Предложения о поправках в проект Федерального Закона
"Об образовании в Российской Федерации"1 ,
внесенные
Региональной Ветеранской Благотворительной Общественной Организацией
"Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет"
и
Общественной палатой по образованию в городе Москве

***

ГЛАВА 1. Общие положения

1. Дополнить статью 2 "Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе" новыми абзацами следующего содержания:

"кадетское образование - особый вид среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также государственной гражданской службы;";

2. Часть 2 статьи 48 "Педагогические работники" дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей и офицеров-воспитателей общеобразовательных организаций кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

3. Дополнить часть 2 статьи 94 новым пунктом 4 следующего содержания:

"4) общеобразовательные организации кадетского образования - особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения - интернатного типа с пятого класса - при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации."

4. Дополнить проект федерального закона новой статьей 98.1 следующего содержания

"Статья 98.1. Общеобразовательные организации кадетского образования

1. Основные общеобразовательные программы общего образования, интегрированные с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается и ведется Правительством Российской Федерации, реализуются организациями кадетского образования - президентскими кадетскими училищами, суворовскими военными училищами, нахимовскими военно-морскими училищами, кадетскими корпусами и кадетскими школами.

2. Общеобразовательные учреждения кадетского образования - особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения - интернатного типа с пятого класса - при полном пансионе.

Учреждения кадетского образования создаются в форме государственных казенных или бюджетных учреждений 2 и образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус являются федеральными государственными общеобразовательными учреждениями, создаваемыми в установленном порядке по представлению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в области обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в сфере государственной охраны, а также государственной гражданской службы.

Кадетская школа-интернат является государственным общеобразовательным учреждением, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации и входит в состав системы кадетского образования.

3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации - за счет бюджета субъектов Российской Федерации.

4. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Особенности реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, государственной гражданской службы, а также приема в реализующие такие программы общеобразовательные учреждения, определяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и санитарным правилам, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие общеобразовательные учреждения.

Реализация этих дополнительных программ включается в качестве обязательного элемента учебного плана учреждения кадетского образования и осуществляется за счет проведения летних (зимних) оздоровительных (спортивных, специальных) лагерей, а с 9 класса и стажировок по выбранной учащимися специальностям, проводимых по планам органов федеральной власти и органов власти субъектов федерации.

5. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.

Органы федеральной власти и субъекты федерации, организующие работу учреждений кадетского образования вправе включать в их программы необходимый им учебный компонент.

6. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".

8. С целью продолжения непрерывного образования государственной службы выпускниками учреждений кадетского образования, командование учреждений кадетского образования, в праве заключать договоры с учреждениями высшей школы по обучению в них своих выпускников, в соответствие с соответствующим федеральным, (региональным) заказом по подготовке специалистов по специальностям, необходимым федеральному органу государственной власти (министерству, ведомству) или к субъекту федерации, в котором дислоцируются учреждения кадетского образования.

***

94.Дополнить проект закона новой статьей:

Статья №____. Требования, предъявляемые к воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях.

Федеральные государственные стандарты воспитания обучающихся образовательных учреждений должны обеспечивать:

  • Гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспитание обучающихся;
  • Военно-патриотическое воспитание детей и подростков;
  • Воспитание правовой культуры и трудовой этики;
  • Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации молодёжи.
  • В целях укрепления "мужского начала" в системе общего среднего образования, придания профессионализма и ответственности вопросам воспитания в учреждениях общего среднего образования, и в дополнение к существующему институту "классных руководителей" - ввести обязательную в каждом классе школы штатную освобожденную должность "классного воспитателя", (в учреждениях кадетского образования "офицера воспитателя"), которую замещать за счет привлекаемых на контрактной основе офицеров запаса, имеющих высшее образование, собственные состоявшиеся семьи и детей, прошедших специальную подготовку по работе в школе с детьми, на специальных курсах, организуемых решением федерального ведомства, правительства субъекта федерации.

***

Члены Общественной Палаты по образованию в городе Москве

Почетный Председатель РВБОО "Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет"

кандидат политических наук,

генерал-майор Александр Владимиров.
Доктор педагогических наук Игорь Понькин.

14 января 2010 года, г. Москва


1(назад) Далее - законопроект. За основу взята редакция законопроекта, представленная для общественного обсуждения 1 декабря 2010 г. на сайте http://www.zakonoproekt2010.ru/#law/edu.

2(назад) Согласно пункту 4 статьи 26 "Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций" законопроекта, "государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, казенного или автономного)".