Отчет
о пребывании
делегации Московского суворовского военного училища
в военном лицее Сент-Сир (Франция)
Система образования во Франции
(Историческая справка)
Образование во Франции основывается на четырех принципах: доступность
и равные права, отсутствие дискриминации, непрерывность и светскость.
Современные тенденции образования:
Дети с 2-летнего возраста получают дошкольное образование, которое называется
"материнская школа". В возрасте 6 лет они поступают в начальную школу
(в 11-й класс). Продолжительность обучения в начальной школе составляет
5 лет.
Далее учащиеся поступают в колледж, первый этап среднего образования,
в шестой класс (цикл адаптации), потом переходят в пятый класс и четвертый,
которые являются основным циклом обучения в колледже, в третьем классе
происходит профессиональная ориентация (цикл ориентации). После окончания
третьего класса учащиеся, достигшие 16 летнего возраста, могут закончить
образование и начать трудовую деятельность. По окончании учебы в колледже
они получают Сертификат профессионального обучения, или Сертификат определенного
уровня по той или иной профессии.
Второй этап среднего образования - это учеба в лицее, которая длится
три года, начиная со второго класса, потом первый класс и последний год
обучения - заключительный класс. Существуют лицеи общего образования и
лицеи профессионального обучения. Обучение в лицее заканчивается сложными
экзаменами, после которых лицеисты, успешно сдавшие экзамены, получают
бакалавр, дающий право на дальнейшее продолжение обучения в высших учебных
заведениях. Без бакалавра нельзя продолжить обучение и поэтому иногда
лицеисты вынуждены сдавать экзамены на получение бакалавра в течение нескольких
лет. Уровень преподавания и дисциплины не всегда одинаковые.
Обычно родители выбирают лицей, гарантирующий получение бакалавра. Таким
лицеем является Военный лицей Сент-Сира, обеспечивающий 100-процентную
сдачу всех экзаменов с хорошими результатами и гарантирующий получение
бакалавра.
Высшее образование можно получить, представив бакалавр в университеты
и институты. Для поступления в высшие школы (военные, экономики, права,
правления) необходимо пройти специальный конкурс, который предполагает
получение дополнительное довузовского образования, что и обеспечивает
обучение на курсах лицея Сент-Сира. |
Военный Лицей Сент-Сира
"НАСТОЯЩАЯ ШКОЛА КОМАНДОВАНИЯ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБЩАЯ КУЛЬТУРА"
- слова написанные на фронтоне, обращенном на плац, где проходят торжественные
церемонии.
Военный лицей Сент-Сира -это престижное учебное заведение Франции, которое
находится рядом с Версальским дворцом в пригороде, носящем имя Сент Сира,
самого молодого священномученика. Идея Сент-Сира родилась в 1694 году,
когда Людовик XIV по настоянию маркизы мадам де Мантенон решает на Большом
Совете "содействовать образованию девочек, отцы которых погибли при исполнении
служебного долга или семьи которых находились в затруднительном материальном
положении и не могли оказать необходимую поддержку для обеспечения достойного
образования и воспитания дочерей". Лувуа и Мансар, которым было поручено
реализовать проект, предложили для этой благородной цели здание Королевского
дома в Сент-Сире "в тени трона".
Первая община молодых благородных девушек размещается в Сент-Сире с 26
августа по 02 сентября 1686 года.Лозунг, придуманный мадам де Мантенон,
остается и сегодня путеводной звездой учреждения: "Пусть это учреждение
существует до тех пор, пока существует Франция, а Франция - до тех пор,
пока существует мир!"
Оригинальность этого нового образовательного учреждения для молодых "благородных
девиц" состояло в том, что это было единственным учреждением во всей Европе,
в которое зачисление было доверено не представителям религиозных кругов,
а напротив, "светским дамам". Мадам де Мантенон следила лично за нормальным
функционированием учреждения и по ее просьбе известные люди того времени
привлекались к преподаванию и воспитанию, в том числе и драматург Расин
сочинял пьесы специально для исполнения молодыми воспитанницами Сент-Сира
("Эстер", 1689 и "Аталия", 1691). После смерти мадам де Мантенон учреждение
продолжало исполнять изначально избранное и утвержденное предназначение,
и,как результат, более трех тысяч благородных девиц были воспитаны этим
учреждением вплоть до конца старого Режима.
Великая французская Революция упраздняет Королевский Дом Сент-Сира в
соответствии с декретом Законодательной Ассамблеи от 16 августа 1972 г.,
который объявляет его национальным достоянием, и 1 октября учреждение
трансформируется в военный госпиталь на тысячу коек, а потом в 1798 году
становится одним из отделений Отеля Инвалидов.
Высший Совет возвращает Сент-Сиру первоначальное предназначение и в 1800
году размещает в нем отделение Национальной военной школы, цель которой
- бесплатное образование и воспитание детей военнослужащих, погибших на
полях сражений за Францию. В 1803 году упраздняются практически все военные
колледжи, и только Сент-Сир получает имя Национальной Военной школы. Став
императором, Наполеон придает учреждению ярко выраженный военный характер
и превращает его в Подготовительную школу для специализированной Императорской
Военной Школы в Фонтенебло, учрежденной в 1802 году. Таким образом, Сент-Сир
становится единственным Военным национальным лицеем.
В 1808 году Наполеон расширяет функции Сент-Сира и устраивает здесь Специализированную
Императорскую Военную Школу, которая готовит офицеров инфантерии, потом
кавалерии. Приобретая все более благородное звучание и смысл, являясь
основным поставщиком высокообразованных кадров для Французской Армии,
школа пережила все последствия политических потрясений и под именем Специальной
Военной школы пережила все режимы.К Званию и Ордену Почетного Легиона,
прикрепленному к ее знамени в 1914 году, Президент Французской Республики
добавляет в 1922 году Воинский крест.Вручая эту награду, военный министр
Андре Мажино сказал следующие слова: "За заслуги и героизм офицеров, ее
выпускников, проявленные в годы Первой мировой войны, за непрекращающуюся
традицию самопожертвования во имя Родины и в подтверждение однажды выбранного
девиза: "Они учатся, чтобы побеждать".
Среди выпускников Специальной Военной школы Сент-Сира - одиннадцать маршалов
Франции, шесть членов Французской академии и три главы государства (Мак-Маго,
Петен, Шарль де Голль).С момента своего создания Специальная Военная школа
подготовила сорок тысяч офицеров, из которых восемь тысяч отдали свою
жизнь за Родину.
Вторая мировая война прерывает историю Сент-Сира: оккупированная в 1940
году, Школа была воссоздана в Экс-Провансе, потом в Алжире, а сами здания
были полностью разрушены во время бомбардировки в 1944 году.
В 1959 году Генерал де Голль, Президент Французской Республики, бывший
сенсировец, отдает приказ начать "реконструкцию всего ансамбля зданий,
предназначенных для продолжения и увековечивания традиций Сент-Сира".19
сентября 1966 года военный Колледж Сент-Сира открывает свои двери. В 1983
году получает свое сегодняшнее название и преобразуется в Военный Лицей
Сент-Сира, в котором учатся в настоящее время 750 учащихся и среди них
200 девушек.
В настоящее время Военный Лицей Сент-Сира Министерства обороны Франции
ставит перед собой амбициозную цель: "предоставить учащимся, доверенным
ему, образование и воспитание наивысшего качества".
Фактически эта цель предусматривает наивысший уровень образования, который
выражает саму сущность учебного заведения и находит свое отражение в плане
этого учреждения и всего учебного процесса, построенного вокруг академического
образования наивысшего уровня и поступательного выверенного воспитательного
процесса, предусматривающего подготовку учащихся к различного рода ответственности
в их будущей взрослой жизни.
Воспитательная работа облегчается тем фактом, что воспитанники проживают
в лицее, носят униформу, находятся под постоянным контролем со стороны
воспитателей-военных, и тем, что существует тесная связь с родителями.
Цель воспитательной работы -это создание условий для формирования правильных
ориентиров личности, основанных на ответственности и уважении. Конкретно
это выражается в формировании чувства удовлетворенности от усилий, приводящих
к истинному успеху, чувства товарищества, уважения других и самоуважения.Ученик,
лицеист, студент был и остается сердцевинной любого действия и процесса
в Лицее. В стенах престижного учреждения, учащиеся получают высококачественное
образование и чуткое воспитание, проникнутые заботой о подрастающем поколении.
Высокое качество образования отражается, в частности, в прекрасных и
высоких результатах на экзаменах бакалавра. Цель образования - это пробуждение
и поддержание постоянного интереса к учебе, побуждение к приобретению
новых знаний, а такжесозданиеблагоприятных условий для учебы и постоянного
поощрения желания самостоятельности и автономности, развитие умений овладения
различными методами работы.
Повседневная жизнь учащихся включает в себя учебу, участие в работе различного
рода клубах, в том числе артистических, образовательные путешествия, культурные
мероприятие вне стен Лицея, спортивные соревнования и вручение наград.
Организация учебной деятельности в Военном лицее Сент-Сира состоит из
следующих циклов:
Второй или полный цикл среднего образования в течение 3 лет, включающий
в себя:
-второй класс полного цикла всеобщего среднего образования для учащихся
15-16 лет;
-первый класс для учащихся 16-17 лет;
-заключительный класс для учащихся 17-18;
Также в Лицее успешно работают 2-годичные подготовительные курсы, которые
осуществляют подготовку к конкурсу для поступления в Высшие престижные
учебные заведения Франции, готовящие кадры высшего звена для Военно-воздушных,
Военно-Морских и Сухопутных войск, а также в другие Высшие школы Франции.
Визит дружбы
С 25 марта по 1 апреля 2012 года в военном лицее Сент-Сир принимали делегацию
из Московского суворовского военного училища. Прием, оказанный участникам
первого лингвистического обмена, поразил своим теплом и радушием. Ребята
познакомились с лицеем, побывали на уроках, участвовали в спортивных соревнованиях,
увидели карнавал, общались с сент-сировцами в экскурсионных поездках и
на вечерах дружбы. Обширная программа позволила познакомиться с важнейшими
историческими местами Франции и получить навыки общения на французском
языке.
25 марта.
Суворовцев встретили в аэропорту уже знакомые по февральскому визиту
сент-сировцы, их преподаватели и воспитатели. По приезду в лицей всем
раздали папки с программой недели и информационными материалами.
Ребят провели в музей лицея, где лицеистка Анжелика Воллард на русском
языке рассказала об истории создания лицея и о форме, которую носили и
носят лицеисты.
Затем суворовцы прошли в столовую, где их приветствовал командующий лицеем
полковник Роберт Эрюбель. Он сказал о том, что "недавний прием, оказанный
французским лицеистам на русской земле, оставил незабываемое впечатление
у ребят и теперь им понятно, насколько значимо сотрудничество между двумя
учебными заведениями. Но самое ценное - это то, что они прочувствовали,
что такое широта русской души и чисто русское гостеприимство. Все это
кажется просто неоценимым, учитывая то, что одной из главных целей такого
сотрудничества является взаимопонимание. Именно поэтому я считаю за честь
ваш ответный визит и с радостью принимаю вас в нашем лицее… Этот обмен,
заложенный в суворовском военном училище, в Москве, вписывается в древнюю
дружескую традицию между Францией и Россией. Пусть же он будет длиться
ежегодно и укоренится надолго".
26 марта.
День, насыщенный многими событиями.
После завтрака - торжественное построение, на котором состоялось поднятие
флага России в честь приезда суворовцев.
А затем в уютном зале заседаний прошла встреча с командующим лицеем.
Роберт Эрюбель рассказал суворовцам об истории создания лицея и основных
принципах обучения в нем. В частности, он сказал о главном лозунге лицея:
"Настоящая школа командования - это прежде всего общий уровень культуры".
Полковник подчеркнул: "Чтобы быть военным, надо любить свою Родину и
надо понимать мир, в котором мы живем. Культурно себя образовывать - первая
задача лицеиста". Во время встречи завязался диалог, в котором были вопросы
и к командующему, и к суворовцам. Суворовцы вели беседу на французском
языке, что очень обрадовало командующего.
Следующим пунктом программы этого дня были уроки. Суворовцы побывали
на особенных уроках математики. Они преподаются на русском по русским
программам, и обучаются на них ребята, которые изучают русский язык в
качестве дополнительного, третьего языка. Наши ребята активно участвовали
в выполнении заданий.
Также был проведен урок русского языка, где французские школьники, интересующиеся
жизнью России,показали, как они изучают наш родной язык. Тему "Глаголы
движения" поняли все и очень активно отвечали на вопросы преподавателя.
После обеда - поездка в Париж. Лувр поразил своими объемами и красотой.
Огромные галереи и собранные в них духовные сокровища вызывали чувство
благоговения. За короткий промежуток времени нельзя обойти все, но ребята
увидели картины французской живописи, знаменитую "Джоконду", а также известные
скульптуры Венеры Милосской, Афродиты и другие шедевры.
Прогулка по Парижу от Лувра до Эйфелевой башни - это возможность пройти
по Елисейским полям, увидеть Триумфальную арку, площадь Согласия, мост
Александра III и много чего интересного.
Прогулка по Сене открыла красоты Парижа со своей стороны.
27 марта - день посещения замков Луары.
Ранний подъем, завтрак и отъезд в Шамбор - замок, который начинал строить
еще король ФранцискI. Величественный и холодный, он еще хранит атмосферу
пышных королевских приемов после охоты. Местная жандармерия - доброжелательные
и гостеприимные люди, они накормили суворовцев обедом и провели по зданию,
где находится их управление.
Замок Блуа - самый крупный по размерам из замков Луары, любимая резиденция
Людовика XII и Франциска I.Экскурсия по этому шикарному музею и прогулка
городку, где стоит замок, понравились всем.
28 марта.
Уроки истории и французского языка. Преподаватели построили уроки так,
чтобы нашим ребятам было комфортно и интересно заниматься. Суворовцы активно
включились в учебный процесс и показали неплохое знание французского.
После обеда - поездка в столицу. ЗнаменитыйНотр-Дам покорил всех. В нем
человек чувствует себя песчинкой перед Богом - высокие своды храма и необычайный
простор способствуют этому. В этом храме находится и самый большой по
числу регистров орган, который играет на службах.
Бобур - национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду. Странная конструкция
из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного
искусства, представленные в центре имени Жоржа Помпиду, вызывают легкий
шок, оторопь, бурный восторг и приступы задумчивости даже у видавших виды
любителей модерна. На площади возле центра царит свободная творческая
атмосфера: выступают бродячие артисты, художники рисуют портреты прохожих,
а народ просто сидит на мостовой, общается и наблюдает.
Посетив Бобур, суворовцы отправились на метро к Монмартру. Увидели панораму
Парижа и маленькие уютные и веселые улочки, на которых работают художники,
выступают артисты и бурлит творческая жизнь. С высоты очень хорошо видно
Париж - с его тесно стоящими домами и неизменными трубами на крышах. Ужин
прошел в небольшом ресторанчике на Монмартре.
29 марта.
День, посвященный технике. Французский музей авиации и космонавтики -
самый старый авиационный музей в мире. Музей находится в помещениях бывшего
аэровокзала Ле Бурже в парижском пригороде и является одним из крупнейших
авиакосмических музеев мира. В нем собраны экспонаты, относящиеся к зарождению
и развитию авиации и космонавтики.
Следующим был музей науки и техники. Парижский музей науки и техники
- самый большой музей науки в Европе - это город в городе, и чего там
только нет: огромный планетарий, симулятор межгалактических полетов, детский
музей науки, научно-визуальный центр, город музыки и многое другое.Это
музей, в котором все можно потрогать руками.
Вечером на поляне перед столовой развернулся веселый шумный карнавал,
на котором лицеисты, одетые в самые разнообразные костюмы, показали небольшое
яркое действо, символизирующее борьбу добра и зла в мире.
Затем в таверне лицея прошел Вечер дружбы, где французские лицеисты показали
сценки на русском языке, которые они сами придумали, и научили суворовцев
новым танцам. А суворовцы в ответ спели "Катюшу", которую вместе с ними
пели и французы. Вечер прошел в теплой неофициальной обстановке.
30 марта.
Суворовцы присутствовали на торжественном построении сент-сировцев по
случаю награждения их медалями и золотыми, серебряными и бронзовыми значками.
Этими знаками отличают успешных лицеистов за учебу, спортивные достижения,
за трудолюбие и усердие.
Путешествие в Версаль. Бывшая резиденция французских королей, гордость
французов. "Король-солнце" Людовик XIV превратил его в самый большой дворец
в Европе, где могли одновременно разместиться, не много не мало - 20 тысяч
человек!
Во второй половине дня в лицее проходили спортивные занятия. Суворовцы
играли с лицеистами в футбол и волейбол, плавали и бегали, занимались
на турниках и тренажерах.
31 марта.
Последний день программы. Торжественный день. Посещение Национальной
Ассамблеи. Суворовцы увидели залы заседания французских депутатов и даже
смогли посидеть за столами, где решаются важные государственные вопросы.
Суворовцы оставили запись в книге гостей и прошли по основным залам Ассамблеи.
Государственный Дом инвалидов. Это был один из первых инвалидный дом
в Европе, который был построен в 17 веке как дом призрения заслуженных
армейских ветеранов (инвалидов войны). Сегодня он по-прежнему принимает
инвалидов, а также в нем располагается несколько музеев и некрополь военных.В
крипте собора располагается саркофаг из красного порфира с останками императора
Наполеона.
Париж. Триумфальная арка. Церемония "Придание силы огню". Это очень важное
мероприятие. Один раз в год почетные жители города, ветераны и учащиеся
собираются у Триумфальной арки чтобы "оживить" вечный огонь. В этом году
в таком важном мероприятии участвовали московские суворовцы.
Фото на память с ветеранами Парижа и военным атташе России во Франции
и запись в Книге почетных гостей.
Прощальный вечер в трактире лицея.
Ребятам из Франции подарили специальный выпуск газеты "Московский суворовец",
где опубликованы материалы о визите сент-сировцев в Москву. Лицеисты с
интересом рассмартивали страницы газеты и вспоминали свою поездку.Командующий
лицеем Роберт Эрюбель подвел итог по визиту суворовцев и указал на его
значимость.
В ответном слове состоялось вручение памятных сувениров и было оглашено
обращение, прочитанное суворовцем на французском языке. Оно подписано
руководителями двух учебных учреждений и символизирует открытие новых
горизонтов в сотрудничестве Военного лицея Сент-Сира и Московского суворовского
военного училища.
ОБРАЩЕНИЕ СУВОРОВЦЕВ МОСКОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
К ВОСПИТАННИКАМ ВОЕННОГО ЛИЦЕЯ СЕНТ-СИР
Мы, воспитанники Московского суворовского военного училища, с радостью
заявляем о том, что нам посчастливилось впервые в истории принимать у
себя в Москве воспитанников Военного лицея Сент-Сир и с ответным визитом
находиться на территории наших французских друзей.
Мы гордимся тем, что являемся представителями двух великих наций, что
учимся в престижных военных учебных заведениях, которым выпала честь представлять
наши страны в рамках программы сотрудничества России и Франции 2012 .
Этот год объявлен годом французского языка и литературы в России и годом
русского языка и литературы во Франции.
Мы счастливы тем, что у нас появилась прекрасная возможность познакомиться
поближе, общаться друг с другом, работать вместе на уроках и участвовать
в культурных и спортивных мероприятиях. Мы открыли для себя удивительный
мир истинных ценностей взаимопонимания, взаимообогащения и созидания.
Нам посчастливилось написать первую страницу истории дружбы между кадетами
России и кадетами Франции в лице суворовцев Московского суворовского военного
училища и лицеистов Военного лицея Сент-Сира.
Мы знаем, что славная история наших отечеств и заслуги перед ними выпускников
Военного лицея Сент-Сира и Московского суворовского военного училища являются
образцом служения великим целям созидания мира и процветания наших государств.
Дружба и братство по оружию объединяла наши народы на протяжении нескольких
столетий. Война 1812 года была первой и последней войной между нами в
нашей совместной истории.
Мы, сегодняшние воспитанники Военного Лицея Сент-Сир Министерства обороны
Франции и Московского суворовского военного училища Министерства обороны
Российской Федерации, выражаем свое твердое намерение сделать все от нас
зависящее для поддержания мира во всем мире и укрепления дружбы между
нашими народами.
Верим в то, что наша добрая воля жить в мире и согласии будет образцом
для подражания другим странам в укреплении мира.
Обращаемся к ветеранам, преподавателям, выпускникам Лицея и суворовских
училищ со словами благодарности и признательности за их вклад в поддержании
и развитии дружеских отношений между Россией и Францией.
Мы предлагаем сегодня сделать подобные встречи традиционными на долгосрочной
основе.
|
Визит в лицах
|