Александр Владимиров Доклад
|
Статья 86 . | Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях |
1. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. 2. В рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации, со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище". 3. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" создаются только Российской Федерацией. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации. 4. Организация и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", прием в указанные образовательные организации осуществляются в порядке, установленном федеральными государственными органами, в ведении которых они находятся, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Организация и осуществление образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 5. Учредители указанных образовательных организаций устанавливаютформу одежды обучающихся, правила ее ношения и знаки различия.
|
Таким образом, на сегодняшний день:
Во-первых, впервые за 70 лет, вФедеральным Законом определена цель и предназначение учреждений кадетского образования "подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества", но не прописано и не признано само кадетское образование;
Во-вторых, сегодня существует множество учреждений кадетского образования в России, которые никак не объединены в официальную систему, существуют и развиваются хаотично.
В-третьих, вне единых стандартов, требований, сертификации и собственной системы образования, существующие учреждения кадетского образования уже престижны, но еще малоэффективны.
Сегодня наша задача заключается в том, чтобы привести существующий набор учреждений кадетского образования, в соответствие тем его целям, которые определило им наше Отечество.
Это значит, что нам предстоит большая работа:
во-первых, по введению в Федеральное право категории "кадетское образование" и других категорий, принципов и тезисов, определяющих существо кадетского образования в России;
во-вторых, по созданию организационной, методической и учебной материальной базы, согласно установленной Законом целью кадетского образования и их сертификации;
в-третьих, по подбору, расстановке, сертификации и обучению командного, воспитательного и преподавательского состава учреждений кадетского образования;
в-четвертых, по формированию новых штатов, учебных планов, расписаний, распорядков работы и планов стажировок, а также по формированию новых учебных кафедр и планов их работы, по найму подготовленного преподавательского состава, основанного на блестящем опыте работы СВУ СССР семилетнего профиля обучения;
в-пятых, по отладке учебного процесса, проведению мониторинга и оценки качества процесса функционирования учреждений кадетского образования нового формата, и так далее.
***
Поскольку, в архивах Минобороны никаких документов по этому вопросу не обнаружено, то мы провели работу по опросу выпускников СВУ СССР, прошедших 7-летний цикл обучения в Московском СВУ с 1956 по 1963 годы.
Вот, что получилось в итоге.
***
Важной особенностью получения профессиональной военной подготовки, являлся тот факт, что воспитанники СВУ учились 11 лет (учебная неделя 6 дней), в то время, как во всех школах того времени (до 1958-62 года) обучение велось в течение 10 лет.
Учебный год, в целом, состоял: из 4-х учебных четвертей; зимних (одна неделя) и летних (почти два месяца) лагерей с 6-го по 8-й классы; войсковых стажировок в 9 и10 классах; зимних (одна неделя) и летних (28 дней) каникул; участия (с седьмого класса) в 2-х парадах на Красной площади (в том числе и выпускная рота).
Все офицеры-воспитатели, командиры рот и все преподаватели имели высшее образование, знали английский или немецкий язык, прошли Великую Отечественную Войну, были награждены и имели собственные семьи.
На первых порах, то есть с 5 по 7 классы:
В восьмом классе - получили личное учебноеоружие (по штату мотострелковой роты), на занятиях его чистили, разбирали, собирали на время, учились правилам ношения автомата на посту, в строю, в походе, приемы и нормативы для стрельбы лежа, с колена, стоя, основы баллистики.
Огневая подготовка проводилась: в учебном классе, в тире, на стрельбищах в Алабино.
В девятом классе - появилось автомобильное дело - теория и практика.
В десятом классе - стали изучать устройства связи и танков. Вождением танков занимались в Алабино.
Полевые занятия зимой проводили в парке за Москва-рекой.
С восьмого класса два-три раза в год выезжали на учения и стрельбы с подразделениями Таманской дивизии.
Летом по два месяца каждый год занимались в лагере военной, физической и тактической подготовкой (занятия по тактике обороны и наступления, топографии и ориентированию на местности, инженерной подготовкой и военными играми).
Последние два лета, по два месяца, занимались в Алабино, этот были войсковые стажировки
Каждый год и летом и зимой - Общевоинские уставы.
Военная подготовка преподавалась и проводилась офицерами-воспитателями рот, с инструкторами сверхсрочниками, с офицерамии инструкторами военных кафедр:
В училище,на постоянной основе и в плановом порядке (по три дня в неделю и, в основном, со сборными училища) работали по найму тренеры: по легкой атлетике, гимнастике, акробатике, боксу, фехтованию, игровым видам спорта и пулевой стрельбе.
В 10 классе проходила войсковая стажировка в должностях рядовых солдат в полках Таманской мотострелковой дивизии - 7 недель;
В 11 классе проходила учеба в Полковой школе сержантов 404 мсп Таманской дивизии в Алабино- 4 недели.
По окончании школы - проводилась войсковая стажировка в должностях командиров отделений - заместителе командиров мотострелковых взводов - 3 недели, в частях Таманской дивизии
В ходе этой войсковой стажировки отрабатывались вопросы:
По боевой подготовке:
По тактической подготовке:
Экзамены:
Вступительные - арифметика, русский язык (диктант), физическая подготовка
Переводные экзамены и зачеты - каждый год
Экзамены по предметам обучения за весь курс предмета с оценкой в Аттестат зрелости
Экзамены выпускные
В Аттестате зрелости общероссийского образца у выпускника Мс СВУ значилось:
"Окончил полный курс Московского СВУ;
Прошел производственное обучение по специальности "военная подготовка".
Сертифицированное специальное образование, для тех, кто допускался и сдавал соответствующие зачеты и экзамены, давалось:
По окончании СВУ, дальнейшее обучение в учреждениях высшей военной школы проводилось методом распределения выпускников в зависимости от качества его учебы; государственного заказа Минобороны; заявок военных институтов.
В высшие общевойсковые командные училища выпускники СВУ принимались сразу на 2-й курс, автоматически и без дополнительных испытаний.
Военная присяга принималась: вУссурийском СВУ - по окончании училища;
в Мс СВУ по прибытии в Московское ВОКУ
Как видите, коллеги, профессиональная военная подготовка в Московском СВУ послевоенного времени, несмотря на все его трудности, была поставлена широко, организована блестяще, проводилась интенсивно, на все хватало денег, техники и специалистов и, поэтому, была крайне эффективна по своим результатам и позитивным последствиям.
Необходимо констатировать, что именно такой подход к делу дал возможность нашей суворовской военной школе воспитать и дать Отечеству нашему несколько заместителей министра обороны,порядка тысячи генералов и много тысяч старших офицеров, составивших костяк и фундамент нашей Армии.
Мы убеждены, что этот бесценный опыт необходимо использовать уже в новом формате.
Это значит, что, так как именно новые задачи кадетского образования диктуют необходимость новой организации и возможностей обеспечения их выполнения, то все, чего нам сегодня не хватает с точки зрения организации, штатов, вооруженности, оборудования, средств, специалистов и так далее, надо просить и требовать от Министерства обороны, и приводить возможности училища к его безусловной способности давать своим питомцам блестящую специальную профессиональную начальную подготовку, и выпускать их в жизнь прекрасно подготовленными специалистами и патриотами России.
Именно поэтому так важно понять,принять и реализовать Концептуальныеосновы современного кадетского образования в его профессиональной части.
Система кадетского образования в своей профессиональной части должна готовить своих питомцев как специалистов начального профессионального уровня общего профиля, в соответствии ведомственной подчиненностью и со сложившимися традициями, а так же в соответствии с определенными федеральными и региональными заказами на подготовку работников специальностей государственной службы.
Таким образом, кадетское образование должно стать первым уровнем профессионального (специального) образования государственной (военной и гражданской) службы.
***
Суворовские (нахимовские) военные училища, президентские кадетские училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального (специального) образования государственной (военной и гражданской) службы.
1. Учреждения кадетского образования комплектуются, в основном из детей военных и государственных служащих (а так же их сирот) и должны:
2. Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.
Для суворовцев их специальная профессиональная компетентность должна подтверждаться получением диплома и квалификации "младшего специалиста по управлению первичными коллективами".
3.Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет по окончании четвертого класса средней школы и сдачи вступительных экзаменов, и продолжаться в течение 8 лет по программам и планам 12-летнего срока обучения, в варианте учреждения специального профессионального образования государственной службы.
4. Основное профессиональное обучение и специализация государственной (военной или гражданской) службы должно осуществляться за счет выполнения учебных планов специальной (профессиональной) подготовки, согласно норм и требований соответствующих государственных структур - основателей и реализовываться за счет времени зимних и летних лагерей, специальных профессиональных стажировок, и с учетом общего 12-летнего срока обучения.
5. По окончании девятого класса и получении сертификата о получении неполного среднего образования, воспитанником, его родителями (попечителями) и командованием училища должен решаться вопрос о продолжении получения им образования:
6. При решении о поступлении воспитанника по окончании суворовского военного училища в учреждение высшего образования государственнойслужбы или военного образования и в соответствии с собственным желанием и договором, на последнем курсе обучения он может быть приведен к Воинской Присяге.
7. В ходе обучения должен быть предусмотрен ежегодный выезд воспитанников в оздоровительные летние лагеря длительностью не менее одного месяца, а на последних двух курсах должна проводиться стажировка в учреждениях государственной службы (войсковая стажировка).
8. В течение двух-трех последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.
9. Государственная (войсковая) стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию, а ее завершение должно оформляться соответствующим сертификатом профессионального образования.
10. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на первые (вторые) курсы учреждений базового образования государственной (гражданской и военной) службы.
11. Система получения первичного (начального) военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению государственной службы, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.
Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров командного состава, преподавателей и воспитателей в учреждения кадетского образования, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.
Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей, преподавателей, офицеров-воспитателей и персонала учреждений кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации
Разработка требований к ним, порядок их подготовки и назначения, их сертификация и переподготовка - должны быть частью общей работы по созданию системы кадетского образования.
Кроме того, важным и новым направлением государственной кадровой политики могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени, а также решит проблему увеличения их денежного содержания и возможности периодически обновлять военную форму одежды.
Непременным условием назначения кадров постоянного состава в систему учреждений кадетского образования должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.
Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ, очевидно, что сегодня необходимо совершенствовать уже имеющиеся подобные структуры или создавать их вновь.
Представляется так же важным, чтобы кадры постоянного состава учреждений кадетского образования сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.
Нам представляется, что в России и даже в регионах должны быть созданы методические центры и Центры повышения квалификации командного и педагогического состава учреждений кадетского образования.
Новые программы обучения и учебные планы учреждений кадетского образования должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.
Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет.
Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации.
Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 8-летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей и стажировок.
Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобрнауки РФ.
Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.
Нам представляется, что общее направление развития кадетского образования должно определяться логикой следующих действий.
Желательно, все это сделать уже в этом году.
Если не успеть сделать все, то ввести эти положения Указом Президента РФ в качестве национального эксперимента по формированию системы кадетского образования в России на Московском СВУ, Нахимовском НВМУ, одном-двух кадетских военных корпусах, и проводить его в качестве самостоятельного проекта.
***
Статья. 86 (№) Кадетское образование в Российской Федерации
***
Кадетам России уже 312 лет и никто и нигде лучше не готовил молодежь к службе Отечеству с детства.
Надо прекратить плодить проекты и схемы обучения в СВУ за пять лет или три года, а также искать выход в чужом зарубежном опыте.
Надо на новом уровне попытаться сделать то, что сделали наши великие отцы в 1943 году, создав национальную суворовскую военную школу.
Сегодня, в первую очередь, надо разобраться с тем, что нужно делать и, без шума и суеты, начать это делать.
Мы просим вас понять, что все нужно делать качественно и не идти даже на мелкие упрощения и "экономию на спичках", так как мы сегодня закладываем основы успеха исторического будущего нашего Отечества.
Мы - ветераны суворовцы, вам поможем, научим, поддержим и сбережем.
Благодарю за внимание.
Приложение
Предмет | Примерная тематика | Время |
Строевая подготовка | Одиночная Строевые приёмы и Движение без оружия Строевые приёмы с оружием Управление строем подразделения (подача команд) |
Первоначально 4-6 час. Основное - повседневная Деятельность, подготовка к параду После 3-4 лет пребывания в СВУ. Первоначально 4-6 час. В последующем - повседневная деятельность. |
Огневая подготовка | ТТХ, устройство и принцип действия: Автомата Пулемёта Гранатомёта. Приёмы стрельбы из стрелкового оружия Выполнение начальных упражнений стрельб |
по 3-4 час. На каждый вид оружия стрелковые тренировки - 1 час.в неделю В лагерный период и в ходе стажировки. |
Техническая подготовка | Автомобильная техника (обучение по программе подготовки водителей
категории "В" с вручением водительского удостоверения). Бронетанковая техника. Ознакомление с устройством БТР, БМП, среднего танка. Вождение БТР, БМП, танка. Связь. Изучение устройства радиостанций нижнего тактического звена и бронеобъектов. Работа на средствах связи. Индивидуальные средства защиты: Противогаз Защитный комплект |
Факультативно. Вождение во внеурочное время. 4-6 час.на каждый вид техники. В ходе стажировки. После 3 лет пребывания в СВУ. В плановые часы 4-5 час.в учебную четверть. Радиотренировки. Стажировка. В плановые часы 4-6 час. |
Тактическая подготовка | Действия мотострелка в различных видах боя: В обороне В наступлении |
Теория по 4-6 час.на каждый вид боя. Практика - лагерь, стажировка. |
Уставы | Дисциплинарный УВС Строевой Уг и КС |
В первый - второй год обучения. В последующие годы обучения. По 2-4 час. Основное самоподготовка. |
Лагерный сбор. (лагерь училища). Стажировка (в войсковой части). |
1,5 -2 мес. (июнь - июль) ежегодно, 5 лет обучения. 1,5-2 мес., последние 2 года обучения. |
|
Военный перевод | Допрос военнопленного. Организация и вооружение иностранной армии.
Тактика действий ин.армии История использования ВС ин.государств в войнах и военных конфликтах. |
На протяжении 3-4 последних лет обучения 1-2 час.в неделю. |