О главном и всерьез

НА ПУТИ К ГАРМОНИИ
или
ПОЧЕМУ "ПРАВОЕ" - ЭТО "ЛЕВОЕ"?

    Основываясь на оригинальной, авторской концепции "левополушарного" и "правополушарного" мира, исследователи школы Диалога поколений получают эффективный инструментарий для оценки не только общей геополитической ситуации в мире и анализа процессов становления и развития различных "культурно- исторических типов" (если использовать термин еще одного забытого отечественного мыслителя из поздних славянофилов - Николая Яковлевича Данилевского), но и для анализа любопытных феноменов новейшего времени.
    В этом плане симптоматично совпадение разрушительной роли "левых" и "правых" в истории и современной политической жизни России.
    О "левых" мы уже говорили.
    Теперь перейдем к "правым", к крючкоклювым «попугаям - говорунам» из когорты «западопоклонников».
    Известно, что левое, более молодое, полушарие отвечает за правую сторону тела - самую агрессивную, активную, наиболее занятую в сфере производства. Впрочем, при отсутствии сферы приложения в области физического труда, левое полушарие компенсирует это гипертрофией вербально-знаковой функции, а проще говоря - неутомимым словоговорением и бумаготворчеством. "Левых" и "правых" при этом объединяет до степени однояйцевых близнецов косность мышления, непрерывное использование готовых клише, гипертрофированная уверенность в собственной правоте, доходящая до патологии. Воинствующая, агрессивная односторонность, "однополушарность" делает "левых" и "правых" одинаково нечувствительными к чужой боли, лишает православно-религиозного чувства милосердия к ближнему, делает их изощрённо-коварными в оправдании собственных грехов (они и слова такого не знают и не понимают), неспособными к альтруизму, к самопожертвованию. Они никогда не вырастают за пределы заискивающего ученичества, всегда занимая высшие ступени только там, где требуется умение повторить заученный урок дословно, без претензий на самостоятельное осмысление заученного. Они - великолепные исполнители чужой воли, не задумывающиеся над отдаленными последствиями своих деяний, поскольку более важным для них является соответствие заложенной в них "матрице" поведения. Жестокость и беспринципность - вот их подлинное жизненное кредо. Плачущая от голода старушка, бездомный ребенок на панели, "честная нищета" вызывают у них брезгливое любопытство или, в лучшем случае, досаду. Они законченные индивидуалисты, и не случайно столь популярен у них лозунг самого известно» из античных софистов - Протагора: "человек - мера всем вещам". То есть, нет вечных, неподвластных «человеко- богу» истин и ценностей, все подвластно его воле, все принадлежит ему, и только ему, даже судьба другого, если только он "чужой", из другой касты, изгой...
    Таким образом, и современные русские "правые", и "левые" - это, в определенном смысле, - проявления болезненной изоляции одного из полушарий мозга. Это болезнь духовного свойства, обусловленная дурной генетической наследственностью. Они составляют идеальную пару, созданную по законам мертвой симметрии, то есть 1:1, и поэтому Легко управляемы. Вот почему они так близки по духу такому же одностороннему Западу, который делает ставки на них поровну. В любом случае они вписываются в рамки "вестернизированной", негармоничной парадигмы.
    Россия, православно-русская цивилизация, - это открытая система, которой чужда любого вида односторонности по определению. Любое тоталитарное ограничение ее свободы она преодолевает, хотя почти всегда выступает в роли жертвы - именно в силу великого христианского смирения и искренней, сердечной любви к ближнему, столь чуждых и непонятных рациональному Западу. Русский человек естественен, природeн в проявлении своих чувств, он негодует и радуется без удержу, реагирует на все происходящее без оглядки на окружающих, повинуясь только своему безотчетному чувству, и поэтому, как правило, становится легкой добычей умелых провокаторов, мастеров всякого рода "грязных технологий" управления человеческим сознанием. Умный немец О.Шпенглер не случайно назвал нашу цивилизацию "детской".
    Если продолжить цивилизационную аналогию с моделью мозговой деятельности, то в каком-то приближении России определено свыше занимать место как бы "мозолистого тела", того самого пучка проводящих кабелей и тончайших проводов, которые связывают и координируют деятельность обеих полушарий, то есть, играют гармонизирующую роль в деятельности совокупного "мозгового центра", обеспечивающего адаптацию каждого отдельного человека - и человечества в целом - к условиям непрерывно меняющейся окружающей среды. Такое "центральное" положение ставит ее в фокус противоборства обеих полушарий за доминирующее положение. Но оно же заставляет ее мобилизовывать все внутренние ресурсы целостного организма, заставляя в моменты кризисов пробуждаться даже его давно уснувшие участки, оживляя даже мертвое, одушевляя даже косное.
    Так выглядят в первом приближении контуры будущей синтетической парадигмы научного знания, в свете которой грядущая цивилизация должна быть не "технологической", "постиндустриальной" и прочая, а некоей "антропоморфно-космической" или, говоря проще, "пост-цивилизацией", не имеющей аналогов в прошлом. В каком то смысле это напоминает возврат к учению неоплатоников, выдвинувших в середине XVII века концепцию "гилозоизма", основанную на попытке возродить идею о космосе как живом организме (см. изложение мыслей о параллелизме принципов построения микрокосмоса и макрокосмоса в "Тимее" Платона, развитые затем в учении стоиков). Да, здесь можно найти немало многозначительных совпадений, особенно в отношении исходных позиций. Так, "гилозоисты", впоследствии освистанные и осмеянные сторонниками восторжествовавшей на столетия вперед парадигмы Нового времени, противопоставляли целостную натурфилософскую систему миропонимания Платона картезианскому рационализму, механистическому взгляду на мир как на мертвую материю, доступную патологоанатомическому вскрытию с целью обнаружения смысла жизни и сущности бытия.
    Однако сегодня речь идет о другом.
    Вместо абстрактно-теоретических споров о правомочности употребления тех или иных терминов в зависимости от принадлежности к равноправным философским школам того или иного ученого мы решаем вопрос о том, по какому пути пойдет развитие человечества в будущем тысячелетии, как сложится судьба народов и каждого отдельного человека - в условиях пассивного непротивления действию старой, отжившей парадигмы, или же он займет активную позицию и будет жить по новым, им же свободно избранным законам.
    В этом плане нужно прежде всего поменять собственную систему познания мира и, поскольку это практически одно и то же в рамках новой парадигмы - самопознание.
    Приведем пример осмысления всем известных и привычных фактов с нетривиальных позиций.
    Вряд ли кому из официальных ("левополушарных") историографов приходило в голову принять во внимание удивительное "совпадение" - день начала Великой Отечественной войны 22 июня был не только днем солнцестояния, который чтил язычник Гитлер, но и Днем памяти всех Святых, в земле Российской просиявших. Об этом помнили только верующие, собравшиеся в то теплое воскресное утро на праздничную службу в немногочисленные храмы, да православные люди за рубежом. И именно тогда, когда первые фашистские бомбы посыпались с безоблачного неба, разрывая на куски живую плоть и сея разрушения повсюду, священнослужители вместе с паствой пели после Литургии канон особой службы: «Все святии земли Русской, молите Бога о нас». Так мистически столкнулись на нашей земле две системы мировосприятия - богоборческое идолопоклонство и культ чистой святости и самопожертвования.
    А первый день Победы 9 мая 1945 года пришелся на самый светлый, самый великий православный праздник - на Светлое Христово Воскресение, на День Пасхи, который выпал на это майское воскресенье чуть ли не единственный раз за последние полвека.
    И еще. Знакомое по школьным учебникам сочетание слов: «Крупнейшее в истории всех войн танковое сражение началось на Курской дуге, под Прохоровкой»... Фраза как фраза. Но вдумаемся, ведь за сугубо военно- топографическим, командно-штабным термином "дуга" кроется и второй, не различаемый сходу смысл - само слово "дуга" как будто подсказывает нам толкование единичного феномена, одного из эпизодов в истории бесчисленных войн - как часть огромной, необозримой окружности, центр которой находится везде, в мертвом и живом, в видимом и невидимом. Далее. Уроженцем Курска был святой преподобный Серафим Саровский, мирское имя которого, данное ему во младенчестве, при крещении, было - Прохор (напомним - речь идет о сражении именно под Прохоровкой). А имя "Серафим", избранное им при пострижении в монашеский чин, означает в переводе с греческого - "Огненный". Канонизирован святой Серафим был в июле, чуть ли не день в день с началом битвы под Прохоровкой, ровно за сорок лет до него, в 1903 году. 19 июля празднуется день памяти св. Серафима, а на 28 июля приходится день апостола Прохора и иконы Божьей Матери "Умиление" (Серафимо- Дивеевской), молясь перед которой умер св. Серафим. Вот какого рода спасительная, светлая стена огня Веры столкнулась со всепожирающим, черным, адским огнем тех, кто обрушил смерть на нашу святую землю именно в день Всех Святых.
    Кстати, почти на это же время приходится и переход войсками Наполеона границ России, и начало Первой мировой войны (28 июня 1914 года).
    Можно отмахнуться от подобных "странных сближений", отнеся их к лишенным смысла случайностям. А можно отнестись к этим "совпадениям" как к подсказкам, вехам, отблескам во внешних событиях их сокровенной, внутренней сути.
    Анализируя метафизический смысл подобного рода "совпадений", отец Павел Флоренский, труды которого также были подвергнуты забвению на протяжении всех сталинских десятилетий, а сам он убит в Соловках, писал: "Такие исторические параллелизмы, само их внутреннее единообразие понуждает нас искать и внутреннюю формулу их, а за формулой предчувствовать общую причину их".
    Конечно, в рамках "вестернизированной" парадигмы такого рода поиск исторической истины (Достоевский как-то назвал его "сердечным", "бессознательным знанием", отнеся его к характернейшим феноменам истинно русского человека, а святитель Игнатий (Брянчанинов) назвал "духовным разумом".) - не заслуживает серьезного внимания. Но именно из-за этой добровольной слепоты мы и не замечаем, что каждое событие - это, по сути дела, свернутая в один пространственно-временной эмбрион вся История человеческих цивилизаций.
    Пораженные этой духовной слепотой, мы до сих пор не можем увидеть во всей полноте и сиянии неземной славы явленное нам величайшее чудо из чудес - таинство спасения Отечества и Православия от полной погибели. Медленно, слишком медленно сдираем мы с глаз бельма ложного знания, избавляемся от «дальнозоркости» левого, западного полушария, и от «близорукости» правого, восточного. Сотканная кощунственными руками вольных и невольных прислужников несвойственной русской цивилизации парадигме одностороннего рационализма завеса лжи раздирается, и больно бьет по незащищенным зрачкам всепроникающий огонь полной Истины.
    Тем, кто воспримет парадигмальные установки Диалога поколений, коррекция «изнутри» личностных процессов миропонимания и самосознания будет даваться легче. И потому те, кто сегодня смотрит на нас, русских, с «зияющих высот» своего вестернизированного интеллекта, эти беспринципные "образованны" - будут вынуждены со скрежетом зубовным отступить на обочину магистрального пути развития человеческой ноосферы. Будущее будут строить духовно богатые и душевно щедрые представители интеллектуальной элиты нового поколения патриотов, которые будут владеть новой, синтетической парадигмой научных знаний - парадигмой третьего тысячелетия эпохи "постцивилизации".


<- ->