ВПК №4 (220)
30 янв. - 5 фев. 2008 года |
|||||
|
"СОХРАНИМ АРМИЮ - СОХРАНИМ РОССИЮ" ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Как
говорил фельдмаршал М. Кутузов на совете в Филях: "Сохраним армию -
сохраним Россию. Не сохраним армию - не сохраним ни Москвы, ни России".
Вот и вся альтернатива. Мы напоминаем эти слова великого полководца
только затем, чтобы еще раз подчеркнуть, что передовая национальная
военная мысль, военная наука и профессиональное военное образование
жизненно необходимы нашему Отечеству, армии и власти, все эти
компоненты должны иметь высочайшее качество и специально
культивироваться государством. Только в этом случае Россия получит
офицерский корпус и высший командный состав Вооруженных Сил и
государства, способные в мирное и военное время успешно решать задачи
любой сложности и выполнять свое главное предназначение - обеспечивать
безопасность развития России и ее историческую вечность: в мирное время
своей готовностью, решимостью и очевидной мощью не допускать войны; а с
ее началом - всегда побеждать. | ||||
1. Профессиональное военное образование должно быть непрерывным. Это значит, что общий подход к нему должен основываться на развитии и поддержке профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих путем непрерывного профессионального (очного, заочного и самостоятельного) образования. При этом образование должно обеспечивать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а воспитание должно формировать ценностную, нравственную основу профессиональной деятельности военных кадров и их безусловную функциональную пригодность к воинскому труду. Непрерывность профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров России, то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне. 2. Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма. К примеру: - стать и считаться профессиональным военным (то есть офицером) возможно только при получении базового военного профессионального образования; - переход к профессиональному оперативно-стратегическому уровню возможен только при получении высшего военного профессионального образования, то есть после окончания военной академии; - переходу на государственный уровень должно предшествовать получение образования в государственной академии (о чем см. ниже); - стать военным специалистом с потенцией большой профессиональной карьеры можно, как правило, при обучении (с детства) в СВУ и равных им образовательных учреждениях начального профессионального военного образования. 3. Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения. 4. Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой частью профессионального военного образования (в том числе и высшего) и должно быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки. Представляется, что национальная система профессионального военного образования есть самостоятельная часть (вид) профессионального образования государственной службы и должна состоять из: - первичного (начального или кадетского) профессионального военного образования, это суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса; - базового профессионального военного образования, это высшие военные училища видов Вооруженных Сил РФ; - специального профессионального военного образования, это система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующим при видах Вооруженных Сил и родах войск; - высшего профессионального военного образования, это военные академии видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид; - высшего профессионального государственного образования, это государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального штаба и Академия государственной службы). Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню военного профессионального образования. ПЕРВИЧНОЕ (НАЧАЛЬНОЕ - КАДЕТСКОЕ) ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России образуют систему начального (первичного) государственного военного образования. Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые в основном из детей военных и государственных служащих (а также из сирот, "сыновей полков" и бездомных детей), должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее...) и понятия чести и долга и давать им: - полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование; - отличные знания иностранных языков; - прочные навыки владения компьютером на уровне хорошего пользователя; - базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой; - высокий уровень физической и психологической подготовки; - общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами; - навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания; - общие навыки управления воинскими коллективами уровня "отделение-взвод" в мирное и военное время; - умение вести себя в обществе и контролировать свое поведение и так далее. Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям. Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка. В течение двух последних лет обучения на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования должна определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию. Выпускники суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на второй курс учреждений базового военного образования. Таким образом построенное первичное (начальное) профессиональное военное образование должно обеспечить высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и продолжению службы в армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. При необходимости и при желании выпускника возможно принятие им на последнем курсе Военной присяги и заключение контракта с ним, обеспечивающего продолжение обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а в дальнейшем и воинской службы с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника. В целом кадетское образование должно давать своему воспитаннику начальное профессиональное образование государственной военной службы. Учебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством президента России, палат Федерального собрания РФ, министров силовых структур, главкомов видов Вооруженных Сил РФ, губернаторов провинций и серьезных финансовых и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня "своих" учреждений, безусловно, не должны облагаться налогами. Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям. Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры, имеющие высшее образование, прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ, имеющие крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей, не стремящиеся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго.
Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми. Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военный институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ. Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ. Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: начальник училища - генерал-майор; заместитель начальника училища - полковник: командир суворовской роты - подполковник; командир суворовского взвода - майор. И должностные оклады этих категорий должны быть приравнены к следующим: начальника училища - к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища - к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты - к окладу командира полка; командира суворовского взвода - к окладу командира батальона. Представляется также важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них. БАЗОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ На наш взгляд, базовое военное образование должно вестись в течение четырех-пяти лет и обеспечивать в течение первых трех-четырех лет получение выпускниками общего гуманитарного высшего образования, имеющего в целом гуманистическую направленность, достигаемую за счет углубленного изучения мировой и отечественной истории, исторического мирового и национального военного наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики, педагогики, основ менеджмента, философии, дипломатии, мирового и национального права, иностранных языков. А также углубление навыков во владении компьютером, стрелковым и холодным оружием, техникой вождения автомобилей и так далее. Особое внимание должно уделяться формированию физической и морально-психологической готовности учащихся к управлению коллективами людей. В течение последних двух лет обучения должен осуществляться курс собственно военных наук. Он должен включать изучение всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть до практических навыков в их осуществлении, а также прохождение теоретического курса общей тактики, дающего возможность выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового боя тактического уровня. Обучение на двух последних курсах должно сопровождаться проведением войсковых стажировок в должностях командиров взводов, командиров рот и им равных, с учетом возможной (выбранной выпускником) будущей специальности. Выпускник учреждения базового военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного общего высшего гуманитарного образования по специальности "менеджер по управлению коллективами" общегражданского государственного образца и диплом о получении базового (среднего) военного образования, дающий ему право и возможность служебной карьеры до командира полка включительно. На наш взгляд, очень важной особенностью учащихся в учреждениях базового военного профессионального образования является то, что они, осознанно выбрав свой жизненный путь как служение Родине в рядах ее Вооруженных Сил, автоматически становятся военными профессионалами и не нуждаются в служебных контрактах. Специальное профессиональное военное образование Тем не менее появление выпускника в войсках, то есть собственно служба в частях действующей армии, может состояться только после того, как он пройдет курс специального военного образования, то есть первый из системы курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующим при видах Вооруженных Сил, родах войск и военных округах. Эти курсы должны готовить офицеров и специалистов непосредственно к работе по выбранной специальности, в конкретной должности, в конкретном военном округе (флоте). Они могут быть непродолжительными, но обучение на них должно стать необходимым условием получения следующей, очередной в служебной карьере офицера должности, вплоть до уровня командира отдельной части. Высшее профессиональное военное образование Офицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование только успешно окончив одну из военных академий видов Вооруженных Сил РФ, (по одной на вид, в том числе и на Тыл ВС РФ ). Главной особенностью этих академий должно явиться то, что они должны готовить профессиональную военную элиту, способную командовать дивизиями, армиями и флотами на уровне общевойсковых операций, то есть в них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и существующей Академии Генерального штаба. Высшее профессиональное государственное образование Высшее государственное образование - это образование, получаемое генералами и гражданскими государственными служащими, отобранными или избранными для назначения на высшие посты государственного управления на федеральном уровне, а также представители региональных элит, избранных населением на высшие управленческие должности в своих регионах. Это президент России, высшие чиновники его администрации, председатели и руководители палат и комитетов Федерального собрания РФ, члены Кабинета министров правительства РФ и его аппарата, губернаторы и руководители региональных дум и так далее. В собственно военной сфере это уровень министров и их заместителей, стратегических и территориальных командований, управлений центрального аппарата Минобороны и Генерального (Объединенного) штаба и так далее. Для этого должна предназначаться Государственная академия России (сейчас это Военная академия Генерального штаба и Академия государственной службы). Эта академия должна готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать государственную стратегию развития России. Главными предметами обучения в ней должны стать философия и практика государственного строительства и управления государством. Таким образом, на наш взгляд, должна быть выстроена система профессионального военного образования, способная дать нашему Отечеству и нашей армии необходимый им профессионализм и выковывать их новую этику. Кроме этого, только в системе профессионального военного образования можно по-настоящему развивать и фундаментальную военную науку. Построение предлагаемой системы непрерывного профессионального военного образования не предполагает больших дополнительных расходов, и ее строительство возможно начать уже сегодня, например с создания на базе существующей системы СВУ и КК Минобороны системы кадетского образования и придания ей полномочий давать своим воспитанникам сертифицированное начальное профессиональное образование государственной (военной) службы. Это значит, что фундаментом военного профессионального образования должна явиться национальная суворовская школа, которая, как нам представляется, должна лежать и в основе системы государственной гражданской службы. ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА Нам представляется, что подходы к несению государственной (гражданской и воинской) службы гражданами (населением) страны должны основываться на принятии обществом и закреплении государством в праве следующих аксиом. 1. Государство только тогда прочно, успешно и безопасно (точнее - гарантированно "обезопашено" от разрушения извне и изнутри), когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции. 2. Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты: институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и умеют (каждый на своем уровне) эти социальные и оборонные проблемы (проблемы безопасности) решать. 3. Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает: - во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям (студентам, ученикам и т.д.), а также предметов обучения, закладывающих в основу их профессионального предназначения базовые аспекты личной и корпоративной социальной государственнической ориентации; - во-вторых, получение ими (то есть всеми обучающимися, выдвигающимися и назначаемыми на ведущие государственные и главные корпоративные должности) соответствующей практики личного участия в осуществлении гражданской государственной или несения воинской государственной службы. 4. Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт "об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служения России в составе органов (структур) государственной гражданской службы или государственной военной службы", конечно, такой пункт надо еще внести в Конституцию и принять его конституционным большинством. 5. Это также означает, что термин "альтернативная служба" должен быть законодательно (в том числе и в Конституции РФ) изменен на термин "гражданская государственная служба" с одновременным изменением содержания этого понятия. Введение обязательной гражданской (альтернативной) государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России. 6. Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане. Демократические принципы "свободы выбора" будут реализованы в праве каждого гражданина страны добровольно и сознательно выбрать, где он лично будет служить государству - в армии (в течение относительно короткого срока) или на гражданской государственной службе (в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии). 7. Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры в любой отрасли деятельности, а "герои откосов" станут изгоями общества. 8. Сам призыв на государственную военную и (или) альтернативную (гражданскую государственную) службу должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет), при этом все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом. Все это значит, что существующая система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных исторических ценностях служения Отечеству, должна стать основой государственной патриотической социализации всего нашего общества и дать России новые поколения ее защитников, управленцев и просто достойных граждан. Я убежден, что, несмотря на все трудности своего нового государственного становления, Россия создаст свою основу - армию, достойную ее величия. Я уверен, что суворовские училища и впредь будут давать нашему великому Отечеству лучших представителей офицерского корпуса и формировать нашу политическую элиту. | ||||
Александр ВЛАДИМИРОВ вице-президент Коллегии военных экспертов России, кандидат политических наук, генерал-майор |