Доклад

генерал-майора Александра Владимирова
на заседании круглого стола Общественной палаты РФ
"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЕ ИЛИ СОЮЗ"
15 апреля 2011 года

Национальные ценности России
как основа экологии ее души

Уважаемые коллеги!

     На наш взгляд, сама постановка вопроса в предлагаемом ключе не корректна, так как слишком узка.

     Получается так, что перед человечеством или Россией стоит вопрос - или экология, или модернизация, что означает - или нам жить бедно, но в лучших природных условиях, или нам жить богаче и успешнее, но в противогазе.

     Нам представляется, что сегодня вопрос должен ставиться не о новом способе обретения богатства и частного успеха страны, а о выживании человечества как такового и России как его особой цивилизации.

     Мы убеждены, что национальная стратегия России должна ставить своей целью создание условий достойной жизни ее граждан, в качестве условий ее исторической вечности и успеха. Притом, что модернизация, как обновление и получение нового качества национального бытия (а не только Сколково) обязана предусматривать экологизацию практически всех его сфер, в качестве своей имманентно присущей части.

     Важность рассматриваемой темы определяет для нас необходимость очень серьезного философского взгляда на само существо темы экологии, как гармонии бытия.

Краткий экскурс в теорию и правду жизни вопроса

     Правда жизни такова, что сегодня на Земле нас-людей все больше, природных ресурсов - все меньше, и чем их меньше - тем их эксплуатация и прямое уничтожение осуществляется все шире, и войны за владение последними ресурсами планеты уже развернулись.

     Они уже грозят стать всеобщими и определять существо и направления развития всех особых цивилизаций Земли и человечества в целом.

     Что же обнимает понятие "экология", на какие сферы бытия человеческого социума распространяется и от кого зависит?

     Энциклопедические трактовки понятия "экология" таковы 1:

     1. наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы;

     2.наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой2 .

     В свою очередь, научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе "общество-природа", изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой называется "социальная экология, которая есть наука "об интересах социальных групп в сфере природопользования 3.

     В обиходе - "экология" стала пониматься в качестве определённой степени гармонии во взаимоотношениях человека и породившей его природы, а так же приемлемого или необходимого качества среды обитания социума, поэтому и говорят - "плохая экология", "хорошая экология".

     Надо сказать, что это утверждение - "экология", как гармония состояний природы и человечества, является и нашей позицией, независимо от любых научных наполнений этого понятия.

     Другими словами, и в этом плане сегодня уже всем ясно, что если экология будет хорошей - то человечество выживет как биологический вид и организованный социум, а если нет, то исторические шансы у людей остаться людьми не велики.

     Поэтому экология сегодня стала важной отраслью человеческих отношений, а завтра, несомненно, станет одним из определяющих факторов бытия человечества как социума и как особого биологического вида.

     Нам представляется важным понимание того, что природа, как матрица и среда обитания человека - всегда первична, объективна, естественна, беззащитна и могуча, в то время как человек - производен от природы, относительно ее вторичен и слаб, но способен к приспособлению и собственному изменению.

     Это значит, что в паре "природа-человек" именно человек обязан быть и осторожнее, предусмотрительнее и умнее, понимая, что он всегда будет зависеть от Земли.

     Это значит, что человечество обязано жить с природой в гармонии.

     Безусловно, экология зависит от природы, так как человек бессилен позитивно и активно влиять на ее основные процессы, но она зависит и от человека то же, так как сегодня человек есть второе главное действующее лицо в драме, которая называется "Судьба Человечества".

     Человек, бывший частью природы, десятки тысячелетий не нарушал ее баланса, и степень своего участия в ее естественных обменных процессах не изменял.

     И только исторически недавно человек стал для природы царствующим биологическим видом, возомнил себя ее хозяином, стал "поедать поедом" природу и сделал так, что жизнь на планете ощутимо становится, во всех отношениях, все хуже и хуже, притом, что Запад успешно продает даже это ухудшение 4.

     Создается полное впечатление, что Человечество сегодня живет для того, чтобы успеть побыстрее истратить последнее: для чего(?), чтобы стать богаче и сильнее; для чего(?) - чтобы стать еще богаче и сильнее(!), и прожить на этой планете в комфорте и дольше всех, а значит, за счет других людей, других стран и цивилизаций(!!!).

     Вряд ли надо убеждать друг друга, что это путь порочный и гибельный, но что, или кто же гонит человека по пути своей собственной гибели?

***

     И здесь мы приходим к необходимости вспомнить о душе и о смысле бытия.

     Зададимся вопросом почему все так плохо, если по определению, которое он дал сам себе, человек есть - "сапиенс", то есть "разумный".

     Очевидно, что этот "разум" стал средством удовлетворения человеческих похотей, фобий и комплексов, самыми страшными из которых являются - гордыня, жадность, тщеславие и зависть.

     А кто нам сказал это(?) - это сказал Бог(!) что письменно зафиксировано во всех великих эпосах всех народов мира, во всех великих Религиях и, конечно, в главной книге Христиан Библии.

     Но душа это не только Искра Божья, дарованная Им человеку вместе с его врожденной способностью инстинктивного различения Добра и Зла, то есть изначальная установка человеческой души на ее бытие в рамках ценностей и Заповедей Божьих.

     Безусловно, это и ответственность человека за то, как он распорядится этим даром, как и чем он будет руководствоваться в своей жизни.

     Здесь важной констатацией является утверждение о том, что, наверное, уже в течение последних нескольких сот лет эти ценности и направления развития разных государств и наций определяются исключительно по воле и в интересах властвующих в них элит.

     Очевидно, что из своей истории разные народы планеты вынесли разный опыт и стали развиваться, руководствуясь разными ценностями, то есть стали строить свой бытие (по преимуществу) в соответствии с законом "конкуренции" - определяющий примат индивидуального выживания, или (по преимуществу) в соответствии с законом "кооперации" - определяющий примат коллективного существования.

     Так сталось, что "торговый мир Запада и Моря" развивается "конкуренцией" и подчиняется ее требованиям, отбрасывая все "не самое новейшее и не самое эффективное", имея в виду все то, что нельзя "выгодно продать здесь и сейчас".

     Сегодня никто не спорит о том, что этот закон эффективен, но локально, так как при этом безжалостно и хищнически эксплуатируются природные и интеллектуальные ресурсы планеты, автоматически отбрасываются не только вполне эффективные и жизнеспособные проекты, технологии и даже моральные ценности, но и целые миры.

     Кроме того, следование закону "конкуренции", в качестве базовой государственной ценности и парадигмы государственной политики, неизбежно формирует ее как политику государственного эгоизма, политику "национальных интересов любой ценой", (который сегодня имеет вид "выгоду для финансовых элит любой ценой"), что в конечном счете неминуемо и объективно приведет цивилизацию ко вселенскому антагонизму и коллапсу.

     Поэтому сегодня мы наблюдаем кризис Западного мира, базовые ценности которого и его попытки управлять миром через идею прибыли уже доказали всему миру их конечную порочность.

     Стало ясно, что при всей безусловной гегемонии "Западного" проекта он никому не может дать процветания, кроме себя, да и себе только за счет других и то в рамках и целях жизненной необходимости (под угрозой собственного социального распада) поддержания высокого уровня потребления собственного населения.

     Именно поэтому он так настойчиво проводил в мир экспансию своих ценностных начал и образа жизни изматывающего потребления, а сегодня ведет открытую войну за саму возможность и дальше делать это, то есть жить за счет других

     Очевидно, что Запад по другому просто не может, так как его общая ценностная база ничего большего чем "выгода от продаж" не предусматривает, а все остальное, связанное со словами "свобода, права человека, демократия, свобода выбора, и свобода (в том числе - как право любого человека самостоятельно выбирать себе ценностную базу), а так же рынок, конкуренция и даже коррупция" - есть не более чем условия, улучшающие эффективность ограбления Западом всего остального мира.

     Оказалось, что все действия стратегического характера и геополитического уровня, в которое Запад ввязывался все последнее время, вело его к проигрышу и усугубляло его кризис как системы, основанной на ценностях "свободы, демократии и рынка".

     Этот цивилизационный антагонизм и кризис сегодня проявляется в Северной Африке через борьбу населения практически всего арабского (и даже мусульманского) мира за свое выживание через освобождение от диктата Запада и от своих национальных элит, как проводников и апологетов (и пользователей) ценностей мира Запада в их мир собственный Ислама.

     К сожалению, мы-Россия участвуем в этом кризисе на стороне Запада, а значит, что этот кризис и наш тоже.

     В то же время, следование закону "кооперации" (более присущее традиционалистским цивилизациям Востока и Суши), хотя и не дает немедленной отдачи в виде прибыли, формирует новые возможности бытия и прорыва (вернее постепенное формирование), в новое цивилизационное пространство, в котором будет место всем.

     Государственная политика, выстраиваемая в парадигме закона "кооперации", диктует ее формирование в качестве государственной политики "развития".

***

     Это в теории, а что же в нашей российской государственной практике?

     А в российской государственной практике мы официально следуем "либеральным рыночным путем" и обозначаем движение в направлении и под знаменами капитализма, руководствуясь его ценностями и в ожидании наших элит бесплатных для себя благ капиталистического быта.

     В качестве примера подходов к модернизации мы приведем несколько основных положений из "давосских тезисов" Дмитрия Медведева, которые сам президент назвал "Десятью пунктами о модернизации".

     1. Приватизация крупных госактивов на десятки миллиардов долларов. К управлению приватизацией могут быть привлечены мировые банки.

     2. Создание суверенного фонда инвестиций, который "разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации".

     3. "Трансферт технологий". В качестве примера президент привел закупку у Франции и последующее совместное строительство вертолетоносцев Mistral.

     4. Вступление России во Всемирную торговую организацию, как пролог для дальнейшего присоединения РФ к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и даже к созданию общего экономического пространства с Евросоюзом.

     5. Масштабные инфраструктурные, в том числе спортивные, проекты, основанные на частно-государственном партнерстве.

     6. "Инновационный прорыв" России и ее "инвестиционная открытость" перед западным капиталом, по примеру Сколково.

     7. Развитие финансового сектора и создание мирового финансового центра в Москве.

     8. Развитие широкополосного интернета, и так далее

     Нам представляется, что в этих тезисах о модернизации Президента РФ Д. Медведева мы видим неуемное стремление российского руководства "слиться в технологическом и экономическом экстазе" со всем "прогрессивным человечеством" в лице Запада, но не слышим ни одного слова, ни об экологизации, ни, тем более, о душе.

     К чему бы это? Может быть к тому, что самым недавним его заявлением являлся тезис о его личном глубоком убеждении в том, что "Россия будет строить свободную рыночную экономику". Вряд ли все эти заявления являются его личным мнением.

     Это значит, что сам Д. Медведев, вся его администрация, правительство, основной состав политического класса и высшего менеджмента руководствуется и исповедует ценности "индивидуального выживания", в то время как вся нация основывает свое бытие на исторических национальных ценностях "коллективного существования".

     Очевидно, что если в одном и том же государстве базовые ценности его правящей элиты и самой нации не совпадают и разнонаправленны, то их интересы разнонаправленны так же, что является очевидной национальной трагедией (и/или государственной шизофренией).

     Это значит, что их взаимная неприязнь будет только нарастать, притом, что у такой элиты нет никаких исторических шансов победить свой народ, но у нее всегда есть возможность его обобрать и уменьшить его шансы на цивилизационное выживание.

***

Об экологии духа и некоторых перспективах национального развития
в отсутствии официально определенных национальных ценностей

     Нам представляется, что в итоге отсутствия базовых основ российской государственности, которыми являются ее исторические национальные ценности, вырисовывается следующая картина перспективы нашего свёртывающегося национального бытия:

  • исчезает сама постановка Больших целей собственного бытия нации, а значит и решения ею Больших задач своего развития;
  • исчезает ценностная ориентация и развивающее позитивное целеполагание людей, народов и нации в целом, все бытие сводится к потреблению и исполнению требований инстинкта выживания, а государство целенаправленно потакает бесцельному и изматывающему потреблению;
  • бесцельная жизнь превращается в прозябание жизни, так как ни учиться, ни трудиться не интересно, негде и не нужно, и процветает всеобщее желание красивой жизни "на халяву";
  • утрачивается связность людей, поколений и связность нации в целом, как пространственная и коммуникативная, так и, самое страшное - смысловая и идентификационная, то есть все друг другу становятся чужими, не интересными, малоценными и даже врагами;
  • утрачивается и становится ненужным общий для всех поколений и народов общенациональный язык и национальная культура;
  • становятся разными смыслы существования и бытия поколений, народов и территорий России, которые уже не идентифицируют себя с ней;
  • нация утрачивает свой главный исторический признак и свое главное качество цивилизационной связности - свою национальную идентичность;
  • в самом национальном сознании возникает война идеалов и образов, формируемых (произвольно или нашими врагами) отдельно для каждого поколения, народа, территории, и при их общей некомплиментарности и несовместимости;
  • общенациональное сознание великой нации упрощается до этнического, и новые элиты этносов находят свое будущее в противопоставлении себя и своих народов Центру;
  • в отсутствии востребованности и работы пассионарность молодежи выплёскивается в бунты и погромы "чужих";
  • рассыпаются все коммуникации, никто не слышит друг друга и не взаимодействует друг с другом, или это взаимодействие образуется ради конкретной и сиюминутной выгоды;
  • жизнь и национальное бытие лишается содержания, целостности и общего дела, национальное сознание и даже мышление фрагментируются и становятся зыбкими, клиповым и не конструктивными;
  • падает способность к нравственному целеполаганию, концентрации, мобилизации, плановой и продуктивной деятельности и даже к труду, никто ничего не может и не хочет, национальное бытие устойчиво криминализируется;
  • становится незачем и физически некому учить и учиться, думать и работать, создавать и строить, управлять и защищать Отечество;
  • нация впадает в состоянии устойчивого скепсиса, неверия в возможность вырваться их этого болота, как состояния "устойчивого умирания" и "каждый умирает в одиночку";
  • любые решения и действия власти только ухудшают общее состояние дел;
  • начинаются поиски, как внешних и внутренних врагов, так и тех, кто придет "володать нами";
  • разрывается вся социальная ткань нации, ее бытие отдается во власть "внешних инвесторов и свободных антропотоков" (миграции), становится неуправляемым и нация гибнет.

     В итоге - когда-то великая держава становится никому не нужной и даже опасной, а так как она не в состоянии защититься, ведь население уже не видит в этом необходимости, и защищать ее некому, то нацию - "зачищают".

     Надо сказать, что именно в этом направлении "либерального конца национальной истории" двигает Россию наше бесцельное государство и, в частности, ее Закон "Об образовании", о котором министр образования РФ господин А. Фурсенко сказал почти буквально следующее - самым главным пороком советской системы образования явилось то, что школа готовила так называемую "творческую личность", а надо, и мы будем готовить, "образованного конкурентоспособного потребителя". Есть ли у кого вопросы по национальному образованию к А. Фурсенко если он почти дословно повторил то, что ранее говорил Д. Медведев.

     Заметим себе, что все сказанное прямо относится к сфере духа, но имеет отрицательный экологический и национальный смысл.

     В целом.

     Мы убеждены, что вопрос национальных ценностей, есть вопрос исторического будущего России. Он прямо связан с базовыми определенностями социума и однозначным ответом на вопрос - куда мы идем и что хотим получить в итоге своего развития?

     Вариантов у России не много.

     Если мы уже планируем (как наше политическое руководство) себя в качества "части цивилизованного сообщества и общего рынка", тогда наш политический класс прав, так как эта парадигма (базовая схема национального бытия) вообще не подразумевает будущего России как великой и самобытной державы, и, тем более, особой Цивилизации.

     Надо сказать, что именно этим путем и пытается заставить идти нас наше политическое руководство и его всякого рода ИНСОРы, и именно они насаждают в России генетически и исторически чуждые нации ценности индивидуального выживания.

      Если мы видим себя в будущем великой державой и универсальным государством-империей, (как до сих пор осознает себя и чего хочет народ) то мы должны руководствоваться не частной и быстрой выгодой, а нести свою Миссию и Предназначение в мир и в своей национальной стратегии оперировать веками, эпохами, континентами и цивилизациями, и основывать свою государственность на собственных национальных ценностях коллективного существования, на которых и должна строиться национальная стратегия и бытие России.

     Так в чем же смысл модернизации и в чем ее цель?

     Очевидно, что ответ на этот вопрос дает только ценностный и окончательный выбор, как определение Цели пути развития нации, так как только он определяет суть любых ее действий и задает весь последующий алгоритм их реализации.

Об экологии духа

"Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - Яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах".
Михаил Булгаков. Собачье сердце.

      

      

     Правота классика отечественной мысли очевидна: самое страшное это "разруха не в клозетах, а в головах".

     Это значит, что любое действие человека или государства является следствием принятия определённого решения, качество и направленность которого определяется ведущими ценностями той личности или того государства, которое это решение принимает.

     Если ведущая ценность нации - "дешевле купить и дороже продать во имя прав личности на собственное обогащение", то, очевидно, что вся "экология", в лучшем случае, кончится концессией для избранных на переработку мусора или продажей чиновниками квот на загрязнение.

     Если ведущая ценность нации - "достойная жизнь всему населению страны", то государство само будет нести этот крест и экологизировать свое бытие, и во имя этого железной рукой заставляя всю свою науку, образование, экономику, индустрию, право и социум следовать этим путем.

     Поэтому мы обращаем внимание аудитории к теме доклада "Национальные ценности России как основа экологии ее души".

     Вернемся к нашему определению "экологии", как гармонии состояний природы и человечества, и к трактовке понятия "социальная экология", как науки "об интересах социальных групп в сфере природопользования".

     Нам представляется, что эта гармония достижима в принципе только тогда, когда:

     Во-первых, гармония основывается исключительно на высоком нравственном посыле национального бытия;

     Во-вторых, базовые ценности человечества, нации или, например, России как части человечества, будут основаны на ее исторических национальных ценностях и Божеских началах Веры, Правды, Справедливости, Совести, Любви, Труда и Ответственности;

     В-третьих, когда "интересы социальных групп в сфере природопользования" будут

     зиждиться на тех же основах;

     В-четвертых, когда главные проблемы этики, то есть: проблема критериев добра и зла; проблема смысла жизни и назначения человека; проблема справедливости; проблема должного - будут официально решены в рамках национальных ценностей России, и найдут свое официальное отражение в национальном праве и государственной практике.

     Далее.

     Нам представляется, что экология духа человека, это проблема формирования национальной совести через создание и поддержание духовной и нравственно чистой среды национального бытия, а также удержание нации в рамках нравственности.

     Другими словами, мы должны сформировать такое общее состояние общества и власти, которое не позволит или вообще исключит возможность принятия неэкологических решений или реализацию неэкологических проектов в любой сфере жизнедеятельности государства и общества.

     Этот вопрос сегодня является в России решающим, так как очевидно, что в зависимости от того какая система базовых ценностей победит в стране сегодня, таким будет ближайшее историческое будущее нашей великой державы.

     В чем же здесь гармония и в чем здесь экология духа?

     Экология духа - есть гармонизация национальной культуры, всей сферы информации с Божескими предначертаниями, и прежде всего с укоренением нравственных критериев и национальных исторических ценностей России в само существо этих сфер и в механизмы принятия решений в сфере государственного управления.

     Очевидно, что эту работу нужно начинать уже и вести еще с детства, всегда и вечно.

     Очевидно так же и то, что она должна быть основана наших исторических национальных ценностях, которые и должны составлять фундамент нашей государственности.

     Мы можем констатировать - ни школа, ни государство не занимаются вопросами формирования нации как гражданского общества, вопросами связности и национальной идентичности своих граждан и пространств, и, принципиально, не решают задачи воспитания и патриотической социализации своих учащихся и граждан, что вместе и может определяться как экология души.

     Таким образом, главной задачей российского общества и его Общественной Палаты сегодня является создавать основы российской государственности основанные и направленные:

  • на реализацию основных целей Национальной стратегии России -обеспечение сбережение народа российского и его достойная жизнь; выживание, развитие и исторически вечное существование России как успешной великой державы, суперэтноса и особой цивилизации;
  • на интересы самой России и формирование личности гражданина-патриота России как ее защитника и рачительного хозяина;
  • а не на обеспечение интересов глобализации и воспитание "конкурентоспособной личности", обуянной жаждой личного богатства, получаемого любым путем, жаждущей власти как способа своего прокормления за счет нации, и, безразличного к своей Родине и ее истории, космополитического потребителя.

     Наша задача, базируясь на великой истории России, ее исторических ценностях и достижениях - строить ее великое, свободное и демократическое будущее, чем определить новый вектор развития тысячелетней национальной истории.

     Для этого и нужно обсуждать понятие экология, рассматривать проблему и принимать решения в контексте его применения к человеческой душе.

      

Александр Владимиров

вице-президент Коллегии военных экспертов
Почетный Председатель Московского содружества
суворовцев, нахимовцев и кадет
Член Совета по национальной стратегии
кандидат политических наук
генерал-майор
15 апреля 2011 г., г. Москва


     1(назад) Все материалы взяты из Википедии - свободной Интернет-энциклопедии.

     2(назад) Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге "Общая морфология организмов" ("Generelle Morphologie der Organismen").

     3(назад) Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.
Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам: планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

     4(назад) Например, в случае "экологии", это, совершенно безнравственная торговля утвержденными ООН "квотами на загрязнение природы".