БРАТЬЯ КАДЕТЫ!
Мы начинаем публикацию работы Вице-президента Коллегии военных экспертов РФ, кандидата политических наук генерал-майора Александра Владимирова
«СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2050 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ»
Эта работа является результатом выполнения поручения Президента России В. В. Путина Совету Безопасности Российской Федерациии 2005 года и в 2006 году доложена Президенту России и с благодарностью принята им.


конфиденциально
ПРОЕКТ
А. И. В.

ОСНОВЫ
СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2050

"БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ"

МОСКВА

2006


Содержание

ПРЕАМБУЛА
ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ стр. 3
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ стр. 7
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ стр. 18
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ СФЕРЕ
  I. Стратегия духовно-цивилизационного развития общества стр. 19
  II. Стратегия в области народонаселения стр. 22
  III. Стратегия общественно-политического развития страны стр. 26
  IV. Стратегия создания материальных основ национального развития стр. 62
  НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ ВО ВНЕШНЕЙ СФЕРЕ
(закрытая часть)
стр. 81
  I. Геостратегия
  СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
(закрытая часть)
стр. 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.157
Приложения стр. 160
Глоссарий

"БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ"

"Боремся ли мы со стихией, боремся ли за достижение высшего уровня экономического благосостояния или за распространение наших политических убеждений, вынуждены ли мы взять в руки оружие, чтобы отразить врагов внешних, всюду перед нами возникают вопросы, как и куда ориентировать эту борьбу, и какова должна быть техника этой борьбы. Отсюда, естественно, родится деление искусства борьбы на его стратегию и тактику. Стратегия - это самое определение результата, которого надо добиваться. Тогда как стратегия - преследует цели, тактика - разрешает задачи".
Александр Свечин

Главная цель и задача настоящего документа - поставить и дать принципиальные ответы на важнейшие вопросы национального бытия и угрозы целям существования и развития России, дать ответы, которые давно ждет российское общество и мир.

Другими словами, нам необходимо сформулировать, определить и официально продекларировать основы национальной стратегии развития и безопасности страны, чем определить национальную повестку дня России на ближайшие 10-20-30-50 лет.

Правовой основой стратегии национальной безопасности и развития России является Конституция Российской Федерации.

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

Анализ основных мировых событий конца прошлого и начала нынешнего столетия позволяет выявить и утверждать, что мир и Россия существуют в принципиально новых условиях, которые позволяют определять нашу эпоху в качестве эпохи перемен, как эпоху планетарной уязвимости и возникновения новых форм и условий существования человечества.

Эти новые условия существования России как особой цивилизации, суперэтноса и государства, проявляются в ряде новых факторов планетарного бытия, во многом обусловленных - самоуничтожением советского-российского великодержавия во всех его геополитических, геоэкономических, идеологических и всех других духовных ипостасях, как совокупного российского и советского геополитического проекта, и как потенциально равновеликого и, однозначно - однопорядкового совокупному Западу, цивилизационного явления и самостоятельной планетарной силы, пытавшейся формировать свое бытие на основе собственных базовых ценностей коллективного существования, и самостоятельно определявшего цели собственного цивилизационного бытия.

Крушение СССР явилось крупнейшей геополитической катастрофой XX века и крупнейшей национальной трагедией.

Мы считаем, главное содержание современной эпохи состоит в том, что:

дальнейшее будущее человечества и основной механизм планетарного развития будет определяться борьбой цивилизаций как главных субъектов геополитики, в процессе смены Человечеством технологического уклада своего бытия.

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь - порождают новую диалектику его развития.

Новые факторы развития человечества

  1. Основным субъектом геополитики становятся цивилизации. Цивилизационный фактор становится все более нарастающей силой, оказывающей влияние на все мировые, региональные и даже локальные дела, он так же определяет основные правила игры сегодняшней мировой политики (геополитики), внося в нее свои собственные, всенарастающие коррективы. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса, и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.
    Особенностью современного состояния отношений ведущих цивилизаций мира является их растущая взаимная некомплиментарность, связанная с общей несовместимостью их ценностных основ, и которая рельефно проявляется в росте цивилизационных напряжений практически во всех точках их соприкосновений.
    Взаимная некомплиментарность основных цивилизаций - Русской Православной, Исламской, Китайской, и Западной имеет тенденцию к обострению их отношений от конкуренции вплоть до прямой конфронтации. Причиной нарастания цивилизационного антагонизма является беспрецедентная, агрессивная и силовая экспансия в мир ценностей Западной цивилизации руководимой США.
  2. Все ожесточающаяся борьба трех основных планетарных геополитических проектов: Американского фундаментально-либерального; Китайского фундаментально-шовинистического; "Исламского" фундаментально-радикального.
    Притом, что России пока еще не удалось стать основой собственного геополитического проекта, поэтому она до сих пор является лишь "территорией освоения" другими геополитическими проектами.
  3. Настойчивое стремление США и их ближайших союзников выстроить силой однополярную модель человеческой цивилизации, и обеспечить свое вечное благополучие за счет ресурсов остального человечества.
  4. Явно обозначившееся неприятие миром цивилизационного западного силового диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и новых форм борьбы цивилизационного плана (например, международный терроризм), а так же нарастание борьбы незападных цивилизаций за сохранение планетарного цивилизационного разнообразия ("цветущей цивилизационной сложности").
  5. Появление первых признаков формирования нового собственного российского геополитического проекта, основанного на собственно российской (советской) и славянской (православной) идентификации ее основного населения (ее сегодняшнего ареала), на традиционных российских (православных) ценностях коллективного существования.
  6. Основные Вызовы национальной безопасности России внешнего характера так же связаны с двумя глобальными тенденциями: всеобщей глобализацией всех сфер планетарного бытия, а так же "диффузией этносов и рас".
    Первая
    из этих глобальные тенденций, смертельно опасна возможностью окончательной утраты Россией собственной идентичности и национального суверенитета, и автоматического перевода России в разряд "сопутствующих и обеспечивающих" государств, а вторая - возможностью окончательной утраты российским суперэтносом своего исторического месторазвития, а значит и его "исторического свертывания" уже в обозримом будущем.
  7. Эти глобальные негативные тенденции планетарного развития сопровождаются исчерпанием природных ресурсов и катастрофически ухудшающейся экологией обитания человека, а так же все ускоряющимся процессом "порчи" цивилизации и ростом цивилизационных напряжений во всех регионах и на всех континентах планеты. Очевидно дальнейшее нарастание взаимных территориальных претензий и дальнейшее разрушение существующей системы международно-признанных национальных границ.
  8. Явное нарастание таких условий и особенностей планетарного бытия, которое можно квалифицировать не иначе, чем как состояние войны всех против всех.
    Сегодня все крупнейшие геополитические игроки находятся в состоянии перманентной войны друг с другом за "прорыв" в постиндустриальную эпоху и "информационное общество", за контроль над источниками ресурсов и недопущения к ним альтернативных центров силы, и за свое цивилизационное выживание.
    При этом главным аргументом в этой войне является только совокупная мощь государства, олицетворенная в ее экономике и вооруженных силах.
  9. Сегодня выявилась общность глобальных интересов выживания Человеческой цивилизации. Проблемы глобальной экологии, международной преступности и терроризма, истощение источников минеральных ресурсов, плодородных почв и питьевой воды, проблемы вопиющего неравенства уровней жизни людей различных регионов мира, и рост цивилизационных, расовых и этнических напряжений на всех континентах - ужесточают условия выживания Человечества и выдвигают категорический императив взаимосодействия всех государств и народов Земли ради сохранения цивилизации людей, в качестве его основной повестки дня.

В условиях усиления глобальных угроз выживанию всех, безопасность так же должна быть всеобщей.

Тем не менее, представляется, что сегодня у человечества есть только одно общее, неоспоримое и всеми разделяемое достижение. Это - борьба и победа над фашизмом, которую так широко отмечал весь мир 9 мая в Москве.

Современный мир таков, что совсем неизвестно может ли он быть опять объединен общим делом спасения человечества.

***

Основные Вызовы национальной безопасности России внутреннего характера сосредоточены в возможности потери принадлежащих русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а так же исторических национальных пространств и месторазвития. Население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни под угрозой умышленного разрушения.

Тем не менее, следуя своему демократическому выбору, все последние годы Россия двигалась к новым формам демократического устройства государства. Это был путь огромных лишений, потерь и трагедий, но, тем не менее, общими усилиями нации ей удалось создать предпосылки собственного демократического развития. В стране созданы основы рыночной экономики и гражданского общества, в основном созданы институты реальной демократии.

Мы считаем, что этап переходного периода, как периода смены базовых принципов функционирования общества, государства и экономики, сопровождавшийся процессом "первичного накопления капитала" и безудержной либерализацией всех сфер национального бытия - закончен.

Настала пора трансформировать накопленные ресурсы в само национальное развитие, основанное на масштабном развитии российской науки, экономики и всей социальной сферы национального бытия как основы любого позитивного развития, и формирования свободного общества свободных людей.

Очевидно, что выйти из переходного состояния Россия может только через принятие стратегических решений, принимаемых на основе ее новой национальной стратегии.

Сегодня Россия переходит к этапу развития нации, развитию, которое будет планово и гарантированно обеспечивать достойную жизнь ее народов, ее национальную безопасность, процветание и историческую вечность в качестве великой мировой державы.

Наша задача, базируясь на великой истории России, ее исторических ценностях и достижениях - строить ее великое, свободное и демократическое будущее, чем определить новый вектор развития тысячелетней национальной истории.

Именно поэтому существует необходимость перехода к другим парадигмам существования, а значит - необходимость формирования национальной стратегии безопасности и развития России как основы управления, развития и бытия нации в ближайшей исторической перспективе, то есть на 10-20-30 и более лет.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Так сталось, что у России никогда не было отдельного официального документа, в котором были бы сформулированы базовые цели предназначения и бытия нации, были бы определены основы национальной идеологии и сформулированы основы национального строительства, а так же, определены основные принципы построения государства, общества и существо их взаимосвязей с личностью гражданина России.

В отсутствии твердых и соответствующих историческим национальным ценностям идеологических основ бытия, политическая мысль и государственность России металась между "западничеством" и "славянофильством", так и не находя выбора собственной идентичности в самой России как особой цивилизации, органично вобравшей в себя все лучшее, имеющееся в других цивилизациях и остающейся при этом самою собой.

Этот фактор стал особенно очевиден после дезинтеграции СССР, когда у России как государства не было официально сформулированных основ национального стратегического целеполагания, а значит основ стратегического планирования национального развития и целенаправленного управления бытием в интересах нации и человека.

В течение последних пятнадцати лет масштабные понимаемые и разделяемые народами России цели национального развития не ставились, и нация утрачивала смысл собственного бытия. Не зная, что делать со страной и как решать жгучие и совершенно конкретные проблемы ее выживания, государственная власть того времени специально уводила внимание нации от их решения. Она растворяла ее внимание, навязывая обществу дискуссии по частным и малозначащим для людей проблемам типа "монетаризации экономики", и бесконечного "выбора" между "демократией и угрозой коммунистического реванша" и тому подобными темами. Конкретная работа по выводу страны из системного кризиса практически не велась, и общее состояние страны ухудшалось.

Отсутствие Больших Национальных Целей привело к утрате Большого Смысла и Предназначения нации. Цели существования государства и общества все больше расходились даже в своих основах. Диалог между ними власть даже не пыталась организовать, так как сама была в этом не заинтересована.

Провозглашенная деидеологизация государства оказалась порочным принципом государственного строительства. Этот лозунг не только дезориентировал нацию, но и привел к тому, что роль государственной идеологии стали играть антисоциальные принципы "наживы любой ценой", а национальная идентичность России подверглась разрушению.

Это привело к тому, что в отсутствие официально признанных и разделяемых нацией целей существования, государственная власть и его бюрократический аппарат определяли себе цели и задачи своей работы сами, потом сами их, как умели, выполняли, и сами их оценивали.

Не имея официальных критериев и показателей национального развития, как критериев эффективности и дееспособности власти, государственная бюрократия всегда оставалась безответственной.

Нация, не зная этих критериев, дезориентировалась относительно целей и качества своего государства и его руководителей, и не всегда могла точно сформулировать свои требования к ним. Все это позволяло власти спекулировать на интересах различных социальных групп общества и не принимать практических и масштабных мер к действительному развитию России.

В результате - Россия, почти всегда, упускала свое историческое время, а потом, восстанавливала упущенное ценой огромных усилий и жертв нации. Сегодня очевидно, что такое положение более нетерпимо и нам необходимо четко определиться с основами своего национального бытия.

Мы уверены, что формирование национальной стратегии безопасности и развития России должно начинаться с идеологии.

Утратив старую идеологию, Россия не имеет необходимого базиса развития, как системы целей и приоритетов национального развития, как основы формирования соей идентичности и всех государственных политик. Россия не имеет необходимого базиса для новых долгосрочных мировоззренческих ориентиров и помимо солидарности с "общечеловеческими ценностями" не может предложить вовне какой-либо новой идеи. Однако именно идеология может быть вполне реальным ресурсом политики и является необходимым условием единства нации в понимании своего места в мире и задач развития страны.

Кроме того, любое государство будет неизбежно проигрывать конкурентам и вообще не сможет сохранить решающего влияния на глобальные политические процессы, если не будет нести миру знамя какой-либо идеи развития, его ценностей и идеалов.

Мы убеждены, что без национальной идеологии, понимаемой как собственное нравственное национальное мировоззрение, а значит, без нравственных оснований национальной стратегии, невозможно никакое позитивное развитие. Опыт истории человечества говорит о том, что - все изначально безнравственное, при всей своей первоначальной кажущейся эффективности, в конечном счете (и все равно) выявляет свою генетическую порочность, и терпит исторический крах.

Мы считаем, что дееспособность национальной идеологии должна обеспечиваться теорией и практикой национальной стратегии России, и трудом нации по реализации ее базовых целей.

Главным в Национальной стратегии России являются ее Цели и высота стратегических мотивов, которые, по определению, должны быть нравственными и олицетворять здравый смысл нации. Только эти критерии обеспечат национальной стратегии безусловную поддержку народов России, чем и определят ее конечный успех.

Формирование стратегических установок должно осуществляться на основе учета всех аспектов внутреннего развития страны, и на основе ясно сформулированных национальных целей.

Именно эти Цели обуславливают идеологию, направленность и существо национальной стратегии России, составляют идеологическую и стратегическую основу национального планирования и управления национальным развитием.

Эти цели есть ни что иное, как желаемые и конкретные результаты усилий нации в данной (в каждой) сфере ее существования, достигаемые в результате ее труда и эффективного управления державой.

Эти цели должны иметь свой идеальный стратегический объем и разделяться на ряд частных рубежных стратегических целей, то есть целей достигаемых за определенные периоды работы нации, скажем - за 10-20-30 и более лет. Каждая из таких рубежных целей может стать предметом частных стратегий и реформ в различных сферах жизнедеятельности нации, и, обязательно, предметом ежегодного "бюджетного процесса", предметом всей текущей политики, государственной идеологической работы, то есть составлять предметную часть непрерывного управления державой по их реализации, и основу ее бытия.

Декларации этих основ и посвящена концептуальная часть настоящей Стратегии.

В современной России работа такого рода производится впервые, поэтому настоящие "Основы стратегии национальной безопасности и развития России - 2050", практически представляют собою - Национальный Манифест.

***

Россия есть великая держава, суперэтнос и особая цивилизация. Она создана русским народом, чья многовековая борьба за свои святыни, идеалы, ценности и независимость сделали его великим в истории человечества.

Россия является мононациональным, полиэтническим и мультикультурным государством, ее титульной государствообразующей нацией являются этнические русские, составляющие абсолютное большинство (более 80%) населения страны.

Россия является "стержневым" государством православной цивилизации и интересна миру именно в этом качестве. Это значит, что от того насколько в России будет крепка православная, а значит и собственно русская этническая компонента, прямо зависит и ее полезность для мира. В свою очередь, это означает категорический императив развития русской титульной государствообразующей нации как основы государства и российской государственности.

Россия основана на ценностях коллективного существования и дружественного сосуществования ее народов, которые исторически позволяли им вместе выживать в минуты смертельной опасности, а России - вновь возрождаться в качестве великой мировой державы.

Россия владеет бесконечными пространствами и всеми видами ресурсов для жизни и развития, она вмещает историческую совокупность народов, считающих Россию своей Родиной и имеющих право жить достойно и существовать вечно.

Мы убеждены, что Предназначение России в том, чтобы:

  • подвигом внутреннего совершенствования нации, мощью своей культуры и примером нравственного служения людям - стать центром духовного притяжения Человечества;
  • совокупной мощью государства и благосостояния нации - гармонизировать отношения Востока и Запада, и не допускать войны за однополярное доминирование;
  • собственным примером уважительного отношения к ценностям разных цивилизаций и народов - создавать новую архитектуру мира как Мир Равноуважаемых Миров, мирным трудом совершенствующих бытие Человечества, и обеспечивающих его вечность.

Базовыми и вечными стратегическими целями России являются:

  • сбережение народа российского и его достойная жизнь;
  • выживание, развитие и исторически вечное успешное существование России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Постановка Нацией перед собой этих вечных и высоких целей, будет служить делу ее собственной идентификации, способствовать осознанию собственной исключительности, особости и обретению основ своего стратегического сплочения, формированию у нации мотивация к развитию и труду, а значит и строительству ее успешного исторического будущего.

Именно эти цели определяют собственный Путь России, составляют ее национальную идею, обуславливают идеологию и идентичность нации, направленность и существо национальной стратегии развития и безопасности России, составляют суть и смысл ее государственности.

Стратегия развития и безопасности России есть целенаправленная деятельность государства и нации по формированию благоприятной внутренней и внешней среды собственного бытия.

Ее главной целью является - гарантированное обеспечение выживания и развития России как государства, суперэтноса и особой цивилизации и упрочение ее национальной безопасности что, в свою очередь, создает лучшие условия дальнейшего развития нации.

Ценностную и идеологическую и основу Национальной стратегии России составляют ее исторические национальные святыни, идеалы и ценности, а также высшие собственные внутренние определенности нации относительно своего предназначения, исторической судьбы и собственного жизнеустройства.

Российские национальные святыни, идеалы и ценности

Каждая цивилизация самобытна. Их самобытность формировалась исторически, закреплялась в генетическом коде составляющих их народов, и в системе присущих им базовых ценностей.

Если проанализировать системы этих ценностей, и попробовать максимально кратко выразить их суть, то мы выйдем на понимание их первичных духовных основ.

Нам представляется, что такими первичными духовными основами основных цивилизаций современности являются:

Для Европейской христианской цивилизации - Закон, как основа всего жизнеустроения нации и ее основная историческая ценность;

Для Китайской (Японской и любой другой азиатской) цивилизации - Долг, как подчинение всех своим обязанностям в системе установленных национальных иерархий;

Для Западной (США) цивилизации - Выгода, как суть и квинтэссенция успеха любой ценой, в тотально и насильственно оторговляемом ею мире;

Для Российской цивилизации - Совесть и Долг, как чувство нравственной ответственности за свое поведение, и как осознание необходимости "жить по Правде".

Исторически сложилось так, что в основе отношения россиян к власти и обществу лежит Совесть, которая является основной духовной потребностью нации, и ее производная - Справедливость, как основное требование людей к своему государству.

Жить по Совести и поступать по Справедливости - именно в этом основа жизни правильной, как "жизни по Правде", как жизни-служения своему Отечеству и его людям.

Основные российские (национальные) святыни вырабатывались в ходе всей истории России, и проявлялись как олицетворение основных культурно исторических выборов нации - выбор Православия, Победа над монголо-татарским нашествием, Преодоление Смуты, Победа в Отечественной войне 1812 года, Революция 1917 года, Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, выбор демократического пути развития в 1991 году.

Основные исторически сложившиеся национальные ценности России

  1. Православное (в целом) мироощущение нации.
  2. Сама Россия - Мать - Земля, основа всего и начало всех начал.
  3. Осознание себя великим, свободным и избранным народом, обладающим, по праву Промысла Божьего, огромными неделимыми пространствами и несметным национальным достоянием.
  4. Генетически заложенное знание изначальной правильности и неизбежной трудности национального Предназначения как служения Правде, Добру и Красоте, и ощущение личной причастности каждого к величию России и ее всемирной, и великой миссии в мире.
  5. Тысячелетняя культура, славная и трудная историческая судьба.
  6. Способность к пониманию и уважению народов других культур, и строительству совместной жизни с ними в рамках единой нации-государства.

Национальные ценности России - ценности коллективного существования.

К ним мы относим:

  • осознание правильности и необходимости коллективных начал бытия, основанных не на общности интересов людей (только), а на их духовной и нравственной связи, осознании сопричастности к общей исторической судьбе, и безальтернативности кооперации и взаимосодействия как основных законов общежития;
  • общая ориентация на духовные ценности и идеальные цели;
  • внутренняя свобода, самоуважение и способность жить идеей;
  • изначальная способность к осознанию и различению Добра и Зла;
  • внутренняя потребность в Справедливости и в Правде как смыслах жизни;
  • уважение традиций, мнений Общества и решений Власти;
  • стремление жить "по совести" и в законном порядке, но и "своим умом";
  • человеческая доброта, нежадность, нестяжательство, скромность и умение обходиться немногим;
  • понимание необходимости делиться имеющимся с ближним и далеким;
  • уважение к труду и таланту;
  • милосердие к слабым, бесконечное терпение и толерантность к чужим;
  • умение понимать, сострадать другому и разделять чужие беды;
  • способность к бескорыстным действиям и самопожертвованию ради общего и Правого дела - "Если не Мы, то Кто?";
  • способность к жизни в коллективе, к длительным мобилизационным напряжениям, к выживанию, к "восстанию из пепла", к подчинению могучей силе традиций и привычки;
  • стойкость в беде и в битве за Правое дело;
  • вера в то, что "Не в Силе Бог, а в Правде", вера в неизбежно счастливый финал и достойное вознаграждение честных усилий;
  • нераздельность личной судьбы и судьбы Отечества, осознание своей личной ответственности за его будущее;
  • готовность к жертве за Отечество и "За Други своя".

Именно эти национальные ценности и национальные цели определяют высшие внутренние определенности нации как систему внутреннего устроения национального бытия, то есть существо внутренних отношений власти и народа, определяющее формулу государственной власти и существо государственности России.

К высшим внутренним определенностям нации мы относим:

  • систему исторически сложившихся национальных святынь, идеалов и ценностей, направлений и приоритетов развития национального бытия, разделяемую абсолютным большинством нации, являющуюся основой ее национальной идентичности, и положенную в основу разработки и реализации всех и любых государственных сюжетов;
  • систему ответственной государственной власти в стране - как непротиворечивую систему управления бытием нации, обеспечивающую ее гармоничное и поступательное развитие, в соответствии с принятой народом системой национальных ценностей, а так же общие принципы ее функционирования;
  • систему общественных институтов, обеспечивающих выработку и представление государству для исполнения мнений различных общественных групп и понимаемую как социальный строй страны, а так же общие принципы их функционирования и взаимодействия между собой и с государственной властью страны;
  • систему мер экономического, социального, образовательного, здравоохранительного, культурологического, экологического характера, а так же систему национальной безопасности страны, образующих систему общенациональных и государственных институтов и проектов развития нации, и выражающуюся в череде конкретных решений и действий власти, а значит формирующих прозрачную и очевидную всем канву внутренней политики государства.

Именно эти определенности, составляющие существо национальной социальной среды, должны формироваться в ходе достижения целей национальной стратегии.

Национальная социальная среда может быть непротиворечивой и давать импульс позитивного развития только в том случае, когда интересы и права государства, общества и личности будут гармонизированы между собою, а основой отношений субъектов социума станет право и их обязанности.

Обязанности государства, общества и личности

Обязанности Государства, организованной в Общество нации и Личности - могут быть только взаимными, и иметь вид взаимных обязательств.

Государство как основная форма организации общества имеет в качестве главных задач и обязано:

лечить, учить и защищать свой народ;

обеспечивать безопасную, полнокровную и достойную жизнь своих граждан, их счастливое детство, спокойную и обеспеченную старость;

разумно управлять национальным бытием, пространствами, ресурсами страны и нации;

практически реализовывать цели национальной стратегии;

всегда и целеустремленно улучшать жизнь нации, а не затруднять ее.

С целью эффективного выполнения своего долга перед нацией государство в своей деятельности обязано руководствоваться исторически определенными Русской Православной Церковью принципами нравственного управления державой, притом, что принципы рыночной экономики, свободы, демократии и прав человека должны использоваться государством только в той мере, и в тех рамках, которые обеспечивали бы исключительно интересы большинства населения страны.

Обязанности народа (нации, населения страны) заключаются в том, чтобы:

1. Выполнять свои общечеловеческие обязанности: жить и множиться здоровыми поколениями, оставаясь Людьми, живущими по Божеским законам совести;

2. Выполнять свои общественные обязанности: выполнять требования и законы своего государства; иметь собственное мнение и уметь его выражать; уметь навязывать свои предпочтения своему государству для исполнения;

3. Выполнять свои национальные обязанности: совершенствовать свою национальную культуру, и не допустить собственной деградации и денационализации.

Но так как очевидно, что и Государство, и Нация и Общество состоят из людей (своих граждан и членов), то важными являются и обязанности самих людей.

Обязанностью людей-личностей, граждан государства и членов общества
является следование аксиоме:

- Человек должен быть обязан удерживать себя в рамках своего главного общечеловеческого права - добросовестно выполнять свои общечеловеческие обязанности как достойного члена социума, достойно нести свое бремя Человека, притом, что все его личное будет, так или иначе, подчиняться этому.

В целом. История России говорит о том, что ценности Свободы, Справедливости и Патриотизма не противоречат, а дополняют друг друга.

Сегодня представляется очевидным, что Свобода без Справедливости - порочна, а Справедливость без Свободы - невозможна.

Попытки государства абсолютизировать или отбросить хотя бы одну из них, автоматически уничтожает все остальные, что, в конечном счете, губит и государство и нацию.

Мы убеждены, что истинными ценностями человечества, признаваемыми почти всеми мировыми религиями, являются: Любовь, Сострадание, Жертвенность, Нравственность, Совесть и Справедливость - что и есть фундаментальные общечеловеческие ценности.

Очевидно, что удерживать себя и мир в рамках всех этих ценностей - и есть основная задача бытия людей, народов и самой России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Мы считаем, что выполнение всеми субъектами социума своих обязанностей и реализация целей национальной стратегии возможно только в условиях их безопасности.

О новом прочтении понятия "национальная безопасность"

Очевидно, что жизнеспособность и развитие России, реализация ее своего цивилизационного потенциала и предназначения, прямо зависит от ее способности обеспечить свою национальную безопасность.

Глобализация принесла в мир не только новые возможности, но и глобальную уязвимость, поэтому задача обеспечения национальной безопасности России, есть - основная задача государства, его Президента и правительства, а так же предмет заботы всего российского общества.

Нам представляется, что национальная безопасность, понимаемая сегодня, в целом, как реакция государства на сегодняшние и даже будущие угрозы национальным интересам, ведет страну в тупик, в "окоп" и к изоляции.

Мы считаем, что только мощное развитие всех сфер национального бытия ведет к реализации базовых целей национальной стратегии России, а значит и к обеспечению ее национальной безопасности.

Именно поэтому, наш девиз "БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ".

Базовые вечные цели национальной стратегии России диктуют необходимость ее перехода от существования в парадигме "поисков безопасности и национальных интересов", к функционированию государства и общества в парадигме "развития".

Основной принцип согласования парадигм "развития" и "безопасности" заключается в диалектике принципа "безопасность через развитие, и - развитие через безопасность", что должно стать базовым принципом и подходом к управлению державой.

При этом цели развития национальной стратегии являются целями государственной политики обретения Россией нового высшего качества, а цели преследующие недопущение ее выхода за пределы угрожающие самому бытию нации, являются целями политики ее национальной безопасности.

В этом плане важным является новое прочтение понятия "национальная безопасность".

Национальная безопасность России есть - формируемая государством, система внутренних и внешних условий бытия ее социума (народов) как состояние существования нации, гарантированно обеспечивающее реализацию ее базовых стратегических целей, то есть - ее самосохранение, позитивное развитие и историческую вечность, несмотря на все объективно существующие и возможные угрозы существованию России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Главным объектом и субъектом национальной безопасности России является: она сама как государство (с его системой ее конституционных институтов), суперэтнос и особая цивилизация; само российское общество; а также личность каждого из ее граждан с присущими им укладом жизни и территорией.

Только сохранение уклада жизни, национально-культурной идентичности и территории России гарантирует удовлетворение физиологических потребностей населения, необходимых для его сохранения и воспроизводства, а также социально-духовных потребностей, без которых немыслимо самовыражение, всестороннее развитие и идентификация личности, общества и государства.

Таким образом, главными объектами национальной безопасности России является ее население, территория и уклад жизни, а ее главными базовыми критериями и целями - обеспечение гарантированного самовоспроизводства, самообеспечения и самосовершенствования нации, сохранение ее территории, идентичности и образа жизни как основ ее исторической вечности, и ее способность гарантировать свой национальный суверенитет собственной вооруженной силой.

Формирование таких собственных возможностей страны, а так же благожелательной внешней и внутренней обстановки для обеспечения гарантированного соответствия России этим критериям и целям - является сутью и целями политики государства во всех сферах функционирования нации и сутью ежедневной предметной практической деятельности власти.

Практическими критериями Национальной безопасности также выступают - определяемые национальной наукой, объективные показатели уровней состояния сфер жизнедеятельности нации, сфер функционирования государства и отдельных отраслей (в том числе, государственных стандартов качества жизни населения и всех видов производств), обеспечивающие устойчивость общественного строя России, и комфортные условия бытия ее народов, а также гарантирующие возможность реализации стратегических национальных целей.

Эти показатели и критерии состояния, при достижении ими определенных величин играют роль индикатора (и меры) опасности национальному развитию или суверенному существованию страны.

В этом случае государство обязано выявить причины и принять экстренные меры по ликвидации выявленной негативной тенденции развития страны (сферы, отрасли), в том числе путем принятия жестких мер, а также информировать об этом российскую общественность.

В свою очередь, российское общество, ощутившее признаки формирования негативной тенденции развития, обязано поставить эти проблемы своему государству и требовать немедленного исправления кризисной (предкризисной, потенциально опасной) ситуации и ответственности должностных лиц, виновных в ее наступлении.

Эти показатели и уровни должны быть оформлены в национальном праве, которое должно установить грани, переход которых социально опасен и автоматически влечет переход к чрезвычайным и военно-мобилизационным государственным практикам.

Мы считаем, что необходим (назрел) переход от инстинктивного поиска и декларации национальных интересов, к их формированию на базе идентичности нации и национальной стратегии России, и к их прямому воплощению.

Национальная безопасность России как государства, суперэтноса и особой цивилизации обеспечивается успешной реализацией ее стратегических целей во всех сферах функционирования государства и бытия нации.

Пятнадцатилетний опыт национального развития по пути демократии, а так же масштабы и сложность проблем национального бытия выявили невозможность решения всех проблем выживания и развития нации механизмами рынка, и их решения без национальной мобилизации, что определяет объективную необходимость укрепления роли государства как главной управляющей системы российского социума.

***

В середине прошлого века, прочерчивая пути государственного строительства великой России, великий русский философ Иван Ильин отмечал, что для этого: "Нужна новая идея - религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию".

Мы считаем, что в основе решения всех проблем национального бытия и в основе практической деятельности государства должна лежать разделяемая большинством нации национальная идея и идеология, способная определить направления развития России, поддерживать ее национальную идентичность, не допуская, одновременно, превалирования этнических, культурных или расовых принадлежностей.

Мы считаем, что в основе национальной идеи России и ее идеологии должны лежать российские национальные ценности, базовые цели национальной стратегии и цели достижения высокого качества жизни россиян, их достойная жизнь и государственные приоритеты поддержки российской семьи, честного труда и нравственности национального бытия, а так же демократические основы российской государственности, которые должны стать результатом собственного выбора и развития России.

Переход страны к развитию предполагает работу по управлению национальным бытием, которая сделала бы нацию способной достигать реализации ее базовых целей, путем формирования нравственных и гармоничных систем интересов личности, общества и государства, других и благоприятных внешних и внутренних условий национального бытия и развития.

Работа такого уровня возможна только тогда, когда ее будет осуществлять вся Россия, а ее общество будет сплочено самой идеей национального развития и системой очевидных успехов власти в постоянном и явном улучшении качества национального бытия.

Основу национальной стратегии предлагается формировать, основываясь на общеизвестном тезисе о том, что в основе всей и любой целенаправленной человеческой деятельности, деятельности личности, общества и государства, лежат их потребности и интересы.

Эти потребности и интересы, в общем виде, могут быть сформулированы следующим образом: Главная потребность человека и человечества - Жизнь как базовый биологический контекст, а его Главный интерес - Достойная жизнь как базовый социальный контекст.

Это значит, что вся социальная жизнь человека должна быть направлена на реализацию этих главных потребностей и интересов, которые выступают основной целью бытия, а, значит, и основой социального целеполагания.

Применительно к государству как главной обеспечивающей и управляющей социальной системе, этот тезис имеет вид категорического императива его функционирования.

Этот категорический императив, в виде суммы общенациональных целей, формулируется в национальной идее и идеологии России, которые, в свою очередь достигаются осуществлением ее национальной стратегии.

Мы убеждены, в том, что:

  • Национальная идея России это: осознание нацией своего предназначения, понимаемого как смысл ее бытия, как основную задачу населения и власти России, понятную и разделяемую каждым или абсолютным большинством членов нации; и последовательно претворяемую в масштабе страны, континента и Человечества;
  • Национальная идея должна стать проекцией основной национальной задачи величия и вечности России на национальное самосознание, и быть всегда направлена только на благо народа, справедливость национального бытия, мощь и величие Отечества;
  • Историческая успешность, величие и вечность России должна основываться на достойной жизни ее граждан;
  • Свобода, Справедливость, Патриотизм, Семья, Труд и Национальная Мощь - именно эти слова должны быть начертаны на знамени, и составлять суть и смысл российской государственности, и государство обязано обеспечить их торжество;
  • Основа безопасности и развития России - в упрочении и демократическом развитии страны на базе ее исторических национальных ценностей и идеалов, воплощаемых в национальной государственной идее (идеологии) и реализуемых ее национальной стратегией;
  • Национальная стратегия России должна диктоваться не сроками очередных выборов, а жизненной необходимостью для нации реализации ее целей, и замысливаться масштабами десятилетий, веков, эпох, континентов и цивилизаций;
  • Национальная стратегия проводится в жизнь последовательно, планово, непрерывно, всей мощью страны, без торопливости и оперативных пауз, и вне зависимости от пристрастий тех или иных политических сил и их политических лидеров.