Ты правишь, но и тобою правят

Колонку ведет: Задерей Валерий Александрович - в 1977 году закончил с отличием факультет "Кибернетика" Московского инженерно-физического института (МИФИ).
Более 20 лет работал в Службе внешней разведки РФ, подполковник запаса.
Заведующий кафедрой "Управление и безопасность" Северо-западного филиала Института экономики и связи с общественностью. Занимается вопросами управления социальными процессами в условиях глобализации международной жизни и мировой экономики.

    В конце XX века человечество столкнулось с глубочайшим мировоззренческим кризисом. Рассматриваем ли мы экономические проблемы или проблемы экологические, проблемы человека или проблемы общества, каждый раз приходим к выводу, что прежние представления, понятия и правила не работают. Такая ситуация в человеческой истории складывается не первый раз и поэтому есть возможность проанализировать механизмы формирования нового мировоззрения и, следовательно, определить, что реально можем мы сделать для преодоления нынешнего неустройства, ибо разруха в обществе начинается с разрухи в головах.
    Давайте представим, какое МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ УСИЛИЕ пришлось сделать людям, чтобы от собирательства перейти к земледелию! До каких высот понимания нужно было подняться, чтобы семена (готовую пищу!) зарыть в землю и ждать, до самой осени ждать, когда созреет урожай!
    Хранить самое лучшее зерно на семена. Хранить, возможно даже голодая, особенно по весне. Хранить, чтобы опять зарыть в землю и снова ждать. А, собравши урожай, снова беречь и хранить самую лучшую (!) его долю на семена. Как трудно было перейти к таким ПОВСЕДНЕВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ древнему человеку, вся деятельность которого, вся психология которого была построена на принципе "нашел, подобрал и тут же съел!" Но зато и возможности какие появились после овладению новым МИРООЩУЩЕНИЕМ!
    Человек перестал зависеть от случайностей охоты и собирательства, получил возможность делать запасы и расселяться на громадных территориях, где раньше жить не мог!
    Вот такой переход от одной системы взглядов и соответствующих привычных ДЕЙСТВИЙ к другой будем называть МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМ СДВИГОМ. Чаще всего люди мучительно, тяжело переходят от одной привычной системы воззрений к другой. Однако, когда МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ уже произошел, то по готовым следам относительно легко проследить как он проходил.
    Перенесемся мысленно на несколько веков назад, в ту далекую пору, когда царствовала римская система исчисления, в славный и древний город Пизу. Только там можно было постигнуть величайшее искусство - деление и умножение больших чисел. Далеко не каждого ждал успех - нужны были особые способности и терпение. Нужно было усвоить множество признаков делимости, нужно было научиться с нескольких попыток находить правильный ответ. Но основное - практика. Приходили в школу юноши, а уходили из нее мужи средних лет…шутка ли?! Чтобы овладеть всеми четырьмя действиями арифметики требовалось около 15 лет! Но развивались ремесла, усложнялось хозяйство, требовала расчетов торговля и навигация, всего не перечислишь. И трудности в области счета стали нарастать лавинообразно. Суть в том, что старые способы счета больше уже не могли обеспечить все потребности общества в счете. Наступил кризис старой системы. Потребность считать так усилилась, что под ее давлением появились арабские цифры (новые ПОНЯТИЯ), а вместе с ним и новые ПРАВИЛА сложения. вычитания, умножения. деления. И символ прежней сложности (само умножение!!!) у нас превратилось в символ простоты. Когда проще некуда, мы говорим, - ясно, как дважды два!
    Естественно возникает вопрос, а в чем заключается содержание современного МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА, к каким новым ПОНЯТИЯМ и ПРАВИЛАМ мы должны перейти? Одним из достоинств, переходящим в недостаток, прежних подходов был узкий профессионализм. Пока шло накопление знаний в тех или иных областях, он играл свою положительную роль, ибо позволял сосредоточиться на узкой проблеме и действительно добиться определенных достижений. Но когда огромные знания в различных областях уже накоплены, возникает иная задача: как соединить эти частные знания в одно, поскольку описываемый этими частными знаниями мир един и целостен. Должна сформироваться некая метанаука, которая помогла бы найти этим узким специалистам общий язык, язык междисциплинарного общения.
    И такая наука создана - достаточно общая теория управления, она способна описывать процессы взаимодействия как в живой, так и неживой природе и благодаря достаточно ограниченной системе категорий доступна для освоения всем, от школьника до руководителя высокого ранга.
    В следующих номерах журнала мы будем говорить об информационном состоянии современного общества, базовой схеме управленческого процесса, основных категориях достаточно общей теории управления, процессе управления как субъективном выборе из множества объективных вариантов развития, полной функции управления, приоритетах обобщенных средств управления.


<- ->