ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ПУТИНУ

Служебная записка

Предложения к изменению системы прохождения службы
офицерским составом Армии.

В предыдущих Записках и в других своих работах я часто приводил примеры и высказывал предложения о необходимости внесения серьезных корректив в систему прохождения службы офицерским составом Армии.

Более того, изучение нашей национальной военной истории, особенно той ее части, которая относилась к состоянию Русской Императорской армии конца девятнадцатого (Русско – Японская война) века и начала двадцатого (Первая мировая война – по 1917 год), убедительно доказывает, что и в то время, проблема изменения системы прохождения службы офицерским корпусом России - выявлялась как основная.

Напомню, что это было время после поражения России в войне с Японией, когда национальное унижение России профессиональное унижение ее Армии, переживались народом и российским офицерским корпусом как личная и национальная трагедия, и всем стала очевидна необходимость срочных перемен в сфере национальной обороны страны.

В череде тех реформ и преобразований, которыми была богата наша военная история того времени и предложений к ним, о которых говорилось открыто, мне постоянно встречались те самые предложения к изменению самой военной системы, необходимость которых ощущал и я в ходе своей службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Все эти предложения сводились к следующим основным требованиям:

- Армия - есть оплот Отечества;

- Офицер - есть столп Армии и России;

- Офицер должен служить достойно и верно, а Отечество должно им дорожить;

- Система прохождения службы должна быть справедливой, продвигать лучших и давать место и шанс ветеранам;

- Офицер должен жить достойно;

- Офицер должен быть широко образован и уметь воспитывать солдат;

- Унтер – офицер должен быть «основой строя» (строевых частей), быть подготовлен как специалист и снять нагрузку с офицеров по специальной (боевой) подготовке бойца;

- Солдат должен быть образован, воспитан, готов как боец, и предан Отечеству;

- Высший командный состав обязан быть ответственным и достойным возлагаемых на него задач;

- Армия должна стать любимым детищем нации;

- Отечество обязано не скупиться на Армию;

- Правительство должно заниматься нуждами Армии ежечасно;

- Усилия Правительства должны оцениваться Армией и Обществом, гласно разбираться, а неспособные, или негодные для государственной службы должны из нее удаляться и так далее.

Не останавливаясь на специальных моментах, характерных для того времени, должен констатировать, что эти требования и есть суть государственной военной реформы любого государства, любого времени, и, конечно, и требования современного момента истории России, ее Армии.

Должен отметить, при этом, что при Царях эта дискуссия велась открыто и во множестве собственно военных, государственных и частных изданий, а сегодня об этом стесняются и боятся говорить все.

Видимо тогда трагедия нации и Армии воспринималась как личная трагедия большинством русского Общества и народа, а сегодня - ни нация, ни Армия, ни сама Россия (по большому счету) не нужны ее высшей власти, а сам народ выживает самостоятельно от нее.

Поскольку все эти аспекты так или иначе разбираются нами в ходе всей этой работы, то сейчас мы остановимся лишь на вопросе «системы прохождения службы офицерским корпусом Армии», стараясь, при этом, касаться только главных сторон проблемы.

Сегодня уже просматриваются некие новые рамки воинской службы.

Они, в целом, таковы.

1. Нам представляется, что сегодняшняя (усиленно внедряемая в общественное сознание либеральными политическими маргиналами) слепая погоня за «контрактником» как основой Армии будет успешно преодолена и возобладает единственно верное решение - комплектовать Армию «смешанно», то есть и контрактниками, и призывниками одновременно, при все увеличивающейся (но, при этом, никогда не достигающей ста процентов численности) добровольно-контрактной компоненте.

2. Общая тенденция в службе по призыву будет сводиться к сокращению сроков самой службы и к ее все большей профессиональной, собственно военной, боевой насыщенности.

Мы считаем важным, чтобы практически вся военная служба по призыву была связана с владением оружием и боевой техникой, а не превращалась (как всегда) в «трудовую армию дешевых государственных хозяйственных рабов».

При этом сам призыв на государственную военную, или альтернативную (гражданскую государственную) службы должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет).

3. Нам представляется, что термин «альтернативная служба» должен быть законодательно (в том числе и в Конституции РФ) изменен на термин - «гражданская государственная служба», с одновременным изменением содержания этого понятия.

Введение гражданской («альтернативной») государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России.

Демократические принципы «свободы выбора» будут реализованы в праве каждого гражданина страны - добровольно и сознательно выбрать - где он лично будет служить государству - в Армии (в течение относительно короткого срока), или на гражданской государственной службе (в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии).

При этом важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры в любой отрасли деятельности, а «герои откосов» станут изгоями общества.

Кроме того, гражданская государственная служба должна иметь точно сформулированный военный мобилизационный аспект.

4. Мы можем с горечью констатировать, что общие тенденции в жизни российского общества пока еще таковы, что уровни образованности и общей культуры населения и, особенно, его молодой части (то есть основы вооруженной силы Отечества) будут непрерывно снижаться, его нравственные основы будут неизбежно размываться (как всеобщей глобализацией бытия, так и невниманием государства и общества к сохранению собственных национальных ценностных основ).

5. Мы уверены в том, что новые уровни информационной, интеллектуальной и технологически новационной основ военного дела потребуют совершенно другого уровня подготовки офицерского корпуса России и других (качественно более высоких) уровней его личной профессиональной компетентности, умений, навыков и качеств личности.

6. Экономические условия существования офицерского корпуса будут развиваться только в сторону общего удорожания жизни и снижения уровня его личной безопасности.

Все эти новые рамки воинской службы должны с неизбежностью влечь необходимость внесения корректив как в систему отношений Государства и Общества к собственной Армии, так и в систему прохождения службы офицерским корпусом России.

Этот вывод нам представляется крайне важным, так как, по нашему мнению, система прохождения службы офицерским составом Армии, является основой всего военного дела и основой военного строительства государства.

Только правильно выстроенная и правильно идеологически выверенная система прохождения службы даст офицерскому корпусу России, ее высшему командному составу и самому государству необходимое качество военной службы и национальной безопасности, что является главной целью государственной военной реформы.

А эта система и реформа, в свою очередь, дадут разумные начала философии государственного строительства, а именно в этом, как мы видим, и состоят сегодня главные (в этом плане) потребности страны.

Надо сказать, что сама система прохождения службы офицерским составом в России складывалась исторически и несла в себе множество абсолютно субъективных моментов, связанных с необходимостью решения правящими режимами собственных задач. И хотя, в целом, она решала поставленные задачи, но практически никогда (ни в царское, ни в советское, ни, тем более, в наше демократическое время) не давала возможности офицерам, в своей массе, обрести необходимое профессиональное и нравственное качество.

Сама система, безусловно, содержала в себе задачу улучшения качества офицерского корпуса, но никогда не имела такой задачи прямо и в качестве главной, так как никогда такой задачи (для себя и для системы) не формулировали руководители государства.

Это значит, что сегодня мы обязаны эти задачи сформулировать, а в новую редакцию системы прохождения службы офицерским составом заложить ее новые основы.

В первую очередь, это означает то, что «система прохождения службы офицерским составом Армии» должна включать в себя все аспекты службы и бытия офицера (от вопросов назначения, продвижения по службе, получения профессионального военного образования и производства до условий службы и быта), обеспечивающие выполнение возлагаемых государством и обществом на офицера задач.

Новая система прохождения службы должна иметь свою официальную главную цель и идею - поддерживать способности офицерского корпуса России, в количественном и качественном (профессиональном и нравственном) аспектах, к успешному управлению войсками в современной войне, и на все более высоком уровне военной организации государства, при этом «… быть справедливой, продвигать лучших и давать место и шанс ветеранам».

Именно эта система должна создавать условия для того, чтобы реализовать все те предложения и чаяния офицерского корпуса России, которые наше государство не смогло осуществить на протяжении двух последних веков своей новой истории.

Это так же значит, что для того, чтобы офицерский корпус России приобрел необходимые и новые профессиональные качества, система прохождения его службы должна определять (и создавать) условия для реализации своей главной цели.

Например.

Мы уверены, что офицер должен иметь опыт руководства разными коллективами и разными структурами, и даже разными областями военного дела.

Другими словами, офицер должен иметь разный опыт службы, как опыт службы в разных регионах и территориях страны и заграницы, так и опыт работы в разных международных и национальных военных институтах, и в разных должностях и качествах, а не гнить двадцать лет подряд в Занадворовке (реальный гарнизон Дальневосточного военного округа на российско-китайской границе, и таких Богом забытых «углов» в нашем государстве более пятидесяти процентов гарнизонов. А. В.), теряя квалификацию и человеческий облик.

Для этого офицер должен иметь такие возможности, предоставляемые ему самой системой прохождения службы, а так же иметь время и технические возможности для самосовершенствования и повышения собственного (профессионального, культурного, образовательного и нравственного) уровня, через самостоятельную работу над собой, которая должна иметь плановый и контролируемый служебный характер.

Очевидно, что для этого система прохождения службы офицерским корпусом России должна предусматривать (осуществлять) его плановую ротацию, что подразумевает качественно другой уровень работы с кадрами.

Это значит, что мы обязаны создать и всегда иметь перед глазами ту модель наших Вооруженных Сил, в которой перспективы роста их офицерского состава были бы прочерчены на несколько лет вперед. Конечно для этого нужно иметь эту модель Вооруженных Сил, все учесть, и создать модель самой системы прохождения службы.

Нам представляется, что это вопросы не простые, но вполне решаемые, если конечно в России найдутся люди, которые поймут это и возьмут на себя ответственность за их решение.

Кроме того, очень важным являются базовые принципы работы этой системы.

Нам представляется, что только Гласность и очевидная Справедливость выдвижений офицеров способны лишить Армию значительной часть ее современной коррупционности и сделать ее по настоящему профессиональной и престижной корпорацией.

При этом, говоря «Гласность» - я имею в виду прямую открытость всех кадровых действий и прямое участие в них офицерской общественности, Офицерских собраний частей.

Когда я говорю - «очевидная Справедливость», то имею в виду - принцип выдвижения очевидно лучших, то есть офицеров, имеющих неоспоримое служебное превосходство в качестве службы и достигнутых прямых результатах собственного труда, например: очевидный и прямой боевой успех; очевидно лучшие успехи в работе, то есть достижения в уровне подготовки подчиненного войскового организма; очевидно лучшие показатели личного профессионального и нравственного уровня; а так же выдвижение «по старшинству» при прочих равных условиях - как основы к выдвижению, награждению, переводу и так далее.

Естественно, что эти принципы естественно подразумевают не только «знание дел на местах», но и наличие (разработку) целого набора официально принятых и всем известных «критериев качества службы», в том числе и разработку системы «неизменяемых цензов обязательного нахождения в должностях и воинских званиях» (например, не менее двух лет), а так же «цензов предельно допустимого срока пребывания в основных строевых должностях» (например, не более шести лет).

Кроме того, нам представляется важным вообще исключить возможность назначения на командные (строевые) должности офицеров, не получивших базового профессионального военного образования (военные училища и академии) или не командовавших строевыми войсками всех предыдущих командных уровней. Другими словами, и к примеру - нельзя назначать на должность командира дивизии офицера, который не командовал взводом, ротой, батальоном и полком в сроки, определяемым соответствующим командным цензом, и не прошедшего полный курс высшего военного училища и соответствующей военной академии.

Мы считаем, что имеет смысл рассмотреть возможность образования института «временных воинских званий», то есть ситуацию, когда на высокую командную должность назначается офицер в звании ниже предусмотренной по штату. Например, если, при назначении на должность командира полка со штатной категорией «полковник» назначается достойный офицер в звании «подполковник», то ему сразу, при назначении на должность, присваивается временное воинское звание «штатный полковник».). При этом, свое очередное воинское звание «полковник» этот офицер может получить только после того как истечет ценз его пребывания в предыдущем очередном воинском звании, и стаж (ценз) в звании «полковник» будет вестись только с этого момента.

Мы уверены в том, что надо внимательно отнестись и к такому святому для любого офицера обязательному ритуалу, как принятие им Военной присяги.

Дело не только в том, что сегодня российские офицеры служат по пяти разным (имеющим разный текст и смысл) Присягам, но и в том, что офицер принимает Военную Присягу при поступлении в военное училище, или при зачислении в действующую армию. При этом Присяга является точкой отсчета начала воинской службы и количества лет службы офицером в качестве военнослужащего.

Считаю, что должна существовать Офицерская Присяга, которая определяла бы новое офицерское качество военнослужащего, его новый общественный статус и закрепляла бы его в нем.

Мы считаем важным и правильным, что бы офицер (как принявший Военную Присягу военнослужащий) принимал Офицерскую Присягу при назначении на первичную офицерскую должность по прибытии в Полк (часть) и после (перед) его представления Офицерскому собранию части (возможно после трехмесячного испытательного срока работы в первичной должности), в ходе специально разработанного нового ритуала Посвящения в Офицеры.

Конечно надо сначала разработать и текст Присяги Офицера и Ритуал посвящения, при этом может статься так, что окажется более рациональным проводить ритуал принятия Офицерской Присяги одновременно с вручением лейтенантских погон, а по прибытии в часть (и после испытательного срока) проводить ритуал Посвящения в полковую семью.

Не это важно. Здесь дело только и исключительно - в принципе формирования - чувства корпоративной профессиональной общности офицеров и их личной принадлежности к миру офицерского корпуса России.

Теперь кратко, о самом может быть важном для офицера, о собственно системе прохождения службы в строю ( порядке назначения, выдвижения и служебного роста), на примере некоторых основных должностей командного состава Сухопутных войск.

Общие методологические рекомендации принципиального плана.

1. Базовыми категориями считать: командир роты - «капитан»; командир батальона - «подполковник»; командир полка - «полковник»; командир дивизии - «генерал – майор (лейтенант)».

При бригадной организации: командир бригады - «полковник (бригадный генерал)».

Эти категории, являющиеся в армии основными по своей значимости, нагрузке и прямой личной ответственности, должны резко выделяться от других должностей равных категорий своим почетным статусом, в том числе и уровнем денежного содержания.

2.Командир роты - «капитан» является номенклатурой командира дивизии (корпуса)

Командир роты должен иметь должностной оклад выше чем заместители командира батальона, но ниже чем у самого командира батальона.

Он может быть назначен на должности: начальника штаба батальона; оператора штаба дивизии.

Для назначения на должность командира батальона, эти офицеры должны проходить обучение на окружных (видовых) курсах.

3. Командир батальона – «подполковник» является номенклатурой командующего армией, войсками военного округа.

На должность командира батальона назначаются офицеры с должностей уровня заместителей командира полка, операторов оперативного отделения дивизии (бригады), откомандовавшие свой командирский ценз ротами.

После обучения на курсах «Выстрел», он может быть назначен на должности: начальника штаба бригады; начальника отдела кадров дивизии; начальника оперативного отделения дивизии или его заместителя; начальника штаба полка; военкома района (города районного масштаба).

Командир батальона должен иметь должностной оклад выше чем заместители командира полка, но ниже чем у самого командира полка.

4. Командир полка - «полковник», является номенклатурой Главкома Сухопутных войск или Министра обороны.

Воинское звание «полковник» присваивается только офицеру командовавшему полком.

На должность командира полка назначать только с должности заместителя командира (начальника штаба) бригады или начальника оперативного отдела дивизии.

Он может быть назначен на должности: командира бригады; заместителя начальника штаба корпуса; начальника оперативного отдела корпуса; начальником отдела кадров корпуса; заместителем командира дивизии; оператора Генерального штаба; командира запасной дивизии; командиром базы; военкома области (областного центра); заместителя начальника военного училища; старшего преподавателя военной академии.

Командир полка и все эти указанные выше должности, являются категориями «полковничьими», и должностями с которых можно поступать в Общевойсковую академию им. М. В. Фрунзе.

Командир полка должен иметь должностной оклад выше чем заместители командира дивизии, но ниже чем у самого командир дивизии.

5. Заместитель командира дивизии (НШ дивизии) по окончании Военной академии Генерального Штаба может быть назначен на должности: командира дивизии;командира бригады;начальника штаба корпуса; заместителя командира корпуса; начальника военного училища; начальника кафедры военной академии; заместителя начальника отдела ГШ; заместителя начальника военной академии.

6. Командир дивизии - «генерал – майор (лейтенант)», является номенклатурой Верховного Главнокомандующего - Президента России.

Он назначается исключительно из строевых командиров окончивших Военную академию Генерального штаба, с должностей начальника штаба корпуса или заместителя командира корпуса.

Воинское звание «генерал – майор» присваивается только офицеру командующему дивизией, уже имеющему звание «полковник», то есть командовавшего полком или бригадой.

Воинское звание «генерал-лейтенант» присваивается командиру дивизии в том случае если он назначается на должность с должности командира бригады (то есть уже будучи «бригадным генералом»), а так же за выдающиеся заслуги.

Это значит, что офицер не имеющий такого прохождения службы и назначаемый на должность предусматривающую штатом воинское звание «генерал», может получить это звание как временное (например, «штатный генерал»), но, при этом, он не может быть произведен в следующие (очередные) генеральские воинские звания, а звание «генерал – майор» ему может быть присвоено только за особые заслуги или при увольнении в запас.

Командир дивизии должен иметь должностной оклад выше, чем заместители командующего армией, но ниже чем у самого командующего.

7. С должности командира дивизии могут идти прямые назначения на должности начальников главных управлений Центрального аппарата Министерства обороны, начальников отделов (управлений ГШ); начальников военных академий и так далее, формируя высший командный состав Вооруженных Сил России, с тем, чтобы он (высший командный состав) состоял из лучших представителей офицерского корпуса России, имеющих личный и успешный опыт управления большими воинскими коллективами.

8. Очевидно, что основные высшие командные должности должны иметь следующие соответствия: командир корпуса - «генерал-лейтенант»; командующий армией, начальник главного управления Центрального аппарата Министерства обороны и Генерального Штаба - «генерал-полковник»; командующий войсками военного округа, все заместители Министра обороны - «генерал армии».

9. Предлагаемая система прохождения службы не должна ограничивать возможности карьерного роста офицеров, предполагая при этом, необходимость возвращения к исполнению базовых командных должностей при (в) карьере офицера на командирском поприще.

11. Командные и преподавательские кадры военных дисциплин учреждений профессионального военного образования должны комплектоваться только и исключительно офицерами, имеющими войсковой опыт службы в должностях: в военных училищах (минимально) полкового (бригадного) звена; в военных академиях (минимально) дивизионного (корпусного) звена.

Этот принцип должен исключить возможности служебного роста офицеров («от курсанта - до генерала, не выходя из одного подъезда»), к примеру - от курсанта до начальника кафедры или заместителя начальника учебного заведения.

Преподавание общенаучных дисциплин в учреждениях профессионального военного образования необходимо осуществлять путем найма по контракту выдающихся ученых, общественных деятелей и лучших педагогических сил региона.

11. Необходимо существенно повысить цену каждой офицерской «звезды».

Мы считаем, что цена «каждой звезды» (кроме первой): для младших офицеров должна иметь «стоимость» не менее чем двадцать процентов их окладов по должности и воинскому званию; старших офицеров - пятнадцать процентов; генералов - десять процентов.

«Первые звезды» всех офицерских (генеральских) категорий должны увеличивать денежное содержание офицера минимум на треть.

12. Воинские звания офицеров служащих вне войск, должны быть изменены на новые «военно-административные или административные (корпоративные)» звания, имеющие собственную иерархию рангов, собственную форму одежды или специальные форменные корпоративные знаки отличия. Эти изменения должны касаться: штатных преподавателей ВВУЗов (не военных дисциплин); работников военной прокуратуры, трибуналов и ансамблей; юристов, финансистов, музыкантов, спортсменов, управленцев учреждений; работников всех уровней МВД, МЧС, ФАПСИ, ФСБ, СВР, Пожарной службы, Минюста, Прокуратуры, Таможни, Министерства путей и сообщений, и так далее, то есть служащих всех тех служб, где сегодня носят офицерские погоны, звезды на них и имеют армейские воинские звания.

Далее. Мы уже отмечали, что в службе нет мелочей.

- Мы считаем, что при призыве (или поступлении) на действительную военную службу каждый военнослужащий должен проходить полное медицинское обследование с составлением его личной генетической и дактилоскопической карт, и присвоением ему персонального электронного кода и личного номера (и соответствующего жетона), которые заносятся в соответствующие реестры, выдаются самому военнослужащему (его семье) и хранятся вечно.

- Мы считаем важным установить систему существенных денежных выплат за получение и подтверждение офицером профессиональной классной квалификации в размерах от пяти процентов денежного содержания (специалист третьего класса) до двадцати процентов с присвоением классной квалификации «мастер».

- Мы считаем важным возродить систему денежных выплат и предоставления льгот военнослужащим (их семьям) при их награждении боевыми орденами и некоторыми государственными наградами.

- Мы считаем важным, чтобы по окончании действительной службы офицера, то есть при его увольнении в запас по возрасту, болезни (ранению), а так же при получении им соответствующих положительных характеристик и рекомендаций, ему бы давалось (соответствующим приказом Министра обороны РФ, статьей соответствующего Положения или Закона) право не только ношения формы одежды, но и право оставления у себя своего личного оружия, естественно, с надлежащим уведомлением органов внутренних дел.

- Мы считаем важным, чтобы возраст состояния на действительной военной службе офицеров и генералов, имеющих огромный опыт работы в войсках и преподающих (штатно) в учреждениях профессионального военного и высшего государственного гражданского образования, не ограничивался шестьюдесятью пятью годами, а определялся Министром Обороны РФ, по персональному представлению руководства соответствующего Главкомата или ВВУЗа.

- Мы считаем важным, чтобы в новой редакции Положения или Закона о прохождении службы офицерским составом были четко прописаны: механизм прикомандирования офицеров к гражданским и другим организациям; механизмы «ухода» офицера в политику или другую сферу государственной службы; вопросы «состояния в запасе»; вопросы гражданства офицера; прописаны обязанности Государства (Министерства обороны) по послеслужебному трудовому устройству офицеров.

- Мы считаем важным, чтобы в Армии были введены видимые различия между строевыми офицерами и офицерами нестроевых должностей. Эти различия должны касаться как некоторых отличий в форме одежды офицеров разной принадлежности, так и в их материальном обеспечении и денежном довольствии, а так же в сроках и качестве их служебного роста. Эти различия должны учитываться при назначении пенсии офицеру в виде специальной «командирской надбавки» за каждый год состояния в основных командных должностях при условии, что не менее половины всего срока службы офицер находился в составе строевых частей, то есть его служба была связана непосредственно с управлением (командованием) войсками.

Конечно и здесь необходима работа по определению категорий такой принадлежности, но она должна сказаться тем, что офицеры разных степеней и, особенно, тактического звена захотят командовать взводами, ротами, батальонами и полками, а солдаты этих подразделений получат наконец своих отцов командиров, назначаемых из лучших представителей российского офицерского корпуса.

- Мы считаем крайне важным, чтобы была разработана и введена в систему прохождения службы офицерами система обязательной подготовки и сдачи соответствующих экзаменов перед назначением офицера-кандидата на любую высшую, особенно командную, должность, а также обязательность его рекомендации на эту должность Офицерским собранием части.

Само выдвижение офицера на высшую должность должно осуществляться только по итогам учебного года, по результатам боев и за конкретные и всем очевидные заслуги, и на основании решения соответствующей конкурсной комиссии.

При аттестации офицера этими комиссиями должны так же учитываться его морально-нравственные и психологические качества, а так же уровень его физических кондиций.

Касаясь этого, по сути главного и массового (тактического) офицерского звена Армии, можно сформулировать еще несколько предложений, прямо вытекающих из новых рамок воинской службы.

В самой общей и тезисной форме эти предложения выглядят так.

1. Чтобы освободить офицера от некоторых видов работ и предоставить ему время для работы над собой, необходимо твердо определиться с тем - каков круг его прямых служебных обязанностей, кроме тех, которые ему вменяют наши Воинские Уставы.

Поверьте, что для служивших, понимающих и служащих в войсках сегодня, это вопрос отнюдь не праздный. Сегодня наш офицер уже с должности командира взвода отвечает «за все», должен обучать солдата «всему», должен успевать «везде» и должен «все знать и уметь».

Поверьте мне, солдату, который все это прошел сам - так не бывает, по крайней мере сразу. Только через один – два года в должности у офицера вырабатывается определенный практический опыт и он становится действительно способным «уметь и отвечать за все», правда, это удается далеко не всем. Именно отсюда и исходят наши предложения о сроках «неизменяемого ценза пребывания в должности», так как за это время офицер должен не только научиться «всему» сам, но его должны научить этому и его старшие начальники.

Но кроме Уставов, существует еще масса Положений и Руководств, которые так же обязывают офицера к конкретной работе в подразделении и за исполнение которых он несет прямую личную ответственность перед своим непосредственным командованием.

Не касаясь вопросов караульной, гарнизонной и внутренней служб, отнимающих в войсках до пятидесяти процентов рабочего и личного времени офицера, остановлюсь только на вопросах боевой подготовки в части, которая и должна быть существом ежедневной жизни войск.

Практически все занятия по боевой подготовке со своим подразделением офицер обязан проводить лично, как должен лично и ежедневно готовиться к ним. С одной стороны - это правильно, но с другой - все это успевать и делать качественно - физически, физиологически и морально не возможно. Тем более, невозможно найти время и силы для ежедневной работы над собственным совершенствованием.

Что же делать? Ответы и предложения оказываются не слишком сложными.

1.Например, из всех «служб» - гарнизонную службу необходимо «доверить» комендантам гарнизонов и развертываемым при них подразделениям «военной полиции». Надо сказать, что эти предложения я делал Министру обороны СССР еще в 1986 году, командуя дивизией в ГСВГ.

2. Несколько выше мы сделали вывод о том, что сроки действительной военной службы по призыву будут неизбежно сокращаться, притом, что задачи по обучению и воспитанию бойцов будут неизбежно усложняться. Именно поэтому мы считаем, что нужны изменения в системе боевой подготовки.

Первое. Реальное состояние армии таково, что подавляющее большинство офицеров тактического и оперативного звеньев не имеют собственного боевого опыта и личного опыта организации и проведения учений с боевой стрельбой (начиная с ротных и батальонных и кончая тактическими учениями с боевой стрельбой полков, бригад и дивизий), а высший командный состав (в том числе и наш Генеральный штаб) все более теряет навыки в организации и проведении больших учений, маневров и военных стратегических игр.

Другими словами, сегодня теряются знания и опыт управления боем, сражением и войной в целом, что является для Армии и Государства однозначно гибельным. Очень скоро может оказаться, что в Армии вообще никто и ничего уметь, кроме докладов, организации показов, парадов и «мелких стычек, зачисток и контртеррористических операций» (куда нас настойчиво толкают наши западные, НАТОвские «друзья) не будет.

Это значит, что в Армии и Государстве возникла жизненная необходимость обучения всего офицерского корпуса (включая и высший командный состав Вооруженных Сил России, и высшее руководство государства) тем методам, приемам, навыкам и умениям организации масштабных и сложных общевойсковых и государственных военных мероприятий, которыми так блестяще владело поколение современных ветеранов, то есть старшие офицеры и генералы запаса последней десятилетней «демократической» волны.

У нас еще есть возможность не допустить трагического разрыва опыта и знаний военных поколений и утраты этой, собственно военной части, нашего национального достояния.

Мы считаем крайне важным официальное создание при дивизиях, корпусах, армиях, военных округах, военно-учебных заведениях штатных Советов (Методических советов) по боевой (оперативной) подготовке, а при Президенте (и Правительстве) России - Совета по стратегической подготовке.

К работе в этих советах в штатном качестве, должны быть привлечены все дееспособные и имеющие соответствующий опыт работы ветераны, проживающие в данных местностях.

При этом, нам представляется крайне важным, чтобы на время этой работы они могли бы быть призваны из запаса и получали бы соответствующее званию, должности и штатному расписанию - денежное довольствие.

Второе. В боевой подготовке необходимо четко определиться, какие занятия должен проводить лично (командир) офицер, какие занятия должны проводить прапорщики (контрактники), что можно поручить сержантам (контрактникам).

Мы считаем, что существует только четыре основных предмета боевой подготовки, которые должен систематически, всегда и лично проводить офицер.

Во – первых, это новый предмет обучения, который мы назвали «Курс военного отечествоведения». (Нам представляется, что тематика явствует из названия курса. Раньше это могло называться политической подготовкой.)

Во – вторых, это комплексные занятия по управлению огнем.

В – третьих, это комплексные занятия по тактике.

В – четвертых, это занятия с сержантским (контрактным ) составом своего подразделения, а так же все контрольные занятия со своим подразделением.

Все остальные занятия по всем остальным предметам боевой учебы и специальной подготовки (например, огневая, строевая, физическая, медицинская, инженерная подготовки, защита от ОМП, вождение, связь, разведка, топография, выживание и так далее) особенно в тематике подготовки солдата, должны вести преподаватели из числа специалистов контрактников, которые должны состоять именно в этом качестве, в штате своих частей, возможно в составе «полковых школ».

Только в этом случае, офицер сможет заниматься собственной профессиональной подготовкой.

3. Чтобы офицер мог эффективно заниматься собственным профессиональным совершенствованием, необходимо создать и иметь в любом гарнизоне Армии соответствующие библиотеки и терминалы для доступа в единую, в том числе и компьютерную, национальную сеть военных (общегражданских) библиотек.

4. Поскольку к системе прохождения службы офицерским корпусом России имеют отношение все аспекты военной службы мы не можем не коснуться некоторых вопросов срочной службы по призыву.

Мы считаем, что для солдата призывника, при любом сроке службы, новая система боевой подготовки должна включать четыре базовых курса: Курс молодого бойца (включая курс выживания); Курс военного отечествоведения; Курс по военно-учетной (и смежной) специальности; Курс действий в составе подразделений.

Прохождение курса боевой подготовки военнослужащими (солдатами) по призыву должно заканчиваться обязательным учением с боевой стрельбой рот (батальонов) с обязательным привлечением полковой (дивизионной) артиллерии и армейской авиации.

Сам процесс увольнения в запас солдат срочной службы должен сопровождаться обязательной сдачей экзаменов на «солдатскую зрелость» по нескольким основным предметам обучения при обязательной сдаче экзаменов: по «Курсу военного обществоведения»; по военно-учетной специальности; огневой подготовке и так далее, а так же при положительной характеристике его службы офицерами и сержантским составом его роты. При получении отрицательных значений этих испытаний командование части должно быть уполномочено (иметь право) на задержку увольнения этого солдата на срок до успешной сдачи соответствующих экзаменов, но не более трех месяцев. Все материалы по оценке службы солдата должны высылаться в военкомат по месту его призыва.

Естественно, что для того, чтобы офицер мог успешно руководить воинским коллективом, он должен обладать всей шкалой, положенных ему по должности, дисциплинарных прав.

5. Нам представляется важным обратиться к проблеме прапорщиков.Из всего комплекса проблем, связанных с этой категорией военнослужащих, выделю следующие.

Во-первых, мы считаем, что звания «младший прапорщик» и «прапорщик» могут присваиваться военным специалистам (контрактникам) и младшему командному составу Армии.

Звание «старший прапорщик» должно иметь статус первого офицерского звания и присваиваться офицеру (карьерному) при окончании соответствующего военного училища.

Именно в этом звании офицер должен прибывать в часть к первому месту дальнейшей службы и вступать в первичную офицерскую должность.

После прохождения определенного испытательного срока службы в первичной офицерской должности, офицеру, по ходатайству командира и Офицерского собрания части, присваивается звание «лейтенант», после чего кандидат принимает Офицерскую присягу и продолжает свою службу – карьеру профессионального воина.

Старшие прапорщики, не выдержавшие испытательного срока в первичной офицерской должности, могут оставаться на действительной военной службе по контракту, но на других, не связанных с личным составом должностях.

Во - вторых, сам набор специалистов на военную службу по контракту должен производиться (в основном и желательно) из числа жителей региона дислокации части, что должно резко облегчить Армии решение проблем личного жилья ее командного (постоянного) состава.

В – третьих, зачисление на действительную военную службу по контракту и присвоение соответствующего воинского звания, может производиться только после окончании кандидатом соответствующих курсов по боевой специальности или специальных учебных заведений (школ).

6.Несколько слов о «женском вопросе» в армии. Из всего комплекса проблем выделю только один. Мы считаем, что жены командного состава армии должны максимально полно привлекаться к работе (и службе) в гарнизонах дислокации своих частей. Для этого необходимо, чтобы в штатных расписаниях частей и в полномочиях их командиров были соответствующие пункты. Другими словами, все должности «служащих», «вольнонаемных» и некоторые должности «специалистов» должны в первую очередь комплектоваться женами командного состава, в том числе и с их призывом в ряды действующей армии.

7.Известно, что самым социально значимым и самым больным вопросом в Армии является проблема жилья для ее командного состава. Все попытки ее решения путем вручения «сертификатов» ничем хорошим не оканчивались, да и заканчиваться не могли, так как изначально имели порочную идеологию их получения, и порочную (криминальную) практику их реализации.

Мы уверены в том, что окончательное решение жилищного вопроса может наступить только и исключительно тогда, когда:

во – первых,государство и Армия будет гарантировать предоставление благоустроенного служебного жилья каждому прибывающему в часть (к месту службы) офицеру (его семье), в любой момент его назначения (то есть квартира должна офицера ждать);

во – вторых, офицер должен иметь собственные возможность покупки (постройки) собственного (личного) жилья уже к исходу двадцатого года (года возможности выхода на оплачиваемую государственную пенсию) действительной военной службы, для чего он должен (все эти годы) отчислять определенный процент своего денежного содержания на специальный накопительный личный счет (в том числе как по условиям контракта, так и по Положению о прохождении службы);

в – третьих, местная администрация (администрация района в котором офицер планирует строить личное жилье) должна быть, в законодательном порядке, обязана построить то жилье, которое закажет ему офицер, в том числе и с учетом соответствующих военных земельных льгот, и местных субсидий (в залог личного накопительного счета офицера).

Кроме того, в качестве варианта, может быть использован принцип ипотеки, то есть вариант, при котором государство предлагает офицеру уже готовое жилье в кредит и которое он может выкупить по мере возможности. Это жилье, которое после выкупа становится собственностью офицера, может быть продано им по коммерческим ценам, с последующим приобретением другого жилья в новом регионе его службы.

8 .Нам представляется крайне важным решение вопроса о состоянии офицера (военнослужащего) «в запасе». Не комментируя сегодняшнее состояние (практически отсутствующей) мобилизационной готовности Армии, считаю необходимым сказать следующее.

Мы считаем, что проблема подготовки резервного компонента Вооруженных Сил и государства, может быть положительно решена только и тогда, когда в государстве и Вооруженных Силах России, вместо аморфного «запаса», появится их новый структурный компонент «Организованный резерв». Введение этого компонента предполагает следующее.

Во – первых, комплектование «Резерва» происходит путем добровольного подписания офицерским составом (военнослужащими), по окончании действительной военной службы, соответствующего контракта «О состоянии в резерве Вооруженных Сил (Вида ВС или рода войск)» и его персональной приписки к одной из частей.

Во – вторых, согласно контракта, военнослужащий резерва получает ежемесячное пособие или «содержание резервиста» и проходит курс обязательной переподготовки (доподготовки) по своей военно-учетной специальности (должности приписки) в сроки и месте обусловленных контрактом.

В – третьих, специальный федеральный Закон Российской Федерации (например, «О мобилизационной подготовке страны») должен обязать все без исключения государственные, частные, коммерческие и общественные структуры внести в свои уставные документы особый «мобилизационный раздел», одним из пунктов которого должно стать обязательство этой структуры: а) принимать на работу уволенных военнослужащих в первоочередном порядке (и получать за это определенные государством налоговые льготы); б) выплачивать своим служащим, состоящим в «Резерве» и проходящим соответствующую подготовку - среднемесячную зарплату на все дни их учебы. Введение в уставные документы «мобилизационного раздела» должно стать главным условием перерегистрации и лицензирования деятельности этих структур.

9. Практически основным вопросом (и проблемой) офицерского корпуса России является проблема его денежного содержания.

Мы считаем, что с изменением системы прохождения службы офицерским составом должна быть радикально изменена система определения самого этого содержания, а в нем - его Тарифная сетка и система начисления денежного содержания.

Не секрет, что сегодня наша власть (включая высших чиновников Министерства обороны и депутатов Парламента страны) считает своим выдающимся достижением - приравнивание денежного содержания офицеров к соответствующему уровню гражданских чиновников государственной службы. Конечно и за это спасибо, но, тем не менее.

Мы считаем, что денежное содержание (оплата труда) военнослужащего (его служба государству), должна рассчитываться (формироваться) исходя из учета следующих факторов, имеющих четкое финансовое наполнение:

1. неснижаемая общегражданская основа - не менее трех – пяти максимальных национальных прожиточных минимумов (например, в городе Москве) на самого офицера и по одному - на каждого члена его семьи, - устанавливается Законом РФ;

2. постоянные значения выплат за воинское звание и занимаемую должность, в зависимости от Вида Вооруженных Сил и так далее - устанавливаются Указом Президента РФ;

3. специальные выплаты за выслугу лет, с соответствующими коэффициентами районов службы - устанавливаются Приказом Министра обороны РФ;

4. специальные выплаты за специфику службы («командирская надбавка» до командира дивизии включительно, «преподавательская надбавка» в учреждениях военного профессионального образования начиная от суворовских училищ и кадетских корпусов, секретность, участие в боевых действиях и так далее) - устанавливаются Приказом Министра обороны РФ;

5. специальные персональные постоянные и единовременные выплаты за качество службы военнослужащего:

а) специальные выплаты за личные успехи в службе - за каждую государственную награду; за каждую степень профессиональной классности, при производстве в старшие офицеры и генералы - устанавливаются Приказом Министра обороны РФ;

б) персонально определяемое базовое денежное содержание за качество службы в части - устанавливаются на каждый период обучения (по итогам проверок боевой подготовки) Приказами Главкомов на ТВД (Военных округов и Флотов) по решениям командиров частей и по представлению офицерских собраний этих частей в размерах: неснижаемого минимума (три максимальных национальных прожиточных минимума), среднего уровня (четыре максимальных национальных прожиточных минимума), максимального уровня (пять максимальных национальных прожиточных минимумов); формируются из специальных наградных фондов командований различного уровня.

в) специальные выплаты и пособия (подъемные, квартирные, продпутевые, компенсационные, по случаю рождения каждого ребенка и так далее) - устанавливаются соответствующими приказами от Министра обороны, до Главкомов Видов Вооруженных Сил.

Все эти расчеты производятся заранее (со временем индексируются) и закладываются в соответствующие бюджеты.

Надо сказать, что наши собственные прикидки возможных значений реальных сумм денежного содержания офицеров согласно этой методики, дали нам следующие максимальные значения в рублевом эквиваленте в один месяц: на одного младшего офицера - порядка тридцати тысяч рублей; на одного старшего офицера - шестидесяти тысяч рублей; на одного генерала - порядка девяноста тысяч рублей.

Эти расчеты говорят не о том, что нужно все отвергнуть как нереальное, а наоборот, после оптимизации самих расчетов, искать пути их реализации, так как мы твердо убеждены в том, что дешевая армия не может быть боеспособной, а нищий офицер может представлять угрозу национальной безопасности страны.

Нам представляется важным, чтобы при разработке новой тарифной сетки денежного содержания офицеров были учтены следующие соображения: все офицеры имеют разные личные способности и успехи, и поэтому их труд должен оплачиваться дифференцированно, и это нормально; офицерская тарифная сетка не должна быть приравнена к соответствующей гражданской, так как труд военного и гражданского человека несоизмеримы в принципе; при установлении самих тарифов и разного рода надбавок, их разработчики должны отчетливо понимать, что должностные тарифы (как и оклады по воинским званиям, выслуга лет, командирские и другие выслуги, а также неснижаемая общегражданская основа) являются основой пенсионной базы офицеров и, поэтому, должны иметь соответствующее денежное наполнение.

При этом, крайне важным является прозрачность начисления каждому офицеру его персонального денежного довольствия.

Надо сказать, что существует и другая система начисления денежного содержания. Эта система «почасовой оплаты труда», характерная для Запада, учитывает, в основном, квалификацию работника, измеряемую в «долларах в час» (в США, для работников квалифицированного труда не бывает меньше пяти долларов в час) и продолжительность рабочего дня.

В качестве примера использования этой методики можно предложить следующее.

Если квалификацию офицера учитывать в «звездах очередных званий», установить продолжительность рабочего дня: для офицеров тактического звена (до дивизии включительно) - двенадцать часов в сутки; оперативного - десять часов; стратегического звена - восемь часов, и начислять заработную плату прибавляя по одному доллару (или в рублях по текущему курсу) за каждую очередную звезду в час рабочего дня (начиная со звания «старший прапорщик»-«младший лейтенант»), то мы можем получить картину и объемы денежного содержания, так же позволяющую офицеру вести достойную жизнь и выплачивать при этом все социальные налоги. Могут быть рассмотрены и другие методики расчетов.

10.Очевидно, что столь серьезное финансовое наполнение службы офицера должно снять все разговоры о «контракте». Мы считаем, что офицер, выбравший своей судьбою служение Родине на воинском поприще, должен делать карьеру и строить свою жизнь в рамках Армии как государственной военной профессиональной корпорации, то есть отдавать службе в ней всего себя и все время службы.

Это значит, что после принятия Офицерской присяги (после получения базового военного профессионального образования и прибытия в часть) он официально считается офицером профессионалом и Государство его содержит.

Контракт на службу может заключаться только со специалистом на определенный срок и на производство определенных работ, в том числе и на не основных офицерских должностях.

В этом случае Государство выплачивает специалисту, оговоренную контрактом, заработную плату.

11. Нельзя не сказать и о том, как должны измениться отношения Государства и Общества к Армии и ее офицерскому корпусу.

В этом плане выскажу лишь один главный тезис - Государство и Общество (особенно Правительство России) своими действиями должно не затруднять, а облегчать жизнь офицеров, не удорожать, а удешевлять их быт.

Правительство должно распределять различного рода бюджетные преференции территориям (в том числе) в зависимости от того, какие льготы предоставляют местные власти военнослужащим дислоцирующимся в пределах их территорий, тем самым стимулируя их к помощи Армии.

Государство должно взять на контроль строительство служебного жилья для офицеров с тем, чтобы однозначно решить эту проблему в течение ближайших двух лет.

Государство должно взять шефство над семьями офицеров. Оно обязано облегчить офицерам получение высшего образования их детьми, а неработающим женам офицеров (и контрактников) засчитывать время состояния в браке с офицером в качестве их рабочего стажа.

Государство обязано взять на себя ответственность и обязанность воздаяния чести погибшим (умершим) офицерам и выплату (быстро и без проволочек) всех, положенных семье офицера, пособий «по утрате кормильца».

Государство обязано никогда не делать Армию заложницей своих политических ошибок или делать ее виноватой в неудачах власти.

Армия должна быть официально признана гарантом конституционного строя и Конституции России.

Кроме того, офицер принимая Присягу уже входит в договорные отношения с Государством, он обязывается служить ему «честно и не щадя своей жизни».

Но сегодня это значит, что если обязанности офицера по отношению к службе и Государству скрупулезно расписаны в Уставах, то обязанности Государства по отношению к офицеру в целом не прописаны ни где и только лишь фрагментарно в законе «О статусе военнослужащего».

Мы уверены в том, что Государство обязано точно определить свои обязанности по отношению к государствообразующему социальному слою, то есть к своему офицерскому корпусу и закрепить эти обязательства не в «контракте на службу» (чего тоже нет), а в федеральном Законе.

Нам представляется, что подобного рода предложений к оптимизации системы прохождения службы офицерским корпусом России можно получить еще очень много, если, не боясь, обратиться за помощью к самим офицерам.

Мы уверены, что если такой диалог будет организован (лучше на страницах военной прессы), то наше высшее военное и государственное руководство получит исчерпывающую картину состояния Армии, выявит узкие места воинской службы, и получит исчерпывающие рекомендации по улучшению ее качества.

Более того, наша государственная власть существенно поднимет свой авторитет, укрепит корпоративную профессиональную общность Армии и сделает относительно гармоничной всю систему военно-гражданских отношений в стране.

Нам представляется крайне важным, чтобы все изменения в системе прохождения службы офицерским составом России вводились в действие не ведомственной инструкцией или «Положением о…», а соответствующим Федеральным Законом после гласного обсуждения его основных положений.

Мы считаем, что наши предложения к изменению системы прохождения службы офицерским составом важны не только сами по себе, но и в связи с тем, что в них впервые объединены разные уровни и проблемы военной службы, которые при формировании (определении) самой системы должны рассматриваться только в своей совокупности.

В заключении, должен обратить внимание руководства государства и Армии на то, что предлагаемые изменения системы прохождения службы офицерским составом будут эффективными и сыграют свою роль в государственно военной реформе, только в том случае, если они будут обязательной частью самой реформы, проводимой в предлагаемых нами координатах.

Прошу рассмотреть.

Вице – президент Коллегии военных экспертов
генерал – майор А. Владимиров

30.01 2003.

(контактный телефон 971-20-80)