"Проблемы и перспективы кадетского образования в России"

Доклад Председателя Московского суворовско-нахимовского содружества генерал-майора А.Владимирова на совещании Комитета по образованию Совета Федерации РФ

Уважаемые коллеги!

Считаю важным доложить вам о том, что мы представляем общественную организацию - Московское суворовско-нахимовское содружество.

Наше Содружество есть та организация, которая вместе с русскими зарубежными кадетами и совместно с региональными суворовскими организациями, стояли у истоков создания первых кадетских корпусов в России в 1992 году и лично организовывали их.

Мы это делали полномасштабно, то есть, начиная от формулирования идеологии кадетского движения, составления учебных программ, подбора и оплаты командования и преподавательского состава первых КК России, вплоть до подбора и обеспечения корпусов учебниками, тетрадями и изготовлением новой формы и физического одевания юных российских кадет.

Кроме того, Московское Содружество было идеологом, разработчиком и исполнителем ряда Московских городских благотворительных программ, направленных на содействие развитию кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов, за что Правительством Москвы и Московской городской Думой нашему Содружеству вручен паспорт "благотворительной организации", при этом, часть программ разрабатывалось и реализовывалось при активном участии Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени Алексея Иордана.

Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно.

Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками и еще неизвестно кем, и как следствие, имеют место:

  • разные программы воспитания и обучения;
  • разные методы и способы воспитания и обучения;
  • разные цели и задачи воспитания и обучения;
  • разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;
  • разное финансирование;
  • разные штаты;
  • разный уровень преподавания и разное качество образования;
  • разные цены, которые платят родители и, как следствие - злоупотребления;
  • воспитатели, которые не имеют специального образования и нигде не готовятся специально.

Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к неправильному итогу воспитания детей, то есть к невыполнению решаемой нами и государством задачи.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя "кадетскими", который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться "кадетским", как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа. Все это в какой-то мере сделано в Москве, подвижническим трудом Департамента кадетского образования Правительства Москвы (Л. П. Кезина, Л. Е. Курнишова, С. А. Лугачев), а также в некоторых регионах Сибири и Юга России.

Хороша ли такая общая ситуация с КК или это плохо?

С одной стороны - рост числа КК это, безусловно, хорошо, так как все больше молодых людей получают раннюю государственную патриотическую социализацию;

с другой - нельзя не видеть в этой тенденции тревоги российского общества за моральное состояние страны и будущее своих детей, поэтому родители и стремятся уберечь их от растления и скверны бытия в КК;

с третьей - нельзя не видеть, что процесс этот стал почти неуправляем, чего мы, чтобы не опошлить святую идею и не загубить перспективный и необходимый России национальный образовательный проект, не имеем права допустить;

с четвертой - у нас уже есть свой положительный опыт ведения дел кадетского образования в России и Департаменту кадетского образования Москвы, а так же региональным организациям кадетского образования, есть что сказать нам всем, чему и как научить КК Минобразования, как и куда двигать кадетское образование России, другими словами, мы имеем представление о том - что делать.

***

Нам представляется, что для того чтобы решать проблемы кадетского образования в России необходимо, в первую очередь, понять - зачем нужны в России КК и СВУ.

Основной ответ уже дан в самом Положении о них - они необходимы для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

Из этой формулы естественным образом вытекают несколько важных выводов, прямо и непосредственно определяющих основные подходы к кадетскому образованию в России, которые, в свою очередь, при их детализации и переходе к практике, дают почти полный спектр проблем требующих решения, которые вытекают из следующей логики.

Во-первых.

  1. Государственная служба, это - профессиональное предназначение, требующее соответствующей специальной профессиональной военной и гражданской подготовки.
  2. Согласно закону о государственной службе - гражданская и военная служба, есть две ветви единой национальной государственной службы России.
  3. Обучается государственной службе молодое поколение граждан России, которое получает общее среднее образование и начальное специальное профессиональное образования.
  4. Раз гражданское государственное и военное образования есть две ветви одного ствола государственного профессионального образования, то они и должны составлять собственную систему, то есть свой собственный, кадетский ствол и уровень в государственной системе профессионального образования государственной службы и составлять его начальную часть.
  5. Другими словами, государственное кадетское (суворовское) образование, должно быть (стать) самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

Во-вторых.

Это значит:

  1. СВУ и КК должны выпускать специалистов государственной военной и гражданской службы с общим средним и начальным профессиональным образованием;
  2. Кадетское образование как собственная система и вид начального профессионального образования государственной службы должна иметь свой собственный статус и регламент;
  3. Обязательное и качественное общее среднее образование должно быть не только фундаментом обучения, но и основой специфики подготовки учащихся по своему предназначению подготовки государственных служащих, которой надо специально (по специальным программам, планам и учебным пособиям, а так же соответствующими специалистами) обучать;
  4. Это значит, что этот вид образования должен иметь свой собственный государственный (гражданский и военный) образовательный стандарты;
  5. Это значит, что эти учреждения должны иметь свои собственные программы, набор необходимых специальных дисциплин и свои учебные планы, а так же возможно, свои учебники и учебные пособия, специальную инфраструктуру обучения и воспитания кадет;
  6. Что для этого вида образования необходимо создавать собственную систему подбора, расстановки и подготовки кадров преподавателей, воспитателей и командного состава;
  7. Этот вид образования должен управляться собственной вертикалью органов образовательной власти, исполнительной (попечительской) власти и органов кадров;
  8. Он должен быть обеспечен необходимой собственной правовой базой;
  9. Он должен иметь собственную серьезную учебно-материальную базу и экономическую основу;
  10. Необходимо закладывать в основы новых регламентов систему существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее…

***

Взаимоотношения с Министерством обороны РФ

Мы считаем необходимым оставить в подчинении Минобороны систему существующих СВУ и военных КК.

  • При этом предоставить Минобороны право и обязанность.
  • Развивать и совершенствовать систему СВУ и своих КК, формируя из них систему начального профессионального военного образования, включая проведение работы по направлениям определенным Советом Федерации;
  • Организовать работу Минобороны по постепенному переводу системы его СВУ и КК на семилетний срок обучения;
  • Вернуть в СВУ генеральскую (сегодня полковник) должность начальника училища и полковничьи (сегодня подполковники) должности его заместителей;
  • Сделать СВУ и КК Минобороны - эталонными учреждениями начального государственного военного образования;
  • Оказывать помощь КК Минобразования в разработке программ и пособий предметов военной подготовки;
  • Предоставлять корпусам свою инфраструктуру и технику для проведения плановой полевой (боевой) учебы;
  • Содействовать Минобразования в подборе и подготовке для КК командных кадров и кадров воспитателей из числа офицерского состава действующей военной службы и запаса. В этом случае, целесообразно принять решение (Закон РФ, Указ Президента РФ или Приказ Мо РФ) о том, что офицер, принятый на работу в учреждения кадетского образования России (СВУ, КК), считается проходящим воинскую службу в запасе (резерве) и ему идут соответствующие надбавки и льготы.

Мы считаем важным и необходимым, заинтересовать Минобороны возможностью получения новых возможностей создания Армии России на контрактной основе.

Нам представляется, что эта задача (в том числе) может быть успешно решена в том случае, если по окончании своего ВУЗа (СВУ или КК) его выпускники, получат: специализацию младшего командира (сержанта) и соответствующий диплом младшего специалиста государственной гражданской службы; возможность принятия Военной присяги с 16 лет, а значит и увеличения срока действительной военной службы, что положительно скажется на рабочем стаже и будущей пенсии выпускника. Мы уверены, что это вполне корректный путь формирования ВС РФ контрактниками, обладающими, кроме всего, хорошим образованием, явным здоровьем, кадетской корпоративностью и спайкой.

Надо сказать, что именно этим путем уже идет Казахстан и его вооруженные силы, и нам просто обидно, что если там - в Казахстане, государство определилось со своими интересами и решает конкретную задачу конкретными методами, то в России все еще говорят "о невозможности", "нецелесообразности", "милитаризации", "неготовности" и вообще "все что хотят", лишь бы не найти себе "новые хлопоты".

Другой важной составляющей реформы военного профессионального образования может стать:

  • прямая разнарядка на поступление выпускников СВУ и КК в учреждения высшей военной и высшей гражданской школы, и в первую очередь в учреждения профессионального образования государственной и военной службы;
  • заключение контрактов между учреждениями кадетского образования и учреждениями высшей школы - прямых контрактов на обучение своих выпускников на военных кафедрах (военных учебных центрах, там, где такие предусмотрены), в соответствии с имеющимся госзаказом Минобороны, и полученными гарантиями от Видов ВС РФ по персональному и заранее известному месту работы их выпускников.

В этом случае, отобранные суворовцы и кадеты, сознательно и специально готовящиеся для поступления на военную службы через получение высшего образования на военных кафедрах гражданских учреждений высшей школы, могут зачисляться на соответствующие кафедры таких ВУЗов, а после зачисления (сдачи вступительных экзаменов) принимать Военную присягу, заключать контракт с Минобороны на 5 лет, и уже в качестве военнослужащих запаса (резерва) продолжать обучение по выбранной военной учетной специальности, а затем, согласно контракта, служить в Армии на офицерских должностях.

Чего, на наш взгляд, нельзя допускать при нашей работе по созданию системы кадетского образования в России

Первое. Нельзя снижать планку задач, стоящих перед Советом Федерации.

Это значит, что надо сразу говорить только о создании системы профессионального начального государственного образования в России, и не говорить, и не работать над чем-либо другим.

Нам представляется особенно опасным, возможная попытка перевода стрелок работы Совета с создания системы кадетского образования, на (так же важные) проблемы кадетского воспитания или, тем более - кадетского движения.

Нам представляется очевидным, что эти проблемы будут решаться автоматически в рамках системы кадетского образования, так как являются имманентно (органически и по определению) присущими ему.

Любая попытка чиновников любого уровня создания вместо системы кадетского образования очередной федеральной целевой программы "кадетского воспитания" не может быть расценена нами иначе как поиск нового способа "пиления" бюджетных денег и метода уничтожения национальной суворовской-кадетской школы России.

Второе. Нельзя поддаваться на провокации, связанные с тем, что этот вопрос не решаем в принципе, так как, согласно концепции реформы системы среднего образования в России и Закона об образовании - такого образования не предусматривается. Такой подход представляется нам просто "происками врагов", так как все это принципиально не так.

Во-первых, пример Президента России Владимира Владимировича Путина говорит о том, что он лично указывает нам всем на уже имеющиеся ошибки в Законе об образовании и заставляет их исправлять. Поэтому мы не имеем права не "работать над ошибками" и своим бездействием лишить Россию возможности выращивания качественной национальной элиты своих государственных служащих на гражданском и военном поприще.

Во-вторых, это не так, так как внимательное изучение уже существующих законов позволяет - наряду с профессиональным техническим, иметь (создать) и начальное профессиональное образование государственной службы.

Третье. Необходимо исключить все "стоны" по поводу того, что "бедных юношей лишают детства", когда, в самом деле, их лишают водки, наркотиков, курения, игровых автоматов, морального и физического разложения и растления.

Четвертое. Нельзя отдавать в руки Минобразования решение, совсем нерыночной проблемы национального масштаба, проблемы воспитания государственной элиты России с детства.

Пятое. Нельзя допустить подмены в СВУ начального профессионального военного образования гражданским, и начального профессионального гражданского военным в КК Минобразования, их надо умело совмещать.

Шестое. Нельзя допустить сворачивание великолепной национальной суворовской школы путем передачи СВУ в систему Минобразования.

Этот тезис особенно важен сейчас, когда Минобразования, по совершенно формальным и надуманным причинам, вынашивает планы сокращения сроков обучения в СВУ с трех лет до двух, что, на наш взгляд, является просто актом национального предательства, то есть не актом государственной глупости, а специальным актом целенаправленного разрушения Суворовской школы в России.

Историческая справка

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим Отечеством в 1943 году. За шестьдесят лет своей работы наши училища дали Родине около 150 тысяч ее лучших сыновей, до 10% которых отдали свои жизни Родине.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: более 60 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Мы гордимся своей историей! Мы гордимся своей Родиной, воспитавшей нас, давшей нам возможность ей служить и защищать ее с оружием в руках! Мы все и всегда готовы это делать, и, каждый на своем посту, делаем это ежедневно.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

 

Сегодня этот вопрос как никогда актуален, так как, на примере Московского СВУ можно увидеть, что непринятие решения о выравнивании зарплат преподавателей Мс СВУ применительно к аналогичным преподавателям школ Москвы (разница составляет 2-3 тыс. рублей, так как учителям Москвы доплачивает Ю. Лужков, а учителям Мс СВУ Минобороны доплачивать отказывается) уже привело к тому, что 40% опытнейших преподаватели Мс СВУ подали рапорта об увольнении и ушли работать в престижные школы Москвы, а в СВУ сворачивается учебный процесс, так как, например, из 7-ми учителей русского языка уже уволилось 5.

Надо сказать, что нам просто стыдно за родное Минобороны, которое не хочет принимать решение стоимостью всего 6 млн. руб. в год. Но нам еще более странно, что Министр Обороны РФ и его Заместители не отдают себе отчета в том, что они своими руками губят великолепную суворовскую школу России, за что неминуемо будут отвечать. Но разве можно позволить им такое безумное отношение к национальному достоянию России и его будущему?

Тем не менее, все всё знают, но никто ничего не решает и решать не хочет, а время уходит, уходят преподаватели, учебный процесс в Мс СВУ сворачивается, суворовцы не получают необходимых знаний, а чиновники Минобороны сокрушенно разводят руками и … ругают Ю. Лужкова(!), и это все есть их и наш общий государственный позор.

Мы просим Совет Федерации и лично Сергея Михайловича Миронова вмешаться в эту коллизию и недопустить разрушения национальной суворовской школы.

Пятое. Нельзя идти на уменьшение количества лет обучения в СВУ и КК.

Этот тезис обосновывается тем, что, во-первых, исторически, воспитание в Кадетском корпусе обучало национальной культуре и нравам, и утверждало те верования, на которых эти нравы держатся как на фундаменте и которые являются связующим цементом общества. Именно соблюдение этого принципа в Российских кадетских корпусах прошлого обеспечивало их педагогические успехи и последующую блестящую работу их выпускников на гражданском и военном поприще.

Второе слагаемое успеха русских кадетских корпусов: начало среднего военно-гражданского воспитания в раннем возрасте (9-10 лет).

И сейчас наука утверждает, например, что овладение в совершенстве иностранными языками на всю жизнь возможно при соблюдении двух условий:

1) обучение начинать за несколько лет до достижения половой зрелости (пуберта) (не позднее 9-10 лет);

2) продолжать обучение после пуберта (после 12-14 лет) не менее 2-х лет.

Так было в русских кадетских корпусах и в институтах благородных девиц, так было и в СВУ с момента их основания в 1943 году и до 1966 года, то есть года сокращения их числа и срока обучения в них с семи до трех (и даже двух) лет.

Более того, если технические и другие знания можно приобрести в любом возрасте, то общие идеи коллективизма и общие начала морали и патриотизма усваиваются (прививаются) только лишь в раннем юношеском возрасте от 10 лет.

Кроме того, вспомним, что еще Платон говорил: "Для того чтобы Государство благоденствовало, чтобы народ был счастлив в этом Государстве, им должны править не любые люди (не кухарки), а специально для этого подготовленные граждане". А для этого надо соблюсти три условия:

  1. Эти люди должны быть хорошо воспитанными и хорошо образованными. Причем в процессе воспитания они должны жить вместе.
    (Мы, суворовцы, хорошо знаем, что настоящего мужчину и гражданина воспитывает только коллектив, только строй и взаимная ответственность товарищей. Воспитание должно быть полным, то есть моральным, религиозным, интеллектуальным, музыкальным, художественным, спортивным, военным, правовым, этическим, и так далее);
  2. После окончания такого образования воспитанники таких общежитий должны служить своему государству как воины;
  3. Лучшие из воспитанников и воинов должны потом обучаться еще и философии (то есть мудрости), в том числе и государствоведению, а не только чистым наукам. Лишь после этого они станут полностью культурными людьми и только лишь они могут управлять государством, возглавлять его.

Эти принципы, и есть те правила, которые нарушать нельзя, и не потому, что так говорил Платон, а потому, что в этом есть тысячелетняя правда жизни.

Что стало с Россией, когда к руководству пришли люди, не понимающие этих истин - мы все прекрасно знаем.

Что нужно делать, в общеметодологическом плане

Мы убеждены, что сегодня у России осталось не много ресурсов развития, но одним из основных, является ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой.

Необходимо осознать, что, в этом плане, сегодня интересы выживания и развития России заключаются в том, чтобы воспитывать свою новую национальную политическую элиту с детства, и что это можно сделать только через систему государственного кадетского образования.

Именно новая политическая гражданская и военная политическая элита России должна привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России, те самые основы кадетского воспитания, которое она получит в СВУ и КК.

Что делать.

  1. Делать все, что было сформулировано выше в качестве проблем, которые необходимо решать.
  2. Все ошибки сделанные прежними разработчиками Закона об образовании и всех концепций образовательных национальных проектов необходимо устранить, и создать систему новых основополагающих документов, первоначально в виде исправлений и дополнений к уже существующим.
  3. Необходимо сближать программы обучения в СВУ и КК, а также базовые подходы к воспитанию юношей в них.
  4. Ужесточить сертификацию учебных учреждений кадетского образования
  5. Не ставить перед СВУ и КК задачи борьбы с беспризорностью, оставив эту задачу ПТУ, детским домам и тому подобным учреждениям, так как у них другое предназначение, хотя в этом деле СВУ и КК должны участвовать тоже.
  6. Не сдерживать инициативу субъектов федерации по организации КК регионального значения, но принимать их в систему КК Минобразования только после их сертификации и по потребности.
  7. Создать систему государственного, регионального и местного заказа на выпускников СВУ и КК всех уровней и специализаций, в том числе по профессиональным стандартам, специальностям и количеству выпускников по регионам, с тем, чтобы лучшим из них было гарантировано по выпуску рабочее место в системе государственной службы, на рынке труда или место в учреждениях высшей школы.
  8. Систему кадетских классов поддерживать там, где создание КК представляется нецелесообразным, не необходимым, преждевременным или в качестве прототипа будущего КК Минобразования.
  9. Создать специальную систему подготовки преподавателей и воспитателей КК.
  10. Создать систему статусных и материальных преференций (выгод), обеспечивающую заинтересованность преподавателей, воспитателей и командных кадров государственных профессиональных образовательных учреждений в высоком качестве своего труда в системе СВУ и КК Минобороны, и в КК Минобразования России.
  11. Вести дело к тому, чтобы в последующем, нормальная карьера государственного служащего могла состояться только при условии получения им начального базового государственного профессионального образования в СВУ или КК Минобороны, или в учреждении кадетского образования Минобразования.

Кто это все должен и будет делать

В качестве шутки имеющей в своей основе четкую историческую параллель, могу повторить классика, который предупреждал: "Никакого доверия временному правительству, товарищи!"

Другими словами, должен констатировать - правда жизни состоит в том, что кроме нас с вами эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Слава Богу, что первые шаги по формированию национальной кадетской школы, благодаря мудрости нашего государственного руководства, сделаны и делаются в правильном направлении. Я имею в виду сам факт обращения Президента России к проблеме кадетского образования и назначение товарища Миронова Сергея Михайловича - попечителем системы СВУ и КК России, а так же возложение обязанностей по законодательной инициативе по этой теме, на Совет Федерации.

Это значит, что мы, в первую очередь, должны:

во-первых, знать, что по этой тематике планирует делать Минобразования и Минобороны и добиться права быть включенными в работу их соответствующих структур;

во- вторых, мы должны сами разработать:

  • Перечень необходимых инициатив и внести их на рассмотрение Совета Федерации, Правительства, Совета Безопасности и Президента России:
  • Разработать перечень необходимых руководящих документов, разработать основы самих этих документов и провести работу по их согласованию на наших условиях.

Что нам нужно обсуждать на слушаниях Совета Федерации

Первое. Утвердить стратегию формирования государственной системы начального профессионального образования государственной службы на базе СВУ и КК как направление работы Совета Федерации и самого Комитета - в качестве приоритетных на 5-10 лет.

Второе. Убедить всех, включая Минобразования, всех Представителей Президента в федеральных округах, Губернаторов субъектов Федерации и мэров областных центров, что формирование государственной системы начального профессионального образования государственной службы на базе СВУ и КК является, как минимум:

  • основой национального проекта в области национального образования России;
  • основой для технического перевооружения учреждений образования;
  • качество самих СВУ и КК, качество и состояние их учебной инфраструктуры, воспитательного процесса и самого образования - есть критерий дееспособности всех уровней федерального, регионального и местного руководства;
  • предметом их и нашей общей национальной гордости.

Третье. Создать по этой тематике постоянно действующую Рабочую группу из состава самого Совета Федерации (профильного Комитета), представителей Минобороны, Департамента кадетского образования Москвы, Московского Суворовско-нахимовского содружества, Фонда поддержки кадетских корпусов им. Алексея Иордана, профильных региональных и других необходимых организаций, наделив ее необходимыми для эффективной работы полномочиями, и финансовыми возможностями.

Четвертое. Поручить этой группе и выбранным ее решением экспертам, разработку необходимых концепций, программ, Положений, регламентов, штатов и других рабочих документов к заседаниям и слушаниям в Совете Федерации, Государственной Думе, в Правительстве России и Совете Безопасности РФ (по необходимости) по данной тематике.

Пятое. Приостановить, на время работы этой группы Совета Федерации, все действия Минобразования связанные с реорганизацией СВУ и КК России и системы обучения в них.

Что нам нужно делать в первую очередь

  1. Необходимо спасти существующие СВУ и КК.
    Для чего необходимо изыскать средства и срочно разработать новую шкалу оплаты труда командования СВУ и КК, профессорско-преподавательского состава и офицеров воспитателей и воспитателей СВУ и КК, с тем, чтобы в Федеральном бюджете уже с 2007-2008 года были заложены необходимые средства, которые однозначно снимали бы вопрос о престижности и выгодности их труда, и сняли бы их зависимость от волюнтаризма региональных властей. Другими словами, необходимо им платить в 1,5 раза больше чем платит Ю. Лужков московским учителям, притом, что их зарплата должна индексироваться. Совет Федерации обязан эти вопросы принципиально поставить, быстро и эффективно решить, объединяя усилия и возможности Федерального центра и регионов России.
  2. Разработать саму идею и концепцию кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы, как единой системы СВУ и КК России.
  3. Разработать "идею" кадетского образования и государственные кадетские (гражданский и суворовский) образовательные стандарты.
    Мы считаем, что эту работу можно сделать достаточно быстро, так как все основанные подходы и даже сами новые государственные стандарты уже сформулированы и разработаны в ветеранских суворовских организациях.
  4. Разработать базовые требования к СВУ и КК России, по разным критериям и стандартам, соответствие которым может дать возможность считать (признать) данное учебное учреждение "кадетским".
  5. Разработать и определиться со специализацией учреждений кадетского образования в соответствии со спецификой их дислокации и предназначения.
  6. Провести мониторинг всех "кадетских" учреждений всех уровней системы Минобразования.
  7. Провести сертификацию имеющихся КК и Кадетских классов Минобразования, с тем, чтобы в этой системе как системе начального профессионального государственного образования остались (и формировались) только учреждения федерального и регионального уровней и не ниже.
  8. Начать плановую работу с тем, чтобы разработка и принятие основных документов могла быть завершена к началу 2008 года.

Нам представляется, что такая работа под силу только специальной полномочной комиссии Совета Федерации, работающей на постоянной и плановой основе.

Уважаемые коллеги!

Позвольте, в заключение доклада еще раз сформулировать основные константы будущего кадетского образования в России.

  1. Кадетское образование, есть - государственная система начального профессионального образования государственной службы в России.
  2. Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.
  3. Кадетское образование есть образование государственное, оно формируется на базе Суворовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, а также сертифицированных кадетских корпусов и других равных им учебных учреждений Минобразования, имеющих федеральный или региональный статус.
  4. Кадетское образование обеспечивается:
    • специальным правовым полем;
    • собственной вертикалью исполнительной (попечительской) власти и собственной системой органов кадетского образования федерального уровня;
    • собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава;
    • собственными государственными образовательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а так же специальными сертификационными (лицензионными) критериями;
    • собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой;
    • в ней создаются специальные экономические и правовые условия, обеспечивающие безусловную престижность обучения и работы в ней;
    • контроль над эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на Совет Федерации и Правительство России, а так же на губернаторов и законодательную власть регионов, создающие, в этих целях, специальные органы контроля.
  5. За подготовку младших военных специалистов отвечает Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы - Минобразования РФ.
  6. Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.

Мы уверены в том, что для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница ее политической и военной элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, или его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов.

В истории России успех ее кадетских корпусов прямо и непосредственно связан с именем Великого Князя Константина Константиновича, который имел такое поручение и службу от Императора России. Он ежедневно и лично занимался устроением кадетских корпусов России, образованием, обучением, морально-нравственным воспитанием кадет, и их физической подготовкой к службе на благо России.

Мы убеждены, что и сегодня мы должны использовать этот успешный исторический опыт формирования российской элиты и такую должность и структуру в Администрации Президента создать.

Мы считаем обязательным и важным, что бы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.

В целом, нам представляется, что реализация этой программы должна составить существо работы Комитета по образованию Совета Федерации России, всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь - профильных комитетов Государственной думы, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобразования России, а так же ветеранских кадетских организаций России.

Уважаемые Коллеги!

Мы понимаем всю необычность, революционность и необыкновенную актуальность самой идеи создания системы кадетского образования в России.

Мы видим и те трудности, которые нас ждут на этом пути. Но нам представляется, что эти трудности идут и будут идти не от большого объема самой работы, а оттого, что сегодня во всех ветвях государственной власти существует большой слой чиновников, который уже сейчас инстинктивно опасается формирования в России новой профессиональной управляющей элиты, и уже, как может, сопротивляется этому, и очевидно, что их саботаж мы будем ощущать еще долго.

Они боятся той новой национальной элиты, которая будет формироваться не по "телефонному" праву, не по "знакомству", не будет передаваться "по наследству" или прислуживать за взятку, а будет выращиваться в системе кадетского образования и иметь корпоративную мораль, основанную на идеалах, святынях и исторических национальных ценностях России, незыблемых ценностях кадетского братства и просвещенного патриотизма.

Нам представляется, что это корректный и эффективный способ выращивания нового служилого слоя нашей великой державы, а, в перспективе, и нового Российского дворянства.

Я благодарю Вас за внимание, и желаю нам всем дружной работы на благо России и безусловной Победы нашему святому делу.

Председатель Московского суворовско-нахимовского содружества,

Вице-президент Коллегии военных экспертов, кандидат политических наук,

генерал-майор А.Владимиров

12 сентября 2006 года

г. Москва