ГЛАВА IV
Спор командиров рот
В комнате офицерского отдыха —
приятный полумрак. Поблескивают зеркала; на большой картине в массивной раме
уланы и кирасиры сбились в клубок ожесточенной схватки. Веет теплом от камина.
Тают и никак не растают хрустальные льдинки люстры. Прямо под ней, так, что
свет, точно колпаком, накрывает небольшой столик, командиры первой и пятой рот —
подполковник Русанов и майор Тутукин — играют в шахматы.
Закончив партию, они подсаживаются ближе к камину. Странными были отношения
Русанова и Тутукина: в одно то же время полны доброжелательства, дружеского
расположения и горячей непримиримости, когда дело касалось педагогических
взглядов. Они всегда словно искали случая схватиться в споре, находили
наслаждение в словесном поединке, где каждый представлял крайние взгляды.
Майор Тутукин, строевик, ярый поклонник воинских ритуалов (ряд лет он преподавал
огневую подготовку в офицерском училище), был поборником самых решительных мер
педагогического воздействия на суворовцев, не признавал серединных решений и
считал, что только жестокая дисциплина с карцером, лишением воскресного отдыха,
правом ставить в угол — обеспечит нужный порядок.
— Иначе, — убежденно доказывал майор, — когда наши питомцы придут в офицерское
училище, слишком разительным окажется для них переход от нынешнего «поглаживания
по головке» к суровым требованиям настоящей воинской дисциплины.
Подполковник Русанов, наоборот, считал, что следует действовать, главным
образом, мягкостью, убеждением, все время помнить: перед тобой ребенок и ранить
его душу очень легко. Будучи воспитанником Московского кадетского корпуса,
подполковник любил делать экскурсы в прошлое.
— А у нас в кадетском… — вспоминал он часто и, отдаленный от прошлого десятками
лет, сам того не замечая, идеализировал его.
Исходя из противоположных педагогических воззрений, командиры рот по-разному
строили и свою работу.
Малыши майора Тутукина, раньше времени овзросляемые им, усиленно превращаемые в
солдатиков, трепетали перед командиром роты, но, оставшись наедине, давали
естественный выход своей энергии, сами выдумывали игры, устраивали бои отделения
с отделением, рискуя расшибиться, съезжали по перилам лестницы, играли в «мала
куча». Однако стоило показаться кому-нибудь из взрослых, как они браво
вытягивались, лихо щелкали каблуками и прилежно провожали глазами начальство,
вполне удовлетворяя этим командирский вкус Тутукина.
Пятнадцати-шестнадцатилетние подростки Русанова, быстро обнаружив
мягкосердечность подполковника, не прочь были сыграть на ней: нарушив
дисциплину, изобразить раскаяние, прикинуться ребенком, с которого и спрос-то
мал, а получив отеческое внушение, иронически фыркать за дверью, в кругу
обступивших товарищей:
— Нота-а-цию читал… о нравственности и самосовершенствовании! Взывал к
благородному юношескому сердцу. А я, братцы, пуще всего боялся, что лишит
отпуска в город.
Только вмешательство генерала и начальника политотдела смягчало крайности
командиров рот.
— Владимир Иванович, — спрашивал добродушно генерал у Тутукина, — ты хоть
игры-то для своих детишек организуешь? Ведь мы в детские годы любили в индейцев
поиграть, разные там мокасины, томагауки — помнишь? Героев Фенимора Купера в
лицах изображали…
— Будет организовано, товарищ гвардии генерал! — обещал Тутукин, выпрямляя
крутую грудь и про себя удивляясь причудам начальства.
— Надо, надо, — мягко внушал ему Полуэктов, — кругом поворачиваться и «так
точно» говорить они еще, ой сколько будут, а детства ты их не лишай. Дай
отдушнику…
С Русановым генерал вел разговор жестче:
Ты мне, Виталий Петрович, либерализма не разводи. Юношам твоим время нести
полную ответственность за проступки: безнаказанность, как ржа, дисциплину
разъедает. «Понеже ничто так ко злу не приводит, как слабая команда». Верно?
Пашкова-то наказал за опоздание из отпуска в город?
— Да знаете… — начал было подполковник.
— Знаю, знаю — не дал ему договорить генерал, — нотацию читал… Может быть, даже
слезу у Пашкова из глаз выдавил — и рад педагогической победе. Категорически
требую, товарищ Русанов, навести порядок в роте. Поменьше «пожалуйста». Вы с
вашими «отдушниками» забываете, что они уже ю-н-о-ши! Они растут, взрослыми
людьми становятся, а вы их все приготовишками считаете.
… Сейчас, усевшись удобнее в кресла у камина, Русанов и Тутукин перебрасывались
малозначащими фразами, словно нащупывая тему, достойную сражения.
В соседней комнате кто-то негромко наигрывал на пианино вальс «В прифронтовом
лесу».
— Ты, Владимир Иванович, удивляешься, — повернул подполковник Русанов к огню
лицо в старых, заживших шрамах — что капитан Волгин у тебя плохо работает, все
глядит, как бы домой из училища поскорей уйти. А я его понимаю… Ну, женился
человек недавно, молод, а мы его с утра до ночи заставляем в училище быть, то с
отделением, то дежурство, командирская учеба, лекции по психологии и педагогике,
посещение уроков русского и иностранного языков. Помилосердствуйте!
— На то и служба, — буркнул Тутукин.
— Верно, служба, но ведь она не должна лишать человека радостей личной жизни.
Как ты полагаешь? Помню, у нас в кадетском офицеры-воспитатели довольно много
свободного времени имели…
— Это было сорок лет назад, — язвительно вставил Тутукин, — и нам не пример.
— Почему же не пример? — начинал нервничать Русанов. — Разве мы не используем
все лучшее из прошлого? Корпуса существовали двести лет и дали миру Кутузова и
Брусилова, Макарова и Кондратенко, именно — пример! Я У себя в роте ввел с этого
месяца такой порядок: ежедневно до 14.00 мои воспитатели совершенно свободны, а
в воскресенье свободны с 14.00. В средине недели каждый имеет выходной день, в
этот день полностью заменяет воспитателя кто-нибудь из учителей, а воспитатель и
в театр с женой пойдет, и почитает. Зато в остальное время — отдай всего себя
работе. И знаешь, они сейчас работают несравненно лучше. Заняты меньше, а делают
больше. И я могу быть реже в роте, не опекать мелочно: дежурный офицер чувствует
полную ответственность. У меня воспитатель Боканов ребятам сказал: «Если хотите,
чтобы я вас уважал по-настоящему, ведите себя в мое отсутствие еще безупречнее,
чем при мне». И должен тебе сказать: они его не подводят, хотя он вовсе не сидит
невылазно в отделении. Ну, первый месяц, пока знакомился, — приходилось. А
сейчас у него один отвечает за чистоту класса, другой смотрит, чтобы в партах
порядок был, третий получает и сдает физкультурный инвентарь. И впечатление
такое, словно офицер тут не при чем. Пришел, проверил, дал указание…
— Да, но у вас старшие воспитанники и сильный сержантский состав, — не сдавался
майор. — Офицеры могут на них положиться. А моих сержантов пока носом не ткнешь,
сами ничего сделать не догадаются.
— Ты меня прости, Владимир Иванович, но и сержанты ведь в наших руках. Их при
хорошей службе — поощри, когда надо, строже спроси, предоставь больше
самостоятельности — первыми помощниками станут, а выпусти из-под контроля — всю
работу офицера насмарку сведут. Ты ведь знаешь историю с Найденовым?
Тутукин слышал об этом необычном происшествии… Старшину Найденова, широкоплечего
детину, первое отделение третьей роты невзлюбило после того, как он, приехав из
Москвы с генералом (тот брал его ординарцем), стал втридорога продавать ребятам
альбомы для марок, предварительно стерев на обложках действительную их
стоимость. Покупать-то покупали, но старшину прозвали «спекулянтом», и это
прозвище за ним прочно утвердилось.
Вася Коробкин, тихий тринадцатилетний мальчик, с огромными глазами, какие
рисовали древнерусские живописцы, — попросил разрешения у преподавателя
естествознания, майора Бубенцова, перенести ежа в соседний корпус. Возвратись с
прогулки, Вася осторожно положил ежа в шапку и выбежал во двор, держа ее перед
собой. Здесь его остановил Найденов.
— Что у тебя в шапке? — подозрительно спросил он.
— Еж, — доверчиво ответил Коробкин.
— Положь сюда! — грубо потребовал старшина, протягивая руку.
— Мне майор разрешил… — начал было Коробкин.
— Давай, давай! — настойчиво придвинулся Найденов. Вокруг собрались
воспитанники, и старшина теперь считал вопросом престижа отобрать ежа. Вася на
шаг отступил. Найденов ухватился за его шапку и так толкнул Коробкина, что тот
упал на снег…
Вскочив, он зло закричал, со слезами в голосе:
— Вы не имеете права!
— Ну, ну, поговори! Еще не то заработаешь за неподчинение, — пригрозил старшина
и ушел, унося злополучного ежа.
На следующее утро Найденов вел отделение к плацу на строевые занятия.
Когда они поровнялись с местом, где вчера был брошен на землю Коробкин, все
двадцать пять воспитанников, как один, сняли шапки, положили их на правую руку,
согнутую в локте, и выдвинув ее вперед, повернули, словно по команде, головы в
сторону «места несправедливости».
— Кру-гом! — взревел старшина. Мальчики повернулись кругом, но, дойдя опять до
«места несправедливости», повторили приветствие.
— Ну, и как вы расцениваете это событие? — напав, наконец, на тему, достойную
поединка, осторожно произнес Тутукин и потер большой шишковатый лоб.
— Я сделал бы внушение старшине и предупредил бы тем повторение грубости с его
стороны.
— А отделение? — подвинулся с креслом к Русанову майор.
— Отделение? — не понимая еще, что вызов ему уже брошен, переспросил
подполковник. — Они по-мальчишески остроумно протестовали против грубости
взрослого.
— И вы толкнули бы воспитанников на новое организованное неповиновение! —
уличающе воскликнул Тутукин.
Подполковник, наконец, понял, что бой начался и, откинувшись на спинку кресла,
медленно промолвил:
— А вы что сделали бы?
Он в самые острые минуты спора с Тутукиньш переходил на «вы». Майор же всегда
помнил о различии возраста и звания.
— Старшину арестовал бы суток на пять — раз! Отделение лишил бы на две недели
отпуска в город — два! — решительно загибал пальцы Владимир Иванович.
— И этим самым, — по-прежнему медленно выговорил Русанов, — из мухи раздули бы
слона, фиксировали бы внимание всего отделения на проступке, придали бы ему
окраску организованного неповиновения и, наказав всех оптом, превратили бы их в
мучеников, пострадавших за правду, сплотили бы всех в желании коллективом же
снова дать отпор.
— Но вы забываете, Виталий Петрович…
Спор набирал высоту, и только поздний час мог теперь прекратить его…
|