"НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!" ПЕРВЫЙ СЪЕЗД КАДЕТ РОССИИ |
Выступление Игоря Андрушкевича Мне трудно сегодня говорить по двум причинам: во-первых, эмоциональным, и, во-вторых, интеллектуальным, потому, что мне столько всяких вещей говорили, что нужно сказать, и столько я сам думал, что нужно сказать, так что я теперь просто запутался под наплывом собственных мыслей и чувств. Кроме того, мне говорили: "Будешь говорить 30 минут, 7 минут, 5 минут, а сейчас мне генерал сказал: "Будешь говорить10 минут". Все люди находятся всегда под впечатлением своих собственных чувств, и в данный момент - я особенно. Я родился за границей 80 с лишним лет тому назад, в братской Югославии, которой сейчас, к сожалению, больше нет. Я сейчас в третий раз приехал в Россию. Все эти три раза я приезжал именно по кадетским делам. Первый раз в 1992, потом в 1998 и сейчас в 2007 году. Но мой отец учился здесь, в Первом московском кадетском корпусе, и он его окончил и потом учился в Александровском военном училище, а потом в Императорском училище правоведенья в Санкт-Петербурге, провоевал 4 года в Первой мировой войне с немцами, был четыре раза ранен (один раз очень тяжело). Мне отец завещал: "Что все-таки нужно жить только лишь для того, чтобы служить России (аплодисменты) и никогда больше никому не служить!". Я могу про себя сказать, вот уже на исходе жизни, что я, в общем, исполнил это данное мне отцом завещание, может не на 100%, но на 99%: я никогда никому не служил, кроме России. Иногда меня заставляли, я делал вид, что подчиняюсь, но, по-настоящему, я всегда служил только России. Я поступил в русский кадетский корпус в Югославии в 1937 году 11-летним ребенком. Мы пели песню "Наш полк", и там сказано: "С молоду и всей душой в строю". Я всегда был всей душой в русском строю, в кадетском и, вообще, в военном. Мне отец тоже говорил: "Смотри, будут дети - пусть будут военными, потому что в нашем роду в течение 500 лет не было такого позора, чтобы какой-нибудь мужчина не был военным" (аплодисменты). И я моих трёх сыновей тоже послал в военное училище, но не мог послать в Россию, послал в Аргентину, они все закончили аргентинское среднее военное училище, параллельное суворовскому. Так что у меня, понимаете, завещание было такое, чтобы когда-то встать физически в этот наш общий русский строй. Я всегда был душой в этом строю, но сегодня я физически стоял в строю вместе со всеми Вами, и рядом со мной как раз стояло Знамя Фанагорийского полка, которое мы, зарубежные кадеты, вчера передали молодым кадетам России. И это, понимаете, очень важное событие в жизни человека, который именно всей душой всегда стоял в строю, а теперь стал также и физически. Мы русские люди, православные. В православии, на ряду с идеалами, тоже очень важна реальность, поэтому мы имеем иконы, мощи, мы к ним прикладываемся, мы хотим, чтобы всё было идеально, но в то же время и реально, не отвлеченно. И вот мы сегодня реально встали туда, где мы идеально всегда стояли. (Аплодисменты). Но нужно отвлекаться от всех этих личных чувств и мыслей и нужно делать какое-то более теоретическое обобщение, и это обобщение очень простое. Господа, сегодня мы были участниками исторического события. Мы этого сами не замечаем, не чувствуем, потому что не видно, понимаете ли, леса тем, которые сами находятся в лесу. Мы были участниками этого события, потом история о нас будет писать. Сегодня произошло объединение двух частей когда-то расколовшейся русской армии и флота. Нас осталось очень мало - я не знаю, сколько зарубежных кадет сюда приехало. Некоторые говорят - 25, но, если бы нас приехало лишь 5 человек, это было бы не так важно, ибо всё-таки мы символически стали в общий строй. Это историческое событие. И мы не только стали, а мы объединились. И мы видим, что Россия все-таки возрождается, поднимается с колен, и мы этому очень рады, и мы хотели этого всю жизнь и, особенно в последнее время, в последние 15 лет после нашего первого приезда сюда, в Россию. И, главным образом, наша помощь, она как раз концентрируется по вопросам специфически нашим, кадетским, то есть по вопросам образования. И я хочу сказать то, что меня много лет просили аргентинские кадетские корпуса, чтобы я изучил и разработал систему: откуда же это образование произошло, такое среднее учебное военное образование, типа кадетских корпусов. Оно практически зародилось в древней афинской демократии. Так что, когда сегодня какие-то демократы или псевдодемократы что-то говорят: "Для чего это? Почему это?", то в ответ на эти вопросы я написал несколько статей по-русски и по-испански. В афинской демократии, в Афинах, существовало пять таких средних учебных военных заведений, они назывались гимназиями или лицеями, где молодёжь в первую очередь обучали религиозным и нравственным началам. Молодёжь афинской демократии получала систематическое целостное религиозное, нравственное, духовное, интеллектуальное, эстетическое, физическое и военное образование. О таком целостном образовании и воспитании есть целая глава, восьмая, в известном труде Аристотеля "Политика", где он подробно развивает идею, что молодежи надо давать целостное воспитание. Молодёжь должна получить религиозное, духовное образование, интеллектуальное, атлетическое и военное. Иначе молодой человек будет каким-то неполным человеком. Потом эта идея целостного воспитания потерялась в Средние Века, и возродилась лишь во времена Людовика XIV во Франции, а через 30 лет и у нас в России. Петр Великий встречался с Людовиком XIV, и он открыл в России первый кадетский корпус - морской, навигационную школу, а потом через 20-30 лет, был открыт первый пешеходный шляхетский кадетский корпус. В указе об открытии "кадетских рот" во Франции было сказано, что офицеры должны обучать молодых кадет. Чему? И там написано по-латыни: "Обучать благородству". Не военной науке, и не какой-либо другой науке и не иностранным языкам, а благородству. И Вы обратите внимание! "Благородство"! Значит, что человек родился, как будто, в хорошем месте, в хорошей семье - благородное у него происхождение. Но, оказывается, что благородству можно обучать, благородство не зависит от рождения, а зависит от воспитания и обучения. Все великие государства, в частности, та же Греция, Древний Египет, а потом Рим, Византия и наша Россия - обладали такой системой просвещения: их сила была в том, что в этих странах было широко поставлено просвещение - общее народное просвещение. И в этих рамках общего просвещения была создана система отбора элиты, но элиты не по рождению или по деньгам. (Сейчас иногда говорят - элита это те, у кого больше денег, как мне одна дама сказала, приехав к нам из России в Аргентину. Я при встрече ей сказал: "Вот вы должны интересоваться русской культурой, пойти в церковь - она же мне говорит: "Меня кроме долларов ничего не интересует".) Так вот, элита не зависит от долларов (как это сказала дама), она зависит от просвещения, в рамках которого должен быть сделан отбор - это и есть настоящая демократия. Сегодняшние демократы хотят это как-то иначе устроить, но наш славянский язык это уже предвидел: у нас есть слово "выбор", слово "отбор" и слово "собор". Выборы и существуют для отбора. Эти слова сохранились в сербско-хорватском языке, они отделились в 6-7 веке, и там в сербском языке правление называется "отбор" ("одбор"). Значит, если мы хотим иметь над нами какое-то хорошее правление - это правление должно состоять из людей отобранных, но по принципу просвещения. А где должны быть самые просвещенные? Мы будем выбирать самых просвещенных, будем создавать "отборный слой людей", и они будут в правлении. Вот это и есть идея военного образования в России. И так было со времени зарождения Руси. В летописи сказано: "И начал думать князь Владимир об уставе Земли русской. Он стал советовался с Русской церковью и со старшей дружиной". С дружиной надо советоваться. Так же было и в Риме. В Римской республике вообще было не возможно занять ни одной республиканской должности, если человек не имел военного образования и военного опыта. Есть один случай - за сим я закончу. Был избран Сула казначеем Римской республики. Его выбрали в казначеи города. Таких было 10 казначеев. Когда его выбрали - сенат постановил, что, так как он никогда не воевал - какой же из него казначей, если он не имеет боевого опыта -, то его послали на три месяца воевать в Африку с какими-то там африканскими племенами. Он сказал: "Я никогда не сидел на лошади и никогда не воевал". Ему ответили: "Мы тебя посадим на коня и рядом дадим хорошего центуриона-капитана, он тебе будет помогать и тебя учить. Вот ты сначала повоюй, а потом будешь властвовать." Вот я бы многих наших тоже послал… (аплодисменты). Мне сегодня говорят: "Ну, какую модернизацию вы сегодня предлагаете для образования?" Мы никакой модернизации не предлагаем. Мы предлагаем пользоваться тем колоссальным опытом, тем колоссальным вкладом русской культуры, который у нас накопился за последние триста лет, его нужно дальше развивать, нужна какая-то эволюция, но эволюция, исходя из, предыдущего опыта - и вот это мы Вам завещаем: "Продолжайте предыдущий опыт, не пресекайте корни предыдущей России, а наоборот, восстанавливайте эту живую связь и она будет нестись, потому что она была прервана на поверхности, так сказать, в надстройке, но внутри, в душе, в подсознании, в генетическом базисе она осталась и сохранилась. Мы 15 лет тому назад забросили эту идею. Нас было мало и мы были бессильны, но эта идея вспыхнула - сейчас уже создано около 100 кадетских корпусов в России. Их нужно объединить и унифицировать. Военные учреждения должны находиться в ведении военных учреждений - не могут быть военные школы в ведении каких-то гражданских учреждений. Я еще раз хочу повторить: сегодня мы являемся участниками исторического события, и, дай Бог, чтобы это историческое событие тоже как-то положительно повлияло на те исторические процессы, которые сегодня происходят в России, которые, конечно, имеют свои и положительные и отрицательные стороны, но я твердо верю и не сомневаюсь, что положительные процессы возьмут верх, победят, благодаря всем нам. Почему? Потому, что, всё-таки, русский народ очень талантливый - сколько бы нас ни погибало за время всех спровоцированных против нас войн и революций (все это было нарочно сделано), вы посмотрите, какие у нас таланты, как организовали этот Съезд несколько человек! Какие у нас есть талантливые люди! Я их хвалю потому, что я их не знаю. Но я восхищаюсь русским талантом. Я говорю: "Слава Богу! Россия не погибла! Не погибнет!" И еще весь мир будет много удивляться всему этому. Спасибо. (Долгие продолжительные аплодисменты, все встают) |