ЭКСПОРТ ПО МАТРОСКИНУ
Кот Матроскин Э. Успенского - величайший экономист всех времен
и народов! Даже половина его знаменитой фразы - это квинтэссенция
разумной внешнеторговой политики.
Итак, вот оно, это изречение кота Матроскина:
"Чтобы купить что-либо нужное, надо продать что-то ненуж-
ное..."
Конгениально! Итак, задача упрощается. Мы вспомнили, что внеш-
няя торговля - это дорога с двусторонним движением. Мы покупаем
(это импорт) и продаем (это экспорт).
Причем, прежде чем перечислять, что хочется нам, надо сначала
вспомнить, что можем предложить мы. У нас любят говорить, что мы -
неограниченный рынок сбыта. Извините, не надо путать свой аппетит
со своей платежеспособностью. Никого не интересует, сколько мы хо-
тели бы или могли бы потребить - и так ясно, что много. Вопрос в
том, сколько мы можем оплатить. Классики марксизма (или их перевод-
чики на русский) оказали всем нам медвежью услугу, внедрив в массо-
вое сознание термин "рынки сбыта". До сих пор подсознательно многие
считают, что частные предприниматели только тем и озабочены, как бы
побольше произвести и сбыть с рук всем желающим (то есть нам), что-
бы удовлетворить их все возрастающие потребности. Как кочегары,
забрасывающие лопатами уголь в топку.
Вовсе не так. Частные предприниматели контролируют рынки сбы-
та, потому что на них получается прибыль. Если частные предпринима-
тели могут вложить свои капиталы в какое-то дело без производства и
сбыта товаров, но прибыльное, они это делают, не думая. Товары про-
изводят и продают (а не "сбывают"), только когда без этого не полу-
чишь прибыли. Это мы ходим на рынок, чтобы нам сбыли товар - про-
давцы ходят туда за зарплатой, а их хозяева - за прибылью.
Как говорил, наверно, Конфуций: "И страж у ворот не свободен
от желаний, но его желания можно не принимать во внимание". Даже
если он этого не говорил - ограничим (пока) наши желания и посмот-
рим, что можем предложить мы.
Итак, первая группа: наши товары и услуги, экзотические для
иностранцев. Много ли у нас этого добра? Уральские самоцветы - не
уникум в современном мире, как некоторые ошибочно думают, и малахи-
товые шкатулки режет сейчас не Данила-мастер, а черный, как сапог,
умелец из африканской глубинки. Заирский малахит гораздо лучше ос-
татков уральского, да наш, увы, уже и порядком поистрачен. Не слиш-
ком дорогой, но интересный камень родонит, который был на колоннах
исторической станции метро "Маяковская", в начале 90-х ободрали
вандалы, при участии какой-то сволочи из администрации метрополите-
на. И что вы думаете? Сейчас его заменяют похожим, но вовсе не та-
ким мрамором. Нет родонита, кончился он в стране! Янтарь еще есть в
Калининградской области, но он есть и в Германии, и в Прибалтике.
То есть наш список экзотических товаров не очень велик, и он
примерно соответствует экспортным возможностям России 17-го века, а
кое в чем и сильно сократился. Нет у нас сейчас речного жемчуга,
маловато кречетов и черных соболей. А если товар не экзотичен, то
нам приходится при его экспорте конкурировать. Внутри страны мы мо-
жем избежать конкуренции просто - пошлинами, тарифами, другими спо-
собами. А вне - если мы пытаемся продать то, что кроме нас продают
и другие - можем только конкурировать, то есть предлагать свою про-
дукцию того же качества по той же цене, сокращая издержки.
У нас есть туристические возможности. Хотят молодые японцы (и,
наверно, японские разведчики) участвовать в ралли по таежным доро-
гам Дальнего Востока - почему не торговать этими путевками? Но даже
англичане, например, предпочитают больше принимать туристов, чем
ездить сами. Во всех развитых странах введен такой порядок: турфир-
ма имеет право отправить своего гражданина за рубеж, только если
обеспечила приезд иностранца. Поэтому по туризму мы сколько полу-
чим, столько и потратим. Да и мода на Россию прошла, и вернется не
скоро. Ни гор у нас, ни парковых лесов - болота, да осины, да елки.
В Шотландии можно токующего глухаря сфотографировать с десяти
метров (есть такой вид туризма), на Аляске- как медведь лососей из
водопада ловит. А у нас? У нас богатая история, но маловато памят-
ников, слишком часто пылали наши деревянные города (если кто не
знает, то в пределах Садового кольца Москва до сих пор наполовину
деревянная). Судя по московскому метро, иностранных туристов сейчас
здорово поубавилось.Помню, еще до Олимпиады по "Комсомольской-коль-
цевой" всегда одновременно гуляло по две-три группы американских
сушёных старушек, щелкая фотокамерами мозаики на потолке, а сейчас
это редкость.
Хотя, конечно, кое-что в России есть. Одна панорама ледохода
на наших реках - настолько сильная эмоция, что многие не пожалели
бы денег, чтобы на это посмотреть, жаль, что наши турфирмы до этого
еще не догадались.
Но это все по государственным масштабам мелочи. Многое у нас
недоиспользуется, но все это в пределах сотен миллионов долларов. А
экспортируем мы ныне на 50 млрд. долл.
На самом же деле только то, что не понадобится ни нам, ни на-
шим детям и внукам, или хотя бы то, что в обозримом будущем будет
для них доступно, можно рассматривать в качестве экспортного това-
ра.
"Купил - нашел, продал - потерял". Ведь что такое что-то "про-
дать"? Это значит - отдать чужому дяде или свои ресурсы, или свой
труд. А зачем нам это нужно? Только если рассчитываешь получить
взамен что-то такое, что тебе нужно больше, чем отдаваемое.
Так давайте и посмотрим, ориентируясь на сложившуюся структуру
экспорта, сколько можно продавать, отняв от нынешнего экспорта то,
что нельзя продавать ни в коем случае.
Вернусь к данным об основных товарах нашего экспорта за 1994
год (взято из ежегодника Госкомстата за 1995 год). Всего мы продали
тогда на 50 млрд. долларов, примерно таков наш экспорт и в другие
годы, в том числе и сейчас. Повторюсь: конечно, приводимые цифры
условны - у нас еще значительный экспорт в страны СНГ - до четверти
от нижеприводимого, и за достоверность данных из таблицы тоже никто
не поручится, так как велика доля контрабанды и декларируемые цены
часто занижены экспортерами.
Таблица 4
ЭКСПОРТНЫЕ ТОВАРЫ, ДАЮЩИЕ СВЫШЕ 500 МЛН. ДОЛЛ. ЕЖЕГОДНО
ЭКСПОРТНЫЙ ТОВАР: СТОИМОСТЬ, млн. долларов США
Сырая нефть 9245
Нефтепродукты 3370
Природный газ 7942
Уголь 585
Черные металлы, ферросплавы, 4840
прокат, полуфабрикаты
Из них:
Полуфабрикаты из железа и стали 1606
Прокат 1433
Медь 921
Никель 677
Алюминий 2367
Машины, транспортное оборудование I860
Легковые автомобили 631
Продукты неорганической химии 1132
Аммиак 3889
Органические химические соединения 1141
(метанол и т. д.)
Удобрения минеральные 1182
Круглый лес 716
Пиломатериалы 594
Целлюлозно-бумажные материалы 819
Рыба и дары моря 1625
Эта таблица достаточно показательна для периода 90-х годов. К
настоящему времени структура экспорта примерно та же, только легко-
вых машин поменьше. Есть еще экспорт оружия, но он сильно колеблет-
ся по годам - в пределах 2-7 млрд. долл.
Перед тем, как решить, что мы можем продавать. проще сказать,
что мы ни при каких обстоятельствах не можем экспортировать. Попро-
буем оценить, что мы не можем, при разумной политике, вывозить, и
выбросим эти виды экспортных товаров из списка. Посмотрим, что же
останется "в сухом остатке".
|