Александр Владимиров

Президент Коллегии военных экспертов России

член Совета по национальной стратегии

кандидат политических наук

автор фундаментального труда "Основы общей теории войны",

генерал - майор

Алгоритмы истории Истории1

Представляется важным предварить содержание этого раздела рядом утверждений аксиоматического плана - основными подходами к изучению Истории, раскрытию ее фактов и пониманию ее смыслов.

Ряд концептуальных аксиом 2

Представляется -

Во-первых. Мысль первична, а Космос (Природа) бесконечен и субъектен.

Во-вторых. Человек и Человечество есть Проект Космоса, но его Цель пока непостижима.

В-третьих, Цели Человечества:

  • Выживание и Развитие в качестве ведущего биологического вида Планеты;
  • Самосовершенствование себя и своих гуманитарных основ;
  • Экспансия в космос гуманитарных основ существования.

В-четвертых. История человечества (социума, нации) "производится", а не получается (возникает) в результате естественного развития социума.

Это значит, что История человечества (социума, нации) субъектна.

В-пятых. Субъектом и Объектом Истории является человеческое сознание, созидающее Мир и его Историю.

В-шестых. Задачей и Целью Истории является формирование новых форм человеческого общества через и на основе поднятия сознания социума.

В-седьмых. История человечества образуется:

  • путем ее складывания из масс событий и фактов текущего бытия и развития социума;
  • путем формирования и реализации масштабных социальных проектов.
"Принимаются также (только для целей этой работы) как абсолютно истинные следующие положения: единственным продуктом любого текущего исторического этапа является подъем сознания человечества, его качественное изменение, всё остальное - продукт роста сознания; уроки прошедшего заключены в исторически нерешенных проблемах"3

В-восьмых. Современная История человечества будет формироваться новыми Проектами и складываться из результатов их реализации.

В-девятых. Фундаментальными основаниями движения и развития Человеческого социума и его Истории является разнообразие ценностей и интересов народов и наций, порождающих череду технологических укладов и формирующих новые и разные формы экономических отношений и форм самого общества.

В-десятых. Люди всегда будут господствовать над формами своей жизни.

В-одиннадцатых. Мы все живем в мире Решений.

Решения власти дают нации рамки бытия и направленность его развития.

Решения граждан определяют их личную судьбу.

Только Решение может создать проект и осуществить его реализацию

Принимать решение надо уметь и этому надо учить.

Проблема управления социумом была и остается краеугольным камнем жизни человечества.

От того, кто и как вырабатывает идеологию, принимает и реализует решения, определяющие жизнь, зависит судьба социума и его история.

В-двенадцатых. История дает уроки и всегда "права", она не делает ошибок, их делают только люди, облеченные реальной властью, принимающие доктринальные стратегические и государственные политические решения

В-тринадцатых. Уйти от исторической ответственности, не замечая и прячась от явных вызовов истории, кричащих проблем самовыживания или самоуничтожения современной России, не удастся никому.

***

Алгоритмы Истории

Анализ истории человечества позволяет выявить некий общий алгоритм его саморазвития, понимаемого как смена основных технологических эпох.

Наша рабочая гипотеза состоит в следующем: история человечества может быть представлена и частично объяснена в виде череды самосменяемых эпох и формаций как видов и форм бытия человеческого социума (общества).

К этому стоит добавить следующие обстоятельства:

  • Существо каждой эпохи определяется диалектикой перехода от овладения к утрате преимуществ, получаемых благодаря технологическим прорывам в организации общего бытия человечества на данном этапе.
  • Этот переход "от овладения к утрате" сопровождается также сменой парадигм (базовых схем) бытия (идеологии, этикии политической надстройки общества наций, этносов, государств).
  • Этот переход производит сам социум, то есть общество, находящееся в конкретных исторических условиях, которое поднимается до уровня понимания необходимости и способности к осуществлению данного исторического перехода.
    Тем самым, это новое общество возросшего сознания и создавшего новый технологический уклад, принимает новую совершенную форму, чем и творит свою собственную историю и Историю человечества.
  • Каждая смена эпох характеризуется все возрастающим масштабом и уровнем насилия.
  • Определяющей формой социальных преобразований является война.
  • Каждое предыдущее состояние общества и соответствующие ему основы прежних технологических укладов (как правило, их наиболее эффективные элементы), остаются и существуют в бытии современного общества как "снятые", то есть в качестве исторической памяти и практике его бытия.

В вышеуказанном переходе можно выделить несколько фаз:

Iфаза:

  • Появление, в рамках уже устоявшейся исторической эпохи, новых технологий и новых ресурсов развития, обеспечивающих новое качество бытия (жизни) людей.
  • Узурпация этих технологий и ресурсов старыми элитами (что приводит к изменению и перерождению этих элит), а также зарождение новых элит.
  • Социальное расслоение внутри этносов.
  • Расслоение, дифференциация наций, этносов и государств по ролям, статусам и местам в зависимости от сложившегося разделения труда и доступа (владения) к технологиям и ресурсам.
  • Разрыв новых возможностей и претензий элит, этносов и государств со сложившейся моралью, интересами большинства и существующей моделью управления.
  • Рост социального внутреннего и внешнего напряжения.
  • Утрата устойчивости управляющих систем и царствующих идеологических парадигм.
  • Распад и угасание пассионарности прежнего общества.
  • Рост понимания необходимости новых идей и форм организации общества.

IIфаза:

  • Появление новой идеологии и этики бытия (деятельность Пороков и Предтеч, формирование "нового осевого времени").
  • Наступление кризиса и его разрешение насилием (войной), неизбежная конечная победа нового.
  • Переход к другой (новой) модели управления и закрепление новых статусов и ролей.
  • Закрепление в политической практике условий достигнутого состояния.
  • Формирование соответствующих экономических и культурных парадигм.
  • Формирование нового уровня сознания общества, новых форм организации социума.
  • Переход к использованию нового технологического и управленческого ресурсов.
  • Наступление нового качества жизни.

IIIфаза:

  • Неизбежная милитаризация бытия.
  • Появление основ нового технологического прорыва.
  • Формирование идеологических основ будущей модели управления (бытия).

И далее - все сначала, но на другом технологическом уровне.

В целом.

Переход к новой эпохе (смена вех и эпох) характеризуется:

  • возрастанием (повышением уровня) общественного сознания, формированием новых форм общества и организации его бытия;
  • переходом к технологиям и ресурсам нового уровня;
  • еще большей социальной дифференциацией и еще большим социальным напряжением;
  • переходом к еще большему уровню внутреннего и внешнего неравновесия;
  • формированием новых идеологий и элит;
  • неизбежной милитаризацией бытия;
  • неизбежностью общего кризиса прежнего бытия социума и систем управления им;
  • ожесточенной борьбой субъектов социума за владение (доступ) к новым технологиям и ресурсам;
  • формированием новой модели управления социумом;
  • переходом к еще большему уровню и масштабу насилия, вплоть до разрушения социальной ткани наций, этносов и государств.

Дополнительные выводы

1. Внутри каждой отдельной технологической эпохи были и существуют собственные ритмы и циклы развития, протекавшие в разных сферах бытия людей и с разной степенью ожесточения, но, как мы знаем, все предшествовавшие эпохи истории людей не уничтожили само человечество.

2. Представляется очевидным, что наступление уже объявленной Постиндустриальной эпохи (в том виде как этот сегодня делают атлантисты) в истории ччеловечества может стать завершающей фазой цивилизации людей.

3.Основными тенденциями современного исторического развития являются:

  • ускорение течения исторического времени (ускорение Истории);
  • усиление виртуализации бытия, все больше проявляющееся в производстве виртуальных реальностей: от "все сносящего" финансового виртуального потока, формирования культуры "виртуальной жизни" до уничтожения престижа честного производительного труда, активного отдыха и вообще всего, требующего от человека затрат физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий, приносящих нравственно ориентированное и общественно полезное удовлетворение;
  • изматывающее потребление, проявляющееся в производстве и формировании рынка новых потребностей, изматывающей гонке технологических "инноваций во имя продаж", и навязывание человечеству образа жизни, имеющего нормой "роскошное, демократическое, безответственное паразитическое существование", обеспечиваемое неважно какой ценой (об этом вредно даже задумываться);
  • милитаризация бытия как практически единственная "легитимная" основа любого насилия, обеспечивающего продолжение такого вида "прогресса истории";
  • переход войны из сферы собственно вооруженной борьбы, к войне как формированию нового сознания и нового общества социумов-реципиентов (социумов, предназначенных к "употреблению или уничтожению) в интересах агрессора.

4. Стратегии, ориентированные на поддержание "паразитического" качества жизни в условиях экологического кризиса, являются не только нерациональными и неэффективными с точки зрения затраты общественных ресурсов, но и аморальными.

5. В современном историческом процессе главную роль играют (и будут играть) не сами новые технологии, а идеологические и этические основы их применения.

Ответственность национальных элит за сохранение своих государств и человечества возрастает.

Роль общественного сознания и формирование новых форм общества является определяющим фактором развития или краха социума.

При этом, новое общество, как основа нового этапа развития Человечества, сопровождается новой парадигмой бытия, новой идеологией (ценностями, целью и предназначением нации), новой этикой национального бытия и системой управления им, новой этикой (кодексом) взаимоотношений нации и всего остального человечества.

8.Настоящий исторический момент иначе как историческим тупиком назвать невозможно.

9. Главным методом достижения стратегических целей всеми основными субъектами геополитики является война.

10. Главная задача человечества (в этом плане) - это нахождение наименее насильственного (кровавого) способа разрешения сегодняшнего кризиса цивилизации.

***

Эти общие выводы понадобились нам главным образом для того, чтобы констатировать следующую данность:

Все переходы от одного типа базовых моделей существования человечества к другому типу, изменения парадигм существования наций, а значит, перемена моделей управления социумом - исторически осуществлялись через формирование нового сознания и форм общества и, в конечном счете, реализовывались войной, как формой социальных преобразований.

Главным механизмом развития Человечества и формирования его Истории является насилие, которое подготавливается в мирное время и реализуется войной.

Поэтому мы согласны с утверждением английского историка А. Тойнби, который говорил о том, что, по его мнению, война является одним из "пусковых сигналов" развития цивилизаций и причиной их крушения.

Именно поэтому так необходимо иметь общую теорию войны, начав ее с рассмотрения понятия "война" и изложения наших подходов к ее природе.

3

1(назад) Мы предлагаем к рассмотрению следующую трактовку истории Истории человечества, точнее, ее этического аспекта, которая, предлагается сторонниками подготовки Народного собора, способного создать систему и механизмы реформирования государственной власти:
1. Бог, создавая человека по своему подобию, в своей великой милости и наделил его изначальной способностью, различения Добра и Зла, а также нравственной чистотой, стремлением к добру, справедливости, красоте, творчеству и развитию, которые закреплены в генетическом коде каждого человека.

2. В ходе истории, то есть - процессе естественного развития человечества под воздействием разных причин эти подаренные человеку Богом способности претерпевали изменения. Свою роль в этих изменениях сыграли и природные условия, в которых пришлось жить людям, специфика складывающихся социальных отношений, и способность человечества к осознанию и исполнению религиозных норм. С какого-то момента вопросы физического выживания человека и народа стали решаться по большей части войной, то есть насилием, и в бытии человечества стали преобладать приматы силы, потом богатства, и наконец, основной на них, личной свободы. Таким образом, природа человека портилась, и подаренные Богом способности творения добра, справедливости и красоты сменились стремлением к злу, стяжательству, жадности, склонностью к безмерному потреблению и приспособленчеству к силе, и наконец - к индивидуализму.
3. Когда уровень и масштабы насилия стали мешать развитию, человечество создало механизмы предотвращения своей деградации и назвало его Государством. Первоначально все типы государств основывались на воле народа, и декларировали его благо в качестве своих основных целей. Сформировавшиеся великие монотеистические религии внесли в бытие народов и государств идеологическую составляющую, оставив за собой исключительное право - судить и направлять государства, народы и людей именем Бога. Так, с одной стороны: государства продолжали развивать факторы силы и богатства, а, с другой, церковь оформляла его деятельность и примиряла людей с тяжелым настоящим, во имя лучшего будущего.
4. Государства любых форм властвования, развивались как самостоятельные социальные организмы и прошли путь от слабых полу-государств - полу-племен, до империи; от абсолютизма царской власти - до национальных государств с демократической формой правления. Но при этом основная суть государств не менялась: утверждение власти богатых и сильных за счет бедных и слабых; использование чужих ресурсов в собственных интересах; управление социумом за счет контроля распределения жизнеобеспечивающих ресурсов; присвоение абсолютной монополии на насилие: а также стремление к получению гарантии вечного обладания властью.
5. Когда социальные условия становились настолько отличными от того, что подсказывало человеку врожденное чувство добра и справедливости, и наоборот - проявление зла становилось столь очевидным, что терпеть существующее положение дел становилось невозможным, - народ стихийно, через революции, бунты и войны самоуправно менял власть.
6. По ходу истории власть имущие изобретали все более хитрые, изощренные и завуалированные способы подчинения себе населения. При этом образ жизни, устремления властных элит и утверждаемый ими социальный порядок, все более уходили от того образа человечества, которое было в замыслах Бога.
7. Иногда власть создавала для народа иллюзии того, что он может сам что-то менять в своей жизни, делая ее более достойной, свободной и справедливой. Но подаренные властью политические ритуалы являлись именно иллюзиями, и на самом деле представляли собой лишь новые формы эксплуатации и подчинения.
8. В результате все это привело к сегодняшнему крупнейшему нравственному, социальному и политическому кризису. Мир капитализма, с его базовыми ценностями наживы любой ценой, жадности, стяжательства, уже не может скрывать порочности. Капитализм настолько извратил социальную жизнь подчиненных ему наций и народов, что они уже не могут восприниматься людьми как нормальные и достойные. Все это в полной мере относится и к России.
9. Это значит, что историческое время государств, основанных на порочных ценностях стяжательства и ведущих свои нации к гибели, заканчивается. Настало время привести в соответствие замыслом Бога и государственное устройство России.
10. Практически это означает - вернуть нацию в лоно соборного управления, основанного на этике нестяжательства, патриотизма и служения. Что может быть реализовано в ходе подготовки Народного собора, способного создать систему и механизмы государственной власти, наиболее отвечающие подаренным человеку Богом чувствам справедливости, добры и красоты, которые свойственны любому человеку от рождения.

2(назад) В основу раздела положены тезисы, изложенные в монографии - Никаноров С. П. Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР. - М.:, 2012.

3(назад) Никаноров С. П. Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР. - М.:, 2012., С.10