АВТАРКИЯ
Государство - это самодовлеющее общение граждан, ни в каком
другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих.
Аристотель
То есть, видите, никакая внешняя торговля стране в целом ниче-
го не дает, даже если мы постараемся распределить вывоз по уму. За
сырье платят - только за добычу, сложная техника нам слишком дорого
обходится... Отпустив частника в свободное плаванье по волнам миро-
вого рынка, мы лишь теряем достояние наших потомков, созданное на-
шими предками.
Надо лишь признать реальное положение вещей. На мой взгляд,
для создания жизнеспособного государства на российской территории
нужно лишь одно:
ВНУТРЕННИЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗОЛИРОВАН ОТ МИРОВОГО.
Я сказал эту фразу, которой, как черт ладана, боятся демокра-
тические журналисты, политологи и экономисты. Стоит только намек-
нуть на благотворность изоляции российского "экономического прос-
транства", как начинается жуткий, отвратительный для слуха визг:
"автаркия!", "международная изоляция России!", "железный зана-
вес!", "экономический ГУЛАГ!". Реакцию легко предсказать, фантазия
у сторонников "мировой экономики" небогата.
Но полностью ли изолирован? Или частично?
Попробуем сначала рассмотреть вопрос теоретически - а можно ли
полностью изолироваться от внешнего мира, а если нельзя, то почему?
И если мы все-таки решим, что изолироваться не стоит, то, на каких
основах должно базироваться наше взаимодействие с внешним миром? И
что оно нам даст?
Полная изоляция от внешнего мира, или самодостаточность, или
изоляционизм, или полное самообеспечение - по-научному называется
"автаркия". К ней призывают сейчас те, кто по горло наелся мировым
рынком. Согласно "Президентскому посланию 1999 года", такие призывы
- подрыв российской государственности, не больше, не меньше. Зная
аристотелево определение государства, можно сказать, что подрыв
российской государственности начался давно.
Уже привычно слышать заклинания из уст тех, кто считает себя
"реформаторами" и "демократами": "изоляционизм не нужен, вреден,
бессмыслен". Так любит говорить Л. Черной - предприниматель, сде-
лавшийся миллионером на приватизации российского алюминиевого ком-
плекса и внешней торговле алюминием.
Приводят иногда и якобы цитату из Маркса с тем смыслом, что
ограниченная экономика якобы обречена на гибель. Странная мысль -
любая экономика ограничена территориально - например, современная
ограничена по крайней мере размерами земного шара. И поэтому она
обречена? Не знаю, говорил ли так Маркс, но приводящие эту цитату
явно не в ладах со здравым смыслом.
Поэтому ни одна сколько-нибудь разумная экономическая теория
вовсе не может утверждать, что самодостаточная экономика невозмож-
на. Возможна.
Даже и небольшая страна может сколь угодно долго существовать
по-робинзоновски, лишь бы ее население не превышало возможностей
страны по производству продовольствия. Правда, развитие в такой
изолированной стране может полностью остановиться - из-за отсут-
ствия противоречий. Так, в начале 17-го века, одновременно с нашим
Смутным временем, в Японии тоже происходили непростые события. Пос-
ле изгнания из страны европейцев (они вдохновили антиправитель-
ственное восстание японских христиан) и самоизоляции страны там
наступил технический регресс. Вышло из употребления огнестрельное
оружие и прекратилось использование денег (даже и не знаю, минусы
это на самом деле или плюсы), вернулись платежные средства в виде
мешков с рисом.
Другое дело, что современные средства обороны (а в покое нико-
го в мире не оставляют, кто упал - того съели) требуют технического
прогресса, который при полной изоляции затруднен. Американская эс-
кадра коммодора Перри пушками заставила Японию в 19-м веке открыть-
ся мировому рынку, на свою голову. Японцы тогда этого не хотели, но
их пушки были неконкурентоспособны по сравнению с американскими.
Кстати, японцы в считанные годы наверстали тогда отставание -
то есть период "автаркии" не ослабил какую-то коренную способность
нации к техническому прогрессу. Отчасти поэтому я считаю, что мы,
дважды в 20-м веке войдя в мировую пятерку лидеров, сможем занять
достойное место в мире и в 21-м.
Если мы не хотим, чтобы нас, как японцев 19-го века, "открыва-
ли", надо иметь хорошую военную технику, то есть современную, а в
ней порой используется разный "дефицит". Даже у нас во время войны
не хватало некоторых видов сырья, и вовсе не из-за технической от-
сталости, просто нет у нас, и все. Экзотический пример: ну не живет
у нас шеллачный червец - а шеллак, использовавшийся и во время вой-
ны в некоторых специальных приборах, ни одна самая развитая страна
заменить не смогла. Сейчас хрома нет, а в производстве специальных
сталей заменить его нечем. Сурьмы нет, процессоров "Пентиум", мало
вольфрама, мало урана, да мало ли чего.
Поэтому полная автаркия невозможна практически.
А вот желательна ли?
Даже если оставить в стороне военный аспект экономики - непри-
ятная это наука, как бы убить побольше и подешевле - есть и в обыч-
ной жизни доводы против полной автаркии. Ведь мы говорим, что эко-
номика построена на человеческих потребностях - то есть желаниях,
для удовлетворения которых человек согласен трудиться.
Что такое "автаркия"? Это полная изоляция от мира. Что выко-
пал, то и съел. Хорошо ли это? Нет, это плохо. Кофе у нас не рас-
тет, а многие без него жить не могут. Был такой случай в истории, в
1813 году немцы восстали против Наполеона, потому что континенталь-
ная блокада оставила их без кофе и сахара.
Человек сформировался в Старом Свете как биологический вид без
доступа к табаку и какао, значит, эти вещи для нас не необходимы.
Но найдем ли мы в себе силы отказаться от этих порочных привычек -
выкурить сигарету и съесть шоколадку? Лучше нашего шоколада - толь-
ко швейцарский, но какао-бобы растут в тропиках. Из-за этих роско-
шеств мы нуждаемся во внешней торговле, так как у нас и приличный
табак не растет. У нас нет хлопка, цитрусовых.
Я не буду это долго обосновывать - каждому понятно, что жить
при автаркии можно, но современное общество слишком завязано на
международную торговлю. Да что говорить, даже в доледниковую эпоху
зафиксировано распространение каменных орудий и украшений далеко от
места их изготовления. И наша история не подтверждает благотвор-
ность автаркии - у нас были периоды бурного роста промышленности
при сохранении обширной внешней торговли. Значит, полная изоляция
по крайней мере не необходима. Значит, если не интеграция в мировую
экономику, то, по крайней мере, внешняя торговля желательна.
К сказанному надо добавить: самое неприятное в условиях автар-
кии - повышенный расход ресурсов из-за мелкосерийного производства.
Мы - не такая уж большая страна. Наш рынок ограничен по объему, но
не по разнообразию потребностей, и мы используем огромную номенкла-
туру изделий, многие из которых потребляются в небольшом количес-
тве. Для их производства в условиях автаркии придется разворачивать
огромное количество специализированных мелкосерийных производств.
Мелкие серии плохи тем, что на единицу продукции уходит больше сил
и получается больше отходов, чем в крупных сериях. Для производства
многих видов продукции нельзя обойтись без развертывания технологи-
ческого оборудования и оснастки "по полной программе" - независимо
от того, сто эмалированных кастрюль будет производиться или милли-
он. Чем крупносерийнее производство, тем более эффективным его мож-
но сделать.
Выгодно было бы выменять небольшую партию чего-то "у них" на
часть крупной серии, производимой "у нас". Иначе, при нашем-то рас-
ходе ресурсов на выживание, мы еще дополнительно будем нести убытки
из-за мелкосерийности.
Конечно, разнообразие красит жизнь. В США даже патроны к "Ка-
лашникову" выпускает чуть ли не десяток фирм, и стрелок-любитель
может хвастаться перед друзьями любимой маркой. Там практически нет
предмета, у которого не было бы "двойника", выпускаемого конкурен-
том. Но это во многом декорация: при всей непохожести телевизоров и
огромном количестве их производителей кинескопы для них очень долго
выпускались всего тремя фирмами, лишь сейчас к ним присоединился
Самсунг.
В современном мире очень распространено так называемое
OEM-партнерство. При этом продукция производится вскладчину нес-
колькими фирмами. После того, как изделия сходят с одного-един-
ственного конвейера, OEM-партнеры ставят свой "лэйбл" и реализуют
самостоятельно. Таким образом, например, производятся популярные у
нас фотообъективы "Солигор", поразительно дешевые для "японской"
фототехники. Одновременно в мире продаются абсолютно идентичные
объективы под марками "Косина", "Вивитар", "Фойхтлендер" и т. д.
Это как раз OEM-партнерство. Кстати, производят "японскую" фототех-
нику и электронику сейчас, конечно, на самом деле Китай. Юго-Вос-
точная Азия и даже Ирландия, так как тамошнему рабочему можно мень-
ше платить, чем японцу.
Если вам приходилось относить в ремонт старый ксерокс или ла-
зерный принтер не очень популярной фирмы, то вы, возможно, замеча-
ли, что ремонтники первым делом листают потертые брошюры - таблицы
соответствия. На самом деле некоторые устройства, идущие под маркой
"Эппл", например, выпускаются "Кэноном" или "Хьюлетт-Паккардом".
Причина та же - ну невыгодно выпускать тысячами, а сотнями тысяч -
выгодно. В мире это понимают, пора понять и нам, что мелкие произ-
водства не всегда выгодны.
Есть в мире уникальные производства, снабжающие своей продук-
цией все страны. Например, станки для часовой промышленности делали
только в Швейцарии, там же производили штампы для деталей кузова
практически всех автомобильных производств мира. Некоторые микроп-
роцессоры выпускаются лишь в одном месте, например, специализиро-
ванный чип - электронные часы, устанавливаемые на все материнские
платы персональных ЭВМ, какая бы фирма их ни выпускала, делаются на
одном заводе фирмы Моторола. До перестройки некоторые серии микрос-
хем, производимых в Зеленограде, расходились по всему миру, и не
потому, что японцы не могли их скопировать - развертывать свое про-
изводство оказалось дороже, чем покупать. И даже сейчас Зеленоград
держит в мире первенство по чипам для наручных часов, и не просто
держит, а захватил подавляющую долю рынка - конкурентам оказалось
невыгодно заново развертывать производство по устаревшей, 5-микрон-
ной технологии. Правда, не знаю, кому это производство принадлежит,
нам или все-таки каким-нибудь, мягко говоря, японцам.
То есть в идеальном случае, когда решается вопрос о разверты-
вании производства нового типа машин, надо просто считать - может
быть, выгоднее произвести дополнительно партию уже освоенных произ-
водством машин и поменяться с иностранцами? Вот для таких расчетов
понадобятся профессиональные (и высокооплачиваемые) экономисты! Вот
в этом главная задача технологов и экономистов - точный расчет из-
держек в альтернативных технологических процессах. Будет ли выгода
по сравнению с другими странами9 С учетом нашей энергоемкости? Если
будет - можно и продавать, точнее - меняться.
Мы говорили о невыгодности экспорта продукции, технология ко-
торого в мире распространена Но если мы будем выпускать по уникаль-
ной - чрезвычайно массовой технологии - то в этом случае, за счет
отличий в технологии, такое производство может быть более выгодным.
Еще раз: если наша промышленность будет производить все, то
значительная часть производств будут мелкосерийными, что - техноло-
ги знают - верный путь к разорению. У нас 130 тысяч предприятий - а
современное общество нуждается в гораздо большем числе производств!
Но нужен справедливый обмен, а как его достичь ? Вот это -
первый и главный вопрос - как достичь справедливого обмена. Есть
принцип - рынок является справедливым, когда продажа и покупка на
нем происходят без принуждения. А для этого нужно сильное государ-
ство, то есть не такое, где президент смотрит букой, а где экономи-
ка способна обойтись своими силами в случае шантажа и принуждения.
В порядке анекдота - но не совсем анекдот. До афганской войны
серьезным экспортным производством у нас было изготовление галош,
продавали мы за рубеж миллионы пар, правда, в основном в Афганис-
тан. Никто не решался отобрать у нас такой экзотический сектор рын-
ка - эта технология в мире была утеряна, как строительство пирамид.
Это еще одна иллюстрация к той же мысли - конкурентоспособной
может быть почти любая продукция, лишь бы ее хоть как-то можно было
использовать, и лишь бы цена соответствовала ее потребительской
стоимости.
Итак - автаркия не нужна. Но изоляция нужна! Так в чем же дол-
жна быть изоляция?
|