Александр Владимиров

Президент Коллегии военных экспертов,
Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений и
Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет,
Член Совета по национальной стратегии,
Член Общественной палаты по образованию в г. Москве,
кандидат политических наук,
генерал-майор

Тезисы доклада

на Конференции Клуба военачальников РФ по вопросам профессионального военного образования, в Военной Академии Генерального штаба ВС РФ
23 мая 2012, г. Москва

Состояние военного профессионального образования в России и основные подходы к его строительству

Уважаемые коллеги!

Позвольте выразить нашу благодарность устроителям конференции - Клубу военачальников России, за обращение к этой теме, так как в системе всех военных преобразований и вообще, во всем военном деле - проблемы профессионального военного образования высшего политического руководства России и ее офицерского корпуса является основной.

По нашему мнению, реформирование военного профессионального образования идет в русле реформы образования в России, что с неизбежностью привело и одно и другое, к абсолютному тупику.

Переходя к сути доклада, хочу обратить Ваше внимание на слова и некоторые тезисы-идеи высказанные 15 мая сего года в докладе Екатерины Геннадьевны Приезжевой - Главы департамента военного профессионального образования МО РФ, на слушаниях Общественной палаты РФ по проблемам военного профессионального образования, которые во многом объясняют и выявляют глубинные причины очевидного краха современного национального военного профессионального образования.

Тезис первый - "научной экспертизы проводимой военной реформы и реформы профессионального военного образования - не проводилось".

Тезис второй - "главной целью профессионального военного образования, являлась - овладение офицерами навыками применения современного высокотехнологичного оружия".

Тезис третий - "в соответствие с этой целью и разрабатывались базовые образовательные стандарты профессионального военного образования, к разработке которых привлекались лучшие специалисты военно-промышленного комплекса".

Тезис четвертый - "окончательные решения принимались в соответствии с согласием Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ и Генерального штаба".

Тезис пятый - "военнослужащий получает высшее профессиональное военное образование один раз, а все остальное является - дополнительным профессиональным образованием, которое он получает на соответствующих курсах" в ходе службы.

Уважаемые коллеги,что можно сказать по существу этих официальных деклараций?

Во-первых. Весь ужас в том, что Минобороны честно считает, что все делает правильно, правда до сих пор никто не знает "отцов" этих предложений, инициатив и дел.

Во-вторых. Мы наглядно видим, что страна и Армия терпят бедствие только потому, что наше высшее руководство страны и Армии не понимают существа вопроса, по собственной профессиональной безграмотности и несостоятельности, а спросить военную науку в ее независимой ипостаси им показалось унизительным и необязательным.

Кроме того, сегодня "у и при власти" уже нет людей, способных правильно сформулировать нужный вопрос, грамотно поставить задачу перед наукой и войсками, и это сегодня уже отдельная национальная трагедия.

В-третьих. Мы видим пример того, как один неправильно выбранный критерий формирования профессионального военного образования повлек за собою целую цепь трагических для Армии и страны событий, и никто не смог убедить Минобороны в том, что нужно хотя бы, как говорят на флоте, "осмотреться в отсеках".

Дело в том, что Главной целью профессионального военного образования России является-не подготовка специалистов по управлению высоко технологичной современной боевой техникой и оружием, как это заложено в основу всей реформы, а -

воспитание инициативного и ответственного военного руководителя, способного принимать решения, организовывать его выполнение и отвечать за его результаты и последствия.

Другими словами и в соответствии с Основами общей теории войны, мы сейчас, в системе профессионального военного образования, начали готовить специалистов по применению насилия, а должны готовить - профессионалов по управлению насилием, и это главная ошибка нашего политического и военного руководства, по своим последствиям, вполне соотносимая с национальным вредительством.

В свою очередь, это значит, что определять критерии и стандарты профессионального военного образования должны не техники, инженеры, конструкторы и "эффективные менеджеры", а только и исключительно - политики и общевойсковые командиры стратегического уровня, то есть те, которые руководят подготовкойи ведением войны и отвечают перед нацией за победу в ней.

Конечно, этой чудовищной ошибки не произошло, если бы национальная военная мысль в России не была бы уничтожена преступным отношением к ней нашего руководства, и они сами получали бы фундаментальное военное образование, а этого, к сожалению, нет.

Надо казать, что наше министерство получало тысячи экспертных оценок и предложений практически по всем направлениям военного строительства и военного образования, но упорно шло своим "странным путем" и теперь там нет людей, не только знающих и умеющих что-то делать, но даже специалистов способных сформулировать вопрос, и я констатирую эту данность с тревогой и печалью.

Теперь и Министерству обороны стало ясно, что восстановление Армии возможно только с использованием творческого потенциала наших ветеранов - то есть тех, кто еще знает, как нужно воевать и как учить тому, что необходимо на войне, а это только несколько десятков уже не молодых людей.

Уверяю вас, что ветераны - это последняя надежда страны и Армии, так как через несколько лет в государстве вообще не останется военных профессионалов высокого уровня, так как сегодня в России военного профессионального образования - не существует.

При этом, я считаю, что критиковать нынешних руководителей Вооружённых сил бессмысленно, так как что сделано, то сделано, но всех их надо учить и им надо помогать, и это наша прямая обязанность.

В свою очередь - прямой обязанностью высшего политического и военного руководства страны является максимальное полное и щедро поощряемое использование творческого потенциала этих профессионалов.

В этой связи, позвольте мне высказать несколько тезисов принципиального плана о существе военного профессионального образования и о тех подходах к его строительству, которые позволят создать его практически заново, качественно и относительно быстро.

I. О ситуации в сфере военного профессионального образования и его проблемах

В этом разделе мы остановимся только на некоторых ситуациях и вопросах, возникших вследствие достигнутых результатов работы по реформе военного профессионального образования, и представим свои рекомендации о том, что надо делать

1. В существующем положении, в России высшего военного профессионального образования нет и получить его невозможно.

Эта ситуация сложилась в связи со следующими обстоятельствами.

а) Необоснованным и порочным переходом профессионального военного образования на "болонскую" двухстепенную форму (бакалавриат-магистратура) получения высшего образования.

Дело в том, что "бакалавр", то есть тот уровень профессионального военного образования, который на сегодняшний день получает, к примеру, выпускник Московского высшего общекомандного военного училища, по определению той же "болонской системы"- не является высшим образованием.

Притом, что "магистром" выпускник военного ВУЗа может стать, только окончив профильную академию, но - академической формы высшего образования в России и в армии уже не предусмотрено Законом " Об образовании в РФ".

Это значит, что мы должны не "ностальгировать", а вплотную заниматься Законом об образовании и в тех инстанциях, которые его формируют и принимают, потом будет опять поздно.

б)Более того, казалось бы "простая игра слов", как например, тезис о том, что "офицер получает высшее профессиональное образование только один раз в жизни, а все остальное профессиональное образование, включая Академию Генерального штаба ВС СР, является Дополнительным профессиональным образованием", привел в ступор все военное профессиональное образование.

Сейчас никто не знает, и не имеет ответов на вопросы:

  • Как российский офицер будет получать профессиональное военное образование в ходе службы, когда академий нет, но есть система курсовой подготовки, которая, по определению, высшего образования дать не может?;
  • Где офицер ВС РФ будет получать фундаментальное военное профессиональное образование?;
  • Как будет развиваться военная наука, если "бакалавр" это не высшее образование", а сравнительная характеристика пары "магистр"-"кандидат наук", выявляет невозможность стать кандидатом наук без получения звания магистра?;
  • Как будет организована боевая служба в войсках, если до 20-30% офицеров частей будут постоянно находиться на разного рода сборах по повышению квалификации, и вместо фундаментального академического профессионального образования, подразумевающего отчисление из списочного состава части, будет получать "сборовое профессиональное" образование, подразумевающее оставление учащегося в списка и штатах своей части?

в)Один из основных аргументов Правительства РФ при переходе образования на "болонскую систему" состоял - в необходимости взаимного признания дипломов высшей школы, для возможности "свободной конкуренции выпускников высшей школы России, Европы и США на международном рынке труда".

Применительно к военному профессиональному образования, этот тезис и аргумент является, мягко говоря, спорным, так как очевидно, что "на рынке международного военного труда" выпускник Вестпойнта и выпускник Московского ВОКУ могут конкурировать только на поле боя, а для этого ему "бакалавром" быть не нужно.

Сегодня Министерство обороны на эти вопросы ответов не имеет, но сознавая всю тупиковость получившегося, в свою очередь, эти вопросы руководству государства не задает и наше высшее военное профессиональное образование в этом "молчании ягнят" - гибнет.

В той связи предлагаю:

  • Немедленно и официально сначала обсудить, а потом и пересмотреть основные критерии и подходы к национальному профессиональному военному образованию;
  • "Болонскую систему" из системы высшего военного профессионального образования России исключить и вернуться к его собственной национальной системе;
  • В Законе "Об образовании в РФ" оставить упоминание о том, что: "все вопросы профессионального военного образования определяются специальным законодательством"
  • Разработать и принять Закон РФ "О военном образовании в РФ", в котором был бы прописан весь алгоритм получения профессионального военного образования, при его обязательной фундаментальной гуманитарной основе и непрерывном совершенствовании;
  • Наши подходы и предложения содержатся в Приложении № 1.

2. Отсутствие широкой гуманитарной базы как основы ВПО

Согласно Основам общей теории войны, современная война, это война за захват будущего, в которой побеждает тот, кто выиграет Войну Смыслов.

А Смыслы нации дает только ее историческая культура.

Для России глубокое овладение основами ее национальной культуры, идеологии, профессиональная этики и правом - есть главные составляющие профессионального военного образования.

К сожалению, мы сегодня продолжаем выпускать из наших Центров военного образования необразованных (практически неграмотных) и некомпетентных офицеров с психологией раба, которых в гарнизонах ждет только одичание, так как сеть и инфраструктура культуры в гарнизонах практически уничтожена.

Здесь требуется радикальное изменение подходов к ВПО, коренная переработка всех программ и учебных планов.

3. Отсутствие позитивной мотивации в службе и учебе

Деньги оказались небольшими, квартиры недоступными и призрачными, и все это материальное оказалось недостаточным стимулом к службе.

Необходимы совсем другие подходы, основанные на серьезной моральной мотивации и перспективе службы.

Это все нужно создавать заново.

4. Отсутствие профессиональной основы ВПО

Этот вопрос является практически ключевым.

Сегодня в военных учреждениях высшего военного профессионального образования - нечему, некому и не на чем учить, воспитывать и готовить офицерские кадры России.

  • Отсутствует современная теория войны, которая не изучается даже в качестве части истории войн и военного искусства, так как она и не разрабатывалась.
  • Новых фундаментальных военно-научных заделов нет, так как некому поставить вопрос и правильно сформулировать научную проблему.
  • Кафедр стратегии нет как таковых, и вопросы стратегии не разрабатываются.
  • Полная теоретическая каша и даже разруха, в руководящих головах. Например, произносят "умные слова", типа "сетецентричные войны", но не понимают, что такие войны ведут не войска, а государства.
  • Вся военная мысль опустилась на уровень боя батальона за оборону или взятие деревни, так как бригады по-другому не воюют, а дивизий и армий нет, в том числе и как организационной основы оперативного искусства и стратегии.
  • Курсантов и слушателей не учат действиям в типовых боевых ситуациях и реально необходимым боевым практикам.

Все военные боевые действия состоят из довольно четко определенных наборов типовых боевых ситуаций (например, оборонять мост, взять мост; взять дом, улицу, оборонять дом, улицу; правильно двигаться по дороге, по улице, правильно расположиться на привале, стать лагерем; правильно переправиться через водную преграду; правильно обнаружить цели, точно нанести их на карту доложить о них, правильно выбрать способ и вид боя; как надо работать с GPS и GLONAS; как дать целеуказания авиации, вертолетам и артиллерии, и так далее.

Они практически не учатся.Например, курсанты Московского ВОКУ в основном ходят в караулы (до 50% учебного времени), а всем необходимым собственно военным премудростям их не учат, а только гоняют и унижают, так как учить некогда, некому и не на чем.

5. Отсутствие современной инфраструктуры ВПО

Может где-нибудь и что-нибудь современное и существует, но, например, Общевойсковая академия учит своих слушателей как сто лет назад - только указка, мел, карта и голос преподавателя.

Личные персональные компьютеры слушателей не предусмотрены.

Информационно-научной внутренней компьютерной сети нет.

Нет никакой переводной литературы.

Нет никакой военной научной работы, так как некому сформулировать задачи для военной науки, а наши периодические издания сосредоточены в Москве, печатают всякую чушь и никакого позитивного влияния на развитие нашей военной мысли не оказывают. Хочу напомнить, что в США таких изданий - сотни.

Нигде (даже в суворовских училищах и военкоматах) нет простых компьютеров с выходом в интернет, (хотя, например, уже десяток лет на каждом этаже Пентагона есть специальная защищённая "стеклянная комната", в которой находится такой компьютер, и при этом их режим секретности не страдает), но зато у нас есть "факсы", что просто прошлый век и идиотизм, так как на факсах наладить обмен научной информацией между ее потребителями не возможно.

Учебные центры старые и на них стоят "городки по ЗОМП", но нет учебных мест, например, по "бою в доме", современных боевых тренажеров практически нет или на них развлекаются сами преподаватели.

Специальные компьютерные программы обучения заказываются некомпетентным исполнителям, являются источником коррупции и для ВПО оказываются бессмысленными.

6. Отсутствие компетентного руководящего и преподавательского состава в учреждениях ВПО

Учат все неслужившие в войсках, не командовавшие людьми, не занимающие высоких командных должностей, не имеющие личного опыта боевых действий и не имеющие необходимого образовательного уровня.

Институт переподготовки преподавателей военных ВУЗов отсутствует, хотя таковой был создан и успешно работал в военные годы и в советское время.

Необходима не только переаттестация постоянного состава учреждений ВПО, но и новая кадровая политика в этой области.

Главная фигура военного профессионального образования - преподаватель, должен быть признанным специалистом в своей сфере военного профессионального образования (быть в ней лучшим), приходить из войск и уходить в войска, это касается и командного состава ВВУЗов.

7. Отсутствие непрерывности ВПО

Тезисы о том, что образование должно быть непрерывным, а самостоятельная работа составляет основу образования, являются общепонятными и общепринятыми.

Поэтому - Самостоятельная работа, как обязательная, плановая и оцениваемая работа офицерского корпуса по собственному профессиональному самообразованию, и как этап подготовки к следующему этапу ВПО, должна стать обязательной и плановой частью боевой (оперативной) подготовки офицерского корпуса всех уровней.

Необходимо издавать, например каждые два года, лучшие научные работы офицеров, разработанные в ходе их самостоятельной работы, в специальных сборниках военной мысли, издаваемых в каждом Военном округе и академии, что будет давать дополнительные баллы (бонусы) при его поступлении в очередное учреждение высшей военной школы и для продвижения по службе.

8. Вопросы общего плана формирования ВПО

а) Правовая база военного дела не сформирована

Необходима срочная работа по Кодификации военного права

б) Необходимо формировать некий "носимый запас знаний", который, вместе с ноутбуком, вручается каждому офицеру при вступлении (по окончании) военного Вуза, в состав которого можно включить: Военное право; Библиотеку (фонотеку, видео и кинотеку)российского офицера; Учебные фильмы, слайды и уставы; Курсы по выживанию.самоспасению и т. д.

II. О кадетском образовании в России

Кадетское образование является признанной, самой успешной, эффективной и сегодня востребованной российским обществом формой образования и воспитания молодого поколения страны.

Этот факт общеизвестен - к кадетам все относятся хорошо, в кадетских корпусах и суворовских военных училищах конкурс доходит до 40 человек на место, процент поступления суворовцев и кадет в высшие учебные заведения самый высокий в России. Сами кадеты гордятся своим корпусом и всю жизнь причисляют себя к славной семье кадет.

Решением Президента России созданы и наращивается сеть Президентских лицеев и кадетских училищ, а общее количество учреждений кадетского образования в России превысило сотню.

В тоже время существует парадокс, который совершенно необъясним ни с точки здравого смысла, ни с точки зрения здравомыслия, целесообразности и государственной необходимости.

Этот парадокс заключается в том, что - кадетские корпуса реально есть и их число растет, но официально и в российском образовательном праве - кадетского образования, как начального (профильного) образования государственной службы - нет, и этот парадокс никем не решается.

Должен доложить, что за последние годы мы поднимали этот вопрос везде.где только можно - в Министерские образования и науки, в Совете Федерации, в Московской Думе, в Общественной палате РФ дважды, обращались к Министру обороны. Председателю Правительства и Президенту РФ, - все окончилось не только безрезультатно, но и безответно.

Мы, ветераны-суворовцы поднимали и обсуждали вопрос о кадетском образовании в России на всех трех Общекадетских Съездах в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, и совместно с Общественной палатой по образованию в городе Москве, разработали и представили в Комиссию по разработке закона "Об образовании" свои поправки к Закону "Об образовании в РФ", получили одобрение "Патриотического клуба" единой России (Яровая Ирина Анатольевна), и получили упоминание о кадетских корпусах в предпоследней его версии, на нашей стороне практически вся российская пресса и даже Первый канал телевидения, но …

В последней версии Закона нет и следов ни кадетских корпусов, ни упоминаний о кадетском образовании.

У нас возникает естественный вопрос - почему Президент России и российское общество хотят иметь кадетское образование и его развивают, а анонимные разработчики и вдохновители Закона этого не хотят??

К сожалению, такое "враждебное умолчание" имеет крайне серьезные последствия.

Так, например, Департамент образования г. Москвы (Калина Исаак Иосифович) просто и молча решил уничтожить систему кадетских корпусов Москвы, которая насчитывает 20 (двадцать) лучший в России кадетских корпусов, в связи с их "затратностью и неэффективностью для бюджета Москвы".

Эта диверсия проводится как "кампания по укрупнению и эффективности школ", и алгоритм уничтожения таков:

  • к кадетскому корпусу (700 кадет) прикрепляются еще по две-три школы по 500 учащихся,
  • после этого действующего директора корпуса - офицера запаса, тихо увольняют, а директором этого конгломерата назначается "знакомая активная женщина";
  • звено (категория) офицеров воспитателей (главное звено кадетского воспитания) убирается;
  • профессиональные основы из предметов обучения переводятся в "дополнительные и по желанию родителей оплачиваемые часы";
  • и мы получаем из крепкого и эффективного кадетского корпуса - бессмысленное новообразование, которое ничему не учит и никого не воспитывает.

Все это преступление оказывается возможным только потому, что формально, в Праве и Законе нет кадетских корпусов как особого вида образовательных учреждений.

К сожалению подобного рода тенденции существуют и в системе суворовских военных училищ Министерства обороны, которые уже стали детскими домами и свою основную функцию - подготовки молодых поколений граждан России к служению Отечеству на военном и гражданском поприще с детства - утратили.

Сам факт того, что - в суворовских военных училищах запрещена строевая подготовка; сокращены все предметы военной подготовки; назначается не Начальник СВУ, а Директор ГОУ; воспитательный состав комплектуется женщинами и гражданскими (никогда не служившими в армии) людьми; а директор Тверского СВУ прямо заявляет ветеранам-выпускникам училища, что "Вы ни мне, ни Министерству обороны не интересны и не нужны" и отказывает ветеранам во встрече с суворовцами.

Мы считаем такое отношение к самой исторически надежной и эффективной системе подготовки и воспитания патриотов России недопустимым, и требующим соответствующих решений, как сущностных, так и кадровых.

Наши предложения по кадетскому образованию содержатся в Приложении № 2

III. Несколько утверждений аксиоматического плана

1. Необходимо вернуться к основам национального профессионального военного образования.

Это значит, что надо забыть о том, что в военном строительстве можно придумать что-то совершенно новое, или взять какой-то "особенно эффективный передовой зарубежный опыт" и успешно, быстро и качественно перейти на другие ценностные, профессиональные и этические подходы, как к воинской службе, так и в сфере национального профессионального военного образования.

Любая деятельность в этих направлениях неизбежно ускорит агонию Вооруженных сил России и приведет их к полной небоеспособности.

Мы убеждены, что тупое следование курсом существующих парадигм "общего образования" для военного дела России является гибельным, поэтому, в деле национального военного профессионального образования необходимо идти своим профессиональным путем.

2. Заниматься всей проблематикой национального военного образования должны не "эффективные менеджеры" а знающие военные профессионалы, и это должно стать главным правилом кадрового отбора.

3. Без разработки и официального принятия государственной идеологии воинской службы и профессиональной этики офицерского корпуса - дальнейшее развитие Армии невозможно, так как только идеология и этика дают - государственническую и патриотическую мотивацию к службе, учебе и карьерному росту.

4. Без восстановления и развития, практически умершей, национальной военной мысли никакое военное профессиональное образование не возможно, так как только национальная военная мысль может сказать - чему нужно учить.

5. Восстановление национальной военной мысли возможно только на основе разработки Основ общей теории войны и приоритета фундаментальных военно-научных исследований. Надо прекратить практику считать военной наукой исключительно НИОКРы и работу в направлении технических проблем техники и вооружения.

Необходим серьезный заказ государства и Министерства обороны на разработку фундаментальных проблем войны и управления страной в мирное и военное время.

6. Основной фигурой военного профессионального образования является - преподаватель, его профессиональная подготовка, мотивация и уровень компетенции, является решающим, так как только прошедший службу в войсках и специально теоретически подготовленный преподаватель может - правильно учить.

7.Любое строительство военного профессионального образования на старой технологической и информационной базе - бессмысленно.

8. Основой национального профессионального военного образования должно стать - широкое и фундаментальное общее гуманитарное образование в сочетании с получением обучаемыми твердых навыков в действии при оружии всех видов и в действии во всех основных боевых ситуациях, а также воспитание инициативного и ответственного военного руководителя, способного принимать решения, организовывать его выполнение и отвечать за его результаты и последствия.

9. Необходимо прямо связать систему Военного Профессионального Образования с Положением о прохождении службы офицерским составом ВС РФ, то есть четко определить - кто и кем может (по должности) стать в зависимости от уровня профессионального образования, так как каждый уровень ВПО должен поднимать офицера, как военного профессионала, к новому уровню компетенции.

10. Надо перестать двигать учебные заведения, надо создавать современные учебные центры и инфраструктуру для учебы и военной науки.

11. Надо создать Совет (Центр, Комитет, Управление) военного профессионального образования, дать ему диктаторские полномочия деятельности и обеспечить необходимыми средствами.

12. Необходимо создать при Президенте - Верховном главнокомандующем ВС РФ (Совете Безопасности РФ), Центр независимой военно-научной экспертизы и тщательно оценивать программы и планы модернизации военного дела в России.

В Российской Академии Наук необходимо образовать самостоятельный Центр (Комитет, направление) военных наук.

13. Необходима полная гласность всей этой работы и открытое обсуждение ее планов и итогов на всех уровнях, и в первую очередь в независимом экспертном сообществе и прессе, а также контроль гражданского общества за этим процессом.

Уважаемые коллеги.

Я высказал эти принципиальные тезисы в качестве некого манифеста и программы деятельности, которая, будучи усилена расчетом сил, средств и времени может явиться "дорожной картой" формирования нового и качественного национального военного образования России.

В Заключении, хочу еще раз сказать нам всем - сегодня вопрос стоит как в лозунге ВДВ "Никто кроме нас!".

Позволю еще несколько конструктивных предложений Министерству обороны РФ:

  1. Мы, ветераны готовы принимать участие в работе по формированию военного профессионального образования в России любого уровня и сложности.
  2. Есть только одно условие нашего взаимодействия - никакой лжи, умалчивания и игнорирования наших предложений, на все наши вопросы командование и руководство МО РФ должны давать четкие и честные ответы.
  3. Если эта работа будет доверена нам, то мы обязуемся - без шума и пыли, в несколько лет, создать эффективную систему военного профессионального образования, основанную на наших национальных традициях и корнях.
  4. Государство и командование ВС РФ обязаны не только уважать ветеранов и оказывать нам уважение, оно обязано доверять нам, так как только мы - ветераны своей жизнью и делом доказали свою профессиональную компетентность и государственную эффективность.
  5. Мне представляется, что Клуб военачальников и руководители ветеранских организаций всех уровней должны требовать от высшего политического и военного руководства именно такого отношения к нам, нашим организациям и предложениям, и в этом их долг перед нами и Родиной.

Благодарю за внимание.

Приложение № 1

Национальная система профессионального военного образования

Мы считаем, что наша национальная Военная профессиональная школа должна основываться, кроме всего прочего, на понимании нескольких базовых аксиом.

1. Профессиональное военное образование должно быть непрерывным.

Это значит, что общий подход к нему должен основываться - на направлении (по линии) развития и поддержки профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих, путем его непрерывного профессионального (очного, заочного и самостоятельного) образования.

При этом - образование - должно обеспечивать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а воспитание - должно формировать ценностную, нравственную основу профессиональной деятельности военных кадров и их безусловную функциональную пригодность к воинскому труду.

Непрерывность профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров России, то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне.

2. Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма. К примеру:

  • стать и считаться профессиональным военным (то есть офицером) возможно только при получении Базового военного профессионального образования;
  • переход к профессиональному оперативно-стратегическому уровню - возможен только по получению высшего военного профессионального образования, то есть после окончания Военной академии;
  • переходу на государственный уровень - должно предшествовать получение образования в Государственной академии (о чем см. ниже);
  • стать военным специалистом с потенцией большой профессиональной карьеры - можно, как правило, при обучении (с детства) в СВУ и равных им образовательных учреждениях начального профессионального военного образования.

3. Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры - должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения.

4. Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой частью профессионального военного образования (в том числе и высшего), и должно быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки.

Представляется, что национальная система профессионального военного образования есть самостоятельная часть (вид) профессионального образования государственной службы и должна состоять из:

1. первичного (начального или кадетского) профессионального военного образования, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса;

2. базового профессионального военного образования, это - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ;

3. специального профессионального военного образования, это - система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск;

4. высшего профессионального военного образования, это - военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид;

5. высшего профессионального государственного образования, это - Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).

Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню военного профессионального образования.

Первичное (начальное - кадетское) военное профессиональное образование

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же из сирот, "сыновей полков" и бездомных детей), должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга, и давать им:

  • полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование;
  • отличные знания иностранных языков;
  • прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;
  • базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;
  • высокий уровень физической и психологической подготовки;
  • общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;
  • навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;
  • общие навыки управления воинскими коллективами уровня "отделение- взвод" в мирное и военное время;
  • умение вести себя в обществе и контролировать свое поведение, и так далее.

Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течении 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка.

В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.

Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию.

Выпускники Суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.

Таким образом построенное первичное (начальное) профессиональное военное образование должно обеспечить высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в Армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

При необходимости и при желании выпускника, возможно принятие им на последнем курсе Военной присяги и заключение контракта с ним, обеспечивающим продолжение им обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а, в дальнейшем и воинской службы, с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника.

В целом, кадетское образование должно давать своему воспитаннику начальное профессиональное образование государственной военной службы.

Учебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня "своих" учреждений безусловно не должны облагаться налогами.

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры:

имеющие высшее образование; прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ; имеющих крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей; не стремящиеся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго.

Кроме того, важным и новым направлением кадровой политики в Армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ.

Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ.

Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: Начальник училища - генерал-майор; заместитель начальника училища - полковник: командир суворовской роты - подполковник; командир суворовского взвода - майор.

Притом, что должностной оклад этих категорий должен быть приравнен:

Начальника училища к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища, к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты, к окладу командира полка; командира суворовского взвода, к окладу командира батальона.

Представляется так же важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

Базовое профессиональное военное образование -
высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ

На наш взгляд, базовое военное образование должно вестись в течении пяти лет и обеспечивать: в течение первых трех лет - получение выпускниками общего гуманитарного высшего образования, имеющего в целом гуманистическую направленность, достигаемую за счет углубленного изучения мировой и отечественной истории, исторического мирового и национального военного наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики, педагогики, основ менеджмента, философии, дипломатии, мирового и национального права, иностранных языков, углубление навыков во владении компьютером, стрелковым и холодным оружием, техникой вождения автомобилей и так далее.

Особое внимание должно уделяться формированию физической и морально-психологической готовности учащихся к управлению коллективами людей.

В течение последних двух лет обучения, должен осуществляться курс собственно военных наук.

Он должен включать изучение всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть до практических навыков в их осуществлении, а также прохождение теоретического курса общей тактики, дающего возможность выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового боя тактического уровня.

Обучение на двух последних курсах должно сопровождаться проведением войсковых стажировок в должностях командиров взводов, командиров рот и им равных, с учетом возможной (выбранной) выпускником будущей специальности.

Выпускник учреждения базового военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного общего высшего гуманитарного образования по специальности "менеджер по управлению коллективами" общегражданского государственного образца, и диплом о получении базового (среднего) военного образования, дающего ему право и возможность служебной карьеры до командира полка включительно.

На наш взгляд, очень важной особенностью учащихся в учреждениях базового военного профессионального образования, является то, что они осознанно выбрав свой жизненный путь, как служение Родине в рядах ее Вооруженных Сил, автоматически становятся военными профессионалами и не нуждаются в служебных контрактах.

Специальное профессиональное военное образование

Тем не менее, появление выпускника в войсках, то есть собственно служба в частях действующей Армии, может состояться только после того, как он пройдет -

Курс специального военного образования, то есть первый из системы курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил, Родах войск и Военных округах.

Эти курсы должны готовить офицеров и специалистов непосредственно к работе по выбранной специальности, в конкретной должности, в конкретном военном округе (флоте).

Они могут быть непродолжительными, но обучение на них должно стать необходимым условием получения следующей, очередной в служебной карьере офицера, должности, вплоть до уровня командира отдельной части.

Высшее профессиональное военное образование

Офицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование только успешно окончив одну из военных академий Видов Вооруженных Сил РФ, (по одной на Вид, в том числе и на Тыл ВС РФ ).

Главной особенностью этих академий должно явиться то, что они должны готовить профессиональную военную элиту, способную командовать дивизиями, армиями и флотами, на уровне общевойсковых операций, то есть в них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и существующей Академии Генерального Штаба.

Высшее профессиональное государственное образование

Высшее государственное образование, это образование получаемое генералами и гражданскими государственными служащими, отобранными или избранными, для назначения на высшие посты государственного управления на федеральном уровне, а также представители региональных элит, избранных населением на высшие управленческие должности в своих регионах.

Это Президент России, высшие чиновники его Администрации, председатели и руководители Палат и комитетов Федерального Собрания РФ, члены Кабинета министров Правительства РФ и его аппарата, губернаторы и руководители региональных дум и так далее.

В собственно военной сфере, это уровень Министров и их заместителей, стратегических и территориальных командований, Управлений Центрального аппарата Минобороны и Генерального (Объединенного) штаба и так далее.

Для этого должна предназначаться - Государственная академия России (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).

Эта академия должна готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать Государственную стратегию развития России

Главными предметами обучения в ней должны стать - философия и практика государственного строительства и управления государством.

Таким образом, на наш взгляд, должна быть выстроена система профессионального военного образования, способная дать нашему Отечеству и нашей Армии необходимый им профессионализм и выковывать их новую этику.

Кроме этого, только в системе профессионального военного образования можно по настоящему развивать и фундаментальную военную науку.

Построение предлагаемой системы непрерывного профессионального военного образования не предполагает больших дополнительных расходов и ее строительство, возможно начать уже сегодня, например с создания на базе существующей системы СВУ и КК Минобороны системы кадетского образования и приданием ей возможностей, статуса и полномочий давать своим воспитанникам - сертифицированное начальное профессиональное образование государственной (военной) службы.

Это значит, что, фундаментом военного профессионального образования должна явиться национальная суворовская военная школа, которая, как нам представляется, должна лежать и в основе системы государственной гражданской службы.

***

Приложение № 2

О кадетском образовании в России

Из Заключения
на последнюю версию проекта федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации"

2.5. В законопроекте полностью проигнорированы очень важные для будущего страны вопросы системы кадетского образования, активно функционирующей в настоящее время.

Кадетское образование, кадетские образовательные организации, имеющие очевидные существенные особенности, отличающие их от других образовательных организаций, даже не упомянуты в законопроекте, при том, что в одной из предыдущих версий законопроекта об этом говорилось.

Отказ разработчиков проекта закона от установления правовых основ кадетского образования ведёт к ликвидации огромного объёма образовательной деятельности с накопленным огромным позитивным педагогическим опытом, уходящим корнями еще во времена Российской Империи, а затем получившим преемственность и развитие в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах в СССР, позднее и уже свыше 20 лет в кадетских училищах, корпусах и школах в современной России.

Следствием такого игнорирования в законопроекте системы кадетского образования явится то, что деятельность всех кадетских образовательных организаций будет считаться незаконной самодеятельностью, и указанные организации объективно смогут функционировать "до первого прихода" надзорных органов.

Кадетское образование далеко не исчерпывается особой формой одежды обучающихся и занятиями по военной истории и военно-прикладным предметам.

Это - ряд специфических требований к содержанию образования, к программам, дисциплине, это акцент на гражданско-патриотическое и военно-патриотическое образование и, особенно, воспитание. Если правовые возможности для осуществления этих отношений в проектируемом законе не будут закреплены, то неминуемо возникнут вопросы о правомерности этой образовательной деятельности.

Неоднократно звучавший аргумент о том, что если в законопроекте не установлен запрет кадетского образования, то, значит, реализация такового образования не воспрещается, не может быть признан основательным и убедительным, поскольку обладающий существенными особенностями самостоятельный вид образовательной программы (кадетского образования) должен быть закреплен непосредственно в проектируемом законе. Ведь не возникает вопросов относительно целесообразности и обоснованности закрепления особенностей реализации некоторых других видов образовательных программ в главе 11 законопроекта.

Осуществленное действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования сведение1 части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, по большей части к внеурочной форме не дает возможности реализовывать кадетское образование в общеобразовательных организациях за счет указанной части основной образовательной программы. И поэтому правовые основы и особенности реализации программ кадетского образования следует отразить именно в этом федеральном законе.

2.6. Законопроект не содержит механизмов гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

В качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования статья 3 устанавливает "воспитание гражданственности и патриотизма", но никакого обеспечения и развития в дальнейшем в законопроекте указанное положение не получает, оставаясь пустой, декоративной декларацией.

***

В этом Законе есть упоминание о кадетах.

Но поскольку нет в основном законе, то это будет фикция.
Мы делали заключение на версию 3.0.4, но сейчас прошла экспертизу Минюста версия 3.0.5, там тоже нет ни слова про кадетское образование.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации

Статья 12
Внести в Закон Российской Федерации от 15 января 1993 года
№ 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 7
,
ст. 247; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 32, ст. 3838; 2000, № 33, ст. 3348; 2001, № 29, ст. 2953; 2005, № 30, ст. 3133; 2007, № 1, ст. 16; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30,
ст. 3739) следующие изменения:
1) в пунктах 3 и 4 статьи 11, пунктах 1 и 4 статьи 4 слова "в образовательных учреждениях" заменить словами "в образовательных организациях"
2) в статье 8:
пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Профессиональное обучение и дополнительной профессиональное образование по месту работы.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Дети Героев и полных кавалеров ордена Славы пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации (со специальными названиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский корпус"), в которых осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе.".

***

Предложения о поправках в проект Федерального Закона
"Об образовании в Российской Федерации"2 ,
внесенные
Общественной палатой по образованию в городе Москве
и
Региональной Ветеранской Благотворительной Общественной Организацией
"Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет"

ГЛАВА 1. Общие положения

1. Дополнить статью 2 "Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе" новыми абзацами следующего содержания:

"кадетское образование - особый вид среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также государственной гражданской службы;";

2. Часть 2 статьи 48 "Педагогические работники" дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей и офицеров-воспитателей общеобразовательных организаций кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

3. Дополнить часть 2 статьи 94 новым пунктом 4 следующего содержания:

"4) общеобразовательные организации кадетского образования - особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения - интернатного типа с пятого класса - при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации."

4. Дополнить проект федерального закона новой статьей 98.1 следующего содержания

"Статья 98.1. Общеобразовательные организации кадетского образования

1.Основные общеобразовательные программы общего образования, интегрированные с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается и ведется Правительством Российской Федерации, реализуются организациями кадетского образования - президентскими кадетскими училищами, суворовскими военными училищами, нахимовскими военно-морскими училищами, кадетскими корпусами и кадетскими школами.

2. Общеобразовательные учреждения кадетского образования - особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения - интернатного типа с пятого класса - при полном пансионе.

Учреждения кадетского образования создаются в форме государственных казенных или бюджетных учреждений3 и образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус являются федеральными государственными общеобразовательными учреждениями, создаваемыми в установленном порядке по представлению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в области обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, в сфере государственной охраны, а также государственной гражданской службы.

Кадетская школа-интернат является государственным общеобразовательным учреждением, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации и входит в состав системы кадетского образования.

3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации - за счет бюджета субъектов Российской Федерации.

4. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Особенности реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, государственной гражданской службы, а также приема в реализующие такие программы общеобразовательные учреждения, определяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и санитарным правилам, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие общеобразовательные учреждения.

Реализация этих дополнительных программ включается в качестве обязательного элемента учебного плана учреждения кадетского образования и осуществляется за счет проведения летних (зимних) оздоровительных (спортивных, специальных) лагерей, а с 9 класса и стажировок по выбранной учащимися специальностям, проводимых по планам органов федеральной власти и органов власти субъектов федерации.

5. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.

Органы федеральной власти и субъекты федерации, организующие работу учреждений кадетского образования вправе включать в их программы необходимый им учебный компонент.

6. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".

8.С целью продолжения непрерывного образования государственной службы выпускниками учреждений кадетского образования, командование учреждений кадетского образования, в праве заключать договоры с учреждениями высшей школы по обучению в них своих выпускников, в соответствие с соответствующим федеральным, (региональным) заказом по подготовке специалистов по специальностям, необходимым федеральному органу государственной власти (министерству, ведомству) или к субъекту федерации, в котором дислоцируются учреждения кадетского образования.

***

94. Дополнить проект закона новой статьей:

Статья №____. Требования, предъявляемые к воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях.

Федеральные государственные стандарты воспитания обучающихся образовательных учреждений должны обеспечивать:

  • Гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспитание обучающихся;
  • Военно-патриотическое воспитание детей и подростков;
  • Воспитание правовой культуры и трудовой этики;
  • Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации молодёжи.
  • В целях укрепления "мужского начала" в системе общего среднего образования, придания профессионализма и ответственности вопросам воспитания в учреждениях общего среднего образования, и в дополнение к существующему институту "классных руководителей" - ввести обязательную в каждом классе школы штатную освобожденную должность "классного воспитателя", (в учреждениях кадетского образования "офицера воспитателя"), которую замещать за счет привлекаемых на контрактной основе офицеров запаса, имеющих высшее образование, собственные состоявшиеся семьи и детей, прошедших специальную подготовку по работе в школе с детьми, на специальных курсах, организуемых решением федерального ведомства, правительства субъекта федерации.

***

Члены Общественной Палаты по образованию в городе Москве
Почетный Председатель РВБОО "Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет"
кандидат политических наук,

генерал-майор

Александр Владимиров.

Доктор педагогических наук

Игорь Понькин


14 января 2010 года, г. Москва


1(назад)Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644).

2(назад) Далее - законопроект. За основу взята редакция законопроекта, представленная для общественного обсуждения 1 декабря 2010 г. на сайте <http://www.zakonoproekt2010.ru/#law/edu>

3(назад) Согласно пункту 4 статьи 26 "Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций" законопроекта, "государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, казенного или автономного)"