Англо-Аргентинская (Фолклендская) война (2.4.1982 - 15.6.1982)
Выступление по REN TV 13 января 2007 года в программе
"Военная тайна"
Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, лежащими в Южной Атлантике в 400 км от
аргентинского побережья. Эти острова находятся во владении Англии, но ее права оспариваются Аргентиной, утверждающей,
что впервые архипелаг был открыт испанскими мореплавателями еще в середине XVI века, прежде чем его посетили англичане.
Хронология конфликта
В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные
провинции Ла-Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды,
которые испанцы называли Мальвинскими островами.
В 1829 году там был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим
отрядом солдат. В 1833 году сюда прибыли английские суда, объявили архипелаг
британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину. Аргентина
никогда не признавала Фолкленды английской территорией.
В 1982 году военное правительство Аргентины во главе с президентом генералом
Л. Галтьери находилось в состоянии кризиса, испытывая все большее недовольство
населения из-за ухудшения экономического положения страны. Чтобы отвлечь народ
от тягот жизни и на патриотическом подъеме удержаться у власти, Галтьери решил
силой захватить Фолклендские острова. Он надеялся, что Англия не станет воевать
из-за нескольких скалистых островков, находящихся за 13 тысяч км от Британских
островов. Тем более что их население не превышало 2 тысяч человек (в подавляющем
большинстве - потомков британских поселенцев).
19 марта 1982 года на о. Южная Георгия - необитаемом острове, управляющемся
из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось
несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо
разобрать старую китобойную станцию. Вместо этого они подняли на острове аргентинский
флаг. Английские солдаты попытались выдворить их с Южной Георгии, но на помощь
рабочим пришли аргентинские войска.
2 апреля они высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся
в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по
приказу губернатора Р. Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором
Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала
М.Б. Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические
отношения.
3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны
решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода
аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос-Айрес на переговоры
соглашался, но войска выводить отказывался.
5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40
судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл" с 10-тысячным экспедиционным
корпусом на борту. (Практически через две недели с начала активной фазы
конфликта)
7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что, начиная с 12 апреля
английский флот, будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе
200 миль и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов
и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт-Стэнли стали
переоборудовать для приема военных самолетов.
25 апреля британская эскадра высадила десант на Южной Георгии, который без
боя захватил в плен аргентинский гарнизон.
30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов.
Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиция аргентинцев на островах,
вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов
и вертолетов.
2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно",
находившийся вне пределов 200-мильной запретной зоны, объявленной англичанами.
Погибло 386 членов экипажа.
Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец "Шеффилд",
на котором погибло 30 человек.
Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских
войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский
фрегат потопил аргентинский танкер.
В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады
оружия.
17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска
с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.
21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало
22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные
лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета "Харриер" и 35
вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин
на острове Восточный Фолкленд.
26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести
войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под
управление ООН. Однако англичане не сомневались в своей победе и не отреагировали
на аргентинские предложения.
30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец "Инвинсибл",
но это не оказало никакого влияния на ход английской операции по освобождению
Фолклендских островов.
12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли.
14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный
аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал. Потери
аргентинцев убитыми составили около 700 человек, потери англичан - около 250
погибших.
Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству.
Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.
В результате этого военного конфликта Великобритания сохранила за собой Фолклендские острова, а поражение Аргентины привело к
падению военного режима генерала Галтьери и приходу к власти гражданского правительства в 1983 году. Новое правительство Аргентины
начало серию консультаций. В октябре 1989 года между Англией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года
дипломатические отношения в полном объеме. В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании.
"Фолклендская" война была явлением неслучайным, она стала
итогом сложения многих факторов
Великобритании и Аргентине война была нужна
- В экономике государства стали заметны явления застоя и правящий режим (Маргарет
Тетчер) искал способ и повод укрепить свой имидж и поправить дела.
- Правительство Великобритании настолько запуталось в своей внутренней политике
и экономике, что почти приняло решение о радикальном сокращении расходов на
оборону за счет сокращения флота, путем продажи авианосцев и кораблей их боевого
обеспечения.
- Нефть Северного моря подходила к концу и альтернативных источников минеральных
ресурсов, подобного плана в ближайшем ареале Великобритании не было.
- Великобритания исчерпала запасы нефти Северного моря. В то время как вокруг
Фолклендов лет 25 тому назад были обнаружены запасы нефти более чем на порядок
превышающие запасы нефти Северного моря. Кроме того, страна, владеющая Фолклендами,
автоматически получает права на владение соответствующей секторной частью
нефтенесущего шельфа Антарктиды.
- Нефть стоила не очень дорого и повышение ее цены для (ресурсодобывающей)
Великобритании было объективно выгодно.
- Вооруженные Силы Великобритании длительное время не имели серьезного боевого
опыта. Они "застоялись", их авторитет в обществе падал, оно просто "разлагались"
в Ирландии, а современные требования к ним требовали своей проверки реальной
"маленькой и победоносной" войною.
- В Аргентине экономика практически рухнула и страна была накануне политического
кризиса. Навязанный Великобританией и США стране займ МВФ ее просто доконал,
властвовала враждебная интересам Великобритании хунта (которой также нужно
было хоть чем-то, например войной с "историческим врагом", отвлечь народ от
экономической катастрофы), и Великобритании было выгодно привести к власти
в Аргентине дружественных ей "демократов-перонистов", способных хоть как-то
вернуть ей долги.
- Великобритания была мощной современной военной державой, а Аргентина - явным
военным аутсайдером. Победа в войне была Англии обеспечена.
- Поскольку все эти факторы были хорошо просчитываемы, то дело построения
повода к войне, а значит национальной и экономической мобилизации нации -
было делом техники.
- Мы считаем, что вся эта война была спланирована заранее и в нужный момент
спровоцирована спецслужбами Великобритании.
В результате этой войны Великобритания успешно решила все поставленные задачи.
- Фолкленды остались за Великобританией, одержана военная победа и противник
был "принародно унижен", и международный авторитет государства вырос.
- Нация сплотилась против явного врага, вокруг королевы, армии и правительства,
а экономический бум продолжился.
- Правительство стало популярным и авторитетным у английского общества.
- Армия потренировалась и сделала необходимые выводы и стала срочно модернизироваться.
- Королевский военно-морской флот не был сокращен и стал только развиваться.
- В Аргентине хунта пала, перонисты пришли к власти и просто "подарили "Фолкленды"
Англии и стали расплачиваться по долгам.
- Кроме того, Великобритания как никогда близко подошла к Антарктиде, как
будущему источнику важнейших мировых ресурсов (пресная вода, углеводороды,
металлы, биоресурсы и т.д.), из-за которых исторически скоро развернется жесточайшая
борьба всех ведущих держав мира.
"Фолклендская" война была одним из первых примеров войны
имеющей геоэкономические основы и преследующей дальние геостратегические цели
одной из великих держав мира.
Победа Великобритании в Фолклендской войне была обусловлена:
- Четким определением стратегических целей;
- Целеустремленностью и волей государства, установкой нации на победу в войне;
- Заблаговременной и тщательной подготовкой, высоким уровнем и качеством планирования
войны и национальной мобилизации;
- Эффективным решением проблем перехода к войне в условиях рыночной экономики;
- Превосходством информационного обеспечения войны;
- Высоким профессионализмом специальных служб;
- Согласованными действиями дипломатии во внешней сфере и действиями правительства
во внутренней политике страны;
- Способностью ВС Великобритании к серьезному стратегическому маневру;
- Полным превосходством ВС Великобритании в воздухе, на море и высоким уровнем
подготовки британских десантников;
- Способностью военного руководства государства быстро принимать решения и
быстро и решительно их исполнять, сохраняя, при этом высокую степень скрытности
действий;
- Прекрасно разработанными и четко реализованными планами введения противника
в заблуждение;
- Высокой степенью взаимодействия вооруженных сил США и Великобритании. (Передача
Великобритании новой американской ракеты класса "воздух-воздух" "Сайдвиндер",
предоставление передовой базы на острове Вознесения, предоставление данных
космической разведки, заправка кораблей ВМФ Великобритании танкерами США),
и так далее.
Собственно военная часть войны
Великобритании и Аргентины за Фолклендские (Мальвинские) острова (1982).
Фолклендская война занимает уникальное место в военно-политической истории.
В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие
стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с
применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники.
Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного
состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов.
Авиация. "Война за Фолкленды" характеризуется кратковременным, но интенсивным
применением военной авиации обеими воюющими сторонами.
К началу боевых действий военная авиация Аргентины имела до 555 летательных аппаратов, в том числе бомбардировщики
"Канберра" B, истребители-бомбардировщики "Мираж"-IIIEA", "Супер Этандар", штурмовики A-4P "Скайхок". Однако наиболее современными боевыми
самолетами были лишь "Супер Этандар" французского производства, которые в ходе боевых действий пятью ракетами класса "воздух-корабль"
AM-39 "Экзосет" потопили эсминец УРО "Шеффилд" и контейнеровоз "Атлантик Конвейор". На начальном этапе операции для поражения
целей на спорных островах Великобритания задействовала дальние бомбардировщики "Вулкан" B.2, которые действовали с о. Вознесения.
Их полеты обеспечивали самолеты-заправщики "Виктор" К.2. Противовоздушную оборону о. Вознесения осуществляли истребители
"Фантом" FGR.2. Непосредственно в составе авиационной группировки британских экспедиционных сил в зоне конфликта находилось
до 42 современных самолетов-бомбардировщиков вертикального взлета и посадки "Си Харриер" FRS.1 (потеряно 6) и "Харриер" GR.3 (потеряно 4),
а также до 130 вертолетов ("Си Кинг", CH-47, "Уэссекс", "Линкс", "Скаут", "Пума") различного назначения. Эти машины базировались на британских
авианосцах "Гермес" и "Инвинсибл", других авианесущих кораблях, а также на полевых аэродромах.
Потери английской авиации составили 34 самолета и вертолета, из них 9 погибли
от огня наземных средств ПВО, а остальные - в результате ударов аргентинской
авиации, аварий и катастроф.
В целом. Умелое применение авиации Великобританией обеспечило ее войскам
превосходство над аргентинцами и, в конечном счете, победу. Всего в ходе войны
по разным подсчетам аргентинцы лишились от 80 до 86 боевых самолетов.
Флот
В 317-е оперативное соединение вошли 2 авианосца, 11 эскадренных миноносцев (из них 8 эсминцев УРО типа "Шеффилд": "Энтрим",
"Глэморган", "Бристоль", "Шеффилд", "Ковентри", "Глазго", "Эксетер", "Кардифф",), 27 (из них 17 были задействованы у Фолклендов) фрегатов,
3 атомные и 1 дизельная подводные лодки, 2 десантно-вертолетных корабля-дока ("Фирлесс" и "Интрепид"), 6 танкодесантных кораблей,
2 тральщика и другие корабли и суда.
Для обеспечения и усиления кораблей оперативного соединения правительство зафрахтовало
до 70 гражданских судов различного предназначения.
Как сообщалось в "Белой книге: уроки фолклендской кампании, всего привлекалось
45 гражданских судов, прошедших дооборудование. Они пользовались для
перевозок личного состава, боевой техники, средств материально-технического
обеспечения, а также в качестве буксиров, плавмастерских и госпиталей. Кроме
того, из резерва в состав флота были введены 44 корабля и 22 вспомогательных
судна.
В своей книге "Сто дней" главный британский командующий адмирал сэр Джон Вудвард,
который непосредственно отвечал за операцию по возвращению Фолклендских островов.
Писал: "Остается загадкой, почему аргентинское командование упустило возможность
нанести удар по "Гермесу". В случае их успеха британцев ожидал крах. Зная это,
мы вели войну на лезвии ножа. Я понимал, что всего один несчастный случай
- мина, взрыв или пожар на любом из наших двух авианосцев, почти наверняка станет
фатальным для всей операции. Мы потеряли "Шеффилд", "Ковентри", "Ардент",
"Антилоуп", "Атлантик Конвейер" и "Сэр Гэлахад". Если бы аргентинские бомбы
были должным образом подготовлены для бомбометания со сверхмалых высот, то мы
бы лишились еще и "Антрима", "Плимута", "Аргонавта", "Броудсворда" и "Глазго".
И нам очень повезло, что "Глэморган" и "Бриллиант" к середине июня все еще оставались
в строю".
Для доставки в район боевых действий самолетов и вертолетов англичане использовали
ролкеры-контейнеровозы. Переоборудование их производилось по проекту АРАПАХО,
разработанному в США. Для взлета самолетов в носовой части судна палуба усиливалась
стальными листами и заканчивалась рампой (трамплином), обеспечивающей взлет
с подскоком. Были оборудованы взлетно-посадочные огни и произведена разметка
полетной палубы. Из контейнерных модулей оборудовались кубрики для личного состава,
помещения для хранения и обслуживания авиационной техники, устанавливались цистерны
для авиационного топлива и масел, на корме была сооружена вертолетная площадка.
На контейнеровозе "Атлантик Конвейер" установили две артиллерийские установки
40-мм калибра. Кроме контейнеровоза "Атлантик Конвейер", под авиатранспорты
переоборудовали однотипный "Атлантик Коузвей", а также "Контендер Безант". Все
работы по переоборудованию контейнеровозов под авианесущие корабли заняли 7-9
суток. Это был первый случай фактического осуществления плана АРАПАХО в боевой
обстановке.
Переоборудование судов велось круглосуточно на верфях Сайтгемптон, Портсмут,
Девонпорт и Poсайт. По одному судну было переоборудовано в Гибралтаре и
Чарльстоне (США). К производству работ было привлечено более 200 фирм-поставщиков.
Возрастала роль в войне масштабы мобилизации судов. Так, если в Первую Мировую войну Англия мобилизовала 5 тыс. судов, то во
Второй Мировой войне эта цифра превысила 12 тыс. ед. В Фолклендском конфликте за очень короткие сроки было мобилизовано более 70 судов.
При этом если в прошлом для переоборудования судов нужны были месяцы и годы, сейчас эти сроки ограничивались сутками и часами.
С объявлением аргентинской стороны о минировании вод, омывающих Фолклендские
острова, англичане переоборудовали 5 рыболовных траулеров в минные тральщики
и, укомплектовав их военными командами, отправили в район конфликта.
Заслуживает внимания опыт использования пассажирских судов-лайнеров для
ускоренной доставки в район боевых действий крупного контингента войск. Всего
было задействовано 3 судна этого класса: крупнейший английский лайнер "Куин
Элизабет-2", "Канберра" и "Норленд". Вместимость первого лайнера была доведена
до 3150 мест, второго - до 2000 и третьего - до 1200. Переоборудование лайнеров
в войсковые транспорты заняло всего 48 часов. На судах оборудовали вертолетные
площадки и приспособления для передачи грузов в море, установили дополнительные
средства связи. Всего 16 суток потребовалось англичанам, чтобы на лайнере "Куин
Элизабет-2" доставить в район боевых действий 3 тыс. морских пехотинцев.
Лайнер "Уганда" за 65 часов переоборудовали в госпитальное судно, на
нем англичане развернули свыше 1 тыс. коек, загрузили 90 тонн медицинского имущества
и приняли 100 человек медперсонала. Оборудованное реанимационное отделение имело
почти 100 мест. Только с 16 мая по 13 июля на "Уганде" квалифицированную медицинскую
помощь оказали 730 военнослужащим, 92 % которых составляли пораженные в ходе
боевых действий. 500 из них на санитарно-транспортных судах были эвакуированы
в Монтевидео (Уругвай), а затем по воздуху в Великобританию.
Общие выводы
Потери флота Великобритании - 6 кораблей, а также серьезно повреждены
более 10 кораблей (в том числе оба авианосца, по аргентинским данным).
Потери Аргентины. Крейсер "Генерал Бельграно", подводная лодка "Сайта
Фе", сторожевое судно "Комодоро Сомеллера". Кроме этих крупных кораблей было
потоплено несколько малых аргентинских судов. В ходе блокады англичане, кроме
крейсера, уничтожили патрульный катер, танкер, транспорт, разведывательное судно,
повредили или уничтожили 2 транспорта и патрульный катер.
Расходы сторон
После завершения конфликта стоимость его для Великобритании оценивалась
в 1,5 млрд. фунтов стерлингов. Однако это далеко не полные данные.
Расходы Аргентины на войну также не поддаются точной оценке. Предполагается,
что расходы хунты достигли 2 млрд. долларов.
Общие выводы
- Боевые действия показали высокую уязвимость надводного флота от воздействия
современных образцов противокорабельных ракет и необходимость создания непреодолимой
для них системы ПВО.
- Война еще раз доказала необходимость наличия в составе ВМС современных
авианосцев.
- Война показала насущную необходимость наличия и отработки в мирное время
вариантов мобилизационных схем в национальной экономике и государственных
практик руководства войной.
- Война показала, что гражданской государственной власти необходимо слушать
своих военных и не оценивать национальные вооруженные силы по сугубо рыночным
отношениям мирного времени.
- К сожалению, Военно-морской флот России и сегодня не способен вести боевые
действия такой интенсивности и на таком удалении от своих баз.
Общая справка исторического и политического фона войны.
(2.4.1982 - 15.6.1982)
|
Страны
| |
Великобритания, Аргентина. |
Регион
| |
Южная Америка |
Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части
Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины. История конфликта вокруг этих
островов насчитывает не менее 150 лет. В 1820 году после провозглашения независимости от испанской короны, Аргентина (старое название -
Объединенные провинции Ла-Платы) заявила о своих правах на Фолклендские (Мальвинские) острова, а в 1829 году учредила на них свою
военную администрацию. В 1833 году Великобритания послала к островам свой десант и выдворила аргентинцев вместе с их военным
губернатором; архипелаг был объявлен английской колонией.
C 60-х годов ХХ века Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и
распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось
за деколонизацию. Резолюция № 2065 от 4 января 1965 года рекомендовала разрешить спор путем переговоров в соответствии с
Уставом ООН и резолюцией № 1514 от 14 декабря 1960 года о ликвидации колониализма, а затем повторила эти предложения.
1 июля 1971 года Англия и Аргентина подписали ряд соглашений, облегчающих торговлю и транспортную связь, началось научное
сотрудничество. В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь.
В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями
Соединенного Королевства Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения заметно
обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения
экономических возможностей архипелага, произошел обмен резкими нотами и послы обеих стран были отозваны до 1979 года.
После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер англо-аргентинские отношения еще больше ухудшились,
а переговоры в Нью-Йорке в апреле-мае 1980 года зашли в тупик. Дипломатическое решение территориального спора показалось военному
правительству Аргентины уже невозможным, и оно перешло к решительным действиям. 19 марта 1982 года на о. Южная Георгия
высадились несколько десятков аргентинцев - рабочих компании по переработке железного лома; они намеревались разобрать старую
китобойную станцию. В соответствии с соглашением 1971 года они получили разрешение на въезд у английского посольства в Буэнос-Айресе,
но власти острова заявили, что договоренность 1971 года не распространяется на остров Южная Георгия. Однако высадившиеся аргентинцы
подняли на острове свой национальный флаг. Английские войска, находившиеся на архипелаге, попытались выдворить аргентинских рабочих,
но министр иностранных дел Аргентины Н. Коста Мендес заявил, что "аргентинцы работают на аргентинской территории и будут продолжать
работать под защитой аргентинского правительства. 2 апреля 1982 года аргентинские войска под командованием генерала М. Менендоса,
осуществляя операцию "Суверенитет", высадились на Фолклендах, которые защищала одна рота королевских морских пехотинцев
Великобритании (около 80 человек), дислоцировавшаяся в Порт-Стенли и прекратившая сопротивление по приказу английского губернатора
Р. Ханта. Жертв (включая даже раненых) не было. Новым губернатором, теперь уже на Мальвинах (Фолклендах), стал генерал М.Б. Менендос;
7 апреля состоялась очень торжественная церемония вступления его в должность.
Вторжение Аргентины на Фолкленды диктовалось внутренними причинами.
Военная хунта во главе с генералом Леопольдо Галтьери оказалась накануне
экономического краха: промышленное производство прекратилось, внешняя
задолженность во много раз превысила бюджет, внешние займы прекратились,
инфляция составляла 300 % в год. Диктатор надеялся с помощью маленькой
победоносной войны поднять престиж своего военного режима, но просчитался.
В тот день, когда аргентинские войска высадились на Фолклендах (2 апреля 1982 года),
Лондон разорвал дипломатические отношения с Буэнос-Айресом, заморозил аргентинские авуары в британских банках, запретил продавать
Аргентине военную технику и оружие. 17 тысячам английских подданных было предложено покинуть Аргентину.
В экстренном порядке 5 апреля из Портсмута отправилась военная эскадра,
первоначально насчитывающая 40 больших кораблей во главе с авианосцами
"Гермес" и "Инвисбл", на борту которых находилось около 10 тысяч человек.
Затем на протяжении всего конфликта
Великобритания неоднократно посылала в Южную Атлантику дополнительные военные и транспортные суда. Таким образом стало ясно,
что консервативное правительство Великобритании делало ставку на военную силу.
Британский флот направлялся к острову Вознесения, расположенному на
полпути к Фолклендам. На нем находилась военно-морская база США, которая
была предоставлена Вашингтоном в распоряжение английских войск и стала
плацдармом для операций против аргентинских сил. При этом правительство
Великобритании заявляло, что посылка флота будет лишь средством давления
в ходе дипломатического решения спора.
Но 7 апреля министр обороны Великобритании Дж.оНотт заявил в палате
общин, что, начиная с 12 апреля, британский флот будет топить любое аргентинское
судно, которое окажется на расстоянии ближе 200 миль от Фолклендских островов.
Это можно было расценивать как фактическое объявление войны Аргентине.
В ответ аргентинское правительство наложило запрет на платежи британским банкам.
После известия об отправке британского флота в Аргентине начались призывы резервистов. На Фолкленды были переброшены дополнительные
войска, аэропорт в Порт-Стэнли (Пуэрто-Архентино) приспосабливался для обслуживания военных самолетов. В то же время было очевидно
нежелание Аргентины развязывать активные боевые действия, ее крупные военные корабли не заходили в 200-мильную зону, избегая
столкновения с британскими подводными лодками.
3 апреля 1982 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502,
призывавшую конфликтующие стороны решить спор путем переговоров; при этом
большинство членов Совета Безопасности высказались за вывод аргентинских
войск с Фолклендских (Мальвинских) островов. СССР и еще три страны
при голосовании воздержались, так как требование о выводе аргентинских
войск было равносильно возвращению островов Англии. Панама проголосовала
против резолюции. Буэнос-Айрес выражал готовность начать переговоры, но
вывести войска отказался.
Во второй половине апреля в Англии заговорили уже о неизбежности применения
силы. 25 апреля с военных кораблей был высажен десант, и английские войска
заняли о. Южная Георгия, расположенный в 800 милях восточнее Фолклендов
и находившийся вне зоны действия аргентинской авиации. После артиллерийского
обстрела английский десант занял населенные пункты Грютвикен и Лейт.
26 апреля генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр призвал Великобританию
прекратить военные действия, но его обращение было в резкой форме отвергнуто
премьер-министром Англии. Великобритания продолжала эскалацию конфликта.
30 апреля в 11.00 по Гринвичу было объявлено о введении полной морской и
воздушной блокады островов. С этого времени английские войска рассматривали как вражеские любые суда и самолеты, в том числе
гражданские, оказавшиеся в 200-мильной зоне. Аэропорт в Порт-Стэнли был объявлен закрытым. Английская авиация нанесла удары
по оборонительным позициям аргентинских войск на Фолклендах (Мальвинах), в результате которых были повреждены оба имевшихся там
аэродрома, нанесен значительный ущерб аргентинским истребителям и вертолетам. 2 мая английская подводная лодка торпедировала
аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" , причем в 36 милях от 200-мильной зоны, объявленной самими же англичанами. Погибли 368
членов экипажа.
Эта неоправданная мера вызвала возмущение общественного мнения во
всем мире. В ответ аргентинские войска активизировали свои действия: был
затоплен крупнейший английский эсминец "Шеффилд", на котором погибло 30
человек. Но это не остановило Англию, направившую к Фолклендам эсминец
"Экстер" и 4 фрегата, а также пассажирский лайнер "Куинн Элизабет II",
доставивший еще 3 тысячи солдат. Затем в район боевых действий было послано
еще десять военных кораблей и транспортное судно "Канберра" с 2,5 тысячами
солдат на борту. На завершающем этапе операции у Фолкленд было собрано
около 100 английских кораблей и 20 тысяч военнослужащих.
Правительство Англии предъявило Аргентине ультиматум, потребовав вывести войска с островов в течение 48 часов,
а зону военных действий сузило до 12 миль и перешло к решительным действиям. 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер,
а через несколько дней были обстреляны с кораблей и подверглись бомбардировке с воздуха Порт-Стэнли и Порт-Дарвин. Кроме того,
британские истребители-бомбардировщики "Харриер" потопили аргентинское рыболовное судно "Нарвал". Эта бессмысленная жестокость
также вызвала возмущение во всем мире.
В середине мая англичане осуществили рейд на островок Пебл и уничтожили
находившиеся там аргентинские самолеты и склады оружия. Все чаще производились
обстрелы Порта-Стэнли и расположенных там взлетно-посадочных полос. На
Фолкленды и даже на территорию самой Аргентины высаживались десантно-диверсионные
группы.
В документах британского
правительства от 17 и 21 мая были сформулированы требования английской стороны: вывод аргентинских войск в течение 14 дней;
восстановление действовавшего ранее управления при "консультациях" с администратором ООН; ведение переговоров без определения
их результатов. В документах подчеркивались права Великобритании на суверенитет над Фолклендами; Аргентина называлась агрессором;
указывалось, что острова Южная Георгия и Южные Сандвичевы остаются английскими владениями. Таким образом, выдвигались условия,
лишавшие Аргентину всяких надежд на восстановление исторических прав на Фолклендские (Мальвинские) острова.
21 мая начался штурм Фолкленских островов британскими войсками. Десантные
отряды высадились одновременно в различных пунктах островов. В операции
участвовало 22 тысячи британских солдат, в группу вторжения входили: 2
авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки,
около 40 истребителей-бомбардировщиков "Харриер" и 35 вертолетов различного
назначения. Создав плацдарм, британские войска стали готовиться к наступлению
на Порт-Стэнли. После ожесточенных двухдневных боев британские войска
захватили на о. Восточный Фолкленд (Соледад) населенные пункты Порт-Дарвин
и Гуз-Грин.
26 мая правительство Аргентины изложило свои пожелания
по улаживанию конфликта: обсуждение в ходе переговоров судьбы не только Фолклендов, но и зависимых территорий; отвод войск обеих сторон
в течение 30 дней на свои базы; управление ООН на переходный период и отмена ограничений, препятствовавших поселению на островах
аргентинцев.
30 мая аргентинская авиация серьезно повредила один из самых мощных
кораблей ВМС Англии - авианосец "Инвинсибл" водоизмещением 20 тысяч тонн,
имеющий 900 человек экипажа и новейшее ракетное вооружение. 4 июня в Совете
Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывающий обе стороны
немедленно прекратить огонь, но Великобритания и США наложили на нее вето.
12 июня началось массированное наступление британской морской пехоты
и парашютистов на Порт-Стэнли. Мощная бомбардировка привела к жертвам
среди местного населения.
После окружения английскими войсками Порта-Стэнли 14 июня 1982 года было достигнуто
соглашение о прекращении боевых действий, а 15 июня английский генерал Мур принял заявление о капитуляции от аргентинского генерала
Менендоса, но официального соглашения между Англией и Аргентиной заключено не было.
Англичане взяли в плен 10 тысяч аргентинских солдат и офицеров, а потери
убитыми со стороны Аргентины составили 700 человек; англичане потеряли
убитыми около 250 человек.
В результате этого военного конфликта Великобритания сохранила за собой Фолклендские острова, а поражение Аргентины привело к
падению военного режима генерала Галтьери и приходу к власти гражданского правительства в 1983 году. Новое правительство Аргентины
начало серию консультаций.
В октябре 1989 года между Англией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в
полном объеме. В настоящее время в Аргентине у власти опять перонисты и им, естественно, не хочется поднимать вопрос о законности
их правления. Они уже пошли на попятную и объявили о своем горячем желании просто подарить Фолкленды Великобритании
(хотя в настоящее время эти острова являются спорными аргентино-британскими), скорее всего, в счет долга МВФ. |
|