ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

(ВСТУПЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ)

1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В древней Греции, 2500 лет тому назад, впервые зародились политические и общественные науки. Первыми создателями этих наук являются Платон и Аристотель. Они были авторами нескольких фундаментальных трудов в этой области

Аристотель в своей "Политике" дает определение человека как "общественного животного". Но сразу после этого он добавляет, что некоторые виды животных тоже живут общественной жизнью, как, например, пчелы и муравьи. Разница между общественной жизнью человека и общественной жизнью животных заключается в том, говорит Аристотель, что человек обладает свободой выбора. Он в обществе может вести себя плохо или хорошо, и вообще он может поступать плохо или хорошо, в то время как поведение животных в обществе более предетерминировано, предопределено. "Только человек обладает чувством добра и зла, справедливого и несправедливого". (Аристотель. Политика. 1,1, 1253).

Таким образом, если человек является существом, нуждающимся в общественной жизни, для которого неестественно жить в одиночестве или только в семейном кругу, то эта свободная общественная жизнь человека не регулируется только лишь инстинктом и генетическим наследием. Должна быть какая-то добавочная регулирующая сила в рамках человеческого общества.

2. НРАВЫ И ЭТИКА

Эту общественную регулирующую силу, от которой зависит само благополучное существование общества, Аристотель называет греческим словом "этос", что можно перевести на русский язык словом "нравы" . Сумма этих нравов есть "нравственность", по-гречески "этика". Римляне "нравы" называли латинским словом "морес", от которого происходит "мораль". Значит, для того, чтобы понять суть человеческого общества и его функционирования, необходимо в первую очередь учитывать нравы этого общества.

Поэтому, Аристотель перед тем, как написать свой труд "Политика", пишет "Этику", ибо без этики нельзя понять общественной и политической жизни. Общественные нравы являются своего рода осадком коллективного опыта каждого общества. Каждое общество, чья жизнь превышает длительность жизни отдельных его членов, накапливает этот опыт в конкретных условиях своего бытия. Таким образом, этот общественный опыт выходит за рамки жизни отдельного человека. Конечно, этот накапливаемый обществом опыт постоянно развивается, или эволюционирует, в ту или иную сторону. Но, за исключением катастрофических моментов, такая эволюция нравов, с точки зрения отдельного человека, происходит очень медленно. Другими словами, человек рождается, живет и умирает в рамках более или менее однородной системы нравов, за исключением революционных, или катастрофических, периодов. (Латинское слово "революция" соответствует греческому слову "катастрофа". Это последнее слово более точно и более объективно определяет сущность революционных, сиречь катастрофических, последствий таких грубых нарушений общественной эволюции.)

Часть таких накопленных обществом нравов постепенно "сгущается" в предварительную форму права. Это то, что по-русски называется "обыденным правом", и что Аристотель называет "аграфа номи", то есть "неписаные законы". Аристотель говорит, что такие неписаные законы важнее писаных, не только потому, что неписаные законы существуют раньше писаных, но и потому, что писаные законы в основном вытекают из неписаных. По-русски писаные законы мы называем положительным правом, в отличие от обыденного права. Одной из функций общества является установление права. Где общество, там право (Ubi societas, ibi jus).

3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Однако, если углубить дальше этот анализ общества, его сути и его функционирования, то мы с самого начала наталкиваемся на два важных обстоятельства.

Во-первых, человеческие нравы сами по себе, несомненно, связаны с религиозными верованиями, господствующими в данном Обществе. Значит, необходимо исследовать соотношение между религиозными верованиями и нравами человеческих обществ.

Во-вторых, исходя из того факта, что из нравов вытекает так или иначе положительное право, мы должны также исследовать в этой связи роль "естественного права".

Естественное право - это как бы своего рода общий знаменатель всех частных обыденных прав, то есть естественное право - это та часть всех общественных нравов и всех общественных неписаных законов, которая присуща всем обществам. Например, заповедь "Не убий" присуща всем человеческим обществам. Значит, она имеет характер, выходящий за рамки отдельного общества, то есть, другими словами, она имеет трансцендентальный характер. Древние юристы говорили, что такое право является естественным, ибо оно лежит в самой природе человека.

Наш великий писатель Ф. М. Достоевский пишет: "При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических". ("Дневник писателя", 1880 год). Значит, Достоевский считает, что нравственные идеи неразрывно связаны с идеями мистическими или религиозными.

Действительно, если мы проследим историю всех нам известных обществ, то мы будем вынуждены установить, что фундаментом всех человеческих обществ были религиозные верования и тесно с ними соприкасающиеся общественные нравы, из которых выкристаллизировалось потом общественное право. Особенно это видно в те моменты, когда эволюция отдельного общества подводит его к принятию государственных форм.

Все исторически известные государства всегда зарождались под сильным влиянием религиозных факторов. В истории человечества мы видим две большие группы государств:

  • 1..Государства с большой территорией, как, например, Древний Египет и древние государства Месопотамии (Ассирия, Вавилон).
  • 2.В своих истоках территориально малые государства, как, например, Ветхий Израиль, древнегреческие государства и первоначальное Римское государство.

Все государства этих обеих групп были в значительной мере, хотя и по-разному, религиозными государствами. Причем религиозные элементы в этих государствах не только оказывали сильное влияние на их общественную жизнь, но также оказывали и определяющее влияние на характер и форму самого государства и его политических учреждений. Это есть несомненный и неоспоримый исторический факт, с каковым не могут не считаться общественные и политические науки.

Причем, в некоторых случаях, именно этими религиозными факторами объяснялся характер и самих нравов, и связанного с ними юридического права. Например, в Древнем Израиле все право выводилось исключительно из религиозного законодательства, каковое, в свою очередь, имело своим происхождением Божественное Откровение, данное Израилю и всему Человечеству через пророка Моисея на горе Синай, в виде Десяти Заповедей.

В свою очередь, мы видим, что абсолютно во всех государствах верховная государственная власть изначально всегда была нерасторжимо связана с исполнением религиозных священнодействий, в первую очередь с жертвоприношением. Так, основатель древнего Израильского государства, пророк Моисей, был одновременно Первосвященником и Вождем народа. Лишь под конец сорокалетнего странствования по пустыне и уже ввиду Обетованной Земли, Моисей разделяет свои функции, передавая Первосвященство своему брату Аарону. Это и было историческое начало братской симфонии (созвучия) между политической властью и церковной властью. Когда в Древних Афинах первоначальная монархия эволюционирует в аристократический, а затем и народный "полис", должность "василевса" (царя) все же сохраняется, с добавлением к этому титулу слова "священный". Единственной функцией этого "священного царя", по-гречески "иерос василевс", были жертвоприношения, от имени всего города. То же самое произошло чуть позже и в Римском Полисе (Римской Республике), где после исчезновения должности царя (rex) создается должность "священного царя" ("rex scarorum").

4. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

Первоначальным видом человеческого общества является семья. Когда семья увеличивается, она со временем превращается в род (клан). Несколько или много родственных родов могут образовать племя, а несколько племен, объединяясь, образуют народ. Все эти общественные организации внутренне связаны, главным образом, общим происхождением от одного общего родоначальника. Конечно, кроме родственных, генетических связей, такие общества объединены также общностью языка, нравов, верований и обыденного права. Кроме того, важным фактором в их жизни является территориальная близость. Значит, члены этих обществ имеют между собой не только близкие или отдаленные родственные связи, но также являются близкими или дальними соседями.

5 ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Однако, для образования государственных организаций одних §общественных связей недостаточно. Из всех сыгравших большую роль в истории народов только лишь Ветхозаветный Израиль создал государственноподобную организацию, опираясь почти исключительно на родовые и племенные отношения, вначале без территориальной связи. Это было вначале патриархальное государство, к тому же в течение первых 40 лет своего существования не имевшее своей территории, а блуждавшее по пустыне. Однако целью этого блуждания было как раз приобретение своей собственной "обетованной земли". Когда еврейский народ дошел до этой своей "обетованной земли", то она сразу же была распределена между 12 коленами, или племенами, израильского народа. Вначале государственная жизнь этого народа вращалась Вокруг религиозного руководства (Судьи, Пророки) и племенных вождей отдельных колен. Но с установлением монархии в II веке до Р.Х. (царь Саул, а затем царь Давид), со столицей в Иерусалиме, это государство приняло форму нормального государства, в котором территориальный элемент важнее родового и племенного.

Другие два древних государства на Ближнем Востоке, образовавшиеся гораздо раньше Израильского, были созданы под влиянием, главным образом, геополитических условий, Древний Египет был государством, главной целью которого было обеспечить земледельческую культуру на колоссальном протяжении долины вокруг Нила. Так как Нил ежегодно выходит из своих берегов и широко разливается, а затем снова возвращается в свое русло, оставляя на наводняемых полях широкие пласты плодотворного ила, то ежегодно приходилось перераспределять земельные участки после таких наводнений. Никакие вехи или межи не сохранялись после наводнений, и поэтому было невозможно закрепление земельных участков за их собственниками. Только лишь сильная центральная власть с непререкаемым религиозным и политическим авторитетом могла обеспечить быстрое распределение территорий после наводнений, чтобы можно было вовремя совершить необходимые посевы, и одновременно организовать правильное распределение воды по каналам для орошения.

В Месопотамии (Ассирия, Вавилония), между реками Тигром и Евфратом, было необходимо создать и поддерживать сложную сеть мелиорационных каналов, для орошения пустынной земли. Это тоже требовало сильной централизованной власти на больших территориях.

Кроме того, можно добавить, что такой государственный строй в Египте и в Месопотамии вызывал необходимость развития астрономических и землемерных наук и техник.

6. ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Первые государственные образования в Европе имели место в Греции, а затем в Италии. Греческие племена прибыли с севера на территорию сегодняшней Греции приблизительно в 19 веке до Р. X. В 16 или 15 веке они завоевали остров Крит, на котором существовала высокоразвитая мореходная культура народа, по-видимому, происходившего из Малой Азии. Эта культура была под сильным влиянием финикийской и египетской культур, но она имела собственные своеобразные черты. Она не строила ни городов, ни крепостей. Вся жизнь вращалась вокруг больших двухэтажных дворцов с колоссальным количеством комнат, в большинстве своем предназначенных для хранения земледельческих и других продуктов. Греки называли такое государство "таласократией", то есть "морской властью". Оборона этого государства осуществлялась его флотом на море, а дворцы были административными и хозяйственными центрами и складами. Эта культура называется критской, а на западе ее также называют миносской, по имени царя Миноса, имевшего свой дворец в Кнососе, который назывался Лабиринтом.

Вначале общественная структура этого критского государства была перенесена греками на Греческий полуостров. По-видимому, эта первая греческая культура, которую называют микенской, по её столице Микены, просуществовала вплоть до войны с Троей, приблизительно в 12 веке до Р. X. В это время она рухнула под наплывом с севера нового греческого племени дорийцев. В результате, перенятая с Крита общественная организация вокруг бюрократических центров и складов полностью исчезла и снова возымела верх прежняя родовая организация греческих племен. Однако влияние финикийской цивилизации (сегодняшние Ливан и Сирия) не прекратилось

Приблизительно около 1000-го года до Р. X. происходит образование Афинского государства. С этого образования начинается европейская цивилизация и новый тип государств, сильно отличающийся от больших восточных государств.

Во-первых, эти европейские государства были очень маленькими государствами, по сравнению с восточными. В-овторых, они образовались не на открытой территории больших речных долин, а на маленьких пространствах, сжатых между горными хребтами и морем.

Главной причиной начала государственного сожительства родственных родов и племен на определенной территории в Греции было желание жить более цивилизованной жизнью (а не необходимость землемерческих и мелиорационных работ, как это было на Ближнем Востоке), при сохранении свободы в рамках государства, как это было до этого в рамках отдельных родов.

В мирное время такая жизнь требовала решения всех спорных вопросов в обществе путем третейского, а затем княжеского суда, а во время войны требовало наличия постоянного военного руководства (вождя, воеводы).

Греческая легенда о создании Афинского государства приблизительно за 1000 лет до Р.Х. говорит о согласии совместно жить нескольких деревень. Они это согласие назвали "синекией" ("со" + "дом"), и считали его священным.

Интересно, что приблизительно в то же самое время греки приспособили для своего употребления финикийский алфавит Каковой, в свою очередь, развился из позднейших форм упрощенных египетских иероглифов). Финикийский алфавит не имел гласных, а только согласные. Однако, по своему характеру греки любили ясность в произношении, а также ясность в смысле каждого отдельного слова, что при алфавите без гласных невозможно, ибо многие слова можно читать по-разному. (Из греческого алфавита развились все остальные главные алфавиты: сначала этрусский, затем латинский, и, наконец, наша кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием в год основания русского государства, в 862 году.)

В то же самое время, в Афинах афинским царем и героем Тесеем был провозглашен начальный коренной принцип Европейской цивилизации: сожительство должно основываться на справедливости, а не на мести.

Римляне основали свой город в 753 году до Р. X. подобным же образом: объединением трех племен под руководством общего царя Ромула. (Царь по-латыни - "рекс", а по-гречески - "василевс").

Интересно, что образование Русского Государства в 862 году произошло точно таким же образом: объединением восточнославянских племен вокруг Новгорода, на Вечевой площади которого собравшийся народ "реша сам в себе" призвать князя "дабы правил нами по праву". Значит у наших предков уже было свое собственное право. Кроме того, у них уже существовали некоторые догосударственные структуры, как, например, вечевые сходки и начальники города (посадники и тысяцкие).

Двумя первоначальными функциями этой княжеской власти было возглавление военной рати на случай войны, а в мирное время беспристрастный суд, на основании имевшегося у славян их обыденного права. Таким образом, совершенно неважно, кем o был в действительности первый призванный князь. Важно то, что было создано государство по территориальному признаку со столицей сначала в Новгороде, при одновременном учреждении наследственной княжеской арбитражной и надплеменной судебной власти, а на случай войны княжеского надплеменного воеводства.

При малолетнем сыне Рюрика Игоре столица древнего Русского Государства была перенесена на юг, в Киев. Регентом княжества в это время был князь Олег. Уже при князе Игоре впервые упоминается в международных документах в 945 году имя нового государства: "Росия". Так в договоре Русского Государства с Византийской империей была названа наша "Русь".

Вскоре, в 988 году, при внуке князя Игоря, князе Владимире, произошло Крещение Руси. Русь приняла Христианство из Константинополя, где также находилась столица Византийской империи. Русская Церковь стала 61-ым митрополичьим округом Константинопольской Православной Церкви. Русская церковь возглавлялась Митрополитом, до 1300 года в Киеве, а затем во Владимире, а еще позже в Москве Патриархом. Крещение Руси стало началом великой русской культуры, а также укреплением и оформлением исконной русской государственной идеологии.

Коренные отличительные признаки этой русской идеологии, в хронологическом порядке, образуют следующее определение:

Русское государство должно быть народным, правовым, соборным, монархическим и православным. +

(Град Китеж, ведомости Организации Российских Юных разведчиков в Южной Америке". № 5. Август 2002 года.)