Поход суворовцев по Ломоносовским местам столицы
в Заиконоспасский монастырь и встреча с фронтовиком,
знатоком истории Второй мировой войны
Дмитрием Язовым
А не пора ль начать нам, братья, пока все боли мы не выговорим,
не плачь по мертвым, не проклятья, а песню о походе Игоревом?
Мы Русь телами измеряли, и ей мечом не изменяли.
Мы кровью землю измарали. Так не пора ли, не пора ли?
Пусть эта песня льётся лепо и даже на пирах не пьяно,
из былей сложена, а не по лишь замышлению Бояна!
(Слово о Полку Игореве, 1185 г.)
Умудренный жизнью седовласый Боян, перебирая струны гуслей, поёт
былины . Все его песни про победы, а одна о том, как полк князя
Игоря Святославича потерпел поражение и погиб в бою с половцами.
Мальчик, в компании взрослых воинов "мотает на ус". Картина живописца
Виктора Васнецова воспроизвела типовой некогда случай - обязательную
закономерность воспитания, - передачу мудрости через поколение.
Нарушение этого правила влечёт за собой падение уровня патриотизма
населения и, как следствие, неадекватное поведение молодёжи, расшатывание
устоев. Патриотизм - это иммунная система общества.
Кадетам и курсантам военных училищ, как будущим военным профессионалам
"с младых ногтей" надо приобщаться к теме войны и победы. При этом
желательно "пить из незамутнённых источников". И такой случай представился
учащимся Московского суворовского училища 28 сентября 2014 г. благодаря
Отцу Иосафу и Ларисе Рожковой из Центрального дома учёных Российской
академии наук.
Великая война была два поколения назад. Подзабылась основательно.
Выделяют рассказы о войне и о военном искусстве. О войне как явлении
социальном может писать (и пишет) каждый желающий, хоть что-то о
ней слышавший или читавший архивы, а вот о профессиональной стороне
дела грамотно рассуждают только военспецы, ветераны, фронтовики.
Фронтовиков всё меньше и не каждый хочет рассказать о войне. Среди
них много "молчунов".
Большинство наших мужчин, даже людей в погонах (ладно, гражданские)
не достаточно знают основные события Второй мировой. В лучшем случае
отрывочные сведения о ключевых битвах. Причина - недостатки учебного
процесса в вузах. Если вам преподавали курс Истории военного искусства,
как непрофильный предмет, то конечно помните, сколь скучны были
эти занятия. Как фрагментарно владели преподаватели всей картиной
Второй мировой войны, насколько она им самим была неинтересна. Отвращение
привили надолго к разрозненным наступательным, оборонительным и
встречным сражениям, а также к операциям и боям на окружение. Хотелось
узнать схему и логику всей войны, сложить в единое целое мозаику
событий, а уж потом "нырять" в отдельные сражения, тактику полководцев
и героизм воинов. Думалось, что в стране есть люди способные рассказать,
так как надо, понятно для начинающего познавать. Действительно,
есть масса талантливых людей, не востребованных обществом. Недавний
случай в монастыре рядом с главной площадью столицы подтвердил догадку.
На Красной площади станете спиной к Никольской башне и пойдите
прямо, войдёте на Никольскую же улицу, ведущую на Лубянку. Пройдя
сотню шагов, увидите слева по ходу церковный шатер. Номер дома 7/9.
Заиконоспасский монастырь. 300 лет назад здесь была Славяно-греко-латинская
академия (где учился М.Ломоносов). Священное место.
В роли Бояна XXI века фронтовик Второй мировой войны Дмитрий Тимофеевич
Язов (8 .11. 1924 г.р.).
Не просто певец-гусляр, - сей Боян из воевод. Во времена Ломоносова
и ранее, командующих называли воеводами. Командующий войсками военного
округа: Среднеазиатского, Дальневосточного. Участник т.н. "Карибского
кризиса" 1962 г. Служил Родине также и в актуальном сейчас Крыму…
Примечательность биографии по первому разряду. По этому критерию
с ним могут сравниться немногие, например, тоже воевода ХХ века
Н.Г. Лященко, победно воевавший на всех меридианах Евразии от Мадрида
до Пхеньяна. Но его уже нет с нами.
Д.Язов столь же знаменит в армии как В.Ядов в социологии.
Бывалый. Дважды ранен. Не турист, а везде побывал. Без 90 дней
90-летний: "редкая птица долетит до середины Днепра…". Бодр, жизнелюбив,
интересуется Славяно-греко-латинской академией и учебой в ней М.В.
Ломоносова. Чем не образец, для "опустивших крылья" 60 - 70 - 80-летних
"старичков"? Речь льётся ладно, без повторов, - хоть долго, но увлекает
- где такое ещё услышишь? Опалён, но не подавлен. Критерий верный:
За одного битого, двух небитых дают. К примеру, есть фронтовики
красноречивее, у них и анекдот заготовлен по теме, но нет опаленности,
опальности. Значит, умел всегда "держать нос по ветру". Своего потока
создать не пытался. От такого жди уклончивого рассказа: перепева
известных суждений, теперь уже неизвестных авторов. Тем ценнее воспоминания
и оценки фронтовика с трудной судьбой. Да, в жизни были просчёты:
не ошибается тот, кто ничего не делает. "Жизнь прожить, не поле
перейти". Тем более, прожить 90 лет! А собственно, в чём его ошибки?
Не о них ли он писал в мемуарах "Удары судьбы"?
Итак, 1941 год, - война Германии против нашей империи - советской
России.
Д.Т.Язов командир стрелкового взвода и потом, - роты на Волховском
и Ленинградском фронтах снимал вместе с друзьями однополчанами 900-дневную
блокаду с города на Неве.
Структура его рассказа суворовцам была такова:
- - Три полосы пространства войны: наступающие вражеские группы
войск "Север", "Центр" и "Юг".
- - Три временных среза: начало войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября
1942 г.), её апофеоз (18 ноября 1942 - декабрь 1943) и эффектная
концовка - наша победа (январь 1944 - 9 мая 1945 г.);
- - Две группы основных действующих лиц: командующие (от верховных
до командиров дивизий по-фамильно с обеих сторон противостояния),
группировки войск (наши и супостата). Точные даты событий.
О чём рассказывал конкретно?
Вспоминал начало Великой Отечественной войны и нашу неготовность
к ней. Говорил про недавно назначенных и неопытных командующих фронтами
Западным - Д.Павлова и Юго-западным - М. Кирпоноса. Про Московскую,
Сталинградскую и Курскую битвы.
Про Ленинградскую битву, о которую никто не знает. О том, как Манштейн
привёл в 1942 г. пять пехотных дивизий под Ленинград, которые выпустили
более миллиона снарядов по войскам Ленинградского фронта, "на нас"
- Язов оборонял Ленинград. Упоминал имена Жукова, Мерецкова, Мехлиса,
Роммеля, Лееба, Мангомери, Эйзенхауэра, … Про Ладогу и Синявинские
высоты.
Рассказал, что американцы бомбили те города Германии, которые по
Ялтинскому соглашению отходили к России. Дрезден был превращен ими
в руины, как и Кёнигсберг (Калининград). Это преднамеренное уничтожение
культурного наследия. Про роль верховного главнокомандующего: "Сталин
был высший авторитет для всего мира. Но это было тогда, когда мы
делали что-то великое".
Почему салют победы давали из орудий, обязательно с количеством
24 в конце цифры: 124, 224 и т.д.? Когда встал вопрос, как отметить
первые победы - взятие городов Орла и Белгорода, вспомнили, что
раньше на Руси звонили во все колокола, но 5 августа 1943 г. церковные
колокола были в опале. Предложили давать залпы из орудий. Маршал
артиллерии Н.Воронов предложил, не долго думая, круглую цифру -
100, а Сталин добавил к ним еще 24 кремлёвских орудия. Так получились
124. Потом увеличивали на сотню.
Всего не перескажешь, что говорил Боян. Было видно, что информация
распирала рассказчика. Ему явно не хватало времени, чтобы поведать
всё испытанное, изученное, обдуманное и десятки раз переоцененное.
Предложил установить памятник начальнику Главного политического
управления и Совинформбюро (с 1941) генерал-полковнику Александру
Сергеевичу Щербакову (1901 - 1945) труженику информационной войны,
внёсшему большой вклад в победу. Все помнят диктора Ю.Левитана,
а вот того, кто организовал радиопередачи, того чьи тексты диктор
зачитывал по радио - забыли. Улица Диктора Левитана есть на родине
в городе Владимире (на пересечении с улицей Ленина), объявлен конкурс
на памятник Левитану и уже прошла 2 октября 2014 г. пресс-конференция
в Риановости по теме оценки присланных проектов.
Возникает вопрос: что же первично: хорошо поставленный голос диктора
звучащий в 1941-42 гг. из Свердловска: "Говорит Москва, слушайте
сводку Совинформбюро", или организация вещания, составленные и преданные
из Москвы тексты для выступления этого диктора в радио эфире? Ю.Б.Левитан
народный артист СССР - это важно. Но не все вопросы решают артисты.
Недопустимо, когда настоящих военных деятелей затмевают техническими
исполнителями отдельных функций.
Каждое слово Бояна взвешено, он не бросит случайных слов. Да, он
не сразу назвал фамилию командующего фронтом Ватутина. Спросил у
зала (намекнул: его ещё бандеровцы убили). Причина, скорее всего
в том, что не часто выступает, обычное явление для редко выступающего
преподавателя. Мало приглашают, те, кому положено воспитывать молодёжь.
С кем сравнить Язова как рассказчика? В советское время был на
радио лермонтовед Ираклий Андронников. Грузин. Со знанием биографии
и творчества поэта он страстно увлекал слушателей рассказами о М.Ю.Лермонтове.
14 октября исполняется 200 лет со дня рождения певца Бородинской
битвы, кавказской войны и боя купца Калашникова с царским опричником
Керибеевичем. Могли бы радийщики включить рассказы Андронникова
в повтор по радио. Но нет у Андронникова и у Лермонтова почитателей
денежных. Есть у нас Дмитрий Язов - своего рода Ираклий Андронников
по теме Великой Отечественной войны. Его и будем слушать.
В преддверие 70-летия победы, можно и даже нужно провести конкурс
на звание лучшего Бояна страны - рассказчика о Второй мировой войне.
Первый чемпион в этом виде нами уже определен - Дмитрий Тимофеевич.
Нужны новые претенденты. Неужели важнее для молодёжи чемпионы по
боксу или футболу, что их фамилии так навязчиво звучат в СМИ? Лучший
певец и лучший рассказчик - Боян - вот национальное достояние России
- тем более, в Год культуры. Для Норвегии, к примеру, лучший балалаечник
- это нонсенс. Для России это норма. Но где они, эти конкурсы на
звание лучшего балалаечника? Для Финляндии рассказчик о войне -
это позор нации. Для России - слава. Для Швеции возможно лучшие
певцы квартет АББА. Для России лучшие певцы - исполнители казачьих
песен. А чтобы появились лучшие, - нужно создать соревнование. Точка
отсчета уже есть: в сфере устного рассказа - Язов - национальное
достояние. Лучший певец казачьих песен Иван Вахрушев - он пел 5
июля 2014 г. и был оценён как лучший группой кадетов, на Невском
пятачке, в том месте - где наши герои прорвали блокаду Ленинграда.
Представим другой взгляд. Накануне, по ТВ каналу "Подмосковье -
360" шел фильм, сюжет его в том, что один американский богатей (очень
актуально для Подмосковья!) заказал, на его взгляд талантливому
молодому писателю в очках, (внешне похожему на диктора фронтовых
сводок Ю.Левитана) сценарий боевого фильма для Голливуда. У писателя
никак не получалось придумать замысел и начать писать этот шедевр
(а требовался именно "шедевр"). Когда его вызвали, чтобы рассказать
о ходе работ над сценарием, он не мог связать двух слов - было напечатано
всего 10 строк на машинке. Богатей назвал его "грязным евреем" и
отправил работать более напряжённо, поскольку деньги отпущены немалые.
Через некоторое время писатель всё же сочинил нечто, за что был
с позором изгнан. Как представляется, для того чтобы спасти лицо
писателю не надо было высасывать из пальца сюжет, достаточно было
описать фрагмент жизни Д.Т. Язова. Но для этого его надо было спросить,
расспросить. Участники событий прошлого века, фронтовики, уходят
от нас. А многие современники, ответственные за патриотическое воспитание
молодёжи не ценят их, например, Военный университет МО РФ. Там не
организовано выступление фронтовиков перед личным составом, курсантов
не возят на места битв: Московскую, Ленинградскую…, даже на Бородинское
поле. Философ древности Луций Сенека сказал бы им: "Вы не знаете
цены ни одной вещи"! Лучше дело с патриотическим воспитанием в кадетских
корпусах (например, Свято-Алексеевской пустыни Ярославской области
и Московском кадетском казачьем корпусе).
В соответствии в воинской иерархией (и по возрасту) ушли в лучший
мир, сначала Верховный главнокомандующий нашей армии Иосиф Виссарионович
Джугашвили-Сталин (1953). Командующий фронтами Г.К. Жуков (1974),
за ними ушли командующие армиями. Последний командир стрелковой
дивизии Н.Г. Лященко умер в 2000 г. Потом ушли командиры полков,
батальонов. Уходят уже и командиры рот, взводов. Язов это последний
из живущих командиров стрелковых рот. Не рядовой воин, а человек
ротного кругозора, - в роте с учётом потерь, добрая сотня человек:
офицеров, сержантов и солдат.
Эх, не ценятся у нас хорошие рассказчики - Бояны, особенно из людей
бывалых, "битых лаптем". Хороший рассказчик это дар божий. Ему можно
задать вопрос о войне как в своё время М.Лермонтов, родившийся в
1814 г. о Бородинском сражении 1812 года: "Скажи-ка дядя", - я тогда
ещё не жил и не был на войне.
Стрелковая рота - центр политико-воспитательной работы. Она наступала
на фронте от 300 м до 1 км. Подойди, спроси: как раньше жили, как
воевали? Последний шанс приобщиться к боевой истории подлинной,
из первых рук… Язов, один из последних, знает не понаслышке "что
такое бой". Мы - только из Боевого устава.
Бой - основная форма тактических действий войск, организованное
вооруженное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих
сторон, представляющий собой согласованные по цели, месту и времени
удары, огонь и манёвр в целях уничтожения (разгрома) противника.
Бой является единственным средством для достижения победы. Общевойсковой
бой ведётся объединёнными усилиями всех участвующих в нём войск
с применением танков, артиллерии, средств противовоздушной обороны,
самолётов и другой боевой техники и вооружения Он характеризуется
решительностью, высокой маневренностью и скоротечностью. В годы
Второй мировой войны советские воины вели бой с полным напряжением
всех моральных и физических сил, проявляя при этом непреклонную
волю к победе, стойкость, мужество, смелость, разумную инициативу
и военную хитрость. Перед боем каждый солдат, сержант и офицер должен
проникнуться непоколебимой решимостью уничтожить противника и выполнить
боевую задачу, не взирая ни на какие трудности и даже угрозу самой
жизни.
Командир роты обязан был внушить эту решимость всем подчинённым.
Не будем пересказывать всего того, что сказал Боян-Язов суворовцам
и другим людям, собравшимся в месте нахождения Славяно-греко-латинской
академии: есть полная 3-х часовая его рассказа видеозапись. Маршал
пожелал суворовцам учиться так прилежно как Михайло Ломоносов и
одному из них стать министром обороны.
Вообще-то планом на 28 сентября 2014 г. было предусмотрено два
мероприятия:
Экскурсия по монастырю и рассказ Отца Иосафа по макету: где и что
было во времена Ломоносова и ранее (академия основана в 1687 г.);
Рассказ об истории войны Германии с Советской Россией (1941 - 45
гг.), в связи с приближающимся празднованием 70-летия нашей победы.
Однако суворовцы по причине поломки автобуса, а затем из-за автомобильных
пробок опоздали на первую часть. Зато вторую часть прослушали полностью.
В конце доклада вручили фронтовику букет цветов: "Спасибо деду за
Победу". Прозвучала старинная песня "Взвейтесь соколы орлами". Боян
был доволен: его устный рассказ дополнили гусли.
Всё шло почти как в старину.
А чтобы стало совсем правильно, талантливым литераторам масштаба
некогда погибшего на дуэли М.Лермонтова или уехавшего из страны
в Америку Е. Евтушенко надо сложить Песнь для отдалённых потомков,
на 1000 лет вперёд, в назидание: "Слово о Полку Дмитрия Язова".
Зам Главного редактора газеты "Вестник Героев",
член Центрального дома учёных РАН,
профессор Академии военных наук РФ,
член Всероссийской общественной организации
"ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ РОССИИ",
полковник |
|
В. Милованов |
Тел.: 8-915-343-03-06 Эл. почта: milovanow@yandex.ru
Если баян - это большая гармонь, со сложной системой клавиш, то Боян - рассказчик о великом былом.
|