Ты правишь, но и тобою правят
Закон времени
и повышение качества
управления
Взгляд обывателя скользит по поверхности и фиксирует лишь только внешние проявления тех глубинных изменений, которые идут в современном человеческом обществе.
Россия в силу исторических судеб вновь оказалась на переднем крае и вот уже второе десятилетие пытается найти адекватный ответ вызовам современности. От результатов ее поиска во многом будет зависеть судьба всего человечества. Ученые, политики, писатели по-разному определяют современное состояние России:"реформы", "кризис", "катастрофа" и т.д. Однако мало кто задумывается и выходит на понимание глубинных причин этого состояния. Если мы попытаемся уйти от личностных, идеологических оценок современных процессов и посмотрим на них с точки зрения достаточно общей теории управления, то вывод будет таков: низкое качество управления общественными процессами. Если проблемы в обществе нарастают как снежный ком, а предлагаемые решения не способны остановить этот процесс - это и есть низкое качество управления.
Естественно, возникает вопрос: «В чем причина катастрофического падения качества управления?» Ведь речь идет не только о нашей стране, а обо всем человечестве. Экологические проблемы носят глобальный характер, финансовые кризисы время от времени потрясают то одни, то другие страны. На фоне благополучия одних народов, другие не способны решить элементарный вопрос пропитания. Это и многое другое есть всего лишь внешние признаки, симптомы. Как писал Омар Хайям:
Все, что видим мы, видимость только одна. Далеко от поверхности моря до дна. Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная сущность вещей не видна.
В нашем случае речь не идет о каких-то тайнах. Дело в том, что в конце XX века все человечество перешло в совершенно новое информационное состояние, в котором оно никогда до этого не было, суть которого до конца не осознана, что и объясняет многие проблемы глобального характера.
Жизнь общества Ч это процесс обновления его информационного состояния. В Человеке Разумном два начала: биологическое и социальное. Информационное состояние отдельного человека и общества в целом можно охарактеризовать по этим двум составляющим.
На биологическом уровне (генетически) передается информация от прежних поколений к новым поколениям.
На социальном уровне идет процесс обновления знаний и навыков, новые технологии и знания вытесняют прежние.
Характер передачи информации на каждом уровне принципиально различен. Если на биологическом уровне это происходит по мере смены поколений, в среднем раз в 20-25 лет (время рождения первого ребенка в среднем) с неизменной частотой на протяжении тысячелетий, тона социальном уровне частота смены информационного состояния постоянно возрастает, при этом за единицу измерения можно взять время существования неизменной технологии в одной и той же области или время обновления знаний в обществе и т.д.
Однако оба эти процесса протекают в обществе не каждый сам по себе, а одновременно. Если изобразить эти зависимости в виде скоростей и наложить друг на друга, то видно, что если раньше скорость изменения информационного состояния общества на биологическом уровне была выше, чем на социальном уровне, то теперь наоборот. Если раньше технологии менялись медленно, на протяжении нескольких поколений, то теперь за время жизни одного поколения осуществляется неоднократное обновление технологий. Это можно наглядно наблюдать в области вычислительной техники (счеты-арифмометр-ЭВМ-переход к Интернет-технологиям) или медицины.
Это и есть суть нового информационного состояния:
если раньше человечество адаптировалось к изменению технологий при смене поколений, то теперь эта задача ложится на каждое поколение, причем решать ее приходится неоднократно за время жизни, почти непрерывно.
Что следует из этого закона времени? Этот закон затрагивает все сферы общества, приведем лишь наиболее существенные проявления.
В области образования:
Если за одно поколение меняется несколько технологий, то людям приходится самостоятельно адаптироваться к этим изменениям. Жизнь требует от человека непрерывного образования, иначе пропадешь. Система образования должна давать не только определенную сумму знаний, но и формировать целостное мировоззрение и методологическую культуру, на базе которых человек может самостоятельно осваивать новые и новые знания, вырабатывать новые навыки. Здесь же уместно подчеркнуть усиление роли и значения библиотек в качестве информационных центров, призванных обеспечить материальное воплощение концепции непрерывного образования.
В области экономики:
Ранее сложившаяся система организации производства с жесткой фиксированной специализацией перестает работать, нужны гибкие схемы, способные моментально реагировать на достижения науки и внедрять их в жизнь.
В области управления:
Царь-батюшка мог направить депешу в Сибирь, месяца через два ее доставляли по месту назначения, выполняли указ и докладывали об исполнении. За это время мало что менялось, и царский указ не терял своей силы. А теперь?
Законы, которые пишутся для старого информационного состояния, когда они были на протяжении десятилетий незыблемыми, перестают работать уже на следующий день после их принятия, требуют все новых и новых поправок и тем самым тормозят развитие общества.
Можно и дальше перечислять, каким образом закон времени отражается на различных областях жизни общества, главное другое - закон времени заставляет нас менять логику социального поведения, формировать такой тип личности, которая была бы способна гармонично взаимодействовать с окружающем миром, ставить перед собой высокие общественные цели, заниматься постоянным самосовершенствованием, брать на себя ответственность за развитие общества. Раньше такая задача подчиняла себе только умы мыслителей-гуманистов. Сегодня это насущная необходимость, которая определяет перспективы дальнейшего существования человечества на планете Земля.
Какова в этом роль достаточно общей теории управления? Ключевая.
Проводя исторические параллели, можно сказать, что в 20-е годы XX века нужно было посадить все население страны за парты и учить грамоте, и это заложило тот фундамент, который обеспечил прорыв нашей страны по многим направлениям, превратив ее в мировую супердержаву. Теперь, в начале XXI века, нам опять нужно всем садиться за парты и учиться, но уже не азбуке, а высшему управленческому искусству.
Именно на этом фундаменте будет обеспечен новый взлет России!
При этом они могут выступать как открыто, под флагом «правых» реформаторов-демократов, с их культом цивилизации технократов, так и скрыто, под маской «левых», с их языческим культом давно устаревших догм экономического материализма и тупым поклонением мнимым квази-законам линейного, жестко детерминированного исторического развития человечества.
Мы, ученые и специалисты, стоящие на платформе «диалога поколений», видим смысл своей деятельности в совместном поиске выхода из тупиковой ситуации, в которую поставлена человеческая мысль в результате некритического применения в течение последних двух столетий парадигмы Нового времени. В этом интеллектуально-напряженном поиске новой системы миропонимания, который ведется в форме равноправного диалога, заключается особый смысл. Только раскрепощенное, свободное сознание и самосознание нового поколения граждан России может дать на пороге третьего тысячелетия нетривиальные ответы на самые жгучие вопросы современности, которые немыслимо решить в рамках ныне действующей парадигмы научного знания.
* Повышение качества управления
Не вспоминать, а помнить
Господа юнкера, кем вы были вчера
Моя Россия
О главном и всерьез
* На пути к гармонии
* Контуры новой парадигмы
* Цивилизации в свете новой парадигмы
Ты правишь, но и тобою правят