Тезисы выступления на заседании Академии военных наук
(МО РФ, Москва 15. 23. 2005)
Уважаемые коллеги!
К сожалению, мы так и не услышали "начальника транспортного цеха", то есть
Начальника Генерального штаба или его полномочного посланника. Наверное, наш
Генеральный штаб, просто не хочет поделиться с нами мыслями о том, почему он
продолжает и продолжает "углублять" военную реформу, в то время как Министр
обороны официально объявил ее уже оконченной.
Я понимаю, почему не выступал Главком Сухопутных войск - просто у нас уже нет
Сухопутных войск, что, конечно - трагедия. Но не понимаю, когда Начальник ГУВРА
говорит о морально-психологическом факторе, но не говорит о том, что у нас нет
государственной идеологии воинской службы, а значит и вся его работа - обессмысливается,
и даже не формулирует такую задачу перед нашей военной наукой.
Нам представляется, что это, во многом, определяется и тем, что наше высшее
руководство государством и значительная часть высшего командного состава Вооруженных
Сил РФ не осознает состояния, в котором сегодня протекает бытие России и ее
Армии.
А наше бытие протекает в состоянии войны, и это самый важный вывод, который
мы должны сделать из оценки современной стратегической обстановки, которую проводили
сегодня практически все выступающие.
В своем выступлении я коснусь только нескольких важных вопросов, решение которых
позволит, на наш взгляд, резко улучшить общее состояние национальной военной
мысли и даже состояние военной безопасности России.
Первое. Представляется, что в нашем военном деле существует множество
еще не решенных научных проблем, многие из которых фундаментальны и имеют
сущностное значение для национальной безопасности России.
На наш взгляд, важнейшими из них являются:
- проблемы определения существа современных войн, их признаков, показателей
и критериев начала, а также понятийного аппарата теории войн (например, что
есть "война", "агрессия", "агрессор", каковы и что представляют собою "новые
операционные средства войны" и так далее)
- проблемы начального периода войны (к примеру, когда давать команду на отмобилизование
и переход к военному времени, и кто будет охранять гарнизоны и объекты инфраструктуры,
когда войск уйдут в М-1);
- проблема разработки Плана обороны страны (что, как очевидно, шире, чем планы
применения Видов ВС;
- порядок приведения страны к высшим степеням готовности к войне;
- комплекс мобилизационных проблем в эпоху "рынка";
- проблемы системы управления государством в мирное и военное время и порядок
перехода от одного состояния страны и системы управления страной к другому;
- проблемы военного образования как системы подготовки профессиональных кадров
государственного и военного управления;
- проблема кодификации Военного права России и выпуск соответствующих кодексов;
- проблема разработки государственной идеологии воинской службы;
- проблема информационной устойчивости стратегического управления и войск и
так далее.
Очевидно, что:
во-первых, без ответов на эти вопросы мы просто не будем готовы к войне
и заранее отдаем инициативу своим геополитическим противникам;
во-вторых, без серьезной научной разработки этих проблем будет невозможна
их формализация в национальном государственном и военном праве, а значит и в
практике государственного и военного строительства.
На наш взгляд, серьезная научная работа может быть успешной только в том
случае, если будет существовать централизованное управление военной наукой.
Это предполагает наличие государственного заказа на разработку научных проблем,
а, значит, своеобразный "Госплан" и "Госзаказ", что, в свою очередь, предполагает
свой "Госснаб", то есть гарантированную оплату научного труда.
Для того, что бы российская военная мысль не зачахла на корню, то есть вышла
бы из сегодняшнего состояния "комы", необходимы, на наш взгляд, серьезные институциональные
изменения в системе национальной военной науки.
Нам представляется целесообразным, чтобы в этих целях Министр Обороны принял
решение о введении должности Помощника МО РФ по науке, и о придании Академии
военных наук статуса государственной головной научной структуры.
Второе. За пределами исследований современной военной науки остались важнейшие
вопросы государственного и военного строительства.
Так, например, наша военная мысль не предложила государству четкой модели
единой системы управления государством, способной эффективно управлять страной
в мирное и военное время, и алгоритмы перехода из одного ее состояния в другое.
Кроме того, очевидно, что все так называемые "структурные изменения" в наших
Вооруженных Силах, рождаются исключительно в высших кабинетах Минобороны и Генштаба,
и без всякого научного их обоснования и независимой военной научной экспертизы,
что недопустимо в принципе.
Наша военная мысль не внесла, сколько нибудь важных и научно обоснованных
предложений и по структуре самого Министерства обороны, реальное разделение
прав и обязанностей Аппарата Минобороны и Генштаба носит поверхностный характер.
Например, создается устойчивое впечатление, что безумное расширение прав Канцелярии
Министра обороны, одновременно с созданием системы единого заказчика, сокращением
прав Главкомов Видов ВС и Генштаба, сопровождаемое слухами о ликвидации системы
военных округов, проводится исключительно в целях установления контроля над
финансовыми потоками, чиновниками желающими стать субъектами национального рынка
в личном качестве, и не обосновано никак иначе.
Структурная чехарда в высших эшелонах Армии как "перманентная военная реформа",
сопровождаемая снижением престижа воинской службы, сужением прав и реальной
нищетой офицерского корпуса, не может не привести к росту самого страшного социального
явления в Армии - ее поголовного оторговления, негативному кадровому отбору
и распаду ее профессиональной ткани.
Армия как войска, должна быть однозначно выведена из системы рыночных отношений,
и, одновременно, обязана получать все выгоды, получаемые от "рынка", не являясь
его субъектом.
Военная наука не разрабатывает крайне важную проблему объективного обоснования
системы и конкретного финансового наполнения денежного содержания военнослужащих,
исходя их критериев их трудозатрат, времени и условий несения воинской службы,
ее качества и состояния. Именно поэтому, как назначение должностных окладов,
так и вообще все денежное содержание военнослужащих, является преступно и унизительно
низкими, так как определяются государством волюнтаристически, по формуле "три
П", то есть "палец-пол-потолок", а Армия не имеет своих неоспоримых аргументов
и только "ждет милостыни" у власти.
Третье. Реальное состояние армии таково, что подавляющее большинство
офицеров тактического и оперативного звеньев, не имеют собственного боевого
опыта и личного опыта организации и проведения учений с боевой стрельбой (начиная
с ротных и батальонных и кончая тактическими учениями с боевой стрельбой полков,
бригад и дивизий), а высший командный состав (в том числе и наш Генеральный
штаб) все более теряет навыки в организации и проведении больших учений, маневров
и военных стратегических игр.
Другими словами, сегодня теряются знания и опыт управления боем, сражением
и войной в целом, что является для Армии и Государства однозначно гибельным.
Очень скоро может оказаться, что в Армии вообще никто и ничего уметь, кроме
докладов, организации показов, парадов и "мелких стычек, зачисток и контртеррористических
операций" (куда нас настойчиво толкают наши западные НАТОвские "друзья) не будет.
Это значит, что в Армии и Государстве возникла жизненная необходимость обучения
всего офицерского корпуса (включая и высший командный состав Вооруженных Сил
России, и высшее руководство государства) тем методам, приемам, навыкам и умениям
организации масштабных и сложных общевойсковых и государственных военных мероприятий,
которыми так блестяще владело поколение современных ветеранов, то есть старшие
офицеры и генералы запаса, уволенные в ходе последней десятилетней "демократической"
волны.
У нас еще есть возможность не допустить трагического разрыва опыта и знаний
военных поколений и утраты этой, собственно военной части, нашего национального
достояния.
Мы считаем крайне важным официальное создание при дивизиях, корпусах, армиях,
военных округах, военно-учебных заведениях штатных Советов (Методических советов)
по боевой (оперативной) подготовке, а при Президенте (и Правительстве) России
- Совета по стратегической подготовке государства.
К работе в этих советах в штатном качестве, должны быть привлечены все дееспособные
и имеющие соответствующий опыт работы ветераны, проживающие в данных местностях.
При этом нам представляется крайне важным, чтобы на время этой работы они могли
бы быть призваны из запаса и получали бы соответствующее званию, должности и
штатному расписанию - денежное довольствие. Этой работой так же должны заниматься
Академия военных наук Министерства обороны, в ее новом статусе, Помощник Министра
обороны России по науке, и, конечно, Генеральный штаб.
Четвертое. Вызывает тревогу, как само состояние национальной военной
мысли, так и тот факт, что офицерский корпус практически прекратил читать профессиональную
литературу. Это вызвано не только нищенским содержанием офицеров и военных ВУЗов,
которые не имеют денег, чтобы выписывать профессиональные российские и, тем
более зарубежные журналы, но и тем, что основные военные библиотеки для них
недоступны. В свою очередь, сами библиотеки в гарнизонах и частях находятся
в жалком состоянии, а военные библиотеки ведущих академий не оцифровываются,
то есть находятся в первобытном состоянии, не говоря уже о библиотеке Генерального
Штаба, которая не имеет своего собственного помещения.
У нас не оцифрованы Военный энциклопедический словарь и Военная энциклопедия,
что резко снижает качество научных изысканий и учебного процесса в ВВУЗах.
Нам представляется, что работа по формированию национальной Публичной военной
библиотеки основанной на современных цифровых носителях и Интернете, то есть
доступной в каждом ВВУЗе, гарнизоне и части, должно составить важную часть военно-научной
и воспитательной работы.
Пятое. Я как генерал, получивший самое полное профессиональное военное
образование, которое было в СССР, то есть СВУ, МосВОКУ, Военную академию им
Фрунзе и ВАГШ, смею утверждать, что сегодня в России действенного и современного
военного профессионального образования не существует. В лучшем случае есть определенное
методологическое "натаскивание", но офицер в наших ВВУЗах не переходит на новый
уровень своей личной культуры, не растет как профессиональный руководитель,
так как все программы всех наших вузов безнадежно устарели и требуют кардинальной
переработки. Я могу защитить эти тезисы в любой аудитории и немедленно.
Кроме того, очевидно, что высшее гражданское управление государством комплектуется
из людей, не имеющих никаких практических навыков и теоретических знаний по
управлению государством, а уж тем более, об управлении силовой сферой государства.
Эту чудовищную профессиональную необразованность высшего государственного руководства
Армия испытывает на себе ежедневно. Нам представляется, что дальнейшее сохранение
такого положения недопустимо.
Существующая сегодня система переподготовки на ВАКе ВАГШ, основу которой составляет
преподавание собственно военных дисциплин, очевидно эту проблему не решает.
Это значит, что наша военная наука должна разработать и предложить государству
обязательный курс "ликвидации государственной стратегической безграмотности",
без прохождения которого, государственных чиновников высшего ранга, включая
президента и премьер-министра страны назначать нельзя.
Шестое. В последнее время появляется все больше информации о готовящихся
решениях по передаче суворовских училищ от Министерства обороны в Министерство
образования. В этих целях уже проводятся оргштатные мероприятия по замещению
гражданским персоналом должностей военнослужащих, сокращению их финансирования
и штатов.
Мы считаем преступной уже саму эту мысль, так как Суворовские училища являются
сегодня практически единственной системой военного образования, которая готовит
патриотов и защитников России с детства. Нам представляется, что сегодня надо
не уничтожать Суворовские училища и разваливать прекрасно зарекомендовавшую
и единственную в стране систему воспитания молодежи, а, наоборот, увеличивать
их сеть, улучшать условия обучения в них, делать их часть пятилетними, повышать
статут постоянного состава их офицеров.
Кроме того, мы уверены в том, что сегодня необходимо, чтобы Министерство обороны
осуществляло кураторство над кадетскими корпусами, военными лицеями и кадетскими
классами Министерства образования, тем самым, расширяло знания призывного контингента
об Армии и формировало его патриотическую и активную часть. Хочется верить,
что руководство Министерства обороны понимает глубину и важность затронутых
проблем и найдет силы и возможности их позитивного решения.
В заключение, хочу сказать следующее. В настоящее время Советом Безопасности
России, по распоряжению Президента-Верховного Главнокомандующего ВС РФ, развернута
работа по разработке нового документа, который будет менять ныне принятую Концепцию
национальной безопасности.
Этот документ имеет рабочее название "Стратегия национальной безопасности и
развития России - 2005". В рамках этой работы уже проведен ряд серьезных круглых
столов по основным сферам функционирования России как государства. Круглый стол
по военной сфере недавно прошел в Академии генерального Штаба. Так вот, на этом
круглом столе, выступал представитель Минэкономразвития, который сказал буквально
следующее: "У нас есть два сценария развития - пессимистический и оптимистический.
Если Россия будет развиваться по пессимистическому сценарию, то мы сможем удовлетворить
только 50 % потребностей Армии, а вот если будем развиваться по оптимистическому,
то - аж целых 75% ее потребностей". Вот и весь сказ. Это значит, что государство
Российская Федерация, в лице ее правительства, при любых сценариях развития
государства, уже планирует медленную агонию Армии, и она, для Правительства,
только лишний "бюджетный рот".
На наш взгляд, этот факт как раз и говорит о том, что состояние нашего Отечества
и его Армии - военное(!), а их главным врагом является не НАТО, "американский
империализм и их демократия", а наша собственная руководящая бюрократия, и в
этом, я абсолютно согласен с выступлением генерала Варенникова.
Дальше, как говорил фельдмаршал М. Кутузов на совете в Филях: "Сохраним Армию
- сохраним
Россию. Не сохраним Армию - не сохраним ни Москвы, ни России". Вот и вся альтернатива.
Я говорю это только затем, чтобы: во-первых, вы знали это; во-вторых, чтобы
потребовать от руководящего состава ВС РФ и государства конкретных и решительных
действий по недопущению уничтожения последнего гаранта России - ее Армии; в-третьих,
чтобы еще раз убедить нас всех в том, что военная мысль необходима нашему Отечеству,
Армии и власти, притом, что ждать, когда власть попросит нас о чем-либо конструктивном
- не приходится.
Поэтому наша задача - задавать власти профессиональные вопросы, самим разрабатывать
жгучие проблемы современности, навязывать государству и собственному министерству
наши разработки, и пробуждать в России и Армии профессионализм и разум.
Благодарю за внимание.
Вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор А. Владимиров
|