О главном и всерьез

КОНТУРЫ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
или
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

    Основной методологической предпосылкой в поисках новой парадигмы является применение принципа, согласно которому недостаточность любой системы управления низшего порядка может быть преодолена путем перехода к мета-системе высшего порядка. Иначе говоря, противоречия, неразрешимые в рамках данной системы, в принципе могут быть решены в рамках более широкой системы, описывающей данную. Но для этого необходимо использовать творческий или, как говорил А.Эйнштейн, нетривиальный подход, то есть. способность "выломаться" за рамки существующих канонов мышления. Напомним, что сам Эйнштейн указывал на то, что совершить открытие принципа относительности, сломавшего все привычные представления о законах физики и определившие рамки их действия только условными системами, которые движутся прямолинейно и равномерно по отношению друг к другу, ему помог не имевший никакого отношения к точным наукам русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Слова Эйнштейна "Достоевский дает мне больше, чем Гаусс" многократно цитировались во всех биографиях ученого (см., например, изданную в 1962 году книгу "Эйнштейн" Б.Г.Кузнецова с соответствующим пространным комментарием на эту тему), но сегодня претендовать на то, чтобы вскрыть их подлинный философский смысл можно, только выйдя за пределы "вестернизированной" парадигмы. Возможно, речь идет том, что именно трагическая, личностно окрашенная напряженность духовных исканий, характерная для Достоевского как для представителя "незападной", православно- русской цивилизации, добавила в математический аппарат мышления Эйнштейна то "бродильное", взрывчатое вещество, без которого сломать, взорвать (в себе - прежде всего) закостеневшую парадигму ньютоновских, нововременных миропредставлений, было бы невозможно. Гуманитарный, вне-логичный, варварско-иррациональный "топор Раскольникова" расколол односторонний, упорядоченный, чисто мыслительный процесс естественно-научного познания, образовав некую мета-систему с включением в новый синтетический дискурс на равных правах рациональную рефлексию и эмоционально-интуитивное озарение.
    Впрочем, дать вполне определенное и окончательное толкование смысла приведенных слов Эйнштейна вряд ли удастся кому бы то ни было. Он сказал то, что сказал, не больше, но и не меньше. Но в самой принципиальной невозможности исчерпать полностью мысль, заключенную в словах ученого, преломился еще один основополагающий элемент новой научной парадигмы - принцип дополнительности Нильса Бора, согласно которому достигнуть переноса любой проблемы из рамок данной системы а более широкие рамки мета-системы можно только лишь ценой введения в операционную систему элемента неопределенности. Но нам важно подчеркнуть, что именно за счет подключения традиционной, хотя и самой совершенной машины математического мышления западного типа (Эйнштейн называет в этой связи имя выдающегося немецкого ученого середины XIX века Карла Фридриха Гаусса), к духовной энергетической системе сверхвысокого напряжения "варварского" Востока (в лице Достоевского) человечество получило гениальное научное открытие, лежащее в основе нового миропонимания.
    Интуитивно-творческое начало, осмысление мира в целостной системе чувственных образов, личностное постижение правды, совпадающей с понятием справедливости, открытие и мирное освоение неизвестного в известном, страстная тяга к мифотворчеству и чистая, "детская" вера в чудо - вот что характерно для парадигмальной модели системы знаний "Востока". Для западных ученых, пропитанных ядом действующей парадигмы рационализма, характерен более взрослый, даже "старческий" подход к познанию мира, который отмечен стремлением к классификации уже познанного, открытию известного в неизвестном и связанное с этим ослабление творческого начала, низкий уровень динамизма и католико-протестантский порыв к низведению чуда на уровень рационально "узаконенных" догматов, агрессивность в освоении окружающего мира. Иначе говоря, мы восприняли (очевидно, через византийские корни нашей христианской цивилизации) солнечное мировосприятие древних греков периода расцвета античной мысли, тогда как "лунный" Запад берет свое начало от Римской империи периода ее упадка.
    В связи с этой гипотезой нами, последователями концептуальных позиций школы Диалога поколений, применяется в качестве рабочей модели новой парадигмы цивилизационного развития оригинальную, авторскую идею о соотнесенности доминантного вектора деятельности одного из двух полушарий головного мозга с приоритетом высших ценностей на "Западе" (в геополитическом понимании) и, соответственно, на "Востоке" ( в том же смысле). При таком подходе обнаруживается целый ряд многозначительных совпадений, которые трудно отнести к разряду случайных, хотя сущностная природа таких совпадений, несомненно, нуждается в специальном анализе, (кстати, соответсвующая тематика уже включена в проблемное поле исследований ученых и специалистов школы Диалога поколений, занимающихся, в частности, вопросами психологии и высшей нервной нервной деятельности человека).
    Геополитический "Запад" предстает в рамках такого подхода как феномен, отвечающий нормам деятельности левого полушария, которое, как известно, оперирует преимущественно вербально-знаковой информацией. Мышление в нем является дискретным и аналитическим.
    В левом полушарии преобладают функции анализа (дифференциации) целого, оно доминирует в процессе усвоения, классификации и последующего изъяснения полученных знаний. Левое полушарие оптимистично, поскольку предпочитает все известное и привычное, а также охотнее перерабатывает простые формы и фигуры.     Геополитический "Восток", напротив, соответствует парадигмальным представлениям о нормах деятельности правого полушария. В нем преобладает пространственно-образное и синтетическое мышление. Правое полушарие оперирует, в основном, чувственно-образной информацией. Для него характерны функции синтеза (интеграции) частей, элементов, причем, зачастую в форме архетипов, мифов, образных систем. Оно доминирует в сфере эмоций, переживаний.
    Предпочитая новое и непривычное, сложные формы и фигуры, оно пессимистично в целом, хотя чувство юмора относится также к сфере ответственности правого полушария (не потому ли классики юмора, как правило, отнюдь не являются весельчаками в обыденной жизни?).
    Наконец, в отличие от "левополушарных" индивидов, их "правополушарные" собратья нередко обладают художественным складом личности, имеют экстрасенсорные способности, развитую интуицию и высокоразвитую способность к творчеству в самых разных областях.
    В процессе экспериментов и исследований, которые активно проводились в нашей стране на базе лаборатории Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова, была выявлена еще одна любопытная особенность в деятельности полушарий головного мозга. Оказывается, ребенок рождается "двуправополушарным", и только начиная с двухлетнего возраста, то есть с развитием второй сигнальной системы, у него оформляется отчетливая "специализация" левого и правого полушарий по их функциям.
    Что это даст нам для понимания онтогенезиса цивилизаций?
    В соответствии с биогенетическим законом Геккеля-Миллера, индивидуальное развитие любого организма в сжатом виде демонстрирует эволюцию его вида, начиная с далеких предков. То есть, последовательное становление функций мозга (филогенез) демонстрирует нам то, что происходило в процессе развития человека (его онтогенез). Получается, что правое полушарие - это более древнее, "до-речевое" образование, тогда как левое - это сравнительно недавнее приобретение человечества, то есть, молодое. Но можно ли назвать правое полушарие "глупым" (так считали первые исследователи функциональных особенностей различных элементов мозговой структуры), "варварским", "дикарским", а левое, соответственно - "умным", рациональным носителем цивилизирующего начала? Очевидно, нет, поскольку природа в процессе адаптационного развития не случайно сохранила нам оба полушария, причем важнейшим принципом их совместной деятельности стала реципрокность (взаимоторможение). То есть, в обычное время они действуют на основе четкого баланса, "консенсуса", и только в моменты предельного напряжения всех сил организма, особенно в условиях психологического стресса, угрозы жизни и т.п., начинает резко доминировать более древнее, правое полушарие, обеспечивая выдачу команд организму на уровне интуиции, озарения.
    Вряд ли случайно именно в условиях духовного стресса, сложившегося на пороге третьего тысячелетия, когда человечество само загнало себя в тупики развития по "вестернизированной" модели, а наука переживает глубочайший кризис старой парадигмы, столь велика тяга к ее изменению, обогащению путем включения в новую мета-систему знаний элементов внелогического, иррационального, интуитивного, трансперсонального, одним словом, "правополушарного". Во всяком случае, именно в этом направлении видел контуры новой парадигмы наш выдающийся мыслитель Василий Васильевич Налимов (см. его труды: "Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности". М., 1989г., "В поисках иных смыслов". М., 1993г., "Канатоходец".М., 1994г. и др.).
    Асимметрия деятельности мозга исследуется в рамках концепции Диалога поколений с применением еще одного важнейшего научного открытия времен античности - принципа "золотого сечения" ("божественной пропорции"), авторство которого приписывают гениальному Пифагору. Речь идет о том, что гармоничное развитие живого опирается на формулу, согласно которой отношение большей части целого к меньшей его части равно отношению целого к большей его части. Глубокий математический анализ золотой пропорции показал, что она является величиной иррациональной, то есть несоизмеримой, ибо ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел. В средние века Леонардо Фибоначчи открыл так называемый рекуррентный ряд чисел (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д., , в котором каждое из последующих получается путем суммирования двух предыдущих, а при соответствующем делении этих целых, то есть рациональных чисел, в результате затухающей осцилляции разница между ними стремится к золотой пропорции, то есть к иррациональному числу ( Ф==1, 61803...и т.д.). Так ряд целых "мертвых", дискретных чисел оказался подчиненным принципу "вечно живой", иррациональной непрерывности, которую невозможно выразить конечным числом дробей. Если учесть, что золотая пропорция буквально пронизывает строение всего живого, а числа Фибоначчи обнаруживаются буквально во всем - от периодизации жизни человека по возрастным категориям и внутренних анатомических особенностей его организма до количественных характеристик протекания химических реакций и строения обычного кленового листа - то нельзя не отметить, что мы явно наблюдаем действие некоей "константы жизни", изучение которой еще может преподнести нам немало сюрпризов. Но только при одном условии - если исследования будут проводиться свободно мыслящими учеными, не боящихся "странностей" и "мистики" жизни.
    С точки зрения геополитики, анализ цивилизационных процессов на основе принципа золотой пропорции и с применением чисел Фибоначчи показывает, что наиболее жизнеспособными должны оказываться системы, построенные асимметрично, но с соблюдением определенных соотношений между входящими в них элементами. Другими словами, для развития человечества в планетарном масштабе абсолютно необходимо соблюдение напряженного равновесия между всеми входящими в него цивилизациями, какими бы "малыми" (или, что в данном случае сопоставимо, - «неразвитыми») они ни казались для тех, кто составляет большую (или, по их мнению, "разумную") часть цивилизационного целого.
    Во всяком случае, идеал равновесия, который господствует в менталитете азиатских народов и выражается в представлениях о счастье как погружении в ничто (нирвана), можно выразить соотношением целых чисел (1:1), что соответствует устойчивому, но замкнутому развитию с энтропийными тенденциями, который для повышения своей жизнестойкости должен опираться на дополнительное внесение энергетических ресурсов извне.
    Односторонняя рациональность западной парадигмы также ориентирована на достижение равновесия, бесконфликтности, ликвидацию внутренней, духовной напряженности, сознательный отказ от излишних волнений и т.д.
    Переоценка "разумного" начала приводит к разрушительному господству индивидуализма, гипертрофии веры в собственные силы, отсутствие потенциала к самопознанию и т.д. Повысить свою жизнестойкость "левополушарный" Запад может только за счет духовного "вампиризма", перекачивая недостающие творческие ресурсы из стран-доноров - добровольных или принуждаемых.
    Европейско-азиатское, "двухполушарное" положение России, и естественно-природная асимметрия ее деления на восточную и западную часть с учетом того, что золотое сечение проходит намного восточнее Урала, видимо, содержит в себе подсказку на особую, планетарную суть ее миссии, состоящую в возможности моделирования на ней всех процессов становления мировых цивилизаций. Кроме того, динамичное, напряженное соотношение между территориями, населением, экономическими характеристиками и т.д. создает предпосылки для ее самодостаточного развития.
    Подобно маятнику, она способна совершать свободные незатухающие колебания от полюса "рациональности" к полюсу "неосознанного", проходя бифуркационные точки кризисов с повышенной скоростью, хотя и весьма болезненно.
    Может быть, с этим связана роковая связь нашей истории с революциями, насилием, социальными взрывами и кризисами, которые напрямую связаны с постоянным напряжением духовного поля России, с неизбывной пассионарностью русского этноса, если использовать термин близкого к школе "евразийцев" Льва Николаевича Гумилева. Во всяком случае, на этой модели отчетливо видны черты постоянно формирующейся, видоизменяющейся, вечно молодой цивилизации, не имеющей аналогов ни в одной другой части света. Интуитивно прозревая это, Освальд Шпенглер в своем "Закате Европы", написанном в самом начале прошлого столетия, выделил "русско-сибирскую" культуру как единственную живую, находящуюся в процессе становления, девятую по счету, в ряду погибших человеческих цивилизаций. В то время, когда над Западом уже опустилась ночь, над нами только засветилось предрассветное небо...
И    сследования в этом направлении только начинаются.
    Нам еще только предстоит открыть мир идей, которыми вдохновлялись те, кого с легкой руки князя П.А.Вяземского в середине XIX окарикатурили под названием "славянофилы" и кого самодержавный режим того времени в роковом заблуждении счел своими врагами в большей степени, чем "прогрессистов-западников". В течение больше ста лет в историю русской философской культуры не включалось имя первого русского митрополита-мыслителя Илариона, который еще в середине XI века заложил основы самобытной русской духовности в своем страстном "Слове о Законе и Благодати". Напомним, что вначале это произведение отнесли к числу рядовых памятников древнерусской церковной риторики, а потом, начиная с Петра I и вплоть до окончания советских времен, вообще практически изъяли из образовательной сферы. Даже сейчас не только в школьных, но и даже и во многих вузовских научных библиотеках трудно найти полное издание этого гениального по содержанию и очень красивого по форме труда Илариона.
    Исключение по указке властей произведений мыслителей, исповедующих самобытность культурно- исторического типа русской цивилизации, из сферы научного изучения, образования и культуры в целом, было составной частью политики, направленной на тотальную «вестернизацию» нашей страны. При этом, как правило, "на коне" оказывались аморальные "прогрессисты - западники", которые вначале заразили вирусом рационализма и марксизма тонкий слой русских бомжей-разночинцев, духовно инфицировали Россию, а потом, уже обессилев от перманентных припадков безумного богоборчества, тщетно пытались раздуть пожар спидоносных по своей разрушительной силе идей в мировом масштабе. История преемственности идей большевизма от "западничества" образца 40-50-х годов XIX еще не написана, хотя генетическая обусловленность их сатанинской гордыни односторонней направленностью общей "вестернизированной" парадигмы рационализма очевидна.
    Своим гениальным, "правосторонним" чутьем эту связь ощутил и напророчил нам Федор Михайлович Достоевский, но его голос не был услышан.
    Характерно, что сама история осуществила, будто в наущение грядущим поколениям, жестокий эксперимент над всеми главными "западниками" новейшего времени.
    Страшной смертью погибли Троцкий, Бухарин, и тысячи главарей, спаливших Россию. Страшной, потому что, как правило, они пали от рук своих же единомышленников и верных продолжателей их же дела.
    Еще более поучителен урок Ленина.
    Прожив всю свою жизнь при доминанте левого, рационально-логического полушария, именно его он лишился в результате болезни и деградировал в последние два с лишним года жизни до полуживотного состояния, лишившись способности владеть речью, с парализованной правой, то есть активной, частью тела, сменив настроение исторического оптимизма на постоянную истерию, плаксивость и капризность, утонув в судорожных заботах о мелочах и потеряв, в конечном итоге, все и всех. Даже права на посмертное успокоение по православному обряду его лишили верные последователи идей Просвещения и Революции - от масона Красина до не любившего ничего и никого Сталина.
    В отличие от ставших "правополушарными" только в результате болезни, на излете жизни, Гитлер был таковым всю жизнь.
    Но недаром говорят, что крайности, то есть односторонности, сходятся - уязвленный в непризнании его художественных талантов, фюрер всю жизнь мстил "разуму", отдавшись разгулу инстинктов, прислушиваясь только к "голосу крови и почвы", сделав культ грубой силы «человекобога» основой своей геополитики.
    Все эти сюжеты подлежат дальнейшему внимательному изучению исследователей, разделяющих концепцию Диалога поколений, и можно не сомневаться в том, что подлинная история разрушительного воздействия «вестернизированной" парадигмы на человека и человечество будет еще представлена во всем ее сатанинском блеске.


<- ->