Отчет о пребывании
делегации Московского суворовского военного училища
в военном лицее Сент-Сир (Франция)

Система образования во Франции
(Историческая справка)

Образование во Франции основывается на четырех принципах: доступность и равные права, отсутствие дискриминации, непрерывность и светскость.

Современные тенденции образования:

Дети с 2-летнего возраста получают дошкольное образование, которое называется "материнская школа". В возрасте 6 лет они поступают в начальную школу (в 11-й класс). Продолжительность обучения в начальной школе составляет 5 лет.

Далее учащиеся поступают в колледж, первый этап среднего образования, в шестой класс (цикл адаптации), потом переходят в пятый класс и четвертый, которые являются основным циклом обучения в колледже, в третьем классе происходит профессиональная ориентация (цикл ориентации). После окончания третьего класса учащиеся, достигшие 16 летнего возраста, могут закончить образование и начать трудовую деятельность. По окончании учебы в колледже они получают Сертификат профессионального обучения, или Сертификат определенного уровня по той или иной профессии.

Второй этап среднего образования - это учеба в лицее, которая длится три года, начиная со второго класса, потом первый класс и последний год обучения - заключительный класс. Существуют лицеи общего образования и лицеи профессионального обучения. Обучение в лицее заканчивается сложными экзаменами, после которых лицеисты, успешно сдавшие экзамены, получают бакалавр, дающий право на дальнейшее продолжение обучения в высших учебных заведениях. Без бакалавра нельзя продолжить обучение и поэтому иногда лицеисты вынуждены сдавать экзамены на получение бакалавра в течение нескольких лет. Уровень преподавания и дисциплины не всегда одинаковые.

Обычно родители выбирают лицей, гарантирующий получение бакалавра. Таким лицеем является Военный лицей Сент-Сира, обеспечивающий 100-процентную сдачу всех экзаменов с хорошими результатами и гарантирующий получение бакалавра.

Высшее образование можно получить, представив бакалавр в университеты и институты. Для поступления в высшие школы (военные, экономики, права, правления) необходимо пройти специальный конкурс, который предполагает получение дополнительное довузовского образования, что и обеспечивает обучение на курсах лицея Сент-Сира.

Военный Лицей Сент-Сира



"НАСТОЯЩАЯ ШКОЛА КОМАНДОВАНИЯ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБЩАЯ КУЛЬТУРА" - слова написанные на фронтоне, обращенном на плац, где проходят торжественные церемонии.

Военный лицей Сент-Сира -это престижное учебное заведение Франции, которое находится рядом с Версальским дворцом в пригороде, носящем имя Сент Сира, самого молодого священномученика. Идея Сент-Сира родилась в 1694 году, когда Людовик XIV по настоянию маркизы мадам де Мантенон решает на Большом Совете "содействовать образованию девочек, отцы которых погибли при исполнении служебного долга или семьи которых находились в затруднительном материальном положении и не могли оказать необходимую поддержку для обеспечения достойного образования и воспитания дочерей". Лувуа и Мансар, которым было поручено реализовать проект, предложили для этой благородной цели здание Королевского дома в Сент-Сире "в тени трона".

Первая община молодых благородных девушек размещается в Сент-Сире с 26 августа по 02 сентября 1686 года.Лозунг, придуманный мадам де Мантенон, остается и сегодня путеводной звездой учреждения: "Пусть это учреждение существует до тех пор, пока существует Франция, а Франция - до тех пор, пока существует мир!"

Оригинальность этого нового образовательного учреждения для молодых "благородных девиц" состояло в том, что это было единственным учреждением во всей Европе, в которое зачисление было доверено не представителям религиозных кругов, а напротив, "светским дамам". Мадам де Мантенон следила лично за нормальным функционированием учреждения и по ее просьбе известные люди того времени привлекались к преподаванию и воспитанию, в том числе и драматург Расин сочинял пьесы специально для исполнения молодыми воспитанницами Сент-Сира ("Эстер", 1689 и "Аталия", 1691). После смерти мадам де Мантенон учреждение продолжало исполнять изначально избранное и утвержденное предназначение, и,как результат, более трех тысяч благородных девиц были воспитаны этим учреждением вплоть до конца старого Режима.

Великая французская Революция упраздняет Королевский Дом Сент-Сира в соответствии с декретом Законодательной Ассамблеи от 16 августа 1972 г., который объявляет его национальным достоянием, и 1 октября учреждение трансформируется в военный госпиталь на тысячу коек, а потом в 1798 году становится одним из отделений Отеля Инвалидов.

Высший Совет возвращает Сент-Сиру первоначальное предназначение и в 1800 году размещает в нем отделение Национальной военной школы, цель которой - бесплатное образование и воспитание детей военнослужащих, погибших на полях сражений за Францию. В 1803 году упраздняются практически все военные колледжи, и только Сент-Сир получает имя Национальной Военной школы. Став императором, Наполеон придает учреждению ярко выраженный военный характер и превращает его в Подготовительную школу для специализированной Императорской Военной Школы в Фонтенебло, учрежденной в 1802 году. Таким образом, Сент-Сир становится единственным Военным национальным лицеем.

В 1808 году Наполеон расширяет функции Сент-Сира и устраивает здесь Специализированную Императорскую Военную Школу, которая готовит офицеров инфантерии, потом кавалерии. Приобретая все более благородное звучание и смысл, являясь основным поставщиком высокообразованных кадров для Французской Армии, школа пережила все последствия политических потрясений и под именем Специальной Военной школы пережила все режимы.К Званию и Ордену Почетного Легиона, прикрепленному к ее знамени в 1914 году, Президент Французской Республики добавляет в 1922 году Воинский крест.Вручая эту награду, военный министр Андре Мажино сказал следующие слова: "За заслуги и героизм офицеров, ее выпускников, проявленные в годы Первой мировой войны, за непрекращающуюся традицию самопожертвования во имя Родины и в подтверждение однажды выбранного девиза: "Они учатся, чтобы побеждать".

Среди выпускников Специальной Военной школы Сент-Сира - одиннадцать маршалов Франции, шесть членов Французской академии и три главы государства (Мак-Маго, Петен, Шарль де Голль).С момента своего создания Специальная Военная школа подготовила сорок тысяч офицеров, из которых восемь тысяч отдали свою жизнь за Родину.

Вторая мировая война прерывает историю Сент-Сира: оккупированная в 1940 году, Школа была воссоздана в Экс-Провансе, потом в Алжире, а сами здания были полностью разрушены во время бомбардировки в 1944 году.

В 1959 году Генерал де Голль, Президент Французской Республики, бывший сенсировец, отдает приказ начать "реконструкцию всего ансамбля зданий, предназначенных для продолжения и увековечивания традиций Сент-Сира".19 сентября 1966 года военный Колледж Сент-Сира открывает свои двери. В 1983 году получает свое сегодняшнее название и преобразуется в Военный Лицей Сент-Сира, в котором учатся в настоящее время 750 учащихся и среди них 200 девушек.

В настоящее время Военный Лицей Сент-Сира Министерства обороны Франции ставит перед собой амбициозную цель: "предоставить учащимся, доверенным ему, образование и воспитание наивысшего качества".

Фактически эта цель предусматривает наивысший уровень образования, который выражает саму сущность учебного заведения и находит свое отражение в плане этого учреждения и всего учебного процесса, построенного вокруг академического образования наивысшего уровня и поступательного выверенного воспитательного процесса, предусматривающего подготовку учащихся к различного рода ответственности в их будущей взрослой жизни.

Воспитательная работа облегчается тем фактом, что воспитанники проживают в лицее, носят униформу, находятся под постоянным контролем со стороны воспитателей-военных, и тем, что существует тесная связь с родителями. Цель воспитательной работы -это создание условий для формирования правильных ориентиров личности, основанных на ответственности и уважении. Конкретно это выражается в формировании чувства удовлетворенности от усилий, приводящих к истинному успеху, чувства товарищества, уважения других и самоуважения.Ученик, лицеист, студент был и остается сердцевинной любого действия и процесса в Лицее. В стенах престижного учреждения, учащиеся получают высококачественное образование и чуткое воспитание, проникнутые заботой о подрастающем поколении.

Высокое качество образования отражается, в частности, в прекрасных и высоких результатах на экзаменах бакалавра. Цель образования - это пробуждение и поддержание постоянного интереса к учебе, побуждение к приобретению новых знаний, а такжесозданиеблагоприятных условий для учебы и постоянного поощрения желания самостоятельности и автономности, развитие умений овладения различными методами работы.

Повседневная жизнь учащихся включает в себя учебу, участие в работе различного рода клубах, в том числе артистических, образовательные путешествия, культурные мероприятие вне стен Лицея, спортивные соревнования и вручение наград.

Организация учебной деятельности в Военном лицее Сент-Сира состоит из следующих циклов:

Второй или полный цикл среднего образования в течение 3 лет, включающий в себя:

-второй класс полного цикла всеобщего среднего образования для учащихся 15-16 лет;

-первый класс для учащихся 16-17 лет;

-заключительный класс для учащихся 17-18;

Также в Лицее успешно работают 2-годичные подготовительные курсы, которые осуществляют подготовку к конкурсу для поступления в Высшие престижные учебные заведения Франции, готовящие кадры высшего звена для Военно-воздушных, Военно-Морских и Сухопутных войск, а также в другие Высшие школы Франции.

Визит дружбы

С 25 марта по 1 апреля 2012 года в военном лицее Сент-Сир принимали делегацию из Московского суворовского военного училища. Прием, оказанный участникам первого лингвистического обмена, поразил своим теплом и радушием. Ребята познакомились с лицеем, побывали на уроках, участвовали в спортивных соревнованиях, увидели карнавал, общались с сент-сировцами в экскурсионных поездках и на вечерах дружбы. Обширная программа позволила познакомиться с важнейшими историческими местами Франции и получить навыки общения на французском языке.

25 марта.

Суворовцев встретили в аэропорту уже знакомые по февральскому визиту сент-сировцы, их преподаватели и воспитатели. По приезду в лицей всем раздали папки с программой недели и информационными материалами.



Ребят провели в музей лицея, где лицеистка Анжелика Воллард на русском языке рассказала об истории создания лицея и о форме, которую носили и носят лицеисты.

Затем суворовцы прошли в столовую, где их приветствовал командующий лицеем полковник Роберт Эрюбель. Он сказал о том, что "недавний прием, оказанный французским лицеистам на русской земле, оставил незабываемое впечатление у ребят и теперь им понятно, насколько значимо сотрудничество между двумя учебными заведениями. Но самое ценное - это то, что они прочувствовали, что такое широта русской души и чисто русское гостеприимство. Все это кажется просто неоценимым, учитывая то, что одной из главных целей такого сотрудничества является взаимопонимание. Именно поэтому я считаю за честь ваш ответный визит и с радостью принимаю вас в нашем лицее… Этот обмен, заложенный в суворовском военном училище, в Москве, вписывается в древнюю дружескую традицию между Францией и Россией. Пусть же он будет длиться ежегодно и укоренится надолго".



26 марта.

День, насыщенный многими событиями.

После завтрака - торжественное построение, на котором состоялось поднятие флага России в честь приезда суворовцев.


А затем в уютном зале заседаний прошла встреча с командующим лицеем.

Роберт Эрюбель рассказал суворовцам об истории создания лицея и основных принципах обучения в нем. В частности, он сказал о главном лозунге лицея: "Настоящая школа командования - это прежде всего общий уровень культуры".



Полковник подчеркнул: "Чтобы быть военным, надо любить свою Родину и надо понимать мир, в котором мы живем. Культурно себя образовывать - первая задача лицеиста". Во время встречи завязался диалог, в котором были вопросы и к командующему, и к суворовцам. Суворовцы вели беседу на французском языке, что очень обрадовало командующего.

Следующим пунктом программы этого дня были уроки. Суворовцы побывали на особенных уроках математики. Они преподаются на русском по русским программам, и обучаются на них ребята, которые изучают русский язык в качестве дополнительного, третьего языка. Наши ребята активно участвовали в выполнении заданий.



Также был проведен урок русского языка, где французские школьники, интересующиеся жизнью России,показали, как они изучают наш родной язык. Тему "Глаголы движения" поняли все и очень активно отвечали на вопросы преподавателя.



После обеда - поездка в Париж. Лувр поразил своими объемами и красотой. Огромные галереи и собранные в них духовные сокровища вызывали чувство благоговения. За короткий промежуток времени нельзя обойти все, но ребята увидели картины французской живописи, знаменитую "Джоконду", а также известные скульптуры Венеры Милосской, Афродиты и другие шедевры.





Прогулка по Парижу от Лувра до Эйфелевой башни - это возможность пройти по Елисейским полям, увидеть Триумфальную арку, площадь Согласия, мост Александра III и много чего интересного.



Прогулка по Сене открыла красоты Парижа со своей стороны.






27 марта - день посещения замков Луары.

Ранний подъем, завтрак и отъезд в Шамбор - замок, который начинал строить еще король ФранцискI. Величественный и холодный, он еще хранит атмосферу пышных королевских приемов после охоты. Местная жандармерия - доброжелательные и гостеприимные люди, они накормили суворовцев обедом и провели по зданию, где находится их управление.



Замок Блуа - самый крупный по размерам из замков Луары, любимая резиденция Людовика XII и Франциска I.Экскурсия по этому шикарному музею и прогулка городку, где стоит замок, понравились всем.


28 марта.

Уроки истории и французского языка. Преподаватели построили уроки так, чтобы нашим ребятам было комфортно и интересно заниматься. Суворовцы активно включились в учебный процесс и показали неплохое знание французского.




После обеда - поездка в столицу. ЗнаменитыйНотр-Дам покорил всех. В нем человек чувствует себя песчинкой перед Богом - высокие своды храма и необычайный простор способствуют этому. В этом храме находится и самый большой по числу регистров орган, который играет на службах.



Бобур - национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду. Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства, представленные в центре имени Жоржа Помпиду, вызывают легкий шок, оторопь, бурный восторг и приступы задумчивости даже у видавших виды любителей модерна. На площади возле центра царит свободная творческая атмосфера: выступают бродячие артисты, художники рисуют портреты прохожих, а народ просто сидит на мостовой, общается и наблюдает.



Посетив Бобур, суворовцы отправились на метро к Монмартру. Увидели панораму Парижа и маленькие уютные и веселые улочки, на которых работают художники, выступают артисты и бурлит творческая жизнь. С высоты очень хорошо видно Париж - с его тесно стоящими домами и неизменными трубами на крышах. Ужин прошел в небольшом ресторанчике на Монмартре.




29 марта.

День, посвященный технике. Французский музей авиации и космонавтики - самый старый авиационный музей в мире. Музей находится в помещениях бывшего аэровокзала Ле Бурже в парижском пригороде и является одним из крупнейших авиакосмических музеев мира. В нем собраны экспонаты, относящиеся к зарождению и развитию авиации и космонавтики.





Следующим был музей науки и техники. Парижский музей науки и техники - самый большой музей науки в Европе - это город в городе, и чего там только нет: огромный планетарий, симулятор межгалактических полетов, детский музей науки, научно-визуальный центр, город музыки и многое другое.Это музей, в котором все можно потрогать руками.







Вечером на поляне перед столовой развернулся веселый шумный карнавал, на котором лицеисты, одетые в самые разнообразные костюмы, показали небольшое яркое действо, символизирующее борьбу добра и зла в мире.






Затем в таверне лицея прошел Вечер дружбы, где французские лицеисты показали сценки на русском языке, которые они сами придумали, и научили суворовцев новым танцам. А суворовцы в ответ спели "Катюшу", которую вместе с ними пели и французы. Вечер прошел в теплой неофициальной обстановке.




30 марта.

Суворовцы присутствовали на торжественном построении сент-сировцев по случаю награждения их медалями и золотыми, серебряными и бронзовыми значками. Этими знаками отличают успешных лицеистов за учебу, спортивные достижения, за трудолюбие и усердие.




Путешествие в Версаль. Бывшая резиденция французских королей, гордость французов. "Король-солнце" Людовик XIV превратил его в самый большой дворец в Европе, где могли одновременно разместиться, не много не мало - 20 тысяч человек!





Во второй половине дня в лицее проходили спортивные занятия. Суворовцы играли с лицеистами в футбол и волейбол, плавали и бегали, занимались на турниках и тренажерах.







31 марта.

Последний день программы. Торжественный день. Посещение Национальной Ассамблеи. Суворовцы увидели залы заседания французских депутатов и даже смогли посидеть за столами, где решаются важные государственные вопросы.



Суворовцы оставили запись в книге гостей и прошли по основным залам Ассамблеи.



Государственный Дом инвалидов. Это был один из первых инвалидный дом в Европе, который был построен в 17 веке как дом призрения заслуженных армейских ветеранов (инвалидов войны). Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нем располагается несколько музеев и некрополь военных.В крипте собора располагается саркофаг из красного порфира с останками императора Наполеона.



Париж. Триумфальная арка. Церемония "Придание силы огню". Это очень важное мероприятие. Один раз в год почетные жители города, ветераны и учащиеся собираются у Триумфальной арки чтобы "оживить" вечный огонь. В этом году в таком важном мероприятии участвовали московские суворовцы.





Фото на память с ветеранами Парижа и военным атташе России во Франции и запись в Книге почетных гостей.




Прощальный вечер в трактире лицея.

Ребятам из Франции подарили специальный выпуск газеты "Московский суворовец", где опубликованы материалы о визите сент-сировцев в Москву. Лицеисты с интересом рассмартивали страницы газеты и вспоминали свою поездку.Командующий лицеем Роберт Эрюбель подвел итог по визиту суворовцев и указал на его значимость.



В ответном слове состоялось вручение памятных сувениров и было оглашено обращение, прочитанное суворовцем на французском языке. Оно подписано руководителями двух учебных учреждений и символизирует открытие новых горизонтов в сотрудничестве Военного лицея Сент-Сира и Московского суворовского военного училища.





ОБРАЩЕНИЕ СУВОРОВЦЕВ МОСКОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
К ВОСПИТАННИКАМ ВОЕННОГО ЛИЦЕЯ СЕНТ-СИР

Мы, воспитанники Московского суворовского военного училища, с радостью заявляем о том, что нам посчастливилось впервые в истории принимать у себя в Москве воспитанников Военного лицея Сент-Сир и с ответным визитом находиться на территории наших французских друзей.

Мы гордимся тем, что являемся представителями двух великих наций, что учимся в престижных военных учебных заведениях, которым выпала честь представлять наши страны в рамках программы сотрудничества России и Франции 2012 . Этот год объявлен годом французского языка и литературы в России и годом русского языка и литературы во Франции.

Мы счастливы тем, что у нас появилась прекрасная возможность познакомиться поближе, общаться друг с другом, работать вместе на уроках и участвовать в культурных и спортивных мероприятиях. Мы открыли для себя удивительный мир истинных ценностей взаимопонимания, взаимообогащения и созидания.

Нам посчастливилось написать первую страницу истории дружбы между кадетами России и кадетами Франции в лице суворовцев Московского суворовского военного училища и лицеистов Военного лицея Сент-Сира.

Мы знаем, что славная история наших отечеств и заслуги перед ними выпускников Военного лицея Сент-Сира и Московского суворовского военного училища являются образцом служения великим целям созидания мира и процветания наших государств. Дружба и братство по оружию объединяла наши народы на протяжении нескольких столетий. Война 1812 года была первой и последней войной между нами в нашей совместной истории.

Мы, сегодняшние воспитанники Военного Лицея Сент-Сир Министерства обороны Франции и Московского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации, выражаем свое твердое намерение сделать все от нас зависящее для поддержания мира во всем мире и укрепления дружбы между нашими народами.

Верим в то, что наша добрая воля жить в мире и согласии будет образцом для подражания другим странам в укреплении мира.

Обращаемся к ветеранам, преподавателям, выпускникам Лицея и суворовских училищ со словами благодарности и признательности за их вклад в поддержании и развитии дружеских отношений между Россией и Францией.

Мы предлагаем сегодня сделать подобные встречи традиционными на долгосрочной основе.

Визит в лицах