РАЗНЫЕ РАЗНИЦЫ
Изобретателем
современного социалистического строя обычно считают Ленина. Это не совсем
верно: властители дум старой русской интеллигенции изобрели все это во
второй половине прошлого столетия. Но Ленин украл их патенты: на единую
партию и единого вождя (изобретение Лаврова), на режим террора (изобретение
Михайловского), на колхозы (изобретение Чернышевского). Но Ленин умер
в период отступления при “новой экономической политике” и деталей дальнейшего
социалистического строительства он разработать не успел. Все дальнейшее
принадлежит Троцкому: трудовые армии (в Германии “Арбайтсдинст”), поголовная
милитаризация страны (в России — Осоавиахим, в Германии r.i.s.b.), борьба
против интеллигенции, организация женщин и детей, профессиональных союзов
и прочего в этом роде. Если бы в мире существовала хоть какая-нибудь справедливость,
то в кабинете каждого немецкого партайгеноссе. рядом с портретом Адольфа
Гитлера должен был бы красоваться портрет Льва (или Лейбы) Троцкого. В
таком случае национал-социализм должен был бы оказаться, так сказать,
“хальбюде” — полуевреем. Или, по крайней мере, в его духовных жилах оказалось
бы, по меньшей мере четверть еврейской крови. Другая четверть оказалась
бы славянской. Я, конечно, не собираюсь претендовать на точный процент
национальных слагаемых в гигантском нагромождении современного социализма.
Здесь поистине, “несть ни эллина, ни иудея” — как в современной электрической
лампочке. Но здесь нет и справедливости: портрет одного из основных конструкторов
социалистической машины — товарища Троцкого — точно так же невозможен
в СССР, как он был невозможен в Третьем Рейхе.
Сам Сталин не выдумал решительно
ничего нового, — своих мыслей у него не было
никогда. Их не было никогда и у Гитлера. “Мейн
Кампф”, при всей его трагической роли в истории
Европы, — одна из самых бездарных книг нашего
столетия. Никакими талантами не блещут и
произведения Сталина. Если когда бы то ни было в
политике существовало убийство с целью грабежа,
то именно этим и прославился Сталин: он
ликвидировал Троцкого и выпотрошил все его
идейные карманы — до Днепростроя включительно.
*
Потом Гитлер пытался совершить
ограбление с целью убийства: спереть сталинскую
социалистическую систему и с ее помощью зарезать
Сталина. Знал или не знал Гитлер, что вся техника
его антимарксистского и антисемитского режима
целиком скопирована с марксиста Ленина и с еврея
Троцкого? Был ли этот плагиат сознательным и
обдуманным? Или одинаковые цели, чисто
механически, вызвали одинаковость методов?
Русские революционеры оченьтщательно изучали и подвиги, и
ошибки своих великих французских
предшественников.
Изучал ли Гитлер стратегию и тактику Ленина
- Сталина - Троцкого? К моменту прихода к власти Гитлера — советская система
имела уже целых шестнадцать лет практического и кровавого опыта, советское
ВЧК-ОГПУ работало уже целых шестнадцать лет! Создано ли Гестапо на основании
уже проверенных методов ВЧК или творческий путь национал-социалистической
тайной полиции был проделан независимо и самостоятельно? На этот вопрос
у меня ответа нет. В германской социалистической литературе нет, — насколько
я знаю, — никаких ссылок на предшествующий живой опыт русского социализма.
Но ведь Освальд Шпенглер, списывая с Достоевского и с русских славянофилов,
которых он не мог не знать, тоже ни одним словом не обмолвился
о своих предшественниках. Литературный плагиат, если он не слишком груб
— почти недоказуем. Как можно доказать его в политике?
Остается бесспорным: обе партии называли
себя социалистическими и рабочими — и каждая из них отрицала право другой
на это наименование. Обе партии выросли из одного и того же материнского
ложа — и каждая из них обзывала другую подкидышем. Обе партии построили
совершенно одинаковую систему управления — и каждая из них обзывала другую
насильнической и кровавой. Остальные социалистические партии Европы до
настоящей власти еще не доползли и они еще где-то по дороге. Их великое
будущее еще пребывает в состоянии зародыша. Зародыш этот. вероятно, еще
даст свои побеги, распустится пышным цветом виселиц и прочего. Других
путей нет и у других социалистических партий. Уже и сейчас иудины лобзания
медового месяца мировых социалистических съездов начинают терять в своей
страстности. Уже и сейчас отношения между социалистическими партиями Блюма
п Торреза во Франции, Пика и Шумахера — в Германии, с изумительной степенью
точности повторяют отношения между меньшевиками и большевиками в царской
России. Ножи еще спрятаны, ибо власти еще нет. Настоящая же социалистическая
власть приходит не с парламентским большинством, не с национализацией
кинопромышленности и даже не с захватом банков: она приходит с ликвидацией
буржуазной (демократической, капиталистической, плутократической и вообще
реакционной) полиции. Пока существует эта полиция — есть свобода слова
и свобода сквернословия. Но нет свободы для ножа.
У Пика н у Торреза нож будет подлиннее.
Но может быть и Блюм с Шумахером как-то изловчатся пырнуть своих противников
первыми? Это сомнительно. Демократия на своей любвеобильной груди откармливает
уродцев, которые говорят даже и не стесняясь: “а я, вот, подрасту — и
зарежу тебя!” Действительно постарается подрасти и постарается зарезать.
Формы резни будут, вероятно, носить чисто национальный характер: расстрел
в России, топор в Германии, гильотина во Франции и касторка в Италии.
Разными путями пролетарии всех стран идут в единственное место их окончательного
объединения — на тот свет. непредусмотренный даже и Карлом Марксом.
Так, но разному пошли и пути двух
величайших социалистических победителей в
Европе — коммунистов и нацистов. Так, всякая река
рождается из дождя и, в конечном счете, впадает в
океан. Всякий социализм рождается из ненависти и
впадает в могилу. Но, по дороге он проходит разные
места и делает разные излучины.
В случае с Россией и Германией
иронические замашки истории кое-где приняли
характер форменного издевательства. Русский
социализм вырос из традиционного космополитизма
русской интеллигенции и из традиции Империи,
включающей в себя полтораста, разных
народностей. В сущности, космополитическим был и
старый режим: царскими министрами были и поляки,
и армяне, и немцы, и татары. Германский
национал-социализм вырос из шовинистической
традиции Пруссии, из национальной замкнутости
прусского королевства, из того национального
бахвальства, которое, может быть, является только
отражением некоего комплекса неполноценности Во
всяком случае, в Германии Вильгельма 1-го и II-го
никак нельзя преdcтавить себе чеха
премьер-министра или поляка министра
иностранных дел. В России это было в порядке
вещей.
Отсюда — русский социализм поднял знамя
“трудящихся всех стран”, а верхушка коммунистической партии ленинского
призыва предcтавляла собою истинное вавилонское столпотворение: были и
русские, и евреи, и поляки, и татары, и грузины и Бог знает, кто еще.
Верхушка гитлеровской партии состояла только из немцев. Правда, немцы
были тоже какие-то сомнительные, не совсем Райхсдейче, а сам Гитлер германцем
и вообще не был. Но, во всяком случае, германский социализм, — в соответствии
со всей тысячелетней традицией германского народа, — сразу принял шовинистический
характер: раса господ.
Разгром еврейского элемента в
коммунистической партии начался еще при мне. Это
не называлось антисемитизмом, и, может быть, не
было им. Троцкий, Иоффе, Каменев, Зиновьев, Ягода и
прочие и прочие были убиты не за их еврейское
происхождение, но они все-таки были убиты.
Русский коммунизм никогда не оперировал
лозунгами антисемитизма. немецкий нацизм
рассматривал антисемитизм как свою философскую
доктрину. Польский социализм не говорит на эту
тему вообще ничего, и евреев громит безо всяких
лозунгов — и национальных и интернациональных.
По-видимому, и без всяких философских
предпосылок. Я думаю, что сущность дела от этого
меняется весьма мало.
Всякий социализм должен притти и
к шовинизму, ибо должен быть использован,
вычерпан до дна, всякий источник ненависти. И с
другой стороны должна быть использована всякая
соломинка, за которую можно уцепиться в минуту
смертельной опасности, всякая наличная
соломинка.
Россия Третьего
Коммунистического Мирового Интернационала,
“родина трудящихся всех стран”, к концу войны
превратилась в запретную страну для всех
трудящихся всех остальных стран. Первое в
истории человечества правительство, которое
объявило религию — всякую религию — абсолютно
несовместимой с существующим строем, воссоздало
русский патриархат и в уцелевших от великого
атеистического разгрома русских церквах
недорасстрелянные священники служат молебны о
Сталине. Немецкое национальное меньшинство,
которое при царском режиме “тюрьмы народов”
полтораста лет мирно и спокойно жило в России. —
выселено в Сибирь. Польское национальное
меньшинство, которое в той же тюрьме жило
припеваючи лет триста, — выселено в Польшу.
Татарское национальное меньшинство Крыма и
Северного Кавказа, которое жило на своих местах, так сказать. с
сотворения мира — выселено тоже куда-то в Сибирь.
Еврейское национальное меньшинство пытается
через Польшу и Румынию пробраться в Палестину.
Интеллигенция Балтийских государств
подвергается полному разгрому.
Германия в конце войны была переполнена
иностранцами. И именно германская армия стала поистине армией интернационала:
кроме легальных вассалов Гитлера, там были и полулегальные — испанские,
французские, бельгийские и прочие добровольные дивизии. Почти любой поляк
имел возможность принять германское подданство ценой вступления в армию
— во многих случаях это было равносильно спасению жизни и я нe слыхал
о поляках, которые спасали бы свою жизнь таким путем. Были даже и русские
дивизии — чем не интернационал? Но ни одного епископа Гитлер из концентрационных
лагерей не выпустил, и ни одному еврею руки не протянул.
Принято говорить о прямолинейности, негибкости,
грубости немецкой политики вообще. А также и об изворотливости русской
политики вообще. Во всем этом, вероятно, есть своя доля истины. Но в данном
социалистическом случае дело все-таки идет о “психологии масс”.
Германская масса к концу войны
дала все, что от нее можно было взять: от
беременного батальона нельзя требовать болыпе
ничего. В начале войны русская масса вообще
ничего не хотела давать. Для германской массы
нужны были союзники. Для русской массы нужен был
внутренний толчок.
Внутренний толчок дал, конечно,
сам Гитлер: всей русской массе он с
совершениейшей наглядностью показал, что вопрос
идет не только о борьбе немецкого социализма с
русским. — вопрос идет о физическом
существовании русского народа, так, как это
бывало но времена монгольских нашествий.
Наполеоновский поход вызвал народную войну, несмотря
на крепостное право. несмотря на то, что и до и
после этого похода парод вел партизанскую воину
против крепостного права. Наполеон создал
временное перемирие внутри страны — то же сделал
и Гитлер, Сталину оставалось использовать
создавшуюся конъюнктуру. Но ни на каком участке
экономического фронта он ни ни какие уступки не
пошел.
Хозяйственное различие между
СССР и Третьим Райхом это первое, что бросается в
глаза даже поверхностному наблюдателю. Двадцать
два года советского властвования — от 1917 до 1939
года — до начала Мировой войны, привели Россию к
поистине неслыханному разорению. Шесть лет
гитлеровского властвования вызывают споры еше и
сейчас. Немцы, ныне сидящие на скудном
оккупационном пайке, рассматривают довоенное
шестилетие, как время неслыханного расцвета:
безработица была ликвидирована, марка была
стабилизирована, строились дороги и домя. И ничто
не было разорено.
Причины ликвидации безработицы
можно искать в общем смягчении мирового кризиса.
Я думаю, это будет недостаточным объяснением.
Можно искать и в гитлеровском “плановом
хозяйстве”. На тему о кризисах, безработице и
процветании имеется, кажется, около полусотни
разных теорий. Я предлагаю пятьдесят первую.
Надеюсь, что она не будет глупее первых
пятидесяти.
|