Александр Владимиров
Вице-президент коллегии военных экспертов,
кандидат политических наук, генерал-майор

Об инновационных Вооруженных Силах России,
национальной военной мысли, военной науке и
профессиональном военном образовании

В своем докладе на Госсовете РФ 8 февраля 2008 года "О стратегии развития России до 2020 года", говоря о необходимости новых подходов к военному строительству Президент России Владимир Путин сказал:

"… Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня.

Для этого необходимо серьезное повышение престижа военной службы. Дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащих, укрепление их социальной защиты, действенное решение проблем с жильем. Для укрепления национальной безопасности в целом необходима новая стратегия строительства вооруженных сил до 2020 года. С учетом современных вызовов и угроз интересам нашей страны" . 1

Я позволю себе начать эту работу с некого разъяснения тезиса Президента России "о необходимости перехода инновационной армии" применительно к теме и проблематике настоящей работы.

Полностью одобряя эти положения доклада Президента, основываясь на энциклопедических трактовках понятия "инновация" 2 и здравом смысле военного профессионала, сформулирую несколько важных, применительно к теме работы, тезисов.

Во-первых, военное строительство это процесс, и процессные инновации означают новые методы (новые технологии) организации этого процесса.

Во-вторых, мы убеждены, что для процесса национального военного строительства важно не искать и выдумывать принципиально иные методы работы, или, что еще хуже, пытаться привносить в нашу Армию чуждые нам по духу и сути зарубежные военно-строительные изыски (типа компании ее "поголовной профессионализации").

В-третьих, необходимо тщательно и скрупулезно изучить тысячелетний опыт истории России и ее Армии, и найти в нем отработанные веками, эффективные и необходимые нам сегодня, а для нашего времени - инновационные методы и способы решения этой задачи, закрепить их в новой правовой базе и применить в государственной практике.

В-четвертых, история всех войн и армий мира убедительно доказывает, что вложение в человека в погонах, в конечном счете, всегда важнее вложений в оружие, поэтому при всех важности технических аспектов и компонент Вооруженных Сил, главное направление становления Армии России нового инновационного образца - формирование принципиально нового качества ее офицерского корпуса.

В-пятых, необходимо отметить, что правда жизни заключается в том, что несмотря на заметное усиление внимания руководства государства к проблемам Армии, никаких существенных сдвигов в уровне ее собственно военного, экономического и морально-психологического состояния пока еще не произошло.

Конечно, инновационная Армия должна иметь инновационное оружие, но, прежде всего она должна стать высочайшего уровня профессиональной государственной военной (боевой) корпорацией, имеющей собственную профессиональную генетику.

В государстве и Армии не решены и официально пока еще не ставятся для решения базовые проблемы формирования ее генетики, такие как:

  • разработка государственной идеологии воинской службы и профессиональной военной этики офицерского корпуса (которых не было никогда);
  • реанимация национальной военной мысли и военной науки (об этом ниже);
  • радикальное преобразование системы профессионального военного образования на основании разработки и введении системы государственных профессиональных военных образовательных стандартов (которых не было никогда);
  • изменение системы прохождения службы офицерским составом Вооруженных Сил России (современная система приводит к негативному кадровому отбору);
  • формирование экономических условий, информационного и правового поля обеспечивающих безусловную престижность воинского труда (сегодня нет ни первого, ни второго, ни третьего) и так далее…

Нам представляется очевидным, что без решения этих (и, конечно, массы других) проблем никакого принципиально нового и инновационного вида и уровня Армия России не примет и не достигнет никогда.

Именно поэтому мы выделяем ряд совершенно инновационных по сути и основательно забытых подходов (технологий и проблем), непосредственно связанных с решением задач военного строительства Армии России, и именно в областях обозначенных Президентом Росси, то есть в тех сферах, которые прямо и непосредственно формируют "профессионализм, технический кругозор и компетентность военных".

I. О национальной военной мысли и военной науке

Мы считаем аксиомой утверждение, что армии без военной мысли и военной науки не бывает, а если бывает, то и армия и государство всегда платят за это кровью и поражением.

Наука вообще, в том числе и военная наука, как мысль, должна опережать практику, подсказывая ей разумные пути, иначе практика, а в нашем случае - власть, будет неизбежно натыкаться на собственные "грабли", что мы часто и наблюдаем в своей собственной истории.

К сожалению, исторически, судьба военной науки в России всегда была печальной, поэтому ее боевая практика была всегда оплачена лишней кровью, но даже и в тех случаях, когда она была успешной, она потом не всегда превращалась в теорию и была востребована армейским и государственным руководством.

Вся военная наука построена на знании реальных боевых событий и способности обобщить этот опыт до уровня выводов, носящих характер неких базовых принципов военного искусства. Только такой путь дает реальные военные знания и рождает собственно военную науку.

К сожалению, мы изучаем боевой опыт не по боевым документам, а по учебникам, которые дают лишь общее представление "о мнении начальников по поводу событий". Поэтому мы практически не знаем ни отечественного боевого опыта, ни, тем более, зарубежного и каждый раз пытаемся "изобрести велосипед".

Самое печальное в этом, то, что Россия обладает уникальным военным научным наследием, которое до сих пор остается абсолютно неизвестным и поэтому, не введенным в военно-научный оборот, а значит и в практику военного образования, и действий войск.

Это касается нашего военного наследия всех эпох, от, до сих пор не разобранной, стратегической переписки Александра Суворова, до трудов российской военной мысли в изгнании после революции, документов анализирующих причины наших военных неудач в Великой Отечественной войне и даже Афганской и Первой Чеченской кампаний.

Более того, полное пренебрежение военной наукой, а так же полное пренебрежение законами и принципами военного дела, историческим и даже ближайшим боевым опытом, идущее от несомненного недостатка образования, культуры и личного опыта вождения войск нашим высшим командным составом, приводило на практике к нашим неудачам в войнах, и исторически всегда не давало России возможности качественно провести военные реформы, и Россия, год за годом и век за веком отставала в своем военном развитии.

Психология расхождения теории и практики понятна, но - раз мы не знаем "того", то не можем осмыслить и "другое".

Мы считаем возможным констатировать, что наша отечественная военная мысль, после определенного рывка вызванного необходимостью осмыслить боевой опыт Второй мировой войны и новые тенденции связанные с появлением оружия массового поражения, в настоящее время несколько отошла от изучения и развития фундаментальных основ военного дела и сделала несомненный крен в направлении развития прикладных и видовых его разделов.

У нас сегодня практически нет фундаментальных военно-научных трудов стратегического уровня, в том числе и прогностического характера, поэтому, если считать принятую Военную доктрину последним достижением российской военной мысли, то нам жалко и эту мысль, и Россию.

В целом, как это ни прискорбно, приходится констатировать, что сегодня в России фундаментальная национальная военная мысль - мертва: советская военная мысль - закончилась, а российская военная мысль - не создается.

О некоторых инновационных направлениях развития
национальной военной мысли и военной науки

В то же время, поле для развития нашей военной науки, как единственной синтетической общественной науки, способной обнять совокупность проблем бытия держав, сегодня колоссально, поэтому попробуем сформулировать хотя бы только часть ее направлений.

Нам представляется, что абсолютно инновационные направления развития фундаментальной национальной военной мысли могут быть следующими:

  • расширение военной науки как науки только о подготовке и ведении войны (вооруженной борьбы), изучением войны как феномена и одной из форм цивилизационного бытия, и явления в целом, ее философии и социологии;
  • пересмотр и уточнение военно-научного понятийного аппарата;
  • осмысление современного национального и зарубежного боевого и военно-политического опыта;
  • разработка проблем глобализации мира, осмысление систем новейших глобальных взаимодействий и роли вооруженных сил в них;
  • разработка проблем формирования новой мировой архитектуры и систем безопасности в XXI веке;
  • теория национальной стратегии как теории, практики и искусства управления государством;
  • законы, принципы и обычаи войны;
  • взаимосвязи национальной стратегии, политики, экономики и военной стратегии;
  • проблемы современной мобилизации, то есть мобилизации в условиях реальной экономической и демографической ситуации, демократии и рынка;
  • разработка геоэкономического, геоинформационного и геостратегического атласов мира;
  • разработка проблем освоения космоса, как новой сферы обитания человечества и новой сферы применения сил и средств ВС, обеспечивающих контроль планеты;
  • разработка проблем информационной составляющей военно-политических взаимодействий, а так же проблем информационных и геоэкономических войн;
  • вопросы геополитических технологий как новых операционных средств войны;
  • вопросы облика и характера войн Третьего тысячелетия, развития цивилизационных напряжений в национальные, а затем в локальные и региональные конфликты;
  • цивилизационные аспекты войн;
  • "малые", гражданские и "иррегулярные" (партизанские действия и "мятежевойна") войны, как локальные конфликты и как часть стратегического воздействия на противника и их взаимосвязи;
  • роль и проблемы миротворчества и так далее…

Этот абсолютно не исчерпывающий перечень некоторых военно-научных проблем, относящихся к войне, понимаемой, в первую очередь, как естественная часть бытия человечества, и только потом, как наука - о собственно вооруженной борьбе.

***

Существует еще целый пласт фундаментальных военно-научных проблем, непосредственно относящихся к сфере вооруженной борьбы, решение которых позволит резко улучшить общее состояние национальной военной мысли и которые имеют сущностное значение для национальной безопасности России.

На наш взгляд, важнейшими из них являются:

  • собственно военная составляющая Национальной стратегии России и ее Военная доктрина;
  • проблемы определения существа современных войн, их признаков, показателей и критериев начала, а также понятийного аппарата теории войн (например, что есть "война", "агрессия", "агрессор", каковы и что представляют собою "новые операционные средства войны", "мирное и военное время" и так далее)
  • проблемы начального периода войны (к примеру, когда давать команду на отмобилизование и переход к военному времени, и кто будет охранять гарнизоны и объекты инфраструктуры, когда войска уйдут в М-1);
  • проблема разработки Плана обороны страны, что, очевидно, шире, чем планы применения Видов ВС;
  • порядок приведения страны к высшим степеням готовности к войне;
  • комплекс мобилизационных проблем в эпоху "рынка";
  • проблемы системы управления государством в мирное и военное время и порядок перехода от одного состояния страны и системы управления страной к другому;
  • проблемы военного образования как системы подготовки профессиональных кадров государственного и военного управления, военные профессиональные образовательные стандарты;
  • проблема кодификации Военного права России и выпуск соответствующих кодексов;
  • проблема разработки государственной идеологии воинской службы и корпоративной этики офицерского корпуса;
  • проблема информационной устойчивости стратегического управления страной и войсками и так далее;
  • информационная модель и информационная картина боя;
  • сетевые войны и войны в условиях применения оружия работающего на новых физических принципах (например, нанотехнологии);
  • что такое совместные военные системы и совместные стратегические действия (партнерство, союзничество);
  • перспективы развития Видов ВС и родов войск, их соотнесенность, обеспечение и взаимодействие;
  • проблемы военно-гражданских отношений;
  • роль морального фактора в войнах будущего, психологии населения и общества в формировании духа победы и так далее.

В целом, без ответов на все эти вопросы мы просто никогда не будем готовы к войне и заранее отдаем инициативу своим геополитическим противникам.

Очевидно, что без официальной постановки и серьезной научной разработки этих проблем будет невозможна их формализация в национальном государственном и военном праве, а значит и в практике государственного и военного строительства.

Нам представляется, что одними из, может быть, главных причин такого катастрофического положения дел с национальной военной мыслью, являются:

  • отсутствие четко сформулированного заказа высшей государственной власти России и высшего командования ее Вооруженных Сил на теоретические разработки стратегического плана;
  • отсутствие независимого экспертного органа (института, центра и т.д.), который был бы уполномочен: получать заказы на разработку научных проблем стратегического характера; имел достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы формулировать проблемы, заказывать их разработку, вести самостоятельную научную деятельность, и так далее, и при всем этом - состоять на содержании Министерства обороны или Совета Безопасности Российской Федерации, и отчитываться исключительно перед ними.
  • отсутствие надлежащего финансирования и привычка к "интеллектуальной халяве";
  • практическое исчерпание специалистов, способных осознать проблему, четко сформулировать ее и предложить собственный путь ее решения, способных отстоять свой путь в дискуссиях и при давлении авторитетов, "звезд и погон", мнений и политической целесообразности;
  • отсутствие национальных механизмов оценки и реализации теорий общестратегического уровня;
  • отсутствие интереса к военной науке у значительного числа представителей высшего командного состава Вооруженных сил, их личная культурная и профессиональная деградация.

Нам представляется, что это, во многом, определяется и тем, что высшее руководство нашего государства и значительная часть высшего командного состава Вооруженных Сил РФ не осознает состояния, в котором сегодня протекает бытие России и ее Армии.

Мы убеждены, что самый важный вывод, который мы должны сделать из оценки современной стратегической обстановки таков - наше национальное бытие протекает в состоянии войны, и победа в ней будет на стороне не только технически более совершенной, но и более культурной и образованной нации, а также ее профессионально подготовленной и защищающей безусловно правое дело, армии, ведомой прекрасно образованным офицерским корпусом.

Предметный план проблемы

За пределами исследований современной военной науки остались важнейшие и абсолютно конкретные вопросы государственного и военного строительства.

1. Так, например, наша военная мысль не предложила государству четкой модели единой системы управления государством, способной эффективно управлять страной в мирное и военное время, и алгоритмы перехода из одного ее состояния в другое.

Кроме того, очевидно, что все так называемые "структурные изменения" в наших Вооруженных Силах, рождаются исключительно в высших кабинетах Минобороны и Генштаба, и без всякого научного их обоснования и независимой военной научной экспертизы, что недопустимо в принципе.

Наша военная мысль не внесла, сколько ни будь важных и научно обоснованных предложений и по структуре самого Министерства обороны, реальное разделение прав и обязанностей Аппарата Минобороны и Генштаба носит поверхностный характер.

Структурная чехарда в высших эшелонах Армии как "перманентная военная реформа", сопровождаемая снижением престижа воинской службы, сужением прав и реальной нищетой офицерского корпуса, не может не привести к росту самого страшного социального явления в Армии - ее поголовного оторговления, негативному кадровому отбору и распаду ее профессиональной ткани.

Армия как совокупность войск, должна быть однозначно выведена из системы рыночных отношений, и, одновременно, обязана получать все выгоды, получаемые от "рынка", не являясь его субъектом.

При этом военная наука не разрабатывает крайне важную проблему объективного обоснования системы и конкретного финансового наполнения денежного содержания военнослужащих, исходя из критериев их трудозатрат, времени и условий несения воинской службы, ее качества и состояния. Именно поэтому, как назначение должностных окладов, так и вообще все денежное содержание военнослужащих, является преступно и унизительно низкими, так как определяются государством волюнтаристически, (по формуле "три П", то есть "палец-пол-потолок"), а Армия не имеет своих неоспоримых аргументов и только "ждет милостыни" у власти.

2. Необходимо отметить, что существуют темы не представляющие собою серьезной и сложной научной проблемы, но крайне важные и прояснение которых просто облегчит решение многих методологических, статусных, идеологических и воспитательных вопросов.

К таким темам мы относим, например, в области воспитания личного состава Армии - разработка и введение в практику обучения и воспитания войск государственной идеологии воинской службы и корпоративной профессиональной военной этики, в качестве предмета обучения и основы воспитания воинских коллективов.

В военной истории - определение события и даты основания Российской армии, так как очевидно, что тысячелетняя история России это есть история ее Армии, в тоже время - этот неоспоримый факт никаким научным образом не подтвержден и в политическую практику государства и Армии не вводится.

Вот и приходится все время оправдываться по поводу "победы Красной армии над немцами под Псковом и Нарвой в 23 февраля 1918 года", как будто до того - в блестящей военной истории России не было ни Александра Суворова, ни Петра I, ни победы на Поле Куликовом.

В области тактики - в войсках и военных учебных заведениях практически отсутствуют современные учебные пособия (типа "Тактика в боевых примерах", на которых училось послевоенное поколение офицеров и генералов Советской армии), в которых бы был профессионально описан опыт боевых действий взвода, роты, батальона в Афганистане и Чечне, а это означает только одно - реальный опыт боевых действий войск не изучается, а значит бессмысленно и преступно теряется.

А в связи с тем, что в военных училищах (институтах), как правило, командуют ротами и батальонами курсантов, и преподают им тактику нигде не воевавшие и не служившие в войсках, бывшие курсанты этих же училищ, то именно по этим причинам, (к нашему ужасу) никто из опрошенных нами курсантов, то есть будущих офицеров, одного знаменитого командного училища не обнаружил элементарных и необходимых командиру профессиональных знаний, например, таких как: как взять (или оборонять) дом, мост, опушку леса, этаж здания, высоту, деревню; как правильно построить лагерь (расположить войска) в лесу, в поле, и так далее. Чего же ждать от таких офицеров в войсках?

3. Реальное состояние армии таково, что подавляющее большинство офицеров тактического и оперативного звеньев, не имеют собственного боевого опыта и личного опыта организации и проведения учений с боевой стрельбой (начиная с ротных и батальонных и кончая тактическими учениями с боевой стрельбой полков, бригад и дивизий), а высший командный состав (в том числе и Генеральный штаб) все более теряет навыки в организации и проведении больших учений, маневров и военных стратегических игр.

Другими словами, сегодня теряются знания и опыт управления боем, сражением и войной в целом, что является для Армии и Государства однозначно гибельным.

Очень скоро может оказаться, что в Армии вообще никто и ничего уметь, кроме докладов, организации показов, парадов и "мелких стычек, зачисток и контртеррористических операций" (куда нас настойчиво толкают наши западные НАТОвские "друзья") не будет.

Это значит, что в Армии и Государстве возникла жизненная необходимость обучения всего офицерского корпуса (включая и высший командный состав Вооруженных Сил России, и высшее руководство государства) тем методам, приемам, навыкам и умениям организации масштабных и сложных общевойсковых и государственных военных мероприятий, которыми так блестяще владело поколение современных ветеранов, то есть старшие офицеры и генералы запаса, уволенные в ходе последней десятилетней "демократической" волны.

У нас еще есть возможность не допустить трагического разрыва опыта и знаний военных поколений и утраты этой, собственно военной части, нашего национального достояния.

Мы считаем крайне важным официальное создание при дивизиях, корпусах, армиях, военных округах, военно-учебных заведениях штатных Советов (Методических советов) по боевой (оперативной) подготовке, а при Президенте (и Правительстве) России - Совета по стратегической подготовке государства.

К работе в этих советах в штатном качестве, должны быть привлечены все дееспособные и имеющие соответствующий опыт работы ветераны, проживающие в данных местностях.

При этом нам представляется крайне важным, чтобы на время этой работы они могли бы быть призваны из запаса и получали бы соответствующее званию, должности и штатному расписанию денежное довольствие.

Этой работой так же должны заниматься Академия военных наук Министерства обороны, Помощник Министра обороны России по науке, и, конечно, Генеральный штаб.

Общекультурный аспект проблемы

Вызывает тревогу, как само состояние национальной военной мысли, так и тот факт, что офицерский корпус практически прекратил читать профессиональную литературу и литературу общекультурного плана, и в существующих условиях отсутствия источников культуры в гарнизонах - "дичает".

Это вызвано не только нищенским содержанием офицеров и военных ВУЗов, которые не имеют денег, чтобы выписывать профессиональные российские и, тем более зарубежные журналы, но и тем, что основные военные библиотеки для них недоступны, а также тем обстоятельством, что от них уже никто этого и не требует.

В свою очередь, сами библиотеки в гарнизонах и частях находятся в жалком состоянии, а военные библиотеки ведущих академий не оцифровываются, то есть находятся в первобытном состоянии, не говоря уже о библиотеке Генерального Штаба, которая не имеет своего собственного помещения.

У нас не оцифрованы Военный энциклопедический словарь и Военная энциклопедия, что резко снижает качество научных изысканий и учебного процесса в ВВУЗах.

Нам представляется, что работа по формированию национальной Публичной военной библиотеки, основанной на современных цифровых носителях и Интернете, то есть доступной в каждом ВВУЗе, гарнизоне и части, должно составить важную часть военно-научной и воспитательной работы.

Раньше, для офицеров издавались специальные серии книг. До Великой отечественной войны - "Библиотека командира" - тридцать книг западных военных классиков (Мольтке, Шлифен, Клаузевиц, и так далее), и занимался этой работой сам Александр Свечин, а государство находило для этого деньги и возможности.

В СССР издавалась "Библиотека офицера", переводились и выпускались труды зарубежных классиков военной мысли (например, труды Лиддела Брет Гарта и Дж. Кингстон-Макклори)

Сегодня ничего подобного нет - никто ничего серьезного не выписывает, не читает, не смотрит и не слушает, поэтому крайне необходима разработка самостоятельного проекта "Библиотека российского офицера" с началом его реализации уж в 2008 году.

Кроме того, все наши лучшие военные библиотеки имеют, в основном, историко-архивную ценность, так как в течении последних десяти лет были лишены возможности собирать, переводить и обрабатывать современную зарубежную военную литературу и даже наши национальные источники, в том числе и опыт Афганской и Чеченской войн.

Мы считаем, что необходимо восстановить систему публикаций военно-научных трудов по широкому кругу проблем и иметь для этого особый печатный орган (например: "Вестник Общественного Военного Экспертного Совета", а так же - создать Центр Военного Отечествоведения) и вывести его с уровня работы одиночек энтузиастов, которые сегодня в инициативном порядке, и без поддержки государства и армии, пытаются своим подвижничеством воссоздавать российское военное наследие, 3 на уровень государства.

Это значит, что офицерский корпус России должен иметь свою Публичную (открытую) Военную Библиотеку, а Российская военная мысль должна перейти на новую современную систему информационного обеспечения.

Эта информационная система должна базироваться на Единой информационной научной сети всех библиотек, учреждений военного образования, науки и архивов, с доступом к Банку информации (об истории войн и военном искусстве, а также о зарубежном и национальном опыте подготовки и ведении боевых действий во второй половине двадцатого века) созданному при Генеральном Штабе ВС РФ или специальном Фонде, и с возможностями выхода в подобные национальные информационные сети ведущих государств мира.

Это означает, что сейчас, как минимум, необходимо в приоритетном порядке оснастить все учреждения военного образования и библиотеки Интернетом, что уже сделано даже в каждой сельской школе.

В перспективе эта информационная система должна опираться на наш национальный (военный) Интернет и стать приоритетной в нашем военном строительстве.

Кроме того, мы считаем, что необходимо вернуть в части и гарнизоны обязательную подписку на печатные издания Минобороны и рекомендованную литературу.

В связи с тем, что Армия и ее гарнизоны исторически являются опорными пунктами российской государственности и национальной культуры России, нам представляется, что важнейшим и необходимым направлением усиления роли культуры в Вооруженных Силах РФ должно стать сохранение в их собственности всей инфраструктуры существующих учреждений и средств армейской культуры, и превращение их системы в реальную и эффективную опорную сеть духовно-нравственного и патриотического воспитания не только военнослужащих и членов их семей в частях и гарнизонах, но в территориальных образованиях мест их дислокации.

Это значит, что совершенно недопустимо экономить на армейской культуре и ввергать ее в область так называемых "рыночных отношений", так как культура это душа Армии, а на душе экономить преступно.

О самостоятельной работе и самостоятельной учебе и
военно-научном творчестве офицерского корпуса

Самостоятельная подготовка офицеров должна стать неотъемлемой частью его боевой и оперативной подготовки, и частью повседневной жизни офицерских собраний в частях и гарнизонах.

Она должна иметь вид обязательной и плановой работы, контролируемой, планируемой, оцениваемой и поощряемой вышестоящими штабами и высшими военными учебными заведениями.

Эти инстанции должны формировать для этого соответствующие творческие планы, которые могут включать в себя как рефераты по гуманитарным дисциплинам, публицистическим и военно-историческим источникам, тематические обзоры отечественных и зарубежных СМИ и ИНТЕРНЕТа, так и описания реального боевого опыта, опыта проведения учений, воспитательной работы и так далее.

Кроме того, сам институт офицерских собраний частей должен быть использован в качестве школы обязательного профессионального самообразования офицеров, а успехи самообразования должны отмечаться в их аттестациях.

Важной частью самостоятельной подготовки офицера должна стать его научная работа в соответствующих аспирантурах и докторантурах.

Чтобы офицер мог эффективно заниматься собственным профессиональным совершенствованием, необходимо создать и иметь в любом гарнизоне Армии соответствующие библиотеки и терминалы для доступа в единую, в том числе и компьютерную, национальную сеть военных (общегражданских) библиотек.

Примером серьезного отношения к своей самостоятельной подготовке должен стать высший командный состав Вооруженных Сил России, каждый член которого должен быть обязан лично разрабатывать определенный круг военно-научных тем и курировать определенные области военных наук.

Правовой аспект проблемы

После агрессии НАТО в Косово мы наблюдаем "пепелище" мирового права, которое также необходимо не только восстанавливать и совершенствовать, но и создавать заново.

Нельзя не отметить, что подобное "пепелище" (правда, более похожее на "свалку") мы имеем и в сфере нашего национального военного права. Ведь сегодня мы имеем только сам термин "военное право", за которым следует наш обычный российский правовой беспредел.

Этот военно-правовой беспредел существует не только потому, что никто не выполняет уже принятые законы, и не потому, что, как говорят "на них нет денег", но еще и потому, что в России до сих пор нет ни одной структуры, которая была бы полномочна (то есть, имела бы такое государственное служебное предназначение) и отвечала бы:

  • за кодификацию национального военного права;
  • за разработку концепций законов военного права;
  • курировала бы работу над ними;
  • собирала и издавало бы их отдельным изданием;
  • отвечала бы за их изучение в ходе учебного процесса в учреждениях профессионального военного образования;
  • следила бы за текущими изменениями в военном праве, своевременно вносило бы необходимые изменения в него и доводило бы их до войск и так далее.

Сегодня у нас военно-правовым законотворчеством занимается Государственная дума Федерального Собрания России (военный бюджет и законы федерального уровня), договорно-правовые управления и отделы структур Минобороны, структур СНГ, практически всех силовых структур государства (которые все занимаются только "правовой текучкой") и так далее.

Все эти структуры часто даже не догадываются о том, что делают их соседи, поэтому, во многом, наше современное военное правотворчество, есть - сплошная самодеятельность и "изобретение велосипеда". Всю эту огромную работу в области национального военного права никто не координирует, а наш Минюст даже не имеет соответствующего военного правового управления, как нет ничего похожего ни в Минобороны, ни в Совете Безопасности России.

Мы сегодня не знаем не только важных аспектов международного военного права и последних достижений военно-правовой мысли ведущих государств мира, но и своих собственных разработок в этой сфере.

В России до сих пор нет ни национального Кодекса военного права, ни даже Хрестоматии военного права, хотя это дело безусловно не терпит отлагательства.

Армия обязана жить по законам, а значит должна их знать, тем более, что через историю нашего национального военного права можно изучать и всю историю Государства российского.

Нам представляется, что эта работа огромной трудности и высшего государственного уровня (двести лет назад аналогичной работой по кодификации Права Российской Империи занималась специальная Коллегия руководимая М. Сперанским) должна быть санкционирована Президентом России, проводиться специальным государственным органом и общественным Центром Российского военного права.

Институциональный аспект проблемы

Нам представляется необходимым подчеркнуть следующее - военно-научная работа должна активно вестись не только в штатных структурах Генерального Штаба и военных учебных заведениях, но и в общественных организациях, независимых экспертных структурах и учреждениях, и подкрепляться деятельностью (еще не созданного) независимого Общественного Военного Экспертного Совета, курируемого Советом Безопасности или даже Президентом России.

На наш взгляд, серьезная научная работа может быть успешной только в том случае, если будет существовать централизованное управление военной наукой.

Это предполагает наличие государственного заказа на разработку научных проблем, а, значит, своеобразный "Госплан" и "Госзаказ", что, в свою очередь, предполагает свой "Госснаб", то есть гарантированную оплату научного труда.

Кроме того, мы убеждены, что одним из самых опасных негативных факторов современного военного и государственного строительства является отсутствие реальных и эффективных механизмов оценки предлагаемых теоретических исканий и претворения их в жизнь.

На этом пути существует несколько основных препятствий:

  • во-первых, в Министерстве обороны и даже в Генеральном штабе почти не осталось специалистов, способных профессионально и стратегически верно оценить и анализировать предлагаемые им экспертные исследования общестратегического характера, а также вынести по ним свое профессиональное корректное суждение, при этом все они смотрят на своих прямых начальников, которые, по разного рода причинам, знают тему еще хуже;
  • во-вторых, лица, принимающие основные решения с носителями идей и авторами теорий лично не встречаются, а, значит, зависят от мнения своих некомпетентных исполнителей;
  • в-третьих, практика принятия сущностных решений путем бессмысленных и бесконечных согласований которая порочна сама по себе, так как приводит любое решение или теорию к своей полной противоположности, и снимает всякую персональную ответственность со всех участников этих решений;
  • в-четвертых, никто не отвечает за реализацию решения целиком и не отслеживает ход их исполнения в плановом и ежедневном режиме.

Для того, что бы российская военная мысль не зачахла на корню, то есть вышла бы из сегодняшнего состояния "комы", необходимы, на наш взгляд, серьезные институциональные изменения в системе национальной военной науки.

Нам представляется целесообразным, чтобы в этих целях Министр обороны принял решение о введении должности Помощника МО РФ по науке, и о создании независимого Центра военной науки с приданием ему статуса головной научной структуры Минобороны, а возможно - Совета Безопасности Российской Федерации.

Так как у нас любая общественная наука всегда носит конъюнктурный характер, то есть обслуживает взгляды и идеи сегодняшнего руководства, что является совершенно недопустимым, то, в этом плане, здесь ключевым словом является слово "независимый", что подразумевает возможность и право руководства Центра вести самостоятельную кадровую, научную и экономическую политику, опираясь на соответствующее право и щедрость Минобороны и государства.

Здесь представляется уместным провести аналогию с отношением государства к национальной фундаментальной науке.

Сегодня можно с удовлетворением отметить, что государство, наконец, осознало, что в фундаментальную науку (несмотря на то, что она не дает немедленного эффекта и мгновенно не окупается) оно должно вкладывать огромные деньги и всячески поощрять ее творцов, так как в ином случае неминуемо отставание от мира развитых держав, зависимость от них, и, в конечном счете, утрата национального суверенитета и национальной безопасности.

Мы убеждены в том, что:

  • во-первых, нет ничего более полезного, выгодного и эффективного чем хорошая теория;
  • во-вторых, военная наука относится к категории фундаментальных наук, что означает только одно - государство обязано вкладывать в нее серьезные средства и поддерживать ее институты и творцов в той же мере, что естественные науки.

Это значит, что Россия должна собирать своих творцов, пророков и мыслителей, оберегать их и дать им возможность свободно творить, а также создать им все мыслимые благоприятные условия для их творческой работы и личной жизни.

Знания, всегда - сила, поэтому, военные знания должны стать нашим профессиональным культом.

II. О национальном профессиональном военном образовании

Я уверен, что главными заботами государства должны стать и быть: Семья; Школа и Армия, так как на них оно (государство) стоит и чьей крепостью сильно, благополучно и успешно, и что это самые устойчивые и консервативные части социума, и в этом (и в них) спасение и надежда нации.

В этом разделе мы рассмотрим проблему профессионального военного образования, как базовой основы военного профессионализма и успешности армии как профессиональной государственной корпорации и важнейшего механизма ее качества. При этом, в интересах темы мы сознательно объединим категории "школа" и "профессиональное военное образование", и далее будем употреблять термин "военная школа" или "профессиональная военная школа", понимая под ними собственно "школьно-образовательную" часть системы воинской службы.

Кроме того.

Нам представляется, что в целом, наша национальная система военного образования должна включать три основных уровня.

Уровень подготовки - военных профессионалов, то есть офицерский корпус и высший командный состав Армии и государства.

Уровень подготовки - корпуса младшего командного состава и военных специалистов.

Уровень - получения необходимых военных знаний и навыков всем населением страны.

Сейчас мы будем рассматривать только уровень подготовки военных профессионалов.

Перед тем как перейти к изложению существа вопроса, считаю важным дать свое видение современного состояния самого профессионального военного образования.

Состояние профессионального военного образование в России сегодня

Анализ и точное знание современного состояния профессионального военного образования как системы обучения, и воспитания командного состава Армии всех уровней, позволяет нам с горечью констатировать следующее.

1. На сегодняшний день в России нет военно-научных школ как направлений национальной военной теоретической мысли и современной военной практики.

Нет научных школ связанных с именем признанного национального военного философа, стратега, ученого или военачальника, как, к примеру, эти школы исторически связывались с великими именами - Петра I, Петра Румянцева - Задунайского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Драгомирова, Дмитрия Милютина, Михаила Скобелева, Николая Юденича, Александра Свечина, Константина Жукова и так далее.

Нет научных школ в большом смысле, то есть в смысле военно-научной школы как основного течения военно-научной мысли государства отражающего смысл, задачи и философию предназначения его военной компоненты.

2. Сегодня российская Армия не имеет своей собственной национальной военно-научной школы, что означает отсутствие у нас и своего собственного современного национального Российского военного стиля.

Нам представляется очевидным, что сам факт отсутствия интереса государства (да и самой Армии) к поиску национального Большого военного Смысла, своим итогом имеет отсутствие национального военного Стиля.

Национальный военный стиль - есть, та самая главная родовая военная особенность государства, которая была так блестяще выражена в победоносном Большом русском военном стиле и в Большом советском военном стиле, и который, как нам кажется, еще до сих пор сохраняется под развалинами Советской армии, и, в принципе, может быть восстановлен, если, конечно, будет востребован государством.

Это значит, что у нашей современной военной мысли нет своих собственных представлений о направлениях развития военного дела, а значит, и нет своих представлений о задачах и идее профессионального военного образования.

Без полной определенности в этих важнейших вопросах, невозможно качественно готовить современный руководящий состав Армии и Государства.

3. Некоторые причины такого положения дел.

Конечно, главной причиной такой ситуации, является - отсутствие у России официально принятой национальной государственной идеи и, адекватной ей, национальной военной доктрины.

Но имеются причины меньшего масштаба, к которым мы относим следующие.

Анализ отечественной военной истории позволяет нам сделать вывод о том, что - военное образование в России и СССР было удовлетворительным потому (и до тех пор), потому что им лично занимались первые лица государства - Цари и Генеральные секретари.

Мы хорошо знаем, что сегодня этим вопросом не занимается практически никто из руководителей такого уровня. Все те, которым положено заниматься этой проблемой по должности - не имеют ни соответствующего уровня знаний, ни опыта, ни авторитета в Армии, ни своих собственных взглядов на существо проблем, ни, что самое печальное, даже желания вникнуть в суть дела, а тем более осмелиться принять самостоятельное решение и нести за него ответственность.

Дальнейшее отсутствие руководства этим вопросом со стороны высших должностных лиц государства и Армии, неизбежно приведет к разрушению остатков военных научно-образовательных структур и учреждений профессионального военного образования, к вырождению национальной военной мысли, а так же к утрате необходимого качества всем высшим командным составом Армии и Государства.

Этот процесс в России стал уже наблюдаемым, в виде открытого заимствования чужих (и чуждых нам) взглядов, подходов и методик военно-научного анализа и профессиональной подготовки, и попыток их внедрения в национальную образовательную (и не только) ткань.

К сожалению, этот процесс идет одновременно с полным пренебрежением к нашему национальному историческому военному опыту, и при игнорировании современного боевого опыта Армии.

4. Я, как генерал, получивший самое полное профессиональное военное образование, которое было в СССР, то есть Мс СВУ, Мос ВОКУ, Военную академию им Фрунзе и ВАГШ , смею утверждать, что сегодня в России действенного и современного военного профессионального образования не существует.

В лучшем случае, есть определенное методологическое "натаскивание", но офицер в наших ВВУЗах не переходит на новый уровень своей личной культуры, не растет как профессиональный руководитель, так как все программы всех наших вузов безнадежно устарели и требуют кардинальной переработки.

Кроме того, очевидно, что высшее гражданское управление государством комплектуется из людей, не имеющих никаких практических навыков и теоретических знаний по управлению государством, а уж тем более, об управлении силовой сферой государства. Эту чудовищную профессиональную необразованность высшего государственного руководства Армия испытывает на себе ежедневно.

Нам представляется, что дальнейшее сохранение такого положения недопустимо.

Существующая сегодня система переподготовки на ВАКе ВАГШ, основу которой составляет преподавание собственно военных дисциплин, очевидно эту проблему не решает.

Это значит, что наша военная наука должна разработать и предложить государству обязательный курс "ликвидации государственной стратегической безграмотности", без прохождения которого, государственных чиновников высшего ранга, включая президента и премьер-министра страны назначать нельзя.

5. Нам представляется, что военное профессиональное образование нуждается в кардинальной реформе. Это касается, как сокращения числа военных кафедр гражданских ВУЗов и переход на прямые контракты МО РФ с необходимыми специалистами, так и резкого сокращения числа военных учреждений высшего образования и перевода их в новое качество.

Мы уверены, что число военных академий достаточно иметь по одной на Вид ВС РФ, плюс Военно-медицинскую и Академию тыла, а военные училища общевойскового профиля сделать интегрированными, то есть включить в их состав и цикл обучения на правах отдельных факультетов все рода войск участвующие в общевойсковом бою (мотострелков, танкистов, артиллеристов, инженеров, химиков, связистов, и даже войсковое ПВО и т. д.), и иметь их на Дальнем Востоке, Сибири, Центре и Юге России. Притом, что обязательным условием является - сбережение учебных центров родов войск и Видов ВС, а также научных школ.

При этих академиях и училищах должна быть развернута мощнейшая система курсов подготовки командиров рот, батальонов, полков и бригад, без окончания которых офицер не должен назначаться на следующую высшую должность.

6. Очевидно, что подобная концентрация военной мысли должна привести к резкому поднятию статуса военного профессионального образования, престижности преподавания и росту его качества, и, что немаловажно, повышению должностных категорий профессорско-преподавательского состава и администрации ВВУЗов и увеличению их денежного содержания.

Мы убеждены, что командные и преподавательские кадры военных дисциплин учреждений профессионального военного образования должны комплектоваться только и исключительно офицерами, имеющими войсковой опыт службы в должностях: в военных училищах (минимально) полкового (бригадного) звена; в военных академиях (минимально) дивизионного (корпусного) звена.

Этот принцип должен исключить возможности служебного роста офицеров ("от курсанта - до генерала, не выходя из одного подъезда"), к примеру - от курсанта до начальника кафедры или заместителя начальника учебного заведения.

Преподавание общенаучных дисциплин в учреждениях профессионального военного образования необходимо осуществлять путем найма по контракту выдающихся ученых, общественных деятелей и лучших педагогических сил региона.

Представляется крайне важным существенно и быстро поднять уровень воинских званий постоянного состава учреждений профессионального военного образования.

При этом все и любые рассуждения по поводу "необходимости сокращать генеральские должности", на наш взгляд, являются просто проявлением дешевого и вредного популизма, и полного непонимания существа и важности качественного профессионального образования на всех уровнях военных учебных учреждений.

7. В Армии практически отсутствует собственная современная информационная военно-научная база и сеть военно-научных изданий.

Ужас положения усиливается тем, что военно-научные структуры и учреждения профессионального военного образования страны, не только не связаны в современную единую национальную информационную сеть, но и в течение уже более десятка лет, не имеют доступа (по бедности и не только) даже к открытым зарубежным военно-научным источникам, в том числе и потому, что не имеют даже самого элементарного Интернета.

8. Профессорско-преподавательский состав учреждений военного профессионального образования не имеет возможности вести свою работу последовательно и качественно.

Он комплектуется случайными людьми (по принципу наличия квартиры в городе), экономически обеспечен безобразно, стимулов к совершенствованию своего труда не имеет.

Лучшие профессорско-преподавательские кадры России (даже общих гуманитарных дисциплин) к чтению лекций и вообще к преподаванию в учреждениях военного профессионального образования не привлекаются.

Но самым печальным, на наш взгляд, является тот факт, что современное профессиональное военное образование, до сих пор не имеет своей национальной "идеи" профессиональной военной школы, а его общая система требует серьезной корректировки.

О национальной системе профессионального военного образования

"Народ вправе желать, чтобы офицеры,
в полное подчинение коим поступают его дети,
были безупречными"

А. Апухтин

 

Безупречность офицерского корпуса России зависит от качества и общей тональности государственной идеологии воинской службы, его профессиональной этики и, во многом, от того профессионального образования, которое должен получить офицер в ходе своей службы, как военный профессионал и гражданин России.

"Идея" национальной профессиональной военной школы

Изучение нашей военной истории не может не привести к достаточно печальному выводу: в России всегда было немало прекрасно образованных людей, в том числе и военных, но в нашем государстве никогда не было хорошего военного образования.

Поэтому, считаю необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе "военной школы", притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать "идея школы".

Этот тезис родился у меня в связи с тем, что по нашему мнению, чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня (в том числе конечно и военная), в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

Обращусь за подтверждением этого тезиса к нашим классикам. В. О. Ключевский писал: "…Идея школы слагается из известной цели, к которой направляются все образовательные средства, знания, навыки, правила, и из прилаженных к этой цели приемов, которыми эти средства проводятся в воспитываемую среду".

"… Каждый из наставников должен живо и цельно представлять себе тот умственный и нравственный тип, который схематически предначертан воспитательной программой… с конечной целью - сделать каждого воспитанника возможно точным снимком с этого программного образца". 4

Мой личный служебный и образовательный опыт (я сам прошел все ступени военного образования от Суворовского училища, до Военной академии Генерального штаба) привел меня к следующему выводу: в России "идея школы" изначально закладывалась и реально осуществлялась только при организации системы суворовских военных училищ в 1943 году, так как и подбор учебных программ, и подбор офицеров воспитателей, и общая атмосфера "кадетского братства" в СВУ были сформированы нашим государством специально для того, чтобы дать ему (государству) идеально взрощенных (в идеале, в принципе, в плане) государственно социализированных будущих государственных (военных) руководителей.

Все остальные военные учебные учреждения (МВОКУ, Военная академия им. М. В. Фрунзе и Военная академия Генерального Штаба) таких идеальных моделей, то есть "идеи школы" не имели. Они имели своей главной задачей заниматься не душами, широким образованием и индивидуальным воспитанием своих слушателей, а насытить их головы определенным и минимально необходимым количеством программных (согласно образовательному стандарту) и специальных знаний и навыков.

Это происходило, может быть и потому, что считалось, в эти учреждения высшей военной школы слушатели должны поступать уже по определению достаточно образованными и воспитанными людьми, что конечно было (и есть) глубочайшим заблуждением.

Может быть, именно по этому существующая система профессионального военного образования не способна воспитать и дать основы настоящего профессионализма своим учащимся, и заложить в них истинную воинскую этику, а попытка перестроить его исключительно на так называемых "общеобразовательных стандартах" привело только к тому, что военные училища и академии стали наименоваться (как бы в отместку армии) военными институтами и университетами.

И дело здесь не в том, что наши государственные общеобразовательные стандарты плохи, а в том, что наша национальная система профессионального военного образования должна базироваться в первую очередь - на серьезной и глубокой гуманитарной (либеральной) составляющей учебных программ, а также на своих собственных профессиональных военных стандартах.

Наше видение "идеи" национальной военной профессиональной школы (НВПШ) таково.

Профессиональная военная школа - должна готовить военных профессионалов способных воевать (в терминах С. Хантингтона - "управлять насилием") и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

Это значит, что НВПШ должна готовить своих питомцев как:

  • военных профессионалов способных и умеющих воевать успешно, то есть "установленных на победу", то есть как победителей;
  • высокого уровня, государственно социализированных и ответственных, системных управленцев (менеджеров);
  • безусловных и просвещенных патриотов России;
  • духовно-нравственных и во всех отношениях здоровых людей.

Такая базовая "идея" НВПШ подразумевает, что ее выпускники (кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин) должны:

  • получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
  • обучаться кодексам поведения (житейским правилам службы и воинского общежития) в их идеальной этической трактовке, в том числе и "правилам и обычаям войны" как собственно вооруженной борьбы, другими словами они должны обучаться умению жить и служить, как подобает российскому офицеру;
  • НВПШ должна воспитывать и них "критическое нравственное чутье", то есть умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
  • воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее; давать (на примере нашей национальной истории) полное представление о месте и роли армии в государстве и обществе, и о роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
  • получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о боевом опыте и современном состоянии зарубежной и национальной военной мысли.

В "Наказе" Екатерины II, относительно системы образования в России была и такая мысль: "При специальном обучении, должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство".

Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания, то есть "вкоренения норм и кодексов" в умы и сердца воспитанников - это дело исключительно всего персонала учреждений профессионального военного образования и конечно института офицеров - воспитателей, руководителей учебных подразделений. Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в слушателях "идеальный тип бойца".

В. О. Ключевский отмечал: "Гражданская школа (в том числе и современная), выпускает людей "рыхлых", без какой - либо внутренней оси.

Наша военная школа - давала людей точных, подобранных, знающих, что можно и чего нельзя, а главное - с верным, никогда не мутившимся чувством Родины. Это чувство было сознанием постоянного ее служения".

Безусловно, что все сказанное выше должно присутствовать на каждой ступени ВПШ, но по степени сложности должно быть разнесено по ее уровням.

Таким образом, профессиональное военное образование должно иметь конкретную (деловую) цель, а каждая его ступень (уровень) должна приводить нормального воспитанника (офицера) к следующему (очередному) уровню его служебной (государственной) карьеры.

Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) для ВПШ должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной социализации и корпоративной пригодности. С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.

Кроме того, Военная профессиональная школа и сама система прохождения воинской службы должны способствовать непрерывности образовательного процесса и вырабатывать у офицеров внутреннюю потребность и привычку к совершенствованию собственного профессионального уровня путем самообразования (привить вкус к самообразованию).

К сожалению, отсутствие государственной кадровой политики и системы, способной оценивать личный уровень образованности кандидатов на выдвижение, уничтожает и само побуждение офицеров к самообразованию. Нам представляется, что эту ситуацию надо менять.

В целом это значит, что интересы государственной военной реформы требуют радикального изменения как самих учебных планов учреждений профессионального военного образования и выработки новых профессиональных стандартов, так и реформы всей системы профессионального военного образования.

О разработке новых государственных профессиональных
военных образовательных стандартов

Мы считаем, что проблема разработки нового поколения государственных профессиональных военных образовательных стандартов является одной из ключевых во всей системе преобразований национального профессионального военного образования, без решения которой невозможно никакое новое его качество.

Нам представляется, что это в принципе возможно только тогда, когда их основой станет "Идея" национальной профессиональной военной школы.

Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности.

С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.

В целом это значит, что интересы России и ее Армии требуют выработки новых государственных образовательных и воспитательных профессиональных военных стандартов, новых подходов ко всей системе воспитания военнослужащих и граждан страны, а значит и внесения существенных корректив в национальную систему профессионального военного образования и ткань образовательного процесса.

Вспомним, что по определению академика И. П. Павлова "воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции".

В этом плане нам крайне важно понять, что сохранение исторической памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций, (а для Армии - крайне важных - боевых традиций) как основ национального самобытного образа жизни (основ жизнедеятельности армейских коллективов), что собственно и должно лежать в основе непрекращающегося процесса воспитания.

Мы считаем важным, чтобы при определении основных направлений преобразований в национальном профессиональном военном образовании, наше высшее государственное и военное руководство осознало, что российским офицерам как военным профессионалам может быть и придется воевать со своими американскими, английскими, германскими, НАТОвскими или китайскими коллегами, но никогда не придется конкурировать с ними на "международном рынке военного труда".

Это значит, что при формировании новых национальных государственных профессиональных военных образовательных стандартов мы должны исходить только и исключительно из потребностей собственных Вооруженных Сил

В свою очередь, это значит, что при рассмотрении приоритетности собственно военных профессиональных дисциплин, и дисциплин общегуманитарного плана, соотношение этих двух базовых образовательных компонент в едином учебном плане учреждений военного профессионального образования всех уровней должны быть дифференцированы в пользу профессионально необходимых дисциплин согласно уровню и профилю образовательного учреждения.

Важно, чтобы при такой специфике, получаемое в ходе обучения, например, общее высшее образование, никогда бы не подвергалось сомнению ни одним учреждением или инстанцией высшей школы страны, а Минобрнауки РФ не должно жестко навязывать Минобороны свои собственные подходы к образовательным компонентам государственного стандарта профессионального военного образования.

Нам представляется, что новое поколение наших национальных государственных профессиональных военных образовательных стандартов должно состоять из трех взаимоувязанных учебными планами компонентов: профессионального военного: широкого гуманитарного общеобразовательного: воспитательного.

Это значит, что наряду с разработкой государственного профессионального военного образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности военнослужащих (командного состава) Армии, предназначенных для ее целенаправленного формирования и реализации системой профессионального военного образования России, в целях подготовки воспитуемых к их долгой и беспорочной службе в рядах Вооруженных Сил России, и к активному участию в общественной и культурной жизни страны.

Еще одна крайне важная констатация - Россия сегодня, слава Богу, не воюет, и нам не нужно "гнать" учебный процесс.

Этот значит, что сроки обучения в учреждениях профессионального военного образования должны диктоваться не существующей и для Армии гибельной логикой "ускоренной подготовки командного состава армии и флота" (например, сокращение сроков обучения в Общевойсковой академии с трех до двух лет, практически уничтожило великолепную образовательную школу этой ведущей военной академии страны, и привело к появлению нескольких поколений плохо и небрежно образованных командиров среднего звена, которые со временем неизбежно будут формировать такой же необразованный и невоспитанный высший командный состав Вооруженных Сил России), а только и исключительно логикой получения полноценного и качественного профессионального военного образования.

Это предполагает полный отход от существующей кадровой политики в отношении воинских званий и служебно-должностных соответствий командного и профессорско-преподавательского состава в системе национального профессионального военного образования.

Печальный опыт борьбы за "сокращение генеральских званий" в военной науке и образовании, убедительно доказывает простую истину - экономия на статусе постоянного состава учреждений военного профессионального образования, есть путь гибельный, так как ведет не к "экономии государственных средств", а только к ликвидации образования как такового.

Национальная система профессионального военного образования

Мы считаем, что наша национальная Военная профессиональная школа должна основываться, кроме всего прочего, на понимании нескольких базовых аксиом.

1. Профессиональное военное образование должно быть непрерывным.

Это значит, что общий подход к нему должен основываться - на направлении (по линии) развития и поддержки профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих, путем его непрерывного профессионального (очного, заочного и самостоятельного) образования.

При этом - образование - должно обеспечивать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а воспитание - должно формировать ценностную, нравственную основу профессиональной деятельности военных кадров и их безусловную функциональную пригодность к воинскому труду.

Непрерывность профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров России, то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне.

2. Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма. К примеру:

  • стать и считаться профессиональным военным (то есть офицером) возможно только при получении Базового военного профессионального образования;
  • переход к профессиональному оперативно-стратегическому уровню - возможен только по получению высшего военного профессионального образования, то есть после окончания Военной академии;
  • переходу на государственный уровень - должно предшествовать получение образования в Государственной академии (о чем см. ниже);
  • стать военным специалистом с потенцией большой профессиональной карьеры - можно, как правило, при обучении (с детства) в СВУ и равных им образовательных учреждениях начального профессионального военного образования.

3. Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры - должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения.

4. Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой частью профессионального военного образования (в том числе и высшего), и должно быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки.

Представляется, что национальная система профессионального военного образования есть самостоятельная часть (вид) профессионального образования государственной службы и должна состоять из:

  1. первичного (начального или кадетского) профессионального военного образования, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса;
  2. базового профессионального военного образования, это - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ;
  3. специального профессионального военного образования, это - система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск;
  4. высшего профессионального военного образования, это - военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид;
  5. высшего профессионального государственного образования, это - Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).

Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню военного профессионального образования.

Первичное (начальное - кадетское) военное профессиональное образование

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же из сирот, "сыновей полков" и бездомных детей), должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга, и давать им:

  • полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование;
  • отличные знания иностранных языков;
  • прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;
  • базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;
  • высокий уровень физической и психологической подготовки;
  • общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;
  • навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;
  • общие навыки управления воинскими коллективами уровня "отделение- взвод" в мирное и военное время;
  • умение вести себя в обществе и контролировать свое поведение, и так далее.

Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течении 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка.

В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.

Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию.

Выпускники Суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.

Таким образом построенное первичное (начальное) профессиональное военное образование должно обеспечить высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в Армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

При необходимости и при желании выпускника, возможно принятие им на последнем курсе Военной присяги и заключение контракта с ним, обеспечивающим продолжение им обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а, в дальнейшем и воинской службы, с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника.

В целом, кадетское образование должно давать своему воспитаннику начальное профессиональное образование государственной военной службы.

Учебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня "своих" учреждений безусловно не должны облагаться налогами.

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры:

имеющие высшее образование; прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ; имеющих крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей; не стремящиеся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго.

Кроме того, важным и новым направлением кадровой политики в Армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ.

Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ.

Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: Начальник училища - генерал-майор; заместитель начальника училища - полковник: командир суворовской роты - подполковник; командир суворовского взвода - майор.

Притом, что должностной оклад этих категорий должен быть приравнен:

Начальника училища к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища, к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты, к окладу командира полка; командира суворовского взвода, к окладу командира батальона.

Представляется так же важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

Базовое профессиональное военное образование -
высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ

На наш взгляд, базовое военное образование должно вестись в течении четырех - пяти лет и обеспечивать: в течение первых трех - четырех лет - получение выпускниками общего гуманитарного высшего образования, имеющего в целом гуманистическую направленность, достигаемую за счет углубленного изучения мировой и отечественной истории, исторического мирового и национального военного наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики, педагогики, основ менеджмента, философии, дипломатии, мирового и национального права, иностранных языков, углубление навыков во владении компьютером, стрелковым и холодным оружием, техникой вождения автомобилей и так далее.

Особое внимание должно уделяться формированию физической и морально-психологической готовности учащихся к управлению коллективами людей.

В течение последних двух лет обучения, должен осуществляться курс собственно военных наук.

Он должен включать изучение всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть до практических навыков в их осуществлении, а также прохождение теоретического курса общей тактики, дающего возможность выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового боя тактического уровня.

Обучение на двух последних курсах должно сопровождаться проведением войсковых стажировок в должностях командиров взводов, командиров рот и им равных, с учетом возможной (выбранной) выпускником будущей специальности.

Выпускник учреждения базового военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного общего высшего гуманитарного образования по специальности "менеджер по управлению коллективами" общегражданского государственного образца, и диплом о получении базового (среднего) военного образования, дающего ему право и возможность служебной карьеры до командира полка включительно.

На наш взгляд, очень важной особенностью учащихся в учреждениях базового военного профессионального образования, является то, что они осознанно выбрав свой жизненный путь, как служение Родине в рядах ее Вооруженных Сил, автоматически становятся военными профессионалами и не нуждаются в служебных контрактах.

Специальное профессиональное военное образование

Тем не менее, появление выпускника в войсках, то есть собственно служба в частях действующей Армии, может состояться только после того, как он пройдет -

Курс специального военного образования, то есть первый из системы курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил, Родах войск и Военных округах.

Эти курсы должны готовить офицеров и специалистов непосредственно к работе по выбранной специальности, в конкретной должности, в конкретном военном округе (флоте).

Они могут быть непродолжительными, но обучение на них должно стать необходимым условием получения следующей, очередной в служебной карьере офицера, должности, вплоть до уровня командира отдельной части.

Высшее профессиональное военное образование

Офицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование только успешно окончив одну из военных академий Видов Вооруженных Сил РФ, (по одной на Вид, в том числе и на Тыл ВС РФ ).

Главной особенностью этих академий должно явиться то, что они должны готовить профессиональную военную элиту, способную командовать дивизиями, армиями и флотами, на уровне общевойсковых операций, то есть в них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и существующей Академии Генерального Штаба.

Высшее профессиональное государственное (стратегическое) образование

Высшее государственное образование, это образование получаемое генералами и гражданскими государственными служащими, отобранными или избранными, для назначения на высшие посты государственного управления на федеральном уровне, а также представители региональных элит, избранных населением на высшие управленческие должности в своих регионах.

Это Президент России, высшие чиновники его Администрации, председатели и руководители Палат и комитетов Федерального Собрания РФ, члены Кабинета министров Правительства РФ и его аппарата, губернаторы и руководители региональных дум и так далее.

В собственно военной сфере, это уровень Министров и их заместителей, стратегических и территориальных командований, Управлений Центрального аппарата Минобороны и Генерального (Объединенного) штаба и так далее.

Для этого должна предназначаться - Государственная академия России (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).

Эта академия должна готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать Государственную стратегию развития России

Главными предметами обучения в ней должны стать - философия и практика государственного строительства и управления государством.

Таким образом, на наш взгляд, должна быть выстроена система профессионального военного образования, способная дать нашему Отечеству и нашей Армии необходимый им профессионализм и выковывать их новую этику.

Кроме этого, только в системе профессионального военного образования можно по настоящему развивать и фундаментальную военную науку.

Построение предлагаемой системы непрерывного профессионального военного образования не предполагает больших дополнительных расходов и ее строительство, возможно начать уже сегодня, например с создания на базе существующей системы СВУ и КК Минобороны системы кадетского образования и приданием ей возможностей, статуса и полномочий давать своим воспитанникам - сертифицированное начальное профессиональное образование государственной (военной) службы.

Это значит, что, фундаментом военного профессионального образования должна явиться национальная суворовская школа, которая, как нам представляется, должна лежать и в основе системы государственной гражданской службы.

Важные аспекты военной службы общего характера

Нам представляется, что подходы к несению государственной (гражданской и воинской) службы гражданами (населением) страны в целом, должны основываться на принятии обществом, и закреплении государством в праве, следующих аксиом:

1. Государство только тогда прочно, успешно и безопасно (точнее - гарантированно "обезопашено" от разрушения извне и изнутри), когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции.

2. Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты, институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику, и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и умеют (каждый на своем уровне) эти социальные и оборонные проблемы (проблемы безопасности) решать.

3. Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает:

во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям (студентам, ученикам и т.д.), а так же предметов обучения, закладывающих в основу их профессионального предназначения базовые аспекты личной и корпоративной социальной государственнической ориентации;

во-вторых, получение ими (то есть всеми обучающимися, выдвигающимися и назначаемыми на ведущие государственные и главные корпоративные должности) - соответствующей практики личного участия в осуществлении гражданской государственной или несения воинской государственной службы.

4. Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт - "об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служению России в составе органов (структур) государственной гражданской службы или государственной военной службы", конечно, что такой пункт надо еще внести в Конституцию и принять его конституционным большинством.

5. Это так же означает, что термин "альтернативная служба" должен быть законодательно (в том числе и в Конституции РФ) изменен на термин - "гражданская государственная служба", с одновременным изменением содержания этого понятия.

Введение обязательной гражданской ("альтернативной") государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России.

6. Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане.

Демократические принципы "свободы выбора" будут реализованы в праве каждого гражданина страны - добровольно и сознательно выбрать - где он лично будет служить государству - в Армии (в течение относительно короткого срока), или на гражданской государственной службе (в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии).

7. Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры в любой отрасли деятельности, а "герои откосов" станут изгоями общества.

8. Сам призыв на государственную военную, и (или) альтернативную (гражданскую государственную) службы должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет), притом, что все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом.

Все это значит, что существующая система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных исторических ценностях служения Отечеству, должна стать основой государственной патриотической социализации всего нашего общества, и дать России новые поколения ее защитников, управленцев и просто достойных граждан.

Я убежден, что, несмотря на все трудности своего нового государственного становления, Россия создаст свою основу-Армию достойную ее величия.

Я уверен, что суворовские училища и впредь будут давать нашему великому Отечеству лучших представителей офицерского корпуса и формировать нашу политическую элиту.

Заключение

Представленная вниманию уважаемых читателей работа, безусловно, не претендует на всю полноту освещения проблемы, так как затрагивает только ее часть, в то время как "инновационная армия" это понятие комплексное, а ее строительство есть задача обеспечения выживания нации, то есть основная задача национальной стратегии.

Автор, как профессиональный стратег, видит свою задачу только в формулировании самой проблемы и в обращении к ней внимания руководства государства, Армии, экспертного сообщества и российской общественности.

Позволю себе напомнить тезис Президента России: "Нам необходимо, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня".

Нам представляется, что предлагаемые вниманию уважаемых читателей некоторые базовые направления формирования Вооруженных Сил России будущего, в области развития национальной военной мысли, военной науки и профессионального военного образования, и есть, на наш взгляд, инновационные подходы к этой проблеме.

Важным является осознание высшей государственной властью и высшим военным командованием той истины, что отличительным признаком инновации является воплощение ее на практике, которая должна характеризоваться как радикальным, так и постепенным изменениям в процессах деятельности, стратегии и состоянии организации.

Это значит, что от способности руководства страны и Армии самим перейти на инновационные методы работы и от внедрения в практику государства и Армии новых инновационных идей и подходов к военному строительству, их личного профессионального, культурного и нравственного уровня, и ответственности - зависит будущее нашей Армии, а, значит и историческое будущее России.

Как говорил фельдмаршал М. Кутузов на совете в Филях: "Сохраним Армию - сохраним Россию. Не сохраним Армию - не сохраним ни Москвы, ни России".

Вот и вся альтернатива.

Мы напоминаем эти слова великого полководца только затем, чтобы еще раз подчеркнуть, что передовая национальная военная мысль, военная наука и профессиональное военное образование жизненно необходимы нашему Отечеству, Армии и власти, притом, что все эти компоненты должны иметь высочайшее качество и специально культивироваться государством.

Только в этом случае Россия получит офицерский корпус и высший командный состав вооруженных сил и государства, способные в мирное и военное время успешно решать задачи любой сложности и выполнять свое главное предназначение - обеспечивать безопасность развития России и ее историческую вечность, что значит: в мирное время - своей готовностью, решимостью и очевидной мощью не допускать войны; а с ее началом - всегда побеждать в войне.


1(назад) В. Путин Доклад на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. "О стратегии развития России до 2020 года"

2(назад) Инновации - это нововведения в различных областях, использование новшеств в разных сферах деятельности. Они обычно основаны на научных достижениях.

Инновация (нововведение) - конечный материализованный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

Понятие "инновация" имеет множество классических определений, которые включают:

  • процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств
  • акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное
  • введение чего-либо нового
  • новая идея, метод или устройство
  • успешное использование новых идей
  • изменение, которое создает новые аспекты в деятельности
  • целенаправленное изменение экономического или социального потенциала предприятия
  • творческая идея, которая была осуществлена
  • нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность).

Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной).

С понятием "инновация" тесно связаны понятия новшество, изобретение, открытие, которые являются продуктами креативности. Однако если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение их на практике. ИНТЕРНЕТ Энциклопедия ВИКИПЕДИЯ

3(назад) Я имею в виду огромную работу, которую проводит Внештатный коллектив Российского военного сборника при Военном университете МО РФ, руководители полковники Савинкин А. Е. и И. В. Домнин, который только за последние годы выпустил двадцать два выпуска хрестоматии отечественной военной классики, и которые, несмотря на неоднократные обещания всех высших российских военных начальников последних 15-ти лет никогда не были необходимым образом тиражированы, доведены до библиотек военных учебных заведений и включены в их учебный процесс.

4(назад) В. О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Т IX Материалы разных лет. Изд. Мысль.1990. Стр. 6