Назад Оглавление Вперед

РЕФОРМЫ - ПРИСКАЗКА СКАЗКА ВПЕРЕДИ...

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз "Определитель грибов мира" Так что не следует считать, что реформаторы достойны наказания за внедрение рыночных отношений. К этому они совершенно непричас- тны, никаких "рыночных реформ" они и не собирались производить. Ес- ли бы настоящие рыночные реформы с самого начала проводились под руководством профессионалов, то, вполне возможно, ситуация к насто- ящему времени была бы получше. Ведь очевидно, что правительство Примакова, Маслюкова и Геращенко решало многие проблемы, находясь в достаточно трудной ситуации. Коренная проблема рыночных отношений в нашей стране - фон, на котором и разворачиваются все прочие события - это инвестиционная невыгодность наших предприятий по сравнению с остальным миром. Эту проблему без отгораживания от "мирового рынка" не решить. Если посмотреть внимательно на шаги правительства Прима- кова, то хорошо видно, что многие его шаги были направлены именно на затруднение вывоза валюты и иных форм капитала за границу. Так вот вопрос - что, Примаков не рыночник? Рыночник, но ум- ный. Он не отменял рынок, а всего лишь разделял мух и котлеты. В той или иной мере он возвращал украденное у государства имущество, прекращал грабеж государства банками и осложнял их возможности по переправке капиталов за рубеж. И, по утверждению С.Ю. Глазьева, сократил темп вывоза в три раза. Это ослабление российского рынка? Это усиление рыночной экономики. Вот поэтому в 1991 году премьером стал Гайдар, а не Примаков. Вина реформаторов не в том, что они ввели в России рынок, и беды России не от рынка, как такового. Все вышесказанное подводит к совершенно определенному выводу: группа реформаторов ничего не со- биралась делать, чтобы построить в России экономику западного типа. Либо они вообще ничего не понимали, как Боровой, либо в какой-то степени понимали и просто играли свою роль. Но кто же ими руководил и какую цель преследовал? Высказывается версия, что реальными действующими лицами были те люди, которых мы позднее узнали как олигархов. Но они мало что от этого получили - ведь они еще не старые люди, им бы жить да жить - а ситуация в России дает им в лучшем случае несколько лет. И главное - когда для них создавалась питательная среда, о них никто не знал, они были никем. Они никак не могли влиять на принятие ре- шений. Если американцы - то чего хотели они? Почему они не захотели поспособствовать превращению России в миролюбивое рыночное государ- ство, союзное США? Ведь был период, когда у американцев были в Рос- сии очень выигрышные позиции, все от них были без ума. Кто помешал? Если у реформаторов были умные западные советники, озабоченные сравнительно легким врастанием России в мировую экономическую сис- тему, то неужели кто-то из них мог посоветовать такие шаги? Совер- шенно очевидно, что нет. Но умные советники вообще были - известно, что для победы на выборах они, как и избирательные технологии, щед- ро предоставлялись демократам Западом. Более того, нам предоставлялись "связанные" кредиты, то есть часть средств из них полагалось использовать именно на оплату кон- сультантов. Гонорары выплачивались, советники работали во многих министерствах и в аппарате Президента. До сих пор реформаторы поль- зуются мощной финансовой поддержкой, прямой или завуалированной под разные премии и стипендии. Неужели нельзя было оплатить услуги по- нимающих экономистов? Ведь в случае удачи приз был бы огромен - мирное объединение почти всего мира в единый рынок и конец идеоло- гии коммунизма. У оппозиции не осталось бы ни единого шанса - ну кто был бы недоволен, если бы уровень жизни был как на Западе? В этом случае и российские коммунисты перешли бы на положение ка- кой-нибудь Компартии США, о существовании которой никто и не знает. Почему же Запад этим шансом не воспользовался? Хорошо известно, и не раз писалось во многих воспоминаниях, что и Гайдар попал на пост премьера по прямому указанию американ- цев. Ну неужели кто-нибудь из наших реформаторов не выполнил бы "совет" Запада? Да если бы им такое во сне приснилось, они тут же бы со страху и померли. Но и пресловутый Джеффри Сакс не одобрил разрушение бюджета и тот порядок приватизации, который был принят в нашей стране. Забав- но, но известный советолог Стивен Коэн весной 1999 года жаловался в интервью, что русские связывают замысел "реформ" с американцами. Дескать, быть такого не могло! Так почему же американцы не взяли руководство на себя? Да причина лежит на поверхности! Американцы заранее знали, что после подключения к мировому рынку экономика России не будет рабо- тоспособна! А раз так, то не стоило и стараться. Надо было сделать то, что можно и нужно (американцам). А реформаторов жалко, конеч- но... но это жертва на алтарь правого дела глобальной экономики. Вместо государства-союзника американцы получили... полное отсут- ствие российского государства. Но самое главное - не личные качества реформаторов, не "допу- щенные ошибки". Общий неблагоприятный фон экономической ситуации в стране обусловлен включением в мировую экономическую систему, ори- ентированную на прибыль и не признающую государственных границ. Именно это и надо менять. Поэтому, господа-товарищи российские капиталисты! Если ваш бизнес - здесь, если вы хотите жить при строе, где у вас, ваших де- тей и вашего бизнеса будет будущее - отвернитесь с презрением от той шайки-лейки, которая занимается вывозом из страны сырья и стра- тегических запасов. Их халява скоро кончится, а на их наворованные капиталы найдется много претендентов за рубежом, и российское госу- дарство не будет им защитником. Я лично не вижу сейчас других классов в нашем обществе, кроме тех, кто каким-то образом прикоснулся к рыночной экономике. Так уж сложились обстоятельства. Из этих классов и могут появиться люди, которые создадут новое государство на нашей территории. Это государство будет особого типа - на Земле таких не может быть много. Из функций, обычно присущих государству (оборона, суд, социальная защита), главной будет необычная функция: защита эконо- мических субъектов (фирм, предприятий) от соревнования с внешним миром по критерию эффективности. А вот внутри страны вполне возмож- но и такое соревнование. На самом деле такую функцию выполняют и другие государства, но они защищают не всю экономику, а лишь некоторые, слабые по критерию эффективности, но важные предприятия. У нас слабы все. Возможно, это произойдет не раньше, чем экспортеры все-таки доведут страну до краха. Не знаю даже, появится ли оно (государ- ство), но государств другого типа, "интегрированных в мировую эко- номику", на территории Восточной Европы, уж точно, никогда не бу- дет.

Назад Оглавление Вперед