В первую субботу октября случайно оказался на праздновании
66-ой годовщины образования Московского (Горьковского) суворовского
военного училища. Точнее сказать, случай помог. Мне утром позвонил
однокашник по СВУ и между делом сообщил, что в училище в 10.00 построение
на плацу и потом праздничные мероприятия для ветеранов, к коим,
как оказалось, я теперь и отношусь. 25 лет назад я закончил Московское
СВУ, так что назвать меня просто выпускником язык не поворачивается.
Кстати, слово "ветеран" в армии считается не признаком возраста,
а скорее - опыта. Опытный боец - ветеран, неопытный -... Ну, многие,
наверное, знают, как называется неопытный солдат (курсант, суворовец).
Хотя я и помнил, что День образования
моего училища приходится на праздник сухопутных войск (есть и такой),
тем не менее никакой помпы или хотя бы новостей об этом событии
не было ни в газетах, ни в Интернете. На многих сайтах, посвященных
жизни кадетов, суворовцев и нахимовцев, я обнаружил Программу празднования
60-летия училища от 2003 года. Так что за PR-мероприятия, дорогое
командование МсСВУ, вам - "двойка"! Ну, или "тройка", если я чего
пропустил.
Так
вот в 10.00, тем не менее, я стал в лысо-щекасто-седовласый строй
ветеранов-суворовцев и даже прошел торжественным маршем перед трибуной,
ежась от мурашек под звуки марша военного оркестра, автоматически
ступая строевым под удар большого барабана именно левой ногой. Как
положено в строю.
Встретил своих однокашников
и, конечно, отцов-командиров - незабвенного "папу", майора Стародубова,
моего офицера-воспитателя и командира взвода, и его помощника прапорщика
Кукушкина, крылатые выражения которых до сих пор используются в
моем лексиконе.
И хоть учился я не в тех казармах
на Извилистом проезде, что сейчас занимает СВУ (да и казармами это
не назовешь - санаторий!), а в Филях, тем не менее, родное что-то
явно там витает в воздухе. Правда учатся здесь теперь не только
подростки последних двух школьных лет обучения, как в мои восьмидесятые,
а на плацу марширует в черной форме совсем малышня и даже барышни,
которых теперь разрешено брать в суворовцы, но все это только придает
шарма такому учебному заведению.
Я как-то
высказывался в блоге
о том, как грустно, что сейчас после СВУ ребята-выпускники не попали
в военные училища из-за сокращения офицерских должностей. И ближайшие
годы вряд ли попадут. И это уж точно не радует того, кто избрал
своей судьбой офицерскую карьеру. Именно об этом достаточно жестко
высказывались ветераны-суворовцы на встрече с начальником училища
в праздничный день. "Кого готовим? Для чего? Для кого? Если армии
и стране не нужны офицеры, то зачем тогда суворовское училище? Может,
это уже не военное училище, а лицей?"…
Такие
вопросы и я себе задавал до этого дня. И даже начал сомневаться
- отдавать ли сына в суворовцы? Действительно, зачем надевать на
пятиклассника военную форму, мучить полувоенными условиями, если
его потом в офицеры не возьмут? И тут как-то ясно осознал, что не
будет больше того СВУ, что было у меня, когда "папа" майор Стародубов
отрабатывал с нами "вспышку с фронта", а мы падали прямо на паркетный
пол в помещении нашей 6-ой роты. Сейчас за такие фокусы со "вспышками"
"папу" быстро вызвали бы в военную прокуратуру и наказали за превышение
должностных полномочий. Ибо сейчас суворовец заснял бы факт "издевательств"
на видеокамеру своего мобильника и выложил в Интернет. И что в этом
плохого, что не будет того СВУ? И что плохого в том, что сокращается
армия, ибо, как понятно "беспилотником" может управлять и гражданский
инвалид с помощью джойстика компьютера, для этого не нужен хорошо
обученный, физически здоровый офицер-летчик. Про танки и высокоточные
ракеты я вообще умолчу. Другая война, другая армия, другое СВУ.
Но вопрос "зачем" остается.
Ломоносов сообщал мне долгое
время с плаката над школьной доской в кабинете математики: "математику
уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Мне, как оказалось
в последствии - адвокату, математика нужна вроде только для подсчета
гонорара. Я с ней не сталкиваюсь в жизни и даже не смогу решить
простое уравнение с интегралом или как он там называется. Но, возможно,
точная наука научила основам анализа, который я применяю практически
каждый день.
Так вот, перефразируя классика, в СВУ следует отдавать ребенка только
для того, чтобы дать образование, достойное для служения Отечеству. Сформировать
полноценную личность, высокодисциплинированного, не боящегося трудностей,
всесторонне развитого защитника Родины. А будет он офицером или директором
завода, не важно, главное, что он будет понимать, как делать свое дело
и для чего его делать. А если нужно, то и в строй встанет, не "кося" от
армии.
Конечно, в СВУ сейчас много
проблем. Так что недостатков, несмотря на внешний лоск, "накопать"
можно много. Вопрос другой, если уж принято решение сохранить этот
вид школьного образования, значит, теперь надо его совершенствовать
и помогать развивать. Я лично ЗА!
|
|
|
|
|
|
Начальник училища Толмашев Александр Сергеевич (слева) |
Юные суворовцы |
|
|
Юные суворовцы |
Мой командир взвода, офицер-воспитатель Александр Александрович
Стародубов |
|
|
На плацу (я, А.А. Стародубов и мои однокашники П. Кременецкий,
В. Гранич) |
Я, Старший прапорщик Виктор Васильевич Кукушкин (бывший комендант
Суворовского училища) и Павел Кременецкий |
|
|
И девочек здесь учат драться |
Свой спортивный уголок – из спальни в спортзал – мечта! |
|
|
Класс эстетического воспитания |
|
|
Интерактивные доски в каждом классе. |
Чувствительный и говорящий манекен (урок оказания первой медицинской
помощи) |
|
|
Отдельный праздничный стол для именинника |
Заместитель начальника по учебной части Ирина Андреевна Еремина
и Начальник училища Александр Сергеевич Толмашев рассказали
о своих достижениях и проблемах на сегодняшний день |
|
|
… С годами привычки не меняются! – спим на собраниях… |
Суворовцы в стрелковом тире |
|
|
|
|
|
|
Обмен координатами (Андрей Андреев и Константин Бялковский)
|
|
|