ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ ПУТИНУ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ

Об инициативе Минобразования РФ по
переводу суворовских военных училищ на
двухгодичный цикл обучения

Уважаемый товарищ Верховный Главнокомандующий!

По информации, полученной из Минобороны, в настоящее время находится в стадии принятия, на уровне Министра обороны и Министра образования РФ, решение о переводе всех суворовских и нахимовских училищ Минобороны, с трехгодичного на двухгодичный цикл обучения.

Это значит, что со следующего года, набор в суворовские училища будет осуществляться не после восьмого, а после девятого класса средней школы. Сегодня уже готовятся соответствующие организационные указания, как для училищ, так и для военкоматов.

Эти изменения инициированы Министерством Образования РФ, притом, что логика этой инициативы такова.

Во-первых. В России принята система школьного образования, включающая: начальную школу 1-4 классы; неполное среднее образование 5-9 классы; и полное среднее образование 10-11 классы. По окончании каждого цикла обучения, учащиеся сдают соответствующие экзамены и аттестуются для перевода к следующей ступени обучения.

Во-вторых. Существующий трехгодичный цикл обучения в суворовских военных училищах Минобороны с девятого по одиннадцатый класс, нарушает принятую Минобразования систему аттестации учащихся.

Так как воспитанники, поступая в училища после восьмого класса, не аттестуются по стандартам неполного среднего образования, то есть после девятого класса, то, по мнению Минобразования, это нарушает права учащихся на получение неполного среднего образования и удорожает саму их подготовку, чего Минобразования допускать не должно в принципе.

В-третьих. Минобороны, соглашаясь с этой логикой, в свою очередь, приводит свою.

Она заключается в том, что:

  • руководство Минобороны, как "по-настоящему государственные люди", не могут позволить себе "излишнюю роскошь" и "дорогую игрушку" в виде суворовских и нахимовских училищ, которые, в условиях недостаточного бюджетного финансирования, не только экономически убыточны, но и неэффективны, так как только 30- 40 %процентов их выпускников идут по прямому назначению, то есть в военные ВУЗы. Поэтому, целый год "экономии" на учебе воспитанников СВУ, позволит Минобороны "лучше использовать имеющиеся ресурсы";
  • сегодня в училища идут, в основном, дети обеспеченных родителей, которые этим "спасают своих чад от улицы", и которые никогда не будут служить в армии, поэтому и не надо их учить за счет государства лишний год;
  • так как воспитанники суворовских военных училищ, уже в своих стенах, видят бессмысленность и непрестижность военной карьеры, то они служить не хотят, а заставить служить их нельзя "ни кнутом, ни пряником", так как они по своему статусу по окончании училища, ни чем не отличаются от гражданских абитуриентов всех ВУЗов страны, включая военные;
  • переработка "всего массива учебных программ, планов и стандартов обучения не входит в планы Министерства обороны РФ", да и делать это некому;
  • это вообще не их инициатива, они просто реагируют на запросы Минобразования.

Первоначально, и в соответствии именно с такой логикой подходов к проблеме Минобразования и Минобороны все может показаться логичным и даже необходимым.

Но, обратившись к анализу самих этих подходов, мы не можем не увидеть их изначальную и почти неприкрытую порочность.

Так в чем логика "реформаторов" и "борцов за экономию бюджетных средств", и какой неизвестной "высшей" государственной целью можно объяснить, что они сокращают целый год государственной социализации воспитанников?

Ответ один - такой цели нет, так как государство заинтересовано только в том, чтобы образование было достойным, а социализация молодого поколения была однозначно патриотической и государственной.

Это значит, что логика "реформаторов" объективно заключается в том, чтобы, создавать видимость работы по реформе образования, и хотя, в конечном счете, это явно ухудшит его качество, но отвечать за неизбежный провал реформы они не будут.

Чиновники Минобороны, отвечающие за эту сферу, боясь, как всегда, за свои места, проявляют трусость и непонимание сути своих задач. Они не имеют собственного мнения, и не хотят трудиться, что может быть объяснено только тем, что их мнение годами не интересно ни Министерству обороны, ни государству.

Они, наверное, отдают себе отчет в том, что после двух лет обучения в СВУ - желающих служить в Армии России будет еще меньше чем после трех, но ничего такого, что могло бы переломить ситуацию к лучшему не делают, и просто "плывут по воле волн рынка", что само по себе ужасно.. Таким образом, Министерство обороны, так же объективно, является прямым пособником деградации Армии.

Почему в шестидесятые и семидесятые годы почти 90 % выпускников поступало в военные у ВУЗы?

Потому, что такова была заявка государства и Армии, и потому, что воспитанные патриотами с детства (с пятого класса), суворовцы не мыслили иной судьбы, чем в рядах защитников Отечества. Кроме того, суворовцы поступали без экзаменов сразу на второй курс Высших военных учебных учреждений.

Это было так, и именно это (конечно, в том числе и многое другое) делало нашу Армию и Страну великой.

Сегодня всего этого нет, поэтому и нет будущего у Армии, а значит, и у страны.

Так спрашивается, кто будет идти в Армию по велению сердца и служить в ней настоящим образом(?) - десятиклассник, уже вкусивший все "прелести капиталистического быта", проучившийся в суворовском училище два года и знающий наперед, что его место в какой-нибудь престижной "гражданской компании"(?), или тот кадет, который учился семь лет и, как говорится, "с молоком матери" впитал в себя любовь к Родине и желание быть ее защитником?

Ответ очевиден каждому нормальному россиянину.

Правда, такой ответ не устраивает, почему-то, ни Минобразования (что вообще можно понять, так как они люди гражданские и к защите Отечества с оружием в руках себя не предназначают), ни, что вообще непонятно, и Министерство обороны РФ, которое просто лично отвечает за внешнюю и внутреннюю безопасность России, и незыблемость ее конституционного строя.

Почему это именно так, то есть так бездарно и преступно - ответа у нас нет, но у нас есть полная уверенность в том, что так быть не должно.

Таким образом, вникая в смысл самих подходов, понимаешь, что дело идет о свертывании национальной суворовской школы как таковой, и грядущее сокращение обучения в ней - есть только первый шаг на этом пути.

Очевидно, что следующим шагом будет передача суворовских училищ из Минобороны в Минобразования. Мы уверены, что затем их ждет ликвидация, наверное, в связи с тем, что, по логики Минобразования, при широкой сети кадетских корпусов, содержание "дублирующих и малоэффективных структур среднего образования является экономически неоправданным, то есть является бессмысленной тратой бюджетных денег". Другими словами - рынок опять победит национальны интересы России и ее государственный разум.

Если говорить о национальной стратегии России, то мы должны объяснить руководителям государства, что решения в стратегии принимаются исходя и только из стратегических эффектов самого проекта или действий, но никогда - из расчета их стоимости. Все что делается наоборот, неизбежно ни к чему хорошему для страны не ведет.

К сожалению, мы уверены в том, что все эти инициативы и логика самих подходов к решению этой проблемы будет поддержаны Минобороны.

Эта наша уверенность основывается на том объективном факте, что в результате негативного кадрового отбора, ведущегося в Армии уже в течение пятнадцати лет, а так же всеобщего оторговления государственной военной службы, приведшей Армию в состояние стойкой профессиональной недееспособности, в ее руководстве практически не осталось военных профессионалов способных оценить, как несомненную и исторически доказанную необходимость и пользу национальной суворовской военной школы, так и людей, понимающих всю вредоносность самой мысли о ее ликвидации, а так же людей, лично не заинтересованных в освобождении для дальнейшей продажи больших массивов государственной собственности и дорогих земельных участков, еще находящихся сегодня в ведении Минобороны, и "используемых неэффективно", то есть не приносящих доходов лично им.

Нам представляется, что именно эта "экономическая составляющая" и является базовой причиной всех этих "согласованных инициатив".

У армейской общественности формируется устойчивая уверенность в том, что эти инициативы, их кулуарное рассмотрение и одобрение не случайны, и именно тем особенно опасны.

Именно на этот аспект мы обращаем внимание руководства страны и ее граждан.

Нам, военным профессионалам, прошедшим школу суворовских и нахимовских военных училищ и специальных военных школ есть, что сказать политическому руководству России.

Краткая справка.

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим Отечеством в 1943 году. За шестьдесят лет своей работы наши училища дали Родине около 150 тысяч ее лучших сыновей, до 10% которых отдали свои жизни Родине.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: более 60 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; одного народного артиста СССР; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, десятки чемпионов мира и десятки тысяч мастеров спорта.

Мы гордимся своей историей! Мы гордимся своей Родиной, воспитавшей нас, давшей нам возможность ей служить и защищать ее с оружием в руках! Мы все и всегда готовы это делать, и, каждый на своем посту, делаем это ежедневно.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

К сожалению, в начале шестидесятых годов прошлого века, политическим руководством страны было принято ошибочное решение о сокращении числа суворовских училищ и сроков обучения в них. Этим решением ликвидировалась блестяще себя проявившая Российская Суворовская военная школа, ее трехгодичные паллиативы оказались бессмысленными.

Мы считаем: что готовящееся сегодня решение о сокращении обучения в СВУ до двух лет, ведущее к ее профанации, а затем и уничтожению - является стратегической ошибкой, что гораздо хуже преступления, это акт национального предательства соизмеримого с разрушением церквей.

Сейчас необходимо не уничтожать, а воссоздавать нашу Российскую Суворовскую школу, что жизненно необходимо нашей России и нашей Армии.

Это значит, что необходимо, как минимум, восстановление нормального (семилетнего) курса обучения и воспитания в суворовских училищах, а так же сближение системы воспитания и обучения в суворовских училищах и кадетских корпусах Минобразования, и расширение их сети, что может также стать основой национального проекта Президента России.

Это нужно не только бывшим суворовцам и нахимовцам, но, прежде всего самой России и ее детям, то есть ее будущему.

Сегодня тысячи военных сирот и более миллиона беспризорных детей лишены не только нормального детства, но и разумного будущего. Если сегодня государство не найдет в себе силы и воли заняться их воспитанием, формируя из них своих достойных граждан, то скоро они займутся государством, но уже в криминальной сфере. Россия не должна отдавать свое будущее в руки преступников.

Мы понимаем, что сегодня Россия переживает трудные дни своего воссоздания, но в нашей истории так было, практически всегда, тем не менее, нам представляется, что в 1943 году обстановка была еще сложнее, так как шла Великая Отечественная война и до Победы было еще два года сражений, но наше государство именно тогда решило создать суворовские и нахимовские училища, чем спасти своих детей и создать базу для формирования элиты государства..

Нам представляется необходимым обратить внимание руководства страны на все более проявляющиеся тенденции деградации всего национального, в том числе и профессионального военного образования, и уничтожения самой возможности формирования государственно-ориентированной национальной элиты России.

Мы считаем важным и срочным делом Президента и Совета Безопасности Российской Федерации:

  • не допустить уничтожения национальной военной суворовской школы, заставить правительственных чиновников пересмотреть их подходы к реформированию системы суворовских (нахимовских, специальных) военных училищ, и определить направления ее развития по ее прямому предназначению - воспитывать просвещенных патриотов России, служащих своему Отечеству с детства;
  • осознать, что без кадров, подготовленных для себя самим государством, невозможна реализация ни одного национального проекта, невозможно само позитивное развитие России и ее национальная безопасность, и что кадры должны быть, не только профессиональны, но, безусловно, нравственны и государственно социализированы (что, по определению, не делается в Высшей школе экономики);
  • спланировать и начать работу по постепенному переводу всех Суворовских училищ Министерства обороны РФ на семилетний цикл обучения;
  • в целях лучшей координации учебно-воспитательного процесса в Суворовских (нахимовских, специальных) училищах и Кадетских корпусах Министерства Обороны РФ и Минобразования России - создать должность Помощника Президента Российской Федерации по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, которому поручить управление этим важнейшим процессом формирования национальной элиты России.

Прошу рассмотреть и принять решение.

Вице-президент коллегии военных экспертов,
Сопредседатель Московского суворовско-нахимовского содружества,
кандидат политических наук, выпускник Московского СВУ 1963 года,
генерал майор запаса
Александр Владимиров

21ноября 2005года, г. Москва