Генерал-майор Александр Владимиров
Член Совета, Руководитель рабочей группы по кадетскому образованию
Общественной Палаты по Образованию
города Москвы,
Председатель Открытого Содружества
суворовцев, нахимовцев и кадет России
Председатель Московского
суворовско-нахимовского Содружества,
кандидат политических наук.
15 декабря 2008 года, г. Москва

ДОКЛАД
НА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
О необходимости и направлениях формирования новых государственных образовательных стандартов

Уважаемые коллеги!

Мы собрались сегодня для обсуждения, может быть, самого главного вопроса в деятельности нашей Палаты, и, безусловно, одной из главных проблем теории и практики национального образования России - проблемы формирования новых государственных образовательных стандартов.

Нам представляется, что само внимание государства к разработке государственного образовательного стандарта предполагает и подразумевает наличие государственного заказа на образованных граждан России.

И хотя до сих пор никто этот заказ ни в количественном, ни в качественном виде прямо не сформулировал, его общие контуры, рамки и приоритеты уже давно известны и понятны. России, в первую очередь, необходимы ее граждане, причем граждане, определяемые не в качестве "населения этой страны" и не просто "образованные граждане", а граждане - хорошо образованные и просвещенные патриоты, способные и желающие не только участвовать в процессе развития державы, но служить ей и защищать Отечество, если понадобиться, и с оружием в руках, что дается практически только их воспитанием.

Позволю себе напомнить нашему уважаемому собранию существо самых важных в нашем вопросе дефиниций в их энциклопедических трактовках, и в части касающейся сути рассматриваемого сегодня вопроса.

Согласно Энциклопедии:

  • - "Стандарт - норма, образец, мерило" ;1
  • - "Образование - совокупность знаний и связанных с ним навыков и умений, полученных в результате систематического обучения в учебных заведениях или самостоятельным путем. Образование является основой для формирования мировоззрения человека, для всестороннего развития личности, ее умственных и физических сил, ее познавательных и творческих способностей… " ;2
  • - "Воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т. п.
    Воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения…"3

В Интернет энциклопедии Википедия дано следующее толкование понятия "воспитание":

"Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции".

Наверное, в этой аудитории не надо убеждать кого-либо, что воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без воспитания.

В то же время, представляется очевидным, что воспитание человека как личности начинается раньше, чем его образование, сопровождает человека всю жизнь и определяет модель его общественного поведения, что, по нашему мнению должно подразумевать особое внимание государства и всей системы образования России к проблеме воспитания ее граждан.

Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации.

Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования.

В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ, а их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин.

Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки РФ закончились ничем позитивным, а также их отсылками на "воспитательную роль семьи, школы и общества".

Мы считаем, что, всякие отсылки на "воспитательную роль семьи, школы и общества" являются неудовлетворительными, так как они, в существующих условиях, никакой организационной, системной и государственной идеологической основы под собой не имеют, и являются скорее "декларацией о несбывшимся", но не правдой жизни.

Таким образом, правда жизни заключается в том, что существующая в России система образования:

  • практически не дает своим участникам государственнической патриотической социализации;
  • не формирует у них ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию;
  • не способствует выработке устойчивой нравственной позиции и способности различения добра и зла;
  • не ориентирует участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества.

Это значит, что существующий государственный образовательный стандарт как "норма, образец и мерило" - ущербен и порочен.

Нам представляется, что это есть, если не сказать еще более резко, - стратегическая ошибка.

В целом.

В результате стратегических ошибок в самих подходах государства к формированию системы национального образования, а также серьезных недостатков в сфере формирования института семьи, общей порочной направленности национального и международного информационного поля, и нежелания государства озабочиваться воспитанием своих граждан и системно заниматься им - Россия:

  • постепенно утрачивает свои преимущества самого образованного государства мира;
  • ее научный, культурный и творческий потенциалы не развиваются и сокращаются;
  • нация не сплачивается на основе своих исторических национальных ценностей, ее идеологически и нравственные основы размываются, а мировоззрение ее граждан становится зыбким или вообще не формируется;
  • население страны все более становится набором недееспособных, теряющих способность к труду и даже не желающих трудиться вообще, "особей";
  • коренное населения России выдавливается из сфер жизнеобеспечивающего сервиса, обеспечения и безопасности, и люмпенизируется;
  • колоссальные средства, выделяемые государством на национальные проекты, растрачиваются впустую, так как не дают необходимого и ожидаемого стратегического эффекта;
  • поле стратегических возможностей развития России сужается, а ее конкурентоспособность как великой державы - сокращается.

Нам представляется, что Россия и ее государственная власть, лично отвечающая за состояние и качество образования и воспитания своих граждан, не имеет права на подобные стратегические ошибки и обязана принять исчерпывающие меры к исправлению этой ситуации, в том числе - путем разработки и гласного и широкого обсуждения новых государственных образовательных стандартов и новых воспитательных компонент в них.

В целом, нам представляется, что в новом государственном образовательном стандарте, для всех типов и уровней образования должны быть определены их общие (и частные) идеологические основы как "идея школы", реализация которой в ходе образовательно-воспитательного процесса позволит, в итоге, с детства формировать, во всех смыслах, здоровых и патриотически социализированных достойных граждан России, что должно резко улучшить качество самой школы и возможности позитивного развития нации.

"Идея" национальной школы как основа государственного образовательного стандарта

Представляется необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе "национальной школы", притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать "идея школы".

Мы убеждены, что для того чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня, в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

Обращусь за подтверждением этого тезиса к нашим классикам. В. О. Ключевский писал: "…Идея школы слагается из известной цели, к которой направляются все образовательные средства, знания, навыки, правила, и из прилаженных к этой цели приемов, которыми эти средства проводятся в воспитываемую среду".

"… Каждый из наставников должен живо и цельно представлять себе тот умственный и нравственный тип, который схематически предначертан воспитательной программой… с конечной целью - сделать каждого воспитанника возможно точным снимком с этого программного образца". 4

Наше самое общее видение "идеи" национальной школы таково.

Национальная школа - должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

Это значит, что национальная школа должна готовить своих питомцев как:

  • граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить, и "установленными на добро" людьми;
  • государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих вою ответственность за судьбу и будущее страны;
  • безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;
  • духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;
  • свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом - не любой ценой;
  • активных членов общества желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;
  • людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями, и так далее…

Такая базовая "идея" национальной школы подразумевает, что ее выпускники, кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин, должны:

  • получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
  • обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;
  • национальная школа должна воспитывать и них "критическое нравственное чутье", то есть, основанное на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях, умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
  • воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее;
  • получать, на примере нашей национальной истории, полное представление о месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
  • получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о современном состоянии зарубежной и национальной научной и художественной мысли, и так далее…

Нам представляется, что особый раздел, примерно такого содержание и уровня, должен предварять любой документ, регламентирующий основы государственного образовательного стандарта, или же должен быть разработан отдельный и фундаментальный документ такого плана.

В "Наказе" Екатерины II, относительно системы образования в России была и такая мысль: "При специальном обучении, должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство".

Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания, то есть "вкоренения норм и кодексов" в умы и сердца воспитанников - это дело исключительно всего персонала учреждений образования и конечно института воспитателей, руководителей учебных подразделений, который должен выполнять некую обязательную воспитательную программу.

Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в участниках образовательного процесса просвещенного патриота.

Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности.

С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.

В этом плане нам представляется важным обратить внимание на тот факт, что в нашем образовании сегодня доминируют не цели, а предметы, то есть не под цели подбираются предметы и составляются учебные планы, а над всем образованием довлеет именно сам предмет как дидактическая единица.

Может быть, сегодня уже пора переходить к формированию института классных руководителей, работающих не по совмещению, а как специально подготовленные специалисты по воспитанию учащейся молодежи, и отвечающие за его качество.

В целом это значит, что интересы России требуют выработки новых государственных образовательных и воспитательных стандартов, новых подходов ко всей системе воспитания граждан, а значит и внесения существенных корректив в национальную систему образования и ткань образовательного процесса.

Вспомним еще раз, что по определению академика И. П. Павлова "воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции".

В этом плане нам крайне важно понять, что сохранение исторической памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций как основ национального самобытного образа жизни, что собственно и должно лежать в основе процесса воспитания.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его правовых и теоретических основ.

Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не только (и даже не столько) образованными, но (сколько) здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем современная российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается.

К сожалению, приходится констатировать, что ответственные работники Минобрнауки РФ и функционеры от педагогики пока еще этих тенденций не поняли и мер к исправлению ситуации принимать не хотят, и наша задача состоит также и в том, чтобы заставить их это сделать.

Подводя эти неутешительные итоги, мы должны сформулировать некий категорический императив наших действий - мы убеждены, что Общественной Палате по образованию крайне важно и необходимо начать процесс обсуждения этой проблемы, и в инициативном порядке обратить на нее внимание Правительства Москвы, Министерства образования и науки РФ, российских СМИ, специалистов и общественного мнения страны.

Кроме того, нам представляется важным и необходимым самим начать разработку собственных подходов к формированию государственных образовательных и воспитательных стандартов, с тем, чтобы стать полноправным, уважаемым и обязательным участником этого процесса.

Уважаемые коллеги!

Представленный Вашему вниманию доклад, безусловно, не претендует на всю полноту освещения проблемы.

Я, как профессиональный стратег, видел свою задачу только в формулировании самой проблемы и в обращении к ней Вашего внимания.

Нам представляется, что наряду с разработкой государственного образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности, предназначенных для ее целенаправленного формирования и реализации системой образования России, в целях подготовки воспитуемых к их активному участию в общественной и культурной жизни страны.

Представляется очевидным, что реализация таких образовательных и воспитательных стандартов российской системой образования позволит, со временем, решить многие сущностные задачи и проблемы нашего национального бытия.

Это значит, что формирование и внедрение в практику новых воспитательных констант национального образования должно составлять самостоятельный раздел национального проекта "Образование", и эта работа должна быть развернута быстро, осуществляться и финансироваться в плановом и приоритетном порядке.

Уважаемые коллеги!

В докладе мы коснулись только одного аспекта государственного образовательного стандарта, а именно его воспитательного компонента.

Безусловно, Вам как профессионалам видны и другие недостатки государственного образовательного стандарта, системы образования и национального образовательного проекта. Например, мне тоже очевидно:

  • что замена "сочинения" на "изложение" в школьной программе изучения русского языка, вообще лишила учащихся навыков и способности выражать свои мысли на хорошем русском языке и тем более - письменно, а ведь это один из показателей общей культуры человека;
  • что практически насильственное внедрение в канву национального образовательного процесса единого государственного экзамена в качестве панацеи от всех бед неизбежно упрощает само образование и делает его примитивным;
  • что нельзя повторять печальный опыт Советской Армии, когда огромные деньги вкладывались в танки и ракеты, а офицеры и солдаты оставались нищими;
  • что основной фигурой в национальном образовании должен стать сам учитель, а не попечитель, родитель или ученик, и что с учащимися нельзя заигрывать, и так далее…

Поскольку Вы являетесь настоящими профессионалами, то Вам и предстоит основная работа по исправлению ситуации в нашем образовании.

В любом другом случае мы как нация будем обречены на дальнейшее культурное "дичание" даже в условиях сплошного Интернета и компьютерной грамотности.

Позвольте пожелать нам всем в этом трудном деле терпения, удачи и успеха, который, на наш взгляд безальтернативен, так как этого хочет российское общество и требует сама жизнь.

Благодарю за внимание.


1(назад)Малая Советская Энциклопедия Т. 8, М.: Государственное научное издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 1067.

2(назад) Малая Советская Энциклопедия Т. 6, М.: Государственное научное издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 766.

3(назад)Малая Советская Энциклопедия Т. 2, М.: Государственное научное издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 615.

4(назад)В. О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Т IX Материалы разных лет. Изд. Мысль.1990. Стр. 6