|
ДИАЛЕКТИКА И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ВОЙНЫ
|
ГДЕ ЛЕЖАТ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ МЫСЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
|
Один из основных и универсальных способов
познания мира, инструмент, дающий точный вектор для понимания наиболее
общих законов развития природы и общества, - это диалектика. У нее
собственные принципы, законы и категории. Все связанное с понятиями
диалектики прямо отражается на практике человеческого бытия и воплощается
в жизнь. Для рассмотрения вопросов общей теории войны обращение к
классическому, проверенному временем и практикой инструментарию диалектики
представляется полезным |
.
Анализ важнейших особенностей национальных стратегий и стратегических
стилей различных государств и их военных достижений позволяет сделать
конкретные выводы.
Военная успешность нации зависит от многих слагаемых, но практически
прямо соотносится:
- с глубиной понимания национальными элитами самого предмета войны;
- со способностью национальной военной мысли формировать новое знание
о войне, правильно применять законы диалектики и вовремя менять базовые
парадигмы собственного мышления, а значит, давать своевременные и точные
советы своему государству, определять направления изменения способов стратегического
национального строительства и строительства национальных вооруженных сил;
- с возможностью точно определять существо современного состояния военной
сферы нации, а также время и глубину совершения необходимых изменений,
дающих новое качество военному делу страны;
- с мудростью государственного руководства, способного быстро, организованно
и минимально ущербно для страны и армии проводить эти изменения.
Если указанные положения не реализуются, то нация теряет точное положение
и ориентировку, утрачивает способность к верному стратегическому целеполаганию,
не вырабатывает необходимые ориентиры и критерии развития, не принимает
решений и мер к необходимым изменениям, в итоге - утрачивает темп и качество
развития и проигрывает войну. Иллюстрация - последствия применения самого
очевидного из законов диалектики - "переход количественных изменений в
качественные" в практике государственного и военного строительства России.
Анализ истории Победы советского народа в Великой Отечественной войне,
кроме многих иных выводов, позволил часть их сформулировать следующим
образом.
Победа СССР в Великой Отечественной войне была достигнута путем колоссального
напряжения всех сил советского народа и раст-ратой "наших неисчислимых
сил".
1. Не имея других возможностей и оснований к победе в войне за национальное
выживание, СССР перешел к тотальной и жесточайшей мобилизации как единственной
возможности сосредоточения всех сил нации для Победы.
2. Эта тотальная мобилизация была направлена на производство такого количества
боевой техники (танков, артиллерии, самолетов, боеприпасов и прочее),
которое (по замыслам Сталина и Ставки ВГК) должно было с избытком перекрывать
любые потери войск, превосходить возможности противника в выпуске аналогичных
образцов и типов техники и вооружения, в любых обстоятельствах и неминуемо
привести к нашей Победе в войне.
Другими словами,
весь предвоенный, собственно военный и послевоенный периоды нашей истории
мы делали одно и то же - пытались заставить работать на нас законы диалектики
и путем безмерного роста количества перейти к новому качеству и победному
для нас исходу Великой Отечественной войны. На уровне осмысления войны
и на уровне военных и экономических технологий того времени мы поступали
верно: количество наших военных усилий переросло в нашу Победу и в систему
ее послевоенных стратегических эффектов. Далее следовала стратегическая
инерция, философия "победы любой ценой" начала воплощаться в мирной жизни,
притом с не меньшей всеобщностью и жестокостью, а основным принципом государственного
и военного строительства стала все та же "тотальная мобилизация".
Крах СССР наступил в связи со многими обстоятельствами, но очевидно,
что он рухнул в том числе и под тяжестью собственной "тотальной мобилизации".
Эта мобилизация оказалась философски порочной, экономически неподъемной,
политически роковой, в военном отношении бессмысленной, так как в конечном
итоге количество войск, танков и ракет не переросло в новое качество военной
мысли, национальной стратегии и военной организации России.
Для СССР, а после 1991 года и для новой России в плане философии войны
и национальной военной мысли ничего не менялось, всю тяжесть "тотальной
мобилизации" ощутили на себе новая Россия и ее армия, и все это продолжалось
практически до начала военной реформы РФ (2008 год).
К чему же привела эта парадигма "тотальной мобилизации" в нашем национальном
военном деле? Общий абрис этих последствий таков. Уверовав в верность
и эффективность закона перерастания количества в качество, СССР создал
блестяще отлаженные и абсолютизированные основные аспекты военного дела,
обеспечившие нам Победу в войне:
1. Мобилизационная система комплектования войск; мобилизационная система
подготовки войск; мобилизационная система стратегического мышления во
всех сферах, в том числе в сфере национальной военной мысли.
2. В стратегии и оперативном искусстве главенствующим стал принцип массирования
сил и средств на решающем направлении в решающее время.
3. В военном искусстве наступила эпоха абсолютизации квинтэссенции военной
мысли - "теории прорыва".
Главными критериями стали: умение создать необходимое превосходство на
участке прорыва (при соотношении до 10:1 и более в нашу пользу); создание
огромных плотностей танков, артиллерии и войск на участке прорыва; умение
выбрать такой участок и скрыть его от внимания противника до начала прорыва;
умение подать к этому участку массы техники войск и боеприпасов и так
далее.
4. В организации боевых действий - жесткое регламентирование действий
войск и штабов, исключающее любые инициативы, что резко сузило значение
и ролевое качество основных частей общей военной структуры, обеднило военное
искусство всех больших войсковых организмов.
5. В исполнении - точное выполнение принятого решения, исключающее вариативность
(прямое нарушение принципов Александра Суворова - "на меня не смотри,
местному виднее"). Система тотального контроля привела, с одной стороны,
к упрощению управления войной, с другой - создало собственную систему
исполнения контроля, которая подавила все живое в стране и армии. Все
это просто убило всякую инициативу войск.
Приблизительно до 60-х годов прошлого века все эти аспекты еще "играли",
но уже явно начинали сдерживать развитие военного дела в СССР. В афганской
войне стали очевидными их исчерпанность и неэффективность, но мысли о
необходимости чего-то менять у руководства государства и ВС не возникало
- и мы проиграли войну. К этому времени в области национальной стратегии
и военного строительства стала доминировать теория стратегического ядерного
сдерживания. Эта стратегия дала СССР возможность мирно развиваться, но
достигнутый путем жесточайшего напряжения и централизации сил и средств
нации ядерный паритет в конечном счете стал продолжением реализации закона
"перерастания количества в качество".
Первоначально это представлялось стратегически необходимым, потом оказалось
стратегически избыточным, а сегодня - это единственная возможность оставаться
в клубе великих держав. Уверовав в свой ядерный щит, политическое и военное
руководство страны не занималось своевременным и перспективным развитием
остальных компонентов военного дела, а те новые идеи, которые предлагались
нашим экспертным сообществом, специально игнорировались. Все это привело
к исключению из развития и военного строительства почти всех перспективных
неядерных средств, обрекло на стратегическую однобокость и пассивность
нашу внешнюю политику и военное строительство, на заведомую пассивность
группировки наших войск на ТВД, так как стратегическая инициатива сразу
и по определению отдается противнику. Командование войск обречено тупо
ждать, когда противник предпримет боевые действия такого масштаба, что
этому командованию останется только (с облегчением) перейти к ударам ядерным
оружием хотя бы тактического уровня, так как им больше на противника воздействовать
нечем.
При этом остается открытым вопрос: кто и как будет определять необходимый
или достаточный для нашего ядерного ответа масштаб действий противника
и кто будет принимать это решение? Мы видим, что пока современное развитие
ВС России идет по пути снижения и сужения возможности войск в ответных
действиях стратегического уровня и почти исключает их превентивность.
В сфере военной мысли последствия выбранной политическим руководством
государства мобилизационной стратегии были не менее удручающими. Наша
национальная военная мысль оказалась в том же "мобилизационном плену",
то есть неспособной к философскому осмыслению времени, она потеряла способность
меняться адекватно времени и достижениям национальной и мировой научной
мысли, приобрела апологетические черты и, цепляясь за все ту же "тотальную
мобилизацию", практически умерла.
Оказалось, что в сфере мысли количество почти никогда не перерастает
в качество, так как прорывы в знаниях дают только гении и мысль развивается
в основном творчеством выдающихся представителей, которым государство
дает заказ и представляет широкие возможности для плодотворной работы.
Но у нас не было госзаказа на теорию войны, гениев никто не искал, никто
не готовил и не выращивал таланты, их только дружно и успешно "закапывали".
Чтобы управлять "количеством", была создана колоссальная военно-научная
система из десятков и сотен военных учебных заведений, которые готовили
тысячи военных специалистов от сержантов до офицеров и генералов.
Прорыва в знании не наступало, и наша военная мысль продолжала, как и
в прошедшую войну, готовить стандартные кадры для стандартного управления
стандартными боевыми структурами в стандартных боевых ситуациях прошедшей
войны. Наш военно-промышленный комплекс успешно загонял ресурсы страны
в такое же ненужное "железо". Полагаю, что именно так наша национальная
военная мысль, военное дело и военная организация пришли к нынешнему коллапсу.
Упорное следование закону диалектики "перерастания количества в качество",
подтвержденному Победой в Великой Отечественной войне, сделало наше государство
и армию механизмом воспроизведения старого, ненужного и одновременно неспособным
к формированию нового. Ведь уже очевидно, что необходимо улучшать качество
и эффективность и уменьшать количество и затратность.
Полагаю, что устранение всех этих исторических перекосов из тела России,
ее национальной военной мысли и всего военного дела - основная задача
проводимой сегодня модернизации страны и ее Вооруженных Сил. К счастью,
похоже, что современное руководство России и ее ВС все более понимает
эту истину и пытается изменить ситуацию в целом. Но все сопутствующие
проблемы трудно даже представить, так как старые механизмы эффективного
управления социумом разрушены и почти утрачены, а новые еще не выработаны.
Сегодня можно констатировать и первые успехи нашего руководства, которому
уже удалось главное - разрушить оковы "тотальной мобилизации" и теперь
оно озабочено тем, что надо двигаться вперед, но при этом толком не знает,
что делать дальше.
Представляется очевидным, что инстинк-тивные попытки политического и
военного руководства управлять развитием государства и армии, основываясь
только на собственных представлениях (часто заимствованных из чужих теорий)
о существе процессов национального госстроительства в условиях войны,
а это именно так, могут привести только к очередным "судорогам управления"
и очередным ошибкам, затрудняющим позитивное развитие страны.
Правоту сказанного мы сегодня ежедневно наблюдаем на примере тягот нашей
военной реформы, в которой все самые честные усилия нашего руководства,
осуществляемые даже в правильном направлении, приводят не к росту национального
военного могущества, а пока что к обратным стратегическим эффектам.
Это значит, что нам необходимы теория войны как основание и идеология
государственного и военного строительства, другой научный и организационный
уровень управления этими процессами и другие командные кадры, без которых
все наши усилия неизбежно закончатся провалом.
В этом плане представляется очевидным и необходимым развивать философское
направление военной мысли и далее, то есть распространять эти подходы
на анализ военного дела в парадигме и других законов диалектики, включать
полученные результаты в общую теорию войны, в практику военного и государственного
строительства.
Главными задачами государства и нашего военного дела сегодня считаю:
- во-первых, создание независимого и хорошо обеспеченного национального
военного экспертного сообщества;
- во-вторых, создание периодического издания этого экспертного сообщества
России как трибуны профессиональных идей, мнений и структуры профессиональных
дискуссий;
- в-третьих, разработка этим сообществом Общих основ теории войны как
базового предмета нового государственного и военного образования, всех
направлений и уровней подготовки руководящих государственных и военных
кадров России, поскольку нынешняя, так называемая военная наука есть воплощение
закона "перерастания количества в качество", а значит, бессмысленна.
Применительно к современной теории войны скажем, что очевидный сетевой
характер современной войны диктует необходимость перехода к новым формам
сосредоточения усилий нации в интересах победы.
Касаясь применения законов диалектики к военному строительству, можно
предположить, что закон "перехода количества в качество" справедлив для
взаимодействий субъектов военных одного масштаба и уровня развития. Это
значит, что во всем, что организационно, идеологически и технологически
выше и сложнее, главным будет уже не механическое сложение - массирование
сил и средств, а система сложения эффектов вооруженных и невооруженных
форм ведения войны. Это требует совершенно иных подходов к национальной
стратегии, военному строительству и уровню подготовки руководителей государства
и офицерского корпуса России.
Александр ВЛАДИМИРОВ
вице-президент Коллегии военных экспертов, кандидат политических наук,
генерал-майор
|