Л. А. Тихомиров
Тихомиров Л.А. Монархическая
государственность
XXXIX
Монархическая система народного
"представительства". Советные люди
Вернуться к оглавлению
Кроме общественного управления,
сочетание сил бюрократических и общественных
происходит и в общегосударственных учреждениях
в виде призыва так называемых "народных
представителей".
По поводу этого должно прежде всего
оговориться о смысле термина "народное
представительство", который совершенно
перехвачен конституционной теорией и понимается
исключительно в смысле представительства
"народной власти" или "воли". В этом
смысле идея народного представительства
совершенно несовместима с монархией.
Однако термин
"представительство" нации или народа нельзя
уступить в пользование только демократическому
понятию о нем [Термин
"представительство" существует не только в
политическом смысле, но и в Гражданском праве, и в
смысле нравственном. Так у нас есть суд с
"сословными представителями"]. Без этого
термина совершенно невозможно обойтись и при
обрисовке монархического общения с нацией.
Термин "народное представительство"
приложим к двоякого рода понятию: 1) может быть
представительство народной власти и воли, 2)
может быть представительство народного духа,
интересов, мнений и т. п.
В первом смысле мы имеем
демократическую форму народного
представительства, во втором - монархическую.
Народное представительство в монархии
есть собственно орудие общения монарха с национальным
духом и интересами. Эта идея общения не только
не имеет ничего общего с идеей представительства
народной воли, но даже с ней несовместима.
Идея представительства народной воли
какими-либо выборными людьми сама в себе
содержит отрицание монархии, ибо орган народного
представительства в этом смысл есть сам монарх.
Идея монархической Верховной власти
состоит не в том, чтобы выражать собственную волю
монарха, основанную на мнении нации, а в том,
чтобы выражать народный дух, народный идеал,
выражать то, что думала бы и хотела бы нация, если
бы стояла на высоте своей собственной идеи.
Если бы "земля" способна была
стоять на такой высоте, то монархическое начало
власти не было бы и нужно для народов. Но оно
нужно именно потому, что свойствами личности
восполняет органический, неустранимый другими
способами недостаток социальной коллективности.
Таким образом, в монархии может быть
только вопрос о способах общения с нацией, но
никак не о представительстве народной воли при
монархе.
Но нравственное представительство
нации необходимо для общения монарха с народом.
Оно нужно для того, чтобы Верховная власть
находилась в атмосфере творчества народного
духа, который проявляется иногда в деятельности
чисто личной, иногда в действии общественных
учреждений и организаций и в характере
представляющих их лиц. Монарху нужны и важны
именно люди этого созидательного и
охранительного слоя, цвет нации, ее живая сила.
Находятся ли эти люди собранными в
одной зале или нет, это, конечно, вопрос
второстепенный. Может случиться, что для
Верховной власти понадобится видеть их в
совокупности, может случиться а наоборот, но во
всяком случае, нужны именно они. Они дают общение
с духом нации.
В них Верховная власть может видеть и
слышать не то, что говорит толпа, но то, что масса
народа говорила бы, если бы умела сама в себе
разобраться, умела бы найти и формулировать свою
мысль. В идеях, действиях и настроениях
нравственных представителей народа монархия
имеет перед собой то, что ведет за собой массу к
созидательной работе. Монархическая Верховная
власть, вся сущность которой и вся задача состоит
в представительстве самого идеала народной
жизни, и в направлении государственной
деятельности сообразно с ним, а не со случайными
криками и вечно заблуждающимися наличными
желаниями толпы, имеет надобность в общении
именно с лучшими людьми нации, выразителями ее
современного и исторического гения. Весь вопрос
об общении сводится к средствам окружить
Верховную власть этими людьми, выделить их,
сделать видными, легко находимыми и доступными
для власти.
Эти-то общественные или "народные
представители" в монархии являются не как
депутаты народной власти, или воли, а как
"советные люди". Для привлечения их на
государственную работу может практиковаться как
система выборов населением, так и призыв
их самой государственной властью или, наконец, то
и другое вместе. Но в обоих случаях самое
существенное составляет та общая идея, которой
должны руководиться выборы или призыв.
В этом отношении монархическая
идея народного представительства резко
отличается от демократической, что
наблюдается как в исторической практике, так
уясняется и самой идеей монархии.
При демократическом
представительстве задача состоит в том, чтобы из
народной воли создать государственное
управление. Я уже говорил, что идея представления
чужой воли вообще искусственна и фиктивна, за
исключением очень редких случаев. Нормальный же
результат этого псевдопредставительства
народной воли состоит лишь в том, что оно создает
властвующий над страной правящий класс,
прикрывающийся фикцией народной воли.
При всей фиктивности
представительства народной воли такой правящий
класс, однако, необходим для демократии, ибо
фикция представительства создает реальную правящую
силу, без которой было бы невозможно государство.
Посему в демократии естественно является такое
устройство голосований и выборов, которое бы, на
вид, возможно математичнее выражало измерение
предполагаемой народной воли. Так как народная
воля, по этой фикции, в равных долях разлита по
всей нации и у каждого гражданина имеется
(согласно той же фикции) в равном количестве, то
начинают считать сколько единиц народной воли
приходится на каждого искателя
представительства, и затем те лица, у которых
оказывается скоплена большая сумма этой
"народной воли", становятся во имя этого
властью.
Здесь все фиктивно, В большинстве
вопросов правления народной воли совершенно не
существует, а когда она формируется, то
складывается вовсе не равными долями в каждом
гражданине, а в высшей степени неравномерно -
смотря по способностям и влиятельности этих лиц.
Один гениально чуткий человек может выражать в
себе народную волю во сто раз больше, чем сотни
других; целые миллионы людей совершенно не
содержать в себе никакой доли "народной
воли", так как ровно ничего не понимают в
данном вопросе и даже им не интересуются. Тем не
менее по демократической арифметике все они,
каждый считаются за одну единицу. Засим - по
подсчету суммы единиц - определяется как бы вес
народной воли, и для удобства этих выкладов
вводится всенародное голосование.
Вся эта система, как она ни смешна с
точки зрения государственного разума,
совершенно необходима и практична в демократа.
Ибо главная и первая задача политики состоит в
том, чтобы иметь какую-нибудь неоспоримую власть.
Выборная арифметика демократии дает ее, и
правление становится возможным. А воля народа
прежде всего состоит в том, чтобы у него было
какое-нибудь правление, и в этом, только в
этом отношении, она исполняется системой
всенародных голосований.
Но ничего подобного не требуется
создавать при монархии. Правительство в ней уже
есть. Государственная воля уже существует в лице
самого монарха, который и есть представитель
того внутреннего содержания нации, из которого
проистекает ее воля, каждый раз, когда народ
способен продумать свое содержание и определить,
в каком акте оно должно выразиться применительно
к тому или иному текущему вопросу.
Это представительство единственно
реальной народной воли, т. е., так сказать, воли
народного духа, принадлежит монарху. Таким
образом, задача народного представительства в
монархии уже совершенно не та, как в демократии.
Задача народного представительства
здесь сводится к тому, чтобы представительство
монархом народного духа, идеала и его приложение
к актам текущей политики не было фиктивным.
Поэтому народное представительство в
монархии имеет целью, во-первых, объединить
монарха с народным умом, совестью, интересами и
творческим гением; во-вторых, не допустить
разъединения основных элементов государства, то
есть царя и народа, и подчинения их служебным
силам, каковыми являются у даря его чиновники,
а у народа его выборные представители.
Первые - перехватывая на себя
выражение воли Царя - образуют бюрократию,
вторые, перехватывая на себя выражение воли
народа, образуют систему политиканскую. Оба слоя
служебных элементов, когда они допущены до
такого разъединения Верховной власти и народа,
являются поработителями их обоих [В
теоретическом смысле это разъединение Верховной
власти и народа одинаково происходит в
бюрократии и парламентаризме (системе
политиканства). Вся разница в том, что
узурпаторская служебная сила в одном случае (при
монархии) обволакивает собою конкретизированную
народную волю (личность царя), а в другом случае (в
демократии) она обволакивает народную волю
внутри самой народной массы, отнимая у совести и
ума народа его волю].
Итак, задача народного
представительства для монархии состоит в том,
чтобы сохранить единство основных элементов
государства. Царя и нации - сохранить свободную
волю государства (в лице царя) и вооружить ее всей
творческой силой национального гения; нацию же в
ее отдельных слоях и в совокупности приблизить к
Верховной власти и таким образом обеспечить
государственное осуществление мысли,
потребностей и желаний народа.
Для достижения таких целей совершенно
нет надобности в подсчете голосов народа. Нужен,
так сказать, подсчет сил ума, совести, гения,
имеющихся в нации, нужен подсчет интересов,
существующих в нации и требующих удовлетворения
посредством применения к ним работы
национальной совести, ума и творческого гения.
Арифметический подсчет голосов не
только не нужен для этих целей, но даже вреден,
ибо при таком подсчете большинство всегда
окажется на стороне более глупых, менее
совестливых, менее творящих и менее, наконец,
влиятельных в народе.
Арифметический подсчет всенародного
голосования вообще дает выражение не высоты
нации, а ее низкого состояния, почему совершенно
не имеет смысла для задач монархического
народного представительства.
Какова же система народного
представительства, нужная для монархии?
Такая система представительства
требует, чтобы нация была организована в своих
классах, сословиях, вообще в реальных
коллективностях, из которых она состоит и в среде
которых живут и действуют ее отдельные граждане.
Чем лучше нация организована в своих социальных
группах, тем проще и легче исполнима
монархическая система национального
представительства. Чем более нация
дезорганизована, тем труднее создавать ее. При
дезорганизованности нации - ее творческие силы
не видны. Их трудно вызвать, если этого пожелает
Верховная власть, ибо неизвестно, где они
находятся. Их трудно выбрать даже народу, ибо
он также их не всегда видит. При
дезорганизованности нации приходится прибегать
к системе выборов по большинству голосов, то есть
к системе слепых выборов, к системе опроса не
высших, а низших элементов социальной жизни.
Но когда нация организована, когда
закон предоставил гласное существование тем
социальным группам, из коих нация состоит, то
представительство их одинаково легко и в
общественном управлении, и в государственном.
Каждая группа - территориальная или
промышленная, или выражающая какую-либо отрасль
умственной деятельности - хорошо знает своих
выдающихся людей и без труда их выдвинет. Будучи
организованной, каждая группа может также и
усмотреть за деятельностью своих представителей
и понять - верно ли они выражают ее интересы и
мысли или изменяют ей, и в потребных случаях
может обличить или сменить их [Если
мы попробуем дать образчик того, в какой системе
могло бы явиться национальное представительство
даже в современной социально дезорганизованной
России, то можем назвать ряд групп, способных
выставить своих представителей в царское
совещание:
1 - представительство от собора русских епископов
или даже Св. Синода, 2 - дворянские общества, 3 -
крестьянские волости: земледельческие разных
районов, культурные, рыболовные, 4 - казачьи
войска, 5 - фабрично-заводские рабочие разных
производств (механики, ткачи, горнорабочие и т.
д.), 6 - городские управления, 7 - земства, 8 -
различные купеческие организации, 9 - собрания
фабрикантов различных районов, 10 - ремесленные
цеховые организации, 11 - университеты, 12 -
присяжные поверенные и т. д. Не касаюсь
представительства инороднического, которое
вообще легче создаваемо, чем русское. Все
указанные группы даже и теперь могли бы без
больших ошибок опознать своих представителей. А
если бы эти группы уже имели организацию для
участия в местном управлении, то выбор или вызов
их представителей был бы легче, чем при всякой
другой системе].
При этом должно соблюдаться очень
важное правило, проистекающее из самой цели
национального представительства- Все
представители должны принадлежать к тому классу,
к той социальной группе, которые их посылают
выражать свои интересы и мысли перед Верховной
властью, и в задачах государственного
управления. Нужно чтобы они лично и
непосредственно принадлежали тому делу, которое
представляют, лично и непосредственно были
связаны именно с тем социальным слоем, которого
мысль выражают. Без этого представительство
станет фальшивым и перейдет в руки политиканских
партий, которые вместо национального
представительства дадут государству
профессионалов политики. Это разрушало бы самую
цель национального представительства; связь
царя с народными группами и национальным
творческим гением.
Здесь дело не в том, конечно, чтобы
представитель крестьян был наилучшим пахарем и
т. п. С течением времени, без сомнения,
представитель, например, рабочих механического
производства или крестьян земледельцев,
специализируется на государственной работе и
потеряет личные качества хорошего механика или
пахаря. Но обязанный представлять свою
социальную группу, смещаемый ею, как только
начинает ей изменять, и вообще, во всем от нее
завися, он хотя бы 30-40 лет специально занимался
представительством этой группы, останется ее
членом; ее дела и весь ее дух он изучит еще лучше,
чем тогда, когда впервые был послан ею.
Требуется лишь избегнуть той
опасности, чтобы он на перешел на
общеполитиканскую роль, не присоединился вместо
своей социальной группы к каким-либо
политиканским кружкам. Эта опасность
устраняется тем основным правилом, что выбор
представителя зависит не вообще от
"граждан", а именно от членов данной
социальной группы, которая, конечно, отзовет
обратно человека, почему-либо отставшего от ее
интересов и требований.
Такая система представительства,
поддерживая прямую связь Верховной власти с
живым народом, с его социальными слоями и
группами, есть единственное средство для
охранения свободы Верховной власти и нации от
узурпации служебных сил. Сверх того, эта система
представительства вливает в работу государства
все творчество нации - в задачах экономических,
умственных и нравственных. Государство при этом
делается не просто техническим управительным
аппаратом, но становится органом, компетентно
чувствующим потребности реальной жизни нации в
беспрерывных изменениях и усложнениях ее
эволюции.
Что касается пропорционального
отношения чисел "советных людей", то это
вопрос, не имеющий никакого значения для
монархии. В демократии, где нужно создавать саму
власть, можно увлекаться фантастической задачей
выразить в численности депутатов соотношение
народных слоев. Для монархии эта неисполнимая
фантазия нисколько не нужна. Численность
крестьяне или количество капиталов в той или
другой отрасли промышленности известны по
статистике гораздо лучше, чем по числу депутатов.
Не этот вопрос должно разъяснять
представительство. Если бы в палате находился
всего один депутат от крестьян и десять от
купечества, то они все знали бы, тем не менее, что
у первого стоит за плечами 80 миллионов населения,
а у последних, взятых вместе, всего несколько сот
тысяч. Для Верховной власти и для задачи
государства в депутатах требуется не
графическая таблица населения, а нужно, чтобы
интересы и мысли всех слоев населения напоминали
о себе и выясняли себя.
При этом необходимо, чтобы никто не
был забыт в мысли Верховной власти и в задачах
государства: ни сотни миллионов людей, ни сотни
тысяч. Задача Верховной власти - всем дать
справедливость, никем не пожертвовать, никого не
погубить, но всех объединить в справедливом
соотношении их интересов и потребностей.
Итак, в монархическом национальном
представительстве важно не число депутатов и не
пропорциональность чисел, а доброкачественность
представительства, его неподдельность, его
компетентность и его всеобъемлемость.
С таким представительством - и только с
таким - монарх может действительно пребывать в
общении и единомыслии с народом, а царь и народ
могут совместно влагать в государственный
управительные власти должное содержание и
направление их деятельности. |
XL Бюрократические
учреждения
Точное распределение места, которое
может быть предоставляемо управлениям
общественным и какое, напротив, должно быть
сохранено за учреждениями бюрократическими,
составляет задачу практического
законодательства. В теоретическом рассуждении
можно и должно лишь отметить, что
бюрократические учреждения составляют во всяком
случае совершенно необходимое средство
управления. Со стороны технического
совершенства они, конечно, превосходят все
другие. Таким образом, чем лучше сочетанная
система успевает предохранить государство от
опасности бюрократической узурпации, тем более
уверенно можно и должно пользоваться этой формой
учреждений во всем, где они приложимы. А
приложение их весьма обширно.
Так, законное место бюрократии прежде
всего там, где без нее угрожала бы развиться
политиканская узурпация, то есть повсюду, где
общественные учреждения уже неспособны
действовать без сложных передаточных органов.
Бюрократия, таким образом, естественно должна
занимать, так сказать, все промежутки между
общественными учреждениями, служа некоторым
звеном между ними.
Бюрократические учреждения
совершенно незаменимы на чисто исполнительных
функциях, где единоличность действия,
дисциплина, иерархичность и, наконец,
специальная выработка персонала особенно важны.
Есть, сверх того, такие общегосударственные
потребности, которые было бы опасно передавать в
руки общественных учреждений. Это касается тех
дел, где эгоистическое интересы местных жителей
способны порождать небрежность к
общегосударственному интересу.
В общей сложности в руках
бюрократических учреждений неизбежно (для
пользы дела) должна быть сосредоточена очень
большая часть управительных функций. Можно
представить такую общую схему распределения
функций общественных учреждений и бюрократии:
1) управления местное, сословное,
профессиональное находятся по преимуществу в
руках общественных учреждений, и бюрократия
здесь является органом по преимуществу лишь
контролирующим; 2) все среднее государственное
управление сосредоточивается по преимуществу в
руках бюрократических учреждений, и
общественные силы здесь являются лишь с
совещательным и контролирующим значением; 3) в
высшем государственном управлении все
исполнительные функции естественно принадлежат
бюрократическим учреждениям, функции же
законодательные и контрольные представляют
сочетание сил общественных и бюрократических.
Мы отмечали выше (глава XXXII) общие
принципы совершенства действия управительных
учреждений, и здесь достаточно сказать, что они
наиболее полно осуществляются именно в
учреждениях бюрократического типа, которые
наиболее допускают механичность действия. Если
присутствие общественных элементов в
государственном управлении и обеспечение
независимости Верховной власти предохраняют
бюрократию от потери гражданского духа, то она и
по личному составу может стать не только не ниже,
но даже выше общественных учреждений. Но для
поддержания высоты своего действия бюрократия
более чем какая-либо система требует контроля
и ответственности.
Это особенно касается высших
бюрократических учреждений, дух которых с
чрезвычайной чуткостью передается всему составу
низших инстанций.
Сознание необходимости контроля за
бюрократическими учреждениями подсказало Петру
Великому его мысль - заимствовать коллегиальную
систему учреждений. В настоящее время под
влиянием некоторого ужаса перед современной
бюрократией у иных снова появляется мысль о
возвращении к Петровской коллегиальности. Но эта
мысль совершенно ошибочная. Непригодность
коллегиальной системы ярко показана практикой
XVIII века. Бюрократические учреждения XVIII века
были ниже всякой критики, и если Россия ори них не
доходила до такого ужасного состояния, как при
бюрократической "олигархии", развившейся с
1861 года, то причина этого заключается не в
коллегиальности учреждений XVIII века, а в том, что
бюрократия тогда вообще не была единственной
правящей силой, но была ограничиваема
социальнополитической силой дворянства и лучшей
системой царского контроля. Сама же по себе
коллегиальность бюрократических учреждений
вовсе не обеспечивает контроля, и сверх того,
фактически уничтожает ответственность, не
говоря уже о медленности делопроизводства,
Уничтожая зло, обнаруживавшееся в наше время, нет
никаких оснований возвращаться к тому злу, от
которого освободила.
Россию реформа Александра II, как и
вообще отрешаться от доказанных основ энергии
действия учреждений.
Вообще правильность действия
управительных учреждений находится в прямой
зависимости от того, правильно ли определено
место действия самой Верховной власти, как
механика наблюдающего, направляющего и
исправляющего действие пущенного им механизма.
Посему-то особенного внимания политики
управления требует постановка высших
государственных учреждений, представляющих
ближайшее орудие Верховной власти.
XLI Высшие
правительственные учреждения. Земские соборы
Организация среднего и низшего
управления имеет целью, кроме непосредственных
задач управления, дать возможно лучшую почву для
хорошей установки высшего управления.
Организация высшего управления, кроме
непосредственных целей управления, должна иметь
задачей подготовить наилучшую обстановку для
действия Верховной власти. Оно должно доставить
ей наилучшие орудия управления, привлечь в ее
распоряжение наилучшие силы страны, расположить
их взаимно так, чтобы они парализовали
недостатки одна другой и гармонически дополняли
взаимную свою силу. Наконец, высшие
государственные учреждения должны быть таковы,
чтобы при них вопрос о личных способностях
носителя Верховной власти не мог получать
рокового для государства значения. Ничем не
стесняя личного действия монарха великих
талантов и предприимчивости высшие
государственные учреждения должны послужить
опорой монарху слабому, дать ему всю помощь
национального гения и удобство осведомления и
критики для предупреждения той узурпации, к
которой столь склонны как отдельные
государственные деятели, так и учреждения, как
только замечают лазейки для приобретения
влияния на Верховную власть.
Только строжайшее разделение властей
в высших государственных учреждениях способно
дать им хорошее действие и обеспечить
независимость самой Верховной власти.
Учреждения законодательного (то есть точнее
законосовещательного и
законосообразовательного) характера должны
стоять в полном авторитете и силе, обеспеченные
от узурпаторской практики со стороны власти
судебной или исполнительной. Судебаая впасть
должна быть обеспечена в своей независимости и
от нарушения пределов своей компетенции властью
исполнительной. Исполнительная же власть,
сохраняя самостоятельность действия своего в
законом данных пределах, должна быть вполне
подчинена властям законодательной и судебной, в
смысле пределов действия, контроля и
ответственности.
Учреждения законодательной власти не
должны быть обходимы и приводимы к форме
декораций путем издания, помимо их разных
"временных правил", и слишком
распространительной практики Высочайших
повелений [Мне кажется, что даже
Высочайшее повеление не всегда может безусловно
покрывать вину министра, его испросившего вне
законным путем. Хотя воля Верховной власти есть
источник закона, но при этом иногда возможен
вопрос о том, не подлежит ли министр
ответственности на злоупотребление доверием
Верховной власти], министерских циркуляров
вне законного характера или произвольного
"толкования законов" судебными
установлениями. Точно так же судебная власть не
должна быть приводима к бездействию практикой
"административных взысканий". Каждый отдел
специализированной власти должен преследовать
законным порядком подобные вторжения в область
его компетенции и подвергаться за подобную вину
строжайшей ответственности.
Сама Верховная власть находится среди
этих специализированных властей, как
единственная универсальная, сохраняющая в себе
все функции (законодательную, судебную,
исполнительную).
В Верховной власти нет никакой
специализации, и нельзя ее допустить, не искажая
Верховную власть. Единственное различие, какое
есть в ее действиях, - это то, что некоторые части
их она производит самолично, прямо, другие
посредством передаточных властей.
По обстоятельствам Верховная власть
может прямо взять в свои руки всякое действие. Но
обычный нормальный порядок, требуемый здравой
политикой, указывает как прямое дело Верховной
власти направление всего управления и контроль
за ним. Совершенство же управительных учреждений
состоит в том, чтобы возможно больше освободить
силы Верховной власти на это ее прямое дело.
Высшие специализированные органы
правительства - законодательный, судебный,
исполнительный, имея от Верховной власти
известные полномочия на свое дело, все одинаково
должны подлежать ее контролю. Что касается их
решений, то в некоторых случаях они допустимы под
ответстаенностью данной власти, на ее
собственное усмотрение, в некоторых же случаях
обязательно подлежат утверждению Верховной
властью.
Но и в тех случаях, когда судебной или
исполнительной власти предоставлено
окончательное решение, это не отменяет права
безграничной апелляции подданных к Верховной
власти. Без сомнения. Верховная власть может
действительно рассмотреть лишь
незначительнейшую долю этих жалоб, но
принципиально она не может снять с себя
обязанности по мере сил проверить действие своих
передаточных органов и не может отнять у
подданных их естественного права искать защиты у
Верховной власти. Впрочем, как бы ни была мала
доля рассмотренных и удовлетворенных жалоб, во
всяком случае это дает могущественную силу
царскому контролю, и наказание, постигающее
управительные власти за неправое решение,
становится могущественным средством против их
злоупотреблений или небрежности.
В наибольшей степени личного участия
монарха требует власть законодательная, ибо
закон, как указание общей постоянной нормы,
необходимо требует непосредственного
утверждения Верховной власти.
Собственно закон есть выражение воли
Верховной власти. Но из-за этого нельзя
задавать вопрос: для чего нужны органы
законодательства в монархии? Ведь монарх мог бы
знать свою волю и без них? Это мысль наивности или
невежества. В монархе, как человеке, конечно,
всегда имеются какие-либо желания и в этом смысле
какая-нибудь "воля". Но есть огромная
разница между этой частной волей человека
("аще и порфиру носит", как выражается Иоанн
Грозный) и волей монарха, как государя, как Верховной
власти.
Величайшая обязанность и искусство
монарха именно и состоят в том, чтоб не смешивать
своих личных наклонностей и пожеланий со
своей государственной волей.
Поэтому правильные органы
законодательной деятельности в монархии едва ли
не более необходимы, чем остальные. Правильный
порядок в проявлении законодательной воли
монарха есть дело наибольшей важности.
Воля монарха, как Верховной власти,
должна выражать в себе величайшую
осведомленность, обдуманность, разум,
соответствие с обстоятельствами и с духом нации.
Монарх, как человек, может не знать, и даже иногда
не может знать и сотой доли того, что необходимо
знать для установления данного закона. Монарх,
как человек, может даже не догадываться о том, что
известный закон необходим, а другой требует
отмены. Но государственный механизм для того и
существует, чтобы силу монарха, как человека,
увеличивать содействием всей по возможности
силы национального разума и знания. Правильные
законодательные учреждения должны достигать
именно этой цели. Ими должна быть обеспечена
чуткая законодательная инициатива, всестороннее
осведомление относительно всего, говорящего за и
против данного закона, обдуманность решения и,
наконец, удачная редакция закона.
Посему-то в монархиях
законосовещательная деятельность должна быть
обставляема присутствием наилучших сил страны,
какие только можно найти.
Среди них в истории находили место и
народные представители. Действительно, по смыслу
своих задач, законодательные учреждения
нуждаются в присутствии не одних представителей
службы, не одних специалистов юристов, но и
представетслей национальной мысли и совести.
Среди высших государственных учреждений это
именно то место, где особенно желательны и
потребны "советные люди" самого
управляемого народа, его сословий или
общественных учреждений.
Относительно высшей судебной власти
должно заметить, что, сохраняя необходимую свою
независимость, она никак не может быть ни
бесконтрольной, ни распространять идею своей
независимости на отношения к самой Верховной
власти. Эта последняя претензия, хотя весьма
распространенная, решительно ничем не
оправдывается и ведет только к деспотизму и
деморализации суда. Независимость
специализированных властей необходима и разумна
только в отношении других специализированных же
властей, но Верховная власть есть общая
владычица, в не может искажать себя отсечением от
своей компетенции целой важной отрасли
специализированного управления. Право апелляции
к Верховной
власти, посему, не может быть
уничтожено, хотя и должен быть установлен срок,
после которого решение суда, неопротестованное
перед Верховной властью, приводится в
исполнение.
Нельзя также признать правильности
идеи, которая придает суду значение контрольного
органа управительных учреждений- Судебное
ведомство есть, конечно, хранилище законности,
но, во-первых, все вообще ведомства должны
сохранять и охранять законность, во-вторых,
одного охранения законности недостаточно для
органа контроля. В России сенат, получив функцию
хранителя законности, являлся и высшей судебной
инстанцией, и органом царского контроля. Это
было, конечно, лучше, чем отсутствие всякого
контроля, но никак не может быть признано
достаточным.
Учреждение, контролирующее управление
с точки зрения одной законности, не может
охватить всей области царского контроля. В
действиях частных властей при полном соблюдении
законности могут проявляться столь неудобные
качества, как вялость, небрежность,
неспособность и т. д. Эти качества могут
отражаться на ходе управления не менее вредно,
чем незаконность. С другой стороны, могут быть
действия юридически "незаконные", но
составляющие прямой долг служащего как
гражданина, исполняющего свой долг в отношении
Верховной власти.
Было бы невозможно допускать суд
входить в оценку таких действий, в отношении
которых приходится оставлять почву строгой
законности и становиться на точку зрения
общественной пользы и высшей правды. Это значило
бы деморализовать суд и подрывать таким образом
в системе управительных властей необходимый
орган охраны и воспитания законности. А в то же
время судебная власть в сфере таких
"внезаконных" оценок вовсе не подготовлена
к правильному решению и не вооружена надлежащей
для этого универсальностью компетенции. Суд, для
того, чтобы быть хорошим судом, должен оставаться
самим собой властью судебной, а не контрольной.
Его дело - сфера законной справедливости.
Такое же искажение идеи судебных
учреждений составляет присвоение им права
истолкования смысла законов. Дело суда -
применение закона, а не его истолкование. Если
закон не ясен, и его точного смысла или
соотношения с другими узаконениями приходится
доискиваться, то это вина законодательных
учреждений, которая ими же должна быть
исправлена. Обязанность суда в подобных случаях -
потребовать разъяснения смысла закона у
законодательных учреждений и донести до
сведения Верховной власти о замеченной
неисправности действия законодательной власти.
Но право самостоятельного истолкования смысла
закона судебными учреждениями при малейшей
распространенности может вести за собой лишь
неизбежный произвол суда и создавать в конце
концов не разъяснение закона, а, наоборот,
безвыходную путаницу противоположных способов
его понимания.
Но отстраняя присвоение судом власти,
ему не принадлежащей, должно тем незыблемее
упрочивать его обязанность неукоснительно
применять власть ему свойственную. Обязанность
судебной власти привлекать к ответственности
нарушителей закона не должна быть парализуема в
отношении самых высоких лиц правительственных
ведомств. Генерал-прокуратура для сношений по
этому предмету должна иметь прямой доступ к
Верховной власти, небрежность же ее в отношении
возбуждения преследования против высших
должностных лиц должна быть поставлена в разряд
самых тяжких преступлений по должности.
Переходя к исполнительной власти,
должно заметить, что ее надлежащая постановка
чаще всего встречает в монархии препятствия,
проистекающие от самых достоинств единоличного
принципа, обладающего особенными способностями
к исполнительному действию, а посему легко
приводящему к некоторым в этом отношении
увлечениям.
А между тем проистекающий от этого
вред столь велик, что именно от чрезмерного
пользования монархом исполнительной властью
чаще всего подрывалось значение монархии, как
власти верховной.
Исполнительная власть, как известно,
расчленяется по предметам ведения в систему
отдельных самостоятельных министерств, но все
они все-таки ведут одно общее дело, а потому
должны объединяться в одно правительство.
Монархическая власть при этом очень
легко превращается в центральный объединяющий
орган министерств, т. е. становится тем, что в
конституционных странах представляет первый
министр, канцлер кабинета, Но это положение в
конце концов и создает ту "бюрократическую
олигархию", которая выше обрисована, и
представляет столь дефектную правительственную
систему. Монарх, поставленный в положение
"премьера", лишается возможности
отправления своих прямых функций Верховной
власти, а в то же время фактически не может не
только исполнять, но даже точно узнать
действительного содержания бесчисленных дел,
подносимых на его решение каждым из министров.
Между тем все прикрывается именем монарха, и это
снимает с министров всякую действительную
ответственность. В результате управление
начинает идти со множеством недосмотров и
злоупотреблений, представители исполнительной
власти, приводят в расстройство власть
законодательную и судебную, да н сами более
занимаются взаимной борьбой за власть, чем
внимательным исполнением вверенных им дел.
Для предупреждения такого
ненормального положения дел исполнительные
власти должны иметь в законом указанной сфере
право (и обязанность) самостоятельного
действия, за собственной ответственностью.
Необходимо, чтобы они не имели возможности
прятаться за Верховную власть, что, понятно,
избавляет их от ответственности, Что касается
непосредственного участия Верховной власти в
исполнительном управлении, оно должно
проявляться лишь в строго необходимой сфере.
Задача совершенства управления,
следовательно, сводится теоретически к тому,
чтобы сфера действия исполнительной власти была
правильно разделена на две области, в одной из
которых - министры ведут дела самостоятельно, а в
другой должны испрашивать Высочайшего
разрешения.
Это можно поставить как общее правило
монархического управления.
Совершенно к тому же выводу приходит и
П. Н. Семенов в своей критике русских учреждений,
оговариваясь, впрочем, что это должно
сопровождаться существованием очень сильного
органа контроля за министерствами и возможным
оснащением единоличных докладов министров
государю [В целях моей книги,
рассматривающей монархический принцип вообще, а
не специально русскую практику, нет надобности
входить в такие тонкости управительной техники.
Но значение единоличного доклада как орудия
бюрократической узурпации представляет и общий
творческий интерес. Нельзя не обратить поэтому
внимания на то, что господство единоличных
докладов теперь обличается как источник
множества зол всеми критиками русских
бюрократических учреждений. Так об этом очень
сильно и настойчиво говорит генерал А. А. Киреев.
П. Н. Семенов формулирует против них целый
обвинительный акт
"Единоличными докладами, - говорит он, - подрывался
главный устой самодержавия - законность и
порядок, когда 1) докладами обманывали Верховную
власть или неумышленно вводили ее в заблуждение,
2) докладами покрывалось нарушение закона и
злоупотребления, 3) докладами изменялись законы,
и такие Высочайшие повеления публиковались
сенатом, получая этим силу закона, или не
опубликовывались и действовали как бы втайне, 4)
докладами предрешались государственные меры и
умалялось значение учреждений, законно
уполномоченных к обсуждению их, 5) докладами
обходились государственные учреждения и
установленный порядок, 6) докладами,
несогласованными между ведомствами, Верховная
власть приводилась к опасности противоречия
своих действий, 7) докладами Верховная власть
вовлекалась в неподлежащую сферу действия, где
министры обязаны были принимать меры на свой
страх, не прикрываясь Верховной властью.
Такие обвинения выставляются против единоличных
докладов теперь, после столетней практики
министерских учреждений. Но Сперанской и при
самом начале их не допускал единоличных докладов
и предполагал необходимыми три собрания: 1)
собрание министров в сенате для дел текущих, 2)
собрание министров в сенате же для дел, требующих
Высочайшего разрешения, 3) особый доклад
министров в кабине Его Величества для дел
чрезвычайных и требующих тайны].
Считая (едва ли правильно), что таким
органом должен быть именно сенат, он говорит:
"Самодержавная власть должна
оградить себя как можно лучше от опасности быть
недостаточно осведомленной по делу, требующему
ее разрешения, или быть умышленно или
неумышленно введенной в заблуждение
единоличными докладами. Поэтому в законом
определенных случаях министры должны
действовать по полномочию, за свой страх и
ответственность перед Верховной властью через
посредство сената, в других случаях они должны
представлять в сенате о предлагаемой мере... в
третьих - испрашивать разрешения монарха",
докладывая ему как общее правило в присутствии
коллегии и лишь в исключительных случаях
единолично.
Но при всей необходимости достигнуть
самостоятельности и ответственности
исполнительной власти, нельзя думать, чтобы эта
цель вполне достигалась разграничением области
их непосредственного решения от дел, требующих
Высочайшего решения, тем более что разграничение
это легче установить на бумаге, чем на практике.
Здесь прежде всего является вопрос:
чем будет поддерживаться необходимое единство
действия всей совокупности министерств, целого
правительства? Если это единство поддерживается
самим императором, то трудно ждать
самостоятельности министров даже в деле,
отведенном на их решение. Если единство
поддерживается коллегией министров, то министр,
несущий личную ответственность, может ли
подчиниться коллегии, требующей чего-либо, по его
мнению, неудобного или совершенно вредного?
Эти сложности, может быть, могут быть
решены учреждением кабинета министров с одним
премьер-министром (канцлером), который явится
ответственным лицом. Но и в этом случае вопрос о
том, насколько ответственность будет фактически
действительна, всецело зависит от силы контроля,
имеющегося над действием исполните власти.
Таким образом, при самом разумном
решении вопроса о районе самостоятельности
действий министров или кабинета министров,
главное внимание приходится все-таки посвятить
вопросу об организации над ними сильного
контрольного учреждения.
Какова же должна быть его организация
для того, чтобы оно было не фиктивным, а
действительным орудием контроля и привлечения к
ответственности? Это один из основных вопросов
высших государственных учреждений. Русская
практика с Петра Великого и по настоящий момент
дает очень важные в этом отношении указания.
Петр Великий установил
правительствующий сенат как орган объединения
всех властей около Верховной власти и как орудие
ее контроля. При преобразованиях Александра I,
мысль о необходимости такого контроля не была
оставлена, и сенат был вооружен для того весьма
широкими на вид правами. П. Н. Семенов цитирует
весьма назидательные в этом отношении места
Манифеста 8 сент. 1802 г.
"Следуя... внушениям сердца Нашего,
следуя великому духу Преобразителя России, Петра
Великого, Мы заблагорассудили разделить
государственные дела на разные части, и для
благоуспешнейшего течения поручить оные ведению
избранных Нами министров, постановив им главные
правила, коими они имеют руководствоваться... На
правительствующий же сенат, коего обязанности и
первоначальную степень власти Мы указом Нашим, в
сей день данным, утвердили, возлагаем важнейшую и
сему верховному месте наипаче свойственную
должность рассматривать деяния министров по
всем частям их управления вверенным и по
надлежащем сравнении оных с государственными
постановлениями и с донесениями, прямо от мест до
сената дошедшим, делать свои заключения и
представлять нам докладом".
В этих целях сенат был вооружен самыми
широкими правами. Но что же получилось в
результате? Сам П. Н. Семенов констатирует, что
министерская власть быстро победила сенат и все
его контрольные права остались мертвой буквой.
Да современники учреждения министерств и тогда
не верили в действительность контроля сената. В
этом отношении особенно веско мнение
Сперанского, высказанное не априорно, а через
несколько лет практики новых учреждений.
"Граф Сперанский в плане
государственного образования, предоставленном
императору Александру в 1809г., в таких глубоко
верных и пророческих словах характеризовал
слишком поспешно введенное учреждение
министерств. По его мнению надо было установить государственное
сословие, перед которым министерская власть была
бы фактически ответственна. Он полагал, что и
сенат не удовлетворит этому требованию. Если бы
даже сами министры, говорит он, пожелали у нас
утвердить свою ответственность, они не могли бы в
этом успеть: ибо где закон сам не стоит на
твердом основании, там и отвечать перед ним
нельзя. От сего недостатка происходит, что все
действия министерского установления приняли вид
произвола".
Отчего получается такой результат?
Отчасти от того, что учреждение, по существу,
относящееся к судебной власти, как сенат, не
может быть сильным контролером исполнительной
власти, так как его природная компетенция
недостаточна для этого многообъемлюща [В отношении сената я также не могу
согласиться с мыслями П. Н. Семенова, как и
покойного Юзефовича. Не отрицая известного
значения Петровского сената, как органа
объединения властей, я не замечал в истории,
чтобы он был когда бы то ни было достаточно
удачным орудием даже и этого. Что касается его
контролирующей способности, ее, быть может,
хватало при плохом построении исполнительной
власти, при ее бессилии, но со времени ее
преобразования при Александре I сенат оказался
уже сам перед ней бессилен, как это прекрасно
обрисовывает и П. Н. Семенов. Но покупать силу
контроля ценой бессилия исполнительной власти
невозможно. Исполнительная власть не менее нужна
и важна, чем всякая другая, и то негодование,
которое она возбуждает теперь в критике
вследствие превращения в бюрократическую
узурпацию и "олигархию министров" не должно
закрывать наши глаза на необходимость сильной,
иерархической, централизованной исполнительной
власти. Для того же, чтобы она не превращалась в
олигархию и узурпацию, имеются иные средства, а
не порча исполнительной власти, не се
обессиление. Такое средство состоит в том, чтобы
Верховная власть не приходила к фактическому
слиянию с министерствами, но оставалась на
высоте всех полномочий Верховной власти.
Для этого высший орган совещания и наблюдения
Верховной власти должен представлять сочетание
всех властей и дополнен непременным участием в
кем общественных сил. Пока же этого нет -
Верховная власть не может фактически сохранить
самостоятельности действия и контроля, как бы мы
ни портили управительные власти]
Облечение высшего органа судебной
власти правами общего контроля составляет даже
нарушение принципа взаимной независимости
специальных властей.
В парламентарных странах высшим
органом контроля являются законодательные
палаты, что все-таки более естественно, так как
непосредственное действие Верховной власти
(которой надлежит общий контроль) из числа
разделенных властей наиближе слито с действием
власти законодательной. Впрочем высшая
контрольная власть законодательных палат в
конституционных странах проистекала не из
каких-либо глубоких соображений, а из того факта,
что законодательные палаты состоят из народных
депутатов, претендующих на представительство
Верховной власти,
В монархии, которая может в особе
монарха действительно дать законодательным
учреждениям постоянное присутствие Верховной
власти, орган высшего контроля более логично, чем
в парламентарном государстве, мог бы быть слит с
высшим органом законодательства. Но было бы еще
правильнее иметь для того особый орган при особе
монарха в виде какой-либо царской думы или
царского совета. Такое учреждение, конечно, для
того, чтобы явиться сильным органом контроля над
всем специализированными властями, должно иметь
универсальную компетенцию, а для этого и в личном
составе иметь представителей всех высших
властей: законодательной, судебной и
исполнительной, но ни в каком случае не состоять
исключительно из них. Именно сенат Петра
Великого вполне и очень быстро показал, что,
будучи составлен из представителей
исполнительных коллегий того времени, он был
совершенно лишен стремления и способности к их
контролю.
Для контроля должно быть создано нечто
аналогичное тому "государственному
сословию", о котором мечтал Сперанский. Оно
должно непременно иметь значительное число
членов, избранных или вызванных из среды самих
общественных сил, так как общественные элементы
представляют драгоценнейший фактор контроля.
Члены это царской думы, конечно, должны быть
поставлены совершенно независимыми, в
непосредственном общении с Верховной властью, и
самое это учреждение, имея права законодательной
инициативы, должно быть также местом обычных
докладов министров и облечено правом запросов им
и представления Верховной власти заключений
относительно той или иной степени
ответственности министров до предания их суду.
В парламентарных странах аналогичные
органы обыкновенно разделяются на две палаты, из
коих одна представляет народных представителей,
другая же или так или иначе - назначенных
"пэров" или представителей "Штатов",
или вообще лиц несменяемых и более независимых.
Все эти сочетания могут иметь смысл в демократии,
особенно в целях придать высшим государственным
учреждениям несколько более консервативности,
создать сдержку чрезмерному легкомыслию и
увлечениям "представителей народа". Едва ли
все это имеет какой-либо смысл в монархическом
государстве.
Элементы служебной опытности,
непосредственного знания действия
управительного механизма и народные "советные
люди", вызванные или избранные, являются
скорее взаимным дополнением, и их совещания и
решения наилучше могут происходить в полном
общении их всех. Не имело бы никакого смысла
разбивать на какие-то враждующее части тот орган,
которого цель составляет объединение всех
государственных и национальных сил около
Верховной власти.
Таковой представляется в общей
сложности система управления и контроля, в
которой известное место находят и "советные
люди" самого народа. Но важность возможно
большего общения Верховной власти с нацией так
велика, что, несмотря на присутствие "советных
людей" в государственных учреждениях,
периодические совещательные земские соборы не
теряют своего значения.
Относительно их должно лишь заметить,
что польза их всецело зависит от того, выражают
ли они мнения действительно социальных слоев,
или представляют простое собрание политиканов.
Во втором случае, конечно, они бы представляли
только орудие тенденциозной оппозиции во что бы
то ни стало, и теряют всякое разумное значение.
Полезная практика земских соборов поэтому тесно
связана с развитием внутренней организации
национальных слоев, при достижении чего земские
соборы, как представительство этих
организованных социальных групп, имеют огромное
значение, незаменимое никаким частным участием
"советных людей" в государственных
учреждениях. |
XLII Цели разумной
организации управления
Мы говорили о нормальном месте
Верховной власти среди учреждений,
долженствующих обеспечить ей способы
благотворного действия. Но недостаточно
приготовить место для нее: необходимо, чтобы это
место было ею действительно занято.
Наилучше поставленные учреждения
могут быть приведены к ничтожеству действия,
если власть забывает или теряет свой дух,
сознание смысла своего существования.
Собственно, приложение системы
управления к делу управления составляет предмет
политического искусства, которого
расследование не введено в предмет моей книги. Но
уяснение смысла управительной системы относится
к области политики, как науки. И в этом отношении
должно помнить ту цель, к которой имеет
привести разумная система управительяых
учреждений.
Цель эта состоит в создании власти,
действительно обладающей свойствами, без
которых она теряет свой смысл и право на
существование, как не способная к исполнению
обязанностей. Свойства же эти суть:
1) сила,
2) разум,
3) законность.
Первое и необходимейшее свойство
власти есть сила. Это почти синоним власти.
Власть бессильная - это все равно, что
невежественный ученый, неверящий священник и т.
п. - внутренне абсурдное явление, лживое
изображение формы без содержания. В первой части
книги уже объяснялось значение силы в
принуждения для общественности. Как бы ни было
благодетельно общество, с какой горячей любовью
ни относятся к нему его члены, но оно держится
прежде всего силою, принудительным поддержанием
принятых в нем условий общежития.
Дело в том, что, живя в совокупности с
другими людьми, человек во всяком случае должен
ежеминутно сдерживать себя, делать не то, что ему
лично хочется, а то, что обязательно. Даже с
радостью подчиняясь этому долгу, человек
все-таки испытывает известное стеснение и всегда
имеет наклонность от него освободиться если не
совсем, то хотя в отдельных случаях. Когда же все
начинают удовлетворять этому желанию, в обществе
исчезает порядок, коллективное действие
нарушается и подрывается, становится менее
осмысленным, и как только это обнаруживается, у
всех людей появляется еще более поводов (все
более и более оправдываемых) поступать по-своему.
Это в свою очередь еще более усиливает
беспорядок, и в конце концов общество впадает в
анархию и уничтожается.
Только вечное бодрствование силы
предохраняет общество от гибели. Мы сейчас
упомянули о невинных или даже добрых побуждениях
к нарушению правил совместной жизни. Но в
обществе всегда есть множество людей злых,
эгоистичных, безнравственных, готовых для
эксплуатации других воспользоваться всякой
представившейся фактической возможностью.
Только сила сдерживает все это множество людей в
добропорядочности. Сила должна быть разумна в
благожелательна, но прежде всего, необходимее
всего единая сила. Даже господство одного
эксплуататора, тирана, позволяющего себе все
беззакония, но силой своей не допускающего
других до тех же беззаконий, все-таки лучше для
общества, чем анархия, беззаконие всех мелких
сил, которые неожиданно, на всяком месте готовы
обидеть и уничтожить человека. Посему-то
общество не уничтожается и способно
существовать даже при самой страшной тирании,
обладающей силой, но погибает при благодушном
бессилии.
Итак, первая обязанность Верховной
власти (одинаково в монархии или в республике,
демократической и аристократической) есть
обязанность блюсти за тем, чтобы власть была
сильна, чтобы никто и ничто не осмеливалось ей
сопротивляться, чтобы всякое сопротивление было
непременно раздавлено и чтобы в обществе была
тверда и незыблема уверенность в силе власти, т.
е. другими словами - уверенность в том, что власть
действительно существует.
Система разумных учреждений прежде
всего поэтому и нужна, чтобы дать власти полный
приток силы, чтобы власть бессильная стала
невозможной и при появлении такой уродливости
была немедленно заменяема действительной, то
есть сильной властью.
Но в содержание силы власти необходимо
входит ее разумность. Власть безумная может
быть сильной лишь недолго, до тех пор, пока ее
безумие не замечено подданными. Ибо как только
оно будет замечено, начнут являться люди, которые
пробуют обойти безумную власть и этим
эксплуатировать ее в свою пользу. Этим путем
снова развивается нарушение правил
общественного существования, и является та же
анархия, что и при безвластии.
Что такое разумность власти
правительствующей? Это не есть разумность
отвлеченная, философская... Верховная власть
должна обладать и этой последней, но собственно в
области действия управительных сил требуется
разумность практическая, реальная, то есть
проникновение реальными интересами,
существующими в данном положении вещей.
Так, например, даже тиран, узурпатор, во
имя своих интересов опершийся на какую-либо
сильную шайку эксплуататоров, имеет больше этого
практического разума, чем правительство
Людовика XVI, или вообще все правительства,
пытающаяся удержаться путем умилостивления
своих принципиальных врагов, и принесением для
этого в жертву тех сил, которые привержены к
данному принципу власти. Такое правительство,
каков бы ни был его отвлеченный разум, в
практическом отношении его не имеет, а потому
самый совершенный по форме правительственный
аппарат ни к чему не послужит, и власть,
становящаяся бессильной, дающая действие не
своей силе, а силе противников, неизбежно
приводит страну к анархии, и сама погибает.
Правительственный разум состоит в том,
чтоб объединять в правительстве реальные силы,
существующие в обществе, не в отвлечении, не в
философской формуле, а в том обществе, какое
действительно существует. Объединив же в себе
эти силы, власть должна уже всех заставить
исполнять веления своей силы.
Совершенство управительного строя
состоит в том, чтобы, во-первых, сделать власть
как бы резервуаром всенародной силы и тем
обеспечить могущество приказа власти; во-вторых,
чтобы наполнить этот резервуар разумным
содержанием, т. е. выражением действительных
интересов народа. Посему-то и необходим широкий
прилив народной мысли и запросов к власти.
Когда во власти оказываются эти два
необходимейшие свойства - сила и разумность, они
должны быть дополнены законностью.
Законность есть непременное условие для того,
чтобы правительственная сила могла быть
поддерживаема всей массой населения.
Закон есть воля Верховной власти,
прочно установившаяся и всем известная, а потому
удобоисполняемая всеми теми, кто не бунтует
преднамеренно. Это всеобщее однообразное
исполнение той же самой воли, которая
поддерживается правительственными
учреждениями, дает правительству необоримую
силу. Но если правительство начинает подрывать
действие закона внезапными особыми
распоряжениям, то оно производит разлад между
действием своих учреждений в действием
общественных сил всего народа. Для всех
становится темным вопрос о том, что же именно
должны делать граждане, какие права их
действительны и какие иллюзорны. Этой неясностью
установленного пути жизни совершенно
исключается возможность содействия власти
массой граждан, ибо является даже сомнение в том,
какое из приказаний правительства выражает
высшую волю? Лишаясь этой главнейшей своей
поддержки, действие правительства ослабляется,
перестает быть ясным для народа и начинает
производить совершенно такое же влияние, как
если бы оно было лишено разумности, ибо
разумность, непонятная для народа, имеет для него
то же значение, как отсутствие разумности.
Таким образом совершенство учреждений
должно измеряться тем, поскольку они
обеспечивают: 1) силу власти, не допуская ее
становиться бессильной, 2) практическую
разумность власти, не допуская ее отрешаться
от реальных интересов и мысли нации и 3) законность
действия власти, не допуская ее до
сколько-нибудь заметных отклонений от обдуманно
установленных и объявленных во всеобщее
сведение путей действия, одинаковых для
правительства и подданных.
Направляющая задача Верховной власти
в отношении управительном, ее "царственная"
роль состоит именно в том, чтобы, заняв
надлежащее для этого место среди
правительственных учреждений, направлять их все
по пути власти сильной, разумной и закономерной.
Эта общая задача всякой Верховной
власти с особой силой и ясностью должна
представляться власти монархической. Как
единоличная, она особенно ярко несет
нравственную ответственность, которая при
других формах власти разбивается между многими и
становится менее уловима. Как единоличная, она
дает наибольшую возможность сосредоточенного и
разумного действия. Поэтому уклонения
правительственного механизма от нормального
пути (сила, разумность и законность)
компрометируют монархическую власть быстрее,
чем всякую другую, со всеми пагубными
последствиями, какие дает народное сомнение в
действительном существовании власти. |
Раздел VI ЛИЧНОСТЬ, СВОБОДА И
ПРАВО
XLIII Государство и
личность
До сих пор мы говорили об учреждениях
групповых или государственных, и о задачах
Верховной власти в их установке.
Но в подкладке всех учреждений, в
основе всех коллективностей находится личность
человека, которая в государственных
отношениях является как личность гражданина.
Все коллективности порождаются ею и в конце
счета существуют только для нее.
Личность человека в политике есть
основная реальность. Политика часто не думает о
личности, погруженная в судьбы коллективности,
но эта точка зрения близорука, не замечающая
сущности за формой.
Тут политике можно сказать: какая тебе
польза, если приобретешь весь мир, а душу
утратишь? Все коллективности, общество,
государство - все это имеет смысл только как
среда развития и жизни личности. Все
коллективности всегда таковы, какими их может
создать личность, и если мы ослабляем ее силу и
способность творчества, мы губим все
коллективности, и все на вид стройнейшие и
глубочайшие обдуманные формы отношений
государственных будут фактически гнилы и
ничтожны. Даже с точки зрения политика, которому
дорого только великое государство, его гением
устраиваемое, нет пользы, если он для
приобретения мира погубит личность. Не создаст
он без нее ничего великого и, устранив
накопленные до него запасы силы и творчества
личности, быстро приведете государство к
ничтожеству и распадению.
Таким образом, вопрос о личности прямо
входит в политику. Устраивая общественные и
государственные учреждения, рассматривая
условия их совершенства, политика никогда не
должна забывать при этом вопроса: как они
сообразуются с личностью и как на ней отражаются
их действия? Если окажется, что, создавая
огромную коллективную силу, эти учреждения
подрывают силу личности, это их осуждает, служит
указанием, что их кажущееся совершенство есть
иллюзия.
Однако политика часто относится к
этому важнейшему вопросу с полным невниманием и
даже иногда с некоторой враждебностью. Если в
общей сложности во всех государствах делаются
кое-какие, так сказать, "уступки" в пользу
личности, то часто это делается как бы невольно,
вследствие протеста личности и ее
противодействия государственным планам, ее
задушающим. Отсюда между личностью и
государством возникает борьба, в которой для
блага самого государства приходится иногда
желать ему как можно больше поражений, так как
всякая победа личности над удушающим ее строем
служит к развитию и совершенству этого
последнего.
Это - борьба за индивидуальность [У нас этим вопросом занимался
известный писатель Н. К. Михайловский, сделавший,
впрочем, гораздо меньше, чем позволяли надеяться
его блестящие способности. Могу
засвидетельствовать, что эта сила, когда-то
довольно близко мне знакомая, в другой стране
много бы создала для политической философии. Но у
нас давление общества по истине ужасно для
свободной работы ума. Маркой развитости общества
вообще служит уважение к индивидуальности, к
свободной работе личности, В русском
образованном обществе такого уважения меньше,
чем где бы то ни было. Наше общество понимает
только "партии" н от всех требует непременно
"партийной работы". Оно не представляет
себе, чтоб человек мог быть "самим собой", и
не сознает, что лишь работа такого человека
вносит нечто в сокровищницу развития самого
общества. От этого бесплодны наши таланты:
покорившийся обществу тем самым перестает быть
творческой силой; а упорствующий в сохранении
своей личности становится "изгоем", и его
сила гибнет не в творческой работе, а в простом
"сопротивлении" деспотизму
"общественного мнения"], одно из
величайших и наименее обследованных явлений
социологии. Общество необходимо для личности как
среда кооперации, но при этом неизбежно является
давление средних рамок существования, которые
именно потому, что они "средние", подавляют
индивидуальность, т. е. самую суть личности. Таким
образом, борьба личности и коллективности
неизбежна, но горе коллективности, если она
успевает при этом совсем подчинить себе
личность: это начало смерти коллективности.
В государственной политике
пренебрежение или враждебность к
"личности", "индивидуальности"
проявляется очень легко, потому что основные
законы творчества государства и личности
противоположны. Государство действует
принудительно и общими мерами. Личность творит
только свободно и индивидуально. Эта
противоположность принципов существования и
творчества естественно может приводить к
столкновениям, если только они не устраняются
действием политической сознательности,
которая должна внушить политике, что
государство, для собственной выгоды, обязано
беречь личность и сообразоваться в отношении ее
не со своими, а и с ее внутренними законами. Дело в
том, что личность требует именно
самостоятельности, независимости, свободы, иначе
она не может развивать творческой силы. Это -
антитеза государственному творчеству. Но
политическая сознательность должна понудить
государство признать свободу, которая
появляется в обществе только из-за личности, и
только в тех отношениях, где необходима
деятельность личности.
Таким образом, в связи с личностью в
политике являются вопросы о свободе и праве,
причем эти вопросы проявляются трояко: 1) в
отношении личности человека, 2) в отношении члена
социальных групп, 3) в отношении гражданина,
то есть члена государства.
Потребности коллективности, наряду с
этими свободами и правами, выдвигают
противоположные требования обязанностей.
Мы видим отсюда, что в личности и через
личность психология связывается с
государственностью, и внутренние
психологические силы связываются с
государственными учреждениями. Все, что
называется в политике правом и свободой - свобода
и права гражданские и политические - все это
вытекает из психологического факта
самостоятельности личности, ее прирожденной
свободы. Чем выше развита эта психологическая
сила личности, тем могущественнее отражается это
на свободе гражданской и политической. И
наоборот - отношение к личности естькритерий
государственной способности к совершенству.
Из различных форм власти выше та,
которая с наибольшим вниманием относится к
личности, испытывает наибольшее ее влияние, дает
ей наибольший простор творчества. Способность
государства к великому развитию в основе своей
зависит от его отношения к личности, к допущению
ее свободного творчества, особенно в сфере
социальной, на которой держится государство.
Поэтому мы и видим такие исторические примеры,
что государство с очень сравнительно высоко и
тонко развитыми управительными учреждениями,
как Византия, оказалось гораздо менее
жизнеспособным, чем очень грубые, полуварварские
государства германские, которые имели только то
преимущество, что давали свободу личному
творчеству и создаваемому этим социальному
строю.
В этом отношении должно, однако,
различать очень важные оттенки условий.
В самой личности может проявляться
высокий психологический тип, то есть личность
данного племени по самым своим психологическим
свойствам может быть очень сильна, способна
развивать большую силу самостоятельности, хотя
бы при этом была и неразвита, не сознавала своих
сил и не умела еще их реализировать. Может
случиться наоборот, что личность данной
национальности по природным силам довольно хила,
но уже развита, т. е. реализировала всю сложность
своих способностей бытия и действия-
Государственность, развивающаяся на почве
первого психологического типа, конечно, имеет
данные на более великую жизнь, чем государство,
имеющее почвой слабый психологический тип
личности. Высшей же степени благоприятных
условий государство достигает, когда имеет
личность не только природно сильную, но и
развитую. Все это должно принимать во внимание
как в наших исторических оценках
государственности, так и в деле политического
искусства.
То государство, которое умеет дать
личности, как явлению психологическому, как
"человеку", возможность увеличивать свою
силу, укреплять и развивать ее, имеет перед собой
великое будущее. Можно даже сказать, что если
государство по самым несовершенствам своих
органов оказывается по крайней мере хоть
неспособным, вопреки желанию, задушить личность -
человека, то и оно имеет большую будущность,
нежели то, которое успешно развило на свою
погибель средства задушать и ослаблять личность.
В отношениях государства к личности
должно также различать два момента.
Основой является отношение к личности,
как к "психологическому явленно", как к
человеческому существу, разумному, этическому,
чувствующему, желающему. Степень уважения к
личности, как такому самобытному
психологическому существу, сознание
"естественного права" этого существа могут
быть различны, хотя всегда до некоторой степени
существуют. Орган государства, в котором
проявляется это отношение, есть сама Верховная
власть, ибо власти управительные имеют отношение
лишь к гражданину, или если человеку, то не самому
по себе, а уже поставленному под охрану
государства. Только Верховная власть определяет
эту охрану или терпимость государства в
отношении самого "человека" независимо от
его отношения к государству.
В способности оценить "личность
человека", ее самобытность, ее естественное
право, проявляется степень чуткости Верховной
власти, ее способности к гуманитарному,
культурному творчеству. От степени этой же
способности зависит и способность данной
Верховной власти к государственной
жизнедеятельности вообще.
Но человеческая личность, кроме своего
чисто человеческого существования, входит еще в
государство, как член его, гражданин и подданный.
Отсюда рождается та или иная система гражданской
свободы и права, то или иное отношение
государства к гражданской свободе и праву, то или
иное их понимание и установка. Это есть дело
развитости и искусства государственной мысли.
Это есть область действия законодателя и
политика.
Понятно, что природная чуткость власти
к естественному праву может сопровождаться
неразвитостью политического государственного
сознания и, наоборот, при средней природной
чуткости, может быть значительной развитость
законодательной мысли и политического
искусства. Наибольшая высота государственной
деятельности получается, конечно, в том случае,
если оба эти необходимые условия (т. е. чуткость
Верховной власти и развитость ее мысли)
соединяются. Но при исторических оценках наших
необходимо помнить возможность несовпадения
этих условий, чтобы ве приписывать форме
государственной власти того, что создано ее
практической опытностью, и наоборот.
XLIV О правах
"человека"
Необходимость известных прав
"личности", даже не как гражданина, а как человека,
составляет аксиому для сколько-нибудь развитого
юридического сознания. Государственное
законодательство признает за личностью
некоторые юридические же обязанности. И конечно
с точки зрения "управителъной"
государственной власти, человек имеет только те
права и те обязанности, которые дарованы и
возложены на него законом. Но с точки зрения Верховной
власти, устанавливающей закон, требуется иметь
более глубокий критерий человеческих прав и
обязанностей, так как без него нельзя иметь
никаких оснований для установки юридического
права.
Должен же в самом деле чем-нибудь
руководиться сам законодатель, давая или не
давая личности права или определяя какие-либо
действия, как ее обязанность?
С этой точки зрения необходимо ясно
сознавать, что права и обязанности личности
вытекают в первичном источнике из естественного
права, прирожденного, связанного с самой
природой личности, общества и государства. Этот,
по-видимому, отвлеченный "философский"
вопрос настолько реален, что в истории то или
иное его понимание порождало законодательства
самых различных характеров, и производили целые
революции, изменявшие формы правления.
Человеческое законодательство только тогда
разумно, полезно и прочно, когда оно сообразовано
с действительными природными силами и
отношениями в социально-политическом мире
явлений. Неправильное понимание природных прав и
обязанностей личности отражается фальшью
законодательных полномочий или требований, а
таким образом извращает практическую политику и
общественную жизнь.
Как уже выше замечено, теория
"общественного договора", по существу
совершенно верно проникла в основу соотношений
личности и общества. Этот "общественный
договор" должно понимать не в смысле акта
юридического, но как явление психологическое,
а потому-то именно и основное, неистребимое, так
как сама наша общественность есть тоже явление
психологическое [См.
"Монархическая государственность", часть
I-я, отдел I-й].
Конечно, государство исторически
возникает в такое время, когда нет личности вне
общества и когда, стало быть, обязанность и право
уже связаны неразрывно. Но работа нашего духа
сообразуется не с исторической эволюцией фактов,
а с их внутренним смыслом. Личность не могла
фактически никогда существовать вне общества.
Договора между личностью и обществом как
исторического конституционного акта не могло
никогда быть. Но личность как прежде, так и теперь
непрерывно сознает себя существующей не
только в обществе, но и вне его; личность
теперь, как и всегда, каждую минуту заключает в
своем сознании договор с обществом, то одобряя
свои отношения к обществу и общества к себе, то возмущаясь
против них и пытаясь их изменить. Это факт
психологический и в этом смысле
всемирно-исторический, под влиянием которого
создается и изменяется юридическое право.
По прямому смыслу его государство
существует для личности, для ее потребностей, так
что личность, входя в государство, не
уничтожается, не перестает быть сама собой, но,
наоборот, только для обеспечения своей
самобытности и поддерживает государство. Такое
отношение личности к государству создает
обязанность государства не делать ничего,
задушающего самобытное, самостоятельное
существование личности, по ее внутренним
законам, определяемым самой природой личности.
Поэтому личность имеет некоторые естественные
права человека, на которые государство не может
посягнуть, устанавливая права гражданина и
обязанности подданного.
Эти права человека определяются
сознанием нашим, которое не всегда представляет
одинаковую степень ясности и проницательности.
Степень развитости личности точно так же не
одинакова. Дикий папуас сознает свои права
человека не совсем так, как современный
англичанин. Государство, для руководства своих
органов, может стараться дать юридическую
формулировку правам человека, признаваемым в
данное время, но эта формулировка по
необходимости явится весьма изменчивой. В общей
же философской формуле
"сверхгосударстаенньм" правом человека
можно определить его право на самостоятельное
бытие, как существа нравственно-разумного,
чувствующего, обладающего способностью
осуществлять стремления своего нравственного
разумного бытия.
С этим правом человек вступает в
область государственности, и в ней не может
допустить для него ограничений, ибо это
"право" вытекает из его "обязанности" в
области духовной природы.
Действительно, та концепция природы
личности, которая утверждает ее самобытность,
связывает ее с высшим источником бытия - Богом.
Личность создана Богом с известными свойствами и
существует в мире только с миссией реализировать
самостоятельной работой потенциально данные ей
нравственно разумные свойства. Это, в существе,
не есть право, а обязанность. Если личность не
может подчиниться никакой силе, не допускающей
ее жизненной миссии, и вследствие этого сознает
свою независимость, как право, то право это
вытекает из обязанности быть силой
самостоятельной.
Это право, как все естественные права,
есть чисто нравственное. Оно не поддается
юридической формулировке, и не подлежит суду и
ограничению иначе, как на той же нравственной
почве. Но должно сказать, что оно все-таки с
нравственной же точки зрения может быть и
обсуждаемо, и ограничиваемо.
Право личности, как "человека",
существует с этой точки зрения постольку,
поскольку человек исполняет обязанность своей
миссии нравственного разумного существа.
Если он покидает почву этики и разума, этим его
право само собой упраздняется. Если бытие
личности начинает становиться извращением
природы личности и создавать вместо нравственно
разумного существа некоторую антиэтическую и
безумную силу, наш нравственный суд не только
может, а даже обязан не признавать
"естественного права" этого извращенного
бытия на существование и проявление своего
извращенного существа.
Но этот суд - повторю - может быть
только судом нравственным, судом на той же почве
"естественного права" нравственно разумных
существ, причем существо нравственно-разумное
никогда не может и не должно забывать, как велика
должна быть осторожность этого суда. На почве его
осужден был на смерть Сократ, как оскорбитель
богов и развратитель народа. На этой же почве был
осужден Сам Бог, явившийся спасти людей...
Наверх
Вернуться к оглавлению |
Далее
Тихомиров Л.А. Монархическая
государственность
|