Александр Владимиров Доклад
|
Зададимся вопросом - в чем могут состоять гарантии НАТО безопасности своих членов? Ответ прост - только в том, что Россия (как раньше СССР) не начнет против них войну. Каждый желающий такой безопасности может судить сам - мало этого, много или достаточно, но парадокс этой "гарантии" состоит в том, что это самая верная, самая точная и самая финансово дешевая для НАТО гарантия, которую можно всегда и безбоязненно раздавать, так как Россия ни на кого нападать не собирается, ведь ей никто, в качестве объекта войны и аннексии не нужен, а уж Польша, Эстония с Латвией, Украина и Грузия, и подавно. Но НАТО, по определению, не способно дать гарантии народам в том, что их собственные правители будут просто нормальными и совестливыми людьми, которые, случайно и временно находясь у власти, не будут тешить свои собственные комплексы неполноценности и, делать их "новым национальным достоянием своих народов". Вот для того, чтобы у своих народов создать видимость международной поддержки их "нового демократического курса", им и нужно НАТО, так как они, наверное, искренне считают, что их членство в НАТО есть - пропуск в "свободный мир", в котором им будет позволено хамить своим историческим друзьям, играть в "больших", пестовать собственный фашизм, "свободно" обкрадывать собственный народ и быть уверенными, что им за это ничего не будет. К общему несчастью руководству самого НАТО также необходимы такие призывы, так как у него появляются основания и поводы брать и тратить еще больше денег налогоплательщиков своих государств-членов, создавать видимость собственной необходимости, клясться друг другу в верности "атлантическим принципам", и говорить об успешности их собственной деятельности. Похоже, что современное НАТО такое положение дел и такие "успехи" у таких национальных лидеров - вполне устраивает, и это есть почти главное несчастие века. |
Другими словами - если НАТО не может быть без гегемона и останется практически без США, то - против кого(?), с кем(?), и что будет с НАТО дальше?
На эти вопросы НАТО ответов не имеет, но, может быть, их ищет, но, как нам представляется, как-то излишне скрытно.
ВЫВОДЫ
НАТО сегодня, это:
Таким образом, сегодняшнее НАТО не имеет будущего, так как не имеет ни достойной цели, ни эффективной структуры, ни разумных задач.
Все программы социальной и профессиональной адаптации типа "обучения трех русских полковников языку, администрации и стандартам НАТО в год" или "Партнерство во имя мира", или "формирование системы информации по улучшению имиджа НАТО в мире", и тому подобные тактические изыски - не привели, не приведут и не могут привести к решению ни одной из указанных проблем.
Но без их решения кризис НАТО будет только углубляться, а, значит, будет нарастать общая агрессивность Альянса, а значит его неэффективность и опасность для мира.
Конечно, всегда существует вопрос: кому все это нужно?
Ответ очевиден - НАТО в существующем виде нужно только:
Получается следующий парадокс:
Вопрос - зачем НАТО нужно вообще?
Это значит, что НАТО необходимо радикально менять свои стратегические цели и задачи, и базовые подходы к собственному функционированию.
Таким образом, НАТО, созданная для решения проблем безопасности своих наций - сама является фактором дестабилизации и угрозы миру.
Это, как минимум значит, что Европе и миру нужна другая организация по безопасности.
Тезисы на тему: НАТО и РОССИЯ
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что современная Россия:
В этих условиях роль внешних сил и факторов приобретает особое значение, а расширение сферы влияния такого мощного военно-политического блока, как НАТО, на регионы, представляющие для России важный стратегический интерес - прежде всего на страны СНГ - рассматривается как угроза российской безопасности, особенно учитывая общую нацеленность Альянса на военно-силовое решение проблем обеспечения стабильности в Евроатлантическом регионе и на его периферии.
При этом НАТО
Представляется, что обоюдный потенциал недоверия очень велик и заставить народы России полюбить "голубь мира - НАТО" невозможно в принципе, так как это очевидная неправда, и поэтому НАТО рискует остаться вечным противником России, по крайней мере, до тех пор, пока не изменит свой явный антироссийский вектор и статус с "оборонительного союза", на "союз безопасности".
Так нужно ли вообще России стремиться в НАТО, или, например, НАТО стремиться "заполучить" Россию?
На наш взгляд, это не нужно ни НАТО, ни России.
России это не нужно потому, что НАТО для России явно "мелковато" и она никогда не позволит кому-либо диктовать себе нормы поведения или сдерживать ее внешнеполитические усилия.
НАТО это не нужно потому, что Россия для Альянса явно великовата.
Но здесь важны нюансы.
Конечно стремиться "в НАТО" не надо, но работать "на сближение с НАТО" -необходимо, но, естественно, на своих условиях, а для этого надо их, эти условия - выработать.
При выработке условий работы с НАТО, нам представляется важным понимать, что НАТО - это всего лишь "инструмент", который является не столько закрытой военной профессиональной структурой, где властвует здравый смысл и "решение", сколько закрытой профессиональной бюрократической системой, где властвует протокол и этикет подобострастия сильному.
Другими словами - НАТО существует для того, чтобы реализовывать политические решения, которые принимают политики основных, составляющих альянс, держав, но, главным и определяющим образом - государственный департамент США.
Но есть ли вообще, что-нибудь ценное в НАТО, что было бы неплохо лучше знать и уже применять в практике самой России?
Безусловно, есть.
Во-первых, надо осознать, что НАТО - это огромная и отлаженная бюрократическая машина, в которой на "атомарном" уровне разработаны рабочие алгоритмы, технические и технологические приемы сложнейших военно-политических согласований и взаимодействий.
Это не значит, что их нужно слепо копировать или насильственно внедрять в нашу национальную политическую практику, отнюдь нет, но их необходимо знать, чтобы лучше понимать существо самого Альянса;
Во-вторых, НАТО - это огромный военный профессиональный союз, разработавший и успешно пользующийся своими собственными "стандартами НАТО" по управлению коалиционными группировками разнородными сил, и этот опыт нужно знать и профессионально использовать;
В-третьих, НАТО - практически единственная организация, серьезно занимающаяся разработкой технологий и приемов миротворчества и подготовкой специалистов миротворческих операций, и это огромное поле совместной, конструктивной и взаимополезной работы.
Все это значит, что - НАТО для России, как и Россия для НАТО есть историческая и объективная геостратегическая реальность, которую просто невозможно не замечать, и с которой обоим субъектам геополитики необходимо не только считаться, но искать и находить способы взаимодействия.
Эти поиски могут базироваться на следующих подходах.
Подходы, желаемые для России
Подходы к отношениям НАТО - Россия в прагматическом ключе
Мы убеждены, что сегодня Россия и НАТО друг другу необходимы:
но, самое главное - в качестве потенциального стратегического союзника.
Рассмотрим этот пункт подробнее, так как нам важно выяснить, в чем может состоять основа этого стратегического союза.
Констатации общего плана, вытекающие из цивилизационного аспекта геополитических взаимодействий
Первое. В мире сегодня существуют и сосуществуют четыре основные самостоятельные и дееспособные цивилизации, имеющие и проводящие в жизнь собственный геополитический проект:
Христианский белый совокупный (США + Европа + Австралия) Запад, существо проекта - глобальная силовая экспансия фундаментального либерализма;
Христианская Православная белая Российская цивилизация, проект обозначен, но его существо еще только формируется;
Цивилизация Ислама, существо проекта - глобальная экспансия фундаментального религиозного исламского радикализма;
Цивилизация Китая, существо проекта - неспешная глобальная экспансия китайского шовинизма.
Безусловно, существует и несколько других общностей, к которым применимо понятие "самостоятельная цивилизация", то есть общностей, базирующихся на собственных системах ценностей и образе жизни.
Например, таким особым цивилизациями, безусловно, являются цивилизации, Японии и Индии, которые, тем не менее, не рассматриваются в нами в контексте темы, так как:
Япония как цивилизация, очевидно, вынашивает свой собственный геополитический проект, который, по всей вероятности, и исходя из исторического опыта, будет иметь агрессивный характер, но, тем не менее, если он в последствии и будет способен к самостоятельной реализации, его масштабы все равно будут невелики;
Индия как цивилизация существует так давно, что, несмотря на колоссальные масштабы своего населения и энергично проводящуюся вестернизацию собственной экономики, принципиально не агрессивна, так как систему ее базовых ценностей составляет Буддизм.
Таким образом, основу практически всех коллизий современности определяет борьба Христианства Западного и Православного между собой; Христианства с Исламом, и всех с Китаем, и наоборот.
В этой борьбе цивилизаций есть один объективный закон - каждая из цивилизаций "ведет борьбу и умирает в одиночку".
При этом геополитические проекты всех планетарных цивилизаций, кроме России, подразумевают в качестве цели - обеспечение собственной исторической вечности через достижение мировой гегемонии и монопольное пользование ресурсами планеты.
Это значит, что в борьбе за вживание России как особой цивилизации у нее практически нет союзников, так как она как цивилизация одинока, никому не нужна, а нужна только в качестве "объекта и территории освоения".
Поэтому помогать России выживать и, тем более развиваться никто не будет, но "помогать" быть слабой, беспомощной и зависимой - будут все.
Тем не менее, если выбирать "с кем, как и против кого дружить", то у России нет другого варианта, кроме как дружить и бороться за свое выживание вместе с Христианским миром Запада, так как оба наши мира Христианские, и этот выбор, на наш взгляд - безальтернативен.
Второе. США сегодня несут основную нагрузку по борьбе с Исламом как с цивилизацией, в которой "мировой терроризм" является вполне корректной системой поводов к войне, так как терроризм является ужасной правдой жизни и основным методом реализации фундаментально-радикального геополитического исламского проекта.
Именно в этом плане России крайне выгодно существующее положение дел, так как позволяет ей проводить собственную многовариантную геостратегическую игру.
США готовы (и будут вынуждены и дальше) нести основную нагрузку по сдерживанию нарастающего гегемонизма Китая.
Здесь для России важно, чтобы США не рухнули от перенапряжения до того как она обретет необходимое могущество, так как неизбежная борьба за их наследство будет, очевидно, катастрофичной, в том числе и для всей Христианской цивилизации.
Третье. Надежда на то, что Европа, а, значит, европейская часть НАТО на что-нибудь способна без США - это утопия. Это значит, что усилия России по "расколу" и тем самым ослаблению НАТО" на этом направлении - контрпродуктивны.
Единственная и чего-то сегодня стоящая в качестве самостоятельного геополитического игрока европейская держава - Германия, по разным основаниям, еще долго не сможет, и не будет вести самостоятельную игру планетарного масштаба.
Тем не менее, германское направления внешней политической и экономической активности России должно быть, безусловно, важнейшим, приоритетным и комплиментарным во всей системе ее европейской политики.
Четвертое. Именно этот расклад войны цивилизаций, вызывает категорический императив, то есть необсуждаемую и безальтернативную необходимость поиска, нахождения и реализации новых смыслов бытия и существования Христианского мира, что и является полем взаимодействия России с Западом, Западным Христианством, а значит и с НАТО, и основным направлением выстраивания систем новых отношений, совместных проектов, общих институтов и структур с ними.
Пятое. В любом случае Россия не должна подменять собою США в мире и в НАТО в качестве нового (возможного) лидера Альянса, но обязана делать все возможное, чтобы как можно более долгое время не воевать вообще.
Шестое. Формирование поля новых общих позитивных смыслов бытия
для Запада-НАТО и для России возможно только на идее объединения Христианского
мира во имя его выживания и исторической вечности.
Представляется, что этот консолидирующий и спасительный посыл должен быть
сформирован и инициирован Россией достаточно быстро, притом, что она сама
станет признанным примером общей успешности развития нации, ее патриотической
консолидации, нравственного возрождения, эффективности национальной экономики
и нарастающей мощи армии.
Тезисы на тему конкретных предложений
Предложения по реформированию ООН как основы системы мировой безопасности
Нам представляется, что радикальное реформирование НАТО наиболее целесообразно и безболезненно может быть осуществлено в ходе реформирования ООН.
Кризис ООН, как мировой системы безопасности, проявляющийся, прежде всего, в неэффективности принимаемых решений и еще большей неэффективности их реализации, а также в снижении авторитета и дееспособности Совета Безопасности, и переходе Аппарата ООН к тактике двойных стандартов в пользу "сильных", вызывает настоятельную необходимость ее реформирования.
Основными направлениями реформирования ООН могут стать:
В средне срочной перспективе, представляется целесообразным создание Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности с силовой компонентой, первоначально сформированной на базе вооруженных сил России, США, Японии и Китая.
В более отдаленной перспективе, представляется целесообразным интегрирование всех вышеперечисленных Региональных Систем Безопасности в Единую Евро-Азиатско - Тихоокеанскую Систему Безопасности.
Участие в этих региональных и Единой системах безопасности России и США как великих и ядерных держав - гарантов безопасности и взаимодействия, сделает работу этих систем эффективной и снимет все возможные коллизии и взаимные подозрения относительно недружественных или агрессивных устремлений любых участников этих систем.
Не исключено, что возможно формирование новой системы Европейской безопасности и путем значительного расширения НАТО до масштабов ОБСЕ, с возможным поглощением Альянсом этой структуры.
Предложения по трансформации НАТО
Работа по трансформации НАТО в элемент стратегического партнерства предполагает тесное сотрудничество с альянсом в области миротворчества и гуманитарных операций, и создание ситуации, когда Россия будет иметь в этом союзе не "комнату", как теперь, а "право".
Это в принципе возможно только тогда, когда НАТО будет играть роль не "собственно системы военно-политической безопасности Атлантического альянса", а примет вид только европейской части военной компоненты будущей региональной системы безопасности.
Более тесное взаимодействие России и НАТО в области стратегического диалога, стратегического планирования и военно-технического сотрудничества, может стать хорошей базой нашего сближения.
Кроме того.
Новые возможности стратегически корректных и, возможно, партнерских взаимоотношений России и НАТО открываются сегодня с развертыванием конструкции их взаимоотношений по формуле "19 (26) + 1".
При этом нам представляется крайне важным, четко разграничить области этого партнерства и, в соответствии с ними, и выстраивать необходимые уровни полномочий, участия и взаимной ответственности сторон.
Это значит, что:
Это значит, что необходима трансформация НАТО из военного оборонительного альянса, в союз безопасности.
Тезисы на тему: НАТО - перспектива
В целом. Мы считаем, что в настоящее время Россия и НАТО должны:
Важный нюанс.
Нам представляется важным понимание руководителями Альянса, США и основных держав Западной Европы, объективных, но пока еще не осознаваемых ими фактов:
***
В заключение считаю необходимым сказать следующее.
Разумная работа по формированию новой формулы взаимоотношений России и НАТО еще впереди, и она необходима Европе, России и миру.
Теория стратегии говорит о том, что при построении союзнических стратегических взаимоотношений главным является совпадение ценностей и стратегических целей сторон, (в данном случае НАТО и России), а это, в свою очередь означает, что, наверное, со временем, эти условия могут быть найдены в рамках возможного будущего нового Европейского союза континентальной безопасности.
Нам представляется, что при формировании новой "совместной повестки дня НАТО" Россия должна интенсивно и широко работать не столько с бюрократическими структурами Альянса, сколько с правительствами и общественностью его ключевых государств, которые на "собственной шкуре" ощущают цивилизационные напряжения собственных наций, и, рано или поздно, должны осознать необходимость изменения собственной политики безопасности, а затем и политики безопасности НАТО.
Взаимопонимание рождается не из деклараций и тупого, выдаваемого за принципиальность, упорства в движении к собственной гибели, а из общих ценностей и целей, взаимного уважения и толерантности, а также совместного и взаимовыгодного общего дела, в котором только и может родиться то взаимное уважение, доверие, и новая геополитическая этика во взаимоотношениях держав, без чего говорить о подлинной безопасности, а значит и позитивном развитии мира и выживании человеческой цивилизации просто бессмысленно.
Формирование именно такой новой геополитической среды и должно составлять существо работы европейского и нашего экспертного сообщества, нашей государственной власти и национальной дипломатии.
Благодарю за внимание.
1(назад) НАТО (North Atlantic Treaty Organization) - международная Организация Североатлантического договора. НАТО образована 4 апреля 1949 в США, в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 государств:
США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.
Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе.
НАТО пережило пять этапов своего расширения:
1952 год - Греция и Турция;
1955 год - Германия (Восточная Германия -ГДР в 1990 г.);
1980 год - Испания;
1999 год - Венгрия, Польша, Чехия;
2004 год - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония
На 2007год - в Альянс входит 26 государств.
В настоящее время в НАТО стремятся: Украина, Хорватия, Македония, Грузия, Албания
В 1954 году Советский Союз предложил присоединиться к НАТО, но это предложение было отклонено
2(назад) 2 УСТАВ НАТО СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949г.
(преамбула)
Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.
Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности.
Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе.
Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности.