Докладгенерал-майора Александра Владимирова "О национальных ценностях как основах жизнеустроения России"Уважаемые коллеги!Я считаю, что сам факт сегодняшнего обсуждения темы национальных ценностей является исключительно важным и знаковым. Мы благодарны Русской Православной Церкви за то, что впервые за последние почти сто лет она обратила внимание российского общества и власть предержащих к этой теме. Мы так же благодарны Государственно-патриотическому клубу, что он так четко осознал необходимость формирования идеологических основ нашей государственности, поддержал призыв нашей Церкви к общенациональной дискуссии по этой важнейшей теме и организовал ее начало. *** В этом плане нам представляется важным заявить, что национальные ценности, заявленные к обсуждению Русской Православной церковью, и исторические национальные ценности, представленные гражданским обществом России в лице ее Народного Собрания, не расходятся, так как являются одними и теми же ценностями, основанными на Слове Божьем, понимании особой Миссии и Предназначении России в мире, а так же осознании приоритета духовности и нравственности, над всеми и любыми деяниями государства, общества и личности. Поэтому позвольте остановиться не на обсуждении существа национальных ценностей России, а на вопросах имеющих важный идеологический, стратегический и методологический характер, то есть на некоторых вопросах формирования национальной государственности России. *** Наше обращение к теме основ российской государственности связано с тем, что, по нашему мнению, отечественные и зарубежные политология, философия и история, до сих пор внятно и понятно не объяснили ни нам и ни себе, причин самой крупной геополитической катастрофы XX века - краха великой империи новейшей истории Союза Советских Социалистических Республик. Представляется очевидным, что в огромной массе работ, посвященных этой трагедии, исследовались практически все мыслимые и немыслимые причины, применялись различные подходы к исследованиям, но четкого ответа так и нет. Конечно, нам представляется, что основные причины этого краха великой империи уже известны и их объективность не вызывает сомнения. Тем не мене, сказано еще не все, и не полностью, так как, на наш взгляд, многие важные вопросы не ставились, а главные догадки не формулировались. Именно поэтому в настоящее время мы не можем сделать правильных выводов из нашей же новейшей Истории, с тем, чтобы наше многострадальное Отечество, сегодня и впредь не подвергало будущее своих граждан и потомков испытанием крахом и возможностью конца истории великой нации. Нам представляется, что именно в существе этой недосказанности возможно и кроется возможность краха уже современной, так называемой "демократической России". Мы считаем, что крах СССР произошел не только потому:
Нам представляется, что такая чудовищная по своей разрушительности и самоубийственная национальная история сама по себе не случайна, и есть что-то, что объективно определяет эту ее катастрофичность. Мы уверены, что сегодня поиск ответов на вопросы нашей "национальной родовой травмы" необходим, а нахождение правильного ответа и причины ее должно быть судьбоносно, так как из неправильных посылок нельзя сделать правильные выводы, а без правильного диагноза невозможно лечение, ведущее к выздоровлению, а не к смерти. Мы считаем, что наша катастрофа заложена в существе порочной генетики нашей государственности и самой власти, и этот порок невозможно исправить ни социализмом, ни капитализмом, ни рыночной экономикой, ни "суверенной демократией", ни репрессиями. Мы убеждены, что основами, составляющими существо национальной генетики и государственности являются:
Таких основ национального жизнеустроения сегодня в России нет. *** Мы убеждены, что отсутствие в России подобных писанных и официально принятых жизнеустроительных основ, субъективные, ситуативные или конъюнктурные изменения в каждой их сфере, или их построение на ложных идеологических посылах привело к тому, что, объективно, после национального краха 1917 года, вся государственная власть в России оказалась не легитимной, а затем и недееспособной. Вся государственная власть коммунистов, основанная на мятеже и физическом уничтожении лучших творческих сил нации, так и не стала для нее легитимной, поэтому всегда решала задачи своей идеологически порочной государственной деятельности через принуждение и прямой террор. Эта коммунистическая власть так и не стала народной, и с вырождением идеологии и ее главных носителей, страна, в одном и том же XX веке, рухнула во второй раз. Существующая сегодня в государстве власть демократов, так же не легитимна и внутренне не поддерживается народом, так как основана на мятеже меньшинства и прямом участии в ее формировании наших геополитических противников, осуществляет свою деятельность в рамках не "суверенной", а "иллюзорной демократии", и практически прямо исполняет чуждых нам стратегические планы, ведущие к демонтажу великой нации и Русской цивилизации, при полном игнорировании требований и интересов самой нации. Это значит, что ответ и выход нужно искать в существе генетики нашей государственности, что неизбежно должно привести нас к выводу о необходимости формулирования их новых основ, формированию другой политической системы нации и новых парадигм (базовых схем) функционирования государственной власти России. *** Позволю себе сразу оговориться о нескольких важных вещах, так как начавшая дискуссия о ценностях, гораздо важнее, насущнее и шире, чем только "дело о стабильности России", так как самым стабильными являются кладбища и болота, но в жизни, именно от определения и решения о ценностных основах нашей государственности прямо и однозначно зависит выживание России в современном мире как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, а так же успешность и историческая вечность России во всех ее качествах. I. О достижении необходимой полноты нашего государственного бытия, как следствии общенациональной дискуссии о ценностных основах нашей государственностиПервое. Мы убеждены, что сама общенациональная дискуссия по теме ценностных основ нашей государственности важна не только сама по себе, но и для того, чтобы в ее результате Россия, как страна, то есть ее политическая система, все институты государства и гражданского общества - обрели основы своего жизнеустроения и деятельности. Второе. Это значит, что результатом общенациональной дискуссии должно стать официальное признание необходимости наличия национальной идеологии как фундамента стратегического целеполагания и развития России. Третье. Это значит, что должна быть разработана и представлена российской общественности сама национальная идеология, построенная на основе наших исторических национальных ценностей, идеалов, святынь и верований, а так же сами жизнеустроительные основы, как основы деятельности государства и российского общества. Четвертое. Это подразумевает, что наша политическая система и государственная власть будет заинтересована в организации такой масштабной работы, и что эта работа будет проводиться открыто, гласно, широко обсуждаться в обществе и СМИ. Пятое. Такая работа предполагает, что она будет завершена в течение короткого времени, скажем, до конца текущего года, и все законы, правительственные постановления, стратегическое планирования и фактическая деятельность всех институтов, структур и органов всех ветвей власти будут переформатированы в соответствии с этой идеологией и этими жизнеустроительными основами. Шестое. Это значит, что уже все следующие политические и выборные процессы будут сообразовываться и вытекать из этих основ. Седьмое. Это так же значит, что на фундаменте этих основ будет разработана Национальная стратегия России, которая будет обязательной для исполнения всеми институтами и органами власти и общества, будет реализовываться всегда, целеустремленно, планово, всей мощью нации и независимо от личных предпочтений политических лидеров и их политических пристрастий. Восьмое. Это значит, что одновременно с определением и декларацией своих ценностных основ, Россия и ее политическая власть должна четко определить не столько перечень прав личности (что уже сделано и продолжается внедряться либералами в наше национальное сознание в наш быт и образ жизни), но и совокупность обязанностей личности, общества и государства, как основу их совместного Общественного договора. Надо сказать прямо, что сегодня только Народное собрание России разработало и представило нашему обществу эту "обязывающую" часть взаимодействия основных частей ее социума. II. Об опасности подхода к проблеме формирования жизнеустроительных основ России, как "ценностного выбора"По этому вопросу считаю необходимым остановиться на двух важных констатациях. 1. Выбор своих национальных ценностей русским народом уже сделан.Основные российские (национальные) идеалы, святыни и ценности вырабатывались в ходе всей истории России, и проявлялись как олицетворение основных культурно исторических выборов нации - выбор Православия, Победа над монголо-татарским нашествием, Преодоление Смуты, Победа в Отечественной войне 1812 года, Революция 1917 года, Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, выбор демократического пути развития в 1991 году. На днях, Протоиерей Всеволод Чаплин, Председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, представил российскому обществу концепцию "Вечные ценности - основа российской идентичности". В нее вошли восемь ключевых ценностей: 1. Справедливость. 2. Свобода. 3. Солидарность. 4. Соборность. 5. Самоограничение (жертвенность). 6. Патриотизм. 7. Благо человека и его достоинство. 8. Семейные ценности: любовь, верность, забота о детях и стариках. Ранее наше гражданское общество, в лице Народного Собрания России, и в ее Основах национальной идеологии, определило, что:
Мы убеждены, что практически полное совпадение ценностей представляемых Русской Православной церковью и гражданским обществом России говорит о том, что любые иные ценности, если они будут менять существо, а не дополнять уже выбранные нацией нравственные ориентиры его бытия, будут ею отторгаться. 2. Нам представляется, что сама постановка вопроса "о необходимости ценностного выбора" является даже не некорректной, но и просто порочной.Дело в том, что в самой постановке вопроса уже содержатся зерна альтернативности самого ценностного выбора, и сомнения в том, что общество способно само определить, какой выбор будет правильным, безусловно, с точки зрения власти. Конечно, с точки зрения наших "народных либералов", свобода выбора есть основа демократии, но реально это значит лишь следующее развитие идеи "выбора ценностей". Первое. Дискуссию в обществе инициирует Русская Православная церковь, и государство эту инициативу поддерживает, как бы подчеркивая свое внимание к мнению гражданского общества России Второе. В ходе дискуссии начнется демагогическое приведение национальных исторических ценностей к ценностям "общечеловеческим", и в эту работу включится весь аппарат подручных власти экспертов, общественных объединений и СМИ. Третье. Будет официально заявлено, что общенациональная дискуссия лишь подтвердила приматы "общечеловеческих ценностей в "новой демократической" ментальности нации, и она готова к их (общечеловеческих ценностей) восприятию. Четвертое. Конечным выводом будет следующий - так как российское общество основывается на тех же ценностных основах, что и существующая политическая система и режим власти, то они по определению легитимны и имеют право говорить от имени народа, управлять страной от имени народа, а значит, будут продолжать политику уничтожения народа, имея, якобы, полные к тому основания А потом, нам будет заявлено, кто не разделяет наши ценности, тот националист, фашист и террорист, поэтому: "Мы сами скажем вам, что есть хорошо, а что плохо, и кто не спрятался, мы не виноваты". Это значит, что мы должны не выбирать свои национальные ценности (по типу "голосуй, а то проиграешь", понимая, что в процессе этого "выбора" власть нас опять "обует всех"), а должны сами формулировать их. Что (смотри выше) уже сделала Русская Православная церковь и гражданское общество России. 3. О некоторых перспективах национального развития в отсутствии официально определенных национальных ценностей.Современное состояние нашего общества таково, что уже четко проявились основные тенденции негативного развития России. Я не буду говорить об экономике или даже о внутренней политике, сейчас я хочу обратить ваше внимание к следующему ряду выводов из анализа национального бытия, как последовательности нашего исторического свертывания. Сразу скажу главное - все сказанное прямо и непосредственно связано с определённостью России относительно ее национальных ценностей. Зададимся вопросом, куда нас сегодня ведет наше государство и школа в вопросах нашей национальной целостности и исторического будущего? Ответ практически очевиден. Ни школа, ни государство не занимаются вопросами формирования нации как гражданского общества, вопросами связности и национальной идентичности своих граждан и пространств, и, принципиально, не решают задачи воспитания и патриотической социализации своих учащихся и граждан. Что же получается в итоге отсутствия исторических национальных ценностей:
В итоге - когда-то великая держава становится никому не нужной и даже опасной, а так как она не в состоянии защититься, ведь население уже не видит в этом необходимости, и защищать ее некому, то нацию - "зачищают". Надо сказать, что именно в этом направлении "либерального конца национальной истории" двигает Россию наше бесцельное государство и, в частности, ее Закон "Об образовании" 2 . Именно по этому - национальные ценности являются так жизненно важными и жизненно необходимыми нам, то есть всем тем, кто навеки связал свою жизнь и судьбу с Россией как своим Отечеством. В целом, мы считаем, что:
III. О трудностях работы по формированию основ российской государственностиПервое. Трудности работы над новыми основами российской государственности связаны как с сугубо научными причинами, так и с особенностями исторической смены правящих политических режимов и качеством самой государственной власти. К примеру. Когда мы только начинали эту работу, то главной и еще не решенной проблемой явилась проблема формулирования набора и существа современных национальных идеалов, святынь и верований (прошу не путать с Верой как религией).3 Анализ национальной истории в этом плане, показал, что к сегодняшнему дню Россия, как великая держава и суперэтнос не имеет официально, однозначно и твердо продекларированных идеалов, святынь и верований, как ценностной основы собственного жизнеустроения. Эта трагическая ситуация исторически и объективно сложилась потому, что в течение последних ста лет своей истории ее идеалы, святыни, верования и национальные ценности радикальным образом менялись каждым приходящим к власти политическим режимом. Первым делом каждого политического режима было - уничтожение ценностных корней предыдущего и формирование своей идеологической - ценностной основы. Таким образом - исторические ценности, основанные на Православии, самым зверским образом и предельно насильственно были заменены на ценности "принципиального коллективного безбожия", а ценности коллективного безбожия были так же зверски заменены ценностями "демократии и рынка". Сегодня все исторические национальные ценности народов России находятся в процессе их планового специального дезавуирования, компрометации и разрушения силами властвующей политической системы и ее средствами официальной пропаганды. И это мы видим ежедневно по всем каналам телевидения и СМИ. Второе. У русского народа веками не было своей собственности, а значит и свободы, основанной на его личной имущественной субъектности. Исторически всегда народ был в рабстве у собственного государства, что периодически приводило его к революциям, смене режима и ценностных основ своего существования. Например:
Третье. Стало очевидно, что ценности народа и власти расходятся в своих основах. Если для народа, его ценности это, в целом, ценности коллективного существования, то для власти, это ценности индивидуального обогащения (успеха) и выживания у власти. Сегодня мы присутствуем при процессе попыток существующего политического режима укоренить свои либеральные ценности в нашей национальной ментальности. Это значит, что в ходе дискуссии и в результате работы институтов гражданского общества России и российской науки - мы должны выработать перечень и существо наших современных идеалов, святынь, верований и ценностей, строить на них основы государственности России, и учить им и на их основе наши народы. Четвертое. Дискуссия может быть сведена к призывам точного соблюдения действующей Конституции России, что, само по себе, конечно важно, но, на наш взгляд, такой подход намеренно сужает проблему. Дело в том, что существующая Конституция писалась в "особых условиях", то есть под конкретную историческую задачу, под конкретного человека, и "конкретными людьми", и содержит в себе как само отрицание любой государственной идеологии как таковой, так и отсутствие самих прямых ценностных ориентиров, и даже ряд статей, прямо ведущих страну к распаду (например, упоминание о региональных государственных языках, границах и так далее). Другими словами, формирование новых жизнеустроительных основ российской государственности должно повлечь внесение поправок в действующую Конституцию России или разработку и принятие ее нового текста. Все это, без сомнения, вызовет неоднозначную реакцию существующей власти и ее адептов. Пятое. Мы убеждены, что вся работа по созданию национальной идеологии России будет сопровождаться попытками политиков и экспертов либерального лагеря создать собственный сонм "новых демократических национальных героев", типа Б. Ельцина и Е. Гайдара, чем пытаться сформировать у народа представление о своей "естественной" легитимности в новой истории России, а так же дальнейшей псевдо исторической работой СМИ типа "суда истории", будет размывать его историю и верования, что будет только злить народ, углублять пропасть между ним и властью, и ничего хорошего не даст. IV. О некоторых важных методологических аспектах проблемы формирования системы национальных ценностей, как основы национальной государственности РоссииНам представляется, что в нашем политическом, общественном и даже экспертном обиходе существует некое вольное обращение с понятиями, определяющими сами основные субъекты социума, такие как, например; народ, этнос, национальность, общество, государство, нация, цивилизация, так и важнейшие категории национального бытия, например, такие как - национальные ценности, национальные интересы и так далее. Произвольное, субъективное и примитивно-вульгарное обобщение и толкование этих категорий, звучащее даже из уст высших государственных чиновников, приводит не только к тому, что они смешиваются и неправильно, и не к месту употребляются, но и дают абсолютно неправильные посылы обществу и даже экспертам. Что, в свою очередь, часто ведет к взаимному непониманию, даже неприятию, и к формированию принципиально неправильных подходов к разработке и трактовкам важнейших документов стратегического уровня, например, Конституции страны. В плане рассматриваемых вопросов, нам представляется важным определить следующее. Абсолютной аксиомой нашего национального бытия должно стать утверждение:
Более полная логика этих тезисов заключается в следующем ряде констатаций. Первое. Основные субъекты социума, как его исторически сложившиеся устойчивые и разного масштаба общности - этносы (народы), общество, нация (в понимании совокупности народов-этносов создавших свою, собственную самобытную и признанную миром государственность) и цивилизация (как некая совокупность социумов идентифицирующих себя с данным набором базовых ценностей своего бытия) - имеют свои ценности (как совокупность их идеалов, святынь, верований, осознания своей Миссии и Предназначения в мире, понимания целей и необходимой направленности своего развития), определяемые их историей, основной религией, верованиями, культурными корнями и образом жизни. Второе. Государство (как система институтов власти, подавления, распределения и управления, создаваемая обществом данной страны в интересах получения лучшей формы организации национального бытия, обеспечивающего этому обществу - нации лучшие шансы на развитие, благополучие и вечность в истории) есть корпорация по управлению страной и обществом, и не может иметь собственных и отличных от общества ценностей, но имеет собственные интересы и приоритеты. Третье. Это значит, например:
Но при этом:
Кроме того, государство как корпорация по управлению национальным бытием, не может существовать без своей корпоративной этики. И для нации крайне важно, чтобы этика его государства основывалась на ценностях и принципах "верного служения Отечеству", как это было на Руси веками, а не на парадигме "оказания платных услуг населению, в ходе чего брать с народа чаевые", то есть, не на принципах "заработка и наживы за счет народа", как это имеет место сегодня. Четвертое. Это значит, что путать вопросы национальных интересов и интересов государства нельзя, так как это не одно и то же, и имеет разный смысл6, Говорить о национальных ценностях и ценностях государства как однопорядковых вещах нельзя, так как это вещи разного порядка. Пятое. Это значит, что для общества, как основателя своего государства, крайне важным и ответственным актом является - формирование и официальное признание - декларация собственных ценностных основ, как основ своего жизнеустроения и государственности. V. О приоритетности гражданского общества в разработке вопросов ценностей и патриотического воспитанияНеобходимо отметить, что сегодня "образ желаемого завтра России", дал только либерализм, он же имеет свой набор ценностей, которые и пытается внедрить в наше национальной сознание, всем доступными средствами, то есть, с помощью подручного ему государства. Собственно российский - русский народ такого "образа России, желаемого для народа", пока не сформировал, и свою официально принятую систему ценностей, идеалов, святынь и верований не имеет. Именно поэтому он не имеет "царя в голове", то есть, у него нет национальной идеологии, и он не знает, что делать и его требования лучшей жизни к власти, стихийны и плохо обоснованы. Нам представляется, что современная государственность России сегодня еще только складывается, но она складывается без участия самой нации, и складывается людьми, имеющими набор собственных жизненных приоритетов, по определению противоположный историческим ценностям нации. Сегодня ее складывают другие люди и силы, делая это целеустремленно и исключительно в своих собственных интересах. При том, что интересы нашего политического класса и нации расходятся в самом главном, во взглядах на существо российской государственности, и этика власти противоположна христианским нормам общежития социума. Но для того, чтобы строить Россию для россиян, нужны не модели и ценности западного образа жизни, а наши собственные ценности и законы своего образа жизни. Это значит, что мы не должны ждать, пока какой-нибудь ИНСОР сделает эту работу за нас. Мы должны разработать свою шкалу ценностей инициативным порядком и навязать ее для руководства своему государству. Мы убеждены, что без разработки системы национальных идеалов, святынь, ценностей и верований - своей национальной идеологии, Россия будет продолжать утрачивать свою национальную и цивилизационную идентичность, а ее историческое время будет, для народа, ускоренно и бессмысленно истекать. Нам представляется, что именно такую сверхзадачу "бескровного исчезновения" России как субъекта геополитических взаимодействий и особой цивилизации, сегодня выполняет наша политическая система, не догадываясь, наверное, о самом наличии таковой. Нам представляется, что сегодня, в условиях недееспособности власти, задача Гражданского общества России заключается в том, чтобы;
Мы считаем, что гражданское общество России, есть - общество ее граждан:
Одним из основных общественных институтов гражданского общества страны является Народное Собрание России. Именно Народное собрание России разработало и имеет Основы национальной идеологии, основанные на исторических национальных ценностях России, и предлагает их российскому обществу для обсуждения в ходе общенациональной дискуссии. Благодарю за внимание. 8 февраля 2011 года, город Москва 1(назад) Теорию вопроса читать - Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. - М.: Рольф, 2001 с илл. 2(назад) Сегодня самой охраняемой государственной тайной стал вопрос о том, кто автор этого закона, сколько народных денег потрачено на его разработку и пиар, и кто конкретно их получил. 3(назад) Верования - определяемые историческими ценностями нации, укорененные в генетике нации и распространенные в обществе устойчивые представления (взгляды, убеждения и поведенческие установки) о предназначении нации и существе ее бытия:
Некритически усвоенные, и не подвергающиеся критике представлениях о себе, людях и мире. Это те (как правило, не осознаваемые или не вполне осознаваемые) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-либо аргументами. С нашими верованиями мы неразрывно слиты, поэтому можно сказать, что мы - это они. "Верования дают ощущение укорененности человека в свой социум, дают ему чувство идентичности и определяют его самобытность, а значит и порядок свободы и способность строить свое самобытное будущее". Ортега-И-Гассет "Идеи и верования". Разрушение верований как фундаментальных основ нации, согласно теории
войны, есть фактор и эпизод войны. 5(назад)
Так как все государственная собственность и народное достояние, которое
было преступным путем приватизировано при демократах в интересах только
нескольких физических лиц, сделало народ в буквальном смысле слова нищим.
Это привело к тому, что сегодня народ не имеет реальной собственности
и никаких социальных гарантий своего государства, которое целенаправленно
уходит от своей социальной ответственности. 6(назад) Их можно употреблять в одинаковом понимании только в очень точном контексте, когда государство и нация тождественны. |