АРМИЯ Корни военной профессииКонцептуальные основы национальной системы военного образования Александр Владимиров Дать нашей армии необходимый профессионализм, выковать новую этику и обеспечить развитие фундаментальной военной науки может только специально выстроенная система профессионального военного образования. Как следует строить эту систему? Каковы базовые ступени такого образования? Кто будет учить и учиться в соответствующих заведениях? Предлагаем вниманию читателей возможную модель национального военного образования. Национальная система профессионального военного образования в России должна включать следующие основные ступени:
Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню образования. Начальное военноеСуворовские (Нахимовские) военные училища, лицеи и кадетские корпуса комплектуются в основном из детей военных и государственных служащих, а также сирот, "сыновей полков" и просто бездомных детей. Эти учебные заведения призваны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества, формировать понятия чести и долга. Любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию - не пустой звук для будущего военного и гражданина. Выпускники таких училищ должны гарантированно получать полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, отличные знания иностранных языков, а также прочные навыки владения компьютером на уровне хорошего пользователя и высокий уровень физической и психологической подготовки. Необходимо обеспечить учащимся и получение базовых навыков в управлении автомобильной и гусеничной техникой, владения стрелковым и холодным оружием, боевыми единоборствами. Выпускник должен уметь действовать в чрезвычайных обстоятельствах и управлять воинскими коллективами уровня отделение - взвод в мирное и военное время. Разумеется, обязан он знать и правила поведения в обществе. Каждое из полученных в ходе обучения профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом, дающим выпускникам право работы по полученным специальностям. Обучение целесообразно начинать с 10-11 лет, а продолжать в течение семи-восьми. Необходимо предусмотреть ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах - проведение войсковой стажировки. Профессиональная специализация каждого воспитанника может определяться в течение двух последних лет обучения на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования. Войсковую стажировку на последнем курсе разумно проводить в виде экзамена, учитывая при этом выбранную воспитанником специализацию. Выпускники Суворовских (Нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов имеют право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования. Построенное таким образом первичное (начальное) профессиональное военное образование обеспечит высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и продолжению службы в армии, а также конкурентоспособность на рынке труда. При необходимости и желании выпускника возможно принятие им на последнем курсе военной присяги и заключение контракта, обеспечивающего продолжение обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а в дальнейшем и воинской службы с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника. Офицеры-воспитателиУчебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством президента России, палат Федерального собрания РФ, министров силовых структур, главкомов видов Вооруженных Сил РФ, губернаторов провинций и серьезных финансовых и коммерческих структур. Затраты последних на создание соответствующей базы и поддержание достойного уровня "своих" учреждений, безусловно, не нужно облагать налогами. Особое значение необходимо уделять конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы. Главным критерием их отбора, кроме безусловно высокого уровня общей культуры и профессионализма, следует считать любовь к детям. Представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры, имеющие высшее образование, прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ, имеющие крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей. Речь идет о людях, не стремящихся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, но желающих и готовых служить и работать в СВУ долго. Новым важным направлением кадровой политики в армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе. В настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы, "состоит", а не "служит" в запасе. Продолжение службы автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени. Непременное условие назначения офицеров в систему СВУ - предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми. После Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военный институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ. Естественно, каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ. Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ таковы: начальник училища - генерал-майор, заместитель начальника училища - полковник, командир суворовской роты - подполковник, командир суворовского взвода - майор. Должностной оклад начальника училища должен быть приравнен к окладу командира дивизии, заместителя начальника училища - к окладу заместителя командира дивизии, командира суворовской роты - к окладу командира полка, командира суворовского взвода - к окладу командира батальона. Представляется также важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь и лично заинтересованными в совершенствовании воспитания в них. Высшие военные училища видов ВС РФНа наш взгляд, на получение базового военного образования следует отвести пять лет. Первые три года можно посвятить общему гуманитарному высшему образованию. Следует предусмотреть углубленное изучение мировой и отечественной истории, мирового и национального военного наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики, педагогики, менеджмента, философии, дипломатии, мирового и национального права, иностранных языков. Пригодится будущему выпускнику и углубленное освоение навыков владения компьютером, стрелковым и холодным оружием, техникой вождения автомобилей. Особое внимание нужно уделять формированию физической и морально-психологической готовности учащихся к управлению коллективами. Курсу собственно военных наук следует посвятить последние два года обучения. Он должен включать изучение всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть до практических навыков их осуществления, а также прохождение теории общей тактики, что даст возможность выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового боя тактического уровня. Обучение на последних курсах необходимо сопровождать проведением войсковых стажировок в должностях командиров взводов, рот и им равных с учетом возможной (выбранной) выпускником будущей специальности. Выпускник учреждения базового военного образования становится обладателем диплома о получении сертифицированного общего высшего гуманитарного образования по специальности "Специалист по управлению коллективами" общегражданского государственного образца и диплома о получении базового (среднего) военного образования, дающего ему право и возможность построения служебной карьеры до командира полка включительно. Важной особенностью учащихся в учреждениях базового военного профессионального образования является их осознанный выбор жизненного пути - служение Родине в рядах ее Вооруженных Сил. Такие военные профессионалы не нуждаются в служебных контрактах. Специальные курсыТем не менее появление выпускника в войсках, то есть собственно служба в частях действующей армии, может состояться только после прохождения им курса специального военного образования - первого из системы курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующим при видах Вооруженных Сил, родах войск и военных округах. Курсы будут готовить офицеров и специалистов непосредственно к работе по выбранной специальности в конкретной должности, в конкретном военном округе (флоте). Они могут быть непродолжительными, но обучение здесь должно стать необходимым условием получения следующей, очередной в служебной карьере офицера должности, вплоть до уровня командира отдельной части. Видовые академииОфицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование, только успешно окончив одну из военных академий видов Вооруженных Сил РФ (по одной на вид, в том числе и на Тыл ВС РФ). Выпускник учреждения высшего профессионального военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного высшего общего военного профессионального образования по специальности "Оперативное управление коллективами" общегражданского государственного образца и диплом о получении профессионального высшего военного образования. Последний дает ему право и возможность построения служебной карьеры до командира полка, бригады, дивизии, корпуса, армии включительно и равных им должностей. Главная особенность этих академий - подготовка профессиональной военной элиты, способной командовать дивизиями, армиями и флотами на уровне общевойсковых операций. В них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и Академии Генерального штаба. Для старших и высших офицеровВысшее государственное образование получают генералы и гражданские государственные служащие, отобранные или избранные для назначения на высшие посты государственного управления на федеральном уровне, а также представители региональных элит, выбранные населением на высшие управленческие должности в своих регионах. К ним относятся президент России, высшие чиновники его администрации, председатели и руководители палат и комитетов Федерального собрания РФ, члены кабинета министров правительства РФ и его аппарата, губернаторы и руководители региональных дум и так далее. В военной сфере речь идет об уровне министров и их заместителей, стратегических и территориальных командований, управлений Центрального аппарата Минобороны и Генерального (Объединенного) штаба и так далее. Готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать государственную стратегию развития России и ее Вооруженных Сил будет Государственная академия России (сейчас Военная академия Генерального штаба и Академия государственной службы). Главными предметами обучения в ней станут философия и практика государственного строительства и управления государством и армией. Претворение в жизнь такой системы непрерывного профессионального военного образования не предполагает больших дополнительных расходов. Строительство возможно начать уже сегодня, например с создания на базе существующей структуры СВУ и КК Минобороны кадетского образования и придания ей возможностей, статуса и полномочий давать своим воспитанникам сертифицированное начальное профессиональное образование государственной (военной) службы. Это значит, что фундаментом военного профессионального образования может и должна стать национальная суворовская военная школа - основа системы государственной гражданской службы. Александр Владимиров, президент Коллегии военных экспертов, член Совета по национальной стратегии, кандидат политических наук, генерал-майор в отставке Опубликовано в выпуске № 40 (457)
за 10 октября 2012 года |