ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА
Итак, все понятно. Если продукция уникальна, можно продавать
по монопольно высокой цене - тогда можем ею торговать. Если не уни-
кальна - то даже при продаже сырья, когда нам легче конкурировать,
мы все равно несем убытки. Суть правильной внешней торговли вроде
бы очевидна - торгуем только готовой продукцией, в которой макси-
мально используется труд нашего населения, а торговлю производ-
ственным капиталом прекращаем.
Но получится ли так?
Проблема в том, что в процессе производства готовой продукции
часть стоимости капитала переходит в эту продукцию. Если из выручки
этот убыток капитала не возмещать, не откладывать в фонд возмещения
капитала, то возникает чуть ли не главный канал утечки капитала.
Можно эксплуатировать какой-нибудь станок в течение нормативного
срока эксплуатации, и если за этот срок на новый станок не накопле-
ны средства из выручки, то старый как бы утечет вместе со своей
продукцией.
А именно на фонде возмещения производственного капитала ("фон-
де амортизации") и легче всего экономить! "Новый русский", приобре-
тя завод, вынужден оплачивать сырье и энергию, а также, хоть и с
большим скрипом, но вынужден платить зарплату рабочим, и свое пот-
ребление, естественно, ограничивать не намерен. А фонд амортизации
голоса не имеет, хлеба не просит! И если "нового русского" не зас-
тавлять, завод израсходуется. Это и происходит.
Еще неприятный вариант - когда фонд амортизации из выручки
создается... но за границей!
Если оставить в стороне юридические и прочие силовые аспекты
управления экономикой, то можно сказать, что идеальная экономика
должна выпускать за рубеж минимум стоимости производственного капи-
тала, минимум невозобновляемого сырья и других ресурсов. Максималь-
ную долю в стоимости готовой продукции должны составлять возобнов-
ляемые ресурсы, в первую очередь труд нынешнего поколения. Пусть
оборудование и прочий производственный капитал представляют собой
тоже овеществленный труд, хотя и предшествующих поколений, но раз
они, эти поколения, сами не продали свой труд за границу, то и нам
не положено! Мы должны этот овеществленный труд только подновлять.
Утопия, да? Как же такого добиться даже в централизованной
экономике?
Знаете, я и сам думал до написания этой книги, что многое в
мире делается стихийно. Есть законы рынка, и его субъекты им подчи-
няются. Дальше все происходит автоматически. "Невидимая рука рын-
ка", яти его мать!
Но уже при сравнении уровней издержек в странах Запада и
"третьего мира" выявляется, что не все делается по законам низшего
уровня. Просматривается и какое-то управление. Производственный ка-
питал должен бы утекать из Запада в "третий мир", как из России, ан
нет. Вытекает, но с разбором.
Но совершенно неубиенный довод в пользу существования нерыноч-
ной системы управления в странах Запада нашел неоднократно упоми-
навшийся "русский американец" Василий Леонтьев. Себя он считал аме-
риканцем, но что-то он "шибко умная была", по-моему.
В свое время он построил единственно верную модель экономики,
посчитав, сколько продукции каждой отрасли используется при произ-
водстве в других отраслях. Это совсем отдельная история, но по ходу
дела Леонтьев, исследуя реальные экономики стран мира, наткнулся на
странное явление. Оказалось, что в структуре стоимости американско-
го экспорта превалирует... стоимость труда!
Придумать такое невозможно, ни одному экономисту такое в голо-
ву не приходило. Американское производство - самое капиталоемкое из
экономик мира. В собственно американской продукции доля стоимости
израсходованного капитала очень велика. А экспортируется голый
труд! Вот-те раз.
Это открытие получило название "парадокса Леонтьева". А вот
подумаешь - так оно и оказывается. Вот, например, важная статья эк-
спорта США - видеопродукция. Фильм "Титаник" принес американцам
неплохой куш, хотя и обошелся недешево. Но какова структура затрат
на этот фильм? Израсходован ли какой-нибудь дорогой производствен-
ный капитал или невосполнимые ресурсы?
Нет. Только труд - режиссера, актеров, декораторов, инженеров,
каскадеров, программистов.
Во всем фильме только эпизоды с подводными съемками потребова-
ли расхода редкого и дорогого ресурса - специального судна "Витязь"
и подводных аппаратов "Мир". Естественно, русских.
А импортируют американцы в основном как раз капитал, что выяс-
нил тот же Леонтьев.
Вот вам и утопия.
|