Александр Владимиров Президент Коллегии военных экспертов, Тезисы докладана Конференции Клуба военачальников РФ по вопросам профессионального
военного образования, в Военной Академии Генерального штаба ВС РФ Состояние военного профессионального образования в России и основные подходы к его строительствуУважаемые коллеги!Позвольте выразить нашу благодарность устроителям конференции - Клубу военачальников России, за обращение к этой теме, так как в системе всех военных преобразований и вообще, во всем военном деле - проблемы профессионального военного образования высшего политического руководства России и ее офицерского корпуса является основной. По нашему мнению, реформирование военного профессионального образования идет в русле реформы образования в России, что с неизбежностью привело и одно и другое, к абсолютному тупику. Переходя к сути доклада, хочу обратить Ваше внимание на слова и некоторые тезисы-идеи высказанные 15 мая сего года в докладе Екатерины Геннадьевны Приезжевой - Главы департамента военного профессионального образования МО РФ, на слушаниях Общественной палаты РФ по проблемам военного профессионального образования, которые во многом объясняют и выявляют глубинные причины очевидного краха современного национального военного профессионального образования. Тезис первый - "научной экспертизы проводимой военной реформы и реформы профессионального военного образования - не проводилось". Тезис второй - "главной целью профессионального военного образования, являлась - овладение офицерами навыками применения современного высокотехнологичного оружия". Тезис третий - "в соответствие с этой целью и разрабатывались базовые образовательные стандарты профессионального военного образования, к разработке которых привлекались лучшие специалисты военно-промышленного комплекса". Тезис четвертый - "окончательные решения принимались в соответствии с согласием Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ и Генерального штаба". Тезис пятый - "военнослужащий получает высшее профессиональное военное образование один раз, а все остальное является - дополнительным профессиональным образованием, которое он получает на соответствующих курсах" в ходе службы. Уважаемые коллеги,что можно сказать по существу этих официальных деклараций? Во-первых. Весь ужас в том, что Минобороны честно считает, что все делает правильно, правда до сих пор никто не знает "отцов" этих предложений, инициатив и дел. Во-вторых. Мы наглядно видим, что страна и Армия терпят бедствие только потому, что наше высшее руководство страны и Армии не понимают существа вопроса, по собственной профессиональной безграмотности и несостоятельности, а спросить военную науку в ее независимой ипостаси им показалось унизительным и необязательным. Кроме того, сегодня "у и при власти" уже нет людей, способных правильно сформулировать нужный вопрос, грамотно поставить задачу перед наукой и войсками, и это сегодня уже отдельная национальная трагедия. В-третьих. Мы видим пример того, как один неправильно выбранный критерий формирования профессионального военного образования повлек за собою целую цепь трагических для Армии и страны событий, и никто не смог убедить Минобороны в том, что нужно хотя бы, как говорят на флоте, "осмотреться в отсеках". Дело в том, что Главной целью профессионального военного образования России является-не подготовка специалистов по управлению высоко технологичной современной боевой техникой и оружием, как это заложено в основу всей реформы, а - воспитание инициативного и ответственного военного руководителя, способного принимать решения, организовывать его выполнение и отвечать за его результаты и последствия. Другими словами и в соответствии с Основами общей теории войны, мы сейчас, в системе профессионального военного образования, начали готовить специалистов по применению насилия, а должны готовить - профессионалов по управлению насилием, и это главная ошибка нашего политического и военного руководства, по своим последствиям, вполне соотносимая с национальным вредительством. В свою очередь, это значит, что определять критерии и стандарты профессионального военного образования должны не техники, инженеры, конструкторы и "эффективные менеджеры", а только и исключительно - политики и общевойсковые командиры стратегического уровня, то есть те, которые руководят подготовкойи ведением войны и отвечают перед нацией за победу в ней. Конечно, этой чудовищной ошибки не произошло, если бы национальная военная мысль в России не была бы уничтожена преступным отношением к ней нашего руководства, и они сами получали бы фундаментальное военное образование, а этого, к сожалению, нет. Надо казать, что наше министерство получало тысячи экспертных оценок и предложений практически по всем направлениям военного строительства и военного образования, но упорно шло своим "странным путем" и теперь там нет людей, не только знающих и умеющих что-то делать, но даже специалистов способных сформулировать вопрос, и я констатирую эту данность с тревогой и печалью. Теперь и Министерству обороны стало ясно, что восстановление Армии возможно только с использованием творческого потенциала наших ветеранов - то есть тех, кто еще знает, как нужно воевать и как учить тому, что необходимо на войне, а это только несколько десятков уже не молодых людей. Уверяю вас, что ветераны - это последняя надежда страны и Армии, так как через несколько лет в государстве вообще не останется военных профессионалов высокого уровня, так как сегодня в России военного профессионального образования - не существует. При этом, я считаю, что критиковать нынешних руководителей Вооружённых сил бессмысленно, так как что сделано, то сделано, но всех их надо учить и им надо помогать, и это наша прямая обязанность. В свою очередь - прямой обязанностью высшего политического и военного руководства страны является максимальное полное и щедро поощряемое использование творческого потенциала этих профессионалов. В этой связи, позвольте мне высказать несколько тезисов принципиального плана о существе военного профессионального образования и о тех подходах к его строительству, которые позволят создать его практически заново, качественно и относительно быстро. I. О ситуации в сфере военного профессионального образования и его проблемахВ этом разделе мы остановимся только на некоторых ситуациях и вопросах, возникших вследствие достигнутых результатов работы по реформе военного профессионального образования, и представим свои рекомендации о том, что надо делать 1. В существующем положении, в России высшего военного профессионального образования нет и получить его невозможно.Эта ситуация сложилась в связи со следующими обстоятельствами. а) Необоснованным и порочным переходом профессионального военного образования на "болонскую" двухстепенную форму (бакалавриат-магистратура) получения высшего образования. Дело в том, что "бакалавр", то есть тот уровень профессионального военного образования, который на сегодняшний день получает, к примеру, выпускник Московского высшего общекомандного военного училища, по определению той же "болонской системы"- не является высшим образованием. Притом, что "магистром" выпускник военного ВУЗа может стать, только окончив профильную академию, но - академической формы высшего образования в России и в армии уже не предусмотрено Законом " Об образовании в РФ". Это значит, что мы должны не "ностальгировать", а вплотную заниматься Законом об образовании и в тех инстанциях, которые его формируют и принимают, потом будет опять поздно. б)Более того, казалось бы "простая игра слов", как например, тезис о том, что "офицер получает высшее профессиональное образование только один раз в жизни, а все остальное профессиональное образование, включая Академию Генерального штаба ВС СР, является Дополнительным профессиональным образованием", привел в ступор все военное профессиональное образование. Сейчас никто не знает, и не имеет ответов на вопросы:
в)Один из основных аргументов Правительства РФ при переходе образования на "болонскую систему" состоял - в необходимости взаимного признания дипломов высшей школы, для возможности "свободной конкуренции выпускников высшей школы России, Европы и США на международном рынке труда". Применительно к военному профессиональному образования, этот тезис и аргумент является, мягко говоря, спорным, так как очевидно, что "на рынке международного военного труда" выпускник Вестпойнта и выпускник Московского ВОКУ могут конкурировать только на поле боя, а для этого ему "бакалавром" быть не нужно. Сегодня Министерство обороны на эти вопросы ответов не имеет, но сознавая всю тупиковость получившегося, в свою очередь, эти вопросы руководству государства не задает и наше высшее военное профессиональное образование в этом "молчании ягнят" - гибнет. В той связи предлагаю:
2. Отсутствие широкой гуманитарной базы как основы ВПОСогласно Основам общей теории войны, современная война, это война за захват будущего, в которой побеждает тот, кто выиграет Войну Смыслов. А Смыслы нации дает только ее историческая культура. Для России глубокое овладение основами ее национальной культуры, идеологии, профессиональная этики и правом - есть главные составляющие профессионального военного образования. К сожалению, мы сегодня продолжаем выпускать из наших Центров военного образования необразованных (практически неграмотных) и некомпетентных офицеров с психологией раба, которых в гарнизонах ждет только одичание, так как сеть и инфраструктура культуры в гарнизонах практически уничтожена. Здесь требуется радикальное изменение подходов к ВПО, коренная переработка всех программ и учебных планов. 3. Отсутствие позитивной мотивации в службе и учебеДеньги оказались небольшими, квартиры недоступными и призрачными, и все это материальное оказалось недостаточным стимулом к службе. Необходимы совсем другие подходы, основанные на серьезной моральной мотивации и перспективе службы. Это все нужно создавать заново. 4. Отсутствие профессиональной основы ВПОЭтот вопрос является практически ключевым. Сегодня в военных учреждениях высшего военного профессионального образования - нечему, некому и не на чем учить, воспитывать и готовить офицерские кадры России.
Все военные боевые действия состоят из довольно четко определенных наборов типовых боевых ситуаций (например, оборонять мост, взять мост; взять дом, улицу, оборонять дом, улицу; правильно двигаться по дороге, по улице, правильно расположиться на привале, стать лагерем; правильно переправиться через водную преграду; правильно обнаружить цели, точно нанести их на карту доложить о них, правильно выбрать способ и вид боя; как надо работать с GPS и GLONAS; как дать целеуказания авиации, вертолетам и артиллерии, и так далее. Они практически не учатся.Например, курсанты Московского ВОКУ в основном ходят в караулы (до 50% учебного времени), а всем необходимым собственно военным премудростям их не учат, а только гоняют и унижают, так как учить некогда, некому и не на чем. 5. Отсутствие современной инфраструктуры ВПОМожет где-нибудь и что-нибудь современное и существует, но, например, Общевойсковая академия учит своих слушателей как сто лет назад - только указка, мел, карта и голос преподавателя. Личные персональные компьютеры слушателей не предусмотрены. Информационно-научной внутренней компьютерной сети нет. Нет никакой переводной литературы. Нет никакой военной научной работы, так как некому сформулировать задачи для военной науки, а наши периодические издания сосредоточены в Москве, печатают всякую чушь и никакого позитивного влияния на развитие нашей военной мысли не оказывают. Хочу напомнить, что в США таких изданий - сотни. Нигде (даже в суворовских училищах и военкоматах) нет простых компьютеров с выходом в интернет, (хотя, например, уже десяток лет на каждом этаже Пентагона есть специальная защищённая "стеклянная комната", в которой находится такой компьютер, и при этом их режим секретности не страдает), но зато у нас есть "факсы", что просто прошлый век и идиотизм, так как на факсах наладить обмен научной информацией между ее потребителями не возможно. Учебные центры старые и на них стоят "городки по ЗОМП", но нет учебных мест, например, по "бою в доме", современных боевых тренажеров практически нет или на них развлекаются сами преподаватели. Специальные компьютерные программы обучения заказываются некомпетентным исполнителям, являются источником коррупции и для ВПО оказываются бессмысленными. 6. Отсутствие компетентного руководящего и преподавательского состава в учреждениях ВПОУчат все неслужившие в войсках, не командовавшие людьми, не занимающие высоких командных должностей, не имеющие личного опыта боевых действий и не имеющие необходимого образовательного уровня. Институт переподготовки преподавателей военных ВУЗов отсутствует, хотя таковой был создан и успешно работал в военные годы и в советское время. Необходима не только переаттестация постоянного состава учреждений ВПО, но и новая кадровая политика в этой области. Главная фигура военного профессионального образования - преподаватель, должен быть признанным специалистом в своей сфере военного профессионального образования (быть в ней лучшим), приходить из войск и уходить в войска, это касается и командного состава ВВУЗов. 7. Отсутствие непрерывности ВПОТезисы о том, что образование должно быть непрерывным, а самостоятельная работа составляет основу образования, являются общепонятными и общепринятыми. Поэтому - Самостоятельная работа, как обязательная, плановая и оцениваемая работа офицерского корпуса по собственному профессиональному самообразованию, и как этап подготовки к следующему этапу ВПО, должна стать обязательной и плановой частью боевой (оперативной) подготовки офицерского корпуса всех уровней. Необходимо издавать, например каждые два года, лучшие научные работы офицеров, разработанные в ходе их самостоятельной работы, в специальных сборниках военной мысли, издаваемых в каждом Военном округе и академии, что будет давать дополнительные баллы (бонусы) при его поступлении в очередное учреждение высшей военной школы и для продвижения по службе. 8. Вопросы общего плана формирования ВПОа) Правовая база военного дела не сформирована Необходима срочная работа по Кодификации военного права б) Необходимо формировать некий "носимый запас знаний", который, вместе с ноутбуком, вручается каждому офицеру при вступлении (по окончании) военного Вуза, в состав которого можно включить: Военное право; Библиотеку (фонотеку, видео и кинотеку)российского офицера; Учебные фильмы, слайды и уставы; Курсы по выживанию.самоспасению и т. д. II. О кадетском образовании в РоссииКадетское образование является признанной, самой успешной, эффективной и сегодня востребованной российским обществом формой образования и воспитания молодого поколения страны. Этот факт общеизвестен - к кадетам все относятся хорошо, в кадетских корпусах и суворовских военных училищах конкурс доходит до 40 человек на место, процент поступления суворовцев и кадет в высшие учебные заведения самый высокий в России. Сами кадеты гордятся своим корпусом и всю жизнь причисляют себя к славной семье кадет. Решением Президента России созданы и наращивается сеть Президентских лицеев и кадетских училищ, а общее количество учреждений кадетского образования в России превысило сотню. В тоже время существует парадокс, который совершенно необъясним ни с точки здравого смысла, ни с точки зрения здравомыслия, целесообразности и государственной необходимости. Этот парадокс заключается в том, что - кадетские корпуса реально есть и их число растет, но официально и в российском образовательном праве - кадетского образования, как начального (профильного) образования государственной службы - нет, и этот парадокс никем не решается. Должен доложить, что за последние годы мы поднимали этот вопрос везде.где только можно - в Министерские образования и науки, в Совете Федерации, в Московской Думе, в Общественной палате РФ дважды, обращались к Министру обороны. Председателю Правительства и Президенту РФ, - все окончилось не только безрезультатно, но и безответно. Мы, ветераны-суворовцы поднимали и обсуждали вопрос о кадетском образовании в России на всех трех Общекадетских Съездах в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, и совместно с Общественной палатой по образованию в городе Москве, разработали и представили в Комиссию по разработке закона "Об образовании" свои поправки к Закону "Об образовании в РФ", получили одобрение "Патриотического клуба" единой России (Яровая Ирина Анатольевна), и получили упоминание о кадетских корпусах в предпоследней его версии, на нашей стороне практически вся российская пресса и даже Первый канал телевидения, но … В последней версии Закона нет и следов ни кадетских корпусов, ни упоминаний о кадетском образовании. У нас возникает естественный вопрос - почему Президент России и российское общество хотят иметь кадетское образование и его развивают, а анонимные разработчики и вдохновители Закона этого не хотят?? К сожалению, такое "враждебное умолчание" имеет крайне серьезные последствия. Так, например, Департамент образования г. Москвы (Калина Исаак Иосифович) просто и молча решил уничтожить систему кадетских корпусов Москвы, которая насчитывает 20 (двадцать) лучший в России кадетских корпусов, в связи с их "затратностью и неэффективностью для бюджета Москвы". Эта диверсия проводится как "кампания по укрупнению и эффективности школ", и алгоритм уничтожения таков:
Все это преступление оказывается возможным только потому, что формально, в Праве и Законе нет кадетских корпусов как особого вида образовательных учреждений. К сожалению подобного рода тенденции существуют и в системе суворовских военных училищ Министерства обороны, которые уже стали детскими домами и свою основную функцию - подготовки молодых поколений граждан России к служению Отечеству на военном и гражданском поприще с детства - утратили. Сам факт того, что - в суворовских военных училищах запрещена строевая подготовка; сокращены все предметы военной подготовки; назначается не Начальник СВУ, а Директор ГОУ; воспитательный состав комплектуется женщинами и гражданскими (никогда не служившими в армии) людьми; а директор Тверского СВУ прямо заявляет ветеранам-выпускникам училища, что "Вы ни мне, ни Министерству обороны не интересны и не нужны" и отказывает ветеранам во встрече с суворовцами. Мы считаем такое отношение к самой исторически надежной и эффективной системе подготовки и воспитания патриотов России недопустимым, и требующим соответствующих решений, как сущностных, так и кадровых. Наши предложения по кадетскому образованию содержатся в Приложении № 2 III. Несколько утверждений аксиоматического плана1. Необходимо вернуться к основам национального профессионального военного образования. Это значит, что надо забыть о том, что в военном строительстве можно придумать что-то совершенно новое, или взять какой-то "особенно эффективный передовой зарубежный опыт" и успешно, быстро и качественно перейти на другие ценностные, профессиональные и этические подходы, как к воинской службе, так и в сфере национального профессионального военного образования. Любая деятельность в этих направлениях неизбежно ускорит агонию Вооруженных сил России и приведет их к полной небоеспособности. Мы убеждены, что тупое следование курсом существующих парадигм "общего образования" для военного дела России является гибельным, поэтому, в деле национального военного профессионального образования необходимо идти своим профессиональным путем. 2. Заниматься всей проблематикой национального военного образования должны не "эффективные менеджеры" а знающие военные профессионалы, и это должно стать главным правилом кадрового отбора. 3. Без разработки и официального принятия государственной идеологии воинской службы и профессиональной этики офицерского корпуса - дальнейшее развитие Армии невозможно, так как только идеология и этика дают - государственническую и патриотическую мотивацию к службе, учебе и карьерному росту. 4. Без восстановления и развития, практически умершей, национальной военной мысли никакое военное профессиональное образование не возможно, так как только национальная военная мысль может сказать - чему нужно учить. 5. Восстановление национальной военной мысли возможно только на основе разработки Основ общей теории войны и приоритета фундаментальных военно-научных исследований. Надо прекратить практику считать военной наукой исключительно НИОКРы и работу в направлении технических проблем техники и вооружения. Необходим серьезный заказ государства и Министерства обороны на разработку фундаментальных проблем войны и управления страной в мирное и военное время. 6. Основной фигурой военного профессионального образования является - преподаватель, его профессиональная подготовка, мотивация и уровень компетенции, является решающим, так как только прошедший службу в войсках и специально теоретически подготовленный преподаватель может - правильно учить. 7.Любое строительство военного профессионального образования на старой технологической и информационной базе - бессмысленно. 8. Основой национального профессионального военного образования должно стать - широкое и фундаментальное общее гуманитарное образование в сочетании с получением обучаемыми твердых навыков в действии при оружии всех видов и в действии во всех основных боевых ситуациях, а также воспитание инициативного и ответственного военного руководителя, способного принимать решения, организовывать его выполнение и отвечать за его результаты и последствия. 9. Необходимо прямо связать систему Военного Профессионального Образования с Положением о прохождении службы офицерским составом ВС РФ, то есть четко определить - кто и кем может (по должности) стать в зависимости от уровня профессионального образования, так как каждый уровень ВПО должен поднимать офицера, как военного профессионала, к новому уровню компетенции. 10. Надо перестать двигать учебные заведения, надо создавать современные учебные центры и инфраструктуру для учебы и военной науки. 11. Надо создать Совет (Центр, Комитет, Управление) военного профессионального образования, дать ему диктаторские полномочия деятельности и обеспечить необходимыми средствами. 12. Необходимо создать при Президенте - Верховном главнокомандующем ВС РФ (Совете Безопасности РФ), Центр независимой военно-научной экспертизы и тщательно оценивать программы и планы модернизации военного дела в России. В Российской Академии Наук необходимо образовать самостоятельный Центр (Комитет, направление) военных наук. 13. Необходима полная гласность всей этой работы и открытое обсуждение ее планов и итогов на всех уровнях, и в первую очередь в независимом экспертном сообществе и прессе, а также контроль гражданского общества за этим процессом. Уважаемые коллеги.Я высказал эти принципиальные тезисы в качестве некого манифеста и программы деятельности, которая, будучи усилена расчетом сил, средств и времени может явиться "дорожной картой" формирования нового и качественного национального военного образования России. В Заключении, хочу еще раз сказать нам всем - сегодня вопрос стоит как в лозунге ВДВ "Никто кроме нас!". Позволю еще несколько конструктивных предложений Министерству обороны РФ:
Благодарю за внимание.Национальная система профессионального военного образованияМы считаем, что наша национальная Военная профессиональная школа должна основываться, кроме всего прочего, на понимании нескольких базовых аксиом. 1. Профессиональное военное образование должно быть непрерывным. Это значит, что общий подход к нему должен основываться - на направлении (по линии) развития и поддержки профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих, путем его непрерывного профессионального (очного, заочного и самостоятельного) образования. При этом - образование - должно обеспечивать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а воспитание - должно формировать ценностную, нравственную основу профессиональной деятельности военных кадров и их безусловную функциональную пригодность к воинскому труду. Непрерывность профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров России, то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне. 2. Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма. К примеру:
3. Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры - должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения. 4. Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой частью профессионального военного образования (в том числе и высшего), и должно быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки. Представляется, что национальная система профессионального военного образования есть самостоятельная часть (вид) профессионального образования государственной службы и должна состоять из: 1. первичного (начального или кадетского) профессионального военного образования, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса; 2. базового профессионального военного образования, это - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ; 3. специального профессионального военного образования, это - система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск; 4. высшего профессионального военного образования, это - военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид; 5. высшего профессионального государственного образования, это - Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы). Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню военного профессионального образования. Первичное (начальное - кадетское) военное профессиональное образованиеСуворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же из сирот, "сыновей полков" и бездомных детей), должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга, и давать им:
Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям. Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течении 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка. В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию. Выпускники Суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования. Таким образом построенное первичное (начальное) профессиональное военное образование должно обеспечить высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в Армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. При необходимости и при желании выпускника, возможно принятие им на последнем курсе Военной присяги и заключение контракта с ним, обеспечивающим продолжение им обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а, в дальнейшем и воинской службы, с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника. В целом, кадетское образование должно давать своему воспитаннику начальное профессиональное образование государственной военной службы. Учебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня "своих" учреждений безусловно не должны облагаться налогами. Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям. Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры: имеющие высшее образование; прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ; имеющих крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей; не стремящиеся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго. Кроме того, важным и новым направлением кадровой политики в Армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени. Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми. Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ. Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ. Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: Начальник училища - генерал-майор; заместитель начальника училища - полковник: командир суворовской роты - подполковник; командир суворовского взвода - майор. Притом, что должностной оклад этих категорий должен быть приравнен: Начальника училища к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища, к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты, к окладу командира полка; командира суворовского взвода, к окладу командира батальона. Представляется так же важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них. Базовое профессиональное военное образование -
|
Члены Общественной Палаты по образованию в городе Москве |
|
генерал-майор |
Александр Владимиров. |
Доктор педагогических наук |
Игорь Понькин |
14 января 2010 года, г. Москва
1(назад)Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644).
2(назад) Далее - законопроект. За основу взята редакция законопроекта, представленная для общественного обсуждения 1 декабря 2010 г. на сайте <http://www.zakonoproekt2010.ru/#law/edu>
3(назад) Согласно пункту 4 статьи 26 "Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций" законопроекта, "государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, казенного или автономного)"