Выступление на XV Общественно-педагогической конференции "Отечественные традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетских корпусах"
19 мая 2005 года

Уважаемые коллеги, товарищи и друзья!

Несколько слов о себе. Я потомственный, во многих поколениях, русский офицер.

Мой прапрадед поручик 73 пехотного полка Владимиров погиб в Битве народов под городом Лейпциг в Германии, когда русские войска вместе с англичанами и другими европейцами выиграли эту битву у Наполеона Бонапарта в 1813 году. В этом сражении мой прапрадед-поручик погиб героем и был похоронен в Пантеоне русской славы в Русской церкви в Лейпциге.

Мой отец, Владимиров Иван Владимирович был вообще выдающимся человеком.

В 1915 году он закончил Александровское офицерское училище в Москве, четвертым в выпуске, был произведен в поручики Русской Императорской армии, и получил назначение на Западный фронт. Воевал он достойно, так как император наградил его орденами Анны и Станислава. Он был много раз ранен, но остался жив.

Потом мой отец воевал в Финской компании. Тогда он был уже подполковником Красной Армии и командовал батальоном. Там он тоже был ранен, а за подвиги был награжден орденом Красной звезды.

В Великой Отечественной войне мой отец воевал на Ленинградском фронте на Пулковских высотах. Там он командовал бригадой.

В 1943 году моего отца отозвал с фронта Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин для того, чтобы он организовал Суворовские военные училища.

К этому времени отец был уже полковником Советской армии. Так мой отец стал организатором всех Суворовских училищ Советского Союза. Он работал заместителем начальника отдела суворовских училищ в ГУВУЗе и был Главным инспектором суворовских училищ. Он выбирал места дислокации суворовских училищ, писал положение о суворовских училищах, учебные планы и программы, подбирал на фронтах офицеров-воспитателей в суворовские училища и сам привез туда с фронтовых дорог шестнадцать мальчишек беспризорных сирот. В 1945 году родился я.

В 1956 году я поступил в Московском суворовском военном училище, которое закончил в 1963 году. Потом учился в Московском высшем общевойсковом командном училище, Военной академии имени М. В.Фрунзе и Военной академии Генерального штаба. Служил и командовал войсками на Дальнем востоке в Германии, Чехословакии и Белоруссии, объездил весь мир, воевал и был ранен в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

На следующий год мой сын Александр Владимиров будет поступать в Московское суворовское военное училище, в училище, которое основал мой отец и учился я сам.

***

Должен констатировать, что суворовцы и суворовские училища России являются прямыми потомками и наследниками кадет российской империи.

Сегодня практически единственной категорией граждан России и основными структурами, прямо занимающимися всей шкалой проблем суворовского и кадетского движения, являются структуры основанные выпускниками суворовских и нахимовских военных училищ. Этих структур несколько и они организованы по принципу кадетских землячеств. Среди них есть выдающиеся организации кадет Урала, Дальнего Востока, Казани, Санкт-Петербурга, Кавказа и других.

Самым мощным объединением российских кадет является Московское суворовско-нахимовское содружество, которым руководит тверской кадет Валерий Зеленский и Ваш покорный слуга.

Новой структурой кадетского движения является созданная в прошлом году Международная ассоциация Суворовских, Нахимовских и кадетских объединений "Кадетское братство". Им руководит кавказский кадет и генерал-полковник Кузьмин Федор Михайлович, и его заместитель, опять же Ваш покорный слуга.

Я произвожу эту констатацию только для того, чтобы подчеркнуть только одну мысль. Нас очень мало и искусственное разделение кадетского движения на "суворовцев" и "кадет" - порочно в принципе.

К счастью, мы сегодня видим, что нас становится больше. Организация целой системы кадетских корпусов, лицеев и классов, имеющих уже статус государственных образовательных учреждений, становление благотворительных фондов и клубов, посвященных патриотическому воспитанию российской молодежи на кадетских традициях беззаветного служения Отечеству, говорит о том, что Россия начинает восстанавливаться. Нас особенно радует прямое включение в этот процесс Русской Православной Церкви.

В плане общероссийского кадетского движения особую роль играют кадетские корпуса. Надо сказать, что в начале их создания стояло Московское суворовско-нахимовское содружество, лично сам Алексей Йордан и его Фонд содействия кадетским корпусам, сегодня имени русского сербского кадета Алексея Йордана, и целая плеяда блестящих начальников первых кадетских корпусов новой России - Владимир Кирсанов и Евгений Введенский, которых мы имеем честь видеть на этом собрании.

Таким образом, постепенно формируется мощное национальное кадетское движение, ориентированное на формирование нравственной, дееспособной и преданной Отечеству национальной элиты, а, значит - на развитие и вечность России как государства, суперэтноса и особой цивилизации,

Очевидно, что для того чтобы наше движение было успешным, надо иметь представление о его перспективах, стратегии и первоочередных шагах.

Нам представляется, что основной стратегией развития кадетского движения должна стать наша работа по следующим направлениям:

  1. Поднятие статуса суворовских училищ и кадетских корпусов, и формирование на их базе официально признанных институциональных основ национальной кадровой политики;
  2. Перевод системы суворовских училищ на пятилетний цикл обучения;
  3. Оптимизация программ обучения в суворовских училищах и кадетских корпусах, и резкое улучшение качества образования и воспитания кадет;
  4. Разработка и принятие ряда законодательных актов по статусу кадетских корпусов и кадетского движения в целом;
  5. Увеличение сети кадетских корпусов;
  6. Разработка государственной идеологии воинской службы как основы воспитания кадет;
  7. Формирование центров кадетского движения в каждом федеральном округе;
  8. Основание Музея и архива кадет в Москве;
  9. Основание Дома инвалидов для престарелых и немощных кадет;
  10. Возвращение кадетских святынь в Россию;
  11. Продвижение достойных кадет во власть;
  12. Прямое присутствие кадет в Администрации Президента России, в официальном статусе Помощника президента РФ по суворовским училищам и кадетским корпусам;
  13. Объединение кадет всего постсоветского пространства и использование возможностей кадет находящихся во власти и бизнесе для решения проблем кадетского движения;
  14. Издание серии книг "Библиотека кадета".

***

Размышляя над судьбами русских кадет и российских суворовцев, а среди них были не только выдающиеся полководцы и блестящие офицеры, но и люди, достигшие немалых высот на поприще науки, искусства и других гражданских профессий - невольно задумываешься о причинах столь внушительного успеха этой формы образования и воспитания в России.

Главный "секрет", очевидно, в том, что кадетские корпуса и суворовские училища не только давали своим воспитанникам широкий кругозор и разносторонние знания, но и прививали им высокие человеческие качества - патриотизм, товарищество, верность Родине, долгу и офицерской чести. Другими словами, суворовское училище закладывало ту основу, которая позволяла его питомцу, вырасти не только грамотным профессионалом, но и мужественной благородной личностью.

Воспитанников суворовских училищ, как бы ни складывалась их жизнь и профессиональная карьера, всегда отличал дух бескорыстного служения Отечеству. Неслучайно, Суворовские и Нахимовские училища, были созданы в годы Великой Отечественной войны, в момент смертельной опасности, когда стало ясно, что никакая идеология, никакие ценности, кроме патриотических и нравственных, не могут спасти страну.

Всем чего мы достигли, мы обязаны нашему Отечеству и нашим учителям.

Суворовские и нахимовские училища уже дали России 160 тысяч своих воспитанников, из которых более 65 Героев Советского Союза и России, десятки генералов, сотни ученых, многих министров и Секретаря Совета безопасности России - московского кадета Игоря Иванова.

Сегодня, когда России снова приходится преодолевать тяжелые испытания - ее будущее так же во многом зависит от того, сумеем ли мы поднять моральный дух нашего общества, укрепить в молодом поколении россиян простые и благородные принципы, подобные тем, которые воспитывались в суворовском училище, и от того, кто будет управлять страной в скором будущем.

Мы считаем, что только наше Братство способно сохранить и нести дальше знамя Чести, Доблести, Добра, Красоты и верности Отечеству, которые наши предки и учителя завещали нам.

Товарищи! Посмотрим на дело трезво. Кому сегодня нужны кадетские корпуса и суворовские училища? Отвечаю - мы нужны России и нам самим! Мы не нужны ни государственной власти, ни Министерству обороны, мы для них только лишний и беспокойный "бюджетный рот". Поэтому мы должны объединять наши усилия и наши возможности. Нам представляется, что время конференций уже прошло и наше дело требует конкретной работы. В первую очередь надо объединять усилия родителей, родственников и самих кадет. Это, как минимум требует создания общего банка данных, общих информационных ресурсов, издательских и представительских возможностей. Когда я слышу, что "где-то а Москве зависли наши документы и предложения по Статусу кадетских корпусов, и на этом… все…", я понимаю в чем дело, и говорю Вам - надо использовать наши ресурсы, ресурсы кадет-суворовцев, а для этого надо хотя бы сказать нам об этом, а не переживать между собой и на кухне.

Я считаю, что все мы находимся в начале пути формирования мощного общероссийского кадетского движения как системы воспитания поколений, которые своим самоотверженным трудом будут обеспечивать достойную жизнь народу российскому, его сохранение и приумножение, будут делать Россию успешной и исторически вечной великой державой.

Наша задача - заложить прочные, нравственные и патриотические основы этого движения и института российской государственности, то есть создать его нерушимый фундамент и дать правильные направления его развитию.

Эта задача почетна, ответственна и непроста.

Но у нас и у России нет другого выбора - мы обязаны победить!

Я уверен, что суворовские училища и кадетские корпуса, и впредь будут давать нашей великой России лучших представителей офицерского корпуса и формировать нашу политическую и военную элиту.

А это значит, что Кадеты, Армия и Россия будут непобедимы, успешны и вечны.

Пусть великие слова, отражающие смысл жизни русского офицера: "Душу - Богу, Сердце - Даме, Жизнь - Государству, Честь - никому!" всегда будут для кадет путеводной звездой и основой их патриотического воспитания.

Этика Воина

  1. Армия для воина - это жизнь и судьба.
  2. Судьба воина - это путь его славы.
  3. Путь воина - бесконечен и опасен, и на этом пути - ему нет преград, а победа не цель.
  4. Цель жизни и пути воина - его долг, его честь и верное бескорыстное служение Отечеству.
  5. Честь для воина - дороже жизни.
  6. Опора воина - он сам, его мастерство и меч, его долг, его ответственность и вера в Отечество, в Армию, в руку и плечо товарищей.
  7. Воин видит в собственной смерти в бою - только возможность бессмертия своего народа, своей семьи и личной чести.

Вы спросите: "а где же здесь БОГ?", и я отвечу Вам - БОГ всегда в сердце и душе воина, и это делает воина воином Христовым, а значит - бессмертным защитником России и Правды. Благодарю за внимание.