Выступление на XV Общественно-педагогической конференции
"Отечественные традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетских корпусах" 19 мая 2005 года
Уважаемые коллеги, товарищи и друзья!
Несколько слов о себе. Я потомственный, во многих поколениях, русский офицер.
Мой прапрадед поручик 73 пехотного полка Владимиров погиб в Битве народов под
городом Лейпциг в Германии, когда русские войска вместе с англичанами и другими
европейцами выиграли эту битву у Наполеона Бонапарта в 1813 году. В этом сражении
мой прапрадед-поручик погиб героем и был похоронен в Пантеоне русской славы
в Русской церкви в Лейпциге.
Мой отец, Владимиров Иван Владимирович был вообще выдающимся человеком.
В 1915 году он закончил Александровское офицерское училище в Москве, четвертым
в выпуске, был произведен в поручики Русской Императорской армии, и получил
назначение на Западный фронт. Воевал он достойно, так как император наградил
его орденами Анны и Станислава. Он был много раз ранен, но остался жив.
Потом мой отец воевал в Финской компании. Тогда он был уже подполковником Красной
Армии и командовал батальоном. Там он тоже был ранен, а за подвиги был награжден
орденом Красной звезды.
В Великой Отечественной войне мой отец воевал на Ленинградском фронте на Пулковских
высотах. Там он командовал бригадой.
В 1943 году моего отца отозвал с фронта Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович
Сталин для того, чтобы он организовал Суворовские военные училища.
К этому времени отец был уже полковником Советской армии. Так мой отец стал
организатором всех Суворовских училищ Советского Союза. Он работал заместителем
начальника отдела суворовских училищ в ГУВУЗе и был Главным инспектором суворовских
училищ. Он выбирал места дислокации суворовских училищ, писал положение о суворовских
училищах, учебные планы и программы, подбирал на фронтах офицеров-воспитателей
в суворовские училища и сам привез туда с фронтовых дорог шестнадцать мальчишек
беспризорных сирот. В 1945 году родился я.
В 1956 году я поступил в Московском суворовском военном училище, которое закончил
в 1963 году. Потом учился в Московском высшем общевойсковом командном училище,
Военной академии имени М. В.Фрунзе и Военной академии Генерального штаба. Служил
и командовал войсками на Дальнем востоке в Германии, Чехословакии и Белоруссии,
объездил весь мир, воевал и был ранен в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского
региона.
На следующий год мой сын Александр Владимиров будет поступать в Московское
суворовское военное училище, в училище, которое основал мой отец и учился я
сам.
***
Должен констатировать, что суворовцы и суворовские училища России являются
прямыми потомками и наследниками кадет российской империи.
Сегодня практически единственной категорией граждан России и основными структурами,
прямо занимающимися всей шкалой проблем суворовского и кадетского движения,
являются структуры основанные выпускниками суворовских и нахимовских военных
училищ. Этих структур несколько и они организованы по принципу кадетских
землячеств. Среди них есть выдающиеся организации кадет Урала, Дальнего Востока,
Казани, Санкт-Петербурга, Кавказа и других.
Самым мощным объединением российских кадет является Московское суворовско-нахимовское
содружество, которым руководит тверской кадет Валерий Зеленский и Ваш покорный
слуга.
Новой структурой кадетского движения является созданная в прошлом году Международная
ассоциация Суворовских, Нахимовских и кадетских объединений "Кадетское братство".
Им руководит кавказский кадет и генерал-полковник Кузьмин Федор Михайлович,
и его заместитель, опять же Ваш покорный слуга.
Я произвожу эту констатацию только для того, чтобы подчеркнуть только одну
мысль. Нас очень мало и искусственное разделение кадетского движения на "суворовцев"
и "кадет" - порочно в принципе.
К счастью, мы сегодня видим, что нас становится больше. Организация целой системы
кадетских корпусов, лицеев и классов, имеющих уже статус государственных образовательных
учреждений, становление благотворительных фондов и клубов, посвященных патриотическому
воспитанию российской молодежи на кадетских традициях беззаветного служения
Отечеству, говорит о том, что Россия начинает восстанавливаться. Нас особенно
радует прямое включение в этот процесс Русской Православной Церкви.
В плане общероссийского кадетского движения особую роль играют кадетские корпуса.
Надо сказать, что в начале их создания стояло Московское суворовско-нахимовское
содружество, лично сам Алексей Йордан и его Фонд содействия кадетским корпусам,
сегодня имени русского сербского кадета Алексея Йордана, и целая плеяда блестящих
начальников первых кадетских корпусов новой России - Владимир Кирсанов и Евгений
Введенский, которых мы имеем честь видеть на этом собрании.
Таким образом, постепенно формируется мощное национальное кадетское движение,
ориентированное на формирование нравственной, дееспособной и преданной Отечеству
национальной элиты, а, значит - на развитие и вечность России как государства,
суперэтноса и особой цивилизации,
Очевидно, что для того чтобы наше движение было успешным, надо иметь представление
о его перспективах, стратегии и первоочередных шагах.
Нам представляется, что основной стратегией развития кадетского движения должна
стать наша работа по следующим направлениям:
- Поднятие статуса суворовских училищ и кадетских корпусов, и формирование
на их базе официально признанных институциональных основ национальной кадровой
политики;
- Перевод системы суворовских училищ на пятилетний цикл обучения;
- Оптимизация программ обучения в суворовских училищах и кадетских корпусах,
и резкое улучшение качества образования и воспитания кадет;
- Разработка и принятие ряда законодательных актов по статусу кадетских корпусов
и кадетского движения в целом;
- Увеличение сети кадетских корпусов;
- Разработка государственной идеологии воинской службы как основы воспитания
кадет;
- Формирование центров кадетского движения в каждом федеральном округе;
- Основание Музея и архива кадет в Москве;
- Основание Дома инвалидов для престарелых и немощных кадет;
- Возвращение кадетских святынь в Россию;
- Продвижение достойных кадет во власть;
- Прямое присутствие кадет в Администрации Президента России, в официальном
статусе Помощника президента РФ по суворовским училищам и кадетским корпусам;
- Объединение кадет всего постсоветского пространства и использование возможностей
кадет находящихся во власти и бизнесе для решения проблем кадетского движения;
- Издание серии книг "Библиотека кадета".
***
Размышляя над судьбами русских кадет и российских суворовцев, а среди них были
не только выдающиеся полководцы и блестящие офицеры, но и люди, достигшие немалых
высот на поприще науки, искусства и других гражданских профессий - невольно
задумываешься о причинах столь внушительного успеха этой формы образования и
воспитания в России.
Главный "секрет", очевидно, в том, что кадетские корпуса и суворовские училища
не только давали своим воспитанникам широкий кругозор и разносторонние знания,
но и прививали им высокие человеческие качества - патриотизм, товарищество,
верность Родине, долгу и офицерской чести. Другими словами, суворовское училище
закладывало ту основу, которая позволяла его питомцу, вырасти не только грамотным
профессионалом, но и мужественной благородной личностью.
Воспитанников суворовских училищ, как бы ни складывалась их жизнь и профессиональная
карьера, всегда отличал дух бескорыстного служения Отечеству. Неслучайно, Суворовские
и Нахимовские училища, были созданы в годы Великой Отечественной войны, в момент
смертельной опасности, когда стало ясно, что никакая идеология, никакие ценности,
кроме патриотических и нравственных, не могут спасти страну.
Всем чего мы достигли, мы обязаны нашему Отечеству и нашим учителям.
Суворовские и нахимовские училища уже дали России 160 тысяч своих воспитанников,
из которых более 65 Героев Советского Союза и России, десятки генералов, сотни
ученых, многих министров и Секретаря Совета безопасности России - московского
кадета Игоря Иванова.
Сегодня, когда России снова приходится преодолевать тяжелые испытания - ее
будущее так же во многом зависит от того, сумеем ли мы поднять моральный дух
нашего общества, укрепить в молодом поколении россиян простые и благородные
принципы, подобные тем, которые воспитывались в суворовском училище, и от того,
кто будет управлять страной в скором будущем.
Мы считаем, что только наше Братство способно сохранить и нести дальше знамя
Чести, Доблести, Добра, Красоты и верности Отечеству, которые наши предки и
учителя завещали нам.
Товарищи! Посмотрим на дело трезво. Кому сегодня нужны кадетские корпуса и
суворовские училища? Отвечаю - мы нужны России и нам самим! Мы не нужны ни государственной
власти, ни Министерству обороны, мы для них только лишний и беспокойный "бюджетный
рот". Поэтому мы должны объединять наши усилия и наши возможности. Нам представляется,
что время конференций уже прошло и наше дело требует конкретной работы. В первую
очередь надо объединять усилия родителей, родственников и самих кадет. Это,
как минимум требует создания общего банка данных, общих информационных ресурсов,
издательских и представительских возможностей. Когда я слышу, что "где-то а
Москве зависли наши документы и предложения по Статусу кадетских корпусов, и
на этом… все…", я понимаю в чем дело, и говорю Вам - надо использовать наши
ресурсы, ресурсы кадет-суворовцев, а для этого надо хотя бы сказать нам об этом,
а не переживать между собой и на кухне.
Я считаю, что все мы находимся в начале пути формирования мощного общероссийского
кадетского движения как системы воспитания поколений, которые своим самоотверженным
трудом будут обеспечивать достойную жизнь народу российскому, его сохранение
и приумножение, будут делать Россию успешной и исторически вечной великой державой.
Наша задача - заложить прочные, нравственные и патриотические основы этого
движения и института российской государственности, то есть создать его нерушимый
фундамент и дать правильные направления его развитию.
Эта задача почетна, ответственна и непроста.
Но у нас и у России нет другого выбора - мы обязаны победить!
Я уверен, что суворовские училища и кадетские корпуса, и впредь будут давать
нашей великой России лучших представителей офицерского корпуса и формировать
нашу политическую и военную элиту.
А это значит, что Кадеты, Армия и Россия будут непобедимы, успешны и вечны.
Пусть великие слова, отражающие смысл жизни русского офицера: "Душу - Богу,
Сердце - Даме, Жизнь - Государству, Честь - никому!" всегда будут для кадет
путеводной звездой и основой их патриотического воспитания.
Этика Воина
- Армия для воина - это жизнь и судьба.
- Судьба воина - это путь его славы.
- Путь воина - бесконечен и опасен, и на этом пути - ему нет преград, а победа
не цель.
- Цель жизни и пути воина - его долг, его честь и верное бескорыстное служение
Отечеству.
- Честь для воина - дороже жизни.
- Опора воина - он сам, его мастерство и меч, его долг, его ответственность
и вера в Отечество, в Армию, в руку и плечо товарищей.
- Воин видит в собственной смерти в бою - только возможность бессмертия своего
народа, своей семьи и личной чести.
Вы спросите: "а где же здесь БОГ?", и я отвечу Вам - БОГ всегда в сердце и
душе воина, и это делает воина воином Христовым, а значит - бессмертным защитником
России и Правды. Благодарю за внимание.
|