ГЛАВА III
Глубинное течение
Отделение, показавшееся Боканову
в первый день его знакомства с ним таким одноликим, на самом деле было очень
разнохарактерным. Год совместной жизни объединил ребят лишь первой непрочной
связью, раскрыл слабости и достоинства каждого, настоящей же дружбы еще не
принес. Любили левофлангового — безобидного балагура Павлика Снопкова; уважение
вызывал талант Андрея Суркова, который умел хорошо рисовать; Геннадия Пашкова,
генеральского сына, изнеженного и заносчивого, сразу прозвали «Осман-Пашой». Его
недолюбливали, хотя считали лучшим рассказчиком приключенческих повестей и
рассказов. Особым было отношение к Савве Братушкину — над ним, правда,
подтрунивали: «задавака», «форсун», но склонны были снисходительно видеть в его
слабости не гонор, как у Пашкова, а лихость.
Стремление обратить на себя внимание принимало у Саввы уморительные формы, а
порой доставляло ему даже неприятности. При игре в футбол, желая сам забить мяч,
Братушкин часто получал от судьи штрафные за авсайд, так как находился на
запретном поле или нарочито прихрамывал. В прошлую зиму — бесснежную и морозную
— Савва до тех пор не опускал на прогулках наушников шапки, пока не отморозил
ухо.
Расписывался он с выкрутасами, облакоподобными росчерками, в скобках поясняя
печатными буквами — Братушкин. А при ходьбе вне строя — правой ногой, казалось,
ввинчивал что-то в пол и немного раскачивался по-матросски.
Старшим в отделении был грудастый, квадратный Василий Лыков, большой любитель
покушать и поспать. В перемену он, вобрав короткую шею в плечи и немного склонив
на бок голову с белой отметиной, чуть повыше уха, — разминал мускулы приемами
бокса и, оттопырив мясистые губы, наносил, удары невидимому противнику. В парте
у этого «дитяти» была спрятана двухпудовая гиря, которую он на свободе, играючи,
подбрасывал и ловил на лету.
В первые месяцы пребывания в училище Лыков пытался установить в классе «режим
кулака»: подговорил одноклассников не писать контрольную работу по математике,
терроризовал Пашкова, отнимал у соседей по парте резинки, тетради. Преподаватели
только удивлялись обилию «чрезвычайных происшествий» в этом отделении, но не
подозревали, что все они — дело рук Лыкова, которого офицеры называли между
собой ласково — «Василек». Он казался добродушным: светлые навыкате глаза,
походка вразвалочку, манера держать руки так, словно подмышками у него по
арбузу. Все прояснилось неожиданно. Класс сам решил «свергнуть иго». В два часа
ночи в спальне состоялось тайное совещание (не обошлось без тычков Васильку).
Лыков с тех пор утихомирился и через полгода был снова признан старшим
отделения, но теперь он никогда не пускал в ход кулаки.
Василий рос в крестьянской семье, где его рано приучили к бережливости и
хозяйской расчетливости. Придя в училище, он первое время собирал в бане,
обмылки и складывал их в мешочек — «мамке передать». Пользуясь положением
старшего отделения, Василий выбирал себе самые лучшие, по его мнению, ботинки,
заставляя других долго ждать, самый лучший кусок пирога, самую лучшую койку в
спальне. В каждое дело Василий старался внести хозяйственную основательность.
Даже парта его имела дверцу с замочком, расписание под стеклом, а позади, на
стене, Лыков аккуратно прикрепил газетный лист бумаги, чтобы не пачкаться о
стену.
Он любил «поражать» кого-нибудь своей силой. Подойдет к Савве Братушкину и,
согнув руку так, что под гимнастеркой вздуваются твердые шары, предложит, будто
подарок делает:
— Попробуй…
Савва ткнет пальцем в бицепсы, потискает их руками и с некоторой завистью
скажет: — Ничего…
Лыкова, видно, эта оценка не удовлетворяет. Взяв Братушкина за ремень, он, не
спрашивая его согласия, сообщает:
— А вот я тебя приподниму, — и, понатужившись, действительно отрывает его от
пола.
За одной партой сидят Семен Гербов — спокойный, рассудительный юноша с
продолговатым лицом и сухощавый, смуглый, с резким вырезом ноздрей, Володя
Ковалев — быстрый, прямой, вспыльчивый.
Дружба у Володи с Семеном началась со второго дня прибытия в училище. Они
приехали одними из первых. В коридорах было пусто и тоскливо, — совсем не так,
как рисовалось в воображении, когда ехали сюда. По неуютным, необжитым комнатам
бродили одинокие фигуры в самой разнообразной одежде. В списке сначала поставили
рядом Гербова и Ковалева, потом расстояние между ними с каждым днем росло,
заполнялось новыми фамилиями, но дружба крепла. Началась она так. На второй день
новой жизни Василий Лыков, увидя в библиотеке, в руках у Ковалева, «Таинственный
остров» Жюль Верна, выхватил книгу и заявил библиотекарше: «Эту я читать буду».
Вызывающе надвинулся выпяченной грудью на Володю. Тогда подошел Семен, — он был
таким же широкогрудым, как Лыков, но чуть выше его, — протиснулся боком между
спорщиками, спокойно вытащил книгу у оторопевшего Василия и веско сказал ему,
возвращая через плечо книгу Ковалеву: «Он прочтет, тогда тебе передаст».
Лыков оглядел Гербова зло и внимательно. Круто повернувшись, он вышел, бормоча
угрозы. Семен был нетороплив в движениях и немного мешковат. Говорил он
медленно, сначала подумав, и от этого сказанное звучало как-то особенно
значительно. Гербов отличался миролюбием, и казалось невозможно вывести его из
равновесия.
У Семена никого из родных не было, кроме дедушки а дальней деревне Витебской
области. Мать умерла за три года до начала войны, старший брат был замучен в
гестапо, а отца выдал немецкому коменданту полицай Тимка Ковальчук, вынырнувший
в их селе из плена. Ковальчук помогал немцу сжигать отца Гербова на костре.
Семен после этого ушел к партизанам в лес, а по освобождении местности Красной
Армией был усыновлен артполком, где его за боевые заслуги в тринадцать лет
приняли в комсомол и прислали в училище «для дальнейшего прохождения службы», —
как написано было в направлении.
Дружба Семена и Володи лишена была нежностей, но за внешней, кажущейся
грубоватостью отношений скрывалось теплое, прочное чувство.
Когда Ковалев заболел, Семен ежедневно приходил в санчасть и часами просиживал у
койки друга. Гербов был немного ленив, вернее, это была даже не лень — просто за
годы войны он отвык от учебы, отстал и теперь не всегда мог перебороть желание
отодвинуть «на потом» выполнение неприятного задания. Особенно не давалась ему
математика. «Эти уравнения непобедимы», — обреченно говорил Семен, захлопывая
задачник. Тогда Ковалев стал заниматься с ним сам. В субботу вечером, когда все
уходили в кино, Володя запирал в классе на ключ своего друга наедине с
задачником, а приходил из кино — проверял, как решены задачи. Он был неумолимым
учителем — и уравнения сдались.
К службе в армии Володя готовился упорно. Решив, что он — хилый, закалял свое
худощавое, но сильное тело: зимой обтирался ледяной водой, а если поблизости не
было офицера, — то и снегом. «Хорошо было бы, как Суворов, совершать по утрам, в
любую погоду, прогулки верхом», — не раз думал Володя. Он достал гантели и
упражнялся по системе Анохина. Дома, во время каникул, спал на полу, и мать —
Антонина Васильевна — не решалась перечить, простодушно предположив, что это —
крайности современного физического воспитания. Чтобы развить выносливость,
Ковалев как-то решил четверо суток не брать в рот ни капли жидкости, но на
третий день не выдержал испытания и был очень недоволен собой.
В первые месяцы пребывания в училище на Ковалева то и дело наскакивал с кулаками
Лыков, не забывший поражения в библиотеке. Лыков был шире Володи в плечах,
крепче сколочен и сильнее. Тогда Володя начал обучаться приемам бокса и однажды
поразил всех: он закатил обидчику классический «хук справа» и тем утвердил свою
независимость.
Даже в развлечениях Володя, может быть, не всегда вполне сознательно, стремился
запастись всем необходимым для будущей нелегкой службы. А что она будет нелегкой
— он ни минуты не сомневался, и его особенно привлекала мысль о преодолении
больших трудностей. Володя первый предложил создать в роте автокружок, изучать
мотор и управление машиной. Это оказалось вполне осуществимо потому, что гараж
училища находился рядом. Но если другие записались в кружок просто так, в
поисках развлечений, то Ковалев отнесся к — новому делу с большой серьезностью.
— Офицеру, — сказал он Семену, — надо уметь самому управлять машиной —
пригодится. И убедил друга изучать автодело.
Увлечения Ковалева были разнообразными, но преобладало самое устойчивое желание
— подготовить себя как можно лучше именно к военной службе, походить на
отца-командира, погибшего в прошлом году.
Часами читал Володя журнал «Военный вестник», в котором не многие статьи
понимал, но старательно выписывал оттуда в особую тетрадь схемы, таблицы,
высказывания полководцев; часами просиживал над разбором операций наших войск на
фронтах Отечественной войны.
Книгу о Суворове, — подарок матери, он исчертил пометками, надписями на полях и
часто перечитывал.
… Боканов не знал, да и не мог узнать так быстро своеобразия характеров,
склонностей, взаимоотношений в своем отделении, потому что не вошел в глубинное
течение его. Течение это проходило где-то рядом с ним, но не вбирало. Да и не
всякому дано было входить в него. Воспитатель может годы проработать, так и не
узнав внутренней жизни детского коллектива. Но если дети признали его своим,
близким и достойным уважения, — «тайны» перестают существовать для такого
воспитателя, и каждый день приносит радость душевной близости.
У Боканова этой близости не было. Его приказания выполняли, но под нажимом; к
нему неплохо относились, но без теплоты и душевной искренности. И он начинал
думать — «Полно, да нужны ли здесь, в закрытом военном учебном заведении,
пресловутая близость, хваленая сердечность? Есть повиновение, выполнение долга
мною и ими. Что же еще надо? Сами условия — воинские звания, суровый распорядок
дня, форма одежды, взаимоотношения подчиненных и начальников — не располагают к
задушевности…»
|