Александр Владимиров
Президент Коллегии военных экспертов России,
Почетный председатель ОССНКР и МССНК
кандидат политических наук,
генерал - майор
Тезисы доклада
"Общественные объединения выпускников суворовских и нахимовских училищ
как базовые организации продвижения в обществе концепции подготовки к
военной службе с детства (с учетом празднования в 2013 г. 70-летия основания
суворовских и нахимовских училищ)".
на совместном заседании коллегии Росвоенцентра и рабочей группы
РОК "ПОБЕДА"
30. 05. 2013 г. Москва, Красная Площадь
Уважаемые коллеги и друзья!
Я имею честь представлять здесь кадетское движение России, может быть
самое старое, многочисленное и организованное общественное движение и
ее основную организацию - "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев
и кадет России", основной уставной целью которой является - патриотическое
воспитание молодых поколений граждан нашего Отечества.
В этом году исполняется 70 лет со дня образования первых девяти суворовских
военных училищ 23 августа 1943 года, то есть - в ходе Великой Отечественной
войны.
За эти 70 лет Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища
дали нашему Отечеству 72 Героя Советского Союза и России, почти тысячу
генералов и несколько десятков тысяч офицеров, несколько федеральных министров,
трех космонавтов, двух академиков, трех губернаторов, несколько тысяч
мастеров спорта, несколько десятков чемпионов мира, Европы и Олимпийских
игр, выдающихся музыкантов, артистов и деятелей искусств.
Сегодня в России и мире более 100.000 выпускников учреждений кадетского
образования и их число ежегодно увеличивается на несколько тысяч суворовцев,
нахимовцев и кадет, выпускников порядка ста учреждений кадетского образования
страны и Армии.
Мы считаем важным прояснить понятия "кадетское образование" и "кадетское
движение", так как сегодня существует вольное обращение с этими понятиями,
что мешает более полно использовать колоссальный творческий и патриотический
потенциал их основ.
1. О кадетском образовании
Что такое "кадетское образование"
Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным
специальным образованием государственной (гражданской и военной) службы
в Российской Федерации.
Кадетское образование есть - государственное начальное специальное
профессиональное (профильное) образование, включающее основы военной и/или
гражданской государственной службы, получаемое несовершеннолетними гражданами
России в процессе получения ими общего полного среднего образования, в
ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства.
Целью кадетского образования и его учреждений является подготовка
несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе,
в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве
специалистов-профессионалов.
Учреждения кадетского образования - есть особый тип образовательных
государственных бюджетных учреждений начального специального (профессионального)
образования государственной службы, с углубленным военно-патриотическим
воспитанием типа старых кадетских корпусов, интернатного типа, при полном
пансионе с восьмилетним сроком обучения предметам начальной военной и
иной профессиональной (специальной) подготовки государственной службы
с пятого по двенадцатый класс, со средним (полным) общим образованием
и общим двенадцатилетним сроком обучения, для подготовки несовершеннолетних
обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной
службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов.
Учреждения кадетского образования образуют единую систему кадетского
образования, находящуюся в ведении уполномоченного государственного
органа при Президенте Российской Федерации и включающую суворовские военные
и нахимовские военно-морские училища, президентские кадетские училища
и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается Правительством Российской
Федерации.
В них реализуются образовательные программы начального специального профессионального
образования государственной службы, а также образовательные программы
среднего (полного) общего образования.
Необходимо сказать, что именно эти положения необходимо закрепить в Федеральном
праве, в новой редакции Закона "Об образовании РФ", или новом Законе "Об
образовании государственной службы в РФ"
Кадетское образование как основа системы формирования нового
служилого слоя России
Основным условием развития, успешности и исторической вечности России
как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность
государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития
страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех
условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.
Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и
развития подразумевает необходимость твердого управления государством
всеми сферами жизнедеятельности страны.
Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет
необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально,
то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, быть
преданным своему Отечеству и способных профессионально и ответственно
управлять бытием державы и защищать ее даже ценою собственной жизни.
Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо
формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора,
расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной
системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения.
Такая система формирования национальной элиты России может быть создана
путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского
общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной
и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России
и Суворовской школой Советского Союза и современной России.
Нам представляется, что для того чтобы выполнить эту задачу необходим
новый и постоянно-действующий и приоритетный Национальный проект создания
служилого слоя России (формирования национальных элит) с детства, на базе
учреждений кадетского образования страны.
Этот проект также должен включать в себя:
- Собственную строку финансирования в Федеральном и региональных бюджетах.
- Создание системы федерального и регионального руководства кадетским
образованием в России.
- Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа
на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского
образования, который предусматривает планирование подготовки младших
специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы
по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата
обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному
размещению специалистов - выпускников учреждений кадетского образования
в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации
и карьерного роста.
- Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный
цикл подготовки государственных служащих страны.
- Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования
кадрового резерва страны.
- Включение этих идей и мероприятий в состав соответствующих приоритетных
Национальных проектов.
2. О роли и месте общественных объединений кадет
Что такое "кадетское движение"
"Кадетское движение России" - совокупность общественных организаций
выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов
силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных
едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности.
В состав кадетского движения России входят:
- Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских
корпусов всех типов, образуемые в каждом учреждении кадетского образования;
- Объединения выпускников одного учреждения кадетского образования,
компактно проживающих в данной конкретной местности;
- Региональные и межрегиональные объединения кадет;
- Общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования
России.
***
Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации
Концепции кадетского образования в России важна и уникальна.
Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.
Во-первых. Кадетскому образованию насчитывается более трехсот
лет (25 января 1701 года Указ Петра I о создании в Москве Навигацкой школы)
и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные
связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских
(нахимовских) военных училищ.
Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских
училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют
слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства,
воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской
этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.
Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских
военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы
в большинстве субъектов Российской Федерации.
Объединения насчитывают более 100.000 своих членов и объединены в Общероссийский
союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев
и кадет России", который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского
общества России.
Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около
3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных
объединений кадет своего региона.
В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями
исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую
преемственность.
Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности
духа, традиций и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского)
училища или кадетского корпуса.
В-четвертых. Общественные объединения кадет составляют основу
Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое
и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского
образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную
корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского
образования и качеством образования и воспитания в них.
В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль
в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах
русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности,
долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.
Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому
воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее
поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского
образования, школах, районах и муниципальных образованиях.
В-шестых. Все позитивные изменения в области кадетского образования
и воспитания, а также в вопросах государственного статуса учреждений кадетского
образования и их востребованности Отечеством - происходили по инициативе
и в результате огромной работы общественных объединений ветеранов суворовцев.
В целом
В системе и области кадетского образования России общественные объединения
ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:
- генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;
- профессионального экспертного сообщества;
- нравственного стержня и идеологического наставника;
- кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений
кадетского образования;
- хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;
- основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов),
как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;
- общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений
кадетского образования;
- системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом
России;
- системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников
учреждений кадетского образования.
Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции
всегда и независимо от политической конъюнктуры.
***
Мы хорошо знаем, что настоящий Патриотизм, это - действие, и это действие
тогда достигает своего положительного результата, когда его готовят и
проводят те общественные объединения, которые занимаются своим делом постоянно
и на земле, то есть среди молодежи и в учебных учреждениях, которые компетентны
и имеют поддержку органов власти.
Сегодня суворовцы горды тем, что после нескольких лет физического уничтожения
национальной суворовской военной школы прежним руководством Министерства
обороны, суворовцы, нахимовцы и кадеты:
- Вернулись в строй Армии и опять были участниками Военного Парада Победы
на Красной Площади;
- В суворовских военных училищах восстанавливается профессиональная
военная подготовка;
- Впервые за 70 лет в уже принятом Федеральном Законе "Об образовании
в РФ" появилась 86 статья, которая определяет цель кадетского образования
- "подготовка учащихся к несению государственной военной и гражданской
службы";
- Проведение юбилейных торжеств 70-летия образования СВУ будет проводиться
под эгидой и при личном участии Президента России В. В. Путина.
И это тоже есть - "патриотизм действия"!
Уважаемые коллеги!
Патриотическое воспитание нации определено нашим Президентом В. В. Путиным
в качестве приоритетной задачи государства и общества России, и это накладывает
на нас особую ответственность.
Мы, как военные профессионалы, считаем, что сегодня Россия находится
в состоянии войны, и патриотическая работа, способная привести к патриотической
идентификации и сплочению населения России, является важным средством
национальной безопасности и обороны.
Безусловно, в стране многое делается в области патриотического воспитания
граждан страны, но также очевидно и то, что эту работу можно и нужно делать
лучше и даже по-другому.
Мы считаем, что необходимо улучшение всей организационной работы в
сфере патриотического воспитания.
Во-первых. Надо на высшем государственном уровне прекратить считать,
что экономика страны важнее Духа нации и патриотическая работа не
требует государственных усилий и трат, а поддержка малого и среднего бизнеса,
а также странные "инновационные проекты" этого требует.
Во-вторых. Необходимо улучшить работу аппаратов органов государственной
власти, особенно их исполнительскую дисциплину.
(Пример. Невыполненное в течение десяти месяцев поручение Президента
В.В. Путина № Пр-1909 от 24.07.2012г., и Распоряжение Первого заместителя
Председателя правительства Д.О. Рогозина РД-П4-4899 от 20.08.2012, (задействовавших
для организации празднования 70-летия СВУ, как крупнейшего мероприятия
патриотического воспитания в канун подготовки 70-летия Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне, семь министерств и ведомств), есть
прямое свидетельство плохой работы В. Суркова как руководителя аппарата
Правительства, что поставило под срыв выполнение этих поручений, а так
же планов проведения самих Торжеств, так как до сих пор не создан государственный
Оргкомитет и не определены сроки и финансирование их основных мероприятий.)
В-третьих. Органам власти необходимо иметь тесный и непосредственный
контакт с теми общественными объединениями, которые ведут работу "на земле",
и помогать властью и средствами именно им.
В-четвертых. Необходимо изменить подходы к формированию Федеральной
Программы патриотического воспитания в РФ.
Это значит, что новую Государственную Программу патриотического воспитания
в РФ с 2016 года надо формировать исходя не только из планов министерств
и ведомств, но также из заявок, планов и мероприятий общественных объединений
и их проектов.
Эту программу должны формировать, не, например, Министерство культуры,
а Росвоенцентр и Постоянная комиссия РФ по патриотическому воспитанию,
например, при Патриотической платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с непосредственным
участием Советов крупнейших общественных ветеранских объединений, и эту
Программу надо публично обсуждать в СМИ.
В-пятых. Финансирование Программы должно предусматривать улучшение
условий работы общественных объединений на местах, особенно тех, которые
работают непосредственно среди молодежи и ветеранов войны и труда.
Например:
- у них должны быть бесплатные офисы-представительства в учреждениях
культуры и общественных (государственных) зданиях;
- гранты на исполнение мероприятий, программ, планов и проектов по патриотическому
воспитанию граждан России должны выделяться непосредственно им и вне
всякого конкурса, а не аффилированным структурам. (Конечно, только в
том случае, если эти общественные объединения делом доказали свою дееспособность.);
- Необходимо планировать непосредственные встречи актива патриотических
объединений с первыми лицами государства, Комитетами Государственной
думы, Министрами правительства РФ и наладить их прямую и обратную связь.
- Тематику, сценарии и съемку фильмов патриотического характера надо
отдавать не только в руки "мэтров", но и государственно помогать тем
общественным и профессиональным объединениям, которые заявляют о готовности
делать эту работу сами и в высоком качестве, и так далее.
Уважаемые коллеги!
У нас есть еще несколько важных заявлений и инициатив.
1. Мы считаем, что должно быть организовано прямое и непосредственное
сопровождение наших проектов: от их создания - до проведения через
государственные инстанции и реализации; формирование необходимого правового
сопровождения и формирование бюджетного финансирования; создание системы
общественного контроля за их реализацией, и так - за всей Программой патриотического
воспитания.
Нам представляется, что такой общественно-государственной основой может
стать Постоянная комиссия РФ по патриотическому воспитанию, при Патриотической
платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с непосредственным участием Советов крупнейших
общественных ветеранских объединений.
2. Мы предлагаем администрации Президента РФ, РОК "Победа" и Росвоенцентру,
совместно с Патриотической платформой ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", взять под
свое шефство новый и постоянно-действующий Национальный проект создания
служилого слоя России (формирования национальных элит) с детства, на базе
учреждений кадетского образования страны и включить его в канву деятельности
высших органов государственной власти, в соответствующие государственные
программы и национальный бюджет.
3. Мы предлагаем - Мероприятия плана подготовки и проведения 70-летия
образования СВУ включить в Государственную программу торжеств в честь
70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, а также
в новую Государственную программу патриотического воспитания с 2016 года.
Мы убеждены, что Россия может иметь успешное историческое будущее только
тогда, когда работники ее государственного аппарата буду учиться и воспитываться
в любви к Родине и в готовности служить Отечеству с детства.
Позвольте заверить вас, что суворовцы, нахимовцы и кадеты России имеют
конкретные предложения по всему спектру патриотического воспитания наших
граждан, к такой работе всегда готовы и ежедневно её ведут.
Благодарю за внимание
|