|  
       Александр Владимиров 
        Президент Коллегии военных экспертов России,  
        Почетный председатель ОССНКР и МССНК 
        кандидат политических наук, 
        генерал - майор  
      Тезисы доклада 
      "Общественные объединения выпускников суворовских и нахимовских училищ 
        как базовые организации продвижения в обществе концепции подготовки к 
        военной службе с детства (с учетом празднования в 2013 г. 70-летия основания 
        суворовских и нахимовских училищ)".
      на совместном заседании коллегии Росвоенцентра и рабочей группы 
        РОК "ПОБЕДА"  
        30. 05. 2013 г. Москва, Красная Площадь 
      Уважаемые коллеги и друзья!
             Я имею честь представлять здесь кадетское движение России, может быть 
        самое старое, многочисленное и организованное общественное движение и 
        ее основную организацию - "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев 
        и кадет России", основной уставной целью которой является - патриотическое 
        воспитание молодых поколений граждан нашего Отечества. 
             В этом году исполняется 70 лет со дня образования первых девяти суворовских 
        военных училищ 23 августа 1943 года, то есть - в ходе Великой Отечественной 
        войны. 
             За эти 70 лет Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища 
        дали нашему Отечеству 72 Героя Советского Союза и России, почти тысячу 
        генералов и несколько десятков тысяч офицеров, несколько федеральных министров, 
        трех космонавтов, двух академиков, трех губернаторов, несколько тысяч 
        мастеров спорта, несколько десятков чемпионов мира, Европы и Олимпийских 
        игр, выдающихся музыкантов, артистов и деятелей искусств. 
             Сегодня в России и мире более 100.000 выпускников учреждений кадетского 
        образования и их число ежегодно увеличивается на несколько тысяч суворовцев, 
        нахимовцев и кадет, выпускников порядка ста учреждений кадетского образования 
        страны и Армии. 
             Мы считаем важным прояснить понятия "кадетское образование" и "кадетское 
        движение", так как сегодня существует вольное обращение с этими понятиями, 
        что мешает более полно использовать колоссальный творческий и патриотический 
        потенциал их основ. 
      1. О кадетском образовании 
        Что такое "кадетское образование"
             Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным 
        специальным образованием государственной (гражданской и военной) службы 
        в Российской Федерации. 
             Кадетское образование есть - государственное начальное специальное 
        профессиональное (профильное) образование, включающее основы военной и/или 
        гражданской государственной службы, получаемое несовершеннолетними гражданами 
        России в процессе получения ими общего полного среднего образования, в 
        ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства. 
             Целью кадетского образования и его учреждений является подготовка 
        несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, 
        в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве 
        специалистов-профессионалов. 
             Учреждения кадетского образования - есть особый тип образовательных 
        государственных бюджетных учреждений начального специального (профессионального) 
        образования государственной службы, с углубленным военно-патриотическим 
        воспитанием типа старых кадетских корпусов, интернатного типа, при полном 
        пансионе с восьмилетним сроком обучения предметам начальной военной и 
        иной профессиональной (специальной) подготовки государственной службы 
        с пятого по двенадцатый класс, со средним (полным) общим образованием 
        и общим двенадцатилетним сроком обучения, для подготовки несовершеннолетних 
        обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной 
        службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов. 
             Учреждения кадетского образования образуют единую систему кадетского 
        образования, находящуюся в ведении уполномоченного государственного 
        органа при Президенте Российской Федерации и включающую суворовские военные 
        и нахимовские военно-морские училища, президентские кадетские училища 
        и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается Правительством Российской 
        Федерации. 
             В них реализуются образовательные программы начального специального профессионального 
        образования государственной службы, а также образовательные программы 
        среднего (полного) общего образования. 
             Необходимо сказать, что именно эти положения необходимо закрепить в Федеральном 
        праве, в новой редакции Закона "Об образовании РФ", или новом Законе "Об 
        образовании государственной службы в РФ" 
      Кадетское образование как основа системы формирования нового  
        служилого слоя России
             Основным условием развития, успешности и исторической вечности России 
        как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность 
        государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития 
        страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех 
        условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия. 
             Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и 
        развития подразумевает необходимость твердого управления государством 
        всеми сферами жизнедеятельности страны. 
             Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет 
        необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, 
        то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, быть 
        преданным своему Отечеству и способных профессионально и ответственно 
        управлять бытием державы и защищать ее даже ценою собственной жизни. 
             Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо 
        формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, 
        расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной 
        системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения. 
             Такая система формирования национальной элиты России может быть создана 
        путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского 
        общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной 
        и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России 
        и Суворовской школой Советского Союза и современной России. 
             Нам представляется, что для того чтобы выполнить эту задачу необходим 
        новый и постоянно-действующий и приоритетный Национальный проект создания 
        служилого слоя России (формирования национальных элит) с детства, на базе 
        учреждений кадетского образования страны. 
             Этот проект также должен включать в себя: 
      
        - Собственную строку финансирования в Федеральном и региональных бюджетах.
 
        - Создание системы федерального и регионального руководства кадетским 
          образованием в России.
 
        - Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа 
          на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского 
          образования, который предусматривает планирование подготовки младших 
          специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы 
          по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата 
          обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному 
          размещению специалистов - выпускников учреждений кадетского образования 
          в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации 
          и карьерного роста.
 
        - Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный 
          цикл подготовки государственных служащих страны.
 
        - Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования 
          кадрового резерва страны.
 
        - Включение этих идей и мероприятий в состав соответствующих приоритетных 
          Национальных проектов.
 
       
      2. О роли и месте общественных объединений кадет 
        Что такое "кадетское движение"
             "Кадетское движение России" - совокупность общественных организаций 
        выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов 
        силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных 
        едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности. 
             В состав кадетского движения России входят: 
      
        - Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских 
          корпусов всех типов, образуемые в каждом учреждении кадетского образования;
 
        - Объединения выпускников одного учреждения кадетского образования, 
          компактно проживающих в данной конкретной местности;
 
        - Региональные и межрегиональные объединения кадет;
 
        - Общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования 
          России.
 
       
      *** 
             Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации 
        Концепции кадетского образования в России важна и уникальна. 
             Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов. 
             Во-первых. Кадетскому образованию насчитывается более трехсот 
        лет (25 января 1701 года Указ Петра I о создании в Москве Навигацкой школы) 
        и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные 
        связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских 
        (нахимовских) военных училищ. 
             Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских 
        училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют 
        слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, 
        воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской 
        этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования. 
             Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских 
        военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы 
        в большинстве субъектов Российской Федерации. 
             Объединения насчитывают более 100.000 своих членов и объединены в Общероссийский 
        союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев 
        и кадет России", который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского 
        общества России. 
             Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 
        3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных 
        объединений кадет своего региона. 
             В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями 
        исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую 
        преемственность. 
             Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности 
        духа, традиций и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) 
        училища или кадетского корпуса. 
             В-четвертых. Общественные объединения кадет составляют основу 
        Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое 
        и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского 
        образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную 
        корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского 
        образования и качеством образования и воспитания в них. 
             В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль 
        в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах 
        русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, 
        долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще. 
             Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому 
        воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее 
        поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского 
        образования, школах, районах и муниципальных образованиях. 
             В-шестых. Все позитивные изменения в области кадетского образования 
        и воспитания, а также в вопросах государственного статуса учреждений кадетского 
        образования и их востребованности Отечеством - происходили по инициативе 
        и в результате огромной работы общественных объединений ветеранов суворовцев. 
             В целом 
             В системе и области кадетского образования России общественные объединения 
        ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции: 
      
        - генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;
 
        - профессионального экспертного сообщества;
 
        - нравственного стержня и идеологического наставника;
 
        - кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений 
          кадетского образования;
 
        - хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;
 
        - основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов), 
          как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;
 
        - общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений 
          кадетского образования;
 
        - системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом 
          России;
 
        - системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников 
          учреждений кадетского образования.
 
       
             Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции 
        всегда и независимо от политической конъюнктуры. 
      *** 
             Мы хорошо знаем, что настоящий Патриотизм, это - действие, и это действие 
        тогда достигает своего положительного результата, когда его готовят и 
        проводят те общественные объединения, которые занимаются своим делом постоянно 
        и на земле, то есть среди молодежи и в учебных учреждениях, которые компетентны 
        и имеют поддержку органов власти. 
             Сегодня суворовцы горды тем, что после нескольких лет физического уничтожения 
        национальной суворовской военной школы прежним руководством Министерства 
        обороны, суворовцы, нахимовцы и кадеты: 
      
        - Вернулись в строй Армии и опять были участниками Военного Парада Победы 
          на Красной Площади;
 
        - В суворовских военных училищах восстанавливается профессиональная 
          военная подготовка;
 
        - Впервые за 70 лет в уже принятом Федеральном Законе "Об образовании 
          в РФ" появилась 86 статья, которая определяет цель кадетского образования 
          - "подготовка учащихся к несению государственной военной и гражданской 
          службы";
 
        - Проведение юбилейных торжеств 70-летия образования СВУ будет проводиться 
          под эгидой и при личном участии Президента России В. В. Путина.
 
       
             И это тоже есть - "патриотизм действия"! 
      Уважаемые коллеги!
             Патриотическое воспитание нации определено нашим Президентом В. В. Путиным 
        в качестве приоритетной задачи государства и общества России, и это накладывает 
        на нас особую ответственность. 
             Мы, как военные профессионалы, считаем, что сегодня Россия находится 
        в состоянии войны, и патриотическая работа, способная привести к патриотической 
        идентификации и сплочению населения России, является важным средством 
        национальной безопасности и обороны. 
             Безусловно, в стране многое делается в области патриотического воспитания 
        граждан страны, но также очевидно и то, что эту работу можно и нужно делать 
        лучше и даже по-другому. 
             Мы считаем, что необходимо улучшение всей организационной работы в 
        сфере патриотического воспитания. 
             Во-первых. Надо на высшем государственном уровне прекратить считать, 
        что экономика страны важнее Духа нации и патриотическая работа не 
        требует государственных усилий и трат, а поддержка малого и среднего бизнеса, 
        а также странные "инновационные проекты" этого требует. 
             Во-вторых. Необходимо улучшить работу аппаратов органов государственной 
        власти, особенно их исполнительскую дисциплину. 
             (Пример. Невыполненное в течение десяти месяцев поручение Президента 
        В.В. Путина № Пр-1909 от 24.07.2012г., и Распоряжение Первого заместителя 
        Председателя правительства Д.О. Рогозина РД-П4-4899 от 20.08.2012, (задействовавших 
        для организации празднования 70-летия СВУ, как крупнейшего мероприятия 
        патриотического воспитания в канун подготовки 70-летия Победы Советского 
        народа в Великой Отечественной войне, семь министерств и ведомств), есть 
        прямое свидетельство плохой работы В. Суркова как руководителя аппарата 
        Правительства, что поставило под срыв выполнение этих поручений, а так 
        же планов проведения самих Торжеств, так как до сих пор не создан государственный 
        Оргкомитет и не определены сроки и финансирование их основных мероприятий.) 
             В-третьих. Органам власти необходимо иметь тесный и непосредственный 
        контакт с теми общественными объединениями, которые ведут работу "на земле", 
        и помогать властью и средствами именно им. 
             В-четвертых. Необходимо изменить подходы к формированию Федеральной 
        Программы патриотического воспитания в РФ. 
             Это значит, что новую Государственную Программу патриотического воспитания 
        в РФ с 2016 года надо формировать исходя не только из планов министерств 
        и ведомств, но также из заявок, планов и мероприятий общественных объединений 
        и их проектов. 
             Эту программу должны формировать, не, например, Министерство культуры, 
        а Росвоенцентр и Постоянная комиссия РФ по патриотическому воспитанию, 
        например, при Патриотической платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с непосредственным 
        участием Советов крупнейших общественных ветеранских объединений, и эту 
        Программу надо публично обсуждать в СМИ. 
             В-пятых. Финансирование Программы должно предусматривать улучшение 
        условий работы общественных объединений на местах, особенно тех, которые 
        работают непосредственно среди молодежи и ветеранов войны и труда. 
             Например: 
      
        - у них должны быть бесплатные офисы-представительства в учреждениях 
          культуры и общественных (государственных) зданиях;
 
        - гранты на исполнение мероприятий, программ, планов и проектов по патриотическому 
          воспитанию граждан России должны выделяться непосредственно им и вне 
          всякого конкурса, а не аффилированным структурам. (Конечно, только в 
          том случае, если эти общественные объединения делом доказали свою дееспособность.);
 
        - Необходимо планировать непосредственные встречи актива патриотических 
          объединений с первыми лицами государства, Комитетами Государственной 
          думы, Министрами правительства РФ и наладить их прямую и обратную связь.
 
        - Тематику, сценарии и съемку фильмов патриотического характера надо 
          отдавать не только в руки "мэтров", но и государственно помогать тем 
          общественным и профессиональным объединениям, которые заявляют о готовности 
          делать эту работу сами и в высоком качестве, и так далее.
 
       
      Уважаемые коллеги!
             У нас есть еще несколько важных заявлений и инициатив. 
             1. Мы считаем, что должно быть организовано прямое и непосредственное 
        сопровождение наших проектов: от их создания - до проведения через 
        государственные инстанции и реализации; формирование необходимого правового 
        сопровождения и формирование бюджетного финансирования; создание системы 
        общественного контроля за их реализацией, и так - за всей Программой патриотического 
        воспитания. 
             Нам представляется, что такой общественно-государственной основой может 
        стать Постоянная комиссия РФ по патриотическому воспитанию, при Патриотической 
        платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с непосредственным участием Советов крупнейших 
        общественных ветеранских объединений. 
             2. Мы предлагаем администрации Президента РФ, РОК "Победа" и Росвоенцентру, 
        совместно с Патриотической платформой ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", взять под 
        свое шефство новый и постоянно-действующий Национальный проект создания 
        служилого слоя России (формирования национальных элит) с детства, на базе 
        учреждений кадетского образования страны и включить его в канву деятельности 
        высших органов государственной власти, в соответствующие государственные 
        программы и национальный бюджет. 
             3. Мы предлагаем - Мероприятия плана подготовки и проведения 70-летия 
        образования СВУ включить в Государственную программу торжеств в честь 
        70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, а также 
        в новую Государственную программу патриотического воспитания с 2016 года. 
             Мы убеждены, что Россия может иметь успешное историческое будущее только 
        тогда, когда работники ее государственного аппарата буду учиться и воспитываться 
        в любви к Родине и в готовности служить Отечеству с детства. 
             Позвольте заверить вас, что суворовцы, нахимовцы и кадеты России имеют 
        конкретные предложения по всему спектру патриотического воспитания наших 
        граждан, к такой работе всегда готовы и ежедневно её ведут. 
      Благодарю за внимание 
     |