АРМИЯ РОССИИ - ЧТО ДЕЛАТЬ?!

Правда жизни такова, что само словосочетание "военная реформа", стала в России и среди ее офицерского корпуса словом ругательным.

Поэтому, в связи с его дискредитацией, слово "реформа" сегодня успешно заменено на слово "модернизация", но которое, так же как и первое - ничего не содержит и ничего по существу не значит, так как цели, как первого, так и второго не определены.

Сегодня действительно многое начинает делаться в направлении улучшения Армии, но все эти "начала" пока что остаются "декларацией о намерениях", так как оказалось, что даже когда денег много, то "тратить их с пользой для дела некому и не на что".

Правда, сегодня, когда дееспособность Президента-Верховного Главнокомандующего и Министра Обороны России стала очевидно возрастать, у Армии опять появилась надежда, "что уж в этот раз все будет как надо", но правда и в том, что эта надежда появляется и умирает с завидным постоянством и периодичностью (почему-то) в каждые два года.

Непосредственно перед основной частью доклада, представляется необходимым сформулировать несколько очевидных аксиом.

Совокупность институтов государства обеспечивающих его внешнюю и внутреннюю безопасность, а так же обеспечивающих поддержание необходимо высокого уровня их собственной дееспособности (боеспособности) - объединены сферой, которую обозначают как военная организация государства.

Военная Реформа - это, прежде всего, достижение нового качества военной организации государства, поэтому субъектом этой реформы является все государство, а объектом - сфера национальной обороны.

При этом основным аспектом военной реформы является реформа Вооруженных Сил России как основной специальной государственной корпорации, уполномоченной обеспечивать внешний и внутренний суверенитет России, а в ней, в свою очередь - основными являются собственные внутренние константы армии.

Кроме того, всегда и у всех армий есть внешняя и внутренняя функция.

Внешняя функция любого государства - обеспечение суверенитета нации в любых условиях обстановки.

Внутренняя функция армии, присущая ей имманентно - быть гарантом незыблемости конституционного строя.

Если сейчас внешняя сфера армии развивается, правда как-то бесцельно и хаотично, то внутренняя сфера армии продолжает загнивать.

Мы убеждены в том, что новое высшее и победительное качество Российской армии как цель военной реформы может выявиться при обращении внимания государства и общества к ее внутренним константам как государственной профессиональной специальной (боевой) корпорации.

Именно этим константам и посвящен настоящий доклад.

Критичность самого доклада и подходов к его изложению обусловлены тем, что сегодня только Армия является гарантом независимости и развития России.

***

Самым печальным выводом, который дает профессиональный анализ происходящего в Армии России, является тот, что никаких новых слов, идей, подходов к государственной военной реформе не обнаружили ни власть, ни военные, ни общество, в то время как Армия ощутимо умирает, а ее "судороги", оцениваются российским истеблишментом как "симптомы роста".

В войсках все так же безнадежно, как и "много раньше", так как сегодня у руля государственной военной реформы стоят все те же персонажи, которые ничем не доказали своей профессиональной, человеческой и нравственной пригодности ни в Чечне, ни после, ни сегодня, а постоянно повторяющиеся (артикулируемые властью) тезисы о "контрактной службе" как главной цели и достижению реформы (к 2007 году около 50% личного состава ВС РФ должны быть контрактниками), и о том, что "отечество любит Армию" уже никого не греют, так как в это уже никто не верит.

Общая тенденция такова, чем более настойчиво и целеустремленно государство ухудшает жизнь Армии, тем сильнее и громче Генштаб заявляет об успехах реформы.

В войсках мы просто не можем постичь всю глубину стратегической "арбатской" мысли, так как Армия и ее Центральный аппарат, и Генеральный Штаб живут в разных мирах и решают разные задачи.

Войска выживают в жуткой нищете и бесправии, выживая только за счет героической работы своих офицеров, а Генеральный Штаб тщиться доказать Президенту, что только благодаря его личному и мудрому руководству, войска еще служат, не разбежались, и поэтому у России все еще есть военная мощь, а значит, каждых "арбатский" генерал лично достоин служить Отечеству и Президенту вечно, так как в военных округах (да и в Москве) осталось все еще много нераспроданной государственной собственности.

В настоящее время у Армии есть одна главная задача "как выжить в условиях, когда не дают жить", но, тем не менее, выделим несколько основных проблем ее бытия.

Во-первых, это проблема физической нищеты офицерского корпуса.

Во-вторых, это проблема невозможности проводить интенсивную боевую подготовку (физически нет ГСМ, боеприпасов и всех других материальных средств, а доля расходов на эти нужды в новом военном бюджете, относительно прошлого года, снижена).

В-третьих, в войсках некому и не на чем проводить эту боевую подготовку, так как практически не осталось частей способных проводить интенсивную боевую подготовку, как нет и соответствующей боевой техники, как практически в ВС РФ не осталось офицеров и генералов, знающих, что такое настоящая боевая подготовка полков, дивизий и армий.

В-четвертых, это проблема общей армейской нищеты как вопиющей нищеты офицерского корпуса, его быта, культуры, досуга и социальной сферы (включая жилье), а так же общее обездуховление и оторговление армейской жизни.

В-пятых, это проблема откровенно плохого профессионального качества и безнравственности большой части высшего командного состава, что стало следствием негативного кадрового отбора, ведущегося уже более пятнадцати лет.

Сегодня воровать и врать стало нормой.

В-шестых, это отсутствие самой национальной военной мысли.

В-седьмых, устойчивое нежелание и неспособность руководства ВС РФ, и особенно, их идеологических воспитательных структур, создать государственную идеологию воинской службы.

В-восьмых, стала очевидной порочность существующей системы прохождения службы офицерским составам, в которой реальные успехи в службе, боевые заслуги и честное отношение к службе - ничего не значат, и служебной карьеры не дают.

В-девятых, это развал системы управления государством и вооруженными силами в мирное время и в войне.

В целом, никаких успехов военной реформы нет, так как нет и самой реформы - все стало только хуже. Государство и власть продолжают решать нерыночные проблемы рыночным способом, что есть путь однозначно гибельный.

Нам представляется, что с такими подходами власти к государственному и военному строительству, народы России, все-таки сумеют дожить до того счастливого дня, когда экономика страны станет сильной, правда к этому времени у России может уже не быть Армии, а значит, может не быть и самой России. Такова наша сегодняшняя государственная реальность.

Выводы из анализа общих факторов собственно военных аспектов реформы Вооруженных Сил России.

К сожалению, сегодняшняя военная организация и Вооруженные Силы России не отвечают ее даже имеющимся экономическим возможностям, не вписываются в систему государственных и общественных преобразований, и плохо готовы к отражению наиболее вероятных угроз ее внешней и внутренней безопасности.

Несмотря на все предпринимавшиеся попытки ее модернизации, Армия России, в целом, осталась на уровне непрофессиональных "полчищ" - таковой она является и сегодня, отставая сегодня в своем развитии от армий других великих держав.

Можно констатировать, что сейчас в России нет государственно-организованных финансово-экономических, интеллектуальных, нравственных, и, самое главное, кадровых ресурсов и возможностей, для проведения столь необходимой для страны, радикальной государственной военной реформы (существующие ресурсы или бездарно разбазариваются, или не востребуются вовсе), как нет и государственной воли к ней.

Но без ее проведения, Россия может навсегда лишиться возможности играть сколько-нибудь значимую роль в 21 веке и рискует оказаться в положении, и играть роль "прохожего в сенях" Европы и мира. Вопрос национального выживания заключается в том, как не допустить этого.

Поэтому, военную реформу необходимо проводить даже в этих условиях, придав ей статус программы государственного выживания, поскольку только Армия вырабатывает единственный, неповторимый и не определяемый рыночными отношениями (но имеющий рыночную стоимость) продукт - Безопасность, без чего невозможно никакое позитивное развитие и Государства, Общества.

Профессиональный анализ современного состояния Российской Армии и "тягот" ее реформирования, позволил нам констатировать их полную безнадежность, и сделать вывод о том, что без изменения отношения государства и общества к Армии, мы рискуем достаточно скоро остаться без последнего дееспособного национального института, то есть будем обречены на историческое "прозябание" и постепенное историческое исчезновение.

Более того, мы убеждены в том, что даже если наша высшая власть, все российское общество и даже наше высшее военное руководство по настоящему захотят заниматься спасением нации, а именно это мы имеем в виду, говоря о государственной военной реформе, и даже найдут (и не дадут разворовать) на этот святое дело необходимые средства, то, даже в этом счастливом (и так маловероятном) случае, эта попытка будет неудачной.

Нам представляется, что вся загвоздка заключается в том, что все наше высшее руководство и все наши руководящие (пока еще) сегодня элиты, не представляют себе существа тех подходов, к военной реформе в России, следование которым одно лишь способно ее успешно провести, и дать Армии новое качество, а России новый импульс развития.

Более того, наше руководство, не только просто не знает о других путях и методах реформы (кроме как "сокращать, терпеть и надеяться на то, что авось пронесет, и голову свою удастся сохранить, и жизнь себе безбедную устроить"), но и активно не желает их знать.

***

1. В проблеме государственной военной реформы одновременно существует несколько ее "срезов", имеющих институциональный характер.

С одной стороны - Россия имеет сегодня "воюющую армию", то есть Вооруженные Силы находящиеся в состоянии длительной, почти перманентной (непрерывно ведущейся) войны на Кавказе и Средней Азии. Это значит, что одним из направлений реформы должно стать принятие моделей войск имеющих успешный боевой опыт, а проблема отбора лучших офицеров должна решаться как бы сама собой, так как - в войне критерием отбора всегда должен являться (прямой) боевой успех, но мы видим, что в жизни все наоборот - ни боевой опыт не нужен "остальным", ни войска не получают необходимое и выстраданное ими кровью, снаряжение.

С другой стороны - Россия имеет сегодня армию мирного времени, то есть Вооруженные Силы, находящиеся в состоянии стойкой неспособности вести войну (любого уровня) наличным составом мирного времени, и неспособные к серьезному мобилизационному и боевому (стратегическому) развертыванию, и которые, одновременно, комплектуют некие контингенты войск, ведущие вялотекущую "Кавказскую войну", которая официально не признается войной, что делает ущербным сам статус воюющих в Чечне войск.

С третьей стороны - Россия сегодня имеет Армию, находящуюся в состоянии непрерывных сокращения и изменений (которые наш высший командный состав выдает за военную реформу).

Это значит, что практически весь офицерский корпус России находится, в буквальном смысле, в "подвешенном" состоянии, с полным отсутствием всяких видимых и прозрачных служебных перспектив, так как планы высшего государственного руководства и военного командования не определены, постоянно меняются "на походе", а частями претворяются в жизнь с варварской жестокостью относительно самих же офицеров.

2. Анализ жизни войск позволяет сделать несколько выводов.

Во - первых. Качество руководства войсками непрерывно ухудшается на всех уровнях, так как само высшее военное руководство, в своих основаниях содержит деструктивные (перерожденные) этические ценности и занимается парадоксальным для любых силовых структур делом - последовательно изгоняет из своих рядов лучших.

К сожалению, эта, патологическая, то есть преступная по своей сути, система негативной кадровой политики, ежедневно доказывает свою эффективность для ее адептов, и, как правило, уже почти безропотно, воспринимается (в основном) старшими офицерами.

Необходимо констатировать, что высший командный состав Вооруженных Сил комплектуется из лиц доказавших только свою личную лояльность власти, но ничем не доказавших свою профессиональную компетентность и нравственную пригодность к командованию войсками.

У руля управления Армией все еще находятся генералы прямо и лично ответственные за профессиональные провалы войны в Чечне и за ошибки стратегического характера при проведении реформы, а так же имеющие устойчивую негативную репутацию в войсках в связи с их личной нечистоплотностью и явным непрофессионализмом.

Все это уже привело к коррумпированию Армии, размыванию ее корпоративных профессиональных устоев, к серьезному имущественному, должностному и возрастному расслоению ее офицерского корпуса.

Но существует закон - нельзя перестраивать "низы", если руководители этого переустройства сами далеки от тех идей и намерений, которые должны быть положены в основу задуманного обновления.

Очевидно, что такие руководители должны подавать в отставку сами, или их нужно просто увольнять.

К сожалению, попытки Министра обороны и его заместителя по кадрам решить проблему кадров в Армии своими силами остаются пока еще недостаточно эффективными, так как невнятной является сама кадровая политика Президента относительно высшего командного состава Вооруженных Сил РФ, что не способствует исправлению тяжелой кадровой ситуации в них.

Мы уверены, что при непринятии жестких мер к исправлению ситуации, армия может окончательно разложиться и просто потерять управляемость. Так как может статься так, что - никто "в низу" не захочет выполнять приказы "с верху", в виду их заведомой некомпетентности и возможной (явной) преступности.

Во - вторых. Анализ жизни войск, а так же заявлений Президента России и Министра обороны на Военной коллегии Министерства обороны (в начале октября сего года) о существе военной реформы и существе собственно военных угроз России, дает основания утверждать следующее.

а. Высшее руководство государства и Вооруженных Сил России не имеют четкого представления о существе современной геополитической обстановки и о тех непосредственных угрозах, которые создаются новыми негативными тенденциями планетарного развития цивилизационного плана, или сознательно умалчивают эту информацию от российской общественности.

б. Высшее руководство государства и Вооруженных Сил России, и, что самое опасное, Генеральный Штаб ВС РФ не отдают себе отчета о масштабах и возможном характере военных действий на различных стратегических направлениях театров военных действий, и не принимают необходимых и экстренных мер по усилению боеспособности государства и Армии.

в. Высшее руководство Вооруженных Сил и Правительство России не понимают существа государственной военной реформы, не имеют ее критериев, и не представляют себе необходимых критериев и последовательности ее осуществления. Руководство страны, не зная, что надо делать, пытается бессистемно реализовывать поспешные и непонятно как появляющиеся инициативы, быстрое и бездумное исполнение которых, всегда приносит Армии только очередные нравственные и материальные потери.

г. Генеральный Штаб ВС РФ утратил роль абсолютно авторитетного профессионального, нравственного и научного центра Армии, и резко снизил свои возможности в качестве центра стратегического управления.

д. Система стратегического управления страной в мирное и военное время не дееспособна.

е. Национальная военная стратегическая мысль выхолощена.

В-третьих. Эта и такая "правда жизни" порождает другие факторы и критерии отбора для продвижения и успеха по службе, критерии, которые сделали уже наблюдаемым признаки негативного отбора офицеров.

Негативный кадровый отбор - это ситуация, когда "худшие" систематически и целенаправленно выдвигают "худших", но преданных им лично чиновников.

Эти факторы и критерии негативного отбора напрямую связаны с - подобострастием и заискиванием перед вышестоящими, закулисными играми и интригами, погоней за дешевой популярностью, рекламой и непрерывно (и любой ценой) доказываемой лояльностью "первому, то есть принимающему кадровые решения, лицу по службе", полной беспринципностью и безответственностью, образовавшимися новыми возможностями личного обогащения, то есть - почти официально не возбраняемостью воровства, так как общеизвестно, что "сегодня во власти воруют все", и что "уровень личных доходов от службы" есть только показатель достигнутого уровня в служебной иерархии.

Цель этих "героев негативного отбора" проста - безопасно для себя выжить в армии, то есть сохраниться в существующих должностях и, ничего не делая по существу профессиональных обязанностей, вырасти в должности и "решить свои личные статусные и экономические проблемы" до того, как пройдут сегодняшние времена, то есть до того как "дурь каждого видна будет", и к власти в стране и в Армии будут востребованы профессионалы.

Начало системы негативного кадрового отбора было положено пришедшими в девяностых годах к власти и руководству силовыми структурами России "демократическими выдвиженцами", которые наполнили органы и структуры управления силовой сферой государства своими ставленниками.

Именно действительно лучших и не терпит "система", так как не хочет вырастить свою собственную погибель. Надо сказать прямо, что сегодня это у нее все еще неплохо получается.

При этом надо отметить, что "исход" в политику всех "лишних людей" из Армии и других силовых структур, не всегда однозначно делает нашу политику разумной, так как российская политика все больше напоминает "отхожий промысел" и "отхожее место" одновременно.

В-четвертых. Мы считаем, что общий низкий уровень профессиональной корпоративной морали в Армии, вызван вышеназванными институциональными патологиями, приведшими к изменению господствующих корпоративных ценностей.

Действительно, система ценностей офицерского состава изменилась.

Обозначим только некоторые из эти изменений: самопожертвование - сменили собственные интересы; служение Отечеству и интересам Армии как профессиональной военной корпорации - сменилось службой "у, и, на сильных"; честь - сменилась беспринципностью и полным безразличием к службе; принципиальность и честность - сменились гибкостью и лояльностью; обязанность, долг и ответственность - сменились карьеризмом и личной безопасностью; стремление к служебному росту - сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений; решительность и воля, сменились - равнодушием, ленью и личной трусостью высшего командного состава; стремление к знаниям и гордость уровнем образованности, сменились - специально подчеркиваемым бескультурьем и так далее.

Самым страшным следствием этого перерождения явилось почти полное и всеобщее "оторговление" военной службы как таковой, и ее внутренняя криминализация.

Другими словами, сегодня в армии продается все: начиная от имущества, собственности, оружия, должностей и чинов, кончая военной тайной, интересами государства, боевыми орденами, жизнью солдат и боевых товарищей, чем активно пользуется внутренний и международный криминал, и терроризм.

Прямой произвол местных военных властей дошел до прямого неисполнения приказов Министра обороны. К примеру, оказалось, что по прибытии к месту службы выпускников военных академий, назначенных на соответствующие высокие должности приказом Министра обороны, эти должности уже заняты офицерами, назначенными приказами местных военных начальников.

Важным и крайне отрицательным фактором, обеспечивающим пролонгацию негативного кадрового отбора в армии, является, то, что ее собственная военная юридическая система, система кадровых органов и структур воспитания, то есть, структуры, по определению предназначенные для недопущения такого развития событий в армии, сами стали первой жертвой такого отбора, и, переродившись, стали неким гарантом его функционирования.

Нельзя не сказать и о том, что все это происходит, практически при полном бездействии военной контрразведки, лишенной возможности реализовывать свои разработки по очищению армии от перерожденцев.

В-пятых. Все это, то есть снижение общего профессионального и нравственного уровня офицерского корпуса, привело к тому, что ежегодно снижаются профессиональные стандарты и профессиональные кондиции кандидатов на выдвижение или учебу в ВВУЗах.

Одновременно (и непропорционально численности войск) растет число старших и высших офицеров в армии, при все увеличивающемся недостатке количества младших офицеров в войсках.

Этот "избыток старших" не только не позволяет нормально работать и профессионально совершенствоваться самим войсковым офицерам, так как их постоянно "проверяют и подменяют", но и почти буквально, лишает их денег, которые потратятся на бессмысленные проверки и содержание "лишних людей", или "лишних генералов".

Мы уверены, что средства, высвобождаемые при сокращениях такого рода, должны направляться для обеспечения материального стимулирования работы офицеров тактического звена (взвод - рота - батальон - полк - дивизия), так как их способности и возможности сдерживать собою всю "руководящую дурь" уже на пределе.

В-шестых. Реальное состояние армии таково, что подавляющее большинство офицеров тактического и оперативного звеньев не имеют собственного боевого опыта и личного опыта организации и проведения учений с боевой стрельбой (начиная с ротных и батальонных и кончая тактическими учениями с боевой стрельбой полков, бригад и дивизий), а высший командный состав (в том числе и наш Генеральный штаб) все более теряет навыки в организации и проведении больших учений, маневров и военных стратегических игр.

Другими словами, сегодня теряются знания и опыт управления боем, сражением и войной в целом, что является для Армии и Государства однозначно гибельным. Очень скоро может оказаться, что в Армии вообще никто и ничего уметь, кроме докладов, организации показов, парадов и "мелких стычек, зачисток и контртеррористических операций" (куда нас настойчиво толкают наши западные, НАТОвские "друзья) не будет.

Это значит, что в Армии и Государстве возникла жизненная необходимость обучения всего офицерского корпуса (включая и высший командный состав Вооруженных Сил России, и высшее руководство государства) тем методам, приемам, навыкам и умениям организации масштабных и сложных общевойсковых и государственных военных мероприятий, которыми так блестяще владело поколение современных ветеранов, то есть старшие офицеры и генералы запаса, уволенные в ходе последней десятилетней "демократической" волны.

У нас еще есть возможность не допустить трагического разрыва опыта и знаний военных поколений и утраты этой, собственно военной части, нашего национального достояния.

Мы считаем крайне важным официальное создание при дивизиях, корпусах, армиях, военных округах, военно-учебных заведениях штатных Советов (Методических советов) по боевой (оперативной) подготовке, а при Президенте (и Правительстве) России - Совета по стратегической подготовке государства.

К работе в этих советах в штатном качестве, должны быть привлечены все дееспособные и имеющие соответствующий опыт работы ветераны, проживающие в данных местностях.

При этом нам представляется крайне важным, чтобы на время этой работы они могли бы быть призваны из запаса и получали бы соответствующее званию, должности и штатному расписанию - денежное довольствие.

В - седьмых. Армии практически уже нечем воевать. В войсках нет, не только новых образцов техники и вооружения, но и достаточного количества обычных боеприпасов.

Ввод в серию наиболее перспективных образцов техники и вооружения и комплектование ими войск саботируется коррумпированными государственными и военными чиновниками, и руководителями ВПК.

3. Комплектование Армии.

Сегодня почти все политики, включая Президента России, говорят о "прелестях" профессиональной армии, имея в виду "контракт" как панацею от всех государственных военных бед. Но, говоря об этом, нельзя забывать, что, исторически, к такому виду комплектования своей армии переходили государства, которые: во-первых, собирались воевать не на своей национальной территории; во-вторых, в которых пассионарность титульной нации была уже значительно снижена; в-третьих, когда власть и нация расходились в своих ценностных основах и нужна была "внеполитическая сила" способная усмирять собственных народ; в-четвертых, когда наемничество было последним шансом сохранить армию как институт государства; в-пятых, когда на наемников были средства в казне или они могли оплачивать себя сами, грабя покоренные народы.

Нельзя не отметить так же и тот факт, что, так же исторически, переход к наемничеству, всегда и, в конечном счете, вел к неизбежной милитаризации государства, вырождению гражданственной патриотической составляющей воинской службы, к утрате нацией способности к большим военным мобилизационным напряжениям, к разложению и умиранию армии и государства.

Мы уверены, что "такой контракт нам не нужен", а все эти средства надо употребить только на создание добровольно-контрактного слоя младших командиров, которые являются костяком любой Армии и которого в России нет уже более ста лет.

Сегодня, комплектование Армии является для государства и общества больным и важным вопросом, а для части политических сил, и предметом непрерывных спекуляций. Выше мы уже приводили доказательства необходимости поддержания смешанного принципа комплектования Вооруженных Сил, сейчас мы представляем свое видение решения этого вопроса.

Нам представляется, что решение этой задачи возможно при изменении подходов государства и взглядов общества на существо обязанностей своих граждан.

Подходы к несению государственной (гражданской и воинской) службы гражданами (населением) страны в целом, должны основываться на принятии обществом, и закреплении государством в праве, следующих аксиом:

  • Государство только тогда прочно, успешно и безопасно (точнее - гарантированно "обезопашено" от разрушения извне и изнутри), когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции.
  • Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты, институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику, и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и умеют (каждый на своем уровне) эти социальные и оборонные проблемы (проблемы безопасности) решать.
  • Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает: во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям (студентам, ученикам и т.д.), а так же предметов обучения, закладывающих в основу их профессионального предназначения базовые аспекты личной и корпоративной социальной государственнической ориентации; во-вторых, получение ими (то есть всеми обучающимися, выдвигающимися и назначаемыми на ведущие государственные и главные корпоративные должности) - соответствующей практики личного участия в осуществлении гражданской государственной или несения воинской государственной службы.
  • Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт - "об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служению России в составе органов (структур) государственной гражданской службы или государственной военной службы", конечно, что такой пункт надо еще внести в Конституцию и принять его конституционным большинством.
  • Это так же означает, что термин "альтернативная служба" должен быть законодательно (в том числе и в Конституции РФ) изменен на термин - "гражданская государственная служба", с одновременным изменением содержания этого понятия.

Ведение обязательной гражданской ("альтернативной") государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России, включая инвалидов, женщин и лиц "нетрадиционных ориентаций".

Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане.

Демократические принципы "свободы выбора" будут реализованы в праве каждого гражданина страны - добровольно и сознательно выбрать - где он лично будет служить государству - в Армии (в течение относительно короткого срока), или на гражданской государственной службе (в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии).

Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры в любой отрасли деятельности, а "герои откосов" станут изгоями общества.

Сам призыв на государственную военную, и (или) альтернативную (гражданскую государственную) службы должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет), притом, что все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом.

Вся гражданская государственная служба (как и вся экономика страны) должна иметь точно сформулированный военный мобилизационный аспект.

4. Система прохождения службы офицерским составом Армии.

Система прохождения службы офицерским составом Армии, является основой всего военного дела и основой военного строительства государства.

Существующая система не отвечает сути новой Армии России и философии ее предназначения. Она отличается крайним волюнтаризмом и небрежностью к судьбам офицеров, субъективностью и коррумпированностью назначений, способствует негативному кадровому отбору, и не способствует созданию необходимых корпоративных этических начал военной службы. Пороки этой системы мы ежедневно наблюдаем на некоторых примерах действий представителей высшего командного состава Вооруженных Сил РФ.

Только правильно выстроенная и правильно идеологически выверенная система прохождения службы даст офицерскому корпусу России, ее высшему командному составу и самому государству необходимое качество военной службы и национальной безопасности, что является главной целью государственной военной реформы.

Надо сказать, что сама система прохождения службы офицерским составом в России складывалась исторически и несла в себе множество абсолютно субъективных моментов, связанных с необходимостью решения правящими режимами собственных задач. И хотя, в целом, она решала поставленные задачи, но практически никогда (ни в царское, ни в советское, ни, тем более, в наше демократическое время) не давала возможности офицерам, в своей массе, обрести необходимое профессиональное и нравственное качество.

Сама система, безусловно, содержала в себе задачу улучшения качества офицерского корпуса, но никогда не имела такой задачи прямо и в качестве главной, так как никогда такой задачи (для себя и для системы) не формулировали руководители государства.

Это значит, что сегодня мы обязаны эти задачи сформулировать, а в новую редакцию системы прохождения службы офицерским составом заложить ее новые основы.

В первую очередь, это означает то, что "система прохождения службы офицерским составом Армии" должна включать в себя все аспекты службы и бытия офицера (от вопросов назначения, продвижения по службе, получения профессионального военного образования и производства до условий службы и быта), обеспечивающие выполнение возлагаемых государством и обществом на офицера задач.

Новая система прохождения службы должна иметь свою официальную главную цель и идею - поддерживать способности офицерского корпуса России, в количественном и качественном отношении и в профессиональном и нравственном аспектах, к успешному управлению войсками в современной войне, и на все более высоком уровне военной организации государства, при этом "… быть справедливой, продвигать лучших и давать место и шанс ветеранам".

Это так же значит, что для того, чтобы офицерский корпус России приобрел необходимые и новые профессиональные качества, система прохождения его службы должна определять (и создавать) условия для реализации своей главной цели.

Важным являются базовые принципы работы этой системы.

Нам представляется, что только Гласность и очевидная Справедливость выдвижений офицеров способны лишить Армию значительной часть ее современной коррупционности и сделать ее по настоящему профессиональной и престижной корпорацией.

Кроме того.

Как известно, одной из задач модернизации ВС РФ, объявленных Министром Обороны, является "сокращение численности генералитета, с тем, чтобы, как следует из опыта других армий, один генерал приходился не менее чем на тысячу человек".

За свою долгую службу Родине, мы неоднократно переживали подобные компании по "сокращению генералов", и надо сказать, что все они кончались только тем, что "уходили лучших" генералов, а худших - становилось все больше.

Не обсуждая, мягко говоря, не очень удачный, на наш взгляд, вариант самого такого "критерия", не могу не констатировать тот очевидный факт, что на боеспособность Армии прямо и однозначно влияет не количество генералов, а их качество.

Профессионалы знают, что в самих войсках исторически установилась необходимая, достаточная и обоснованная структура рангов и воинских званий, где все генеральские должности "считаны", понятны, функциональны и необходимы, так как только эти звания и являются символом престижа, целью и критерием успешной профессиональной карьеры любого офицера, в то время, как "вал генералов" характерен исключительно для Центрального аппарата Мо РФ и Генерального штаба.

Тем не менее - "команда дана", "предложения выработаны" (правда неясно кем и каким образом), и … "будем сокращать".

Мы уверены, что в первую очередь будут страдать учреждения военного профессионального образования, например: начальникам кафедр военных академий предложено стать "полковниками"; начальникам факультетов - "полковниками"; и даже начальникам суворовских военных училищ - "полковниками" (что вообще особенно непонятно, так как всем очевидно, что для мальчишек-суворовцев "батей" должен и может быть только генерал) и так далее, чего, на наш взгляд, нельзя делать в принципе, так как - сильно сэкономить на этом нельзя, а экономить на будущем Армии - грешно.

Конечно, эта мера несколько сократит число генералов, но зато: резко и необратимо снизится потенциал ученых, воспитателей и преподавателей в учреждениях военного профессионального образования; прекратиться приток в академии офицеров из войск; снизится общий уровень военной науки, культуры и образования; ухудшится качество учебного процесса и управляемость им, и так далее, тогда - зачем это делать(?)..

Другими словами - сокращение должностных категорий в системе военного профессионального образования, приведет к ощутимым потерям, а ухудшающаяся ситуация в нем, как обычно и довольно скоро, потребует возвращения в исходное положение, тогда - зачем это делать сейчас(?).

Мы не должны допустить этого в Армии, иначе уподобимся тем "реформаторам", которые провозгласили административную реформу, развалили систему исполнительной власти страны, а потом "ушли от нее", оставив после себя пепелище недееспособных административных структур.

Нам представляется, что надо сокращать не бесправных военных ученых, то есть тех, кто за себя перед Министром постоять не может, а именно тех самых "штабных", которые "под шелест бумаг, плодятся делением, но свои".

Все эти примеры говорят только о том, что необходимо срочно менять существо самих подходов к государственному военному строительству и систему прохождения службы офицерским составом Армии.

5. Главной тенденцией жизни войск является все большая экономическая нищета и все большая депрофессионализация офицерского состава Вооруженных Сил.

Мизерные увеличения денежного довольствия офицеров в эпоху инфляции только подчеркивают их нищету.

Экономическая нищета уже заставила большую часть молодых офицеров (90% курсантов старших курсов военных институтов и 80% слушателей военных университетов) совмещать учебу и службу с коммерческой деятельностью, что гибельным образом сказывается на их профессиональной подготовке, боеготовности войск и способности Вооруженных Сил вести боевые действия, и, в целом, к их разложению и деградации как профессиональной специальной государственной корпорации.

Эта физическая нищета связана так же и с тем, что само денежное довольствие офицерам начисляется исторически умозрительно и не имеет никаких, сколько ни будь логических экономических обоснований.

Практически основным вопросом (и проблемой) офицерского корпуса России является проблема его денежного содержания.

Мы считаем, что с изменением системы прохождения службы офицерским составом должна быть радикально изменена система определения самого этого содержания, а в нем - его Тарифная сетка и система начисления денежного содержания.

Не секрет, что сегодня наша власть (включая высших чиновников Министерства обороны и депутатов Парламента страны) считает своим выдающимся достижением - приравнивание денежного содержания офицеров к соответствующему уровню гражданских чиновников государственной службы. Конечно и за это спасибо, но, тем не менее.

Мы считаем, что денежное содержание (оплата труда) военнослужащего (его служба государству), должна рассчитываться (формироваться) исходя из учета следующих факторов, имеющих четкое финансовое наполнение:

1. неснижаемая общегражданская основа - не менее трех - пяти максимальных национальных прожиточных минимумов (например, в городе Москве) на самого офицера и по одному - на каждого члена его семьи, - устанавливается Законом РФ;

2. постоянные значения выплат за воинское звание и занимаемую должность, в зависимости от Вида Вооруженных Сил и так далее - устанавливаются Указом Президента РФ;

3. специальные выплаты за выслугу лет, с соответствующими коэффициентами районов службы - устанавливаются Приказом Министра обороны РФ;

4. специальные выплаты за специфику службы ("командирская надбавка" до командира дивизии включительно, "преподавательская надбавка" в учреждениях военного профессионального образования начиная от суворовских училищ и кадетских корпусов, секретность, участие в боевых действиях и так далее) - устанавливаются Приказом Министра обороны РФ;

5. специальные персональные постоянные и единовременные выплаты за качество службы военнослужащего:

а) специальные выплаты за личные успехи в службе - за каждую государственную награду; за каждую степень профессиональной классности, при производстве в старшие офицеры и генералы - устанавливаются Приказом Министра обороны РФ;

б) персонально определяемое базовое денежное содержание за качество службы в части - устанавливаются на каждый период обучения (по итогам проверок боевой подготовки) Приказами Главкомов на ТВД (Военных округов и Флотов) по решениям командиров частей и по представлению офицерских собраний этих частей в размерах: неснижаемого минимума (три максимальных национальных прожиточных минимума), среднего уровня (четыре максимальных национальных прожиточных минимума), максимального уровня (пять максимальных национальных прожиточных минимумов); формируются из специальных наградных фондов командований различного уровня.

в) специальные выплаты и пособия (подъемные, квартирные, продпутевые, компенсационные, по случаю рождения каждого ребенка и так далее) - устанавливаются соответствующими приказами от Министра обороны, до Главкомов Видов Вооруженных Сил.

Все эти расчеты производятся заранее (со временем индексируются) и закладываются в соответствующие бюджеты.

Надо сказать, что наши собственные прикидки возможных значений реальных сумм денежного содержания офицеров согласно этой методики, дали нам следующие максимальные значения в рублевом эквиваленте в один месяц: на одного младшего офицера - порядка тридцати тысяч рублей; на одного старшего офицера - шестидесяти тысяч рублей; на одного генерала - порядка девяноста тысяч рублей.

Эти расчеты говорят не о том, что нужно все отвергнуть как нереальное, а наоборот, после оптимизации самих расчетов, искать пути их реализации, так как мы твердо убеждены в том, что дешевая армия не может быть боеспособной, а нищий офицер может представлять угрозу национальной безопасности страны.

Нам представляется важным, чтобы при разработке новой тарифной сетки денежного содержания офицеров были учтены следующие соображения: все офицеры имеют разные личные способности и успехи, и поэтому их труд должен оплачиваться дифференцированно, и это нормально; офицерская тарифная сетка не должна быть приравнена к соответствующей гражданской, так как труд военного и гражданского человека несоизмеримы в принципе; при установлении самих тарифов и разного рода надбавок, их разработчики должны отчетливо понимать, что должностные тарифы (как и оклады по воинским званиям, выслуга лет, командирские и другие выслуги, а также неснижаемая общегражданская основа) являются основой пенсионной базы офицеров и, поэтому, должны иметь соответствующее денежное наполнение.

При этом крайне важным является прозрачность начисления каждому офицеру его персонального денежного довольствия, и, безусловная точность и гарантированность его выплаты.

Надо сказать, что существует и другая система начисления денежного содержания. Эта система "почасовой оплаты труда", характерная для Запада, учитывает, в основном, квалификацию работника, измеряемую в "долларах в час" (в США, для работников квалифицированного труда не бывает меньше пяти долларов в час) и продолжительность рабочего дня.

В качестве примера использования этой методики можно предложить следующее.

Если квалификацию офицера учитывать в "звездах очередных званий", установить продолжительность рабочего дня: для офицеров тактического звена (до дивизии включительно) - двенадцать часов в сутки; оперативного - десять часов; стратегического звена - восемь часов, и начислять заработную плату прибавляя по одному доллару (или в рублях по текущему курсу) за каждую очередную звезду в час рабочего дня (начиная со звания "старший прапорщик"-"младший лейтенант"), то мы можем получить картину и объемы денежного содержания, так же позволяющую офицеру вести достойную жизнь и выплачивать при этом все социальные налоги. Могут быть рассмотрены и другие методики расчетов.

Очевидно, что столь серьезное финансовое наполнение службы офицера должно снять все разговоры о "контракте".

Мы считаем, что офицер, выбравший своей судьбою служение Родине на воинском поприще, должен делать карьеру и строить свою жизнь в рамках Армии как государственной военной профессиональной корпорации, то есть отдавать службе в ней всего себя и все время службы.

Это значит, что после принятия Офицерской присяги (после получения базового военного профессионального образования и прибытия в часть) он официально считается офицером профессионалом и Государство его содержит.

Контракт на службу может заключаться только со специалистом на определенный срок и на производство определенных работ, в том числе и на не основных офицерских должностях, в этом случае Государство выплачивает специалисту, оговоренную контрактом, заработную плату.

6. Профессиональное военное образование.

Состояние профессионального военного образование в России сегодня оценивается нами как неудовлетворительное.

Анализ и точное знание современного состояния профессионального военного образования как системы обучения, и воспитания командного состава Армии всех уровней, позволяет нам с горечью констатировать следующее.

На сегодняшний день в России нет военно-научных школ как направлений национальной военной теоретической мысли и современной военной практики.

Нет научных школ связанных с именем признанного национального военного философа, стратега, ученого или военачальника, как, к примеру, эти школы исторически связывались с великими именами - Петра I, Петра Румянцева - Задунайского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Драгомирова, Дмитрия Милютина, Михаила Скобелева, Николая Юденича, Андрея Снесарева, Александра Свечина, Константина Жукова и так далее.

Нет научных школ в большом смысле, то есть в смысле военно-научной школы как основного течения военно-научной мысли государства отражающего смысл, задачи и философию предназначения его военной компоненты государства.

Сегодня российская Армия не имеет своей собственной национальной военно-научной школы, что означает отсутствие у нас и своего собственного современного национального Российского военного стиля.

Нам представляется очевидным, что сам факт отсутствия интереса государства (да и самой Армии) к поиску национального Большого военного Смысла, своим итогом имеет отсутствие национального военного Стиля.

Национальный военный стиль - есть, та самая главная родовая военная особенность государства, которая была так блестяще выражена в победоносном Большом русском военном стиле и в Большом советском военном стиле, и который, как нам кажется, еще до сих пор сохраняется под развалинами Советской армии, и, в принципе, может быть восстановлен, если, конечно, будет востребован государством.

Это значит, что у нашей современной военной мысли нет своих собственных представлений о направлениях развития военного дела, а значит, и нет своих представлений о задачах и идее профессионального военного образования.

Без полной определенности в этих важнейших вопросах, невозможно качественно готовить современный руководящий состав Армии и Государства.

Конечно, главной причиной такой ситуации, является - отсутствие у России официально принятой национальной государственной идеи и, адекватных ей, Национальной стратегии и национальной военной доктрины.

Но имеются причины меньшего масштаба, к которым мы относим следующие.

а) Анализ отечественной военной истории позволяет нам сделать вывод о том, что - военное образование в России и СССР было удовлетворительным потому (и до тех пор), потому что им лично занимались первые лица государства - Цари и Генеральные секретари.

Мы хорошо знаем, что сегодня этим вопросом не занимается практически никто из руководителей такого уровня. Все те, которым положено заниматься этой проблемой по должности - не имеют ни соответствующего уровня знаний, ни опыта, ни авторитета в Армии, ни своих собственных взглядов на существо проблем, ни, что самое печальное, даже желания вникнуть в суть дела, а тем более осмелиться принять самостоятельное решение и нести за него ответственность.

Дальнейшее отсутствие руководства этим вопросом со стороны высших должностных лиц государства и Армии, неизбежно приведет к разрушению остатков военных научно-образовательных структур и учреждений профессионального военного образования, к вырождению национальной военной мысли, а так же к утрате необходимого качества всем высшим командным составом Армии и Государства.

Этот процесс в России стал уже наблюдаемым, в виде открытого заимствования чужих (и чуждых нам) взглядов, подходов и методик военно-научного анализа и профессиональной подготовки, и попыток их внедрения в национальную образовательную (и не только) ткань.

К сожалению, этот процесс идет одновременно с полным пренебрежением к нашему национальному историческому военному опыту, и при игнорировании современного боевого опыта Армии.

б) В Армии практически отсутствует собственная современная информационная военно-научная база и сеть военно-научных изданий.

Ужас положения усиливается тем, что военно-научные структуры и учреждения профессионального военного образования страны, не только не связаны в современную единую информационную сеть, но и в течение уже более десятка лет, не имеют доступа (по бедности и не только) даже к открытым зарубежным военно-научным источникам.

в) Профессорско-преподавательский состав учреждений военного профессионального образования не имеет возможности вести свою работу последовательно и качественно.

Он комплектуется случайными людьми (по принципу наличия квартиры в городе), экономически обеспечен безобразно, стимулов к совершенствованию своего труда не имеет.

г) Анализируя состояние системы профессионального военного образования России, мы пришли к нескольким важным выводам, относительно состояния и необходимых изменений в системе национального профессионального военного образования.

1. Нам представляется, что эта система не имеет адекватной современным условиям, национальной "идеи" профессиональной военной школы.

Чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня (в том числе конечно и военная), в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

Мы убеждены, что существующая "модель" - устарела, современным условиям и задачам развития России и ее Вооруженных Сил не соответствует.

Может быть, именно по этому существующая система профессионального военного образования не способна воспитать и дать основы настоящего профессионализма своим учащимся, и заложить в них истинную воинскую этику, а попытка перестроить его исключительно на так называемых "общеобразовательных стандартах" привело только к тому, что военные училища и академии стали наименоваться (как бы в отместку армии) военными институтами и университетами, и выпускать не военных профессионалов, а бакалавров.

И дело здесь не в том, что наши государственные общеобразовательные стандарты плохи, а в том, что наша национальная система профессионального военного образования должна базироваться в первую очередь - на серьезной и глубокой гуманитарной (либеральной) составляющей учебных программ, а также на своих собственных профессиональных военных стандартах.

Последнее утверждение имеет особое значение, так как российским офицерам никогда не придется быть участниками конкурентной борьбы на "международном рынка военного труда" в личном качестве, и их профессиональные качества никогда, и никто не будет оценивать по стандартам военного образования, к примеру, Вестпойнта.

Это значит, что государственные образовательные военные стандарты необходимо разрабатывать и утверждать самим Министерством обороны России исходя их нужд обороны страны и задач Армии, и лишь в какой то мере учитывать рекомендации Минобразования, так как решать - что соответствует понятию "национальная профессиональная военная школа" (в том числе и "высшая"), а что - нет, могут и должны только и исключительно сами военные профессионалы.

В свою очередь, это даст нам все основания:

  • насыщать учебные программы учреждений профессионального военного образования необходимыми предметами обучения;
  • составлять учебные планы и программы исходя их необходимого нам количества учебных часов и лет обучения, избегая пагубной "интенсификации процесса" взамен качества учебы;
  • а так же привлекать к обучению курсантов и офицеров лучшие научные силы страны.

Все это будет обеспечивать высочайший уровень национальной военной школы, обучаясь и воспитываясь в которой, офицерский корпус России будет гарантированно и по определению, хорошо образован.

Наше видение "идеи" профессиональной национальной военной школы таково.

Мы считаем, что профессиональное военное образование должно иметь конкретную деловую цель, а каждая его ступень (уровень) должна приводить нормального воспитанника (офицера) к следующему (очередному) уровню его служебной или государственной карьеры.

Российская профессиональная военная школа - должна готовить военных профессионалов способных воевать (в терминах С. Хантингтона - "управлять насилием") и, в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

Это значит, что вся система профессионального военного образования должна готовить своих питомцев как:

  • военных профессионалов способных и умеющих воевать успешно, то есть "установленных на победу", то есть как победителей;
  • высокого уровня, государственно социализированных и ответственных, системных управленцев (менеджеров);
  • безусловных и просвещенных патриотов России;
  • духовно-нравственных и во всех отношениях здоровых людей.

Такая базовая "идея" Российской профессиональной военной школы подразумевает, что ее выпускники (кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин) должны:

  • получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
  • обучаться кодексам поведения (житейским правилам службы и воинского общежития) в их идеальной этической трактовке, в том числе и "правилам и обычаям войны" как собственно вооруженной борьбы, другими словами они должны обучаться умению жить и служить, как подобает российскому офицеру;
  • система профессионального военного образования должна воспитывать у них "критическое нравственное чутье", то есть умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
  • обеспечивать воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее;
  • давать (на примере нашей национальной истории) полное представление о месте и роли армии в государстве и обществе, и о роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
  • давать достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее;
  • а так же, о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого);
  • давать самое полное представление о боевом опыте и современном состоянии зарубежной и национальной военной мысли.

Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт и государственный заказ для национальной профессиональной военной школы должен распространяться не только на уровень профессиональных знаний выпускников, но и на высокий уровень их личной культуры, нравственности и воспитанности, при однозначной патриотической государственной социализации, профессиональной и корпоративной пригодности.

С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания, с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели, с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.

7. О роли культуры в Армии.

Роль культуры в воспитании нравственных чувств бойца - основная, так как только культура воспитывает ценности, в то время как сегодня делается упор на психологию, что тоже неплохо, но дает только функциональную пригодность, что является явно недостаточным при формировании нравственной силы бойца.

Культура и нравственность бойца формируется через воспитание его чувств

Но сегодняшняя жизнь в гарнизонах ужасна не только своей физической нищетой, но и тем, что офицеры и их семьи "дичают". Это "дичание" происходит оттого, что им, в буквальном смысле слова, не только негде, не на что, но и нечем жить, то есть - им нечего читать, нечего смотреть, нет глубоких и интересных тем для общения, нечем занять своих детей и себя в свободное время - собственная жизнь в гарнизонах не интересна.

Но мы помним те времена, когда военные гарнизоны были центрами культуры в своих регионах, были центрами нравственного и образовательного притяжения, когда в них было спокойно и достойно жить, и когда в гарнизоны ездили (и бесплатно, потому что так было принято) все великие артисты.

Раньше, для офицеров издавались специальные серии книг. До Великой отечественной войны - "Библиотека командира" - тридцать книг западных военных классиков (Мольтке, Шлифен, Клаузевиц и так далее), и занимался этой работой сам Александр Свечин, а государство находило для этого деньги и возможности. В СССР издавалась "Библиотека офицера". Сегодня ничего подобного нет - никто ничего серьезного не выписывает, не читает, не смотрит и не слушает. Сейчас, вся чувственная сфера бытия Армии выхолащивается безнравственной практикой армейского бытия, что рождает всеобщий скепсис, и это уже стало опасным для общества. Отсутствие, глубокой внутренней культуры офицерского корпуса (которую должны давать гуманитарная составляющая профессионального военного образования и корпоративная военная этика Армии) уже привело к тому, что отношение офицеров к своим подчиненным носит бездушный и безразличный характер, что и порождает то казарменное хулиганство, которое в обществе назвали "дедовщиной". Но спасение от "дедовщины" лежит не в "контрактниках", а в высоком уровне личной культуры и нравственности корпоративной этики офицерского корпуса России.

Это значит, что государство и общество обязаны взять и эту сферу под свой контроль.

8. Главные вопросы. Создание профессионального офицерского корпуса и добровольно-контрактного корпуса младших командиров (сержантского состава) Армии.

А. Офицерский корпус России всегда являлся и всегда будет основным носителем и защитником национальной государственной идей России.

Он всегда был и будет на острие политической борьбы как внутри России, так и в борьбе за ее внешнее могущество.

История России учит, что если (в трудных исторических ситуациях) выстоит ее офицерский корпус, то выстоит и Армия, а значит и сохранится (спасется) сама Россия.

Это значит, что спасение и сохранение офицерского корпуса России и поднятие его качества, является важнейшей задачей и государственной военной реформы, и важнейшей задачей нашей государственной власти.

Анализ национального исторического наследия по этому вопросу говорит о том, что поднятие качества офицерского состава включает в себя решение нескольких основных задач, которые не смогла (или не хотела) решить российская государственная власть на протяжении последних полутора веков. Вот они:

  1. достойное материальное обеспечение жизни офицера от начала службы до старости, пенсии и смерти;
  2. устранение унизительных условий офицерской службы;
  3. установление справедливого порядка чинопроизводства и назначения на должность (по заслугам и способностям);
  4. освобождение от несвойственных функций и сосредоточение на боевой подготовке и боевой деятельности;
  5. воспитание и глубокое профессиональное и широкое гуманитарное образование офицеров, в духе требований великих русских полководцев и современного военного дела, в том числе и через систему самообразования офицеров, то есть их обязательной, контролируемой командованием и офицерскими собраниями частей (превращение офицерских собраний частей в школу плановой самостоятельной подготовки);
  6. развитие в офицерской среде профессиональной корпоративности, высокой профессиональной этики, инициативы и самостоятельности;
  7. поощрение службы в строю;
  8. придание офицерской деятельности характера привлекательной, престижной и интеллигентной профессии;
  9. создание корпуса унтер-офицеров (младших командиров, сержантов) как надежных помощников офицеров;
  10. сбережение жизней кадровых офицеров в случае войны;
  11. гарантия обеспечения государством достойного уровня жизни семьям офицеров в случаях их смерти или гибели и другие.

Мы считаем, что это есть почти исчерпывающая программа.

Б. Проблема качественно подготовленного кадра младшего командного (унтер-офицерского) состава не была решена в Российской армии так же в течение последних полутора веков. Попытки создания крепкого кадра младшего командного состава через институт сверхсрочнослужащих в Советской армии так же не привели к успеху, так как этот институт, уже начавший давать положительные результаты, был грубо и поспешно заменен на институт прапорщиков, нежелание заниматься которым со стороны высшего командного состава Вооруженных Сил привело к его вырождению и дискредитации.

Тем не менее, отсутствие добровольно контрактного, то есть "профессионального" корпуса младших командиров в Армии России является ее тяжким недугом и общим недостатком, не дающим возможности организации нормальной воинской службы сегодня и делающим невозможным реальное реформирование нашей Армии завтра.

Младший командный состав частей и подразделений, то есть "военные специалисты" - составляет костяк Армии, так как именно на них лежит основная нагрузка обучения переменного состава (солдат срочной службы), ежедневного руководства его бытом, непосредственного воспитания солдат как боевых специалистов и бойцов.

Анализируя результаты поражения России в Первой мировой войне А. Снесарев, в этой связи, писал: "Прапорщик запаса - это слабо подготовленный унтер-офицер, не имеющий за собой стажа продолжительной военной службы, у него есть известный порыв, но нет той выдержки, того военного опыта, тех отборных моральных качеств, которые мы вправе требовать от унтер-офицера. У него нет ни того доверия к начальникам, ни той привязанности к своей части, которые так выгодно отличают унтер-офицеров… Римский центурион завоевал весь мир. Унтер-офицер французской революции побывал во всех столицах континента. Русский унтер-офицер получил высшую оценку за гражданскую войну. Дальнейшая ставка должна быть на унтер-офицера…. Государству нужно от унтер-офицера 12-15 лучших лет его жизни. Оно получит выдающийся унтер-офицерский состав, если не замурует его в должности отделенного, а откроет ему возможности движения вперед. В конце службы унтер-офицеру должен быть обеспечен переход на гражданскую службу, на должности не ниже известного разряда. Целый ряд таких должностей должен быть забронирован за увольняемыми унтер-офицерами. Если унтер-офицер сумеет использовать свой досуг для самообразования, перед ним открыты двери военной академии и на высшие должности в армии… От правильного решения унтер-офицерского вопроса зависит судьба побед и поражений в будущей войне…"

В целом это значит, что задача формирования добровольно-контрактного корпуса младших командиров является одной из приоритетных задач реформы Вооруженных Сил России. Эта задача может быть выполнена только тогда, когда система службы младшего командного и офицерского состава Армии позволит сержанту сделать служебную карьеру в рамках своей специальности и профессии.

Кроме того, младшие командиры, это наименее подвижная часть и, одновременно, наиболее укорененная в места дислокации, часть постоянного состава Армии, так как они, как правило, служат и делают свою карьеру в своих частях, в рамках своей специальности, и в местностях своего проживания. Очевидно, что именно там они и должны быть наняты на службу по контракту, что может серьезно облегчить Армии и государству решение жилищной проблемы.

Кроме того, необходимо понять, что из большой, но плохой армии сделать не большую, но хорошую, путем ее радикального сокращения - невозможно, а из маленькой качественной армии сделать неплохую большую - возможно вполне, если будет существовать ее качественная профессиональная основа.

Профессионалы - офицеры и специалисты - младшие командиры составляют костяк и основу Армии, и только уровень их подготовки и обеспеченности определяет, в основном, уровень боеспособности Армии, а значит и силовой компоненты национальной обороны государства.

Это значит, что, несмотря на глубокие сокращения армии, приоритетом военной реформы и основной насущной задачей государства, должно стать спасение ее профессиональной основы - офицеров.

Этого можно достичь, в том числе и путем создания чисто офицерских подразделений и частей, в качестве Организованного резерва армии.

Необходимо принять срочные меры по созданию экономических условий престижности воинской службы, главным образом в направлении предупреждения дальнейшей люмпенизации профессиональной основы армии - офицеров и прапорщиков (младших командиров).

Это значит, что нужно срочно решить проблемы собственности этого "служивого слоя" путем обязательного бесплатного выделения им в собственность участков земли (по их желанию) и строительства жилья строящегося за время их службы и в выбранных ими местностях, частично за счет льготных государственных ссуд, частично за счет средств самих офицеров и прапорщиков, аккумулируемых на специальных счетах ежемесячно с момента получения первого денежного содержания после подписания соответствующего служебного контракта, или начала службы.

Эти и другие подобные меры в решении проблем собственности, позволят не только "привязать" офицеров к службе, но и создать крепкую основу столь необходимого России национально и государственно-ориентированного среднего класса.

Тем не менее, настоящий профессионализм дается только опытом, то есть долгой службой и образованием. В настоящее время, профессионализм нынешнего российского офицерского корпуса во многом утрачен, а его уровень продолжает снижаться.

Нам представляется, что это происходит потому, что система прохождения службы офицерским составом Армии нуждается в радикальных изменениях.

9. Генетика Армии.

Необходимость новых подходов к вопросам военной реформы в России сегодня уже осознается практически всеми, но существо этих подходов еще скрыто от сознания нашей политической, военной и чиновничьей элит, которые (в силу недостатка образования и профессионализма) продолжают говорить, одни - о структурах и сокращениях, другие - о "профессиональной" армии и альтернативной службе, третьи - о новой технике и боевой подготовке, и все - о недостатке денег.

Конечно, все это крайне важно для Армии, но анализ военной истории государства российского, говорит нам о том, что мощь и качество Армии зависят не столько от ее численности, структуры и наличия современных вооружений, а главным образом от ее генетики.

Генетика Армии включает: ее национальные исторические корни; уровень ее профессионализма (то есть - качество ее профессионального "карьерного" офицерского корпуса и высшего командного состава, а так же качества добровольно - контрактного корпуса младших командиров и специалистов); государственную идеологию воинской службы; высокий уровень ее профессиональной корпоративной этики; определенность задач, места и роли Армии в государстве и обществе; и их контроль за силовой сферой государства.

Нам представляется очевидным, что именно эти направления и должны быть приоритетными в нашей государственной военной реформе.

10. Новое победительное и нравственное качество Армии - есть главная цель реформы Вооруженных Сил России.

Основными общими направлениями в развитии армий как профессиональных государственных корпораций, можно считать: все большую их профессионализацию; все улучшающееся их собственно профессиональное военное качество, формируемое, главным образом, за счет резкого улучшения качества младшего командного, офицерского и высшего командного состава, и все более совершенного вооружения; и все более сокращающийся (за счет качества) их количественный состав.

Чтобы иметь возможность эффективно решать вопросы своей национальной безопасности и дальнейшего развития, мы должны "наверстать" упущенное и пройти этап "профессионализации" армии, так как в истории своей его так и не прошли, и на этом пути, у нас нет более важного дела, чем - поднятие качества офицерского корпуса России.

В целом, главными задачами России в проведении государственной военной реформы являются:

1. Создание Армии как престижной профессиональной государственной военной корпорации, основанной на профессиональной военной этике;

2. Создание условий достойной жизни и службы постоянного состава (то есть профессиональный офицерский корпус и добровольно-контрактный корпус младших командиров и специалистов) Армии;

3. Воспитание народа в духе просвещенного патриотизма и любви к своей Армии, и воспитание просвещенного корпуса офицеров и высшего командного состава, как олицетворение национального достояния России.

Позволю себе следующее категорическое заявление, если и сегодня Россия и ее Вооруженные Силы, не найдут в себе сил и возможностей решить наконец эти проблемы, то есть - сформировать корпоративный дух армии и создать ее самые важные и базовые компоненты, а именно - профессионально-кастовый офицерский и добровольно-контрактный младший командный состав, как единственных носителей традиций, духа и этики армии - наша военная реформа будет так же неуспешной, независимо от того, каких средств и жертв потребует от государства и всех нас сам процесс реформ.

Мы уверены, что решение только этих проблем уже даст Армии России необходимое новое качество, поэтому они и должны решаться в первоочередном порядке.

Таким образом, сегодняшние Вооруженные Силы России, находятся в состоянии "выживания", а вернее - полного бездействия и профессиональной деградации, которая объяснима не столько экономическими трудностями страны, сколько бездарностью управления ими.

Важность и масштабность проблем государственной военной реформы в России (в том числе и подбора офицеров и высшего командного состава Армии) таковы, что ее решение возможно только при включении в этот процесс всей мощи государства и, безусловно, лично Президента России, а так же принципиально другой организации самого процесса реформы.

***

В ЦЕЛОМ.

1. Центр тяжести государственных усилий в военном строительстве и модернизации Вооруженных Сил России, должен быть перенесен:

  • в плане развития группировок и инфраструктуры - за Урал, то есть - в Сибирь, на Дальний Восток и Тихий океан, а так же на нашу южную границу.
  • в плане развития средств войны: на развитие гражданского и военного космоса, средств разведки, связи, информационной войны, РЭБ, средств ведения боя в особых условиях, и средств стратегической мобильности; на качественное и количественное наращивание морской составляющей СЯС и их подвижных наземных комплексов; на формирование мощной объектовой ПВО и ударных ВВС; на создание группировок сил мирного времени, способных решать весь комплекс задач недопущения и отражения агрессии без дополнительного развертывания;
  • в плане международных переговорных процессов - на увеличение перечня действий и состояний зарубежных государств в различных сферах их функционирования, автоматически приводящих к состоянию войны и применению Вооруженных Сил России; на формирование принципиальных возможностей создания нужных нам военно-политических альянсов, а так же систем региональной безопасности с участием России; не вести переговоров, прямо или косвенно, ведущих к снижению или ограничению возможностей СЯС и к снижению возможностей России в проведения стратегического маневра в военно-политической сфере; на усиление миротворческой роли и деятельности России в мире;
  • в плане общеполитических государственных решений: на увеличение численности населения страны; на скорейшую разработку и принятие программ освоения и заселения пространств Сибири и Дальнего Востока; на воссоздание в этих регионах (и везде в пограничье России) казачества, как особого служилого сословия и иррегулярной части Вооруженных Сил России; а так же на сохранение способности ее экономики к самодостаточности, а государства и нации к большим мобилизационным напряжениям;
  • в плане общего облика Армии: на формировании Вооруженных Сил России как мощной региональной Евразийской военной силы с компонентами глобального воздействия; как совокупности добровольческой регулярной стратегически мобильной и качественной армии, территориальных военных формирований, организованного резерва видов вооруженных сил и иррегулярных (местных) военных компонентов, объединенных совокупностью профессиональных задач, и функционирующих в качестве государственной профессиональной военной корпорации; на строительство Армии как социально престижной организации, играющей мощную патриотическую и интеграционную роль в российском обществе;

2. В плане формирования внутренних констант Армии, основные усилия военно-политического руководства государства должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

  • главной задачей модернизации Вооруженных Сил России является - создание качественного профессионального офицерского корпуса и добровольно-контрактного корпуса младших командиров (сержантского состава) Армии. Профессионалы - офицеры и специалисты - младшие командиры, составляют костяк и основу Армии, только уровень их подготовки и обеспеченности определяет, в основном, уровень ее боеспособности, а значит и дееспособность силовой компоненты национальной обороны государства;
  • формирование государственной идеологии воинской службы и профессиональной военной корпоративной этики офицерского корпуса Армии, так как Армия в принципе может и должна быть верна только своему национальному государству, а значит, обязана разделять, поддерживать и основываться на его национальной идеологии;
  • выведение Армии (войск) из рынка;
  • создание новой системы прохождения службы офицерским составом и системы его государственного обеспечения, которые автоматически обеспечивали бы: приток добровольцев в Армию; отбор и продвижение по службе самых достойных и действительно лучших представителей офицерского корпуса России; и снимали бы проблему качества высшего командного состава и его формирования;
  • важнейшей задачей модернизации Армии, является реформирование сферы военного профессионального образования, а также сбережение и развитие армейской культуры, как базовых основ строительства современной Российской армии.

3. В плане решения части проблем экономического обеспечения модернизации Армии.

Очевидно, что модернизацию Армии России невозможно осуществить в рамках существующего военного бюджета государства.

Мы считаем, что это вопрос национальных приоритетов и времени, так как когда будут приоритеты - будут и деньги, и государство обязано их изыскать.

Для того, чтобы решить эту важнейшую для судьбы России задачу, государству необходимо пойти на ряд мер, обеспечивающих экономические условия ее реализации.

Такими мерами могли бы стать:

  • введение (принятие федерального закона) однопроцентного всеобщего военного налога;
  • выпуск облигаций целевого военного выигрышного внутреннего государственного займа, с обязательным его размещением среди основных хозяйствующих субъектов национальной экономики;
  • взятие государством целевого (для нужд военной реформы) беспроцентного кредита у собственного Центрального Банка в размере нескольких миллиардов долларов;
  • создания Фонда обороны России для аккумуляции добровольных пожертвований граждан и национальных экономических структур на цели безопасности страны.

Эти средства должны быть истрачены только на четыре государственные программы:

  • увеличение денежного содержания военнослужащих;
  • строительство служебного жилого фонда для офицерского корпуса Армии (первоначально только в нескольких военных округах);
  • выдачи беспроцентных кредитов для приобретения военнослужащими жилья в личную собственность, и погашаемых государством по мере их службы, с тем, чтобы военнослужащий, честно прослуживший России 25 лет, имел бы свою квартиру в месте, выбранном им самим, и государство списало бы (выплатило бы за него) этот кредит, в том числе и досрочно, тот есть в качестве поощрения за успехи и подвиги по службе;
  • реформы профессионального военного образования.

Естественно, что необходимо точное знание того, что есть (осталось) в Армии, что ей надо, и осуществлять многосторонний и жестокий контроль за качеством расходования выделяемых средств.

В целом, все сказанное выше и является частью совокупной формулы Российской армии и ее реформы.

Хочу подчеркнуть, что для того чтобы реализовать эту формулу целенаправленными усилиями государства и быть готовой может быть к самой тяжелой в своей истории войне, у России есть не более 15-30 относительно мирных лет.

ВЫВОДЫ

  1. Мы беремся утверждать, что наша историческая судьба и будущее мира сегодня прямо зависят от качества Военной мощи России.
  2. Государственная военная реформа должна охватить все области, связанные с национальной обороной, военным и государственным строительством, и осуществляться по соответствующим направлениям планам и программам.
    Речь идет о военной реформе РФ как о принципиально новой модели взаимодействия военной сферы с экономикой, политикой и обществом в целом, в которой реформа Вооруженных Сил РФ является только ее составной частью.
  3. Должны измениться отношения Государства и Общества к Армии и ее офицерскому корпусу.
  4. Государство и Общество (особенно Правительство России) своими действиями должно не затруднять, а облегчать жизнь офицеров, не удорожать, а удешевлять их быт.
  5. Государство обязано никогда не делать Армию заложницей своих политических ошибок или делать ее виноватой в неудачах власти.
  6. Армия должна быть официально признана гарантом конституционного строя и Конституции России.
  7. Военную реформу нельзя отдавать в руки Министерства Обороны, это дело всего Государства, всех ветвей власти, всего Общества.
    Армию новой России надо создавать заново (что значит - не создавать новые сущности, а радикально менять ее качество и трансформировать ее высшие органы военного управления) и ее невозможно будет построить старым методом "бюрократических согласований".
  8. Государственную военную реформу в России могут осуществить только знающие существо проблемы и имеющие волю реформаторы, объединенные в особую президентскую структуру - штаб государственной военной реформы.
    Поиск и выдвижение таких людей, создание и поддержка штаба реформы, является главной задачей высшей государственной власти России, и ее Президента.
  9. Военную реформу невозможно осуществить в рамках существующего военного бюджета. Государство обязано изыскать на ее проведение дополнительные внебюджетные средства.
  10. Разумная, построенная на новых подходах и соответствующих программах, государственная Военная реформа - может быть единственно достижимое сейчас, и абсолютно необходимое условие успеха стратегии развития России. Без ее проведения, будущее страны - "не внятно". Новую Россию, и ее новую Армию надо создавать одновременно.

С чего начать.

В этом разделе мы остановимся только на ряде, на наш взгляд, необходимых начальных мер, требующих минимальных бюджетных расходов или не требующих их вообще.

Базисный пункт: Доктринальное определение функций и задач Армии, ее места и роли в Государстве и Обществе.

Далее:

  1. Создать полномочную президентскую государственную структуру для руководства государственной военной реформой.
  2. Ввести институт Уполномоченного по делам Вооруженных Сил и других войск Федерального Собрания Российской Федерации, с функциями контроля социальной сферы и морального климата в них (он может функционировать в качестве отдельной структуры или как функция комитета по обороне Государственной Думы), и иметь, в качестве обязанности, подготовку ежегодного доклада президенту и Парламенту РФ по вопросам своей компетенции. Предоставить Государственной Думе право проводить парламентские расследования.
  3. Использовать слушания по, соответствующим образом реконструированному, военному бюджету в качестве инструмента общественного (гражданского) контроля над силовой сферой государства.
  4. Юридически установить четкую систему периодической открытой отчетности и персональной ответственности высших должностных лиц государства и Армии за качество и ход исполнения принимаемых решений, за ход проведения военной реформы, за политическую и экономическую эффективность расходов на национальную оборону.
  5. Установить открытое конкурсное распределение исполнения государственного оборонного заказа и поставок средств жизнеобеспечения для нужд Армии.
  6. Провести тотальную инвентаризацию имущества, вооружения и собственности Армии, а также создать условия исключающих их разбазаривание и воровство.
  7. Очистить ряды Армии от лиц, скомпрометировавших себя профессиональной неспособностью, безнравственностью, стяжательством и коррупцией.
  8. Создать институт военной полиции как самостоятельную структуру системы военной прокуратуры, с одновременной ликвидацией института "командира как органа дознания".
  9. Радикально изменить систему профессионального военного образования. Сосредоточиться первоначально, на изменении только некоторых ее учреждений и разработку принципиально новых программ обучения в них.
  10. Сделать институт офицерских собраний частей, основой дееспособной системы воспитания, социальной и кадровой политики государства в Армии.
  11. Создать систему образцовых соединений, частей и гарнизонов, как систему точек роста и формирования новой корпоративной военной этики.
  12. Создать государственную идеологию воинской службы.
  13. Внести изменения в систему прохождения службы офицерским составом.
  14. Сосредоточиться на оптимизации смешанной системы комплектования войск и формировании добровольно - контрактного корпуса младших командиров и специалистов основных специальностей, определяющих боеспособность частей.
  15. Создать системы материального и социального обеспечения военнослужащих, гарантирующих общественную престижность военной службы. Изменить систему начисления денежного содержания военнослужащих.
  16. Создать систему информационного обеспечения военной реформы.
  17. Начальным условием гармонизации отношений между Армией и Обществом является развитие конструктивного диалога Государства и Общества по вопросам военной реформы.

Все вышесказанное, это только самые первые, граничные и не требующие серьезных материальных затрат меры, но это уже и есть военная реформа.

На наш взгляд, именно такие подходы к реформированию Армии, дадут ей ту новую генетику, которая может навсегда избавить Россию от национальных катастроф, вызванных ее недееспособностью, а так же от перманентного, бесцельного и эклектического реформирования.

Эти меры должны быть поняты, приняты и декларированы высшим политическим руководством страны, которое должно ввести их в государственную практику указами Президента России и системой нормативно- правовых актов.

Обсуждению с военным руководством может подлежать только механизм реализации этих мер.

Только после этого может проводиться эффективная военная реформа, и Россия, наконец, получит Армию, достойную ее величия.

***

Таков самый общий и далеко не полный анализ состояния страны в области национальной обороны. Очевидно, что устранение указанных выше недостатков и должно составить существо первых шагов Президента и Правительства России по действительному развертыванию государственной военной реформе. Это важно именно сегодня, так как сегодня Президент и Парламент страны явно улучшают свою профессиональную дееспособность, а значит, есть надежда на успешные действия государства, на их правовое оформление, и на скорые позитивные практические результаты самой государственной военной реформы.

В заключении, считаем необходимым отметить, что наша критика существующего военного строительства не должна трансформироваться в отрицание наметившихся позитивных изменений в отношении государства и общества к Армии, и тех усилий, которые сегодня предпринимаются Президентом и Министром обороны России для поднятия ее качества, тем более она не должна рождать настроения пессимизма и обреченности.

Но мы абсолютно уверены в том, что при принятии к действию наших рекомендаций, процесс становления современной Российской армии будет идти более быстро и в верном направлении, и что у России уже нет исторического времени делать "как всегда".

Пока существует офицерский корпус России служащий Отечеству и готовый положить за него свои жизни, пока есть люди способные к целеустремленной работе по совершенствованию Армии России, и пока народы страны видят в Армии свою последнюю защиту и надежду - Россия будет успешной и вечной державой, и пусть поможет нам Бог!