| Генерал-майор Александр
Владимиров
Член Совета, Руководитель рабочей группы по кадетскому образованию
Общественной Палаты по Образованию
города Москвы,
Председатель Открытого Содружества
суворовцев, нахимовцев и кадет России
Председатель Московского
суворовско-нахимовского Содружества,
кандидат политических наук.
15 декабря 2008 года, г. Москва |
ДОКЛАД
НА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
О необходимости и направлениях формирования новых государственных образовательных
стандартов
Уважаемые коллеги!
Мы собрались сегодня для обсуждения, может быть, самого главного вопроса
в деятельности нашей Палаты, и, безусловно, одной из главных проблем теории
и практики национального образования России - проблемы формирования новых
государственных образовательных стандартов.
Нам представляется, что само внимание государства к разработке государственного
образовательного стандарта предполагает и подразумевает наличие государственного
заказа на образованных граждан России.
И хотя до сих пор никто этот заказ ни в количественном, ни в качественном
виде прямо не сформулировал, его общие контуры, рамки и приоритеты уже
давно известны и понятны. России, в первую очередь, необходимы ее граждане,
причем граждане, определяемые не в качестве "населения этой страны" и
не просто "образованные граждане", а граждане - хорошо образованные и
просвещенные патриоты, способные и желающие не только участвовать в процессе
развития державы, но служить ей и защищать Отечество, если понадобиться,
и с оружием в руках, что дается практически только их воспитанием.
Позволю себе напомнить нашему уважаемому собранию существо самых важных
в нашем вопросе дефиниций в их энциклопедических трактовках, и в части
касающейся сути рассматриваемого сегодня вопроса.
Согласно Энциклопедии:
- - "Стандарт - норма, образец, мерило" ;1
- - "Образование - совокупность знаний и связанных с ним навыков
и умений, полученных в результате систематического обучения в учебных
заведениях или самостоятельным путем. Образование является основой для
формирования мировоззрения человека, для всестороннего развития личности,
ее умственных и физических сил, ее познавательных и творческих способностей…
" ;2
- - "Воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие
на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения,
нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли,
привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных
способностей и т. п.
Воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются
главным образом в процессе обучения…"3
В Интернет энциклопедии Википедия дано следующее толкование понятия
"воспитание":
"Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки
её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии
с социокультурными нормативными моделями.
По определению академика И. П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения
сохранения исторической памяти популяции".
Наверное, в этой аудитории не надо убеждать кого-либо, что воспитание
без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без
воспитания.
В то же время, представляется очевидным, что воспитание человека как
личности начинается раньше, чем его образование, сопровождает человека
всю жизнь и определяет модель его общественного поведения, что, по нашему
мнению должно подразумевать особое внимание государства и всей системы
образования России к проблеме воспитания ее граждан.
Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с
формированием так называемого государственного образовательного стандарта,
и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного
среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное
отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений
россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве
полноценных граждан Российской Федерации.
Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует
четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления
и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального
образования.
В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного
образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели
воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ, а их реализация
предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных
учреждений к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин.
Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки
РФ закончились ничем позитивным, а также их отсылками на "воспитательную
роль семьи, школы и общества".
Мы считаем, что, всякие отсылки на "воспитательную роль семьи, школы
и общества" являются неудовлетворительными, так как они, в существующих
условиях, никакой организационной, системной и государственной идеологической
основы под собой не имеют, и являются скорее "декларацией о несбывшимся",
но не правдой жизни.
Таким образом, правда жизни заключается в том, что существующая в
России система образования:
- практически не дает своим участникам государственнической патриотической
социализации;
- не формирует у них ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию;
- не способствует выработке устойчивой нравственной позиции и способности
различения добра и зла;
- не ориентирует участников образовательного процесса на необходимость
совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо
своих сограждан и своего Отечества.
Это значит, что существующий государственный образовательный стандарт
как "норма, образец и мерило" - ущербен и порочен.
Нам представляется, что это есть, если не сказать еще более резко,
- стратегическая ошибка.
В целом.
В результате стратегических ошибок в самих подходах государства к
формированию системы национального образования, а также серьезных недостатков
в сфере формирования института семьи, общей порочной направленности национального
и международного информационного поля, и нежелания государства озабочиваться
воспитанием своих граждан и системно заниматься им - Россия:
- постепенно утрачивает свои преимущества самого образованного государства
мира;
- ее научный, культурный и творческий потенциалы не развиваются и
сокращаются;
- нация не сплачивается на основе своих исторических национальных
ценностей, ее идеологически и нравственные основы размываются, а мировоззрение
ее граждан становится зыбким или вообще не формируется;
- население страны все более становится набором недееспособных, теряющих
способность к труду и даже не желающих трудиться вообще, "особей";
- коренное населения России выдавливается из сфер жизнеобеспечивающего
сервиса, обеспечения и безопасности, и люмпенизируется;
- колоссальные средства, выделяемые государством на национальные
проекты, растрачиваются впустую, так как не дают необходимого и ожидаемого
стратегического эффекта;
- поле стратегических возможностей развития России сужается, а ее
конкурентоспособность как великой державы - сокращается.
Нам представляется, что Россия и ее государственная власть, лично
отвечающая за состояние и качество образования и воспитания своих граждан,
не имеет права на подобные стратегические ошибки и обязана принять исчерпывающие
меры к исправлению этой ситуации, в том числе - путем разработки и гласного
и широкого обсуждения новых государственных образовательных стандартов
и новых воспитательных компонент в них.
В целом, нам представляется, что в новом государственном образовательном
стандарте, для всех типов и уровней образования должны быть определены
их общие (и частные) идеологические основы как "идея школы", реализация
которой в ходе образовательно-воспитательного процесса позволит, в итоге,
с детства формировать, во всех смыслах, здоровых и патриотически социализированных
достойных граждан России, что должно резко улучшить качество самой школы
и возможности позитивного развития нации.
"Идея" национальной школы как основа государственного образовательного
стандарта
Представляется необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических
тезисов о существе "национальной школы", притом, что ее основой, как нам
представляется, должна стать "идея школы".
Мы убеждены, что для того чтобы отвечать своему прямому предназначению,
любая школа любого уровня, в основе своего функционирования, должна содержать
некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве
идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания,
образования и социализации своих учащихся.
Обращусь за подтверждением этого тезиса к нашим классикам. В. О. Ключевский
писал: "…Идея школы слагается из известной цели, к которой направляются
все образовательные средства, знания, навыки, правила, и из прилаженных
к этой цели приемов, которыми эти средства проводятся в воспитываемую
среду".
"… Каждый из наставников должен живо и цельно представлять себе тот умственный
и нравственный тип, который схематически предначертан воспитательной программой…
с конечной целью - сделать каждого воспитанника возможно точным снимком
с этого программного образца". 4
Наше самое общее видение "идеи" национальной школы таково.
Национальная школа - должна готовить хорошо образованных и просвещенных
граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно
выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни
и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных
к этому.
Это значит, что национальная школа должна готовить своих питомцев
как:
- граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях
мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные
в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и
нравственно жить, и "установленными на добро" людьми;
- государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих
вою ответственность за судьбу и будущее страны;
- безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить
ей на гражданском и военном поприще;
- духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить
и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;
- свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений,
к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом
- не любой ценой;
- активных членов общества желающих и способных создать свою семью и
воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное
мнение, и способных отстаивать его перед государством;
- людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его
необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями,
и так далее…
Такая базовая "идея" национальной школы подразумевает, что ее
выпускники, кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин,
должны:
- получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы
мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики
и так далее);
- обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития)
в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться
умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину
России;
- национальная школа должна воспитывать и них "критическое нравственное
чутье", то есть, основанное на усвоенных на генетическом уровне национальных
исторических ценностях, умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно
следовать добру;
- воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и
овладение технологиями управления коллективами и так далее;
- получать, на примере нашей национальной истории, полное представление
о месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
- получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах,
геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так
далее, а так же о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое
бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого)
и конечно, иметь самое полное представление о современном состоянии
зарубежной и национальной научной и художественной мысли, и так далее…
Нам представляется, что особый раздел, примерно такого содержание
и уровня, должен предварять любой документ, регламентирующий основы государственного
образовательного стандарта, или же должен быть разработан отдельный и
фундаментальный документ такого плана.
В "Наказе" Екатерины II, относительно системы образования в России
была и такая мысль: "При специальном обучении, должно быть общее воспитание,
подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено
на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки
само государство".
Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными планами
(образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания,
то есть "вкоренения норм и кодексов" в умы и сердца воспитанников - это
дело исключительно всего персонала учреждений образования и конечно института
воспитателей, руководителей учебных подразделений, который должен выполнять
некую обязательную воспитательную программу.
Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример,
создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая
сама и ежеминутно воспитывает в участниках образовательного процесса просвещенного
патриота.
Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и
заказ) должен распространяться не только на уровень знаний выпускников,
но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической
социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности.
С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с
этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен
организовываться весь учебный процесс.
В этом плане нам представляется важным обратить внимание на тот факт,
что в нашем образовании сегодня доминируют не цели, а предметы, то есть
не под цели подбираются предметы и составляются учебные планы, а над всем
образованием довлеет именно сам предмет как дидактическая единица.
Может быть, сегодня уже пора переходить к формированию института классных
руководителей, работающих не по совмещению, а как специально подготовленные
специалисты по воспитанию учащейся молодежи, и отвечающие за его качество.
В целом это значит, что интересы России требуют выработки новых государственных
образовательных и воспитательных стандартов, новых подходов ко всей системе
воспитания граждан, а значит и внесения существенных корректив в национальную
систему образования и ткань образовательного процесса.
Вспомним еще раз, что по определению академика И. П. Павлова "воспитание
- это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции".
В этом плане нам крайне важно понять, что сохранение исторической памяти
нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим
поколениям россиян ее исторических традиций как основ национального самобытного
образа жизни, что собственно и должно лежать в основе процесса воспитания.
Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители,
особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и
образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм
национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу
примитивизации и опошления собственного бытия.
Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского
образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное
и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений
кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его правовых
и теоретических основ.
Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное
российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не
только (и даже не столько) образованными, но (сколько) здоровыми и просто
хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем современная
российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается.
К сожалению, приходится констатировать, что ответственные работники Минобрнауки
РФ и функционеры от педагогики пока еще этих тенденций не поняли и мер
к исправлению ситуации принимать не хотят, и наша задача состоит также
и в том, чтобы заставить их это сделать.
Подводя эти неутешительные итоги, мы должны сформулировать некий категорический
императив наших действий - мы убеждены, что Общественной Палате по
образованию крайне важно и необходимо начать процесс обсуждения этой
проблемы, и в инициативном порядке обратить на нее внимание Правительства
Москвы, Министерства образования и науки РФ, российских СМИ, специалистов
и общественного мнения страны.
Кроме того, нам представляется важным и необходимым самим начать разработку
собственных подходов к формированию государственных образовательных и
воспитательных стандартов, с тем, чтобы стать полноправным, уважаемым
и обязательным участником этого процесса.
Уважаемые коллеги!
Представленный Вашему вниманию доклад, безусловно, не претендует на всю
полноту освещения проблемы.
Я, как профессиональный стратег, видел свою задачу только в формулировании
самой проблемы и в обращении к ней Вашего внимания.
Нам представляется, что наряду с разработкой государственного образовательного
стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный
стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных
нормативных моделей и критериев развития личности, предназначенных для
ее целенаправленного формирования и реализации системой образования России,
в целях подготовки воспитуемых к их активному участию в общественной и
культурной жизни страны.
Представляется очевидным, что реализация таких образовательных и воспитательных
стандартов российской системой образования позволит, со временем, решить
многие сущностные задачи и проблемы нашего национального бытия.
Это значит, что формирование и внедрение в практику новых воспитательных
констант национального образования должно составлять самостоятельный раздел
национального проекта "Образование", и эта работа должна быть развернута
быстро, осуществляться и финансироваться в плановом и приоритетном порядке.
Уважаемые коллеги!
В докладе мы коснулись только одного аспекта государственного образовательного
стандарта, а именно его воспитательного компонента.
Безусловно, Вам как профессионалам видны и другие недостатки государственного
образовательного стандарта, системы образования и национального образовательного
проекта. Например, мне тоже очевидно:
- что замена "сочинения" на "изложение" в школьной программе изучения
русского языка, вообще лишила учащихся навыков и способности выражать
свои мысли на хорошем русском языке и тем более - письменно, а ведь
это один из показателей общей культуры человека;
- что практически насильственное внедрение в канву национального образовательного
процесса единого государственного экзамена в качестве панацеи от всех
бед неизбежно упрощает само образование и делает его примитивным;
- что нельзя повторять печальный опыт Советской Армии, когда огромные
деньги вкладывались в танки и ракеты, а офицеры и солдаты оставались
нищими;
- что основной фигурой в национальном образовании должен стать сам учитель,
а не попечитель, родитель или ученик, и что с учащимися нельзя заигрывать,
и так далее…
Поскольку Вы являетесь настоящими профессионалами, то Вам и предстоит
основная работа по исправлению ситуации в нашем образовании.
В любом другом случае мы как нация будем обречены на дальнейшее культурное
"дичание" даже в условиях сплошного Интернета и компьютерной грамотности.
Позвольте пожелать нам всем в этом трудном деле терпения, удачи и успеха,
который, на наш взгляд безальтернативен, так как этого хочет российское
общество и требует сама жизнь.
Благодарю за внимание.
1(назад)Малая Советская Энциклопедия Т. 8, М.:
Государственное научное издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 1067.
2(назад) Малая Советская Энциклопедия Т. 6, М.:
Государственное научное издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 766.
3(назад)Малая Советская Энциклопедия Т. 2, М.:
Государственное научное издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 615.
4(назад)В. О. Ключевский. Сочинения в девяти томах.
Т IX Материалы разных лет. Изд. Мысль.1990. Стр. 6
|