ГеростратыУходящий год оставляет тяжелые воспоминания в памяти нескольких сотен российских школьников. Все эти ребята мечтали поступить в суворовские и нахимовское училища, в кадетские корпуса Министерства Обороны РФ, чтобы затем стать офицерами - десантниками, моряками, летчиками. Прошедшим летом они успешно прошли конкурсные испытания, но вопреки всем правилам и ожиданиям, волею военных чиновников были вычеркнуты из списков поступивших в училища. В списках же, утвержденных приказом Министра Обороны РФ от 10 августа 2009 года, независимо от результатов конкурсных испытаний, оказались только дети военнослужащих. Родители ребят, пострадавших от самоуправства чиновников, выразили свое возмущение и боль в письмах, направленных в правительственные инстанции, в ветеранские организации, журналистам, депутатам. Вот, к примеру, что пишет многодетная мать М.Ю. Ермакова: "… Мой сын Ермаков Сергей 23.07.09 сдал экзамен в Московское Суворовское военное училище с результатом 21,25 балла. В училище его заверили, что он поступил на все 100%. Но по решению Министра обороны его фамилии в списках принятых не оказалось. Ребенок с раннего детства мечтал стать суворовцем, усиленно занимался, отличник, спортсмен, имеет награды по боксу, он лидер организации "Православные витязи". Наш прадедушка - полковник авиации, дедушка - создатель военной техники… Семья в течение последнего года отказывала другим нашим детям в полноценном питании, чтобы оплачивать репетиторов. Возникает вопрос: почему заранее не было объявлено, что учиться будут допущены только дети военных?". Из Санкт-Петербурга Михаил Лосакевич, Вячеслав Иванов, Алена Кулик, Наталья Шахова, Алевтина Громова…(всего 16 подписей) также сообщают, что их дети успешно прошли конкурсные испытания и были внесены в списки для зачисления в Нахимовское военно-морское училище. "Однако, согласно приказу Министра Обороны №996 от 10 августа 2009 года, 130 ребят, результат которых значительно превышал проходной бал, были вычеркнуты из списка поступивших. Приняты же были только дети военнослужащих. Аналогичная ситуация сложилась в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище, в Кронштадском морском кадетском корпусе, в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе… Только в Санкт-Петербурге около 300 детей оказались за воротами училищ за две с половиной недели до 1 сентября. Многие родители не находили сил, чтобы сказать своим детям о сложившейся ситуации, потому что не знали, как объяснить такую несправедливость". Из письма Алексеевой В.С. (г.Мурманск): "Я мать-одиночка, одна воспитываю сына. Мой сын Алексеев Артем в течение целого года занимался, готовился и мечтал, что станет суворовцем. Он успешно сдал вступительные экзамены, по профотбору -"рекомендуется", физподготовка "хорошая", все медкомиссии прошел успешно. Ранее было объявлено, что в Санкт-Петербургское суворовское училище будут приняты 80 человек, но по приказу Минобороны зачислено только 35, и Артема в этих списках не оказалось. Так как же ему связать свою судьбу с армией, если в стране царит такая несправедливость?". Таких писем - не один десяток. Что же за времена у нас наступили, когда самые способные юноши при всем их желании не могут связать свою судьбу с армией? Чиновники военного ведомства придумывают всевозможные оправдания, мол, проводится реформа, перестраиваются Вооруженные Силы. Этой перестройке они даже название придумали - "Новый облик".. На страницах "Советской России" были опубликованы материалы, в которых профессионалы-военные высказали свое мнение по поводу проводимых преобразований и к каким последствиям они приведут. Здесь же мы ведем речь лишь о разрушительной работе военных чиновников, которая касается 17-ти военных учебных заведений для юношей, находящихся в ведении Министерства обороны, об уничтожении российской кадетской школы, имеющей 300 лет уникального педагогического опыта. Совершается это также под предлогом придания ей "нового облика". *** Во всем мире существует крайне мало образовательно-воспитательных систем, формирующих из детей личности творческие, обладающие чувством ответственности, высоким уровнем культуры, и, прежде всего, патриотов и государственников. Среди таких систем одна из самых совершенных - российская кадетская школа. Ее основы были заложены Петром Великим, первое учебное заведение - Сухопутный шляхетский корпус - было открыто в Санкт-Петербурге в 1732 году при императрице Анне Иоановне. В последующие десятилетия кадетские корпуса появились во многих городах страны. Кадетские корпуса дали России практически всех ее выдающихся военачальников, начиная с последней четверти XVIII века, всех ее военных флотоводцев, мореплавателей и землепроходцев, многих известных ученых, изобретателей, государственных деятелей, дипломатов, деятелей российской культуры (тысячи имен!). Связанная с кадетскими корпусами история прошедшего века особенно поучительна. После Октябрьской революции 1917 года революционеры-реформаторы ликвидировали их как пережиток царского режима. Но уже в начале 30-х годов руководители страны спохватились и начали возрождать кадетское образование. Появились Специальные военные школы (САШ) для подготовки будущих офицеров-артиллеристов, затем - летчиков. Позднее они будут преобразованы в артиллерийские и авиационные подготовительные училища. Уроки поражений и побед Красной Армии на первом этапе Великой Отечественной войны еще раз подтвердили вывод о необходимости воспитания и обучения детей в специальных школах с тем, чтобы вырастить офицеров, обладающих высокими моральными качествами, интеллектуально и физически развитых. Опыт тяжелейшей войны ясно диктовал требования, предъявляемые к офицерским кадрам будущих десятилетий. Вот почему в самый разгар войны решено было полностью восстановить кадетское воспитание и образование. В решении высших инстанций партии и правительства от августа 1943 года говорилось о создании первых девяти "суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом … со сроком обучения 7 лет". И учебные программы, и внутренний распорядок, и даже форма одежды - все было скрупулезно взято от "старых кадетских корпусов". К работе с воспитанниками суворовских училищ были привлечены офицеры, обучавшиеся в кадетских корпусах в царское время. Их отзывали из действующей армии. В следующем - 1944 году - создаются еще шесть суворовских и три нахимовских училища. Ответственность за восстановление кадетского образования в стране была возложена на генерал-лейтенанта В.И.Морозова, опытного военачальника, командовавшего в первые годы войны 11-ой, 1-ой Ударной и 63 -й армиями. Участник Первой мировой, герой Гражданской войны, он имел и богатый педагогический опыт: в 30-е годы несколько лет возглавлял Нижегородскую школу подготовки офицеров Красной Армии. Этот опытнейший военный профессионал в мае 1943 года и был назначен начальником Управления военно-учебных заведений РККА. Благодаря его усилиям в СССР не только было восстановлено кадетское воспитание и образование, оно получило дальнейшее развитие, обрело современный опыт. Участие суворовских и нахимовского училищ в июне 1945 года в Параде Победы на Красной площади стало символичным и красноречивым посланием всему миру: "Смотрите все и запомните - вот оно будущее непобедимых Вооруженных Сил страны!" И это послание не было блефом. В течение всей второй половины прошлого века офицеры, - воспитанники суворовских и нахимовских училищ, военных спецшкол - составили элиту Вооруженных Сил, они стали стержнем офицерского корпуса страны. Кто же сегодня в Министерстве Обороны занимает пост, соответствующий тому, что в свое время был поручен прославленному генералу В.И.Морозову? На пост начальника Управления военного образования Министерства Обороны РФ в 2009 году назначена Фральцова Тамара Анатольевна. В своей предыдущей служебной деятельности она не значилась ни среди военных командиров, ни среди руководителей военно-учебных заведений. Следовательно, по военной и военно-учебной части опыт у нынешней начальницы нулевой. Кто она и откуда? Тамара Фральцова родилась в 1957 году в городе Кемерово. После окончания школы поступила в Кемеровский госуниверситет. Будучи студенткой, активно занималась общественной работой, в 18 лет вступила в партию и даже была избрана главой парторганизации. Диплом об окончании ВУЗа она получила в 1979 г. "Я литературовед, филолог, преподаватель русского языка и литературы", - так определяет сегодня она свою профессию. В последующие годы Т.А.Фральцова работает директором детского сада, завучем, директором школы, руководит департаментом образования Кемеровской области. Она защищает кандидатскую диссертацию по теме "Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа". В начале нового века Фральцова вступает в партию "Единая Россия", что позволяет ей в 2003 году быть избранной в депутаты Государственной Думы и перебраться в столицу. В 2008 году по ее предложению в Министерстве обороны создается пансион для девочек - дочерей военнослужащих, руководить которым она и назначается. Не пройдет и года, как в середине 2009-го Министр Обороны РФ назначит ее начальником Департамента военного образования и науки Минобороны России. Итак, руководить всем комплексом заведений, готовящих офицерские кадры страны, а также научной работой министерства поставлена госпожа Фральцова - "литературовед, филолог, преподаватель русского языка и литературы" - личность сугубо гражданская, не имеющая никаких знаний и никакого опыта по части учебных заведений военного профиля. Однако о российской национальной суворовской школе, которая к своему несчастью оказалась в ее ведении, она и до и после вступления в должность начальницы Департамента военного образования и науки сделала ряд критических замечаний и заявила о своих реформаторских планах. Так 11 ноября 2009 года, участвуя в одной из передач радиостанции "Эхо Москвы", Фральцова заявила следующее: "На сегодня речь идет о кардинальном изменении содержания преподавания. Само образование. Если раньше в суворовском училище качественная успеваемость была, где каждый второй учился на три, если раньше реализовывали самую обычную стандартную программу, то сегодня в наших суворовских училищах реализуются все программы углубления, все программы профильности и программы широкого дополнительного спектра образовательных услуг". Набор слов, набор фраз? Сразу и не поймешь, о чем говорит эта ученая дама, которая любит поражать наших генералов подобной словесной трескотней. Но она - не только автор трескучих фраз, но и сторонник немедленных действий. За короткое время ей удалось если пока еще не сломать окончательно, то серьезно нарушить весь учебно-воспитательный процесс в действующих училищах и кадетских корпусах. В чем же суть дела, где те побудительные мотивы, которые заставляют госпожу Фральцову "кардинально изменять содержание преподавания", идти напролом, ломать и уничтожать то, что создавалось поколениями выдающихся российских педагогов, публично охаивать систему подготовки детей для служения Родине, в которой она ровным счетом ничего не смыслит, хотя и поставлена ею командовать? Наконец, в чем же истинная причина безобразных действий военных чиновников, в результате которых в конце лета 2009 года сотни детей, успешно сдавших экзамены в суворовские, нахимовское училища и кадетские корпуса Минобороны, были безжалостно вычеркнуты рукой госпожи Фральцовой из списков поступивших? Ответ находим в более ранних заявлениях новоявленной реформаторши, когда она еще пребывала в должности начальницы пансиона для девочек Министерства обороны. 16 мая 2009 г Т.А.Фральцова участвует в передаче радио "Эхо Москвы". На вопрос ведущего, кто же допущен учиться в ее женском пансионе, следует ответ: "Только дочери военнослужащих. Это в первую очередь основной принцип, который лежит в основе комплектования нашего учреждения. Это дочери военнослужащих. А следующие идут преференции". Говоря затем о порядках, установленных ею в женском пансионе, Фральцова заявляет: "… дети у нас встают в 7 утра, зарядка, кстати, у нас не обязательная. Но, тем не менее, мы каждому на сегодня пытаемся внушить через органы самоуправления, что это вещь нужная, что для здоровья, приводим разные моменты, то музыку включим, чтобы это было повеселее для всех, то поощрим походом самостоятельным в кино, мороженым и прочее. Затем они завтракают и идут на занятие. У нас особым родом организован режим рабочего дня. У нас нет такого, что до обеда идёт чисто учебная деятельность, после обеда внеучебная, а вечером ты отдыхаешь. У нас всё разбито по 2 часа, у нас перемежается математика, потом у нас идёт блок дополнительного занятия, потом русский, блок дополнительного занятия. С психологической точки зрения у нас построено, как раньше говорили, расписание. Но это не расписание, это просто режим дня. Мы делаем для того, чтобы дети… раньше говорили интенсификация труда, на сегодня мы говорим, что это интенсификация или загруженность ребёнка, но чтобы не было перегрузок. Дети живут в комнате по два человека. В каждой комнате телевизор с DVD, Интернет. У каждого свой персональный ноутбук. Всё пространство у нас покрывает система вай-фай. На сегодня любой ребёнок в любое время может со своим ноутбуком работать где он хочет, общаться по Скайпу со своими родителями, общаться между собой…" Вопрос ведущего: "… как быть с остальными девочками и мальчиками, с детьми военнослужащих, которые не подходят по параметрам, не проходят испытаний, конкурсов?" Ответ Фральцовой: "… наш пансион пилотный проект, но уже в этом году в четырёх суворовских училищах открываются наборы для девочек, группы для девочек. На сегодня уже меняется сама программа и сами принципы поступления, сама жизнь в суворовских училищах. И на сегодня есть тоже проекты создания аналогичных пансионов, подобных нашему, в отдалённых регионах, порядка четырёх их будет. Можно сказать, что да, мы были первыми, да, на нас возложена идеология отработать новые методики, новые принципы организации жизни и в суворовских училищах, и в отношении как мальчиков, так и девочек. … Многие
задавали такой вопрос. У нас действительно нет военной составляющей? Вот мы и пришли к разгадке: госпожа Фральцова, будучи директрисой пансиона для девочек, столкнулась с тем, что число запросов родителей (и надо полагать, высокопоставленных родителей!), желающих устроить своих дочерей в престижный женский пансион, многократно превысило его возможности. Так в чем же дело? - решила эта энергичная дама. - Если военные в лампасах не могут решить простейшую проблему обучения своих дочек за счет Минобороны, так решу ее я, а заодно и нос всем утру! Рассуем девчонок в суворовские училища и кадетские корпуса. Их у Министерства целых 17! Далее, по логике развития событий, очевидно, последовал доклад Министру с вышеупомянутым новаторским предложением. В свою очередь Министр, как человек не военный, пришел в полнейшее изумление. Надо же, мои генералы не додумались, а женщина вмиг все решила. Пусть же она и командует всеми военно-учебными заведениями. Да и наукой заодно. Так, видимо, и родился приказ Министра о назначении госпожи Фральцовой на высокую ответственную военную должность. И вот новое начальство с его "глубокой точкой зрения" сходу стало крушить и ломать все то, что создавалось для блага государства российского на протяжении столетий. Уже в 2009 году девочек, дочерей военнослужащих, набрали в суворовские училища, а чтобы им там было комфортно, изменили весь учебно-воспитательный процесс: обучать и воспитывать суворовцев и суворовок, и нахимовцев и нахимовок, кадет и кадеток отныне будут не военные, а гражданские лица и офицеры, уволенные в запас, хотя последним, как говорят, и будет "высочайше дозволено" носить форму. Зарядку - долой! Строевая подготовка упраздняется. Военные Уставы? Ко всем чертям Уставы! Вследствие принятых решений традиционное прохождение суворовцев и нахимовцев по Красной площади в памятных парадах Победы отменено и уже парад в июне 2010 года по случаю празднования 65-летия Победы в Великой отечественной войне впервые с 1945 года должен пройти без их участия. Отменяется несение воспитанниками внутренней службы. Что касается охраны училища, то она будет осуществляться лицами из специализированных охранных предприятий. Уборку помещений и территории, что всегда входило в обязанности самих воспитанников, отныне будут производить нанятые гражданские лица. Существующее 4-х разовое питание заменяется 6-ти разовым. Ведутся разговоры о введении ученического самоуправления. Короче говоря, все в национальной суворовской школе устраивается так, как в "пилотном" пансионе для девочек. Есть и другие факты, требующие объяснения. Так с 2009 года, юношам, закончившим училища в системе военного ведомства, было предложено поступать в офицерские военные школы и институты не по разнарядке, как это было во все предыдущие годы, а на общих основаниях, вместе с выпускниками гражданских общеобразовательных школ. Не поступил - иди на все четыре стороны! Спрашивается, зачем тогда Минобороны потратило средства на их обучение? Ответ надо еще поискать. Но, если следовать логике обустройства женского пансиона Министерства обороны, то ответ очевиден. Если родители, скажем не бедные госчиновники, дети которых проведут счастливые годы в новых пансионах Минобороны, пожелают, чтобы их чада продолжили учебу в престижных гражданских ВУЗах Москвы, Лондона или Парижа, зачем же их ограничивать разнарядками в военные учебные заведения? Надо смотреть далеко вперед! Из всего сказанного следует, по крайней мере, два печальных вывода. Вывод первый. Тот факт, что российские дети, прошедшие конкурсный отбор, были вычеркнуты из списков поступивших, есть отражение позиции нынешнего руководства Министерства Обороны. Логика этой позиции ясна: Минобороны рассматривается им как вотчина, в пределах которой всеми благами должны пользоваться исключительно свои служащие. Следовательно, благоустраивать и учить за министерские деньги оно намерено только детей военнослужащих, детей своих, подведомственных ему граждан. "Чужие" ему не нужны. Вон сколько гражданских министерств! Пусть они и занимаются своими "гражданскими" детьми! Минобороны не беспокоит, что решение использовать вверенные ему учебные заведения исключительно для детей военнослужащих, означает нарушить Основной закон государства, учинить в этом государстве дискриминацию и самоуправство. Ну, разве это государственный подход? Нет, это подход антигосударственный! Можно ли, занимая государственные посты, проводить антигосударственную политику? Вспомним лозунг "Армия и народ едины!". Он что же, устарел? Сегодня, благодаря усилиям новых начальников Минобороны выплывает совсем иной лозунг: "Армия - сама по себе, а народ пусть будет сам по себе!". Реформаторы стремятся отгородить стеной армию от прочего населения страны, которое, между прочим, эту армию и ее руководство кормит. Интересный подход! Реформаторский! New look , как сказали бы заокеанские друзья наших чиновников. Вот такие теперь вырисовываются грани "Нового облика" нашей "непобедимой и легендарной". Вывод второй. Стараниями нового руководства Минобороны и в полном соответствии с "глубокой точкой зрения" госпожи Фральцовой, российская национальная суворовско-нахимовская школа прекращает свое существование. Школа "нового облика" никоим образом не способна выполнять главную задачу - готовить юношей для государственной службы, военной или гражданской. Она - жалкая карикатура на ту систему подготовки юношей для верного служения Отечеству, которая создавалась три столетия от Петра Великого до 2009 года. Теперь это не более чем ведомственный пансион для счастливого и беззаботного пребывания в нем деток, пример нецелевого использования государственных средств. Любой военный профессионал, хорошо знающий систему подготовки отечественных военных кадров, не может не согласиться с тем, что, разрушив сегодня сложившуюся в России систему подготовки кадровых офицеров с детства, мы вынуждены будем, спустя нескольких лет, ее восстанавливать, потому, что в обозримом будущем альтернативы ей нет. Более того, в последние годы многократно было доказано, что кадетская воспитательно-образовательная система исключительно актуальна. Для многих граждан страны, имеющих детей, такая система порождает надежду, что дети могут стать хорошо воспитанными и всесторонне подготовленными людьми, надежной опорой для родителей и страны. Постоянно растет число желающих поступить в упомянутые училища и корпуса. Усилиями общественности, которые нашли понимание у высших руководителей государства, в последние годы был восстановлен семилетний срок обучения суворовцев, нахимовцев и кадет. Совершенно очевидно, что традиционная система кадетского воспитания должна, напротив, становиться более строгой, целенаправленной, облаченной в рамки спасительной военной дисциплины. Потому что она - лучший вариант социализации детей в условиях безудержного распространения в молодежной среде наркомании, алкоголизма, бесконтрольного воздействия на молодежь безнравственной информационной стихии. Она необходима для нашего молодого поколения, для нашего государства! В 356 году до новой эры некий грек по имени Герострат, желая обессмертить свое имя, сжег в родном городе Эфесе храм богини Артемиды - красу и гордость всей Эллады, считавшийся одним из семи чудес света. Геростраты нашего времени разрушают суворовско-нахимовскую школу, нашу национальную гордость, храм опыта и знаний, который создавали три столетия. В древней Греции безумного Герострата сограждане осудили на жестокую смерть. В нашем цивилизованном обществе чиновникам, которые следуют в своих деяниях геростратовскому принципу полнейшего презрения к национальному достоянию ради достижения личных целей, похоже, ничего не грозит. Навредят и уйдут на другие теплые места. Можно представить себе, к каким печальным результатам приведет уже в ближайшем будущем сегодняшняя деятельность доморощенных новых геростратов! Искалеченные людские судьбы, гигантские материальные потери и не поддающийся оценке ущерб Вооруженным Силам и государству. Пока не поздно, надо без промедления остановить и исправить ошибочные действия реформаторов, затеявших придать некий "new look" Вооруженным Силам страны, этот странный "новый облик", при формировании которого не берется в расчет ни многовековая история, ни наши традиции воспитания патриотов России. Валерий Снеговский |