состояние;
  • либо как острое затруднение с чем-либо;
  • тяжелое положение.

Голландская школа исследования кризисов дает трактовку кризиса как "серьезной угрозы основным структурам или базовым ценностям или нормам (общественной) системы, которая вынуждает принять кардинальное решение в условиях ограниченного времени и значительной неопределенности".

На эти формулировки опираются современные отечественные концепции кризисов, которые трактуют их как: "момент смены программ в развитии систем", "непременная предпосылка и условие качественного скачка", "разрушитель, но и созидатель".

Исходя из такой трактовки кризиса, большинство отечественных и зарубежных специалистов-политологов рассматривают его как фактор, угрожающий целостности и устойчивости общества в целом или конкретным социальным группам и индивидуумам.

Отметим, что такая интерпретация кризиса, хотя впрямую и не подразумевает наступление однозначно отрицательных последствий таких событий, все же несет негативную смысловую нагрузку этого термина, предполагает нежелательность самих кризисов.

Сегодня кризисы стали толковать не только как природные, но и как, прежде всего социальные угрозы и бедствия, которые приносят людям смерть и разрушения и являются главной угрозой бытию наций - войны, революции, экономические и демографические катастрофы, вооруженные конфликты, факторы техногенных катастроф, и так далее.

В нашем понимании кризис - это не отдельное явление, а процесс, разворачивающийся по мере того, как различные факторы и силы взаимодействуя непредвиденным или специально направляемым образом:

  • ухудшают условия существования нации;
  • нарушают привычный каждодневный ритм жизни;
  • вызывают тревогу и стрессы у населения;
  • несут в себе потенциальные и реальные угрозы основным ценностям, структуре и безопасности социальных систем нации;
  • приводят к разбалансировке (перерождению) основных систем обеспечения жизнедеятельности социума (системы управления, обеспечения, исполнения, корректировки).

Основными характеристики кризисов настоящего времени признаются: всеобщность (глобальность), сложность, взаимозависимость, неопределенность и политизированность

Кризисы более не рассматриваются как исключительно или преимущественно внешний фактор, влияющий на повседневную жизнь откуда-то извне, они происходят из самого социума и уже стали неотъемлемой частью образа жизни людей.

В работе "Стратегические риски России: оценки и прогноз" указывается: "История развития современной цивилизации представляет собой сложный и противоречивый процесс, в котором тесно переплетаются порядок и хаос, устойчивость и уязвимость, поступательность и бифуркации, созидание и разрушение.

Решение актуальных проблем политики и экономики отдельных государств и международного сообщества, достигаемое благодаря прогрессу в науке, технике и производстве, сменяется неопределенностью ситуации, которая связана с появлением новых проблем природного, техногенного, социального характера, обострение которых чревато угрозами нормальной, повседневной деятельности людей, их здоровью и жизни.

Если общество своевременно не находит или объективно не может дать эффективного ответа на эти угрозы, то возникают катастрофы и бедствия, конфликты и беспорядки, революции, мятежи или акты терроризма. Словом, все то, что нарушает и разрушает непрерывность развития и целостность социально-экономических и политических систем - от населенных пунктов и регионов страны до государств и их сообществ, вплоть до мира в целом " 10.

Нам представляется, что в контексте Общей теории войны:

  • "кризис", есть - признак и свидетельство негодности и неадекватности существующей модели и форме управления социумом современным условиям его существования;
  • кризис является как источником рисков, опасностей и угроз, так и следствием пренебрежения ими или неадекватности реакции управления на них;
  • кризис может являться следствием военных действий относительно объекта войны.

Состояние кризиса содержит возможность двух основных направлений его преодоления:

  • успешный выход из него и обретение нового качества национального бытия, через изменение базовой модели функционирования социума, что должно привести к формированию нового позитивного импульса национальному развитию;
  • скатывание к национальной катастрофе, при этом рецессия является не "третьим состоянием", а вариантом "вялотекущей национальной шизофрении", которая неизбежно приведет нацию к краху.

Время кризиса диктует необходимость принятия быстрых и адекватных обстановке стратегических решений в различных областях национального бытия, а так же необходимость проведения жесткой политики и национальной мобилизации при реализации антикризисных мер

Кризис является моментом и точкой возможности формирования одного из нескольких альтернативных будущих нации.

Конкретный сценарий такого развития зависит от принятия стратегического решения в условиях повышенной сложности и неопределенности ситуации, что существенно увеличивает политическую значимость такого решения.

Целью и задачами национальной стратегии в период кризиса должны стать: преодоление кризиса и превращение кризиса из угрозы безопасности или катастрофы в благоприятную возможность и импульс развития нации.

Основная задача руководства и управления государством в период кризиса является обеспечение безопасности и сбережение стратегической матрицы нации.

Неспособность обеспечить принятие и исполнение решений с такими целями приводит к углублению кризиса и его трансформации в более тяжелые формы - бедствие или катастрофу.

5. О катастрофах

В настоящее время существует достаточно полная теория катастроф , 11 приведем только некоторые трактовки ее основных категорий и классификаций.

"Катастрофа (от греч. - "переворот, ниспровержение; смерть") - происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта " 12.

Катастрофы классифицируются по уровням сложности объектов:

  • Катастрофы космических тел - галактик, взрывы звёзд, планет).
  • Катастрофы в геосферах (Глобальные катастрофы) - земной коре (извержение вулканов, землетрясение), гидросфере (цунами, наводнение и т.д.), атмосфере (озоновая дыра), магнитосфере…
  • Катастрофы в биосфере - экологическая катастрофа, резкое вымирание отдельных видов организмов.
  • Катастрофы социальные - революция, война, террористический акт и так далее
  • Катастрофы техногенные - транспортные катастрофы, катастрофы на трубопроводах, на энергообъектах и так далее
  • Катастрофы в жизни людей - в личной, общественной или служебной деятельности и так далее.
  • Катастрофы машин - автомобилей, компьютеров, космических аппаратов и так далее"

Катастрофы могут так же классифицироваться:

по масштабам - глобальная, региональная, местная;

по сферам функционирования социума - экономическая, военная, культурная. демографическая и так далее.

Общая теория войны, принимая эту классификацию катастроф как сбывшихся гибельных для жизни явлений космоса, среды обитания людей и человеческого социума, особо выделяет в качестве предмета собственно военной сферы - катастрофы социальной сферы человечества.

Энциклопедии трактуют, что "Социальная катастрофа" - есть скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий.

Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие "одряхления" системы на клеточном уровне" и так далее.

Нам представляется, что все это так и не так, так как:

во-первых, социальная катастрофа может произойти не только в результате "плавных) изменений внешних условий", но может произойти быстро и достаточно внезапно, при наблюдаемых и внешне нетревожных изменениях социума;

во-вторых, эти плавные изменения должны носить негативный характер и касаться не только внешней, но и, что главное, внутренней сферы бытия нации;

в-третьих, социальная катастрофа, это, прежде всего катастрофа национального сознания;

в-четвертых, может иметь своим источником внешнее военное воздействие, имеющее как вооруженный, так и невооруженный характер;

в-пятых, социальная катастрофа может иметь вид "гуманитарной катастрофы" 13 , которая может и не окончиться национальным крахом, но может носить характер настолько долговременный, масштабный, тяжелый и безнадежный, что крах нации становится неизбежным.

Согласно общей теории войны, социальная катастрофа становится неизбежной при существенных негативных изменениях основных составляющих стратегической матрицы нации.

Одним из основных компонентов стратегической матрицы нации является система ее национальных ценностей и святынь, которыми сформирована ее генетика, и которые для нации являются системообразующими, так как составляют основу миросозерцания нации, ее культуры и самобытности.

Утрата или нарушение национальных святынь и ценностей всегда будет приводить к утрате нацией своей национальной идентичности, а значит и к социальной катастрофе.

Именно поэтому, воздействие на национальное сознание с целью его изменения, является одной из самых главных целей войны, а его изменение в необходимой победителю степени и направлении, является одним из самых главных факторов успеха и победы в войне.

В этом плане, практически единственным и основным средством спасения, является национальная культура и борьба нации за сохранение ее ценностей и святынь.

Основной задачей государства и общества является своевременное распознавание признаков и попыток размывания национальной идентичности, и изменения условий воспроизведения исторических национальных морально-нравственных традиций, а также внесение своевременных корректив в те сферы национального бытия, которые несут основную нагрузку по безопасности стратегической матрицы нации.

Одним из основных условий ненаступления национальной катастрофы, является четкая обратная связь между нацией и ее государственной властью, а также стремление государства иметь независимое экспертное сообщество, умение слышать его, принимать своевременные и необходимые решения и работать на благо нации.

В целом, национальная катастрофа, это состояние социума, когда восстановление нации затруднено, но возможно.

Восстановление нации возможно только путем длительных и упорных усилий всей нации, напряжении всех ее сил и при профессиональном руководстве ею.

Финалом социальной катастрофы нации является ее "крах".

6. "Крах"

Энциклопедические источники трактуют понятие "крах" - как термин биржевой практики (крах на бирже, сопровождаемый резким падением курса всех акций), который служит для обозначения кризисного явления, прежде всего - банкротства, иногда этот термин применяется по отношению к предприятиям, которые находятся на грани банкротства.

"Крах" также трактуется" как - разорение, банкротство, полная неудача, провал.

Реже этот термин применяется к характеристике состояния нации и особенно состояния его основных институтов.

В то же время, Общая теория войны оперирует именно социальными аспектами краха и его пониманием, как оценкой состояния конкретной нации, социума, или какой-либо сферы их функционирования.

Примером такой трактовки может служить утверждение "Поражение войск в войне, это крах всей государственной системы".

Краху, как финалу негативных социальных процессов, может предшествовать состояние "коллапса", то есть, состояние "схлопывания" всех и любых парирующих крах управляющих воздействий, характеризующееся параличом государственной воли, апофегизмом власти, утратой смысла и ценностей жизни и бытия нации.

Мы считаем, что национальный крах - это финал национальной катастрофы.

Крах - это, когда все "вдребезги и в пепел", когда восстановление прежнего почти не возможно, но возможно возрождение и формирование нового социума.

Выводы

1. Эволюционное развитие социума и его позитивное функционирование наиболее полно осуществляется в условиях относительного равновесия и относительной гармонии его бытия.

Эти условия, как правило, обеспечиваются существующей моделью (системой) управления, то есть, той моделью управления социумом, которая сформирована стороной, победившей в последней войне или успешно ведущей войну текущую.

Именно эта и такая модель управления социумом является "царствующей", именно она по мере утраты своей адекватности периоду развития социума, приводит к потере его равновесия и гармонии, дискредитируется и приходит к своему кризисному состоянию.

2. С позиции Общей теории войны, кризис можно рассматривать и как признак необходимости изменения существующей системы управления социумом, и как способ реструктуризации сферы (области) бытия социума, как момент инициации процесса поиска новой эффективности этих сфер, нового способа деятельности и обретения равновесия социальных систем.

История человечества говорит о том, что смена царствующих моделей и парадигм (базовых схем) управления социумом осуществляется через кризис и путем войны.

3. Исходя из Основ теории войны и оценки стратегической обстановки, необходимо констатировать объективную данность, которая заключается в следующем.

Сегодня и в обозримом будущем, все основные "риски", "опасности" и "угрозы" существованию России как цивилизации, суперэтноса и великой державы будут происходить из сферы цивилизационных и геополитических взаимодействий и отношений, и небрежение ими будет неизбежно сказываться наступлением кризисов.

Мы должны констатировать, что геополитические риски России цивилизационного плана могут проистекать:

  • от цивилизационных факторов развития человечества;
  • от соперничающих геополитических проектов и национальных стратегий их лидеров;
  • от незащищенности и пустоты собственных национальных пространств;
  • от неумения предвидеть появление кризисов и отсутствие инструментария распознавания их признаков;
  • от слабости национальной воли и отсутствия силы;
  • от бездарности национальной стратегии, нищеты национальной идеологии и собственной глупости.

Важную роль в формировании "рисков", "опасностей", "угроз" и "кризисов" России будет играть:

  • общий негативный фон исторических отношений великих держав и цивилизаций;
  • отсутствие на вооружении политического истеблишмента страны прописанной и обязательной для исполнения национальной стратегии;
  • отсутствие знаний в области Общей теории войны и предлагаемых ею государственных практик.

В целом

С точки зрения методологии и теории войны, и по мере эскалации напряженности состояния и взаимодействия социума (социумов), а так же в соответствие с мерой их гибельной значимости:

"Вызовы", это - вероятность, они первоначально абстрактны.

"Вызовы" - осознаются и на них формируются, и даются "Ответы".

"Риски", это - потенциальная опасность, тенденция, они - умозрительны.

"Риски" - парируются и ими пользуются как методами управления.

"Опасности", это - формирующиеся угрозы, они - конкретны.

"Опасности" - предотвращаются, нейтрализуются.

"Угрозы", это - реализующаяся опасность, они всегда непосредственны.

"Угрозы" - отражаются.

"Кризисы" - объективны и конкретны, они чреваты формированием альтернативного существующему пути развития нации и ее катастрофой.

"Кризисы" - преодолеваются и используются.

"Катастрофы" - являются следствием небрежения нацией ее политическим классом и ненадлежащего руководства бытием социума, они возникают через неуправляемое течение кризиса или путем целенаправленного управления приведением нации к кризису.

"Катастрофы" - предполагают ликвидацию их последствий.

"Крах" - является следствием национального кризиса и итогом катастрофы нации.

"Крах" - всегда требует восстановления старого или формирования нового социума.

 

Практически все "вызовы", "риски", "опасности", "угрозы" и "кризисы" имеют четкий военный смысл, так как являются основой войны или ее частью, притом что "катастрофы" и "крах" - являются ее (войны) следствием и итогом.

Создание нового социума, взамен социума потерпевшего в ходе войны национальный крах возможно только - при наличии в его составе нации способной к возрождению, национальной воли, сильной национальной власти, а также при условии, если остались национальные ценности, на которых будет строиться новый социум.

Выход из кризиса, ликвидация последствий катастроф и восстановление нации после постигшего ее национального краха предполагает создание новой системы управления нацией в войне за ее выживание, задачи, полномочия и структура которой будет адекватна уровню возлагаемых на нее надежд.

***


1(назад)Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л.Воробьева: - М.: Деловой экспресс, 2005, с.36

2(назад)Там же с.37-38

3(назад) Приводится по:
Иммануил Веллерстайн. Динамика (незавершенного) глобального кризиса: тридцать лет спустя. - М.: UNION madazine №1. 2009. С 7-14
Ульрих Бек. Инсценировка глобальных рисков. . - М.: UNION madazine №1. 2009, С 17-29

4(назад) Например, Малинецкий Г. Управление риском. - М.: Наука, 1998.

5(назад) Бек Ульрих. Инсценировка глобальных рисков. UNION magazine, Союз во имя будущего. № 1. 2009. .

6(назад) Бек Ульрих. Инсценировка глобальных рисков. UNION magazine, Союз во имя будущего. № 1. 2009. С. 14-28

7(назад) Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л.Воробьева: - М.: Деловой экспресс, 2005.

8(назад) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля дает следующую трактовку понятию: "угрожать, кому чем, грозить, стращать, наводить опасность либо опасенье, держать кого под страхом, под опаскою; Угрозить кому чем, погрозить успешно, заставить убояться чего, покориться".

Большая Советская Энциклопедия. Угроза в уголовном праве, намерение нанести физический, материальный или иной вред отдельному лицу или общественным интересам, выраженное словесно, письменно, действиями либо др. способом. В советском уголовном праве Угроза по общему правилу не наказуема, но наиболее опасные её виды образуют специальные составы преступления (например, по статье 193 УК РСФСР У. убийством, нанесением тяжких телесных повреждений, уничтожением имущества путём поджога по отношению к должностному лицу, общественному работнику в целях прекращения его деятельности или изменения её характера). В большинстве случаев Угроза - элемент конкретного преступления, способ его совершения (например, при разбое, грабеже, изнасиловании), она используется главным образом для подавления сопротивления потерпевшего. Некоторые виды Угроз рассматриваются законом как обстоятельства, свидетельствующие о повышенной опасности преступника, в связи с этим его действия расцениваются как совершенные при отягчающих обстоятельствах и влекут повышенную ответственность.

9(назад) Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; - М.: Деловой экспресс, 2005.

10(назад) Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; - М.: Деловой экспресс, 2005, с.17

11(назад) Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия.

12(назад) Википедия - Интернетэнциклопедия. Малый академический словарь

13(назад) Гуманитарная катастрофа - состояние общества, характеризующееся угрозой его уничтожения в результате миграций, голода, потери нравственных ориентиров, эпидемий и насилия в отношении мирного населения.

<