ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИВ статье "Макроистория" ("Наша Страна" номер 1915, от II.4.I987), было обращено внимание на теорию английского историка Арнольда Тойнби о больших Цивилизациях (у Тойнби с большой буквы), понимаемых как субъекты, или деятели истории. Борьба этих Цивилизаций за свое самоопределение образует "большую историю", макроисторию. В указанной статье была сделана попытка определить органическую структуру этих больших Цивилизаций. Их ядром ("желтком" или "косточкой") являются высшие духовные ценности (Тойнби обобщает их выражением "отличительная культура", а Ортега говорит о "системе верований"), заключающие в себе религиозный "зародыш". Это ядро окружено "белком" или "мякотью" промежуточной культуры (искусство, наука, технология, экономика), в свою очередь заключенной в предохранительную оболочку ("кожуру") политических учреждений. В статье также было выдвинуто предположение, что политика является суммой действий, направленных на сохранение и утверждение духовного ядра собственной Цивилизации, или на его изменение, или уничтожение в других, встречных Цивилизациях. Предохранение и сохранение культурного ядра собственной Цивилизации требует постоянного творчества в области промежуточной культуры и в области политических учреждений. Этим творчеством главным образом занимаются творческие меньшинства, говорит Тойнби. Наш великий ученый М. Ростовцев утверждает, что падение Западной Римской Империи было вызвано именно истощением творческих сил ее меньшинств, в результате тотальной бюрократизации и милитаризации Империи. (Ортега и Гассет считает М. Ростовцева чуть ли не единственным историком правильно понявшим и описавшим социально-экономические процессы приведшие к падению Западной Римской Империи). Значит, для победи над какой-то Цивилизацией, необходимо уничтожить, устранить или обессилить эти творческие меньшинства, или по крайней мере потеснить их новыми, параллельными меньшинствами , отчужденными от ее духовного ядра. Отчуждение части Цивилизации, для ее употребления в качестве внутреннего рычага против всей Цивилизации в целом, было разработано марксизмом. В статье "Сословие отчужденных как рычаг разрушения" ("Наша Страна" номер 1427, от 5.7.1977), было высказано предположение, что "Маркс конечно, знал, что одного отчужденного рабочего класса для разрушения всего общества слишком мало". Поэтому Маркс выдвигает тезис, что борьба рабочего класса будет вестись под руководством "революционной элиты", питательной средой для которой будет новое беспочвенное сословие интеллигенции. Однако, Маркс не разработал стройной доктрины этого глобального стратегического замысла. Больше того, если бы он ее и разработал, ему бы пришлось тогда отказаться от Других частей своей идеологии, ввиду очевидных противоречий, которые в таком случае всплыли бы неминуемо на поверхность. Эту работу за Маркса сделал через пол века после него его последователь Антонио Грамши. Антонио Грамши родился в 1891 году, в Сардинии, в "мелкобуржуазной" бедной семье. Окончив среднюю школу, он поступает в Туринский университет, где знакомится с Пальмиро Тольятти. В 1914 году он становится членом Социалистической партии Италии (в которой также состоит и Муссолини) и начинает свою журналистическую деятельность. После войны, в 1919 году, в Италии появляются — наряду с двумя старыми партиями, социалистической и либеральной —две новые партии: "партито пополаре" (в будущем итальянские "христианские демократы") и Фашистская партия, вдохновляемая социалистическим раскольником Муссолини, мечтавшим уже тогда создать "новый порядок", но не во всем мире, а только в Италии. В 1921 году основывается коммунистическая партия Италии. Одним из ее основателей и был Антонио Грамши, который становится членом ее Центрального Комитета, а в 1924 году генеральным секретарем. Он становится также редактором партийной газеты, которая странным образом тоже называется "Новый порядок", В 1922 году Грамши отправляется в Москву, как делегат в Коминтерн, где он знакомится с Лениным, Троцким и Сталиным, и где он женится на одной немецкой коммунистке. В 1924 году Грамши возвращается в Италию, для того, чтобы принять участие в выборах в парламент. В 1926 году его арестовывают, а через два года его осуждают на 20 лет тюрьмы. В тюрьме, между 1929 и 1935 годами, Грамши записывает в пятидесяти тетрадях ряд своих рассуждений на разные темы, в которых он последовательно развивает свою доктрину. В будущем эти записи будут изданы под названием "Тюремные тетради" (или "Тетради из тюрьмы"). Кроме того, Грамши пишет из тюрьмы многочисленные письма своей жене, своим детям в СССР и своим друзьям. Эти письма впоследствии тоже будут изданы под названием "Тюремные письма" (или "Письма из тюрьмы"). После четырехлетнего пребывания в тюрьме, Грамши заболевает туберкулезом с осложнениями. В 1937 году он умирает в одной римской клинике. После Второй Мировой войны, группа итальянских коммунистов, под руководством Тольятти, отредактировала содержание этих тетрадей Грамши, по темам, а затем издала их в нескольких томах, между 1948 и 1951 годами. Затем, в 1975 году, тетради были изданы в хронологическом порядке "Институтом Грамши" итальянской компартии. Первый перевод тетрадей на испанский язык появился в Аргентине уже в 1950 году. Однако, содержание политической доктрины Грамши, заключавшееся в этих тетрадях, оставалось мало известным вне специфических марксистских кругов. Оно прорывается в широкую известность в Аргентине во время правительства президента Альфонсина, в 1984 - 1989 годы, когда левые элементы, поддерживающие это правительство (социалисты, троцкисты и т. д.), принимают участие в руководстве народным образованием. Тогда устанавливаются обязательные вступительные курсы для поступления в университеты. На этих курсах усиленно цитируются и изучаются мысли Грамши. По государственному радио передаются специальные программы для прохождения этих курсов, в которых неизменно тоже упоминается Грамши. К автору этих строк тогда обратился редактор одной католической газеты, с просьбой написать "статью о каком-то Грамши, которого цитирует государственное радио". Я в начале не поверил, что для поступления в государственный университет необходимо изучать Грамши. Однако, когда я купил конспекты вступительных курсов, оказалось, что действительно они кишат ссылками на него. В то же самое время, в книжных магазинах было трудно достать издания его тетрадей, так как они оказались распроданными. Когда я затем был в Риме, то мне тоже говорили, что Грамши, мол, уже принадлежит прошлому, что сегодня он уже более не актуален. Однако, когда я в течение одной недели купил три раза итальянскую коммунистическую газету "Унита" (в которой указанно, что она основана Грамши), оказалось, что во всех трех номерах были большие статьи, на всю страницу, о Грамши. Наши соотечественники из России, специфически интересующиеся политикой, с которыми я тогда встречался в Европе (в конце 1989 года), тоже ничего не знали о Грамши. В 1987 году, аргентинский католический профессор истории и богословия, иезуитский патер Альфредо Саэнс, прочел в Аргентинской корпорации католических адвокатов в Буэнос-Айресе серию лекций о Грамши. Патер Саэнс несколько лет специально изучал Грамши, и для этого даже ездил в Италию. Резюме этих докладов было издано в Буэнос-Айресе в 1989 отдельной брошюрой, из которой и взяты многие данные для настоящей статьи. Грамши определяет марксизм, как логическое завершение модернизма. Марксизм он называет "философией практики", которая "предполагает все это культурное прошлое (возрождение, реформу, немецкую Философию, Французскую революцию, кальвинизм, классическую английскую экономику, лаический либерализм и историцизм), находящееся в основании модерной концепции жизни". Новый принцип, модерный принцип, зародился как концепция в Германии, ново Франции он принял политическое воплощение, а в Англии экономическую технологию. Все эти три источника (немецкая идеалистическая Философия, Французская политика и литература и английская экономика) имеют под собой один общий знаменатель, который Грамши называет "имманентностью". Имманентность противоположна "трансцендентности", так как она замыкает все действия человека исключительно земными интересами. Имманентность стремится только к земному и хочет остаться на земле (ин-манере, оставаться, пребывать в), и совершенно игнорирует все, что выходит за рамки земного. Грамши предпочитает выражение "имманентность" классическому марксистскому "материализму", потому что материализм для многих марксистов превращается в какого-то идола, находящегося вне человека, выше человека, которого человек не может трансформировать, изменять. Отсюда вытекает принципиальный волюнтаризм Грамши, так как он считает, что человек может и должен все менять. Эти перемены происходят в истории, каковая в действительности находится все время в движении, "ин фиери". Материя, это все то, что существует, но, одновременно, она также и результат предыдущей практики человека, она является организованной и переработанной человеком в процессе истории природой. На смену грубому материализму, Грамши выдвигает, таким образом, имманентиэм, волюнтаризм и историцизм. А также и абсолютный антропоцентризм, под маской гуманизма. Грамши также отрицает марксистский постулат прямой причинной связи между базисом и надстройкой. Не все экономические перемены вызывают автоматически идеологические и политические перемены. Наоборот, идеология и политика влияют на экономику. Для объяснения этого, Грамши развивает свою центральную теорию двух обществ: гражданского общества и политического общества. Гражданское общество это "совокупность организмов называемых частными, которые соответствуют функциям гегемонии над всем обществом". Это совокупность организмов, которые создают, творят общее мышление и общие чувства в народе, которые имеют интеллектуальную гегемонию в обществе. Политическое же общество это совокупность организмов, которые занимаются прямыми принудительными функциями в обществе, с помощью юридических, политических и военных аппаратов власти. Оба этих общества и составляют совместно надстройку. В нормальных условиях они солидарны, говорит Грамши. Кризис наступает тогда, когда между ними происходит раскол, когда политическая власть и интеллектуальная гегемония начинают противостоять друг другу. Из этого следует важное заключение: для захвата власти нет необходимости менять экономический базис, а необходимо захватить и изменить ту часть надстройки, которая соответствует гражданскому обществу, создающему общественное мнение во всем обществе. Именно таким образом Грамши объясняет почему первая социалистическая революция произошла в России, в которой она согласно Марксу никак не могла произойти, из-за несоответствующих экономических условий. Грамши поправляет Маркса: реализация революций зависит не от экономических базисных условий, а от инфильтрации и захвата той части надстройки, которая занимается созданием общественного мнения. Такая революция совершается не рабочими и не стихийно действующими массами (которым Грамши вообще не доверяет), а интеллигентами, органически организованными вокруг "идей и мнений", которые, в свою очередь, "не зарождаются спонтанно, но исходят из центра, где они формируются, откуда они излучаются, распространяются и внушается". Эти интеллигенты должны осуществлять "молекулярную агрессию", для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, проникать в религиозные, философские, научные, артистические и вообще культурные "крепости". Нет необходимости брать приступом Зимние дворцы, а нужно брать "казематы культуры", учит Грамши. Россия, во времена Ленина, пишет Грамши, имела "желеобразное" общество, поэтому тогда было необходимо действовать по-ленински. Грамши особенно подчеркивает, что сперва необходимо разрушить в обществе предыдущее мировоззрение, а затем внедрять новое сознание имманентизма. Только лишь развитие имманентизма до конца сможет обеспечить создание "нового порядка". Для этого, интеллигенты. действующие молекулярно, должны подтачивать и разрушать это предыдущее мировоззрение, и бороться за устранение основных принципов, составлявших доселе мыслительную структуру общества. Проникая ко всем рычагам культуры и общественного мнения, они должны добиваться слома и сноса этих принципов и устранения всех тех, кто их будет защищать. Для этого, учит Грамши, необходимо лишить защитников этих принципов "всякого духовного престижа... путем постоянной разъедающей критики. Эта критика должна сеять сомнения, скептицизм, лишать их морального престижа... она должна уничтожить их верования и их учреждения...". "Молекулярное подтачивание предыдущего мировоззрения" и "устранение основных принципов общества" несомненно вызывают смуту в обществе. Таким образом, очевидно, что смута является последствием таких акций, а не самозарождающимся и стихийным процессом. А искомым последствием самой смуты являются мутации в духовном ядре общества. Значит, причиной смуты в рамках одной Цивилизации является макроисторическая агрессия другой Цивилизации, с целью уничтожения духовного ядра (отличительной культуры) первой из них. Сословие отчужденных является инструментом, а сама доктрина грамшизма генеральным руководством для такой агрессии. Конечно, такая технология культурной революции применялась уже задолго до Грамши. Грамши лишь впервые сформулировал отчетливо ее доктрину, в виде стройной схемы точных (и публичных) инструкций. На Западе эта технология имела до сих пор больше успеха, чем в России, так как в России с 1917 года стало применяться грубое и жестокое насилие для достижения тех же целей. Так как эффективность грубого насилия все же имеет свои пределы (и ведет к экономическому коллапсу, подтачивающему власть насильников), то поэтому и наступает сегодня в России новый этап, новая эра, "новое мышление", уже не марксистское, а пост-маркистское, то есть грамшистское. В заключение, необходимо отметить, что грамшизм снова сливает в одно русло два рукава "модернизма": либерализм и социализм. Поэтому, грамшизм не только является последним этапом марксизма, этапом как бы закрывающим и подытоживающим марксизм, но также и первым этапом нового синтеза, поглощающего марксизм/либерализм и многие другие "измы", под общей ширмой "нового" строя, для новой эры. (2076,19.5.I990) Читайте следующую главу |